Сочинение на лингвистическую тему 5 класс по русскому языку
Обновлено: 05.07.2024
Запятая служит для выделения и разделения частей, выделения одного или нескольких элементов и расстановки интонаций. При чтении запятую можно понимать как небольшую паузу. Она ориентирует человека и направляет.
Зачем нужны запятые в тексте
В русском языке есть много разных знаков препинания. Каждый из них играет свою роль в предложении. Все они нужны нам для того, чтобы наша речь была ясной, точной и выразительной.
При помощи знаков препинания мы передаём смысл предложения, текста, рассказа. Они помогают выразить эмоциональную окраску предложения.
Например: Пришла зима. Пришла зима! Пришла зима?
У каждого из этих предложений свой определённый эмоциональный характер, правильно расставленные знаки препинания помогают нам без труда понимать смысл предложения. Чего бы мы не написали, без знаков препинания это будет неясным набором символов. Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. Знаки препинания помогают нам в этом.
Например, точка обозначает конец предыдущей мысли и начало следующей. Точка, запятая и пробел могут выделять или разделять слова в тексте, предложении. Запятая также обозначает паузу в предложении, передаёт правильный смысл в сложных предложениях, обозначает перечисления, выделяет обращения, вводные слова, уточнения.
Тире в предложении противопоставляет смысл предыдущих слов последующим, ставится вместо пропуска, какого-либо слова (в неполных предложениях).
Знаки препинания помогают понимать и правильно воспринимать написанное, а при прослушивании помогают легче воспринимать услышанное.
Зачем нужны запятые при письменном общении
Таким образом, запятые помогают разделить целое на части, помочь выделить один или несколько элементов и смысловые части определенной интонацией.
Описание слайда: Исходный текст (1)Пятый день несло непроглядной вьюгой. (2)В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. (3)И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. (4)И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. (5)Что сделать, чем помочь? (6)Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть… (7)Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул: -(8) Ну что, барыня, как? (9)Не полегчало? — (10)Куда там, Нефедушка! (11)Верно, и не выживет! (12)Все какие-то красные лапти просит… — (13)Лапти? (14)Что за лапти такие? — (15)А господь его знает. (16) Бредит, весь огнем горит. — (17)Мотнул шапкой, задумался. (18)Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, — все в снегу, все обмерзло…(19) И вдруг твердо: — (20)Значит, надо добывать. (21)Значит, душа желает. (22)Надо добывать. — (23)Как добывать? — (24)В Новоселки идти. (25)В лавку. (26)Покрасить фуксином нехитрое дело. — (27)Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! (28)Где ж в такой ужас дойти! (29)Еще подумал. — (30)Нет, пойду. (31)Ничего, пойду. (32)Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего.(33) Она будет мне в зад, пыль-то… (34)И, притворив дверь, ушел. (35)А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море. (36)Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. (37) Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. (38)Обыденкой в такую погоду не вернешься. (39)Надо ждать завтра не раньше обеда. (40)Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. (41)Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. (42)Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. (43)Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. (44)Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. (45) А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти: — (46)Мамочка, дай! (47)Мамочка дорогая, ну что тебе стоит! (48)И мать кидалась на колени и била себя в грудь: (49)- Господи, помоги! (50)Господи, защити! (51)И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно. (52)Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. (53)Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. (54)Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек. — (55)Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье… (56)За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином. И.А.Бунин. Лапти
Обращения
Если в предложении присутствует обращение, и это не местоимение, значит, оно должно быть отделено запятыми с двух сторон.
Здравствуйте, дорогой Лев!
До свидания, Лидия Борисовна.
Знаешь, Маша, что я тебе хочу сказать?
К сожалению, незнание того, в каких случаях ставится запятая при обращении, часто приводит к неграмотному оформлению деловых писем. Среди этих ошибок — и пропуск запятой при обращении, и постановка лишней запятой при местоимении:
Добрый день Павел Евгеньевич! (Нужно: Добрый день, Павел Евгеньевич!)
Светлана Борисовна мы также подготовили для Вас наши новые образцы. (Нужно: Светлана Борисовна, мы также подготовили для Вас наши новые образцы.)
Как, Вы, полагаете, этот договор целесообразно заключать? (Нужно: Как Вы полагаете, этот договор целесообразно заключать?)
Ох уж эти междометия
Главное – смысл
Обособленное определение
Если вы заучиваете правила о том, в каких случаях ставится запятая, то третьим пунктом должно быть обособленное определение.
Под обособленным определением подразумевается прежде всего причастный оборот. Он отделяется запятыми в том случае, когда следует за тем словом, к которому относится:
Мальчик, начитавшийся книг о путешествиях, никогда не пройдет равнодушно мимо туристического агентства или мимо магазина с палатками и фонариками.
Кошка, еле дождавшаяся угощения, теперь мурлыкала и ласково поглядывала на хозяина.
Начитавшийся книг о путешествиях мальчик никогда не пройдет равнодушно мимо туристического агентства или мимо магазина с палатками и фонариками.
Еле дождавшаяся угощения кошка теперь мурлыкала и ласково поглядывала на хозяина.
Исключение: объединяющее слово
Если части сложносочиненного предложения объединяются неким одним словом (например, подчинительным союзом), то запятая между этими частями предложения не ставится:
Когда пришла весна и птицы прилетели, наша компания как-то оживилась.
Ср.: Пришла весна, птицы прилетели, и наша компания как-то оживилась.
Это слово может быть не только в самом начале предложения:
Мы пойдем на эту встречу только в крайнем случае, только если все условия будут оговорены и текст договора будет согласован.
Все сочинения взяты с портала "Сдам ГИА" Расположены в алфавитном порядке по фамилии автора высказывания. После высказывания есть ссылка на текст, по которому было написано сочинение.
Абзацное членение текста — это одно из важных условий его оформления. Абзац позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту М. П. Лоскутова.
Вводная часть представлена предложениями №1—4 и представляют собой отдельный абзац, в котором дается первоначальное описание собаки и отношение к ней героя. Благодаря этому мы имеем возможность позна-комиться с действующим лицом произведения и определить тему текста.
В истории о псе главной для понимания его сущности является информация о том, что Борожай, спасая другое живое существо, погибает сам. Поэтому М. П. Лоскутов объединяет этот рассказ в отдельный абзац (предложения 23—31).
С помощью имен прилагательных в тексте создаются неповторимые образы, конкретизируются явления и понятия. Так, имена прилагательные используются автором в описании девчонки: худая, с тонкими руками и ногами (предложение №10), длинные мокрые волосы (предло-жение №11), тоненькое, в тёмных крапинках лицо, зелёные кошачьи глаза, большой рот (предложение №12). Использование прилагательных помогает автору нарисовать живой, легко представляемый портрет героини.
Прилагательные в предложении №6 передают заинтересованность героя, его увлеченность коллекционированием камней, именно поэтому камни такие необычные, красивые (Среди тёмных шершавых камней вдруг что-то нежно блеснуло: крошечная чистая слёзка) — и читатель ясно представляет себе этот камешек, похожий на слезку, он словно видит этот камень наяву и восхищается его красотой вместе с героем.
Проанализировав текст, мы без труда нашли подтверждения словам В.В.Виноградова о роли прилагательных в создании выразительности нашей речи.
СОЧИНЕНИЕ
От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи.
Неслучайно речь тети Груни такова. Близость к народу, его нрав-ственным основам всегда считалась в русской литературе привилегией положительных героев, каковой и является героиня Лиханова.
От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи.
Таким образом, приведенные примеры демонстрируют, как простыми словами передаются переживания героев, как слово помогает раскрыть содержание, работая на авторский замысел. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что высказывание А. М. Горького верно.
Проанализируем грамматический строй языка в тексте Юрия Грибова. Текст непростой с точки зрения синтаксиса: много осложненных пред-ложений, сложных синтаксических конструкций. Так, предложение №2 (Я шёл медленно, рассматривая перелески, деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова) осложнено обособленным обстоятельством, однородными дополнениями и однородными сказуемыми.
Попробуем разобраться в сути сказанного, воспользовавшись текстом Юрия Домбровского. Убедимся на примерах, что лексические средства языка помогают нам ярко, точно, образно и эмоционально передавать наши мысли.
Таким образом, нам удалось доказать мысль В. Г. Короленко о том, что для выражения своих мыслей и переживаний у нас есть огромный арсенал разнообразных языковых средств.
Так, например, в предложении №45 (Я уже не испытывал ужаса, но всякий раз, когда невидимый шептал мне на ухо, у меня холодел позвоночник, а от рыдающего голоса сжималось сердце) рассказывается о впе-чатлениях, которые испытывал Сережа от необычного эха — многогранность его ощущений передана в сложной синтаксической конструкции с разными видами связи: сочинительной и подчинительной.
Таким образом, приведенные примеры позволяют утверждать, что права была С.И. Львова, утверждая, что язык мало знать, нужно уметь правильно им пользоваться.
В тексте используется диалог. В разговоре мальчики часто употребляют вопросительные предложения. Они выражают стремление собеседника получить информацию по интересующему вопросу. Так, из предложения 2 мы узнаем, что мальчишкам интересно, почему рассказчик общается с девочкой Витькой.
Таким образом, анализ текста еще раз подтверждает, что речь — это не просто владение языком, а владение мастерское, умелое.
Для подтверждения его слов обратимся к тексту современного детского писателя Владимира Железнякова. Обратим внимание на использование диалога в тексте. Диалог — это способ передачи устной речи на письме. Действительно, предложения в диалоге отличаются односложностью, в устной речи много назывных предложений. Примерами могут стать предложения №5, 20, 22. Если сравнить рядом стоящие предложения, которые не используются для передачи устной речи, то структура их будет отличной от диалога. В предложении №18 (Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко!) автор рисует картину радостной встречи Валерки с собакой, используя сложную синтаксическую конструкцию с разными видами связи: бессоюзной и союзной сочинительной.
Что же такое языковая единица? Итак, единицы языка — это элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. Именно о них идет речь в словах Панова: это звук, морфема, слово, словосочетание, предложение.
Попробуем доказать объективность этого высказывания на примере текста Юрия Сергеева.
СОЧИНЕНИЕ
Таким образом, проанализировав примеры из текста Т. Н. Тесс, мы с уверенностью может утверждать, что в русском языке достаточно слов, выражений и средств, чтобы запечатлеть наш мир во всем его многообразии.
Русский язык — один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации.
Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в словосочетании проявляется способность слова взаимодействовать с другими словами.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что словарный запас и знание грамматики в совокупности помогают нам правильно и ярко оформлять свою речь.
Не вызывает сомнения, что лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические — придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Попробуем доказать этот тезис на материале прочитанного текста.
Но наша речь не механический набор слов. Чтобы быть понятым, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в соответствующей форме, умело соединить и расставить слова в предложении. В этом нам помогает знание правил такой области языкознания, как грамматика. Именно об этом говорил Степанов во второй части своего высказывания. Подтверждение находим в тексте Горького.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что словарный запас и знание грамматики в совокупности помогают нам правильно и ярко оформлять свою речь, о чем и говорил Г. Степанов.
Словарь любого языка — это его лексика. Человек употребляет в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Автор в своем произведении умело использует лексические средства выразительности. Например, в предложении №33 привлекают внимание эпитеты: добрые слова, золотой огонь, молочные облачка дыма. Этот троп помогает автору избежать повторов, украсить и разнообразить текст.
Грамматика позволяет увидеть логику рассуждений говорящего или пишущего, ход его мыслей. Рассмотрим предложения №12, №18 с точки зрения грамматики. В них использованы обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Данная конструкция помогает автору сделать речь более динамичной и выразительной, нежели синонимичное сложноподчиненное предложение. Так ресурсы грамматики помогают автору точно и связно выражать свои мысли.
Итак, словарный запас и знание грамматики помогают правильно и ярко оформлять свою речь, поэтому можно утверждать правомерность упомянутого суждения лингвиста Г. Степанова.
А вот создать полную картину описания дома помогает грамматический строй того же второго предложения. По структуре это предложение сложное бессоюзное, значит, грамматические основы в нем равнозначны, а это позволяет сделать вывод, что для автора очень важна каждая деталь в описании дома. Этим целям служат использованные однородные члены предложения — они конкретизируют образ.
Таким образом, прав был Г. Степанов, утверждая, что лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, тесно связаны друг с другом.
Каждое слово имеет ту или иную форму, то есть определенную совокупность признаков. В форме слова заключаются различные грамматические признаки частей речи. Форму слова можно изменить. Однако есть слова, в которых форма слова остается неизменной всегда. Для образования формы слова служит окончание и формообразующие суффиксы, изменяющие только грамматическое значение слова. С помощью формы слова можно выражать и различные оттенки чувств и мыслей, отношение к ним говорящего. Приведем примеры из текста К. Симонова.
По традиции прямая речь определяется как способ передачи чужой речи, при котором она вводится в текст словами автора и воспроизводит высказывание или мысль от того лица, которому оно принадлежит, с сохранением лексико−фразеологических, грамматических и интонационных особенностей его собственной речи.
В речи мальчика присущая ей детская непосредственность передается с помощью повторов, инверсии — предложения №21—22 (Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что).
Таким образом, нам удалось доказать примерами, что прямая речь является важным средством характеристики литературного персонажа, о чем говорилось в приведенном выше высказывании.
Суффиксы оценки служат для образования форм имен существительных, качественных прилагательных и наречий с особой, эмоционально-экспрессивной окраской и выражением отношения говорящего к предмету, качеству, признаку. Так, предложения №14 – 15 приведенного текста Шолохова (Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька) передают особенную речевую манеру героя: в его речи часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: папанька, сынок, подчеркивающие, с какой теплотой Андрей Соколов относится к Ванюше и к самому факту усыновления мальчика.
В предложении 41 ребенок сравнивается с травинкой. Опять же перед нами существительное, образованное с помощью суффикса субъективной оценки, подчеркивающее жалость героя к маленькому существу, на долю которого выпали недетские испытания.
Таким образом, мы нашли подтверждения, что суффиксы оценки имен существительных служат для выражения авторского отношения к описываемому явлению или предмету.
Эти примеры доказывают, что все слова в русском языке не уходят в небытие, а живут, волнуют, дышат…
Таким образом, предложенное для анализа высказывание русского поэта, публициста А.С. Хомякова справедливо.
Когда мы садимся писать, будь то письмо или сочинение, реферат или поздравительная открытка, мы обязательно обдумываем, как точнее сформулировать мысль, как правильнее построить то или иное предложение. Устная речь зачастую не требует от нас такого напряжения, как речь письменная.
Перед нами текст в художественном стиле с элементами разговорной речи. Богатство языка произведения раскрывается в употреблении художественных средств, которые использует автор. Это метафоры, сравнения, эпитеты, риторические восклицания и другие.
Богатство языка характеризует не только каждого отдельного человека, но и народ в целом. Чем развитее носитель языка, тем богаче его речь. Неслучайно, некоторые племена Африки, находящиеся на первобытной ступени развития, обходятся несколькими десятками звуков. В толковом словаре русского языка более двухсот тысяч слов. И этим богатством нужно умело пользоваться.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Разработка урока
русского языка
в 5 классе по теме:
«Как написать
сочинение-рассуждение
Автор: Черниченко Н.И.,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ СОШ № 5
им. Ю.А.Гагарина
г. Батайска.
2014 г.
Урок русского языка в 5 классе.
Цели урока: выявить особенности написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему;
учить видеть данные лингвистические средства в тексте;
показать способы создания писателями комического эффекта в произведении;
рассказать о писателе О. Кургузове и его творчестве;
учить внимательному отношению к слову в чужих текстах и в своих собственных;
формировать умение создавать свой собственный текст по заданным параметрам.
1.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Одно ли значение этого слова даётся в толковых словарях? (нет, несколько). Какое это слово? (Многозначное)
- Слово лингвистический объясните подбором однокоренных слов (лингвистика, лингвист).
- А что такое лингвистика? (наука о языке, языковедение, языкознание).
- Правильно. Лингвистический – относящийся к лингвистике, к языку.
-Итак, сегодня мы впервые пишем сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. Мы возьмём рассказ Олега Кургузова, найдем в нём интересные языковые, лингвистические явления, объясним их роль в тексте и запишем свои мысли.
2. Работа с текстом.
1) Первичное восприятие.
-Прежде, чем познакомится с текстом Олега Кургузова, послушайте мой рассказ об авторе.
Познакомимся с самим текстом. (Чтение текста).
2) Осмысление прочитанного текста.
-Как вы думаете, для кого написан этот рассказ? Кому он будет интересен?
- А чем интересен?
-Какие эмоции вызывает рассказ?
- Благодаря чему нам становится весело?
3) Лингвистический анализ.
- Прочитайте текст самостоятельно, вдумчиво. Подумайте, какие слова, словосочетания помогают писателю вызвать смех читателя. Подчеркните эти слова.
- А теперь назовите, какие слова подчеркнули. Попытайтесь объяснить, почему именно эти слова создают юмористический эффект в тексте.
Учащиеся называют найденные ими омонимы, фразеологизмы, парадоксы, каламбуры, многозначные слова и вместе с учителем комментируют и поясняют их роль в рассказе Кургузова. Учитель записывает звучащие термины на доске, а ученики в тетради, чтобы воспользоваться ими при написании сочинения.
3. Написание сочинения – рассуждения.
- Перед вами лежат заготовки сочинений. Ваша задача вспомнить то, о чём мы говорили на уроке и вписать нужные слова и выражения в данный текст. Сколько абзацев выделено в заготовке? (5). Обратите внимание на первый абзац. В нём содержится тезис. Это обязательный элемент сочинения – рассуждения. Тезис – это та мысль, которую нужно объяснить или доказать в сочинении. Посмотрите на последний абзац. Это вывод – итог ваших рассуждений. А между тезисом и выводом то, что соединяет эти два элемента – ваши примеры и аргументы. При написании сочинения постоянно работаем с текстом. Указываем номера предложений, в котором есть интересующее нас явления, поясняем и объясняем.
Учащиеся вписывают в заготовки сочинений недостающие слова и выражения.
4. Подведение итогов урока.
-Прочитайте, что у вас получилось.
3-4 учащихся читают свои сочинения рассуждения.
- Ответим на вопрос, прозвучавший в теме урока: как написать сочинение – рассуждение на лингвистическую тематик
Домашнее задание к данному уроку:
Знать, что такое многозначное слово, омоним, фразеологизм.
Текст рассказа О.Кургузова.
Олег Кургузов.
Сухопутный или морской?
(1)Когда мыши стали ходить по нашему дому пешком, мама сказала:
- Я сомневаюсь в том, что наш кот Лукьян сухопутный!
(2) - А какой же он?! - удивился папа.
(3) - Может быть, он морской котик, - предположила мама.
(4)- Поясни мысль! - сказал папа.
(5) И мама пояснила:
(6)- Если бы он был сухопутным котом, то любил бы мышей. (7)А он без ума от рыбы. (8)Значит, он морской.
(9)Это точно: Лукьян чуял рыбу в любом конце квартиры и несся в этот конец сломя голову. (10)А мышей он не видел в упор. (11)Идет себе по квартире и упирается в мышь. (12)Или наоборот. (13)Идет себе мышь по квартире и упирается в кота. (14)И друг друга они не узнают.
(15)- Что же делать? - спросил я и посмотрел на маму и папу с надеждой. (16)- Может быть, Лукьян все-таки сухопутный?
(17)А папа сказал:
- Сейчас мы устроим ему проверочку!
(18)И тогда мы стали ловить мышей и мазать их рыбьим жиром. (19)Теперь Лукьян чуял мышь в любом конце квартиры. (20)И несся за ней сломя голову.
(21) Мыши сначала боялись Лукьяна и кричали страшными голосами. (22)А кот ловил их, облизывал и отпускал. (23)И мыши привыкли к Лукьяну.
(24) - Мяу! - сказал кот Лукьян как-то раз.
(25) И мыши побежали к нему сломя головы из разных углов дома. (26)А Лукьян стал их облизывать. (27)Просто так, без рыбьего жира. (28)А мама посмотрела на них на всех и сказала:
- Кто бы мог подумать, что эти мыши так любят ласку!
(29)- Кто бы мог подумать, что Лукьян так любит мышей! - сказал папа.
(30) А я обрадовался и закричал:
- Ура! Значит, он сухопутный!
Приложение 3.
Бланк – шаблон для написания сочинения.
Рассказ _________________ ____________________________________ - ___________________. И у детей, и у взрослых он вызывает искреннюю______, добродушный_______. Что же служит источником ________ в этом рассказе?
Добавляют юмора в рассказ _____________________: «сломя голову (предложения__ ,__ , __), __________(6), ______________(9,10,11).
Благодаря таким ______________ средствам рассказ _______________ получился___________, ____________________, _______________________. Его можно читать ____________________________________________!
3. Влияет ли значение форм глагола на правильность нашей речи?
4. Существуют ли глагольные орфограммы?
Русский язык — язык глаголов
Конечно, все части речи нужны и важны, но давайте поговорим о глаголе.
Глаголы появились раньше всех остальных частей речи, и этому есть объяснение. Когда ещё не было письменности, а лишь зарождалась речь, людям в общении было важно передать именно действия: собрал урожай, пошёл на охоту, сделал орудие и так далее.
Наверно, тогда и появились формы чисел глагола: единственное и множественное. Формы чисел определяют, какое количество предметом участвовало в совершении действия.
Интересно, что глагол может передать не только число лиц, выполняющих действие, но и показать, когда было выполнено то или иное действие. В этом ему помогают времена. В русском языке их три: прошедшее, настоящее и будущее. Легко догадаться, что прошедшее время показывает, что уже было сделано в прошлом, настоящее — что делается в данный момент, а будущее — что планируется сделать.
Глаголы настоящего и будущего времени имеют три лица. Глаголы первого лица соотносится с местоимениями: я, мы, второго лица — ты, вы, а третьего лица — он, она, оно.
Лица помогают определить спряжение. Изменение глагола по лицам помогает определить, к какому спряжение он относится. Если в окончании стоит буква Е, то это первое спряжение, И — второе. Но не все глаголы подчиняются этому правилу, есть двенадцать исключений. Все исключения нужно знать, чтобы не совершать ошибки в написании глаголов.
У глаголов прошедшего времени можно определить род предмета, который выполняет действие. Для этого необходимо лишь посмотреть на окончание. Буква А говорит о том, что перед нами глагол женского рода, О — среднего, а вот отсутствие окончания характерно для мужского рода.
Каждый глагол имеет инфинитив, то есть начальную форму. Инфинитив отвечает на вопросы: что делать и что сделать. Интересно, что по вопросам к инфинитиву определяется также вид. Приставка с в вопросе говорит о том, что перед нами совершенный вид, а её отсутствие обозначает, что глагол относится к несовершенному виду.
Таким образом, глагол — самостоятельная часть речи, имеющая интересную и насыщенную жизнь. Он играет большую роль в нашей речи, помогая нам описывать совершаемые действия.
Читайте также: