Сочинение на тему раскольников наших дней

Обновлено: 05.07.2024

Главный герой романа – Родион Раскольников – молодой человек, терзаемый мыслью о собственном предназначении и предпринимающий

По его теории выходит так, что у одного человека, “право имеющего”, есть все полномочия, чтобы решать, кому жить, а кому умирать. Поэтому старуха-процентщица Алена Ивановна приговаривается на этом основании к смерти. Однако убийством старухи Раскольников не ограничивается, убегая и спасая

Обоснованная теория рушится и Раскольников осознает собственную несостоятельность в качестве спасителя человечества.

Моральные терзания героя на протяжении всего повествования принимают различные формы: попытки помочь семье горького алкоголика Мармеладова, порыва спасти свою сестру из лап хищного развратника Свидригайлова, любви из сострадания к Сонечке. Весь ужас в том, что Раскольников до последнего пытается оправдать себя тем, что лично для себя он ничего не желал, убивая старуху. Никакой корысти в его действиях действительно не было.

Все, чего он хотел – доказать состоятельность дикой теории о том, что можно кровью очистить мир. Не учел интеллектуал-недоучка того, что ростовщичество не само по себе зло, а зло, порожденное общим бедствующим положением людей. Процентщица лишь видимая часть айсберга человеческих несчастий и бед, а корни неустроенности гораздо глубже.

Беря в руки топор и отсекая, как ему кажется, лишнее, Раскольников просто уничтожает последнее звено цепи, сковывающей людей, не освобождая их, только принося себя в жертву. Бессмысленно и безрезультатно.

Парадокс в том, что желая всеобщего освобождения, он ничего не в силах изменить. Нищета и отчаяние толкают людей к ростовщикам закладывать последнее, а не сами процентщики. Они лишь паразиты, наживающиеся на болезненном состоянии общества, но никоим образом не причина сложившейся ситуации.

Не случайно Раскольников – студент, не окончивший университета. Его поиски знания и понимания только начались, а неверно избранный путь приводит к краху личности и идеалов. Роковая ошибка заложена в самой теории Раскольникова, возомнившего, что можно, вооружившись топором, достигнуть всеобщего блага.

Насилие, даже при попытке оправдать его “высокими идеалами”, остается безумием, не способным решить никаких проблем, а только создающим новые. Убивая старуху, герой раскалывает свою душу. Моральные муки, страх, угрызения совести и каторга – его удел. Он не изменил мир, но изменился сам, поэтому восклицает “Я не старуху убил, а себя убил!”.

Совершив преступление, Раскольников ищет заслуженного наказания, бичуя себя сполна. По сути, преступление Родиона Раскольникова заключается не столько в кровавом зверстве, а в его роковой ошибке при построении своей теории. Именно подобные теории о “праве сильного, лучшего” вершить судьбы порождают фашизм и национализм.

Любое проявление бесчеловечности не может быть ничем оправдано – вот что демонстрирует преступление Раскольникова.



Пример сочинения 1

В своем произведении Преступление и наказание Достоевский проверяет теорию Раскольникова на практике. Эта участь досталась самому Родиону. Молодой человек был чрезмерно горд и именно поэтому отнес себя к группе избранных. Совершенное им преступление, убийство старой женщины, является проверкой описанной в произведении Достоевского теории Раскольникова.

Молодой человек убежден, что избранные с легкостью смогут переступить через кровь. Ведь в дальнейшем они смогут изменить жизнь всего человечества. Таким людям чужды угрызения совести, они не сожалеют о совершенных поступках. Именно так считает главный персонаж. Правда, жизнь в дальнейшем все сама расставит по местам.

После того, как Раскольников совершает убийство, ему приходится оказаться в изоляции, которая для него мучительна. После того, как Родион переступил черту нравственности, он становится несчастным. Он обречен на постоянное одиночество и уже не может общаться с близкими ему людьми. Как говорит сам главный герой, он убил не старуху, а самого себя.

После совершения данного преступления ранее благородный, добрый парень становится на одной черте с Лужиным и Свидригайловым. Он уже ничем не лучше, чем эти порочные особы. Эти люди также, как и Родион, не взирали на нравственные принципы и делали все для того, чтобы достичь благополучия. Свидригайлов сам говорит Раскольникову, что тот с ним одного поля ягода.

Наказаниям для главного героя стали именно его душевные переживания. Они также доказывали, что ранее он глубоко заблуждался. Собрать свою расколотую душу и обрести наконец-то покой Родиону удается только после того, как он раскаивается и обращается к Всевышнему. Возродиться и заставить себя жить дальше, забыть о ранее преследовавших идеях ему удается только благодаря искренней любви и преданности Сони Мармеладовой.

Не удивительно, что в данном произведении разработанная главным героем теория терпит крушение. Таким образом писатель показывает, что ни одного человека нельзя назвать дрожащей тварью. Каждый человек является личностью и имеет полное право на то, чтобы жить.

Автор указывает на то, что для обретения собственного счастья нельзя делать других людей несчастными. Отношения в обществе нужно строить на милосердии и доброте. Только в этом случае, как утверждает автор, будет царить мир и согласие. В процессе написания сочинения на тему Теория Раскольникова можно сказать, что выдвинутые Родионом предположения изначально были обречены на провал. Система разделения людей на отдельные виды по своей природе была ошибочной.

Во-первых, перед совершением убийства главному герою пригрезилась гибель кобылы. Он вспомнил, что мог быть свидетелем того, как избивали лошадь кнутом. При продумывании плана преступления перед его глазами нередко предстает жалкое животное, которое погибает в результате нанесения сильных ударов.

Во-вторых, теория нелепа, и потому к избранным Родион относит Свидригайлова и Лужина. Первый из них убежден, что человек может совершать абсолютно все, что ему захочется. Он совершает многочисленные преступления, но несмотря на это никаких проблем с законом у него не наблюдается. Говоря же о Лужине, то это также весьма неприятная личность. Он любит исключительно самого себя, может с легкостью оболгать любого человека, лишь бы получить выгоду. Естественно, что относить таких особ к избранным – явная нелепость.


Пример сочинения 2

Но ведь Свидригайлов не сумел существовать, совершив свои преступления, именно поэтому Раскольникова тянуло к нему, он хотел узнать: как можно жить после греха. Казалось бы, он убил и по его теории можно жить дальше, но он не может жить дальше спокойно. Он не выдерживает. Не только потому, что нервы сдали, а, наверное, потому, что сама душа его восстаёт против железной логики его теории. По теории, он должен жить для себя, а отдаёт деньги последние на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры.

Таким образом, писатель в своём романе проводит мысль, что преступление, какую бы благородную цель оно не преследовало, недопустимо, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет права на существование.


Пример сочинения 3

За убийство Родион получает заслуженное наказание. Но даже в тюрьме он продолжает верить в свою теорию. Только доброта Сонечки влияет на него так, что он истинно кается и отказывается от убеждений. Полное отречение от теории происходит после сна, в котором люди убивают друг друга ради мирового благополучия. Итогом является истребление всего живого. Только после этих сновидений герой полностью убеждается в бессмысленности им придуманного. Он понимает, что каждый достоин жить, имеет право на счастье, но благополучия нужно достигать, делая добро, а не истребляя неугодных. Жизнь показывает Родиону Раскольникову, насколько несправедливы были его убеждения, и он начинает ставить во главу всего христианские ценности.

Через покаяние Раскольникова Достоевский хочет донести до каждого, что преступление не может быть оправдано никакими целями, что оно никогда не приведет к счастью. Человек получает то, что отдает. К благополучию нужно идти тропой добра.

Рассказывают, что В.Г. Белинский сказал молодому писателю Достоевскому: “Цените ваш дар и будете великим художником “. Должно быть, в дни тяжелых испытаний воспоминание об этом грело “государственного преступника” Достоевского. И, вероятно , именно на каторге и зародилось желание написать книгу о душевных муках преступника, о болезненной ломке его гордой теории. В переживаниях Раскольникова чувствуется что-то личное, авторское, хотя в главном писатель и его герои противоположны. В тёмном углу, когда нечего было есть, зародилась у Раскольникова его страшная теория. Она росла и крепла, заполнила его все думы и подчинила волю. Родион Романович решился на убийство. Не затем, чтобы завладеть деньгами и продолжить учёбу, не затем, чтобы помочь матери, не затем даже, чтобы промотать деньги, а чтобы проверить себя, свою идею, понять, “человек” он или “тварь дрожащая”. Высокомерная его теория говорила, что люди подлы и низки, их не переделать, “и труда не стоит тратить”. Но можно встать над людским “муравейником” и управлять им. Есть два рода людей: подвластные и немногие избранные властители. Последние внешне ничем не отличаются от обычных людишек, но на самом деле могут добиваться власти любым путём, им “разрешается” переступить через закон и кровь. И вот Раскольников решает стать властелином над людьми. Он считает, что можно силой навязать благо людям, которые сами не понимают своего счастья. Решают такие, как он, избранники. Одновременно он чувствует и противоречивость своей теории: ведь все эти “наполеоны и магометы” служили прежде всего своим личным интересам, а общими лишь прикрывались. Одинокий и озлобившийся “теоретик” не доходит до осознания того, что очень трудно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь. Как пишет К.И. Тюнькин в статье “Бунт Родиона Раскольникова”, где найти критерий добра, если освободиться от моральных критериев? Остаётся только решать с точки зрения своего блага. История показывает, что тот, кто идёт к власти путём насилия, даже во имя высоких целей, всегда рискует пожертвовать этими целями ради своей власти. Сегодня много спорят о нашей революции. Ведь и большевики слишком надеялись на диктатуру, рассчитывая с её помощью преобразовать мир. Но не может группа людей заставить всех остальных делать что-то, если те не дали такого права. Можно лишь убеждать. Сейчас в нашей стране много партий и групп, которые пытаются силой (в том числе и вооруженной) навязывать остальным свою волю. Не пора ли таким прислушаться к советам великого писателя? Итак, Раскольников убил. Прошел испытание и, казалось бы, может идти дальше к власти. Но он не выдерживает. Почему? Не только потому, что нервы сдали. И не потому, что, как считает сам “герой”, оказался “ вошью”. Мы видим, что Родион Романович – личность незаурядная. Прав, конечно, проницательный Порфирий Петрович, что действительность и натура любой расчёт могут подсечь. Но и это не всё. Хотя ум Раскольникова не может противиться железной логике его теории, но душа восстаёт. По теории он должен жить для себя, а отдаёт последние деньги на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры. Зачем всё это? Не понимает Родион Романович, что чувство любви и сострадания – стержень человеческого общества. Не будь его, давно бы оно распалось, а люди “перегрызлись”. Столько вокруг неопределённости, а если каждый начнёт пробовать, какой он, обыкновенный или нет человек. Ведь так люди друг друга начнут резать. Да и что толку в гениальном человеке, если он негодяй? Это еще страшнее, потому что ради своих умозрительных теорий, во имя своей власти уничтожит множество людей, в том числе и талантливых. Пример Сталина слишком хорошо доказывает это. Нет, не надо таких “наполеонов” и “сталиных”!
Забыл Раскольников о том, что тот, кто переступил закон человеческий, пролил кровь, обязан носить в душе страшную тяжесть, оставаться в одиночестве. Так и происходит с ним. Даже мать и сестра становятся для него чужими. Более откровенен он лишь с циником Свидригайловым, который не обставляет свои поступки “высокими” теориями. Впрочем, ведь и он не выдерживает до конца своей роли. Хотя и на каторге Раскольников убеждён в правоте своей антигуманной идеи, но в душе его все больше крепнут новые чувства. И ясно видим, что только любовь к людям, вера в них могут спасти человека и всё человечество. “Возлюби ближнего, как самого себя”. Трудно читается роман, не сразу “разгрызёшь” этот “орешек”. Но чем глубже вчитываешься в него, тем больше понимаешь правоту М. Горького о том, что гениальность Достоевского неоспорима, а по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру.



Сочинение на тему: Теория Родиона Раскольникова и ее крушение


Сочинение на тему: В чем трагедия Раскольникова?


Сочинение на тему: Тpагедия Раскольникова


Сочинение на тему: Бунт Раскольникова против мира зла и насилия.


Рассуждение на тему

Сочинение

Лично для меня очень непонятна теория Раскольникова. Он делит людей на тех, “кто имеет право” и тех, кто таким не является. По сути, он почему-то отдельную категорию людей преподносит над теми, кто проще, беднее, приземленнее. Раскольников дает им право на убийства и надругательства над другими людьми просто из-за того, что они достойнее. Такое рассуждение персонажа очень неправильно, потому что не всегда можно отличить, по каким характеристикам одна категория отличается от другой.

Возможно, Раскольников имел другое рассуждение по поводу своей же теории. Скорее всего, он называл “право имущих” теми, кто против политической системы и ее варварских законов. Однако убийство им старухи — это не совсем то, что относится к политической системе. Да, она давала деньги в долг под огромные проценты, но это не давало ему права решать, жить ей или нет. Почему он решил, что у него есть такие полномочия — забирать жизнь у человека? Мне непонятно. При этом он свято убежден в том, что все сделал правильно. После этой ситуации он стал убийцей, а не борцом за честность и справедливость в обществе.

Человек не должен считать себя достойнее и выше, чем другие люди. Он должен работать над собой и идти к цели, а не кичиться мыслями о том, что он лучше, умнее, красивее, чем кто-то.

Постоянное сравнение себя с кем-то и желание “переплюнуть” ближнего вредит в первую очередь нам самим. Мы стремимся быть лучше, чем кто-то, при этом забывая о том, что мы сами по себе непревзойденны. Человек не помнит о том, чем он может гордиться, влезая в круговорот желаний стать лучше, чем кто-то. Зачастую подобное сравнение порождает огромное количество комплексов, неуверенность в себе, в правильности поведения, мыслей, поступков. Человек начинает придираться к самому себе, мечтая часто стать тем, кем он не является.

Теория Раскольникова, по моему мнению, не имеет права на существование, потому что она уничтожает в любом человеке его самоценность, важность для этого мира. Каждый из нас уже ценен, просто из-за того, что есть на этом свете. И никто не имеет никакого права решать, как нам строить свою жизнь и тем более, сравнивать нас с кем-либо.

Очень важно, чтобы эта теория осталась только в произведении, и ни в коем случае не применялась в реальной жизни. Каждый человек сам для себя и адвокат, и палач, который сам решает, правильны его поступки или нет. Я не поддерживаю эту теорию еще и потому, что она не гуманна и несет разногласия в общество. Писатель придумал такую теорию, описывая все те события, которые были актуальны для него во время его жизни. Сейчас люди намного гуманнее относятся друг к другу, но есть и такие, у кого поднимается рука на такого же, как он сам.

Конечно, полностью уничтожить приверженцев этой теории невозможно. Все равно будут существовать те, для кого наказание смертью будет нормальным явлением и они будут активно применять его в своей жизни относительно животных и людей. Если их не наказать и не остановить, это может закончиться очень плачевно для многих людей.

Необходимо научится любить и прощать своего ближнего, и начинать с себя. Только воспитав и изменив себя в лучшую сторону, у нас появится шанс спасти этот мир от зла и ненависти, что так прочно вкоренилась в нашу жизнь.

Читайте также: