Сочинение на основе личных впечатлений урок 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

образовательные: повторить стили и типы речи; выяснить особенности построения сочинения-описания животного в художественном и научном стилях; научиться составлять художественное описание, аргументировать свое мнение;

развивающие: развивать образное мышление, творческие способности обучающихся;
воспитательные: воспитывать любовь к природе, прививать бережное отношение к животным.

Межпредметные связи: литература, музыка, биология.
Тип урока: урок развития связной речи.

Природа будит в нас потребность любви…

Иван Тургенев
Ход урока

I. Организационный момент.

Дети, сегодня на улице прекрасная погода, давайте посмотрим в окно и вспомним, с каким настроением вы пришли в школу? Почему? (ответы детей)

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

- Какие бывают стили речи?

- Какие типы речи вы знаете?

- С какими видами описаний мы уже знакомы?

- На какой вопрос отвечает описание?

- Все ли предметы могут быть описаны?

- В каких стилях могут быть описания?

Слово учителя. Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Совершенно верно, мы будем описывать животное. Давайте послушаем песню композитора Владимира Шаинского и узнаем, какое животное нам предстоит описать.

Итак, сегодня на уроке мы будем описывать белочку. Давайте откроем тетради, запишем дату и тему урока.

Посмотрите внимательно на тему урока. Как вы думаете, что мы должны узнать и чему научиться?

II. Сейчас мы поработаем с вами в парах. На партах лежат карточки с заданиями, внимательно прочитайте и выполните предложенные задания.

Задание 1. Прочитайте текст, определите стиль и тип речи. Аргументируйте свой ответ.
Белка

Белка – небольшой лесной зверек, однако довольно часто его можно встретить в современных городских парках.

Тело и хвост белки примерно одинакового размера: 20-35 см, а масса составляет 200-1000 г, в зависимости от времени года (как правило, летом вес зверька меньше).

Цвет меха у белки варьируется от рыжеватого до серовато-бурого. На задних лапках зверька имеются острые коготки, благодаря которым белка прекрасно лазает по деревьям. Питается белка в основном семенами сосновых растений, хотя в рационе могут быть также орехи, желуди, ягоды и даже насекомые.

Задание 2. Прочитайте текст, определите стиль и тип речи. Аргументируйте свой ответ.

Белочка – небольшой привлекательный зверек с симпатичными кисточками на ушках и рыжим пушистым хвостом. Если вам посчастливилось увидеть белочку вблизи, то вы непременно увидите ее изящную мордочку со смышлеными черными глазками.

Все движения этой лесной красавицы быстры, но в то же время утонченны. Она быстро перебегает от одного дерева к другому, молниеносно вскарабкивается по стволу, перелетает с ветки на ветку. Самым главным украшением зверька является большой пушистый хвост – настоящая гордость белочки. Когда она наблюдает за окружающими или грызет шишку, то непременно старается распушить свой хвостик.

II. Работа над составлением сочинения.

Итак, мы повторили основные сведения о видах описаний, теперь нам предстоит работа над самим описанием животного. Давайте подумаем, что можно описать у животного?

1. Словарная работа.
Размер – маленькая, средняя, большая .
Цвет шерсти – рыжий, огненно-бурый, серебристо-палевый …
Действия – перелетает с ветки на ветку, прыгает, распушив хвост, бегает, грызет орехи, взбирается по стволу дерева …
Повадки – изящны и утонченны, прячет орехи, сидит в дупле, наблюдает за окружающими .

- Дети, подумайте, можно ли сказать, что. (Редактирование высказываний)
У моей кошки длинное лицо и тонкие ноготки.
У коня высокие ноги.
У моего какаду забавный нос.
Давайте сделаем вывод.

Утром белочка проснулась,

За орешками нагнулась.

И еще похлопала,

На место вернулась.

4. А сейчас поработаем в группах. Перед вами карточки, на них - примерный план описания белочки. По такому плану можно описать любое животное. Объединитесь в группы и внимательно посмотрите на свои задания.

План (ориентировочный)
1. Белочка – изящное лесное животное.
2. Внешние особенности.
3. Питание белки.
4. Ее поведение, повадки.

Группа 1. Составьте сочинение-описание белочки по данному началу. Обратите внимание на настроение зверька, какие чувства он может вызвать у нас?

С каждым днем становилось все холоднее. Осень полноправно входила в свои права сезонной хозяйки. Листья тихо опадали с помрачневших деревьев, птицы готовились к отлету в теплые края. В дупле березы сидела белочка.

Группа 2. Представьте себя организатором фотовыставки. Придумайте ей название. Прокомментируйте каждую фотографию.

Группа 3. Составьте синквейн к образу белочки.
1. Белочка
2. Какая?
3. Что делает?
4. Личное отношение?
5. Какие ассоциации вызывает?

- Какой вы представили эту героиню сказки?

Музыку к этой сказке написал удивительный композитор Николай Римский-Корсаков, давайте послушаем, о чем поет белочка в песне.

- Совпали ли ваши представления о белочке после прослушивания музыки?

Как вы уже догадались, описать не только белочку, но и любое животное можно с помощью музыки. Прослушайте еще один музыкальный фрагмент композитора П.И.Чайковского.

- Какой теперь вам представляется белка?

Сегодня на уроке у меня получилось..

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: русский язык.

Тема: подготовка к сочинению по личным впечатлениям.

Цель: научиться отбирать материал для написания сочинения.

-образовательные: учиться описывать природу по личным впечатлениям, пользуясь при этом выразительной, красивой речью;

-развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей

-воспитательные: учить видеть красоту окружающего мира и находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость; содействовать воспитанию любви к природе.

Планируемые результаты.

Предметные. Знать о стилях сочинения; начало и конец рассказа как элемент композиции. Уметь составлять собственный текст-описание разговорного стиля по личным впечатлениям.

Метапредметные. Способность адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; владеть повествованием как одним из видов монолога; способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания .

Личностные. Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация

I . Организационный этап

II . Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (слайд 1-2)

Прослушайте стихотворение и ответе на вопросы:

-С помощью чего поэт описал состояние природы в момент наступления зимы?

-Мы можем описать зиму?

-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

III . Подготовка к сочинению-описанию. (слайд 3)

-Какие типы речи вы знаете?

-Что такое описание?

-Чем оно отличается от других типов речи?

-Какой тип речи мы можем использовать при написании сочинения?

«…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами…

- Какие ощущения вызывают у него эти слова?

Литературный монтаж о первом снеге ( слайды 6-8)

- Перевернём странички зимы назад и вспомним самое начало её. Определите, какие выразительные средства языка использовали авторы этих текстов.

Принёс на лапках

Он имеет вкус и запах,

У ребят над головой,

Первый снег. Он лежит словно просто для красоты - чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает. Небо серое, снежок белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке.

Спит первый снег.

Открыт букварь зимы.

Его ещё не прочитали мы.

Но вот уже на первую страницу

Вспорхнула пёстрой буковкой синица.

Она звенит, как маленький звонок.

Как будто первый начался урок.

Класс отвечает на вопросы:

- Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?

- Почему он робок и тих?

- Какие ещё слова и выражения вам показались интересными, необычными?

- Так было в начале зимы. Мы с вами живём в её середине. Чем отличается снег сейчас от самого первого?

Работа с текстом

- А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов (слайд 9):

«Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья.

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка - что за день чудесный! Прямо весна!

Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц. Мороз, ну и морозище! Много cнегу - много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

- Каким же увидел автор январский снег? Сравните с описаниями первого снега.

- Что ещё показалось вам интересным в этой зарисовке?

Словарная работа

Нетронутая белизна снега, сиреневый, золотисто-розовый, голубой, густо-синий в тени, опаловый в лунную ночь, переливающийся звёздами, ослепительно блестящий на солнце…

Снежный покров на взгляд и на ощупь

Воздушно-лёгкие снега, воздушная пышность, глубокий, хрупкий, ноздреватый, рыхлый, пушистый, зернистый…

Сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки, звенел, хрустел…

- Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своим настроением. Чтобы и наша речь стала богатой, мы будем использовать находки мастеров слова. А чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Я предлагаю вам свой план, но вы можете создать свой. (Слайд 11)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
КЛАСС: 5

ТЕМА: Подготовка к сочинению- описанию животного на основе личных впечатлений.

  • формировать умения учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению- описанию животного на основе личных впечатлений
  • отрабатывать у учащихся навыки по­строения текста описательного характера в художественном стиле, умение использовать в тексте художественно-изобрази­тельные средства языка для описания животных.
  • расширить словарный запас учащихся, обогатить их речь описательными конструкциями, связанными с внешним видом и повадками животных;
  • закрепить знания о типах и стилях речи, совершенствовать навык составления плана сочинения; развивать речь учащихся;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Оборудование:

  • ключевые фразы для описания повадок животного; карточка с ответом на тест, карточки с синонимичным рядом слов, карточки для индивидуальной работы: художественный текст “Малыш”, план сочинения, фотографии собак, текст, тест, домашнее задание;
  • таблица с описанием внешнего вида животного;
  • запись песни В. Шаинского “Пропала собака”;
  • компьютер.

1. Активизация и мотивация учебной деятельности.

Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу писать, как написать и для чего написать. Максим Горький.

Я думаю, что каждый из вас в конце урока сможет ответить на эти три вопроса, так как у нас сегодня урок развития речи, и мы будем готовиться к сочинению. Озвучить цели.

Нас окружает разнообразие животного мира, но среди этого разнообразия есть такие животные, за которыми вы наблюдаете, их дрессируете, кормите, и всегда помните, что вы в ответе за тех, кого приручили. Это самые любимые животные, назовите их. (Учитель просит назвать любимое животное).

Запись темы урока.

I . Речевая разминка. Стихотворение Н.Заболоцкого (на столе у каждого)

- Прочитайте стихотворение про себя.

- Какие слова вам показались непонятными? (Мантия, аме­тист, грезы, изваянье.)

- Вам было домашнее задание. Определите лексическое значение данных слов с помощью толкового словаря.

- Какую птицу описывает автор? (Описывается лебедь.)

- Видели ли вы сами когда-нибудь эту птицу? Какой она вам запомнилась?

- Эта птица любима народом. В художественных произведе­ниях, в народной поэзии часто появляется образ белой лебе­душки.

- Какой вы представляете себе эту птицу, прочитав стихо­творение Н. Заболоцкого?

(Птица гордая, красивая, величавая, независимая.)

- С какой интонацией необходимо читать стихотворение?

(Торжественно, немного загадочно.)

- Прочитав стихотворение, мы увидели, что автор с нежнос­тью относится к этой птице, любуется ею.

- Какой тип речи использует автор в своем стихотворении? Докажите. (Использует описание, так как все, что изобразил автор, мы можем увидеть на одной картине или фотографии.)

- Наша задача: используя тип речи - описание, подготовить­ся к сочинению-описанию.

У каждого из вас есть животное, которое нравится вам боль­ше других. Может быть, вы дружите с ним, наблюдаете за ним, а может быть, увидев однажды, вы запомнили его навсегда.

Чтобы написать сочинение, вам необходимо предста­вить свое животное, описав его внешний вид, поведение, повад­ки.

Работа по теме.

1. - Прежде чем самостоятельно начать работу над описани­ем животного, мы должны выполнить ряд заданий.

- Перед вами текст. Определите его тему, основную мысль и отношение автора к птицам.

Я люблю воробьев, этих дерзких, смелых и умных разбойников, благополучно живущих даже в шумных, многолюдных городах. Люб­лю их весеннее бодрое чириканье.

Они радуются солнцу, приходу вес­ны. Сколько задора в их громком чириканье! Я часто любуюсь веселы­ми воробьями, смотрю, как бочком-бочком скачут они по бульварным дорожкам, клюют крошки хлеба, которые я вынимаю из кармана.

Воробьи не обладают изяществом и красотой, звонко петь не уме­ют, но все же милы мне эти веселые, маленькие, дерзкие разбойники.

(По И. Соколову-Микитову)

Комплексная работа с готовым текстом.

(Анализ текстов разных стилей, выявление формальных признаков типа речи).

Работа с научным текстом.

Проецируется фотографии собак и текст с научным описанием болонки. Рассмотрите фотографии, прослушайте текст, попробуйте определить, о какой собаке говорится в тексте.

Это одна из самых мелких пород собак. Высота в холке 21-25 см. Вес от 3 до 4 кг. У неё своеобразный шерстный покров. Волос по всему телу без подшерстка, свешивается по обе стороны туловища до земли. Окрас чисто-белый. Голова средней величины, удлиненная. Глаза круглые, тёмные, уши висячие. Лапы маленькие с черными подушечками.

У собаки спокойный характер поведения, движения ровные. О какой собаке говорится в тексте?

Как вы догадались? К какому стилю относится текст? К какому типу речи?

Микроитог: научное описание отличается точностью, логической последовательностью, специальными научными словами (терминами).

Работа с художественным текстом.

На партах предложен готовый текст. Текст читают ученики про себя. Подбирают заголовок к тексту. Вопросы по тексту.

Микроитог: Художественное описание более образное, яркое, красочное, в нем отражается восприятие автора, его мысли, чувства, настроение. Художественным стилем пишутся сказки, стихи, рассказы, повести и … сочинения.

Что вы можете взять из этого текста для описания своего животного? Выпишите себе в тетрадь ключевые слова. Шерсть:…. ножки:…..

3. Составление плана сочинения.

1. Я хочу рассказать о моем любимом животном.

2. Описание животного:

а) внешний вид животного;
б) повадки животного;

3. Мое отношение к животному.

1. Представление объекта речи. Кто это или что это?
2. Наиболее характерные признаки объекта речи (размер, форма, цвет, вкус, запах, возраст, характер, внешний вид, занятия. ).
3. Оценка объекта речи.

Подготовка материалов к самостоятельной творческой работе.

Не только словами можно описать животное, рассказать об отношении к нему, но и при помощи музыки.

Прослушивание песни В. Шаинского “Пропала собака”.

Редактирование текста.

Поработаем над устранением в описании неоправданного повторения слов. Для чего нам нужно провести эту работу? (тексты на столе)

Интерес – Что интересно было на уроке?

Творчество – Какие творческие работы вы выполняли ?

Обучение – Чему вы научились?

Главное – Что сегодняшний урок принес мне?

Учащиеся отвечают на три вопроса М. Горького.

- Помогут ли вам полученные знания самостоятельно написать сочинение?

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОК.

Написать сочинение о своем любимом животном, используя, тот материал, который мы собрали на уроке. Раздать памятки сочинителю.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Задание на месяц. (Заготовлено на карточках). Найдите в сказках разных народов (казахской, украинской, армянской, грузинской, и т. п.) описание животных. Конечно, вы будете использовать литературу на русском языке, т. е. перевод. И всё же постарайтесь найти отличия в звучании описательных конструкций. Подумайте, как повлияли особенности родного языка автора на звучание описания в переводном варианте. Подготовьте короткое выступление на эту тему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение темы урока. Работа с текстом. Сущеществителньые - названия чувств (абстрактные). Задание: из глаголов в существительные. Работа с тектсом. Врем яглаголов в тексте. РАбота с текстом: части. План сочинения. Темы сочинений, примерные.

Прочитайте текст. Что является нем главным: описание события или описание личных переживаний?

Помню, как сейчас, своё первое выступление на сцене.

Я была в пятом классе , моя подружка Наташка в четверном. Мы уже три месяца ходили в ДК на занятия по пению. Нам приносило большое удовольствие посещать их!

Наш дебют* состоялся в соседнем селе. Нам сделали красивые прически, нарядили в платья, накрасили губы. И вот пришла наша очередь выступать. Мы вышли на сцену. И вдруг я ощутила очень сильное волнение, наступила сначала некая растерянность. Смелость, с которой мы были минуту назад за кулисами пропали. А Наташка вообще была просто в ужасе! Но вот заиграла музыка. Мелодия будто бы помогала нам, и спокойствие возвращалось. Мы вступили. Постепенно весь испуг и робость с каждым словом в песне сменились на радость и восторг от всего происходящего: яркого света, аплодисментов, поддержки в лицах зрителей. Когда наш номер закончился, мы резво поклонились и побежали за кулисы. Там наш руководитель встретила нас похвалой и объятиями. Она, наверно, представляла, какие чувства мы испытывали.

С тех пор у меня нет страха на сцене. Ведь то, что приносит удовольствие не может доставлять неприятности.


Какие существительные используются при описании личных ощущений? Как назвать их?

Помню, как сейчас, своё первое выступление на сцене.

Я была в пятом классе , моя подружка Наташка в четверном. Мы уже три месяца ходили в ДК на занятия по пению. Нам приносило большое удовольствие посещать их!

Наш дебют* состоялся в соседнем селе. Нам сделали красивые прически, нарядили в платья, накрасили губы. И вот пришла наша очередь выступать. Мы вышли на сцену. И вдруг я ощутила очень сильное волнение, наступила сначала некая растерянность. Смелость, с которой мы были минуту назад за кулисами пропали. А Наташка вообще была просто в ужасе! Но вот заиграла музыка. Мелодия будто бы помогала нам, и спокойствие возвращалось. Мы вступили. Постепенно весь испуг и робость с каждым словом в песне сменились на радость и восторг от всего происходящего: яркого света, аплодисментов, поддержки в лицах зрителей. Когда наш номер закончился, мы резво отдали поклон и побежали за кулисы. Там наш руководитель встретила нас похвалой и объятиями. Она, наверно, представляла, какие чувства мы испытывали.

С тех пор у меня нет страха на сцене. Ведь то, что приносит удовольствие не может доставлять неприятности.

Задание. Замените глаголы существительными (гл..+сущ) Бояться (испытывать) страх Волноваться (испытывать) волнение Радоваться (испытывать) радость Веселиться (наступило, охватило ) веселье (лить) слезы Плакать (раздался) смех Смеяться (охватили) переживания Переживать (нахлынули) воспоминания Вспоминать

Задание. Замените глаголы существительными

(испытывать) страх

(испытывать) волнение

(испытывать) радость

(наступило, охватило ) веселье

(лить) слезы

(раздался) смех

(охватили) переживания

(нахлынули) воспоминания

Какого времени все глаголы? Почему глаголы перового и последнего абзаца другонр времени?

Помню, как сейчас, своё первое выступление на сцене.

Я была в пятом классе , моя подружка Наташка в четверном. Мы уже три месяца ходили в ДК на занятия по пению. Нам приносило большое удовольствие посещать их!

Наш дебют* состоялся в соседнем селе. Нам сделали красивые прически, нарядили в платья, накрасили губы. И вот пришла наша очередь выступать. Мы вышли на сцену. И вдруг я ощутила очень сильное волнение, наступила сначала некая растерянность. Смелость, с которой мы были минуту назад за кулисами пропали. А Наташка вообще была просто в ужасе! Но вот заиграла музыка. Мелодия будто бы помогала нам, и спокойствие возвращалось. Мы вступили. Постепенно весь испуг и робость с каждым словом в песне сменились на радость и восторг от всего происходящего: яркого света, аплодисментов, поддержки в лицах зрителей. Когда наш номер закончился, мы резво отдали поклон и побежали за кулисы. Там наш руководитель встретила нас похвалой и объятиями. Она, наверно, представляла, какие чувства мы испытывали.

С тех пор у меня нет страха на сцене. Ведь то, что приносит удовольствие не может доставлять неприятности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

На какие композиционный части вы можете разделить текст. Назовите особенности каждой

Помню, как сейчас, своё первое выступление на сцене.

Я была в пятом классе , моя подружка Наташка в четверном. Мы уже три месяца ходили в ДК на занятия по пению. Нам приносило большое удовольствие посещать их!

Наш дебют* состоялся в соседнем селе. Нам сделали красивые прически, нарядили в платья, накрасили губы. И вот пришла наша очередь выступать. Мы вышли на сцену. И вдруг я ощутила очень сильное волнение, наступила сначала некая растерянность. Смелость, с которой мы были минуту назад за кулисами пропали. А Наташка вообще была просто в ужасе! Но вот заиграла музыка. Мелодия будто бы помогала нам, и спокойствие возвращалось. Мы вступили. Постепенно весь испуг и робость с каждым словом в песне сменились на радость и восторг от всего происходящего: яркого света, аплодисментов, поддержки в лицах зрителей. Когда наш номер закончился, мы резво поклонились и побежали за кулисы. Там наш руководитель встретила нас похвалой и объятиями. Она, наверно, представляла, какие чувства мы испытывали.

С тех пор у меня нет страха на сцене. Ведь то, что приносит удовольствие не может доставлять неприятности.

Вид урока: беседа с элементами поэтического анализа.

Тип урока: развитие речи.

Оборудование: иллюстрации с пейзажными зарисовками; музыка Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина “Метель”; Романс Коренблита на стихи А.Блока “Зима”.

Ход урока

Слово учителя (на фоне Зимнего вальса А.Блока в исполнении Коренблита).

Учитель: В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснешься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит.
(А.С. Пушкин)

Снег да снег. Всю избу занесло
Снег белеет кругом по колено
Так морозно, свежо и бело!
(Блок)

– Давайте же отправимся в путешествие по этому великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, пристальный взгляд натуралиста, зоркий – художника; пусть будет вместе с нами образное слово поэта и писателя.

(На фоне пьесы “Тройка” Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина “Метель”, учитель читает отрывок из “Разговора о снеге” Б. Петрова.)

…Вся земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным. Духовитым. Снег. Снега…

Белы снег, снегурка, снежень, снеговик… снега во всю Россию.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносимся на качелях. Представляется вдруг молча заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами… Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию.

– Вот и мы с вами постараемся сегодня на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость. Тема сочинения, над которой мы будем работать, “Снег да снег”.

– По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь своими наблюдениями.

– Всегда ли он одинаков?

– От чего зависит состояние, вид снега? (от времени года, времени суток, погоды).

– Переверни странички зимы назад и вспомним самое начало ее.

(На фоне “Вальса” Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина “Метель” звучит литературный монтаж о первом снеге..)

  1. Утром кот
    Принес на лапках
    Первый снег!
    Первый снег!
    Он имеет
    Вкус и запах
    Первый снег!
    Первый снег!
  1. Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную октябрьскую землю: “Ой! Извините!” и тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.

Первый снег. Он лежит словно просто для красоты – чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает…

  1. Спит первый снег
    Открыт букварь зимы.
    Его еще не прочитали мы
    Но вот уже на первую страницу
    Вспорхнула пестрой буковкой синица
    Она звонит, как маленький звонок
    Как будто первый начался урок…
    (А. Горбунова)
  1. Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?
  2. Почему он робок и тих?
  3. Ккакие еще слова и выражения вам показались интересными, необычными?

– Так было в начале зимы. Мы с вами живем в ее середине (конце). Что же вы увидели, проводя по моей просьбе наблюдения за снегом?

(Дети делятся своими впечатлениями, наблюдениями, рассказывают, что они увидели в заснеженном городе, парке.)

– А вот что рассказали о февральском снеге С.Иванов, чьи наблюдения из серии “Каким бывает снег?” мы сегодня уже слышали:

Силен и спокоен февральский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья…

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка что за день чудесный! Прямо весна!

Но потом выйдешь и дух захватит. И сей час же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц. Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит , а не греет. Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней – ногу ставишь, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото.

– Каким же увидел автор февральский снег?

– Что еще показалось вам интересным в этой зарисовке?

– А теперь посмотрим на снег глазами художника. (работа по картинкам и иллюстрациям)

Обращаю внимание на цветовую лексику, которую ученики могут использовать в своем сочинении.

На плакате:
Молочный
Жемчужный белый
Опаловый
белый
Небесный
Лазурный голубой
Бирюзовый
голубой
Пепельный
Серебристый серый
серый
Зеленый
Синий сапфировый
сапфировый
Фиолетовый
Лиловый
Сиреневый
Розовый
Багровый

– Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться своим настроением. Давайте поможем в этом поиске друг другу используя находки мастеров слова

(Стихи, загадки, песни о снеге, зиме)

“Кабы не было зимы” (звучит в исполнении учащихся; звучит песня – романс Коренблита на стихи А.Блока “Зима”.)

– Что делает нашу речь выразительной? (Сравнения, эпитеты, олицетворения.)

– Что еще обогащает разнообразит нашу речь? (Синонимы.)

– Подберем синонимы к слову блестеть. (Блестать, искриться, переливаться всеми цветами радуги, сверкать, светиться, сиять.)

– Чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Вы можете использовать план, предложенный вашему вниманию на доске, можете создать свои.

Читайте также: