Сочинение на сопоставление литература егэ клише

Обновлено: 30.06.2024

В данном материале подробно рассматривается структура сочинений 8 и 15 ЕГЭ по литературе. Даются рекомендации и комментарии к каждому абзацу сочинения, приведены примеры.

ВложениеРазмер
В данном материале подробно рассматривается структура сочинений 8 и 15 ЕГЭ по литературе. Даются рекомендации и комментарии к ка 28.42 КБ
primernyy_plan_napisaniya_sochineniya_ege_po_literature.docx 18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинения 8 и 15 в ЕГЭ по литературе

СТРУКТУРА КИМ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

  • Отрывок из эпического или драматического произведения:

задания1-7 с кратким ответом на вопрос словом или словосочетанием

и задания 8 и 9 с развернутым ответом на вопрос.

  • Лирическое произведение: задания 10-14 с кратким ответом

на вопрос словом или словосочетанием и задания 15 и 16

с развернутым ответом на вопрос.

Часть 2 включает в себя 4 задания (17.1–17.4), из которых нужно

выбрать только ОДНО ( сочинение-рассуждение, объем

не менее 200 слов) и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

Чтобы решить практические задания, нужно хорошо знать произведения, основные термины и определения. Теория для подготовки к ЕГЭ по литературе включает следующие разделы:

  • роды, виды, жанры;
  • направления, течения;
  • тематику лирических произведений;
  • композицию;
  • конфликт в произведениях;
  • систему образов;
  • писательскую роль в произведении;
  • сатиру и юмор;
  • художественные детали, пространство и время;
  • эпизод;
  • пейзаж в тексте.

Также при подготовке к экзамену повторите основы сложения стихотворений. Вспомните, что такое строфа, какие рифмы относятся к мужским, а какие к женским.

При анализе произведений вам потребуются сведения о том, с помощью каких приемов создаются и раскрываются литературные образы. Особое внимание уделяется характерам героев.

В экзаменационную работу по литературе будут включены задания, проверяющие, насколько выпускник знает тропы и их функции. Помимо этого вам нужно будет доказать, что вы разбираетесь в средствах выразительности, поэтической фонетике и синтаксисе.

С 1-го по 7, с 10-го по 14

Чтобы участвовать в вузовских вступительных конкурсах, нужно набрать минимум 32 балла . Самое большее количество первичных баллов составляет 58, что приравнивается к 100 тестовым .

Сочинения 8 и 15

У них схожая структура, а так же это самые простые сочинения из всего КИМа .

Учитывая, что это всё же сочинение с ответом на вопрос по тексту, вступление должно содержать:

  • обобщенный ответ на вопрос, перефразированный вопрос или может отсутствовать вовсе.

"В данном стихотворении А.А. Блок обращается к социальной теме, изображая рабочих на фабрике."

То есть вступление - это просто перефразированное предложение из вопросительного в повествовательное.

Клише, которыми можно воспользоваться:

"В приведенном фрагменте\стих-и автор затрагивает\обращается к теме . ",

"В данном произ -и содержатся черты . ",

"Данный фрагмент раскрывает . " и т.д. в зависимости от формулировки вопроса.

Больше не нужно, меньше тоже.

Каждый из тезисов - это некий "аргумент", которые доказывает то, о чем говорится во вступлении. Можно использовать слова "во-первых" и "во-вторых", но! за ними обязательно должен идти ваш тезис. Они должны отличаться друг от друга по содержанию и редко допускаются схожие формулировки.

"Автор не дает четкого описания хозяину, описывая 1его следующими фразами: "недвижный кто-то, \ чёрный кто-то". А эпитет "медный голос" говорит о силе, при помощи которой этот человек управляет рабочими. " То есть я, анализируя стихотворение, раскрываю образ "угнетателя" рабочих, того, кто ими руководит.

"Образ народа более четкий, чем образ хозяина, который призывает их "согнуть измученные спины". Люди подчиняются той неведомой силе, которой обладает этот человек. Над ними смеются и потешаются, их обманывают ("и в жёлтых окнах засмеются, \ что этих нищих провели"), однако они не могут ничего возразить и продолжают выполнять свою работу."

Второй тезис отличается от первого по содержанию, ибо здесь я раскрываю уже образ народа.

Аналогично и с прозой, которую писать гораздо проще, чем лирику.

В выводе мы обобщаем всё вышесказанное, можно взять строчку из вступления, однако! она должна быть перефразирована и не повторяться точь-в-точь.

"Таким образом, А.А. Блок передает угнетение рабочих. Автор противопоставляет народу силу, которой он не в силах противостоять и которая повелевает всеми, но не имеет четкого облика."

НЕБОЛЬШИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ :

1. Во-первых, отвечая на вопрос, следим за речью. Все повторы слов, неверные употребления слов и пр. - речевые ошибки, на которых можно потерять 2 балла! Если внимательно читать текст, а желательно вслух, пока есть такая возможность, то их легко заметить.

2. Во-вторых, постоянно задаем себе вопрос "Я ответил на вопрос?". Не уходим в лишние рассуждения, не вдаемся в пересказ, не пишем про историю создания. Льем воду - теряем баллы на раскрытии. Как правило, в сочинениях ответ должен быть четким и точно по теме, не уходить от темы

3. В-третьих, ЦИТАТЫ. Да, с этого года они обязательны . Запомнить их сложно, аргументировать ими сложно. Когда пишешь сочинение 8\15, цитаты обязательно! брать из текста. То есть, тезис - цитата. Она будет подтверждать то, о чем мы написали и доказывать наши слова.

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ-2019 по литературе

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами.

– Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее.

– Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич. Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец.

Что? как ты его находишь? – В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно.

– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

При ответе на вопрос необходимо показать место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

Исходя из анализа критериев оценки задания 8 , можно сформулировать требования к его выполнению .

  • Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена (2 балла).
  • Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют (2 балла).
  • Отсутствуют логические, речевые ошибки (2 балла).
  • Максимальная оценка – 6 баллов.

Примерный образец ответа

В данной сцене конфликт между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым только намечается и проявляется это прежде всего в поведении Павла Петровича Кирсанова, который не подал руки Базарову, а спрятал ее в карман, демонстрируя тем самым, что ему неприятно, что Аркадий привёз с собой гостя. Эта подробность привлекает к себе внимание читателя, так как сценой раньше Николай Петрович Кирсанов, брат Павла Петровича, первым протянул руку Базарову в знак гостеприимства.

Анализируя приведенный фрагмент, можно предположить, что при знакомстве герои почувствовали личную неприязнь друг к другу, граничащую с презрением. Впоследствии конфликт ещё более усугубится и выйдет за рамки личного недовольства друг другом.

Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

Требования к выполнению задания 15

  • Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена (2 балла)
  • Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют (2 балла)
  • Отсутствуют логические, речевые ошибки.(2 балла) Максимальная оценка – 6 баллов.

Разбор задания 15.

В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение поэта родиной как прекрасной женщиной:

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

А ты все та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

Прочитав стихотворение до конца, мы понимаем, насколько дорога поэту Россия.

Предварительный просмотр:

Примерный план написания сочинения ЕГЭ по литературе.

Ориентировочная длина 200-250 слов.

Сочинение очень важное, за него дают 14 баллов, что очень и очень много.

  • Несколько предложений о писателе, об истории создания произведения. Можно использовать чью-то цитату касательно данного произведения.
  • 1. Четкий ответ на вопрос, выбранный вами
  • 2. Изложение позиции автора (Автор считает. / Писатель придерживается. )
  • 3. Выражение своего мнения, формулировка тезисов
  • 4. Аргументация своего мнения, выдвинутых тезисов (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.)
  • 5. Использование литературных понятий.
  • Итог всего высказанного, обобщение. Никаких больших рассуждений здесь не должно быть.

Рекомендации по структуре и плану

  1. Используйте тезисную структуру, в сочинении всё должно быть чётко. Необходимо четко выражать какую-то конкретную мысль, и подтверждать её цитатами и высказываниями.
  2. Следите за абзацами. Каждый тезис — это новый абзац. Следите за их размерами, логикой перехода от одного к другому, не теряйте мысль!
  3. Удерживайте тему и сверяйтесь с ней - достаточно ли вы раскрыли тему?
  4. Следите за речью
  5. Не забывайте про термины, используйте в тексте.

Итак, что должно быть в вашем тексте и чего следует избегать. Перечислю по пунктам.

4. Не забудьте подтвердить каждый тезис своего сочинения цитатой – прямой или косвенной. Не следует приводить излишне развёрнутые цитаты. Во‐первых, потому что в них легко ошибиться, а во‐вторых, потому что цитата – всего лишь подтверждение, а не замена вашей мысли. Однако без постоянных апелляций к тексту произведения в сочинении не обойтись. Если вы не помните дословно нужную вам цитату, изложите её своими словами. Однако учтите: этот совет касается только эпических и драматических произведений; лирику пересказывать нельзя! 5. Пользуйтесь научной терминологией. Сочинение – школьный вариант литературоведческого исследования, и владение базовыми понятиями этой академической дисциплины необходимо.

Итак, в своей работе вы должны решить следующие задачи: дать чёткий ответ на поставленный вопрос, продемонстрировать владение текстом произведения, показать теоретико‐литературные знания и проявить свою грамотность. Тренируйтесь, и у вас всё получится. Лучший способ научиться писать мини‐сочинения – писать их регулярно.

2021 против 2022: что нового?

В новом учебном году изменились не только порядковые номера для вопросов-сравнений – теперь они идут под №6 и №11, но и требования к анализу. Основное по пунктам:

1. Для сопоставления теперь требуется всего 1 произведение, вместо 2, но не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст.

2. Исходное произведение необходимо проанализировать, а не просто назвать его и обозначить направление анализа! В задании сказано: "Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок".

ЕГЭ по литературе: разбираем и пишем вопрос-сравнение №6 из демоверсии 2022. Картина нравов чиновничества

Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши вопросы?

Четкий план написания вопроса-сравнения в КИМе не обозначен. В официальных рекомендациях специалистов ФИПИ тоже. Я предлагаю лаконичный план, состоящий из 4 частей. Каждый пункт – отдельный абзац.

1. Вступление

В нём необходимо обозначить направление анализа, указанное в вопросе, и назвать произведения, которые вы будете рассматривать. Можно уже здесь упомянуть об их общей тематике или сходных образах. Только не лейте воды и не пишите прописных истин. На это уходит время, а толку ноль.

2. Анализ исходного (данного в КИМе) произведения

Он не должен быть очень большим. Не старайтесь объять необъятное и сказать обо всем, что видите в стихотворении. Чётко отвечайте на поставленный вопрос. Определите 3 пункта анализа, на которые будете опираться. Не забывайте о цитатах (благо стихотворение перед вами и ничего судорожно вспоминать не надо) и о терминах. Для того чтобы провести качественный литературоведческий анализ, они необходимы.

3. Анализ произведения, подобранного вами

Думаю, я не открою Америку, если скажу, что сопоставлять гораздо легче похожие стихотворения. Поэтому не старайтесь выстраивать сопоставление на антитезе – это плохо заканчивается. Можно запутаться или уйти от темы. Самое лучшее – взять сходное по тематике и настроению произведение и проанализировать его по тем же трём пунктам, в соответствии с которыми вы рассматривали исходное стихотворение. Поможет выстроить логику и убыстрить процесс схема, составленная на черновике.

О различиях произведений можете говорить по своему усмотрению.

4. Вывод

Анализ прозы и анализ лирики: в чём разница?

Для тех, кто ориентирован на высокий балл, ответ должен быть однозначен: ни в чём. На экзамене в обязательном порядке предстоит разбирать и то, и другое. Разница лишь в том, что проза сюжетна и конкретна, а стихи часто метафоричны и бессюжетны. Рассказ или роман можно легко пересказать, выделив главное, а лирику нет. Для того чтобы вы не потерялись, даю несколько советов:

1. Прочитайте стихотворение целиком. Если содержание слишком туманно, поработайте с каждой строфой. Постарайтесь пересказать их для себя, а затем связать воедино.

3. Не уходите в сторону от заданного вопроса. Чётко выделите опорные пункты, на которых будет строиться анализ, коротко запишите их на черновике.

Помните: указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый можно достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст), укажите названия произведений и фамилии авторов исопоставьте произведения с предложенным текстом в заданномнаправлении анализа.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Задание 16

Ответ на данный вопрос целесообразно начать с небольшого вступления, обобщив имеющие представления о раскрытии данной теме в русской лирике.

Старайтесь оперировать литературоведческими терминами.

Требования к выполнению задания 16
  1. Названо первое произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена (2 балла).
  2. Названо второе произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена (2 балла).
  3. Для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют (4 балла).
  4. Отсутствуют логические, речевые ошибки (2 балла).

Максимальная оценка – 10 баллов.

Примерный образец сочинения

Далее переходим к сопоставлению стихотворений. На примере одного стихотворения можно выявить сходства, на примере другого стихотворения – различия.

Необходимо выбрать направление анализа и проследить проявление сходных и отличительных признаков на разных уровнях: от идейного звучания до языкового оформления.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать

В книге содержатся материалы для успешной сдачи ЕГЭ: краткие методические комментарии по всем темам, задания разных типов и уровней сложности, тренировочные варианты ЕГЭ, словарь литературоведческих терминов, а также ответы ко всем заданиям. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в Интернете и покупать другие пособия. В данной книге они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену.

Мини-сочинения под заданиями 8,15 могу дать Вам до 6 баллов, а задания 9,16 с недавнего времени дают до 10. Первые из них подразумевают развернутый ответ на вопрос, вторые требуют провести сравнение эпоса и лирики. К объему они нетребовательны — главное, чтобы ответ был связный, с опорой на авторскую позицию и с подтверждением выдвигаемых тезисов.

Завершающее сочинение, которое Вы должны написать, находится под заданием 17.1 — 17.4. Темы и специфика их разнообразны — от простого ответа на вопрос до сложного анализа отдельных частей произведения. Эти сочинения объемные, требующие от Вас особую глубину раскрытия темы и убедительность суждений.

В данной статье мы рассмотрим порядок написания 17 задания ЕГЭ, познакомимся с критериями и посмотрим образцы сочинений на максимальный балл.

Критерии 17 задания

Писать строго по данным критериям — плохая идея. Мы советуем держать их всегда в уме, подстраивая Ваше готовое сочинение по некоторым пунктам (к примеру, лит. термины можно вводить в сочинение после его написания)*. Что касается других критериев, то без них Ваше сочинение никак не получится — потеряется целостность и логичность суждений.


Алгоритм написания 17 задания ЕГЭ

Любое сочинение, подразумевающее смысловую целостность, вернее начинать с плана. Многие пренебрегают данным пунктом, считая, что в их головах укладывается все куда лучше. Однако, смею Вас огорчить — с среднем только ~30% экзаменуемых способны написать связное, логически выстроенное сочинение без плана. И он необязательно должен быть на всю страницу или содержать десятки подпунктов — достаточно систематизировать свои идеи и изложить это на бумаге.

Если Вы достаточно практиковались в написании сочинений и способны упорядочить свои идеи без плана — пропустите этот пункт.

Римскими цифрами обозначены обязательные части плана, цифрами авторские, т.е побочные, исходя из предложенной темы.

Пример:

17.4. Тема поиска смысла жизни в литературе (на примере одного произведения)

I. Вступление

  1. Что это за поиск? Что люди ищут? (гармонию с внутренним миром — тезис)
  2. Возможна ли смена смысла? Почему? Как люди переживают это?
  3. Если они вновь обретают смысл, что получают?
  4. Нашедший — обретает покой , герой мечущийся получает только тревогу.
  5. Много ли авторов обращались к данной тематике? (здесь желательно ввести авторов, которых Вы возьмете в аргументации.

II. Аргументация

III. Заключение

  1. Как появление смысла жизни повлияло на Болконского? (подытог по тезису)

Как Вы можете заметить, план не отражает детальное написание, он задает Вам направление, в котором Вы будете работать.

Вступление

Вступление — это первое (если Вы не пишите план), с чего начинается усердная и трудная работа над сочинением. Главная задача, которая перед Вами стоит при написании вступления — это выдвинуть тезис*, который будет развиваться на протяжении всего сочинения.

*- тезис — это кратко сформулированная главная мысль, которую Вам предстоит доказывать.

Тезис лучше формулировать вопросом — так Вы легко перефразируете тему для своего понимания и так Вам легко будет доказывать и писать вывод.

Виды вступления

Что можно написать во вступлении?

Не пишите того, что не относится к предложенной теме!

Многим из этих вступлений не учат в школе, а начинать экспериментировать прямо на экзамене ни к чему хорошему не приведет. Выберите себе один — два стиля вступлений и прорабатывайте их. Если Вы выбрали творческое направление при написании — будьте аккуратны — не всегда Ваша бурная фантазия оценивается экзаменаторами по достоинству.

Помните, что любые творческие работы нужно отдавать на проверку учителю!

Основная часть

Для начала работы с основной частью сочинения Вы должны продумать материал, который введете в свою творческую работу. Отбор материала очень важен для корректного написания — без него повествование окажется нелогичным и мало подходящим к тезисам.

Отбор материала

Что входит в этот отбор?

  • заранее составленная таблица произведений по темам (да, отбор должен начинаться задолго до написания сочинения на экзамене! );
  • заранее подготовленные цитаты из произведений;
  • знание мнений критиков и их цитат (желательно по каждому из произведений);
  • подготовленные Вами лично заметки (анализы) по произведениям;
  • биография писателей и их этапы творчества.

Все, что Вы в конечном итоге подготовите, нужно будет выучить наизусть. На экзамене нельзя пользоваться печатными источниками и художественной литературой- в Вашем распоряжении будут только бланки, вариант и гелиевая ручка.

Изложение

Изложение Ваших мыслей всегда должно быть связано с главной темой сочинения, иначе логика Вашего рассуждения потеряется. Именно поэтому в самом начале нашей статьи мы указали на план — он не даст Вам потеряться в собственных мыслях.

  • Введение
  • Доказательство
  • Микро-вывод

Ваш каждый аргумент должен иметь подобную структуру для сохранения целостности и логичности.

1.Введение

Изложение лучше начинать с повторения тезиса и введения автора/произведения (если тема уже не обозначила Вам автора и произведение), по которому Вы будете доказывать основную мысль:

введение

2. Доказательство

Далее начинайте рассуждать и анализировать по выбранному герою, произведению, эпизоду, исходя из темы сочинения:

доказательство

цитаты

4. Микро-вывод

После цитат, доказательств, анализа необходимо сделать подытог всего сказанного по доказательству:

Микро-вывод

При написании основной части сочинения по такой схеме Вы также экономите своё собственное время — подобное планирование не направит Вас на неверные рассуждения.

Заключение

Финальная часть Вашего сочинения — заключение. Оно подразумевает подытог всему сказанному и ответ на вопрос, заявленный во вступлении (ответ на тезис).

Во вступлении Вы задаете вопрос тезисом — в заключении Вы на него отвечаете.

Если Ваш тезис не звучал вопросом, то перефразируйте его в вопросительное предложение, чтобы проверить, не отошли ли Вы от темы. Если Ваше заключение является ответом на этот вопрос, то Вы все написали правильно, а если финальная часть сочинения не отвечает на него, подкорректируйте написанное.

Рекомендации

  • Перечитайте работу и выделите на полях свои главные мысли, которые необходимо упомянуть в заключении
  • Отразите свои личные мысли по выбранной теме
  • Проверьте свою работу еще раз — соотнесите тезис с каждым вашим абзацем. Если хотя бы один из них не соответствует тезису — перепишите.

Клише

Речевые клише, отмеченные многими авторами и Вашими учителями, использовать не советуем. Лучше выработать привычку писать текст под тему, не пытаясь тему подстроить под некоторые нелепые конструкции.

Однако, есть несколько универсальных речевых клише, которыми можно пользоваться без опаски.

Читайте также: