Сочинение н макиавелли называется город солнца государь утопия трактат о живописи

Обновлено: 28.06.2024

1) Широкое антикатолическое и антифеодальное движение в Европе XVI в., положившее начало протестантизму, – Реформация.

2) Система мира, согласно которой неподвижная Земля является центром мироздания (разработана в трудах Аристотеля, Птолемея), – Геоцентризм.

3) Идеалистическое воззрение, по которому вся природа одушевлена, обладает психикой, – Панпсихизм.

4) Область философского знания, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности, – Натурфилософия.

5) Мировоззрение, философское мышление эпохи Возрождения, ставящее в центр внимания и рассуждений человека, его светскую жизнь и деятельность, направленную на достижение счастья в земной жизни, – Гуманизм.

6) Движение, возникшее к концу Средневековья, противостоящее схоластке и духовному господству Церкви и выражающее признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, равенство, развитие творческих сил и способностей - Гуманизм.

7) Философско-мировоззренческая установка, оценивающая мир через человека, полагая его центром мироздания - Экзенциолизм .

11) Назовите величайшего гуманиста эпохи Возрождения, размышлявшего о человеке как особом мире в космической иерархии – Пико делла Мирандола.

12) У истоков экспериментального метода познания мира стоял Галилео Галилей.

13) Известный философ Возрождения, ученый, кардинал –Николай Кузанский.

17) Всеобщая одушевленность природы - Панпсихизм.

20) Мировоззренческая установка, отвергавшая идею повседневного вмешательства Бога в дела природы и человека. Бог здесь мыслился лишь как перводвигатель - Деизм.

21) Ученый-мыслитель Ренессанса, изложивший основы механистической картины мира – Галилео Галилей.

22) Феномен ренессансной культуры, представляющий собой совокупность взглядов, выражающих признание ценности человека как личности и творца всех ценностей, его достоинства и прав на свободу и счастье, – Гуманизм.

23) Система мира, согласно которой Земля, вращающаяся вокруг своей оси, является одной из планет, обращающихся вокруг Солнца, которое занимает центральное место во Вселенной, называется – Гелиоцентрическая.

25) Понятие, введённое Т. Мором и означающее модель определённого вымышленного, но опирающегося на некоторые реальные социальные структуры общества как воплощения социального идеала, – Утопия.

26) Процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви – Секуляризация.
Задание 2. Заполните таблицы
1) Учения о боге в истории философии


Учение

Эпоха

Понимание Абсолюта

Теизм

Эпоха средних веков

Тип религиозного сознания, вероучение которого центрируется вокруг Бога как разумного начала, Абсолюта, понятого в качестве личности. Для теизма характерна идея провидения - признание перманентного присутствия в мире разумного Божественного вмешательства.

Пантеизм

Эпоха средних веков

Религиозно - философское учение, отождествляющие Бога с космосом. Бог в пантеизме не мыслится как какая-то личность, существующая сама по себе, вне зависимости от мира. Согласно представлениям пантеизма - Бог есть в каждой части мира и неотделим от него, человек, по пантеистическому учению, является частицей божества.

Деизм

Эпоха Просвещения

Религиозно - философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

2) Великие гуманисты эпохи Возрождения и их взгляды

произведения

идеи и жизненные


  • В чем новизна такой трактовки смысла жизни человека по сравнению с христианской?

  • Как эта нравственная позиция Бруно согласуется с жизнью и смертью мыслителя?

  • Выскажите свое отношение к жизненному подвигу Д. Бруно.

Задание 3. Тестовые задания

г) Д. Пико делла Мирандола.

2. Соотнесите философский труд и его автора

3. В основе большинства натурфилософских концепций Ренессанса лежит

4. Причиной социального зла считал частную собственность

5. Мировоззрением эпохи Возрождения является

7. Философская концепция ренессансных гуманистов, согласно которой человек рассматривается как соавтор Бога в творении мира, есть

8. Диалектическую идею о совпадении противоположностей в абсолютном максимуме

а) Николай Кузанский,+

б) Николай Коперник,

в) Эразм Роттердамский,

г) Томмазо Кампанелла.

9. Какое из философских учений античности оказало наиболее существенное влияние на натурфилософию Ренессанса?

а) Николаю Копернику,

б) Леонардо да Винчи,+

в) Николаю Кузанскому,

г) Галилео Галилею.

11. Соотнесите произведения и их авторов.

12. Последним итальянским гуманистом эпохи Ренессанса является

13. Философское учение, согласно которому всё содержится в Боге, называется

14. Идею об отсутствии во Вселенной единого, стабильного, строго фиксированного центра впервые выдвинул

а) Галилео Галилей,

б) Николай Коперник,

в) Иоганн Кеплер,

г) Николай Кузанский.+

15. Центральной идеей натурфилософии Возрождения является

а) идея креационизма,

б) идея божественного первотолчка,

в) идея пассивности материи,

г) идея самодеятельности материи.+

17. Основание философии Николая Кузанского составляет

19. Культура Ренессанса зародилась

20. Идеологом Реформации не был

21.Основная мировоззренческая установка эпохи Возрождения …

22. Впишите пропущенное слово в выражение:

23. Соотнесите: Автор - Произведение

24. Ярчайший представитель возрожденческой науки Леонардо да Винчи считал, что основным союзником науки является опыт. Определите его гносеологическую установку. Это …

25. К эпохе Возрождения не относится …

Г) Пико делла Мирандола.

Г) Э. Роттердамский.

27. Укажите соответствие: Мировоззренческая позиция - Автор

А) Деизм; -2 1) Кузанский;

Б) Пантеизм; -1 2) Галилей;

В) Теоцентризм.-3 3) Августин.

28. Социальную теорию Т. Мора можно оценить как …

29. Истинным мерилом нравственности Д. Бруно утверждал …

А) Религию и веру;

Г) Деятельность человека и его земные цели.+

30. Основной тенденцией в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса являлся …

Томазо Кампанелла. Во все эпохи человеческой истории люди часто задавали себе вопрос о том, почему не все в жизни происходит так, как должно быть или - как хотелось бы. Например, почему существуют зависть, ненависть, страх и ложь. Ведь они только отравляют человеческую жизнь и поэтому должно быть так, чтобы их не было вовсе. Но почему-то они существуют, толкая людей на вражду и преступления.

Многие мыслители пытались найти главную причину общественных несчастий, чтобы показать ее людям, устранить и сделать жизнь счастливой. Вспомним, что китайский мудрец Конфуций говорил, что все беды происходят от нарушения основных принципов небесного порядка, по которому следует жить. Греческие киники считали корнем всех проблем имущество или частную собственность и различные общественные ограничения, мешающие людям жить так, как им хочется. Некоторые мыслители создавали проекты идеального общественного устройства, в которых общество в целом и каждый отдельный человек рисовались счастливыми и процветающими. Проект идеального общества и счастливой жизни называется утопией (от греческого слова топос - место и отрицательной частицы у - не). Дословно термин утопия можно перевести на русский так - место, которого нет или - несуществующее место.

Автором первой известной утопии был знаменитый греческий философ Платон, который считал, что в идеальном обществе должно быть три сословия: философов, воинов и земледельцев. Причем, каждое из этих сословий должно заниматься только своей профессиональной деятельностью и не вмешиваться ни в какие другие дела. Философы, как наиболее мудрые, должны управлять государством, воины - защищать его, а земледельцы - кормить. Вторым важным принципом идеального общества после разделения труда между сословиями должно быть, с точки зрения Платона, отсутствие частной собственности и имущественное равенство людей. Ведь если у всех всего поровну, считал он, тогда в обществе не может быть ни зависти, ни недовольства, ни ненависти, ни страха, ни вражды между людьми.

1. Какие принципы положены Кампанеллойв учение об идеальном обществе?

В эпоху Возрождения (вспомним, что это было возрождение духовных идеалов античности) тоже были созданы различные утопические модели. Наиболее известной из них является утопия о городе Солнца, автором которой был итальянский философ Томазо Кампанелла(1568 – 1639). Он нарисовал идеальное общество, по образу и принципу которого люди смогли бы построить настоящую счастливую жизнь.

Жители его утопического проекта населяют прекрасный белокаменный город и его живописные окрестности. Любому путнику издалека видны белые, одна над другой возвышающиеся стены города, плавящийся на солнце купол - двойной, большой венчается малым. Перед городом раскинулись зеленые поля и цветущие сады, в которых с песнями работают люди в одинаковых одеждах, с одинаково веселыми лицами. Население города работает все, только старость и болезнь освобождают от труда. Бездельников в городе нет. А среди широких пашен и роскошных лугов нет ни своих земель, ни чужих, а только общие. Окованные железом городские ворота открыты, в них может войти каждый, кто несет в себе добрые мысли и чувства. Если же к городу приближается враг, тогда все семь стен, одна выше другой, превращаются в неприступную крепость. Внутри эти стены расписаны превосходной живописью - геометрические фигуры и карты разных земель, алфавиты стран и виды растений, животных, минералов, портреты великих людей и орудия труда. Вдоль красочных стен ходят группами дети в сопровождении ученых старцев. Неграмотных в городе нет, потому что он весь - школа, дети, глядя на стены, играючи постигают науки. По мраморным лестницам, по крытым галереям, пересекая улицы, путник поднимается к широкой центральной площади, к величественному круглому храму, который внутри просторен, прохладен и освещен лучами, падающими из отверстия купола. В алтаре находятся два глобуса - Неба и Земли, и семь золотых лампад, знаменующих собой семь планет, освещают плитчатый пол, выложенный редкостным камнем.

2. В чем заключается сходство утопических моделей Платона и Кампанеллы?

Таким образом, все население города - это единая община (коллектив людей), которая спаяна одинаковыми целями, делами и идеалами. Один за всех и все за одного - вот главный принцип, по которому живут граждане города Солнца. Поскольку ни у одного из них нет личного имущества или частной собственности, а, наоборот, все общее, то жителям счастливого города не из-за чего враждовать, некому завидовать, не на кого обижаться и некого бояться. Где нет личной корысти, там нет преступлений, нет несчастий, считал Кампанелла вслед за Платоном. Люди делают одно общее дело, движутся к одной общей цели, они равны между собой, и поэтому никогда не конфликтуют, что делает все общество и каждого человека сильным, счастливым и уверенным в завтрашнем дне.

И также вслед за Платоном Кампанелла говорит, что руководить государством должен философ или мудрец, а не неизвестно кто. Ведь мудрец знает все или почти все и поэтому он может взять на себя ответственность за тысячи других людей. А если же руководитель государства не знает всего или же знает мало, или вообще ничего не знает, то ему надо шить сапоги, а не руководить государством, потому что он не умеет этого делать.

3. Каковы, на ваш взгляд, достоинства и недостатки принципов, по которым живут и трудятся граждане города Солнца?

4. Как вы думаете, может ли благая социальная теория на практике обернуться негативными последствиями? Какова, на ваш взгляд, главная причина этих последствий: несовершенство теории или ее неправильное практическое применение?

5. Что новое, по сравнению с утопическими проектами Платона и Кампанеллы внес в учение о государстве Макиавелли? В чем на ваш взгляд состоит коренное отличие подходов Платона и Макиавелли к проблематики государственного устройства?

Таким образом, именно Макиавелли впервые обратил внимание на важность постижения диалектики исторического процесса.

Наряду с утопическим проектом Кампанеллы, политическая теория Макиавеллизаложилиосновы политической науки, получившей дальнейшее развитие в Новое и, особенно, в Новейшее время.

6. Как вы думаете, какие постулаты политической теории Макиавелли получили развитие в последующие века? Почему?

7. Назовите положения теории Макиавелли, воспринятые им из античной политической мысли.

Новаторская политическая концепция Макиавелли опиралась на глубокое осмысление исторических судеб древних государств, их взлетов и падений, но не в меньшей мере и на вдумчивый анализ опыта современности, особенно тяжелейших испытаний, выпавших на долю Италии в связи с иноземным нашествием. Его концепцию отличали трезвые оценки особенностей политического развития разных народов, умение выявлять причинно-следственные связи важнейших событий прошлого и настоящего, стремление определить закономерности эволюции государственных форм — все это вне теологического контекста, характерного для античной и средневековой политической мысли. Как политический мыслитель, он произвел переворот в устоявшейся традиции, сделав учение о государстве последовательно светским, освободив его от официальной церковной морали.

Одним из самых популярных направлений в современной художественной литературе является антиутопия. В произведения такого жанра рассказывается об обществах, где со временем берут верх авторитарные тенденции, личность находится под полным контролем государства. Но данный жанр возник как противопоставление другому, более старому литературному направлению — утопии.

О жанре утопии

Утопия представляет собой произведение, в котором описывается идеальное с точки зрения автора общество. Для утопических государств характерно совершенное политическое устройство, население их живёт в достатке и не тратит энергию на простое выживание, все могут реализовать свои творческие устремления. Социальные противоречия сняты.

Ещё возможен вариант не уже существующего или существовавшего государства, а процессов, направленных на коренные социальные, политические и экономические преобразования, реформы, ведущие к построению совершенного общества.

Интерес к жанру с новой силой вспыхнул в эпоху Возрождения, когда многие европейские мыслители надеялись, что в ходе интенсивного освоение мира, Западная цивилизация где-нибудь на новооткрытых землях столкнётся с идеальным обществом. И оно сможет стать образцом для построения таких же утопических государств в Старом Свете.

Позднее на утопические размышления наслаиваются философские концепции и возникают различные политические движения, ставящие перед собой цели построения идеального государства. Ярким примером такого синтеза может служить социализм.

Идеи Мора и Кампанеллы

Одно из важнейших мест в философских воззрения Мора и Кампанеллы занимает вопрос социального равенства и справедливости. Эта идея была одной из ключевых концепций всей эпохи Возрождения, в рамках которой творили данные авторы.

Социальная справедливость напрямую связана с понятием счастья. И счастье для всего народа было возможно только в случае отсутствия любой частной собственности, а также равного для всех людей труда.
Кроме того, чтобы избежать социального неравенства, всё должно быть унифицировано — жилища людей, одежда, и даже мысли. Оба мыслителя были приверженцами учения Платона, и считали, что во главе идеального общества самые умные и опытные люди.

Но даже в совершенном государстве, считали Мор и Кампанелла, невозможно было избежать двух важных проблем: войны и преступности. Но войну они видели лишь в качестве средства обороны от агрессивных соседей. Она ни в коем случае не должна быть инструментом государства в достижении своих целей.

И так же дела обстояли с преступностью — философы понимали, что даже при идеальном строе найдутся те, кто захочет приступить закон. Поэтому система правосудия вынуждена будет существовать даже при совершенном социальном устройстве.

Творчество писателей показало неразрывную связь вопроса о социальной справедливости с проблемой общественного идеала и путями к его реализации. И хотя способы реализации совершенного государства, предложенные Мором и Кампанеллой, оказались нереальными. Но они подстёгивали дальнейшие поколения мыслителей к разработке более совершенных подходов к развитию общества и достижению социальных идеалов.

Среди Индийского океана лежит остров-гора, на котором раскинулся красивый город. В произведении детально описываются горожане, их быт, социальное и политическое устройство поселения.

В Городе Солнца воплотились извечные мечты человечества о всеобщем равенстве и благоденствии. Там отсутствует частная собственность. Политическое устройство — теократия, по своей структуре напоминающая монашеский орден. Главой государства является самый мудрый и опытный священник Солнце. Немного ниже его в иерархии стоят три соправителя:

  • Мощь отвечает за военную сферу;
  • Мудрость заведует науками и образованием;
  • Любовь занимается обеспечением благоденствия населения.

Важные проблемы жизни государства обсуждаются на всенародном собрании, которое созывается дважды в месяц. В этом городе существует закон и правосудие. Законов очень мало, они предельно чётко и ясно сформулированы. Наказания соразмерны проступку. Пытки не допускаются.

Главным источником социального зла считается эгоизм. Поэтому, чтобы не было зависти, всё в государстве унифицировано — одежда, украшения, мебель и т. д. Отсутствие какой-либо собственности касается и сексуального аспекта. Не существует чьих-то жён и мужей, отношения максимально свободные. Мужчина и женщины равны в своих правах.

Труд всеобщий, каждый человек работает по 4 часа в день. Люди трудятся в соответствии со своими природными склонностями. Моральные вопросы находятся в ведении религии. Жители города могут в любой момент свергнуть власть, если она их не устраивает. Они все как один поднимаются на оборону своей страны, если ей грозит опасность извне.

Эпоха Возрождения была охарактеризована тем, что в сфере социально-политических воззрений всё кардинально изменилось. В частности в корне переменилось представление и сущности государственной власти и государстве в целом.

Для эпохи Средневековья было примечательно господство теократических взглядов, которые интерпретировались посредством учения Августина, Фомы Аквинского и некоторых других теологов. Определяющим в их учении было воззрение, что власть, принадлежащая папе римскому, выше власти любого государя, в силу того, что папа римский – это преемник самого Иисуса Христа через посредничество апостола Петра. Всякий государь – Божий избранник, однако получение власти происходит только через церковь, а посему для того, чтобы стать истинным государем, необходимо провести процедуру "помазания", которую может провести только священник.

XIV–XV вв. были отмечены серьёзными поражениями церкви в борьбе за верховную светскую власть. В XIV в. активистами и сторонниками светского уклада жизни Уильямом Оккамом и Марсилием Падуанским были выдвинуты идеи главенства светской власти над церковной. Более того, М. Падуанский говорил о необходимости отделения государства от церкви. Однако, несмотря на новаторские воззрения, поистине радикальный переворот в социально-политической жизни стал возможен только в XVI–XVII вв. Это произошло благодаря развитию и становлению идей протестантизма и религиозными войнам на территории Европы.

Основные виды социально-политических учений

В это время один прогрессивный итальянец развивал совершенно новое и не характерное для того времени учение о государстве и государственной власти. Его звали Никколо Макиавелли.

Эпохе Средневековья характерно зарождение абсолютизма и у его истоков стоял Жан Боден, французский юрист, который стал теоретиком этого учения. Непрекращающиеся религиозные войны дали ему повод отстаивать идеи веротерпимости и активно продвигать идею сильной королевской власти. По мнению Ж. Бодена, наилучшая форма государственного правления – наследственная монархия, где король – единственный источник закона и права, при этом он сам должен соблюдать и уважать все законы.

Ж. Боден говорил о том, что разными народами нужно управлять по-разному, всем одна система управления не подходит. В основе его идей было положение о том, что северными странами нужно управлять при помощи силы, теми, кто проживает в умеренных широтах, управлять, полагаясь на разум, а южными – посредством религии.

Ещё одной интересной фигурой того времени был Гюго Гроция, который активно выступал за идею "естественного права". Его концепция стала основой для социальной философии начала Нового времени и Просвещения.

Эпоха Возрождения стала колыбелью ещё для одного важного направления в сфере социальной философии – утопизм. Его наиболее видными представителями были Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Философия Макиавелли

Никколо Макиавелли родился во Флоренции и там же прожил большую часть жизни. Он на протяжении 14 лет занимал пост секретаря Коллегии иностранных и военных дел Флорентийской республики. Являясь государственным деятелем, он одновременно увлекался исследованиями истории, поэтической и писательской деятельностью. Близко дружил с Леонардо да Винчи и Микеланджело, что откладывало на его взгляды специфический отпечаток.

В 1512 г. после восстановления власти герцога Медичи во Флорентийской республике, Н. Макиавелли оказался среди тех, кто был арестован за свою деятельность и отправлен в тюрьму, а позднее в ссылку в деревню. Но это не помешало его дальнейшей работе, и он продолжал заниматься написанием своих трудов. Его основные работы были написаны именно в деревне. Среди них "Государь", "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия", "История Флоренции".

Философские воззрения Н. Макиавелли

Важнейшее новшество Макиавелли заключалось в том, что он стал рассматривать политику как самостоятельную сферу. Именно он первым предложил рассматривать проблемы, связанные с управление обособлено от других сфер, в том числе и от религии, теологии, философии и этики. Макиавелли не ссылается в своих трудах на "волю Божью". В разговорах о судьбе он обращает особое внимание на способы борьбы с ней, он не рассуждает о должном поведении, которое базируется на христианских ценностях. Нет ни единого слова и о добродетели. Поведение любого человека, будь то правителя или подданных никак не связывается со спасением души, затронуты только земные интересы. Политическая сфера независима от других сфер, она является целиком автономной.

В качестве образца правильного поведения правителей, Макиавелли ссылается к деятельности древнеримских государей, в частности республиканского периода.

Политический реализм Макиавелли

Социально-политическое учение, которое проповедовал Макиавелли, получило название политический реализм. В основе его учения – управление людьми, базирующееся на знании реальной человеческой природы. Он утверждал, что природа человека ни хорошая, ни плохая. Однако плохого в человеке больше. Из чего следует, что хороший политик должен принимать во внимание больше недостатки людей, нежели рассчитывать на их положительные качества.

Рассуждая о природе человека, Макиавелли делал акцент на то, что люди скорее забудут смерть близкого, нежели потерю имущества.

В силу таких обстоятельств, наибольшего накала приобретает та борьба, где речь идёт об обладании собственностью. В этой борьбе нет ничего плохого, считал Макиавелли, ведь она, прежде всего, неизбежна, и к тому же может приводить к благоприятным последствиям.

Следствием такой борьбы стало получение Римом свободы, т.е. республики.

Макиавелли предосудительно относится к христианству, за то, что его основе лежит смирение, более того, согласно религиозным представлениям, человек обязан концентрировать своё внимание на небесах и жизни после смерти, тем самым вера отвлекает людей от земных дел. Подобно другим гуманистам, мыслитель даёт оценку человеку по его личным делам и заслугам. Более того, часто и резко высказывается о дворянском сословии, которое по большому счёту живёт за счёт чужого труда.

Идеальным политическим прообразом для Макиавелли оставалась всегда Римская республика. В ней он видел мощную державу, со стабильным политическим укладом, которая на протяжении нескольких столетий смогла сохранять внутренний порядок и увеличиваться на огромные территории. Согласно такой форме правления, каждый гражданин нёс ответственность за судьбу государства, в котором живёт.

Современные условия жизни внесли некоторые изменения в политический порядок, по мнению Макиавелли, а значит, наилучший вид политического устройства может видоизмениться, и, как считает мыслитель, это должна быть наследственная монархия. Основой такого государства является мощь, которая никак не связана с моральными нормами, в силу этого такое государство остро нуждается в принудительной силе, т.е. армии. Он яро высказывался за всеобщую воинскую повинность.

Идеальный правитель, по мнению Макиавелли

Идеальный правитель, говорил Макиавелли, - это "лисица и лев", понимая по этим те качества, которые делают его любимцем народа, и при этом наделяет чертами, внушающими страх. Но из-за того, что подобного сочетания качеств добиться практически невозможно, то лучшее средство – наводить страх на подданных.

При возникновении определённых условий монарх должен безоговорочно принять решение жестко воздействовать, к примеру, организовать людей и переселить народ, разрушить целый город или спешно возвести новый, сделать богатых бедными, а бедных – богатыми. Любые действия оправдываются, если это сохранит стабильное положение государства и порядок.

Предотвращение бунта можно организовать путём казни нескольких десятков человек, которые могли бы стать его предводителями и идейными вдохновителями. Это вариант для сильного правителя. Он не допустит восстания, в котором могут погибнуть тысячи человек.

Влияние социального учения Макиавелли на философию

Учение Макиавелли значительно повлияло на развитие социальной философии и до сих пор продолжает воздействовать на современную науку. Однако, если XVII–XIX вв. показывал идеи макиавеллизма как аморальные и беспринципные, то сегодня исследователей в основном интересует анализ технологии власти.

Утопизм и его основные проявления

Утопизм – течение социальной философии, которое представляет собой совокупность различных моделей и проектов идеального общества.

Это название произошло от названия книги Томаса Мора "Утопия". Это слово дословно переводится с древнегреческого как "место, которого нет".

Варианты утопий, которые имели место быть в древнейшие времена в античной мифологии, где идеальное общество отождествлялось с "золотым веком". Самая первая философская утопия – модель идеального государства Платона. Также к идеальному обществу относят христианские представления о "Божьем царстве".

В эпоху Средневековья все социальные беды интерпретировались посредством греховности людей и отсутствием у них истинной веры.

Проблема в том, что представители каждой веры, считали, что только их вера является истинной.

На основе отдельных религиозных общин постоянно предпринимались попытки создания идеального общества. Продолжались такие попытки достаточно долго даже в период Реформации.

Во времена Крестьянской войны в Германии была создана анабаптистская коммуна, которая была последней попыткой создать идеальное общество.

Эпоха Возрождения предложила новые варианты решения социальных проблем. Социальный гнёт, нищета и человеческие пороки устранялись посредством разумного государственного управления и развитием науки.

В Новое время – XVIII и в XIX вв. в особенности, стали появляться работы, которые имели черты утопического социализма. В них особое внимание уделялось необходимости общественной собственности, средств производства и честному распределению произведённой продукции.

В трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса прослеживалась основная идея, которая заключалась в развитии человечества до стадии коммунизма. Это общество, которому характерны общественная собственность на средства производства, отношения коллективизма, материальное изобилие и удовлетворение всех потребностей людей. Однако путь к коммунизму быть устелен социальными революциями.

Ярко выраженная попытка создать коммунистическое общество, была предпринята в России в 1917-1991 гг. Множество других стран также следовали этим путём. Немудрено, что все эти попытки потерпели фиаско.

Идея ренессансного утопизма

Ренессансный утопизм развивался благодаря Т. Мору и Т. Кампанелле. Немаловажную роль сыграл и Фр. Бэкон, который предложил модель идеального общества, соответствующую ренессансной, но при всём при этом его обычно относят в числу философов Нового времени, а точнее самым первым представителем.

Т. Мор – английский гуманист, мыслитель и государственный деятель, который за свои взгляды был казнён, а позднее канонизирован и причислен к лику блаженных.

Т. Мор написал трактат "Утопия", в котором ярко изобразил идеальное общество. Согласно содержанию трактата, все люди равны и не имеют ни частной, ни личной собственности, всё общее и труд, и быт, и производство.

Труд, согласно трактату, - это обязанность всех граждан распределение обязанностей зависит от потребностей общества и способностей граждан.

Рабочее время в таком обществе длится шесть часов, чтобы оставалось время на развлечения и наслаждение жизнью. Тяжёлая и неприятная работа – на преступниках, которые считаются рабами. Предметы потребления распределяются по необходимости, деньги в утопичном обществе отсутствуют. Это общество, для которого характерно материальное изобилие. Однако остаётся вопрос: как достичь такого изобилия. В основе политического строя – принцип выборности и старшинства. Утопийцы принимают любую религию, отрицательно относятся лишь к атеизму.

Т. Кампанелла – итальянский мыслитель и политический деятель, а с 1591 г. ещё и монах-доминиканец. Выдержал множественные обвинения в ереси, возглавил заговор против испанского правящего аппарата, но был пойман и приговорён к пожизненному заключению. Двадцать семь лет провёл за решёткой. Там же и написал свои главные труды, в их числе и "Город-Солнце".

В основе сочинения – идеальный город и идеальное государство, в котором все равноправны. Собственность отсутствует, даже детей воспитывает государство. Все работают, рабочее время всего четыре часа. В таком государстве огромными темпами развивается наука и её достижения призваны облегчать жизнь людей. Правящий аппарат состоит из учёных-жрецов, а главный культ – Бог Солнца.

Читайте также: