Сочинение на основе рисунков 2 класс литературное чтение перспектива

Обновлено: 03.07.2024

Поговорим на очень узкую и в то же время очень актуальную тему для учителей начальной школы — как научить ребят создавать текст-описание при написании сочинений.

В примерной основной образовательной программе начального общего образования от 2009 года, которой мы руководствуемся, пока не вступили в силу новые ФГОС, упоминается:

Знакомство с основными видами сочинений: полные, выборочные и изложения с элементами сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Вопрос, связанный с сочинениями, актуален и для курса литературного чтения:

Но при этом все-таки есть один нюанс: написание сочинений не является планируемым результатом, который дети должны достигнуть к концу 4-го класса.

Конечно, прежде чем приступить к написанию сочинений-описаний мы сначала должны представить, что такое текст и что такое текст-описание. И неважно, по какому учебнику вы преподаете, ведь и у В. П. Канакиной, и у Л. Ф. Климановой и у С. В. Иванова определения этих понятий можно найти.

В течение довольно долгого времени с ребятами важно рассмотреть теорию — все, что связано с понятиями текста-описания, и только потом начинать учить создавать высказывание.

Новый методический аппарат учебников ориентирует детей на формирование важнейших учебных действий: читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т.д. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учеников, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений.

Как создавать высказывание?

  1. Осознавать предмет речи, то есть, то, как развивать мысль: о чем собираются говорить (тема) — об осени, об осенних листочках, о маме.

  2. Осознавать то главное, что хочу сказать (главную мысль, идею) — как красиво осенью, какой сильный характер у этого человека.

  3. Отбирать сведения с учетом темы и главной мысли.

  4. Систематизировать материал, то есть планировать, как развить мысль: с чего начать (главная мысль), о чем и что сказать дальше (описание объекта), чем закончить (вывод — подтверждение, главная мысль).

Этот план может быть записан на доске. К нему можно дать опорные слова, мысли, а дальше их можно вычеркивать в случае несоответствия или корректировать. И здесь, конечно, должна быть проведена орфографическая подготовка.



При написании сочинения мы будем опираться на авторский текст. И, конечно же, если автор пишет об осени, то наш текст тоже должен описывать это необыкновенное время года. Текст автора послужит нам отправной точкой — здесь и тематика, и те слова, которые нам нужно будет использовать в нашем сочинении-описании.

Учимся составлять текст-описание

Для начала мы будем рассматривать рисунки и фотографии и на их основе создавать описания.


Осеннее утро
М. Пришвин

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой — мотыльком, какой — винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:

— Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему тёплому дню, но уже больше не ждём летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи — и всё кончится.

Наш строительный материал для сочинения — опорные слова из текста. Ищем их вместе с классом, задавая наводящие вопросы (выпишите их на доску):

1. Какое выражение указывает на время дня?

4. Какие признаки осеннего утра описывает автор? Подчеркни в тексте.

5. Найди в тексте слова, которые описывают чувства автора, когда он видит улетающих птиц. Подчеркни.

6. Какие чувства испытываешь ты, глядя на природу, увядающую осенью? Продолжи предложения. Если трудно, воспользуйся Словариком. Мне _________, потому что_____________ . Я чувствую ________, потому что________ Словарик. Грусть, тоска, уныние, спокойствие, радость, восторг, восхищение, удивление.

7. Какое осеннее утро помог увидеть тебе писатель? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. Я увидел _____________________________

8. А какое осеннее утро любишь ты? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. ______________________________________

Словарик

Безветренное, ветреное, грустное, дождливое, мрачное, ненастное, пасмурное, прохладное, радостное, свежее, серое, синее, солнечное, теплое, тихое, туманное, хмурое, холодное, яркое, ясное.

В 4-м классе, почти в самом начале года, когда вы будете проводить 12-15 урок, такая работа может стать стартовой для курса русского языка.

Сочинения — описания:

Приметы золотой осени. Первая тема: о приметах золотой осени; главная мысль: какие они – приметы золотой осени?

Как красива осенняя березка! Вторая тема: об осенней берёзке; главная мысль: как красива осенняя березка.

После того, как мы определились, о чем мы будем говорить, мы должны будем поискать приметы в открытых интернет-источниках:

Приметы о природе в октябре

В какие цвета наряжаются деревья?

Багряный, алый, оранжевый, золотой, тёмно — коричневый, солнечный, салатовый, багровый, яичный, горчичный. Осина — багряный; ель — ярко — зелёный, клён — оранжевый, солнечный, березка — жёлтая.

Обязательно напишите вспомогательные слова на доске, пользуйтесь словарем синонимов, чтобы облегчить слабым детям задачу и помочь написать красивый связный текст-описание.

Как красива осенняя березка!

Художественный текст: подбираем слова.

Листва: жёлтая, солнечная; ствол: белоствольная, белая, в чёрных отметинах.

Ветки: коричневые Словно девушка, нарядная, красавица сказочная.

Как красива берёза осенью! Тонкая талия — белый ствол с чёрными бархатными отметинами. Лебяжьи руки — гибкие длинные ветки ярко — коричневого цвета. Одет на ней нарядный жёлтый сарафан из листьев! Похожа она на девушку — красавицу. Глаз не оторвать!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение на основе рисунков Урок № 53 Литературное чтение 2 класс УМК «Персп.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сочинение на основе рисунков Урок № 53 Литературное чтение 2 класс УМК «Персп.

Речевая разминка Ни пуха ни пера! Рано утром мама-квочка В класс отправила сы.

Речевая разминка Ни пуха ни пера! Рано утром мама-квочка В класс отправила сыночка. Говорила: «Не дерись, Не дразнись, не петушись, Поспеши, уже пора! Ну, ни пуха ни пера! Через час, едва живой, Петушок идёт домой. Ковыляет еле-еле Он со школьного двора, А на нём на самом деле Нет ни пуха, ни пера.

Что вы можете сказать об этих детях?

Что вы можете сказать об этих детях?

Составление записки С каких слов начинается записка (письмо), какими словами.

Составление записки С каких слов начинается записка (письмо), какими словами заканчиваются? Словарная коробочка. Здравствуй Как ты себя чувствуешь? До свидания Скучают Выздоравливай Передают привет

Какие чувства у вас вызвал этот рассказ? Похож ли он на тот, который вы сост.

Какие чувства у вас вызвал этот рассказ? Похож ли он на тот, который вы составили?

Физминутка

Задания на стр. 54 в творческой тетради помогут нам составить интересный расс.

Задания на стр. 54 в творческой тетради помогут нам составить интересный рассказ.


Прочитай получившийся рассказ. В чем его главная мысль? Чему он нас учит? Как.

Прочитай получившийся рассказ. В чем его главная мысль? Чему он нас учит? Какой рассказ вы составили на уроке?

Домашнее задание. Читать рассказы по списку на стр. 123.

Домашнее задание. Читать рассказы по списку на стр. 123.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 595 934 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.11.2020 1758
  • PPTX 7 мбайт
  • 234 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Любовь Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Что такое сочинение. Признаки текста;

2) Работа над содержанием рассказа;

3) Составление плана;

4) Написание текста.

Глоссарий по теме

Рассказ – повествовательное произведение небольшого размера, словесное изложение каких-нибудь событий.

Текст – несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Тема – предмет описания, изображения, исследования, разговора (о чём говорится в тексте).

Главная мысль – реализация авторского замысла, передающая его отношение к тому, о чём он сообщает (что хотел сказать автор).

Заголовок – название какого-либо произведения или отдельных его частей.

Опорные слова – ключевые слова, обозначающие тему, основную мысль и последовательность рассуждений.

Сюжетные картинки – предмет изображения последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения.

Вопросы – высказывания, имеющие целью побудить слушающего сообщить говорящему нечто требующее выяснения.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С.74.

Моя письменная речь: учеб. тетрадь. 2 класс / Г.С. Щёголева. – 7-е изд. – СПб. : Первый класс, Специальная Литература, 2015. С.16-17. С.22 – 23. С. 36 – 37

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Задача первая. Понять, что такое текст.

Вспомните, что сочинение – это изложение своих мыслей и чувств по заданной теме, в результате которого создаётся свой текст. Текст – несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Выделяют следующие признаки текста.

А) Текст состоит из предложений.

Б) Предложения объединены темой.

В) Предложения связаны между собой по смыслу.

Г) Текст может иметь заголовок.

Предложения в тексте объединены темой и главной мыслью.

Задача вторая. Поработайте над содержанием рассказа.


Ответьте на вопросы:

  1. Кого нашёл мальчик в лесу?
  2. Какая беда приключилась с зайцем?

У зайчика ______________________________________.

Слова для справок: увидел, бедный, сломана лапка.


Ответьте на вопросы:

  1. Как заботился мальчик о зверьке?
  2. Слова для справок: принёс домой, кормил, ухаживал, заботился.

2.Как он лечил зайчику лапку?

Выберите слова для ответа на вопрос: перевязал, забинтовал, смазывал лапку.


Ответьте на вопрос по картинке:

Куда мальчик отнёс зайчика после выздоровления?

Слова для справок: вскоре, выздоровел, отпустил на волю.

Задача третья. Составьте план.

Текст состоит из частей. В тексте будет три части, по количеству картинок. Чтобы по порядку рассказать о том, что происходило на картинках, как сменялись события и чем закончились, составьте план текста. Дайте название каждой картинке. Это и будут пункты плана для составления текста.

Перед вами примерный план текста:

2. Забота о зайчике.

Задача четвёртая. Подберите сходные по значению слова.

Заяц – зайчик, зайчонок, зайчишка, серый, косой, грызун, животное.

Мальчик – мальчуган, мальчишка, Ваня (или любое другое имя), спаситель, он.

Задача пятая. Подберите заголовок к тексту.

К тексту надо подобрать заголовок. Заголовок может отражать тему текста (то, о чём говорится в тексте) или его главную мысль (то, что хотел сказать автор). Перед вами варианты заголовков к тексту. Выберите заголовок, который отражает главную мысль или придумайте свой вариант.

По теме: Заяц. В лесу. Мальчик и заяц.

По главной мысли: Спаситель. Помощь зайчику. Не бросил в беде. Здоровым на волю!

Задача шестая. Подготовьтесь к написанию текста.

Прежде чем писать текст, необходимо составить устно каждую часть. В этом вам помогут картинки, план и слова-помощники.

СЛОВА-ПОМОЩНИКИ

однажды, в лесу,
увидел, зайчик, сломана

принёс, домой, кормил, перевязал, заботился, лечил

вскоре, выздоровел, отпустил

Забота о зайце.




При составлении предложений старайтесь избегать повторов. При написании предложений обратите внимание на выделенные буквы в опорных словах!

Задача седьмая. Представьте вариант текста.

Прочитайте, какой рассказ по этим сюжетным картинкам составил второклассник Петя Иванов.

Однажды в лесу Ваня увидел зайца. Мальчик хотел с ним поиграть, но заметил, что у зайчишки сломана лапка.

Спаситель принёс домой бедного зверька и перевязал ему лапу. Ваня каждый день заботился о зайчике. Он старательно перевязывал ему лапку и кормил с ложечки.

Вскоре заяц выздоровел, и мальчик отпустил его на волю.

Задача восьмая. Напишите текст.

Напишите свой яркий и интересный рассказ по картинкам.




Не забудьте, что новое предложение пишется с заглавной буквы и в конце каждого предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).

Каждую новую часть пишите с красной строки.

Проверьте текст, если заметили ошибки, исправьте.

Дайте прочитать рассказ другу или маме.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Высказывание.

Выберите правильные высказывания:

А) Каждое новое предложение пишется с заглавной буквы.

Б) В конце предложения ставится только восклицательный знак.

В) Каждая новая часть текста пишется с красной строки.

Г) В конце предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).

Д) План текста не помогает составить грамотный рассказ.

Е) Заголовок текста определяется либо по главной мысли, либо по теме.

Подсказка: должно быть четыре правильных ответа.

А) Каждое новое предложение пишется с заглавной буквы.

Б) В конце предложения ставится только восклицательный знак.

В) Каждая новая часть текста пишется с красной строки.

Г) В конце предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).

Д) План текста не помогает составить грамотный рассказ.

Е) Заголовок текста определяется либо по главной мысли, либо по теме.

Задание. Заголовок.

Выделите цветом заголовок, который более точно отражает то, о чём говорится в тексте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- высказывать своё мнение, рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним, характеризовать героя, используя антонимы, соотносить смысл пословиц и содержания текста, составлять план произведения, пересказывать текст на основе плана.

Портрет и выставка книг Н. Н. Носова; карточки.

Звонок нам снова говорит:

Мы будем проверять.

( Рассказывают рассказ по серии картинок со стр. 118)

- Прочитайте стихотворение про себя.

Коля Кнопкин проживает

В нашем доме пятый год.

Не скандалит, не хворает,

Не дерётся, не ревёт…

Подрастает этот мальчик

Не по дням, а по часам…

Не умеет этот мальчик

Ничего на свете сам:

Ни убрать свою кровать,

Ни башмак зашнуровать. В. Волина

- Прочитайте это стихотворение с выражением. Какую интонацию нужно выбрать? (осуждением)

- Какие качества ценятся в людях больше всего?

- А что вы умеете делать лучше всего?

- Предположите, какова тема урока на сегодня.

4. Работа по теме.

- Откройте учебник на стр. 119.

- Кто автор произведения?

- Знакомо ли вам это имя?

- Посмотрите на портрет. ( портрет Н Носова)

- Как называется произведение? ( На горке)

- Как вы думаете, о чём этот рассказ?

- Проверим, подтвердятся ли ваши предположения.

Чтение рассказа учителем.

- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?

- Были ли в вашей жизни подобные ситуации? Расскажите.

Линейку на пол положу

И выпрямляюсь с ходу.

И выровняю позу.

Проделаю так много раз,

Чтоб отдохнуть от книжных фраз.

6. Работа по теме – продолжение

- Прочитайте ещё раз текст.

- Каким вы представляете Котьку?

- Какую ошибку он совершил? Почему?

- Как он её исправил?

- Давайте опишем образ Котьки. Вам в этом помогут слова-определения. Выберите нужные.

РАБОТА В ПАРЕ. КАРТОЧКА.

Умный, весёлый, глупый, маленький, честный, злой, терпеливый, трудолюбивый, ленивый, вредный, добрый.

- Что бы вы ещё о нём сказали?

- На стр. 121 учебника дан рисуночный план. Рассмотрите внимательно и скажите, соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа.

- Каких рисунков не хватает?

- Мы восстановили рисуночный план. Он поможет нам разделить текст на части и составить другой план – цитатный.

- Всё ли вам показалось понятным? СЛАЙД 2 - 8

Цитата – точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.

  1. Целый день ребята трудились – строили горку на дворе.
  2. А Котька Чижов из шестой квартиры – хитрый какой!
  3. Только полез на горку – бух носом!
  4. Он стал из ящика песок на горку таскать.
  5. Коньки-то по песку не едут!
  6. Тут прибежали ребята.
  7. Бери сейчас же лопату!

- Сопоставьте свой план с предложенным на стр. 122 учебника.

- Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за …
  • После урока мне захотелось …
  • Сегодня я сумел…

8. Подведение итогов

- Какой рассказ мы читали на уроке?

- Понравился ли вам Котька? Почему?

9. Домашнее задание стр. 119 – 122, зад. 5

- развивать умение бегло читать, делить текст на части, находить главную мысль, подробно пересказывать прочитанное

- учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря,

- высказывать своё мнение, рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним, характеризовать героя, используя антонимы, соотносить смысл пословиц и содержания текста, составлять план произведения, пересказывать текст на основе плана.

Портрет и выставка книг Н. Н. Носова; карточки.

Звонок нам снова говорит:

Мы будем проверять.

Проверка домашнего задания

( Рассказывают рассказ по серии картинок со стр. 118)

- Прочитайте стихотворение про себя.

Коля Кнопкин проживает

В нашем доме пятый год.

Не скандалит, не хворает,

Не дерётся, не ревёт…

Подрастает этот мальчик

Не по дням, а по часам…

Не умеет этот мальчик

Ничего на свете сам:

Ни убрать свою кровать,

Ни башмак зашнуровать. В. Волина

- Прочитайте это стихотворение с выражением. Какую интонацию нужно выбрать? (осуждением)

- Какие качества ценятся в людях больше всего?

- А что вы умеете делать лучше всего?

- Предположите, какова тема урока на сегодня.

4. Работа по теме.

- Откройте учебник на стр. 119.

- Кто автор произведения?

- Знакомо ли вам это имя?

- Посмотрите на портрет. ( портрет Н Носова)

- Как называется произведение? ( На горке)

- Как вы думаете, о чём этот рассказ?

- Проверим, подтвердятся ли ваши предположения.

Чтение рассказа учителем.

- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?

- Были ли в вашей жизни подобные ситуации? Расскажите.

Линейку на пол положу

И выпрямляюсь с ходу.

И выровняю позу.

Проделаю так много раз,

Чтоб отдохнуть от книжных фраз.

6. Работа по теме – продолжение

- Прочитайте ещё раз текст.

- Каким вы представляете Котьку?

- Какую ошибку он совершил? Почему?

- Как он её исправил?

- Давайте опишем образ Котьки. Вам в этом помогут слова-определения. Выберите нужные.

РАБОТА В ПАРЕ. КАРТОЧКА.

Умный, весёлый, глупый, маленький, честный, злой, терпеливый, трудолюбивый, ленивый, вредный, добрый.

- Что бы вы ещё о нём сказали?

- На стр. 121 учебника дан рисуночный план. Рассмотрите внимательно и скажите, соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа.

- Каких рисунков не хватает?

- Мы восстановили рисуночный план. Он поможет нам разделить текст на части и составить другой план – цитатный.

- Всё ли вам показалось понятным? СЛАЙД 2 - 8

Цитата – точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.


Зима хозяйкой ходит по лесам. По полям, укрывает деревья и землю белым ковром.



Сергей Андреевич Тутунов, родился 30 октября 1925 года в Москве. Был очень гостеприимным и добрым человеком, часто приглашал многих пожить на даче. Живя на даче художник любовался природой. Свою любовь к окружающей природе передал одному из трех своих сыновей.



План 2.Что изображено на картине. На ней изображен… На ней изображен маленький мальчик. Он стоит у…….. и удивленно …. Он стоит у окна и удивленно смотрит. Мальчик одет…., видимо только … и подошёл к …. Мальчик одет в ночную рубашку, видимо только проснулся и подошёл к окну.


План 2.Что изображено на картине. Вчера за окном двор был…., а сегодня … Вчера за окном двор был темно-коричневого цвета, а сегодня выпал первый снег. Двор словно укрыт….. Двор словно укрыт белым пушистым ковром. На деревьях лежат….. На деревьях лежат мохнатые шапки. Наконец-то наступила ….. Наконец-то наступила долгожданная зима.


План 3. Моё отношение к картине Мне картина….. Мне картина понравилась, потому что художнику удалось передать зимнюю красоту природы.



СЛОВАРНАЯ РАБОТА Изображен Удивленно темно-коричневого цвета Мохнатые Наконец-то долгожданная Понравилась


Перед нами картина …….. На ней изображен (маленький мальчик, стоит, удивленно смотрит, одет, только проснулся, двор, темно-коричневого цвета, первый снег, укрыт, ковром, шапки. Наконец-то, зима.) Мне картина понравилась…

Читайте также: