Сочинение на тему андрей платонов маленький солдат

Обновлено: 05.07.2024

В военном рассказе Платонова поднимается проблема беззащитности ребёнка, судьба которого ему ещё не принадлежит. Автор сочувствует детям, живущим в трудное время войны, потому что они не знают, какой должна быть жизнь, и принимают военные тяготы за норму.

Другие проблемы связаны с одиночеством и сиротством любого человека. Платонов осуждает войну, которая не только ломает судьбы, но и калечит души. Героические поступки Серёжи не восхищают, а ужасают автора, как и Серёжину мать. Мальчик, умеющий и любящий воевать – это нравственный калека. Недаром Платонов нигде не описывает мотивов Серёжи. Похоже, ребёнок воюет и убивает для удовольствия.

Сюжет и композиция

События рассказа не располагаются в хронологической последовательности. Рассказ делится на 3 части. В первой части, завязке, рассказчик сообщает о случайной сцене, виденной им на вокзале: маленький солдат лет десяти расставался со своим хорошим знакомым (из второй части читатель узнаёт, что его фамилия Савельев и что Серёже 9 лет) и оставался с человеком, к которому был равнодушен. Этот майор Бахичев, принявший мальчика на попечение, и сообщает рассказчику историю Серёжи Лабкова.

История жизни мальчика в полку – вторая часть рассказа. Серёжа совершает военные подвиги, чем пугает мать, которая готова выслать его в тыл, но не успевает. От тяжёлого ранения умирает отец Серёжи, а через месяц мать. Серёжа остаётся на попечении майора Савельева, который тоже вынужден уехать на курсы и поручает Серёжу Бахичеву.

Третья часть тоже происходит в вокзальном общежитии и не становится для читателя неожиданной, ведь Серёжа и раньше не хотел уезжать в тыл. Мальчик потихоньку уходит, когда рассказчик и майор Бахичев спят. Финал рассказа остаётся открытым. Рассказчик предполагает, куда мог деться Серёжа: то ли пошёл искать майора Савельева, то ли вернулся в полк к могилам родителей.

Популярные сегодня пересказы

Герои и образы

Девятилетний Серёжа одет как бывалый боец. Сапоги и шинель сшиты именно на мальчика, серая шинель обношена. Она прижимается к телу ребёнка так же, как сам мальчик – к руке одного из держащих его майоров.

Книга: Маленький солдат

Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала, сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах.

На втором пути тихо шипел котел горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома. Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу уговаривающие слова, а затем и они впали в безмолвие.

Там стояли два майора, похожие один на другого не внешними признаками, но общей добротою морщинистых загорелых лиц; каждый из них держал руку мальчика в своей руке, а ребенок умоляюще смотрел на командиров. Руку одного майора ребенок не отпускал от себя, прильнув затем к ней лицом, а от руки другого осторожно старался освободиться. На вид ребенку было лет десять, а одет он был как бывалый боец – в серую шинель, обношенную и прижавшуюся к его телу, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке, на детскую ногу. Его маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное, приспособленное и уже привычное к жизни, обращено теперь было к одному майору; светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца; он тосковал, что разлучается с отцом или старшим другом, которым, должно быть, доводился ему майор.

Второй майор привлекал ребенка за руку к себе и ласкал его, утешая, но мальчик, не отымая своей руки, оставался к нему равнодушным. Первый майор тоже был опечален; и он шептал ребенку, что скоро возьмет его к себе и они снова встретятся для неразлучной жизни, а сейчас они расстаются на недолгое время. Мальчик верил ему, однако и сама правда не могла утешить его сердца, привязанного лишь к одному человеку и желавшего быть с ним постоянно и вблизи, а не вдалеке. Ребенок знал уже, что такое даль расстояния во время войны – людям оттуда трудно вернуться друг к другу, – поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет. И в последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен оставить его с чужим человеком.

– Ну, Сережа, прощай пока, – сказал тот майор, которого любил ребенок. – Ты особо-то воевать не старайся, подрастешь – тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашел. Ну чего ты, чего ты – держись, солдат!

Сережа заплакал. Майор поднял его к себе на руки и поцеловал в лицо несколько раз. Потом майор пошел с ребенком к выходу, и второй майор тоже последовал за ними, поручив мне сторожить оставленные вещи.

Вернулся ребенок на руках другого майора; он чуждо и робко глядел на командира, хотя этот майор уговаривал его нежными словами и привлекал к себе как умел.

Майор, заменивший ушедшего, долго увещевал умолкшего ребенка, но тот, верный одному чувству и одному человеку, оставался отчужденным.

Невдалеке от станции начали бить зенитки. Мальчик вслушался в их гулкие мертвые звуки, и во взоре его появился возбужденный интерес.

– Их разведчик идет! – сказал он тихо, будто самому себе. – Высоко идет, и зенитки его не возьмут, туда надо истребителя послать.

– Пошлют, – сказал майор. – Там у нас смотрят.

Нужный нам поезд ожидался лишь назавтра, и мы все трое пошли на ночлег в общежитие. Там майор покормил ребенка из своего тяжело нагруженного мешка.

– Как он мне надоел за войну, этот мешок, – сказал майор, – и как я ему благодарен!

Мальчик уснул после еды, и майор Бахичев рассказал мне про его судьбу.

Вскоре этот мальчуган пробрался подалее в тыл противника; там он узнал по признакам, где командный пункт полка или батальона, обошел поодаль вокруг трех батарей, запомнил все точно – память же ничем не порченная, – а вернувшись домой, указал отцу по карте, как оно есть и где находится. Отец подумал, отдал сына ординарцу для неотлучного наблюдения за ним и открыл огонь по этим пунктам. Все вышло правильно, сын дал ему верные засечки. Он же маленький, этот Сережа, неприятель его за суслика в траве принимал – пусть, дескать, шевелится. А Сережка, наверное, и травы не шевелил, без вздоха шел.

Ординарца мальчишка тоже обманул или, так сказать, совратил: раз он повел его куда-то, и вдвоем они убили немца – неизвестно, кто из них, – а позицию нашел Сергей.

А потом случилось горе, и в тыл мальчика некогда стало отправлять. Отца его, полковника, серьезно поранило, хоть и бой-то, говорят, был слабый, и он умер через два дня в полевом госпитале. Мать тоже захворала, затомилась – она была раньше еще поувечена двумя осколочными ранениями, одно в полость живота, – и через месяц после мужа тоже скончалась; может, она еще по мужу скучала… Остался Сергей сиротой.

Командование полком принял майор Савельев, он взял к себе мальчика и стал ему вместо отца и матери, вместо родных, всем человеком. Мальчик ответил Володе тоже всем сердцем.

– А я-то не из их части, я из другой. Но Володю Савельева я знаю еще по давности. И вот встретились мы тут с ним в штабе фронта. Володю на курсы усовершенствования посылали, а я по другому делу там находился, а теперь обратно к себе в часть еду. Володя Савельев велел мне поберечь мальчишку, пока он обратно не прибудет… Да и когда еще Володя вернется и куда его направят! Ну, это там видно будет…

Майор Бахичев задремал и уснул. Сережа Лабков всхрапывал во сне, как взрослый, поживший человек, и лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно счастливым, являя образ святого детства, откуда увела его война.

Я тоже уснул, пользуясь ненужным временем, чтобы оно не проходило зря.

Проснулись мы в сумерки, в самом конце долго-то июньского дня. Нас теперь было двое на трех кроватях – майор Бахичев и я, а Сережи Лабкова не было.

Майор обеспокоился, но потом решил, что мальчик ушел куда-нибудь на малое время. Позже мы прошли с ним на вокзал и посетили военного коменданта, однако маленького солдата никто не заметил в тыловом многолюдстве войны.

Наутро Сережа Лабков тоже не вернулся к нам, и бог весть, куда он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку, – может быть, вслед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.

Война – это страшное событие, которое коснулось многих. Война никого не жалела: ни детей, ни женщин, ни стариков. Воспоминание о войне всегда живут внутри человека, они просто врезаются в голову героям. Так было и с главным персонажем рассказа – Сережей. Война стала частью его жизни, она лишила мальчика святого – права быть ребенком. Он с ранних лет понял, что такое война и как она жестока.

В данном произведении четко и ясно отражаются мысли самого автора на этот счет. Платонов в своих мыслях писал о том, что война – это ужасное событие, которое калечит жизни ни в чем не повинных людей. Однако, как бы это ни было грустно, но ни Платонов, ни сам Сережа не могли что-то изменить. Они были, к сожалению, только пешками в руках правительства.

В конце рассказа становиться ясно, что главный герой ушел в неизвестность. Так поступили тысячи людей того времени. Их сердце истекало кровью, они слишком быстро повзрослели и поняли, что же такое настоящая жизнь и как же страшна война.

Солдат Сережа – это не образ одного человека, это образ целого поколения, которое пережило войну и все горе, и страдание военной эпохи.

Анализ 2

Само творение начинается не с описания пейзажа, не со слов автора или фактов истории, первые слова начинаются с описания ночлежки солдат. Где они лежат и крепко спят, позабыв об ужасной и страшной войне, которая постоянно забирает жизни самых близких людей. Везде тишина и только звери кричат вдалеке, а рядом шипит котелок с вкуснейшим супом.

Но наряду со всем этим спокойствием происходит, довольно неприятное событие. Мы можем заметить как двое взрослых мужчин, имеющие чины майоров, держат маленького ребенка, который пытается с ними как-то поспорить, или хотя бы вырываться их сильных рук. После читатель понимает, что один из майоров пытается передать ребенка другому, а мальчик этому не рад.

Читая это произведение, мы понимаем, что все видеться от лица автора, который в этот момент находиться на том самом месте и следит за перепалкой майоров и мальчика.

После мы узнаем, что этому сорванцу 10 лет и зовут его Сережкой. И не смотря, на свой малый возраст, он хорошо разбирается в войне. Знает многие команды, виды оружия, как следить за своей униформой и что делать во время военных действий. Сам же автор позже говорит, что война это не место для маленького ребенка. Тут нужен четкий ум, который может сдерживать свои чувства и эмоции и не будет гнаться за неизведанным. Ведь не смотря, на свои знания о войне Сережа, остается маленьким сорванцом, который не понимает многий вещей и его наоборот тянет к приключениям.

Когда наступает вечер, все солдаты ложатся спать, с ними и те самые майоры, как и наш уважаемый автор, а ребенок Сережа, не желая, переходить в другой полк решает уйти как можно дальше. Никто уже не знает, куда он именно пошел, может, Сережа вернулся в прежний полк, может, отправился пешком в дальние края, или же пошел на кладбище к могиле своего отца и матери. Но все эти предположения не имеют важности ведь, скорее всего мальчик погибнет.

Сам же автор, не собирается описывать для читателя пейзажи полей, ведь во время войны важна не красота и размышления о великом, а действия, которые могут привести к победе. Все эти события происходят в один день с раннего утра до позднего вечера.

Также писатель не говорит, что именно произошло с мальчиком. Может он выжил и пошел работать к какому-нибудь господину, но скорее всего писатель наталкивает нас на, то, что Сережа никогда не вернется.

Анализ рассказа Маленький солдат

Несколько интересных сочинений

Для меня мой брат – это друг, пусть я не всё могу ему доверить, но я точно знаю, что он мне всегда поможет и выручит. У нас с ним разные компании, друзья и интересы, но всё равно у нас много общего

Здравствуйте дорогая Мария Сергеевна! В первых строчках своего письма, хочу поблагодарить Вас, за тот труд, веру в нас и терпение, заботу и внимание, которое было вложено за все эти годы.

Наташа - сестра жены хозяина ночлежки. Она была крайне честной, доброй и замечательной девушкой. Автор очень хорошо относился к этой героине, наделяя ее самыми замечательными и хорошими качествами

Литературное направление и жанр

Тема и проблематика

В военном рассказе Платонова поднимается проблема беззащитности ребёнка, судьба которого ему ещё не принадлежит. Автор сочувствует детям, живущим в трудное время войны, потому что они не знают, какой должна быть жизнь, и принимают военные тяготы за норму.

Другие проблемы связаны с одиночеством и сиротством любого человека. Платонов осуждает войну, которая не только ломает судьбы, но и калечит души. Героические поступки Серёжи не восхищают, а ужасают автора, как и Серёжину мать. Мальчик, умеющий и любящий воевать – это нравственный калека. Недаром Платонов нигде не описывает мотивов Серёжи. Похоже, ребёнок воюет и убивает для удовольствия.

Сюжет и композиция

События рассказа не располагаются в хронологической последовательности. Рассказ делится на 3 части. В первой части, завязке, рассказчик сообщает о случайной сцене, виденной им на вокзале: маленький солдат лет десяти расставался со своим хорошим знакомым (из второй части читатель узнаёт, что его фамилия Савельев и что Серёже 9 лет) и оставался с человеком, к которому был равнодушен. Этот майор Бахичев, принявший мальчика на попечение, и сообщает рассказчику историю Серёжи Лабкова.

История жизни мальчика в полку – вторая часть рассказа. Серёжа совершает военные подвиги, чем пугает мать, которая готова выслать его в тыл, но не успевает. От тяжёлого ранения умирает отец Серёжи, а через месяц мать. Серёжа остаётся на попечении майора Савельева, который тоже вынужден уехать на курсы и поручает Серёжу Бахичеву.

Третья часть тоже происходит в вокзальном общежитии и не становится для читателя неожиданной, ведь Серёжа и раньше не хотел уезжать в тыл. Мальчик потихоньку уходит, когда рассказчик и майор Бахичев спят. Финал рассказа остаётся открытым. Рассказчик предполагает, куда мог деться Серёжа: то ли пошёл искать майора Савельева, то ли вернулся в полк к могилам родителей.

Герои и образы

Девятилетний Серёжа одет как бывалый боец. Сапоги и шинель сшиты именно на мальчика, серая шинель обношена. Она прижимается к телу ребёнка так же, как сам мальчик – к руке одного из держащих его майоров.

Художественное своеобразие

Весь рассказ построен на контрасте естественно детского в образе мальчика и взрослых черт, привнесённых войной.

Заголовок рассказа – это оксюморон. Солдат не может быть маленьким ни в прямом смысле (детский возраст – помеха для службы), ни в переносном, потому что каждый защитник страны велик. У Серёжи даже одежда по размеру, как у солдата на довольствии. К тому же мальчик совершает настоящие подвиги.

С этими солдатскими чертами контрастирует уязвимость детской души ребёнка. Это проявляется в деталях, в умоляющем взгляде мальчика, в том, как он льнёт лицом к руке майора перед расставанием, в страхе Серёжи перед одиночеством, равнозначным смерти.


Во время отступления полк, которым командовал отец Сережи, вынужден был оставить свой боезапас и его захватили немцы. Сережа узнал, что отец переживает по этому поводу, опасаясь, что враг уничтожит боезапас, взорвав его.

Тогда маленький солдат ночью тайком пробрался в расположение врага и перерезал взрывной провод. Он оставался в том месте еще целые сутки, чтобы не допустить восстановления провода, и вскоре отцовский полк сумел отбить занятые немцами позиции и вернуть боезапас в целости и сохранности.

В другой раз Сережа самовольно отправился в разведку. Он проник в тыл к немцам и добыл там важные сведения о расположении сил врага. Потом он показал эти позиции на карте, и отец Сережи отдал приказ о нанесении артиллерийского удара по указанным координатам. Враг понес урон.

Но Савельева отправили на курсы усовершенствования, куда он не мог поехать с Сережей. Тогда Савельев попросил своего знакомого, майора Бахичева, которого он встретил в штабе фронта, присмотреть за мальчиком. Однако во время ночевки на вокзале мальчик исчез. Так и осталось неизвестным, куда он направился – или вслед за майором Савельевым, или же вернулся обратно в свой полк.

Таково краткое содержание рассказа.

В рассказе мне понравился главный герой, маленький солдат Сережа Лабков, который рано стал взрослым и принес много пользы своими смелыми действиями в тылу врага. Но хорошо то, что хорошо кончается. Сережа в силу своего возраста и импульсивного характера мог допустить и непоправимые ошибки. Поэтому в суровое военное время следует подчиняться руководству. Самодеятельность может привести к отрицательным результатам. Дисциплина — основа армии.

Отважному человеку никакое дело не страшно.
Пуля чинов не разбирает.
У кого детки, у того и заботы.
Дисциплина — мать победы.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Читайте также: