Сочинение на тему абсолютизм

Обновлено: 18.05.2024

Екатерина II взошла на престол в результате дворцового переворота 28 июня 1762 г., в ходе которого Петр III был заключен под стражу и 6 июля убит. Во время своего царствования Екатерина окружит себя целой плеядой талантливых государственных деятелей: это Г. Г. Орлов и Г. А. Потемкин (оба были ее фаворитами), Н. И. Панин, И. И. Бецкой, Е. Р. Дашкова и др., будет вести переписку со знаменитыми европей­скими философами Просвещения – Вольтером, Дидро и др.

Внутриполитический курс Екатерины II принято называть просвещен­ным абсолютизмом. Просвещенный абсолютизм – особое направление внутренней политики целого ряда европейских государств (Австрии, Прус­сии, Дании, Швеции, Испании, Португалии и пр.) в середине – второй половине XVIII в., то есть в очень сложный переходный момент от фео­дальных отношений к капиталистическим, а также от абсолютной монар­хии к ограниченной. Суть этой политики сводится к попытке монархов осторожно преобразовать свои государства в соответствии с изменивши­мися условиями жизни, чтобы избежать революционных событий.

Двумя идеологическими основами просвещенного абсолютизма были философия Просвещения (идеи естественного права, общественного до­говора и возможности переустройства общества на разумных началах) и христианское вероучение (идея божественной природы монархии). Основными направлениями политики просвещенного абсолютизма были снижение государственного вмешательства в экономику, законо­дательное оформление сословий, обновление и кодификация законов (а также воспитание культа закона), подчинение церкви государству и се­куляризация, временное ослабление цензуры, поощрение книгоиздатель­ства и образования. При этом объявлялось, что монархия, во главе ко­торой находится просвещенный правитель (философ на троне), лучше самой демократической республики.

Выделяются две основные точки зрения историков на сущность про­свещенного абсолютизма:

К реформам Екатерины в духе просвещенного абсолютизма следует отнести:

Среди консервативно-охранительных мероприятий были следующие.

Историки спорят, носила ли губернская реформа исключительно продворянский характер или представляла собой компромисс меж­ду интересами государства и основных сословий.

Формирование абсолютизма в России - важный процесс в истории России. Он характеризовался полной централизацией, концентрацией власти в одних руках, полным подчинением церкви светской власти, единым сводом законов, защищающих монарха, а также дифференциацией функций управления. Среди этапов формирования абсолютизма в России можно выделить следующие: издание Соборного уложения, церковный раскол, замена приказов на коллегии, создание Сената и Синода.

Издание Соборного уложения - важный этап в формировании абсолютизма в России. Причинами создания Соборного уложения являются необходимость кодификации законов (последний раз сборник законов обновлялся в 1550 г при Иване IV), которых накопилось множество и которые зачастую противоречили друг другу, также необходимость перехода от казуальной системы законодательства к нормативной. Одну из ключевых ролей в данном событии сыграл царь Алексей Михайлович. Он созвал Земский Собор, на котором поставил вопрос о необходимости преобразований в законодательной системе страны. Также он лично прослушал проект будущего Соборного Уложения и провел дальнейшую ревизию - пересмотрел и отредактировал представленные ему законопроекты. В результате принятия Соборного Уложения был определен статус главы государства - царя, самодержавного и наследного монарха, также преступление против государя преследовалось тяжелым наказанием. Это всё усилило авторитет царя и законодательно закрепило процесс формирования абсолютизма в стране.

Создание Синода - ещё один важный этап в формировании абсолютизма в России. Его причинами стало необходимость подчинения церкви светской власти, а также реформировать в общем аппарат управления церковными делами (связано с заменой приказов на коллегии). Одну из ключевых ролей в данном событии сыграл Петр I. Он поручил Феофану Прокоповичу составить для будущего Синода устав, получивший название Духовного регламента. Позже в 1721 г. Петр I своим указом утвердил данный документ. В том же году Петр I обратился к Константинопольскому патриарху с ходатайством о признании восточными патриархами Святейшего Синода. В результате создания Святейшего Синода удалось добиться главной цели - подчинение церкви государству (Император назначал членов Синода), что привело в дальнейшем к усилению абсолютизма в стране. Также удалось регламентировать церковное управление после долгого существования приказной системы (которая в том числе и ведала церковными делами).

Формирование абсолютизма в России - важнейший этап русской истории. Его формирование принесло ряд изменений в жизнь русского общества. Так, например, сформировался новый слой населения - дворянство, которое было поддержкой для монарха и жизнь которого монархами часто улучшалась (“Жалованная грамота дворянству Екатерины II). Это привело к формированию ещё большего социального неравенства и как результат, например, к Крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачёва. Также произошло окончательное формирование и усиление крепостного права (запрет на переход крестьян по Соборному уложению), что привело к некоторому замедлению развития экономики и даже отставанию впоследствии (Россия потерпела поражение в Крымской войне из-за устаревшего вооружения вследствие неразвитости экономической системы, построенной на крепостничестве). Это в дальнейшем приведет к отмене крепостного права в 1861 г.

В. О. Ключевский считает, что "Абсолютная монархия есть самая совершенная форма правления, если бы не случайности рождения". Поднимая данную тем автор говорит, что монархия является наиболее эффективной формой правления, но он выделяет ее основную проблему это передача власти по наследству, когда наследник может оказаться не способным принимать правильные решения, что может привести к социальному, экономическому и политическому кризису в стране.

В своем утверждение автор использует такие термины, как абсолютная монархия и форма правления.

Чтобы полностью понять смысл высказывания нужно обратиться к теории по обществознанию. Так, форма правления — это способ организации верховной государственной власти. Бывает двух видов монархи и республика. Республика — это форма правления при которой власть принадлежит выбранным на определённый срок органам власти. Республика бывает трех видов президентская, парламентская, смешанная. Республика имеет следующие признаки: избрание органов власти народом, разделение властей, коллективность правления и т. д. Следующая форма правления монархия, когда власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы — монарха. Монархия имеет следующие признаки: власть наследственная и передается установленным законом принципом, власть монарха не ограничена сроками полномочий, монарх не несет ответственность перед народом и т. д. Монархия бывает трех видов: ограниченная, дуалистическая и абсолютная. Парламентская (ограниченная) монархия имеет следующие признаки: власть монарха ограничена, законодательная власть принадлежит парламенту. Дуалистическая монархия — это когда власть разделена монархом и парламентом и обе ветви власти являются сильными. Пример дуалистической монархии Российская Империя до Февральской революции. Следующей вид монархии — абсолютная. Когда власть монарха ничем и ни кем не ограниченна. В данном случае монарх является единоличным правителем, не перед кем не отвечающим, а власть передается по наследству. Из всего этого следует, что существуют две формы правления, которые так же делятся. И абсолютная монархия является одним из видом монархии.

Для подтверждения данного высказывания мы можем обратиться к истории России. Так в XVIII веке Россия стала одной из самых сильных Европейских держав благодаря деятельности Петра I и его последователей, в этом же веке позже начнется Семилетняя война. Один из самых крупных конфликтов того времени. В ходе которого Россия противостояла Пруссии, война была почти выиграна Россией, благодаря грамотным и сложенным действиям российского командования. Но все изменилось после смерти Елизаветы Петровны, когда Пётр III стал императором Российским, он подписал мирный договор с Пруссией и отказался от всех завоеваний. Тем самым он обесценил смерть многих российских солдат сражавших в этой войне. Этом пример показывает нам, что грамотная политика монарха и его окружения может приводить в успехам и в тоже время, если власть достается слабому и не дальновидному лидеру, то это приводит к печальным последствиям.

Так же в качестве примера мы можем смоделировать ситуацию. Государство Z по форме правления является абсолютной монархией. Власть монарха не ограничена. Монархом A были проведены многие экономические и социальны реформы. Благодаря сосредоточению власти в одних руках и полному подчинению подданных, из-за отсутствия траты времени на решение бюрократических вопросов и согласование решений с другими удалось за короткий срок вывести страну на новый экономический уровень, улучшить благосостояние страны. Но после смерти монарха, власть перешла к его единственному сыну и наследнику, он не был достаточно умен и не мог принимать ответственные решения. В ходе его правления из-за политических и стратегических ошибок в стране начался экономических кризис, который привел к голоду. Этот пример показывает главный недостаток абсолютной монархии, отсутствие достойного наследника, что приводит к ослаблению страны.

Таким образом исходя из всего вышесказанного можно подтвердить слова Ключевского. Абсолютная монархия действительное является во многом эффективной формой правления, позволяющая быстро и эффективно решать определённые проблемы возникающие в стране. Но не стоит забывать, что из-за передачи власти по наследству, монархом может стать слабая личность, неспособная принять решения в критический момент.


К4) Аргумент 1 необходимо изменить для соответствия. В аргументе не указаны плюсы, полученные Россией от абсолютной монархии при Елизавете Петровне, хотя её правление вы считаете весьма неплохим. Вами совершен слишком резкий переход от заслуг Петра I до неудач Петра III, хотя между ними было 5 правителей. К тому же, фигура Елизаветы Петровны у многих историков вызывает сомнения - она фактически почти не принимала решения, связанных с государственным управлением, а опиралась на своих фаворитов, хоть в вашем аргументе она и представляется как полноценный и абсолютный монарх. =1

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение Июнь 1762 – ноябрь 1796 гг. — Екатерина II. Просвещенный абсолютизм.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Данный период отечественной истории связан с правлением Екатерины II. Это время отмечено расширением привилегий дворянского сословия; ужесточением быта крестьян, ростом их личной зависимости; получением России выхода к Черному морю. Рассмотрим подробнее, какие важные события происходили в этот период.

Созыв Уложенной комиссии — важное событие данного периода, которое определило дальнейшее царствование Екатерины Алексеевны.

Другим важным событием данного периода следует считать восстание под предводительством Емельяна Пугачева в 1770-х гг. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Влияние данного периода на последующую истории страны состоит в следующем: получение Россией выхода к Черному морю способствовало ее дальнейшему укреплению на Балканах. Ликвидация автономии Украины приведет к формированию в этой области общественных движений, категорически несогласных с данной мерой. В правление Екатерины II Российская империя начала брать кредиты у других держав, что станет причиной накопления государственного долга и того, что империя так и не сумеет погасить все свои задолженности. Развитие образования в России подтолкнет страну к новым открытиям в сфере науки, появлению талантливых исследователей, созданию музеев.

Читайте также: