Сочинение на основе личного опыта 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Сочинение-творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесение чего–то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил.

Обдумывая работу над будущим сочинением, я имею ввиду три понятия, важные для успешной работы: жанр речи, стиль речи, типы речи.

Самым актуальным для младших школьников, для их письменной речи, можно считать повествование и описание предмета.

Чему же надо учить детей при создании любых повествований и описаний?

Во–первых, я учу вычленять детали: в повествовании детализировать действия, а в описании предмета выделять те его части, которые и будут характеризоваться.

Во–вторых, учу пользоваться разнообразием речевых средств. Для повествования особенно важны видовременные формы глаголов, глагольная лексика, для описания предмета – слова, называющие признаки, характеризующие предмет.

В–третьих, учу тому, как избежать повтора слов в названии действующего лица, в названии предмета, и других элементах повествования и описания.

Большую часть должна оказать детям работа на этапе предварительной подготовки, когда они еще не знают, что готовятся к сочинению. На этом этапе помогаю школьникам накопить определенный речевой опыт: собственные наблюдения, впечатления, нужные слова, конструкции, вчитаться в художественные зарисовки, сделанные писателями, которые могут пробудить собственное воображение, послужить толчком к поиску своих деталей, а для их изображения и своих языковых средств. Полезны задания для индивидуальных наблюдений, например, постараться не пропустить, когда пойдет первый снег, посмотреть, как будет меняться все вокруг, попробовать поймать снежинку и успеть рассмотреть ее, решить, на что она похожа, какими словами ее можно нарисовать.

Выполнение различных грамматико-орфографических упражнений полезно сочетать с наблюдениями над настроением подлинных художественных зарисовок, над отбором деталей, над использованием языковых средств.

Работая с текстами, не нацеливаю детей на запоминание авторских слов, а просто вместе с ними вслушиваюсь в рисуемые картинки, убеждаясь: можно рисовать и словом, нужно находить языковые средства, особенно важные для картинки, проводить лингвистические картины, проводить лингвистические эксперименты, то есть заменять, убирать слова, перестраивать предложения, давая тем самым возможность самим убедиться в точности авторского выбора. При этом обращаю внимание детей не только на лексику, на образные слова и выражения, но и на формы слов.

Такой работой на уроках готовлю базу для проведения новых наблюдений, уже коллективных на экскурсии.

- Вам нравится? А как об этом сказать?

- Постоим тихо-тихо… послушаем…

- Всмотритесь… потрогайте… попробуйте найти точные слова.

- А на что похоже, с чем можно сравнить?

- Разойдитесь, найдите каждый свое, то, что хотели бы словами нарисовать.

- Поедете с горки, понаблюдайте: постарайтесь отметить каждое свое движение.

- А как мы делаем снеговика? Давайте словами попробуем нарисовать наши действия. [Вот мы слепили маленький снежный комок,…(Стали катать…- Катали, катали… - Вот он уже… - Выбрали место… - Расчистили…- Подкатили ком и установили его… - Потом скатали еще два… - И вот,… А теперь делаем лицо)].

Проведение подобных наблюдений с одновременной работой над отбором содержания и поиском языковых средств – это компонент непосредственной подготовки к сочинению.

Следующий шаг подготовки – это работа на уроке непосредственно перед написанием сочинения. Уточнение речевой ситуации, жанра и его особенностей, обсуждение конкретного содержания, то есть рисуемых деталей, передаваемого настроения, последовательности картинок, общего заголовка, а также языковых средств, которые помогут реализовать авторский замысел – вот программа подготовки работы на уроке.

Если у учеников еще нет достаточного опыта, то предлагаю готовое начало, или обсудить возможные варианты. Важно, чтобы дети поняли, что они пишут не отчет, а рисуют как бы с натуры. Такая картина требует особого начала.

- Тихий зимний день.

- Вот и оделось все вокруг в зимний наряд!

- Вот и дождались зимы! Вы любите, когда идет снег?

- Наконец – то зима! Коньки, лыжи, санки! Сегодня я первый раз съехал с горы!

- Вчера был такой липкий снег! Ну, как не слепить снеговика!

- Ну и снеговика мы вчера сделали!

Непосредственно перед написанием стоит попросить учеников еще раз представить себе ту картину, которую они захотят рисовать, и все время стараться держать ее перед глазами – это поможет им быть художниками слова.

При подготовке к сочинению создаю вспомогательные опорные таблицы:

“Подбери красочные определения”

день – пасмурный, ненастный;

воздух – свежий, морозный, обжигающий;

снег – пушистый;

небо – хмурое, серое;

туча – пухлая, серая, тяжелая;

зима – белоснежная, красавица, величавая, волшебница, снежная, вьюжная, суровая, морозная.

Дети, пользуясь собственными наблюдениями, составляли словосочетания, включали их в предложения.

Снежинки – узорчатые, нежные, серебристые, хрустальные, ажурные, похожие на цветочки, на звездочки, падают, порхают, кружатся, искрятся.

Снег – пушистый, белый, как сахар.

Воздух – прозрачен, как хрусталь, обжигает огнем.

Использую и такую подготовку, как написание сочинений – миниатюр после прослушивания музыкальных произведений. Такой вид работы очень труден, но его нужно использовать, чтобы развивать воображение, речь детей. (Чайковский “Времена года”).

Использую и такой вид работы, как составление предложений по открыткам с зимним пейзажам. Потом эти предложения разбирались, дополнялись, редактировались, обогащались более выразительными средствами.

Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому учу избегать неоправданности повторов (тавтологии).

“Подбери синонимы” (сочинение по картине)

художник – живописец, мастер кисти, пейзажист;

создает – пишет, но не рисует;

картина – полотно, репродукция;

блестит – искрится, сверкает, сияет;

поражает – удивляет, изумляет.

Найди неточное употребленное слово и замени его

- Солнце окрасило снег в розоватые, голубоватые, зеленоватые оттенки (тона)

- Полотно оставляет (создает) радостное настроение.

Определите в чем ошибка и исправьте ее.

- Солнечный свет отражается на снег (на чем? - На снегу)

- Картина полна светом (чего? - Света)

- Полотно показывает о прелести этой поры (что? – прелесть)

Можно вспомнить пословицы, поговорки, загадки, стихи.

На уроках русского языка предлагаю детям выполнить устные и письменные упражнения.

- Спишите тексты с доски, вставляя пропущенные буквы и слова (даны в словах для справок)

- Запишите предложения – ответы на вопросы.

Каждый учитель знает, как трудно уберечь младших школьников от обилия орфографических ошибок, не сковывая при этом их творческой инициативы, самостоятельности. Обычно предлагают трудные слова выносить на доску, проводить их через списывание по следам орфографического проговаривания и так далее. Эти приемы, безусловно, полезны. Но они не решают проблемы. Думается, что более действенным способом оказания орфографической помощи должно быть такое обучение орфографии, при котором у детей формируется орфографическая зоркость и они оказываются в состоянии писать с пропуском тех букв, в написании которых еще сомневаются (или писать карандашом буквенной дробью – тогда ученик сможет свободно излагать мысли, не боясь допустить ошибки. К оставленной “дырке” или “дроби” он вернется на этапе самоконтроля и тогда, может быть, подумав, сам решит свою орфографическую задачу, или попросит помощи у учителя, попробует найти ответ в словаре.

Обучая детей созданию текстов, помогаю накапливать реальный речевой опыт, учу их речевому общению.

Урок русского языка. Развитие речи. 4 класс.

Тема: Сочинение-описание животного (кошки) на основе личных впечатлений.

“Мой ласковый и нежный зверь”

  • учить описывать животных, раскрыть особенности сочинения – описания с элементами повествования;
  • развивать способность наблюдать живое, постоянно изменяющееся существо;
  • воспитывать любовь к животным, бережное отношение к “братьям нашим меньшим”;
  • работать над формированием умения понимать детьми, что такое художественность, различать прилагательные – определения, учить использовать сравнения в речи.

На протяжении нескольких дней дети собирали материал о кошках, приносили фото своих питомцев, вырезки из журналов, наблюдали за их поведением и повадками, делали записи. Поэтому дети знали о предстоящей работе.

На уроке используется мультимедиа.

Ход урока

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. ИНТРИГА.

- Ребята! Прочтите слово, записанное на доске (зверь).

Подберите определение к этому существительному.

Зверь какой?. (ответы детей: страшный, хищный, злой, свирепый).

А о ком пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о кошке)

Такая ли она – кошка? (нет)

А какая? (ласковая,…)


Конечно, люди так и называют кошку: слайд № 1

Мой ласковый и нежный зверь


Итак, речь пойдёт о кошках.

Кошка…Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. слайд № 2.


Предки её появились на земле довольно давно, более 20 млн. лет назад и постепенно распространились по свету.

Кошка гораздо позже других домашних животных (слайд № 3) подружилась с человеком.

Отдельные учёные считают, что не человек одомашнил кошку,

а она самостоятельно, “сама по себе”, пришла к человеку, чтобы

найти у него пищу и защиту от врагов, в основном сохранив при этом свою независимость, характер и внешность.


А первыми людьми, приручившими кошку, были египтяне.

Они считали кошку священной и были ей очень благодарны.

- Как вы думаете, за что?

(Кошка избавляла зернохранилища от мышей). слайд № 4

В Египте обнаружено много кошачьих кладбищ с мумиями кошек.

Кошку считали добрым духом дома, жестокое обращение с ней было чревато суровым наказанием.

А вот в Европе в средние века кошку преследовали. Считали ведьмой, что в ней поселился дьявол. Особенно пострадали чёрные кошки. Отголоски тех лет просочились и в нашу жизнь.

- Какие приметы связаны с чёрной кошкой? (Ответы детей).

Всё это, конечно, выдумки. Кошка – не богиня и не ведьма, а обыкновенный зверь, правда, с необыкновенными качествами. Например, кошка может упасть с большой высоты и как ни в чём не бывало продолжить свой путь. Или вернуться домой, преодолев сотни километров.

Таким своим поведением кошка притягивает к себе внимание людей и поддерживает интерес к своей верной, преданной и в то же время независимой персоне.

2. ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ.

- За что ещё человек любит кошку и делит с ней свой дом? Только ли за её умение избавить нас от мышей и проявить свои незаурядные способности?

- Что ещё привлекает в кошках? (Их внешний вид).

На сегодняшнем уроке мы заканчиваем подготовку и напишем сочинение - описание кошки на основе личных впечатлений (Тема урока на слайде № 5).

- Какое словосочетание является очень важным? (на основе личных впечатлений)

- Что это значит? (Каждый напишет о своей кошке, о своих впечатлениях)

- На предыдущих уроках вы рассказывали о своих питомцах, в течение некоторого времени более внимательно наблюдали за их жизнью, изучали повадки, подбирали словосочетания, помогающие передать внешний вид животного и его характер.

- Какой тип текста должен получиться? (описание с элементами повествования)

- Без какой части речи не обойтись при описании? (имя прилагательное)

- Кроме того, не надо забывать, что сочинение должно быть выполнено в художественном стиле. Какова задача художественного стиля? (Изобразить словами предмет и передать своё отношение)

- Текст живой, яркий, эмоциональный, его интересно читать.

- Какие приёмы помогут оживить текст? (слайд № 6)

б) слова-синонимы (избегать повторов);

в) образные и точные имена прилагательные;

г) разные по цели высказывания и по интонации предложения.

3. РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Работа в группах

Класс поделен на 4 группы. Каждой группе одновременно даётся задание. При проверке на экране появляется слайд с заданием, и весь класс принимает участие в обсуждении выполненной работы.

1 группа (слайд № 7)

- Какую ошибку допустил ученик в построении текста. Исправьте её.

У меня есть четвероногий друг. Его зовут Рыжик. Рыжик – маленький, но очень умный котёнок. У Рыжика рыжая мордочка, розовый носик. У Рыжика рыжие лапки и грудка. Рыжик очень ласковый и нежный котик.

2 группа (слайд № 8)

- Ученик написал сочинение-описание любимого животного. Справился ли он с заданием? Нужно ли что-либо изменить?

У меня есть кот Мурзик. Это озорной и ужасно ленивый кот. Я подобрал его не потому что пожалел, а для того, чтобы он ловил мышей, которые развелись уже до того, что норовят залезть на стол. Но не тут-то было. Мурзик оказался трусишкой. Он так испугался мышей, что совсем не выходил из комнаты. Вот такой у меня кот.

3 группа (слайд № 9)

Ученик написал сочинение-описание любимого животного. Справился ли он с заданием? Нужно ли что-либо изменить?

У меня есть котёнок Васька. У него красивые глазки, носик, ушки. У него длинная шерсть. Я люблю своего Ваську.

4 группа (слайд № 10)

Оживи текст, используя сравнения.

У меня есть котёнок по кличке Пушок. Он очень симпатичный. Глазки у моего малыша светятся, как… Шерсть мягкая, мягкая, словно… Носик розовый и похож на … На лапках будто надеты… Сам он напоминает …, поэтому его так назвали.

Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать свою речь правильной, образной и выразительной. Пользуйтесь этим богатством!

Какова цель сегодняшней работы? (Посредством слова передать красоту, индивидуальность кошки, свою любовь к животному.)

Сочинение – Рассказ на основе собственного опыта. Каждый год на каникулах я отдыхала в лагере. Там мне нравилось, появлялись новые друзья, было очень весело. А этого лета мама повезла меня в село к бабушке.

Я все время капризничала, говорила, что мне грустно и неинтересно. И никакие уговаривания не помогали. Я твердо решила возвратиться домой. За день к нашему отъезду бабушка, загадочно улыбаясь, сказал:
– А как же ты поедешь, не увидев золотого поля?
Эти слова заинтересовали меня, так как в городе я несколько раз была в ювелирном

магазине и не могла оторвать взгляда от красивых золотых изделий. Бабушка взяла меня за руку и повела с собой. Аж за нашим домом я увидела чудо.

Утреннее солнце ярко просвещало поле, где среди зеленой бархатной травки сияло множество маленьких желтеньких цветочков. И от их блеска все поле казалось золотым. Никакие ценности не могли уравняться с той красотой простеньких кульбабок, которая открылась передо мною. Потом я все лето жила в бабушке и любовалась серебряным месячным сиянием на озере, удивительной красоты цветами, чудными деревьями в лесу.

Много нового открыла для себя. Да и сейчас дома чаще всего

Сочельник. На небе сходит вечерняя звезда, символизируя начало замечательного действа накануне Рождества. Вся семья собирается в празднично убранном доме.

Вкусно пахнет пирогами и кутьей с медом. А еще морозом от внесенного ржаного снопа, который называется Колядой или Дедом – домашним богом, который обещает хороший урожай. Семья садится ужинать.

Сначала пробуем кутью, а потом – голубцы, вареники, жаренную рыбу, капусту – все, что готовила мамочка накануне, а запиваем компотом. Мы, дети, помним, что во время ужина выходить из-за стола не годится, разговаривать много тоже нельзя. Поэтому пристально наблюдаем за родителями, запоминая каждую деталь празднования рождения Бога.

Так как ощущаем обязанность сохранения народных традиций.

Истерзанная красота. Недавно жизнь дала мне небольшой урок. Наша семья выехала на отдых в лес. Был замечательный майский день.

Мы с сестрой забавлялись, бегая по лесу. А вот на лужайке увидели ароматные ландыши. Ой и красивые же цветы!

Два темно-зеленых листочка будто предохраняют нежные колокольчики. Мы сразу же бросились срывать эту красоту и даже не поняли, как сорвали все цветы на лужайке. Потом побежали похвалиться находкой мамочки.

Но она и не обрадовавшаяся, как мы ожидали. Мы с сестрой ошеломлено слушали, а мама объяснила, как, сорвав цветка, мы не подумали, что лес без них осунулся, что, вырвав корни, мы лишили ландыша жизни. И уже следующей весны никто не сможет полюбоваться замечательной лужайкой. Тот разговор запомнился.

Мы некогда не будем калечить красоту ради собственной утехи.

Помощь. Мне пришлось мне наблюдать такую сцену. По перрону, опираясь на палку, медленно шла бабушка. Видно было, что у нее больные ноги.

А здесь еще и чемодан в руках. На бледном стариковском лице – терпение и усталость. По правую сторону и по левую сторону бабушку обминал поток людей. Но вот к старенькой подбежала девочка двенадцати – тринадцати лет, взяла чемодан в бабушке и понесла через железнодорожный мосток. “Хорошо,- подумала я,- что обнаружилась попутчица”.

Минут за пять девочка снова появилась на перроне, спеша к электричке. Случай этот нередкий. Обычный.

А или всегда мы спешим на помощь тем, кто нуждается в ней?

Дуб. Растет на лесной лужайке развесистый красавец-дуб. Крепкий, высокий, он медленно пошатывает резной листвой от нежного дыхания ветра.

В давность славяне считали, что дубовые рощи есть жилье богов. Поэтому коренастые деревья запрещалось вырубать, их заботливо ограждали. С давних времен дуб верно служил людям. Из его крепкого дерева изготовляли домашнюю начинку, строили крепости, жилья.

Кора использовалась для выделки кож, а листву давала красивые краски. Существовал даже обычай: на отличие рождения мальчика садили возле дома молоденький дубочек. Рости и красуйся, лесной великан, даря людям радость!

Женские украшения. Задумывались ли вы, девочки, о происхождении такого украшения, как ожерелье? Какие украшения носили женщины в давность?

Известно, что ожерелье под названием “бись” или “борь” встречалось в литературных памятках еще в десятом столетии. В княжеской Руси были очень распространенные нитки бус прозрачного стекла, которое покрывалось тонким пластом серебра или золота, а потом снова заливалось стеклянной массой. В казацких времена были распространены настоящие кораллы, а у дочерей казацкой старшины и шляхты не браковало и жемчуга.

Пользовалось спросом и гранатовое ожерелье, которое позднее заменилось стеклянным, аналогичной гранатовой краске. Интересно, что в будние девушки одевали немного ожерелья. Так как рассыпанный разок или утерян, за народными верованиями, накликает беду.

В одной из народных песен упоминается:

Под рощей зелененьким девушка ходила, Печальная, невеселая – коралле потеряла. Кораллы утонули, а платочек плывет. Ходит девка у воды, белые руки ломая.

Но совсем без ожерелья нельзя было девушкам ходить, так как оно оберегало от болезней. Прошли из тех времен десятилетия, столетия, но ожерелье, изменяя форму, цвет, ценный материал, и теперь служит украшением для девушек, женщин, бабушек.

Доброе слово. В селе, куда я приехал к дедушке на летные каникулы, меня привело в удивление, что незнакомые люди приветствуются; “доброго дня”, “здравствуй”, “доброго здоровья”. Т. е. желают мне добра.

И я задумался, как часто в родном языке употребляется это слово? Нередко можно услышать обращение: “сударь” или “сударыня”. Красивых, искренних людей называют доброжелательными.

День встречают “добрым утром”, а провожают “добрым вечером”. Я думаю, что если бы люди чаще употребляли такие слова, то стали бы добрейшими. Разве же можно ответить грубостью, когда тебе пожелали чего-то доброго?

Недаром же говорят, что доброе слово и мед растопит.

Папоротник. Есть растения, что овеянные легендами, поверьями. Именно к таким принадлежат и папоротник, который часто можно встретить, блуждая под тенистыми развесистыми деревьями.

Растение имеет большая листва темно-зеленого цвета, что расположено на коротеньких толстых черенках. В народе существует поверье, которые в ночь на Ивана Купала папоротник цветет маленькими цветочками, которые горят, как огонь. Говорят, что треба сорвать цветы быстро, так как появляется он на мир только какой-то мытые в течение ночи. Смельчаки отправляются к лесу, твердо знавая, что растение предохраняют черти, поэтому готовят освященную двенадцать раз скатерть, воду и чем, чтобы очертить вокруг себя круг от нечисти.

В двенадцать часов папоротник будто бы расцветает. Цветы, которые упали на скатерть, треба быстро схватить и спрятать за пазуху или, сделав разрез в коже левой руки, спрятать его туда и бежать, не озираясь. Почему же люди верят в такие бесшабашные приключения? Так как, за легендами, растение поможет найти все сокровища земли, влюбить любую девушку, отпереть замки без ключей.

Одним словом, облегчит жизнь человека. Растение имеет еще одно народное название – чертова борода. Наверное, это через тонко обостренную пластину, которая имеет эллиптическую форму.

Папоротник широко используется в медицине. Поэтому беречь растение – это значит помочь матушке-природе приносить неоценимую пользу людям. Зелеными ветвями наши предки предохраняли свое жилье от нечистых духов.

Эти ритуалы возникли на зрении человечества, были тесно связаны с мифологией, трудовой деятельностью человека. Существовали специальные обряды, связанные с земледелием, охотой, рыболовством. Все они сопровождались песнями, танцами, заклинаниями.

Три варианта таких историй, написанных по определенному плану, помогут учащимся получить высший балл на уроке литературы.

Котенок

В моей жизни было много интересных и необычных историй. Больше всего мне запомнилась поездка к дяде и знакомство, связанное с моей мечтой. Наша семья часто вспоминает тот случай, когда Маркиз, маленький черный комочек счастья, рассмешил нас.

Однажды на летние каникулы дядя взял меня в мое первое длительное путешествие. Он купил новый загородный дом и решил показать мне его. Мы ехали на машине и остановились на заправке. Пока дядя заправлял машину, я заметил рядом с дорогой черного котенка. Он стоял, прижавшись к фонарному столбу, и его сильно трясло от холода. Малыш явно был напуган.

Дядя решил, что кот поедет с нами. Мы напоили его, купили корм и назвали Маркизом. Котенок быстро привык к нам и еще в дороге проявил свою игривость: ему понравилась подвеска в автомобиле. Он был очень веселый.

Мы приехали на место, Маркиз радостно бегал по дому. Но спустя время, мы его потеряли. Начали искать, зашли в комнату дяди, где стояло большое зеркало. Внезапно котенок нашелся. Он вылез из коробки с вещами. Маркиз выглядел напуганным, шерсть стояла дыбом. Но при этом он был храбр как никогда: бросался на зеркало, словно там были его дикие предки. Малыш был настроен победить зверя, которого увидел в отражении.

Это был очень забавный поединок. Пока мы смеялись, котенок стал понимать, что ему ничего не угрожает. Вот так я познакомился с новым домом дяди, а Маркиз - с зеркалом.

Я никогда не забуду этот случай, потому что тогда я еще больше полюбил котов. Конечно же, я начал просить родителей завести домашнего любимца. И спустя несколько недель мы взяли котенка из приюта. А Маркиз сейчас взрослый, серьезный и умный, но дядя до сих пор замечает его возле зеркал.

Рождение

Лучший день в моей жизни – день, когда я появился на свет. Именно с этого момента начался мой путь. Это самый ценный и удивительный подарок.

Конечно, я не помню мой первый день рождения. Никто не помнит, что он чувствовал в первые часы и дни. Но я точно знаю, что уже тогда меня очень любили мои родители, дедушка и бабушка. И эта любовь дарит мне радость и счастье, оберегает от плохого.

Кроме того, мой день рождения особенный тем, что он длится до сих пор, и будет продолжаться еще многие годы, поэтому эта история о нем.

Я мог бы написать о путешествии на море. Это одно из самых важных моих воспоминаний. До этого я только слышал о нем и видел в фильмах. Я всегда буду помнить радость от того, как я впервые увидел вживую эту бескрайнюю синюю полосу. И оттого, как я впервые зашел в воду. И две недели купания, пляжного отдыха, поездку на корабле…

Я мог бы написать о моем первом футбольном матче, после которого полюбил спорт и начал ходить на школьные занятия.

Я мог бы написать о рождении братика.

Или о праздновании моего дня рождения в прошлом году. Тогда сбылась моя мечта: все друзья, родные и класс собрались в моем любимом кафе. Мне вручили много желанных подарков и, главное, подарили любовь, радость и веселье.

Но все это будет не совсем честно. То есть эти события действительно одни из наиболее ярких, но все они лишь часть самого большого – жизни. Нет подарка ценнее.

Испачкался

Этот случай произошел еще в начальной школе. Каждый день после уроков мы шли домой с небольшой компанией друзей. Так было и в тот раз.

Это случилось осенью. Недавно прошли дожди, и резко похолодало, поэтому лужи начали замерзать. Мой друг Максим всегда был непослушным и любопытным. Поэтому я не удивился, когда ему захотелось проверить прочность льда на одной из луж. Эта идея сразу показалось мне не лучшей.

Но Максим упертый человек, и мое мнение его не остановило. Сначала все было хорошо: он без проблем прошел до середины большой лужи, которая была похожа на пруд. Но дальше лед треснул, и Максим провалился. Лужа была довольно глубокой, мой друг оказался в ней по колено.

Максим начал кричать. Под лужей была земля, и он начал увязать в грязи. Пришлось спасать друга. Я пытался сделать это с помощью палок, но не получилось. Потом подошел и попытался вытащить Максима за руку. Как можно догадаться, скоро я тоже провалился.

Мы долго выбирались из воды. Сначала было страшно, потом ситуация начала смешить.

Еще смешнее было бежать домой грязными и мокрыми и ловить на себе взгляды прохожих.

Комичность ситуации оценил и мой дед. Он ждал меня дома и собирался уже ругать, что я опоздал. Но, увидев меня в таком жалком виде, дедушка расхохотался.

Меня потом, конечно, отчитывали, но не наказывали, только посмеялись. Мы до сих пор вспоминаем это происшествие.


Алгоритм написания эссе
Он может выглядеть следующим образом:
1) постановка проблемы (знакомство с проблемой, заложенной в предлагаемой для написания эссе теме);
2) обдумывание проблемы (определение содержания: идеи, примеры, их иллюстрирующие);
3) планирование эссе (определение структуры);
4) написание эссе;
5) проверка и редактирование работы;
6) подготовка презентации;
7) презентация эссе.


Оценить 2569 0

Алгоритм написания эссе

Он может выглядеть следующим образом:

1) постановка проблемы (знакомство с проблемой, заложенной в предлагаемой для написания эссе теме);

2) обдумывание проблемы (определение содержания: идеи, примеры, их иллюстрирующие);

3) планирование эссе (определение структуры);

4) написание эссе;

5) проверка и редактирование работы;

6) подготовка презентации;

7) презентация эссе.

Виды работы, которые можно использовать в период обучения написанию эссе:

Выделите основную мысль (основные мысли) автора.

Подчеркните в тексте опорные (ключевые) слова и фразы, необходимые для его понимания.

Словарная работа (Например: «Кто больше?” Запишите определения к слову; Как можно сказать по-другому? Придумайте свои определения к данным именам существительным;

Вы журналист, которому предстоит взять интервью на тему: „. . . ?” Какие вопросы вы зададите?

Напишите короткое эссе по данному началу.

Чтение примера эссе:

Какие элементы текста (слова, сочетания слов, изменение порядка слов в предложении и пр.) придают ему форму размышления?

Продолжите предложения, исходя из содержания текста

Восстановите (устно) содержание текста по данным тезисам.

Выскажите (устно) свое мнение по вопросу … Аргументируйте его.

Работа над пословицами: Как Вы понимаете значение приведённых ниже пословиц? Как они связаны по смыслу с текстом?

Памятка по написанию эссе учащемуся 4-го класса.

Что главное для автора эссе?

Для автора эссе главное – личное постижение мира отношение к нему. В качестве же способов такого постижения он приводит яркие примеры, подбирает аналогии, использует метафоры, образы, сравнения, образы, символы.

Эссе – свободное рассуждение на любую тему. Можно сказать, что это поток сознания, поток мыслей, литературно оформленный. В сущности, никаких правил и ограничений нет. Все знаменитые писатели-эссеисты писали их так – садились и записывали всё, что приходило им в голову.

Как писать эссе?

Сначала нужно сесть и подумать – а что я вообще знаю по этой теме? Что читал? Что слышал?

Вспомнить все случаи из жизни и из книг, подходящие к этой теме. При желании можно придумать свои случаи – никто не запрещает.

Вспомнить и кратко пересказать то, что по этой теме писали знаменитые люди.

И главное, что я сам думаю об этом? Мысли могут быть противоречивыми, как за, так и против.

Подумав, всё это нужно начать записывать. Не обязательно в виде связного текста, можно пока в виде отрывков, набросков. По мере формулирования и записывания мыслей в голову начнет приходить что-то ещё.

После того, как будет записано всё, что пришло в голову, нужно это несколько раз перечитать и построить из этого связный текст. Несмотря на то, что эссе имеет свободную внутреннюю структуру, в нем все же должно быть вступление и заключение. Вступление должно плавно ввести читателя в обсуждаемую тему, а заключение –содержать некий вывод, пусть даже весьма приблизительный и условный.

Как написать эссе по литературному тексту?

Один из видов жанра – эссе по какому-либо тексту.

Найди проблему, поднятую автором в тексте.

Хорошо, если ты найдёшь в тексте предложение, где её сформулировал автор. Если нет, то необходимо это сделать самому. Проблему лучше формулировать в виде вопроса, который ты ставишь к прочитанному тексту. Если весь текст является ответом на этот вопрос, значит, ты нашёл проблему. Проблему (или, иначе, основной вопрос) желательно назвать уже в первом абзаце эссе.

Определи, какова позиция автора текста по отношению к данной проблеме. Что делает автор – рассказывает, сожалеет, спорит, убеждает, иронизирует, высмеивает? Согласен ты или не согласен с позицией автора? Почему?

Покажи на примере из литературы или из личной жизни, где встречалась подобная проблема и как она решалась. Если ты не помнишь ни одного похожего примера, то сочини свой. Докажи, что именно этот пример убедительно выражает твоё согласие (несогласие) с позицией автора по данной проблеме. Можно вспомнить или сочинить несколько примеров.

Не забывай, что все действия в рассказе совершает не автор, а литературный персонаж, герой рассказа. Даже если повествование ведется от первого лица, это речь не автора, а рассказчика. Позиция автора может не совпадать с позицией рассказчика, от лица которого ведется повествование.

В чём отличие эссе от школьного сочинения

по литературному произведению?

В сочинении должен преобладать анализ литературного произведения. Оно больше похоже на научную статью.

В эссе литературное произведение – лишь повод, отправная точка для собственных рассуждений. Оно не должно походить на отчёт, пересказ.

Главное – высказать свои собственные мысли по данной проблеме, привести собственные примеры.

Приблизительная структура эссе по тексту.

Формулировка проблемы исходного текста – несколько предложений.

Небольшой комментарий к поставленной проблеме – несколько предложение о том, почему эта проблема важна и интересна.

Описание авторской позиции по отношению к проблеме. По объёму эта часть равна двум предыдущим.

Собственное мнение учащегося, его аргументы, примеры. Объём примерно в 2 раза больше, чем третья часть.

Вывод, заключительное суждение о проблеме, тексте, авторе. Объём примерно равен третьей части.

Образцы эссе.

А есть ли инопланетяне?

Какие они? Похожи ли они на нас? Может быть, они ниже или выше ростом. Или у них другой цвет кожи. Больше или меньше пальцев на руках. Возможно, инопланетяне совсем не похожи на людей. А напоминают, например, жуков или осьминогов. Где живут инопланетяне? Скорее всего, разумную жизнь следует искать около других звёзд.

Современная техника не позволяет людям совершать далёкие космические путешествия. Но вдруг инопланетяне обогнали нас в развитии техники? И тогда они прилетят к нам сами.

Благодаря своей природной сноровке, ловкости и умению мыслить, Человек стал самым главным среди зверей. Он приобрел верных друзей, которые его искренне любили, уважали, научили преодолевать трудности. У него появилась семья. Эта сказка учит дружбе, милосердию, отваге и верности. Я хотел бы быть таким же ловким, смелым и мудрым как Маугли.

Вот почему мне особенно нравится эта сказка. Чтение этой сказки придаёт мне уверенности в своих силах.

У меня есть домашний питомец – собака Рекс. Он появился в нашем доме, когда мне было пять лет. Родители подарили мне на день рождения неуклюжего забавного щенка, но предупредили, что я должен буду сам ухаживать за ним.

Эссе (франц. essai – опыт, набросок) – жанр публицистической прозы с ярко выраженной позицией автора, сочинение-рассуждение.

Актуальность (лат. aktualis - настоящий, современный) - важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность.

Тезиз – (греч. thesis – положение, утверждение) – основополагающее утверждение, требующее доказательств.

Аргумент – (лат. argumentum) –суждение, приводимое в подтверждение истинности другого суждения.

Композиция (лат. compositio – составление, связывание) – построение произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и определяющее его восприятие.

Читайте также: