Сочинение на тему абстракция

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тенденция отрыва искусства от изображения реальной действительности получила логическое завершение в произ-ведениях художников-абстракционистов. Их работы отли-чались полным отсутствием сюжета и композиции. Абст-ракционизм считается одним из самых сложных явлений современной культуры, поскольку полностью исключает идейное содержание и образную форму.

Зарождение и становление

В конце 40-х годов в Европе получил распространение лирический, или романтический абстракционизм. Харак-терные черты нового течения ярко выражены в произве-дениях немецкого живописца Вольса. На раннем этапе твор-чества художник совмещал живопись в стиле сюрреализма с фотографией, которая обеспечивала более надежный зара-боток. Первые опыты в искусстве абстракции обеспечивали Вольсу ошеломляющий успех на выставке авангардной живописи в Париже, где он жил сначала 90-х годов.

Мастихин – инструмент из гибкой стали в виде ножа специальной формы, применяемый в живописи для очистки палитры и для удаления еще не высохшего красочного слоя с отдельных мест полотна. Иногда употребляется взамен кисти.

В результате небольших усилий на холсте получился калейдоскоп прямоугольников, которые отличались друг от друга лишь цветом. Желтые, красные, фиолетовые и черные фигуры разделялись выплывшими из-под мастихина густой краски. Мазки образовывали плоскость правильной формы. Этим полностью исчерпывалась сущность произведения.

Смотрите также: Казимир Малевич ( Реферат, 1999 ) и Авангард в России ( Курсовая, 2002 )

Матье писал, не контролируя себя; его кисть небрежно бродила по холсту, на который он затем бросал комья крас-ки или разбрызгивая ее из многочисленных пульверизато-ров. Как и все приверженцы абстракции, в творчестве ху-дожник использовал только цвет. Критики с юмором оцени-вали произведения Матье, называя его шарлатаном, тем не менее они не отрицали большого значения созданного масс-тером самобытного лирического или психологического сти-ля в современном искусстве.

Но самым противоречивым в абстракционизме стало послед-нее, безымянное направление, где картины состоялись из гус-тых небрежных мазков и пятен непонятной формы. Яркий пред-ставитель подобного искусства – француз Пьер Сулаж, чьи ком-позиции собраны из беспорядоч-ного нанесенных на холст чер-ных и синих широких мазков. Свое настроение этот мастер так-же пытался передать с помощью

Василий Васильевич Кандинский.

1866, Москва – 1944, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа.

Василий Кандинский был первым худож-ником в России, который осознанно и последо-вательно отказался от предметных изображе-ний в живописи. Он стал родоначальником так называемой беспредметной живописи, предпо-читая абстракцию.

Дальнейшее движение Кандинского связано с устремле-ниями к импровизации и композиции – именно так будут называться его живописные работы.

Композиция №218. Композиция №223.

Смотрите также: Авангард в России ( Курсовая, 2002 ) и Кубизм ( Реферат, 2002 )

Живя во Франции, Василий Кандинский продолжал много работать. За одиннадцать лет он создал 144 картины, 250 акварелей и гуашей. Работы Кандинского оставались все теми же выверенными и механистичными композиция-ми. Он не знал больше ни развития, ни поисков, создав од-нажды свой цветной и геометрический мир абстрактного искусства. Жизнь завершена. Когда-то они, ниспроверга-тели, говорили, что им тесно и душно в рамках старого ис-кусства, что им надоели условные формы нравственности и жизни. Теперь, найдя свои условные формы, они стали зна-мениты. Но им на смену приходили другие поколения, кото-рым их формы тоже были тесны, условны и невыносимы.

Я считаю, что Кандинский – великий художник, он совершил революцию в живописи. Он показал и доказал нам, что главное в картинах не приближенность к фотог-рафии, а работа цветом. Это доказывает его теория цвета.

Желтый - типично земной и не может быть доведен до большой глубины.

Синий - небесный цвет и, погружаясь в черное, он приобретает призвук нечеловеческой печали. Чем синий светлее, тем он более беззвучен, пока не перейдет в состоя-ние безмолвного покоя и не станет белым. Синий цвет, представленный музыка льно, похож на виолончель, делаясь темнее, он напоминает звуки контрабаса, а в самой глубо-кой и торжественной форме - низкие звуки органа.

Зеленый цвет не имеет признаков радости, печали или страсти. Он никуда не зовет, ничего не требует, никуда не движется. Это постоянное отсутствие движения благотвор-но действует на усталых людей, но после отдыха чувство покоя легко может наскучить. Поэтому в царстве красок зе-леный цвет играет роль, сходную с ролью мещанства, само-довольного, неподвижного и ограниченного во всех отно-шениях. Если зеленый цвет вывести из состояния равно-весия, то он поднимается до желтого, станет живым и ра-достным. Если он опустится к синему, к тонам более глубо-ким, то приобретет другое звучание - более серьезное и за-думчивее.

Красный цвет вызывает ощущение постоянства и остро-ту чувства. Он подобен ровно пылающей страсти. Это не-заглушаемая, уверенная в себе сила, которую можно пога-сить синим, как раскаленное железо холодной водой. Крас-ный звучит как труба или как удары литавр.

Фиолетовый цвет является холодным красным, как в психическом, так и в физическом смысле. Он несет в себе характер болезненного, погасшего и содержит что-то пе-чальное. Недаром этот цвет считается наиболее подхо-дящим для одежды женщин преклонного возраста. В Китае его применяют для траурных одеяний. В музыка льном отно-шении его звучание подобно звукам английского рожка, свирели или в своей глубине - низкому тону фагота.

Белый цвет действует на психику человека как великое безмолвие, соответствующее в музыка льном отношении паузам в музыке, некоторому не звучанию, которое лишь временно прерывает музыка льную фразу, но не является конечной точкой развития.

Черный цвет - это мертвое ничто после угасания Солн-ца, как мертвое безмолвие без будущего и надежды. В му-зыкальном отношении черное является заключительной паузой, точкой. Если радость и незапятнанная чистота об-лекаются в белые, то великая и глубокая скорбь - в черные одежды.

Серый цвет - равновесие между белым и черным. Серый беззвучен и неподвижен, но имеет другой характер относи-тельно покоя зеленого. Если зеленый - производное между двумя активными цветами (синим и желтым), то серый - безнадежная неподвижность.

Его картины поймет не каждый человек. Кандинский через форму и цветовую, яркую гамму передает свое миро-ощущение, отходя от реальности, создавая образы из гео-метрических фигур и ломаных линий, которые представ-ляют собой абстрактную композицию.

Список использованной литературы:

С момента , когда фотография избавила художников от необходимости соревноваться в искусстве реалистичного изображения действительности , живопись начала постепенно избавляться от предметных форм. А когда творцы смогли окончательно абстрагироваться от объектов или образов на своих картинах в начале прошлого века , возникло новое искусство — абстрактное.

Абстракционизм

Точка, точка, два кружочка

Почву для появления абстракционизма начали возделывать задолго до этого момента. Одним из праотцов всех возможных -измов по праву считается Уильям Тернер. И правда , в наследии англичанина есть полотна , на которых объект или сюжет можно угадать , только лишь взглянув на название.

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Тень и мрак: вечер перед Потопом

Затем были импрессионисты, кубисты, фовисты, чьи эксперименты все дальше уводили живопись от академреализма. Существуют разные мнения касательно того , кто же был первым художником , осмелившимся окончательно избавиться от предметности. По одной из версий это был Франтишек Купка, по другой , более распространенной — Василий Кандинский. Как бы там ни было , в 1910-х годах живописное искусство достигло точки невозврата , отказавшись от выполнения одной из своих главных функций — отображать реальность.

Строго говоря , абстракционизм — понятие растяжимое , поскольку это название применимо к нескольким течениям , общим для которых было отсутствие фигуративности.

В зависимости от того , на чем сосредотачивали внимание представители каждого из них , формировались принципы и названия новых стилей. Так , к абстрактному искусству относятся лучизм, ташизм

В своем современном понимании ташизм (тахизм) возник в 1950-х годах во Франции. Стиль получил название от французского слова tache — пятно. Ташизм стал частью более массового французского послевоенного направления в живописи, известном как информализм (фр. art informel ). Мастера стиля отказались от геометрической абстракции в пользу интуитивной, инстинктивной формы самовыражения через произвольные абстрактные мазки в виде пятен или линий. Читать дальше

, орфизм, супрематизм, неопластицизм , абстрактный экспрессионизм и другие. Особенно удачно взошли семена беспредметной живописи в СССР — здесь в 1920-х годах возделыванием авангардных течений занимались целые артели художников: Малевич, Суетин, Гончарова, Чашник, Матюшин и другие.

История возникновения и разновидности абстрактного искусства. Изменение Василием Кандинским природы живописи путем создания абстрактных композиций. Развитие абстракционизма в творчестве Малевича и Мондриана. Выбор цветов и техник в абстракционизме.

Рубрика Культура и искусство
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 13.01.2016
Размер файла 300,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Готовила: Симонова Кристина

Абстракционизм с его отказом изображать видимые формы реальности возник не на пустом месте. Его предшественники -- кубизм, особенно творчество Робера Делоне, а также футуризм, дадаизм. Все эти направления уходили от природы, но все же сохраняли с нею хоть слабую связь. Абстракционизм порвал эту связь окончательно.

К абстракционизму почти одновременно пришли художники в Мюнхене, Амстердаме и Москве, это произошло уже в 1910 гг. Широкое распространение это направление получило в 1930-х гг. в Париже и Нью-Йорке, куда эмигрировали, спасаясь от фашизма, многие европейские художники.

К числу основателей абстракционизма принадлежит также голландец Пит Мондриан (1872 --1944). В так называемых ярких полотнах насыщенные цветом гладкие плотности художник заключал в жесткую черную сетку, добиваясь этим впечатления сияния, свечения. Он разделял плоскость картины вертикальными и горизонтальными полосами на квадраты и прямоугольники -- из них некоторые он окрашивал в белый цвет, другие -- в красный, синий и жёлтый. В результате получались декоративные поверхности -- как бы увиденные с высоты разделённые каналами цветочные поля Голландии, хотя сам Мондриан поначалу хотел решить таким образом совсем другие проблемы. Искусство художника во многом повлияло на современную живопись. архитектуру и дизайн.

абстракционизм искусство кандинский малевич

Третье основное направление абстракционизма -- самое известное и самое вызывающее. Художники этого направления вообще отказались от сознательного построения картины и от какого-либо философского обоснования своих действий. Их картины состоят из одних только неопределённой формы цветовых пятен, небрежных мазков, густых и шершавых слоев краски. Например, картины француза Пьера Сулажа (р. 1919) состоят из беспорядочно перекрещивающихся широких, словно нанесённых широким ножом, чёрных или синих мазков.

Подобные документы

История абстрактного искусства. Ранний и поздний (послевоенные годы) абстракционизм. Развитие абстрактного искусства В. Кандинского, его первые неизобразительные акварели. Типы абстрактных картин, которые легли в основу творчества В. Кандинского.

контрольная работа [8,6 M], добавлен 12.12.2010

Русский авангард как явление в искусстве, процветавшем в России с 1890 по 1930 гг. Основные направления авангарда. Представители абстракционизма в русской живописи XX в. Самые знаменитые работы Кандинского и Малевича. История футуризма в России.

презентация [1,7 M], добавлен 31.01.2013

Исследование художественных основ и идей творчества В.В. Кандинского, одного из основателей абстрактного искусства. Характеристика абстрактных импровизаций и композиций художника. Изучение работ живописца в рамках конкретных периодов творческого пути.

курсовая работа [6,8 M], добавлен 22.08.2013

Абстракционизм как беспредметное, нефигуративное искусство, форма изобразительной деятельности, не ставящая своей целью имитацию или отображение визуально воспринимаемой реальности. Основоположники стиля абстракционизма. Живопись Василия Кандинского.

презентация [2,4 M], добавлен 26.03.2014

Характеристика авангардизма как совокупности новаторских и бунтарских движений в художественной культуре XX века. Определение особенностей супрематизма как разновидности абстракционизма в авангардистском искусстве. Особенности живописи неопластицизма.

реферат [6,9 M], добавлен 04.07.2015

Характеристика тенденций развития европейской культуры ХІХ века. Анализ работ основоположников романтического направления в немецкой и французской живописи. Отличительные черты импрессионизма, постимпрессионизма, абстракционизма (кубизм, супрематизм).

реферат [22,3 K], добавлен 25.01.2010

Жизненный путь Казимира Малевича, основные этапы и направления развития его творчества. История создания знаменитого "Черного квадрата". Супрематизм Казимира Малевича, сущность и отличительные особенности данного творческого метода, его преимущества.

Что такое абстракционизм в искусстве

С появлением фотографии художники перестали детально прорисовывать объекты на полотнах. Следующим этапом стал отказ от предметной формы и возникновение абстракционизма. На первый взгляд работы художников напоминают детские рисунки. Но при внимательном рассмотрении удается увидеть упорядоченность всех элементов композиции, использование сложных техник изображения.

  • Описание стиля
  • Черты абстракционизма
  • Виды абстракционизма
  • Кубизм и абстракционизм
  • История возникновения
  • Абстракционизм в России
  • 10 известных абстракционистов
  • 10 известных картин в стиле абстракционизм
  • Абстракционизм в других видах искусства

Описание стиля

Абстракционизм — это направление искусства, отвергающее реалистичное изображение объектов и явлений. Его последователи экспериментируют с формой, цветом, плоскостями и линиями. Главная цель художников-абстракционистов — вызвать эмоции своими творениями.

Сначала кажется, что их картины напоминают детские рисунки. Но при внимательном рассмотрении зритель понимает, что все пятна, линии представляют собой единую композицию. Абстрактное искусство называют еще нефигуративным или беспредметным.

Художники не ставили перед собой задачу передать точное изображение предметов. Их основная идея — поиск и передача гармонии окружающего мира. Абстракционисты полагали, что природа совершенна и любое ее копирование бессмысленно. Среди работ последователей этого направления почти не встречается портрет.

Они акцентировали внимание на поиске внутренних закономерностей постижения мира. Поэтому в таких произведениях трудно найти ассоциации с привычными предметами и явлениями. Абстракционисты считали, что картины не нужно анализировать. Их необходимо прочувствовать, чтобы понять замысел художника.

Черты абстракционизма

Основные характеристики этого направления следующие:

  • отказ от точного изображения предметов и явлений;
  • свободные ассоциации без конкретной смысловой нагрузки;
  • создание ритмических, цветовых и пластических композиций.

Абстракционизм имеет много схожих черт с другими стилями в живописи. Но есть особенности, выделяющие его от других направлений. От классицизма, романтизма и реализма его отличает отказ от привычных образов действительности. От кубизма — чередование четких и плавных линий.

От сюрреализма его отличает отказ от изображения реальных предметов. Абстракционисты стремились передать эмоции, познать закономерности мироздания. Сюрреалисты изображали искаженную действительность, странные сочетания объектов.

Но все эти направлению относятся к модернизму, и возникли они как реакция на революционные настроения общества. Художники устали от следования академическим канонам и ограниченности в способах самовыражения. Периодически абстракционисты, кубисты, сюрреалисты творили в разных стилях, пока не находили собственный.

Виды абстракционизма

Выделяют следующие направления:

  • геометрическая абстракция, основанная на четких формах. Ее придерживалcя Малевич;
  • лирическая, состоящая из плавных линий. Самый яркий представитель этого направления — Кандинский;
  • цветовая — мастера активно работают с оттенками, комбинируя их между собой. С их помощью им удается передать эмоции;
  • минималистичная — на полотне отсутствуют отсылки к привычным объектам. Художники лаконично используют цвета, форму.

Нередко мастера в разные периоды своего творчества работали в других направлениях и жанрах. Художники постоянно искали новые способы выражения своих эмоций на полотно.

Кубизм и абстракционизм

Объединяет эти направления то, что относятся к авангардным течениям, возникшим в XX веке. Также абстракционисты могли передавать эмоции через изображения геометрических форм. Но, в отличие от кубизма, они не рисовали реальные предметы, а сосредоточились на эмоциональной составляющей.

Зачастую абстракционисты не ставили перед собой конкретной цели, поэтому их работа отличается отсутствием сюжетной линии. Кубисты изображали конкретных личностей, исторические события в своей оригинальной манере.

Последователи абстракционизма считали, что живописи не хватает экспрессии, легкости. Поэтому они экспериментировали с комбинациями форм и оттенков, чтобы вызвать у зрителя определенные ассоциации.

История возникновения

Уильям Тернер - Тень и мрак. Вечер перед Потопом

Тень и мрак. Вечер перед Потопом
Уильям Тернер

Нет общего мнения, кто из художников первым отказался от предметного изображения. Считается, что у истоков стоял Франтишек Купка. Но большинство основоположников абстракционизма в живописи называют Василия Кандинского. В это же время к беспредметной реализации гармонии пришел Пит Мондриан.

В период 1914-1918 некоторые дадаисты и сюрреалисты работали в новом направлении. Стали активно искать применение абстракционизму в искусстве — скульптуре, дизайне. Его последователи объединялись в группы, большая часть которых находилась во Франции. В период 1939-1945 возникла школа экспрессивного абстракционизма или ташизма. Художники взяли за основу импульсивность творческих порывов.

К 70-80-м годам живопись вернулась к истокам фигуративности. Но в абстрактном направлении продолжали писать картины. Однако стилистика стала мягче, появилось разнообразие оттенков. Все это заложило основу для развития современного абстракционизма. Просто популярное в начале и середине XX века авангардное течение приобрело новые стилистические особенности.

Абстракционизм в России

Большой влияние на его развитие оказали Василий Кандинский и Казимир Малевич. Русский абстракционизм получил широкое распространения в 1920-х гг. Новое направление соответствовало революционным настроения в обществе. Хотя советские власти настороженно относились к художникам-новаторам.

На развитие абстракционизма повлияли новые техники в европейской живописи, например, импрессионизм. Одновременно с этим, русский художники адаптировали новые тенденции под свой менталитет. Они устраивали выставки, на которых можно было посмотреть работы смелых художников, которые не боялись поменять устои искусства.

Позже в СССР стали запрещать подобные мероприятия, потому что все авангардные течения считали буржуазными. Многие известные абстракционисты уехали в другие страны, где не были ограничений в творческой самореализации.

10 известных абстракционистов

Многие считают, что главные представители этого направления в изобразительном искусстве — Пикассо и Дали. Но это утверждение не совсем верное. Пабло Пикассо и Сальвадор Дали пробовали себя в различных стилях, включая абстракционизм. Но были другие известные художники, оказавшие большое влияние на развитие этого направления.

Василий Кандинский

Его считают основоположником и главным теоретиком абстракционизма. Василий Кандинский известен не только своими картинами, но и письменными трудами. Он успешно занимался научной деятельностью, но оставил ее ради изобразительного искусства.

Казимир Малевич

Пит Мондриан

Франтишек Купка

Яркий представитель абстракционизма в ХХ веке. Франтишек Купка искал себя в разных направлениях, пока не нашел свой стиль. Он прошел длинный художественный путь от реализма к абстракционизму. Чешский художник был членом многих творческих кружков, но все равно писал в собственном стиле, сочетающим оккультизм, науку и живопись.

Наталья Гончарова

Художница была родственницей жены А.С. Пушкина. Поступив на скульптурное отделение, женщина успешно проявила себя на этом поприще. Но все изменила встреча с Михаилом Ларионовым. Именно он увидел художественный талант Натальи. Гончарова стала первой женщиной-авангардисткой. Позже работала ведущим декоратором у Дягилева.

Джексон Поллок

Пауль Клее

Маркус Роткович

Искал себя сначала в сюрреализме и экспрессионизме, позже стал писать в жанре абстракционизм. Его называют основоположником живописи цветового поля, где оттенки — главный объект полотна. Работы Ротковича называли странными, но позже критики и общество признали их гениальными.

Павел Филонов

Михаил Ларионов

Одна из ключевых фигур русского авангардизма, теоретик. На его становление как художника повлияли революционные настроения. Создатель одного из направлений авангардизма — лучизма. В своем творчестве пытался объединить живопись, спиритизм и научные познания.

10 известных картин в стиле абстракционизм

Многих художников-новаторов не понимали, их полотна считали странными и сравнивали с детскими рисунками. Но потом их стали продавать на аукционах за огромные суммы, и они были признаны шедеврами мировой живописи.

Василий Кандинский - Последовательность

Последовательность
Василий Кандинский

Художник перенес музыкальную композицию на холст. Плавные линии, чередующиеся с четкими линиями, геометрическими фигурами, нотное разделение. Рассеянные части композиции плавно переходят в конкретные формы.

Пит Мондриан - Композиция с красным, желтым и синим

Композиция с красным, желтым и синим
Пит Мондриан

Одна из значимых работ нидерландского художника. Картина включает в себя отличительные черты неопластицизма. Минималистичная композиция с черными линиями разной толщины разграничивают цветные прямоугольники. Сочетание красного, желтого и синего смотрится гармонично. А выбранные цвета уравновешивают друг друга.

Пауль Клее - Замок и солнце

Замок и солнце
Пауль Клее

Казимир Малевич - Скачет красная конница

Скачет красная конница
Казимир Малевич

Эта картина долгое время оставалась единственной абстрактной работой, официально признанной советской властью. Полотно поделено на три части: небо, земля и люди, изображенные в виде красной конницы. Считается, что в этой работе Малевич прославлял Октябрьскую революцию.

Наталья Гончарова - Цветы

Цветы
Наталья Гончарова

Одна из знаковых работ русского авангардизма. В картине Гончарова объединила несколько новых направлений, включая лучизм. Художница использовала яркие краски для изображения цветов, напоминающих огненные всполохи.

Маркус Роткович - Белый центр

Белый центр
Маркус Роткович

Франтишек Купка - Фортепьянные клавиши

Фортепьянные клавиши
Франтишек Купка

В этой картине художник изобразил тему вертикальных плоскостей. Внизу пальцы рук ударив по клавишам, берут аккорд. И начинает звучать музыка, которая превращается в вертикальные символы одухотворенности, из темных вод — к лазурному небу.

Робер Делоне - Синхронный диск

Синхронный диск
Робер Делоне

Одновременно с Кандинским и Малевичем пробовал свои силы в абстракционизме французский художник. На создание картины Делоне вдохновил трактат Мишеля Шевреля. Он нарисовал круг с четко разграниченными цветами, на первый взгляд, не сочетающихся друг с другом.

Василий Кандинский - Картина с кругом

Картина с кругом
Василий Кандинский

Это полотно считается самым первым, написанным художником в жанре абстракционизм. Изначальны замысел Кандинского был в отклике на оперу Вагнера. В этот период он пытался объединить музыку и живопись.

Франтишек Купка - Первый шаг

Первый шаг
Франтишек Купка

В картине прослеживается космическая тема — именно научный интерес привел художника к абстракционизму. Кажется, что Купка изобразил движение небесных тел. Круги притягивают взгляд и оказывают гипнотическое воздействие на смотрящих.

Абстракционизм в других видах искусства

Изначально абстракционизм был в музыкальных произведениях, потом уже композиции перенесли на полотна. Композиторы хотели, чтобы слушатели сконцентрировались на сочетании звуков, темпе. К этому направлению можно отнести атональную музыку А. Шенберга. Часто художники-абстракционисты находили вдохновение в операх или других известных произведениях.

Последователи абстракционизма в скульптуре не только создавали футуристичные объекты, но и использовали необычные материалы в работе. Обычно их произведения не были функциональными, их цель — вызвать общественный резонанс.

Читайте также: