Наш класс история в уроках сочинение на тему мастерская в м фильштинского

Обновлено: 30.06.2024

1.Формировать умения писать сочинение в жанре миниатюры.

2. Развивать умения анализировать текст, обобщать, формулировать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к художественному слову.

Оборудование : компьютер, дидактический материал (презентация, орфографический словарь, Интернет ресурсы )

Формы работы учащихся: наблюдение, работа в группе, исследование по тексту , ответы на вопросы, составление собственных вопросов, просмотр презентации , художественное чтение.

Технология: личностно - ориентированное обучение, элементы технологии мастерских .
Подход в обучении : системно - деятельностный.
Методы работы: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Приемы: аналитическая беседа, анализ текста, работа со словарем, использование ИКТ, рефлексия.

Приемы мотивирования учащихся.

Создание проблемной ситуации, игровой момент ,апелляция к жизненному опыту детей

решение нестандартных задач , оценка деятельности учащихся.

"Профи" Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Целевые установки на достижение результата:

Личностные результаты: у обучающихся будут сформированы (в рамках ценностно-эмоционального компонентов) уважение к личности и ее достоинствам; потребность в самовыражении и самореализации; социальном признании;

Ученик получит возможности для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: ученик научится целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

Ученик получит возможность научиться определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД: ученик научится: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками; осуществлять оценку действий одноклассников, приводить собственные аргументы для убеждения; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

Ученик получит возможность ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

самостоятельно поводить исследование на основе применения методов наблюдения;

развивать навыки самоконтроля.

Познавательные УУД: ученик научится делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Ученик получит возможность ставить проблему, аргументировать ее актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения.

Предметные результаты: ученик усвоит особенности написания сочинения в жанре лирической миниатюры и применит эти знания для создания собственного текста.

Подготовка к уроку: группа учащихся (3 человека ) готовят презентацию :

Слово о Н.И. Сладкове.

Одному учащемуся заранее дается текст Н.Сладкова для подготовки к выразительному прочтению

-Чтоб улавливать значимое.

- Чтобы услышать зов.

-Чтобы понять другого.

-Чтоб мыслить о благе.

-Чтобы внести живительную влагу.

-Чтобы поспеть к страждущему.

-Чтоб произнести целебное слово?

-Чтобы впитать море Света.

У : Как вы понимаете смысл этого высказывания? О ком оно? О чем вас заставило задуматься? (Можете ответить на любой из предложенных вопросов).

-Мне кажется, в высказывании говорится о том ,что все в человеке имеет свое предназначение.

-Да, я согласна, но еще нужно отметить, что это предназначение должно нести доброе и полезное.

- Эти слова меня заставляют задуматься о том, что человек должен стремиться видеть доброе в жизни и в людях.

- Постараемся и мы сегодня видеть и в уроке, и друг в друге только доброе.

Актуализация знаний (4 минуты)

-Все тексты, с которыми мы работали , художественного стиля, небольшие по объему.

-Темы тоже близкие: о природе, о ее красоте, о необычных явлениях природы.

У : Какой вывод можно сделать на основании ваших наблюдений?

- Можно обозначить общую тему: Мир природы, красота окружающего мира

У : Какой из текстов вам особенно понравился, запомнился?

Какое чувство у вас возникло после знакомства с такими текстами?

-Захотелось самим быть внимательными, наблюдательными, замечать необычное , красивое в природе и делиться впечатлениями от увиденного со своими друзьями, родными.

У : А как можно поделиться увиденным ?

- То, что тебя особенно поразило или воодушевило, можно описать словами или нарисовать.
- Кто из вас попробовал написать о чем – либо необычном? Легко ли это?

Приходим к выводу, что этому необходимо учиться.

У: У кого нам необходимо учиться?

-У писателей, с чьими текстами мы познакомились.

У: Назовите мне авторов этих текстов.

-А.И.Солженицын, В. Песков, Н. Сладков, Ю.Бондарев и другие писатели.

У : Теперь вы можете сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Я думаю, сегодня мы будем учиться писать сочинение.

Постановка учебной задачи (4 минуты) :

У: Мы уже не раз писали сочинение, в чем ,по вашему мнению, будет отличие этого сочинения.

- Оно небольшое по объему.

- Отличается от сочинения- миниатюры.

У: Достаточно наших знаний ,чтобы приступить к работе? Кто- то уже готов?

-Нет. Нужно иметь более точное представление о том, как писать такое сочинение.

У : Какие будут предложения?

- Нужно составить план нашей работы

У: Пожалуйста, ваши предложения

(фиксируем план кратко в черновиках)

- Наблюдение над текстами.

- Выявление особенностей текстов.

- Сделать вывод ( У : предлагаю: Систематизация полученных знаний).

- Подбор своего материала.

У : Какой из пунктов плана мы уже выполнили?

- Над первым пунктом мы уже работали: читали тексты.

У: Что же общего в ходе наблюдений над прочитанными текстами мы выявили?

Примерные ответы учащихся:

- Все тексты небольшие по объему.

- Все тексты относятся к художественному стилю.

-Хотя они небольшие по объему, но мысль в них выражена ясно, четко.

-Некоторые из текстов напоминают стихотворение, в них есть ритм.

-Все тексты заставляют задуматься о чем-то важном, не только о конкретно увиденном автором.

У: Вы все верно определили, все признаки, названные вами, позволяют отнести прочитанные тексты к одному жанру.

Мы с вами знаем уже по урокам литературы некоторые жанры, а к какому жанру мы отнесем все прочитанные нами тексты?

- Мы писали много раз сочинение-миниатюру.

- Нам понятно слово мини- это значит, что небольшое по объему, но, мне кажется, что не только объем здесь важен.

У : Молодцы! Мы привыкли любое маленькое сочинение называть миниатюрой. Но всегда ли это верно?

У: Как нам дополнить наши сведения?

- Нужно обратиться к словарю.

У : Какой словарь мы будем использовать?

- Наверное, лучше посмотреть в толковом словаре.

У : Я согласна, но у нас на данный момент нет словаря, как нам выйти из этой ситуации?

-У нас есть Интернет, мы можем узнать значение слова с его помощью.

Один из учеников работает с компьютером,

На экране мы видим определение :

Миниатюра -1. Небольшой рисунок или заставка, выполненный в красках, в старинной рукописи или книге.

2.Живописное произведение – малых размеров, отличающееся изяществом рисунка и тщательностью отделки.// Вид живописи, для которой характерны такие произведения

3.Жанр малых форм (в литературе, театре, музыке, на эстраде)//Произведение такого жанра.

У: Какое из определений нам подходит?

-Третье значение. Но оно тоже не раскрывает особенности этого жанра..

- Пока мы еще не можем начать писать сочинение, нам необходимы признаки этого жанра

Работа в парах

Задание: Найдите признаки миниатюры

2. Большой объем

3. Сюжетно-композиционная законченность

6. Ритмическая организация текста

7. Несколько действующих лиц

9. Эмоциональность повествования

10. Поэтическое и философское начало

11. Содержит мысль (образ) широкого обобщения

12. Эпически точные детали

В результате работы отмечают

Характерные черты миниатюры

3. Сюжетно-композиционная законченность

4. Ритмическая организация текста

6. Эмоциональность повествования

7. Поэтическое и философское начало

8. Содержит мысль (образ) широкого обобщения

9 . Эпически точные детали

У: Молодцы. Я соглашаюсь с вами, именно эти признаки являются характерными для миниатюры.

Как вы уже сегодня отмечали, одним из авторов миниатюр мы можем назвать Николая Сладкова, с его текстами мы не раз работали. Сегодня мы вновь обратимся к его тексту. Имя писателя вам известно, с его текстами мы не раз встречались на уроках русского языка, а какие его произведения вы читали самостоятельно?

-В младшей школе мы много читали его произведений, знакомились с его творчеством.

У: Спасибо, ребята, что вы помните и знаете книги замечательного писателя.

А сейчас мы посмотрим презентацию, выполненную учениками вашего класса, чтобы еще раз вспомнить о его творчестве.

Просмотр презентации о Николае Сладкове .

Содержание материала презентации:

1 слайд- Слово о писателе… (портрет, высказывание о писателе)

2 слайд- Детство- общение с природой.

Несколько лет своего детства Николай Сладков провел в городе Пушкино ,там он гулял в старинных разросшихся парках, где можно было увидеть совсем близко дятла, белку, синицу, других птиц и зверей.

3 слайд- Дневник наблюдений.

4 слайд- Дневниковые записи.

5 слайд- Кружок юного натуралиста.

Увлечение жителями леса привело Сладкова - школьника в кружок юных натуралистов при Зоологическом музее Академии наук. Здесь с ребятами занимались знаменитые зоологи. Этот кружок посещал известный писатель - натуралист Виталий Бианки, встреча с которым во многом определила литературное будущее Николая Сладкова.

6 слайд - Первая книга .

7 слайд- Отзыв о первой книге.

8 слайд- Писательское мастерство…

9 слайд - Главное-забота о природе.

От рассказа к рассказу, от книги к книге совершенствовал Сладков своё писательское мастерство. В своих произведениях он совмещал талант рассказчика и эрудицию учёного. Его книги полны загадок, открытий, интересных наблюдений, забавных историй .

10 слайд - Советуем почитать.

У: Выскажите свое мнение о работе одноклассников.

- Мне понравилась презентация, так как она содержательная.

-Интересные факты из жизни Н.Сладкова.

- Презентация краткая, не перегружена информацией.

-Мне понравилась презентация тем, что она, хотя и красочная, но выполнена эстетично,

В ней нет броскости, отвлекающей от главного материала.

У : Познакомившись с презентацией, вы больше узнали о творчестве писателя, возможно, кто- то из вас захочет почитать его рассказы, миниатюры.

Сегодня мы послушаем одну из миниатюр писателя и еще раз убедимся в мастерстве Н.Сладкова и попытаемся не только увидеть мастерство писателя, но и использовать приемы автора в своей дальнейшей работе.

Включение нового знания в систему знаний ( 10 минут)

Работа с текстом : наблюдение и анализ

Текст выразительно читает ученик.

(Задание на карточках: Прослушайте текст и составьте вопросы к тексту для своих одноклассников)

Отчаянный путешественник

Путешествие - трудное дело. Всякий путешественник терпит невзгоды. И упорные, бывает, сдают.

Но есть путешественники беззаветные, непоколебимые, просто отчаянные. О них я подумал, когда увидел на снегу паучка.

Вот он - чёрная точка рядом с лыжнёй. Ножки поджаты, мёртвый, оцепенелый, застылый. Но поднимется солнце, пригреет чуть - и он оживёт. Зашевелится, разомнёт замлевшие лапки - и снова в путь!

Так и идёт: светит солнце - бежит всё вперёд и вперёд. А накроет тень - съёжится и лежит. Лежит и ждёт терпеливо, авось тепло опять воскресит, чтоб снова продолжить путь!

Бежит и лежит, лежит и бежит.

У : Задаем вопросы (по желанию), но не повторяемся.

Предложенные вопросы и ответы учащихся

- Какое впечатление произвел на вас текс?

- Текст очень интересный, мне понравился.

- Нескучный, мне кажется, он даже поучительный.

-Какова тема текста?

-В тексте говорится о паучке .

-В чем заключается идея текста?

- Идея. Мне кажется, просматривается в заглавии миниатюры.

- Я думаю , что автор говорит о жизнелюбии паучка, об стремлении преодолеть все трудности.

У : Спасибо за ваши вопросы и ответы. Я тоже составляла вопросы и с удовольствием послушаю ваши ответы.

Можем ли мы данный текст отнести к миниатюре?

Докажите. Назовите характерные признаки жанра миниатюры в этом тексте.

-Текст небольшой по объему, лаконичный, но содержательный.

-Композиционно он завершен.

-Автор эмоционален: в тексте несколько восклицательных предложений.

- В тексте есть философское размышление, обобщение, мы определили тему: Паучок, но уже заглавие необычное- путешественник –в первую очередь , путешественник-это человек ,а автор называет паучка путешественником, да еще и отчаянным.

- Мне кажется ,через мир природы он говорит о нас- людях -, когда мы, встречая на пути к своей цели какие-то препятствия, не сдаемся и идем вперед

- У : Какие выразительные средства использует автор?

- В заглавии эпитет отчаянный, я понимаю это как готовый на все, даже дерзкий.

-В тексте есть синонимы к этому слову: беззаветные, непоколебимые. Это эпитеты

-Я увидела в тексте антонимы к этим эпитетам : мертвый, оцепенелый, застылый. Таким видим паучка на снегу, но это только видимость. Стремление к цели помогают ему преодолеть трудности.

–Я думаю, в тексте есть метафора: солнце и тень для паучка - это конкретные понятия, а в философском понимании воспринимаем их как удача, успехи и невезение, неудачи в жизни человека.

Актуализация знаний (4 минуты)

У : Спасибо за ваши размышления.

Мы убедились, как интересно писатели рассказывают о самом , казалось бы, обычном в природе. Они помогают нам заметить что-то необычное в окружающей действительности. Я надеюсь, после сегодняшнего урока вам тоже захочется поделиться своими наблюдениями.

Не каждый станет писателем, но если вы любите природу ,умеете подмечать необычное, как это может вам пригодиться в жизни?

- Может пригодиться в будущей профессии, я имею в виду профессию орнитолога.

У: Не все ребята знают об этой профессии, скажи немного о ней .

- Орнитолог наблюдает и изучает жизнь птиц.

- Можно стать корреспондентом и писать статьи о природе.

-Если мы хорошо научимся писать, то в будущем сможем помочь своим детям .

У: Ребята, а теперь давайте вспомним начало нашего урока ,слова педагога Амонашвили. (Слова на слайде) Как вы думаете, какова их связь с темой нашего урока?

- Мне кажется, эти слова можно отнести к Николаю Сладкову, он увидел красоту в природе и словом передал нам.

- Эти слова и для нас: чтобы научиться писать о природе, о красоте, надо научиться замечать прекрасное вокруг.

Домашнее задание ( записано на слайде) ( 1 минута)

Вспомните какое-либо мгновение, которое поразило вас.

Напишите миниатюру по теме:

Вы можете конкретизировать тему своего сочинения, подобрать свое меткое заглавие.

Повторение (2-3 минуты)

У: Что мы можем позаимствовать для своей миниатюры у Николая Сладкова и других писателей, которые писали в этом жанре?

- Форму, которая придает рассказу легкость.

- Выразительные средства (лексические и синтаксические).

- Сочетание лирики и эпоса.

У: Спасибо! Я надеюсь , что при выполнении домашнего задания вы используете эти знания о миниатюре .

Какие чувства вы испытывали, когда писали миниатюру?

Чем вам захотелось поделиться со своими одноклассниками?

Подведение итогов, выставление оценок за работу на уроке ( 2 минуты)

Те, кто не получил оценку за работу на уроке, по желанию могут сдать свои рабочие материалы (карточка, вопросы к тексту).

Рефлексия ( 3 минуты)

На столе лежат бланки для телеграммы: Напишите соседу по парте о том, что вы узнали нового на уроке, или о том, что особенно интересным показалось вам на уроке.

Зачитать 2-3 телеграммы .

1. Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в5-11 классах.

2.Сладков Н.И. Лесные тайнички.

3.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Авторы сборника :А.Г. Осмолов , Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.

4..Цибулька И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы.

Прошло два года со дня смерти Аркадия Иосифовича Кацмана. Я попытаюсь мысленно вновь побывать на его уроках, посидеть с ним рядом у педагогического стола, подумать.

Позволю себе отметить, что иногда, особенно, когда дело подходило уже к концу второго курса, или на третьем, на четвертом курсах, эти ритуальные задания несколько формализовались, становились чуть-чуть дежурными, чуть-чуть пустоватыми, лихими внешне, но холодными по существу. Тут, как мне тогда казалось, надо было как-то эти ритуальные упражнения корректировать, менять задания, освежать подход к ним, но А.И. был упрям в верности этим ритуалам в их классической форме. Тем не менее, повторю, в целом это было очень мощное средство воспитания в студентах творческого начала, необычайно эффективное в руках А. И. Кацмана.

А.И. часто копировали, и сейчас, вспоминая его, копируют — характерную дикцию, характерные интонации, характерную вспыльчивость. Это многим удается, и всегда бывает смешно. Я думаю, это не случайно, ведь скопировать можно только художественную, острую, своеобразную натуру… А вот фотографии, к сожалению, не передают обаяния А.И. На фотографиях — застывшее лицо, а его нужно было воспринимать в динамике, вместе с фигурой, жестами, голосом…

Теперь рискну коснуться сути методики и педагогики А. И. Кацмана. Может быть, в чем-то я буду слишком субъективен — ну, что ж…

Вернусь к рассказу о первом курсе. Середина первого семестра особенно запоминалась лекциями А.И. Он одно время раз в неделю читал лекции для студентов, как бы специально вооружая их теорией. Можно по-разному на это смотреть: нужна студентам отдельно теория или не нужна, когда ее давать — на первом курсе или на старших? Тем не менее, ряд лекций А.И. был очень хорош, отличался продуманной точностью формулировок, стройностью изложения. Вот, к примеру, фрагменты его лекции, прочитанной И ноября 1987 года.

«Событие, — говорил А.И., — это сумма обстоятельств с одним действием. Событие — структура жизненного и сценического процесса. Событие называется отглагольным существительным. Событие — всегда процесс. Событие — это то, что происходит здесь, сейчас, на наших глазах… Пока действие не поменялось, событие прежнее.

Последний первокурсный, первого семестра, зачет А. И. Кацмана запомнился мне как яркий, талантливый и в то же время зачет не без педагогической спорности.

Повторяю, это все субъективно. Может быть, я и не прав. Возможно, там, где я видел нелогичность и противоречие, на самом деле был своего рода замысел или своего рода последовательность. С А.И. мы, как правило, не говорили вне урока. Если б говорили, может быть, он и дал бы какие-либо разъяснения.

И в дальнейшем он прекрасно видел спектакль как режиссер, эмоционально его предчувствовал, по как педагог был не тонок, не терпелив, попросту говоря, натаскивал студентов. Это слишком обидное, быть может, слово, но оно зачастую, к сожалению, отражает не только практику режиссеров, но и педагогов. Короче говоря, в данном случае Аркадий Иосифович — режиссер и Аркадий Иосифович — педагог стали спорить между собою.

Я вовсе не считаю, что педагог не должен быть режиссером, не должен быть потенциальным актером, по эти профессии в каком-то смысле все-таки неадекватны педагогике. Может быть, перефразируя известную формулу, режиссер и актер должны умереть в педагоге, быть может, именно в этом смысле педагогика не очень благодарная, самоотверженная работа. Но как только в педагогике мы начинаем много актерствовать и режиссировать — это добром не кончается.

Нельзя относиться к делу слишком академично, нельзя быть пуританином в творчестве, но все-таки этюды должны быть выращены, терпеливо выращены, а не поставлены, не сочинены. И этюды, в том числе этюды о животных, — это все-таки этюды, а не маленькие пьесы…

Уже в конце первого семестра Аркадий Иосифович часто выходил на ковер и много показывал… Он хорошо показывал, порой замечательно, но постепенно стал требовать копирования этих показов. Опять режиссер-постановщик как бы отодвигал в сторону педагога.

Понимаю, это может показаться странным; говорить про выдающегося педагога, про признанного мастера педагогики, что ему мешал режиссер, что он зачастую действовал как режиссер и как актер, а не как педагог. Может быть, это и странно, но хочется доискаться до причин некоторых противоречий, которые, как мне кажется, существовали на завершающем этапе творческой карьеры А. И. Кацмана. Может быть, в конце жизни, в эти последние четы-ре-пять лет, он особенно горел желанием поставить, поставить и сыграть. Он хотел добиться формы, добиться четкости и чеканности. Поэтому, может быть, он и настаивал на копировании? А это страстное сочинение композиций при работе над отрывками, сочинение пространства отрывков, — ведь это тоже все означало, что режиссер рвался вперед и хотел создать маленькое театральное произведение, в то время как проблемы процесса, проблемы созревания каждого конкретного студента отодвигались на второй план.

У Аркадия Иосифовича был целый ряд волнующих, именно педагогических богатств. В первую очередь, странная приверженность педагогической профессии, готовность и желание спорить о ней, говорить бесконечно, на любых уровнях, в любых местах.

А его педагогическая тактика? Я помню ряд его прекрасных педагогических уловок, наивных и в то же время эффективных.

И вот А. И. Кацмана не стало.

…Помню, мы смотрели телевизионную передачу, посвященную Аркадию Иосифовичу, сделанную его учениками-режиссерами. Она была подготовлена к годовщине смерти Мастера и, возможно, ее следовало смотреть молча, тем не менее, вся передача сопровождалась взрывами смеха. Это было что-то необычное. Очень много все тогда смеялись… Возник какой-то странный сплав нежности, юмора и тепла, — именно такие чувства вызвала память об этом человеке. В этом была, я думаю, необыкновенная реакция на необыкновенного человека.

Курс закончил учебу в институте, закончил четырехлетний путь. И мы все — педагоги и студенты — поехали в Тарховку, где отмечали это событие, и, конечно же, львиная доля застольного времени была посвящена Аркадию Иосифовичу. Вспоминали о нем и опять смеялись. Смеялись очень много.

В этом же 1991 году я стал учить новый курс, уже самостоятельно, уже не доучивать людей, в которых основа была заложена А. И. Кацманом, а учить новых студентов, как говорится, с нуля… И стал я убеждаться, как это непросто — работать в стенах, где работал Кацман, и что в этих стенах придется еще много раз, решая педагогические, творческие задачи, соотноситься с опытом покойного Мастера.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Уроки истории.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Сочинение на тему Уроки истории Стр. 1

Сочинение на тему Уроки истории Стр. 2

Один из самых уютных и любимых мной классов в школе - кабинет истории.

Это светлое помещение, с оранжевыми стенами и большими окнами, выходящими на наш школьный двор.

Класс истории украшают множество плакатов различной тематики. У доски висит плакат со всеми основными датами из истории России, по всему кабинету висят карты, которые изображают основные битвы и сражения во всей мировой истории.

Над доской можно увидеть портреты выдающихся полководцев, правителей и других деятелей.

В такой обстановке узнавать новое о истории своей страны - одно удовольствие.

Читайте также: