Сочинение на лингвистическую тему 5 класс по русскому языку пунктуация

Обновлено: 05.07.2024

Каждый ученик знаком со знаками препинания: точкой, запятой, тире, двоеточием и даже многоточием. Роль пунктуации в предложении и тексте очень значительная, так как все эти знаки служат для выражения различной интонации и выделения смысловых оттенков.

Если бы в предложенном нам тексте не было бы тире (предложения №5 – №10), то мы не поняли бы, что перед нами диалог. Кроме того, в тексте множество восклицательных знаков (предложения №4, №8, №12). Автор передает чувство восхищения поступками героев рассказа.

Таким образом, пунктуация очень важна и нужна, потому что человек для точного выражения своих мыслей и разнообразных чувств обязательно использует знаки препинания.

Какова роль знаков препинания в тексте?

Очень часто на вопрос о роли пунктуации как системы знаков препинания в русском языке люди отвечают по-разному. Многие считают, что без правил пунктуации можно обойтись. Я же считаю, что роль знаков препинания в речевой практике чрезвычайно важна.

В соответствии с коммуникативными задачами и пунктуационными нормами они выполняют две основные функции: смысловую и интонационную, облегчая понимание письменного текста и помогая выразить темп, ритмику и мелодику речи.

Знаки препинания несут и смысловую нагрузку. Попробуем представить, что из предложения №7 исчезнут все знаки препинания. Тогда оно превратится в простой набор слов, лишенных смысла.

Значит, без пунктуации в языке не обойтись, так как знаки препинания помогают нам выражать свои мысли ясно и точно.

Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают в этом. Без них мы ничего не сумели бы ни выразить, ни понять.

Без запятых на письме не обойтись, так как они не только расставляют эмоционально-интонационные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.

К примеру, в предложении №1 запятые помогают воспринимать и понимать информацию. Они разделяют однородные члены предложения, благодаря этому нам ясна смысловая связь между словами.

А в предложении №15 запятые помогают соблюдать правильную интонацию при чтении. Они выделяют обращение, а в устной речи мы используем звательную интонацию.

Итак, без запятых мы не сумели бы точно, ясно и понятно выразить свои мысли.

Пунктуация – это система правил постановки знаков препинания. Верно расставленные знаки препинания помогают прочесть и понять текст. Все они, в том числе и двоеточие, выполняют две функции: смысловую и интонационную.

Так, в предложении №8 двоеточие интонационно разделяет два простых предложения в составе сложного бессоюзного, в устной речи в конце сложного предложения мы используем интонацию разъяснения предыдущей части высказывания.

Двоеточие несёт и смысловую нагрузку. Если в предложении №4 вместо двоеточия поставить запятую, тогда обобщающее слово встанет в один ряд с однородными членами и потеряет обобщающий смысл.

Следовательно, двоеточие – очень важный пунктуационный знак препинания, без которого смысл высказывания был бы не ясен.

Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает правила постановки знаков препинания. Восклицательный знак, как и другие знаки препинания, выполняет важные функции: интонационную и смысловую.

Во-вторых, восклицательный знак помогает понять смысл высказывания. Если в предложении №6 знак завершения заменить на вопросительный знак, то смысл предложения изменится с утвердительного на вопросительный.

Таким образом, мы видим, что восклицательный знак обеспечивает пишущего эффективными возможностями для передачи различных смысловых и эмоциональных оттенков.

Можно ли представить письменную речь без тире? Так ли нужны нам эти непонятные палочки? А может быть, вполне возможно обойтись без них, облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Я считаю, что роль тире в речевой практике очень важна.

Тире, как и другие знаки препинания, помогает понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Вот предложения №9 - №15, в которых тире используется для оформления диалога, нам ясно, кто из героев произносит определённые реплики.

Кроме того, тире выполняет и интонационную функцию. Например, в предложении №14 с помощью тире указывается на то, что в высказывании есть пропуск слова. Когда мы будем произносить это предложение, то обязательно сделаем паузу на месте тире.

Итак, тире – это не просто палочка, а очень важный знак препинания, без которого сложно обойтись.

Запятая служит для выделения и разделения частей, выделения одного или нескольких элементов и расстановки интонаций. При чтении запятую можно понимать как небольшую паузу. Она ориентирует человека и направляет.

Зачем нужны запятые в тексте

В русском языке есть много разных знаков препинания. Каждый из них играет свою роль в предложении. Все они нужны нам для того, чтобы наша речь была ясной, точной и выразительной.

При помощи знаков препинания мы передаём смысл предложения, текста, рассказа. Они помогают выразить эмоциональную окраску предложения.

Например: Пришла зима. Пришла зима! Пришла зима?

У каждого из этих предложений свой определённый эмоциональный характер, правильно расставленные знаки препинания помогают нам без труда понимать смысл предложения. Чего бы мы не написали, без знаков препинания это будет неясным набором символов. Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. Знаки препинания помогают нам в этом.

Например, точка обозначает конец предыдущей мысли и начало следующей. Точка, запятая и пробел могут выделять или разделять слова в тексте, предложении. Запятая также обозначает паузу в предложении, передаёт правильный смысл в сложных предложениях, обозначает перечисления, выделяет обращения, вводные слова, уточнения.

Тире в предложении противопоставляет смысл предыдущих слов последующим, ставится вместо пропуска, какого-либо слова (в неполных предложениях).

Знаки препинания помогают понимать и правильно воспринимать написанное, а при прослушивании помогают легче воспринимать услышанное.

Зачем нужны запятые при письменном общении

Таким образом, запятые помогают разделить целое на части, помочь выделить один или несколько элементов и смысловые части определенной интонацией.

Описание слайда: Исходный текст (1)Пятый день несло непроглядной вьюгой. (2)В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. (3)И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. (4)И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. (5)Что сделать, чем помочь? (6)Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть… (7)Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул: -(8) Ну что, барыня, как? (9)Не полегчало? — (10)Куда там, Нефедушка! (11)Верно, и не выживет! (12)Все какие-то красные лапти просит… — (13)Лапти? (14)Что за лапти такие? — (15)А господь его знает. (16) Бредит, весь огнем горит. — (17)Мотнул шапкой, задумался. (18)Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, — все в снегу, все обмерзло…(19) И вдруг твердо: — (20)Значит, надо добывать. (21)Значит, душа желает. (22)Надо добывать. — (23)Как добывать? — (24)В Новоселки идти. (25)В лавку. (26)Покрасить фуксином нехитрое дело. — (27)Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! (28)Где ж в такой ужас дойти! (29)Еще подумал. — (30)Нет, пойду. (31)Ничего, пойду. (32)Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего.(33) Она будет мне в зад, пыль-то… (34)И, притворив дверь, ушел. (35)А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море. (36)Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. (37) Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. (38)Обыденкой в такую погоду не вернешься. (39)Надо ждать завтра не раньше обеда. (40)Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. (41)Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. (42)Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. (43)Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. (44)Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. (45) А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти: — (46)Мамочка, дай! (47)Мамочка дорогая, ну что тебе стоит! (48)И мать кидалась на колени и била себя в грудь: (49)- Господи, помоги! (50)Господи, защити! (51)И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно. (52)Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. (53)Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. (54)Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек. — (55)Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье… (56)За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином. И.А.Бунин. Лапти

Обращения

Если в предложении присутствует обращение, и это не местоимение, значит, оно должно быть отделено запятыми с двух сторон.

Здравствуйте, дорогой Лев!

До свидания, Лидия Борисовна.

Знаешь, Маша, что я тебе хочу сказать?

К сожалению, незнание того, в каких случаях ставится запятая при обращении, часто приводит к неграмотному оформлению деловых писем. Среди этих ошибок — и пропуск запятой при обращении, и постановка лишней запятой при местоимении:

Добрый день Павел Евгеньевич! (Нужно: Добрый день, Павел Евгеньевич!)

Светлана Борисовна мы также подготовили для Вас наши новые образцы. (Нужно: Светлана Борисовна, мы также подготовили для Вас наши новые образцы.)

Как, Вы, полагаете, этот договор целесообразно заключать? (Нужно: Как Вы полагаете, этот договор целесообразно заключать?)

Ох уж эти междометия

Главное – смысл

Обособленное определение

Если вы заучиваете правила о том, в каких случаях ставится запятая, то третьим пунктом должно быть обособленное определение.

Под обособленным определением подразумевается прежде всего причастный оборот. Он отделяется запятыми в том случае, когда следует за тем словом, к которому относится:

Мальчик, начитавшийся книг о путешествиях, никогда не пройдет равнодушно мимо туристического агентства или мимо магазина с палатками и фонариками.

Кошка, еле дождавшаяся угощения, теперь мурлыкала и ласково поглядывала на хозяина.

Начитавшийся книг о путешествиях мальчик никогда не пройдет равнодушно мимо туристического агентства или мимо магазина с палатками и фонариками.

Еле дождавшаяся угощения кошка теперь мурлыкала и ласково поглядывала на хозяина.

Исключение: объединяющее слово

Если части сложносочиненного предложения объединяются неким одним словом (например, подчинительным союзом), то запятая между этими частями предложения не ставится:

Когда пришла весна и птицы прилетели, наша компания как-то оживилась.

Ср.: Пришла весна, птицы прилетели, и наша компания как-то оживилась.

Это слово может быть не только в самом начале предложения:

Мы пойдем на эту встречу только в крайнем случае, только если все условия будут оговорены и текст договора будет согласован.

Зачем нужна пунктуация

Пунктуация в русском языке, в отличие от других языков, например, английского, более развита и сложна. Это все произошло из-за того, что русская словесность более многогранна и сложна. Благодаря знакам препинания может меняться значение предложений.

От расстановки знаков препинания предложение может иметь, как и положительное значение для мальчика, так и плачевное для его судьбы. Поэтому пунктуация очень важна для того, чтобы то, что мы хотели выразить, сохраняло свое значение.

В этом плане русский язык самый развитый из всех, мы выделяем вопрос одним знаком, и соответственно тоном голоса, нежели правильным порядком слов и т.п. Пунктуация в русском языке играет большую роль и стоит в этой иерархии на ровне с орфографией и грамматикой, поэтому ее нельзя забывать, но повторять и совершенствоваться.

Рассуждение Для чего нужна пунктуация?

Этот вопрос о пунктуации точно не задают себе многие. И не только мои сверстники. Хорошо, что у меня появился повод порассуждать на данную тему.

Конечно, в русском языке она довольно сложная. Все эти причастные и деепричастные обороты, вводные слова, которые могут выделяться или не выделяться запятыми (по обстоятельствам), сложносочиненные и сложноподчинённые предложения… В том же английском всё проще! Но в том-то и богатство, и сложность русского языка.

Понятно, что пунктуация нужна, в первую очередь, для передачи смысла. Хрестоматийные примеры (казнить — миловать). Действительно, иногда одна запятая может полностью изменить смысл.

Также важно, что это сохранение традиций. Тот, кто пишет письмо бабушке или пишет документ в организацию, но пренебрегает знаками препинания, тот, я думаю, не уважает ни организацию, ни бабушку. Ни, самое главное, себя!

Пунктуация может быть и авторской, несколько необычной, чтобы придать тексту особый ритм. Например, в стихах Маяковского особенная пунктуация. Есть ещё эксперименты с пунктуацией, как, например, книга из одного предложения.

Сдать экзамен без правильной пунктуации нельзя! Тем более все эти ОГЭ и ЕГЭ, там каждый знак в бланке влияет на оценку.

Важно, что традиции всё равно развиваются. Время ускоряется, не хватает времени даже иногда знак вопроса поставить, если из самих слов понятно то, что это вопрос. Кстати, зачем так уж спешить? Лучше с толком всё делать…

Но я считаю, что мы должны знать пунктуацию, а использовать её по мере надобности и возможности. Кстати, мой любимый знак пунктуационный – восклицательный.

Зачем соблюдать правила пунктуации

Пунктуация представляет собой систему символов и знаков, которые используются в письменной речи. Наличие знаков препинания помогает не только построить предложение грамотно, но и ясно выразить свои мысли, выделить обращения, простое предложение в составе сложного.

Знаков препинания много, каждый из них имеют одну или более функций. Знаки препинания, которые используются для разделения предложений – это точка, восклицательный и вопросительный знаки. Точка, например, позволяет отделить предложения в тексте друг от друга.

Восклицательный знак выражает восхищение, удивление и другие сильные чувства, вопросительный – вопрос и сомнение. Эти два знака, пожалуй, позволяют воспроизвести на бумаге наиболее сильные человеческие эмоции.

Знаки препинания, которые используются в середине предложения – это запятая, тире, двоеточие и точка с запятой. Запятая позволяет выделить обращения, простое предложение в сложноподчиненном, однородные члены предложения. Тире используется в прямой речи, для замены пропущенного слова, для паузы.

Двоеточие следует перед перечислением, разграничивает две части предложения, одна из которой поясняет предыдущую, разделяет слова автора и прямую речь. Точка с запятой используется довольно редко, когда запятой для отделения частей предложения уже недостаточно в предложениях со сложным составом.

Зная все задачи знаков препинания, можно понять их роль и назначение. Возможна ли была бы письменная речь без пунктуации? Конечно, нет! Используя знаки препинания, вы сможете обратить внимание на нужные вам моменты, четко донести свои мысли посредством текста, если использовать их правильно конечно.

В этом сочинении использованы многие из перечисленных выше знаков препинания. Это позволило сделать текст понятным, выразительным, даже ритм чтения предложений меняется в зависимости от пунктуации.

Отсутствие знаков препинания не только свидетельствует о неграмотности автора, но может сделать даже самый интересный и эмоциональный текст монотонным набором всевозможных слов, лишенных единого смысла.

Сочинение про Важность пунктуации

Совокупность знаков препинания, которая используется в письменности любого языка, называется пунктуацией. Также именуется и раздел языкознания, изучающий правила употребления и расстановку знаков препинания в тексте.

Вместе с графикой и орфографией пунктуация является основным компонентом письменной речи. Точки, запятые, тире и двоеточия, восклицательные и вопросительные знаки были придуманы для того, чтобы передать интонацию на письме, а также обозначить тип отношений в сложном предложении.

Чтобы понять, с какой интонацией нужно читать текст, необходимо обратить внимание на знаки препинания в нем.

Так, точка в конце предложения говорит о том, что оно повествовательное по способу высказывания. А многоточие является показателем того, что предложение не закончено.

Знаки препинания в бессоюзном предложении выполняют важную функцию. Любой знак обозначает отношения между простыми предложениями, которые являются частями сложного. Если нужно передать отношения одновременности или последовательности, то мы ставим запятую.

Если ставим двоеточие, значит, хотим передать отношения пояснения и причины. Тире используем для передачи отношений причины и следствия, а также при быстрой смене событий. В сложноподчиненном предложении показателями отношений между частями являются союзы, которые в бессоюзном предложении заменяются знаками препинания.

Пунктуация играет не последнюю роль в нашей речи. Без запятых и тире, двоеточий и вопросительных знаков наша письменная речь была бы скучна и однообразна. В сплошном тексте было бы не понятно, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Поэтому знаки препинания являются неотъемлемой частью нашей письменной речи.

Основные принципы пунктуации

Пунктуация (лат. punc­tu­a­tio — от лат. punc­tum — точка) — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, сами правила их постановки в письменной речи, а также раздел грамматики, изучающий эти правила.

Зачем нужна Пунктуация? Она призвана сделать нашу письменную речь упорядоченной, четкой, понятной и ясной.

  1. Интонационный принцип — основа пунктуации русского языка.

Лингвисты Л. В. Щерба, А. М. Пешковский, Л. А. Булаховский считали, что знаки препинания являются формальным показателем ритмики и мелодики речи.

С другой стороны, русская пунктуация отражает отчасти интонацию: на месте точки как завершающего знака препинания голос понижается, на месте тире делается более длительная пауза, чем на месте постановки запятой и т. д.

  1. Ученый Я. К. Грот указывал синтаксический принцип пунктуации. Он считал, что знаки препинания делают более наглядным синтаксический строй письменной речи, выделяют отдельные предложения и их части в составе сложных предложений.
  2. Логический принцип пунктуации обеспечивает понимание текста, смысловое деление его на части и соответственную постановку знаков препинания.
  3. Смысловой принцип особенно заметен при обособлении второстепенных членов предложения, а также в присоединительных и уточняющих конструкциях.

Очевидно, что все указанные принципы пунктуации совмещаются в единой системе пунктуации русского языка.

В русском языке основных десять знаков препинания: точка, запятая, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки (круглые), кавычки.

Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте смысловых границ, значение которых особо подчеркивается пишущим. Знаки препинания делят текст на части — предложения, а внутри сложных предложений отделяют, например, простые предложения друг от друга или главное предложение от подчиненного и т.д.

Вывод из всего этого можно сделать один – пунктуация очень важна для нашей письменной речи. Без нее русский язык не стал бы могучим и великим.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 5 классе

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2 с. Грабово

Бессоновского района Пензенской области

Алутина Галина Владимировна

Обучающая цель :

формирование навыков написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Практическая цель :

написание сочинения-рассуждения по цитате о пунктуационных знаках С.И.Львовой;

подготовка к ОГЭ.

Воспитательная задача :

воспитывать осознанность и самостоятельность в получении знаний.

Развивающие задачи :

- развивать у детей умение строить логическую цепочку, добиваясь смысловой цельности и последовательности;

- развивать навыки самооценивания и самоанализа.

Стадия мотивации на работу

- Как вы можете объяснить смысл этого высказывания? (можно прийти к нужной цели, только если будешь идти по дороге к ней)

- А как можно объяснить смысл этого высказывания применительно к учебной деятельности?

- В этом учебном году вы, придя в 5 класс, начали обучение на новой ступени. А что ждет вас тогда, когда и вторая ступень обучения будет пройдена? (экзамены) .

- Что вам известно об экзамене по русскому языку? Как вы думаете, сочинение будет одним из видов работы? (Вы правы. И одно из заданий по выбору – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)

- Можете ли вы сказать сейчас: я все о таком сочинении знаю и сумею написать?

- А можно осилить эту работу и как?

- Определите цель нашего урока. Чем, по-вашему, вы должны заниматься сегодня и зачем?

( научиться писать сочинение; повторить лингвистические явления)

-Тогда начнем работу

Актуализация известного.

- А теперь обратимся к заданию, которое вам предстоит выполнить.

У вас есть распечатки текстов из открытого банка оценочных средств по русскому языку ФИПИ .

Раскройте основные понятия, о которых идёт речь в предложенном высказывании.

Приведите два примера в доказательство своей точки зрения.

Объём сочинения – не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Выявление места и причины затруднения.

Легко ли выполнить такое задание? Все ли понятно вам? В чем причина непонимания? (анализ высказывания, по которому нужно написать сочинение; определение того, что известно, а что неизвестно по лингвистическому материалу, необходимому для написания сочинения по предложенной цитате)

- Что о пунктуационных знаках нужно знать для написания сочинения на эту тему?

- Достаточно ли у вас возможностей для предстоящей работы?

- Определите свои затруднения. Как, по-вашему, их можно преодолеть?

- Что станет первым шагом на этом пути? (понимание смысла высказывания С.И. Львовой.

4. Отбор материала к сочинению

- Перечитайте цитату несколько раз. Определите и подчеркните ключевые слова в высказывании. ( пунктуационные знаки, значение, свое, определенное, письменная речь ) Как вы понимаете цитату?

- К каким из этих слов (словосочетаний) можно подобрать синонимы (синонимичные сочетания)? ( пунктуационные знакизнаки препинания;

значение – толкование, смысл , важность, авторитет, достоинство, сила, ценность…;

свое – собственное;

определенное – строго назначенное, установленное, известное, данное)

- Какое (-ие) из слов-синонимов может (-ут) быть использованы вами в сочинении-рассуждении по данному заданию?

- К какому (-им) слову (-ам) можно подобрать антоним (-ы)? (письменная –устная; свой -чужой)

- Что же может отличать письменную речь от устной, когда мы говорим о знаках препинания? (в письменной речи, в отличие от устной, нет возможности звукового и интонационного выделения)

- А теперь перечитайте цитату снова и попробуйте переформулировать ее в вопрос, по возможности, используя подобранные синонимы. ( Какое место и какое важное значение имеют знаки препинания в письменной речи? Имеют ли знаки препинания ценность и свое место в письменной речи?)

- Что же будет представлять из себя ваше сочинение? ( ответ на сформулированный вопрос + доказательства)

- Перечитайте еще раз задание. Какие задачи нам предстоит решить в ходе его выполнения? (раскрыть основные понятия, привести 2 примера в доказательство своей точки зрения?

-Какова будет композиция вашего сочинения (трехчастная):

1. Вступление. Тезис

2. Первый пример – аргумент + комментарий.

- Какая из частей будет делиться на абзацы и почему? Сколько всего абзацев должно получиться в вашем тексте?

- Обратите внимание на экран.

5. Реализация построенного проекта

(СЛАЙД) Оформляем вступление. Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания.

( Вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений . Можно применить цитирование).

Речевые клише

автор анализирует…, характеризует…,

подчёркивает…, ссылается на.

останавливается на .

раскрывает содержание,

отмечает важность, формулирует,

касается, утверждает,

считает, что…, рассуждает о…,

отмечает, доказывает, сравнивает,

сопоставляет, противопоставляет,

называет, описывает, разбирает,

- А какова ваша точка зрения? Считаете ли вы, что С.И. Львова права? Сформулируйте понимание цитаты на основе ключевых слов. Какую композиционную часть вы получили?

Запишите ее. При оформлении вступления можете воспользоваться речевыми клише, но можете сделать эту работу и самостоятельно.

- Каким будет следующий шаг?

(СЛАЙД) Связываем вступление с основной частью.

Речевые клише

Докажем эту мысль на примерах…

Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах…

Присмотримся повнимательнее к ….

Обратимся к.

- Надо найти 2 аргумента.

- Какие факты, исходя из цитаты (или вопроса, переформулированного из нее), вы будете аргументировать?

(СЛАЙД) Приводим примеры, подтверждающие слова автора и свои рассуждения.

(должно быть 2 примера; приводя пример, не только назовите языковое явление, но и объясните его значение, укажите роль в тексте)

Речевые клише для аргументации

Рассмотреть это языковое явление можно на примере …

В справедливости этой мысли можно убедиться на примере …

- Запишите свои примеры. Если трудно, можете воспользоваться речевыми клише.

- Какую часть сочинения нам осталось написать?

-Что из себя будет представлять заключение? В какой из частей текста уже говорилось о том, о чем нам нужно будет сказать в заключении?

(СЛАЙД.) Пишем заключение (вывод из всего сказанного).

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Речевые клише

Таким образом, .

Следовательно, .

В итоге можно прийти к такому выводу: .

В заключение можно сказать, что ..

Мы убеждаемся в том, что .

Из этого следует, что .

6. Проверка по критериям (коллективный анализ чьей-то работы по критериям ( критерии также даны на сайте ФИПИ ).

- Что не получилось?

- Как предполагаете исправлять?

7. Итоги работы. Рефлексия.

- Удалось осилить трудную работу по написанию сочинения?

- Что удалось? Чему научился? Какие появились вопросы?

- Какие выводы для себя сделали?

( надо уметь понимать цитату через выделение ключевых слов;

хорошо знать лингвистические явления, уметь определять их роль в тексте;

уметь четко, последовательно, доказательно выстраивать текст)

8. Домашнее задание.

Доработать текст сочинения-рассуждения, внести нужные исправления в соответствии с критериями.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Критерии оценки сочинения-рассуждения (на лингвистическую тему)

Критерии оценивания сочинения-рассуждения
на лингвистическую тему (15.1)

Наличие обоснованного ответа

Собственное мнение выражено, понятия раскрыты на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса и понятий, нет.

Собственное мнение выражено, понятия раскрыты на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса или понятия.

Собственное мнение выражено, понятия раскрыты на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса или понятия, ИЛИ тезис не доказан, ИЛИ дано рассуждение вне контекста задания, ИЛИ тезис доказан на бытовом уровне.

Наличие примеров

Приведены два примера-доказательства, верно иллюстрирующих собственную точку зрения.

Приведён один пример-доказательство, верно иллюстрирующий собственную точку зрения.

Не приведены примеры-доказательства, иллюстрирующие собственную точку зрения , ИЛИ приведены неверные примеры.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО допущена одна логическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.

В работе просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более одной логической ошибки, И/ИЛИ имеется два случая нарушения абзацного членения текста.

Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, НО допущена одна ошибка в построении текста


Зачем нужны знаки препинания? Я думаю, что каждый школьник ещё с первого класса, изучая запятую и точку, задавался этим вопросом. С каждым годом мы узнавали всё больше знаков: вопросительный и восклицательный, тире и двоеточие, многоточие и точка с запятой. Я считаю, что они являются необходимыми компонентами языка по трём причинам.

Во-первых, они позволяют пишущему передать не только свои мысли, но и эмоции, которые он испытывает. Например, восклицательный знак будет означать, что человек взволнован, рад, в восторге или озадачен. Многоточие в конце предложения помогает передать незавершённость фразы, заставляя задумываться над её продолжением. Вопросительный же значит, что человек хочет поразмышлять над заданной темой и прийти к ответу.

В-третьих, знаки препинания помогают сделать текст удобным для чтения. Они отделяют однородные члены друг от друга, делят текст на комфортные для понимания смысловые единицы — предложения.

Таким образом, необходимо изучать знаки препинания и правильно использовать их, потому что они играют немаловажную роль в написании текстов.

Наверное, каждый человек, умеющий писать, умеет ставить знаки препинания, но не задумывался ли он, для чего нужны знаки препинания? Ведь кажется, будто это какие-то закорючки, которые вообще не играют роли в предложении.

На самом деле знаки препинания могут изменить смысл предложения до неузнаваемости. Ведь если написать одно предложение пунктуационно верно, а другое нет, то, прочитав его, возможно даже не сможешь понять смысл.

Также знаки препинания используются не только для того, чтобы выявить смысл текста, но и для передачи эмоций и чувств человека. Ведь если человек радуется или восхищается, то на письме это показывается через восклицательный знак, но а если человек удивился, то в конце предложения ставится вопросительный знак. И если бы этих знаков не было, то читателю было бы непонятно, радуется человек, удивляется или же вообще грустит.

Точка с запятой тоже очень необходимы для письма, ведь если взять на примере той ситуации, когда учитель диктует ученикам какой-либо текст, по правилам на месте точки или запятой он должен делать некие паузы, а если знаков препинания не будет вообще, то ученики не смогут написать пунктуационно правильно текст.

Также существуют и кавычки, скобки, тире, двоеточие. Все эти знаки имеют не менее важное значение в предложении. Они нужны, чтобы, например, пояснить какую-либо вещь или поставить в кавычки какую-либо цитату, чтобы другие знали, что эту цитату вы не присвоили себе, а грамотно использовали её в своём предложении.

То есть можно однозначно сказать, что без знаков препинания не могут существовать ни письма, ни книги. Ведь знаки препинания нужны не только для показа своих эмоций, но и для передачи смысла всего предложения.

Читайте также: