Сочинение на коми языке про осень

Обновлено: 02.07.2024

I осень; локтіс \ар наступила осень; эта \арö зонкаок мунас школаö этой осенью мальчик пойдёт в школу; мöймуся \арыс вöлі зэра прошлогодняя осень была дождливой; страда кыссис \арöдз страда затянулась до осени; \арöн öтiк лун зэрас, неделяöн оз косьты посл. осенью [только] день подождит, а за неделю [земля] не просохнет

II гольян; гöрд \ар красный гольян (до нереста); лöз \ар синий гольян (после нереста); недоткааным шедіс öтік \ар в бредень попали одни гольяны

2 арбыт

3 арйöтны

4 арйыны

5 арьявлас

6 вöтлісьны

(возвр. от вöтлыны) 1) ходить следом (неотступно) за кем-л.; кага вöтлісьö мам сьöрын ребёнок не отстаёт от матери 2) гнаться, гоняться, преследовать; \вöтлісьны ош сьöрын преследовать медведя; пон вöтлісьö ме сьöрын собака гоняется за мной 3) настигать, настичь кого-что-л.; тэ сьöрын нем \вöтлісьны за тобой не угонишься 4) перен. навязчиво ухаживать за кем-л.; зонка арбыт вöтлісьö нывка сьöрын парень всю осень ухаживает за девушкой (добиваясь расположения). кузь руб сьöрын \вöтлісьны гнаться за длинным рублём

7 казявтöг

1) незаметно; \казявтöг локтiс ар незаметно пришла осень 2) неожиданно; эта шогмис \казявтöг это случилось неожиданно 3) нечаянно; случайно; ме \казявтöг уси я нечаянно упал □ сев. казялтöг

8 тöдчыны

быть заметным, ощущаться; виднеться; мукöд букваэс текстсис умöля тöдчöны некоторые буквы текста плохо видны; лым вылас тöдчöны кöч следдэз на снегу заметны заячьи следы; ойся пемытас пондісö \тöдчыны кыдззезлöн вуджöррез в ночной тьме обозначились силуэты берёз; тöдчö, лöз югдö светает (букв. заметна синева); öтöрас шоныт эшö, а арыс тöдчö ни на улице ещё тепло, а осень уже ощущается; шогалicьыслöн пульсыс чуть тöдчö пульс у больного с трудом обнаруживается; тöдчö, что ытшкисиссез мыдзисö заметно, что косари устали; баняяс жарыс воть оз тöдчы в бане мало жару

9 ар

См. также в других словарях:

осень — осень, и … Русский орфографический словарь

ОСЕНЬ — жен. (от обсевать? от овесень? от осенять, сумрачный?) время года меж лета и зимы, астрах. три месяца, в кои солнце проходить знаки весов, скорпиона и стрельца; в общежитии, сентябрь и октябрь, до снежного пути и рекостава. На севере, с ильина… … Толковый словарь Даля

осень — чернотроп, бабье лето, сезон Словарь русских синонимов. осень / ранняя: бабье лето ) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

осень — багряная (Чулков); влажная (Чулков); глухая (Григорович); грустная (Бальмонт); дождливая (Башкин); желтая (Городецкий, В.Каменский); задумчивая (П.Соловьева); златая (Пушкин); золотая (Телешев); золотистая (Андреев, Блок); крепкая (Муйжель);… … Словарь эпитетов

ОСЕНЬ — см. Времена года … Большой Энциклопедический словарь

ОСЕНЬ — ОСЕНЬ, и, жен. Время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Поздняя, дождливая о. Золотая о. (время, когда желтеют и золотятся листья). По осени (осенью; устар. и прост.). О. жизни (перен.: о старости). | прил. осенний, яя, ее. По… … Толковый словарь Ожегова

осень — Время года, переходный сезон между летом и зимой, в астрономическом понимании – промежуток времени от момента осеннего равноденствия до зимнего сонцестояния (с 23 сентября до 21 22 декабря в Северном полушарии, с 20 21 марта до 21 22 июня в… … Словарь по географии

Осень — У этого термина существуют и другие значения, см. Осень (значения). Осенний пейзаж Осень (родственно др. прусск. ass … Википедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по коми языку на тему: "Осень – последняя, самая восхитительная улыбка года. Описание погоды" для учащихся 5 класса.

Технологическая карта урока

Тема урока: Осень – последняя, самая восхитительная улыбка года. Описание погоды. (1-й из 1ч)

Предмет: коми язык

Оборудование: доска, мел, проектор, учебник.

Формы учебного взаимодействия: коллективная, индивидуальная

Цель урока: Совершенствовать умения рассказывать об осенней природе.

Планируемые результаты: Умение рассказывать об осенней погоде. Совершенствование навыков построения речи; обучение учащихся размышлять и излагать свои мысли.

- Видза оланныд, ёртъяс! Пуксьӧй. Здравствуйте, ребята, садитесь.

- Обратите внимание на доску. Перед вами пейзаж.

Проводит инструктаж по оцениванию.

Создает положительный эмоциональный фон, создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Осознанно подчиняют себя системе нормативных требований учебной деятельности и вырабатывает внутреннюю готовность к их реализации.

Личностные: самоопределение (мотивация учения)

Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию)

Определение цели урока

_Давайте подумаем, о каком времени года мы сегодня с вами будем говорить?

-Верно, тема нашего урока – «Осень – последняя, самая восхитительная улыбка года. Давайте подумаем, что будем делать сегодня.

Узнаем новые слова.

Научимся составлять словосочетания и предложения об осенней погоде.

Научимся описывать картину.

Организует выход на проблемные вопросы.

Ставят проблемные вопросы, определяют объект исследования, отвечают на вопросы

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно).

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Открытие нового знания

Давайте приступим к работе, и по традиции вспомним новые слова. В учебниках на стр.3 находим наши слова.

-На прошлом уроке мы с вами выяснили какой бывает осень. Вспоминаем какой бывает осень.

(Ранняя осень, золотая осень, поздняя осень).

Молодцы! Давайте выполним следующее задание.

Стр. 7, упр. 11. Прочитайте предложения и определите, о каком месяце каждое высказывание.

Рыт и асыв зэрӧ (йирым)

Усьӧ медводдза лым (вӧльгым)

Пуяс вылын уна рӧма коръяс: турунвиж, гӧрд, виж (кӧч).

Устно выполняют задания.

Вспоминают слова, которые учили на прошлом уроке.

Устно выполняют задание.

Записывают названия месяцев в тетрадь.

Читают предложения, определяют о каком месяце говориться в каждом предложении.

Регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания.

Познавательные: проводить исследование языкового материала, обобщать полученные данные, делать выводы.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, аргументировать, понимать точку зрения другого, участвовать в беседе. Оценивают ответы по критериям

Первичное закрепление изученного материала

- Прочитаем отрывки из рассказов известных писателей и скажем, в каком из них описывается золотая осень.

Тексты на стр. 8.

1.Август помын нин сынӧд лоӧ ыркыд. Торъя нин ёна ыркыд асывнас, а сентябрын весиг кӧдздӧдлӧ. Войнас няйт ва гуранъяс кынмалӧны. Пӧльтӧ лэчыд кӧдзыд тӧв. Сiйӧ лекысь нетшкӧ пуяс вылысь гӧрд да виж коръяссӧ, шебралӧ ва мусӧ. Зэра сьӧд кымӧръяс ӧшалӧны енэжын. Тшӧкыда буситӧ либӧ зэрӧ. А кутшӧм пемыд да кузь арся войыс!

2.Вӧр-ва матушка!. Арын кутшӧм тэ мича да гажа! Пелысь пулӧн розъясыс гӧрдӧдӧны, кыдзлӧн коръясыс вижӧдӧны. Пожӧмъяс шувгӧны. Вӧрын югыд да лӧсьыд. Коко улын кос коръяс шарӧдчӧны. Пӧльтӧ небыдик тӧв. А сынӧдыс кутшӧм шоныд да сӧстӧм. Мунан вӧрӧ, а арся шондiыс нюмъялӧ мича лӧз енэжас, лӧсьыды мыштӧ шонтӧ. Арся вӧрыд озыр. Сiйӧ козьналӧ миянлы юмов пув да чӧскыд тшак. Чукӧрт сӧмын!

-Определите, к какому типу речи (повествование, описание, рассуждение) относятся данные отрывки (описание)

-Заполните таблицу прилагательными, которые использованы авторами для описания указанных природных явлений. Придумайте название каждому отрывку и внесите в таблицу.

презентацию можно использовать в начале урока при закреплении пройденного материала.

ВложениеРазмер
pogoda_osen.pptx 1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ар Вол ö н кад тулыс гож ö м т ö в

к ö ч йирым в ö льгым т ö лысь В ö льгым т ö лысь

Вежонл ö н лун : середа выльлун четверг пекнича вежалун суб ö та воторник

шоныд к ö дзыд Поводдя : ыркыд

шондіа кым ö ра ывлаын :

л ö з руд енэжыс :

лымъял ö зэр ö Поводдя :

т ö ла Поводдя : л ö нь

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по коми языку "Коми реки"
презентация по коми языку "Зима"

материал можно использовать в начале урока при закреплении пройденного материала по теме "Погода зимой".


Визитная карточка к конкурсу "Коми велӧдысь" (Учитель коми языка)

Конкурсное задание - Визитная карточка (рассказ о своей Родине, о школе, о селе, о себе).

презентация по коми языку

Презентация по коми языку для 1 класса по теме "Насекомые".


Неделя коми языка (коми кывлон вежон)

Данный материал можно использовать на уроках и внеклассных занятиях по коми языку.

Презентация по коми языку "В школе"

Коми язык, 2 класс, тема "В школе" "Школаын" для изучения нового материала по учебнику Е.Н.Вязова, А.В. Сизова "Коми кыв".

презентация по коми языку "лекарственные растения"

Коми язык, 4 класс, тема "Лекарственные растения" для изучения новой темы по учебнику Е.Н.Вязова, А.В.Сизова "Коми кыв".

ПОмогите по Коми Языку Надо Написать Рассказ Про осень.


Выбирай те предложения которые ТЕЕ понравились .

Жаль только что природа наши желания не учитывает.

У неё свои законы и правила, и вслед за летом к нам приходит осень.

Осень очень красивое и щедрое время года.

И конечно же, осень – это листопад!

Жёлтые, красные, оранжевые и даже ещё зелёные листья, сорванные налетевшим ветерком, падают на землю, грациозно и плавно кружась.

Это потрясающее зрелище!

Буйство красок, перемен в природе и ни с чем не сравнимой красоты.

Безусловно, в каждом времени года есть своё очарование.

Так же как кому то нравится лето, весна или зима, мне нравится осень, несмотря на все её каверзы.

Запах и атмосфера осени – особые, ни на что не похожи.

Для кого - то осень ассоциируется со слякотью, дождями и мрачным, серым небом.

Конечно, не без этого, даже у природы бывает иногда плохое настроение.

Важно научиться видеть красивое там, где на первый взгляд, кажется, его не может быть.

В тех случаях, когда она совсем раскапризничается, я обуваю резиновые сапоги, беру с собой зонтик и иду шлёпать по лужам : ) И хоть ненастная, пасмурная погода влияет на нас, вызывая грусть и подавленность, ошибочно полагать, что от нас ничего не зависит и впадать в депрессию.

Каждый раз, когда приходит плохое настроение, оденьте яркую одежду, подумайте о хорошем, позвоните друзьям.

Всегда найдётся повод, чтобы улыбнуться : )

Например, улыбнуться можно мысли о том, что уже начался сезон охоты за ягодами и грибами : )) Нягань - таёжный город и найти в нём человечка ни разу не пробовавшего грибов, ягод или кедровых орешков довольно трудно.

Заядлые грибники огромными пайвами и вёдрами выносят из леса его щедрые дары, и кормятся ими потом всю зиму.

Грибы маринуют, варят, парят, сушат, морозят, замачивают, засаливают : в общем, заготавливают всеми возможными способами!

А зимой из всего этого добра используя лишь немножко фантазии можно приготовить оригинальные и очень вкусные блюда.

Я тоже люблю бродить по лесу.

Тайга осенью величественна.

Звуки и краски осеннего леса, шелест листвы под ногами : всё это завораживает.

Углубляясь в тайгу всегда испытываешь трепет от того что вторгаешься на её дикую таинственную территорию!

Уже прошли все заготовительные хлопоты, кладовка забита под завязку, и я, сидя на кухне с чашечкой горячего чая смотрю в окно.

Прямо за окном лес.

Спокойный и умиротворённый.

Немного грустно становится от того что совсем скоро листья на деревьях полностью опадут и трава пожухнет, начнёт холодать.

А потом пойдёт снег и наступит зима.

Это неизбежно, а потому я допью чай, подумаю о хорошем и улыбнусь : ) Все - таки осень - это особенное время года!

Читайте также: