Сочинение мне вспомнилась одна поездка в трамвае сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Упр. 99. Прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.

(1) Этот день случайно появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться. (2) Хотелось прожить его хорошо, принести домой его след. (3) Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, где течет из-под холма ключевой ручей.
(4) У ручья на расстеленной фуфайке сидела соседская девочка Нюрка, рядом валялся ее портфель. (5) В руке Нюрка держала жестяную кружку, которая всегда висела на березке у ручья.
(6) — Закусываешь? — спросил я, сбрасывая с плеч корзину.
(7) — Воду пью, — ответила Нюрка. (8) Она даже не взглянула на меня и не поздоровалась.
(9) — Что пустую воду пить? (10) Вот хлеб с яблоком.
(11) — Спасибо, не надо.
(12) Нюрка поднесла кружку к губам и глотнула воды. (13) Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.
(14) — Ты чего невеселая, может, двойку получила?
(15) — Получила.
(16) Она снова глотнула воды и закрыла глаза.
(17) — А домой почему не идешь?
(18) — Не хочу, — ответила Нюрка, не открывая глаз.
(19) — Так и умрешь здесь, у ручья?
(20) — Так и умру.
(21) — Из-за двойки?
(22) — Не из-за двойки, еще кое из-за чего.
(23) — Это из-за чего же?
(24) — Есть из-за чего, не твое дело.
(25) Нюрка снова хлебнула из кружки и прикрыла глаза.
(26) — Ну и ладно, — сказал я, обидевшись. — (27) С тобой по-человечески, а ты. (28) Я тоже тогда лягу и умру.
(29) Я расстелил на траве куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. (30) Облака терлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле. (31) Так не хотелось, чтоб кончался этот день.
(32) — Тебе-то из-за чего умирать? — спросила Нюрка.
(33) — Есть из-за чего, хватает, — ответил я.
(34) — Болтаешь, сам не зная.
(35) Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего умирать или нет. (36) Самые тяжелые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.
(37) А день кончался. (38) Давно уж миновал полудень, начинался закат.
(39) Облака, подожженные солнцем, уходили за горизонт. (40) Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона.
(41) — Ты бы заплакал, если б я умерла? — спросила вдруг Нюрка.
(42) — Конечно, — серьезно ответил я.
(43) — А мне кажется, никто бы и не заплакал.
(44) — Вся деревня ревела бы. (45) Тебя все любят.
(46) — За что меня любить, что я такого сделала?
(47) — Откуда я знаю? (48) За то, что хороший человек.
(49) — Ничего хорошего. (50) А вот тебя любят, если бы ты умер, тут бы все стали реветь.
(51) — А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рев стоял?
(52) — Это правда, — засмеялась Нюрка. — (53) Рев был бы жуткий.
(54) — Давай уж поживем еще немного? — предложил я. — (55) А то деревню жалко.
(56) Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.
(57) — С открытыми глазами воду выпьешь и ничего не заметишь. (58) С закрытыми — куда вкусней, попробуй.
(59) Я взял кружку, зажмурился и глотнул.
(60) Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. (61) Был в ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз. (62) Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы — времени, когда вода закрывает глаза. (По Ю. Ковалю)
1. Проведите содержательный и языковой анализ данного текста. Определите тему текста, его идейное содержание, проблематику, позицию автора по выделенным проблемам, а также особенности речевого оформления текста.
2. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора по выделенной проблеме. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Упр. 100. Прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.

1. Проведите содержательный и языковой анализ данного текста. Определите тему текста, его идейное содержание, проблематику, позицию автора по выделенным проблемам, а также особенности речевого оформления текста.
2. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Уточните, о чем этот текст, какова его проблематика.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора по выделенной проблеме. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Оцените речевое оформление текста. Выделите наиболее яркие средства языковой выразительности, определите их роль в тексте.

Упр. 101. Прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.

1. Проведите содержательный и языковой анализ данного текста. Определите тему, идейное содержание, проблематику, позицию автора по выделенным проблемам, а также особенности речевого оформления текста.
2. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Уточните, о чем этот текст, какова его проблематика.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора по выделенной проблеме. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Упр. 102. Прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.

1. Проведите содержательный и языковой анализ данного текста. Определите тему, идейное содержание, проблематику, позицию автора по выделенным проблемам, а также особенности речевого оформления текста.
2. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Уточните, о чем этот текст, какова его проблематика.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста, его позицию.
Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Мы учимся в седьмом классе. Класс у нас шумный, на уроках мы не скучаем: болтаем, иногда и вовсе срываем занятия. То есть не все, но большинство наших мальчишек. И если на уроках русского, математики, географии у нас тишина, так как учителя по этим предметам строгие, то на уроках английского языка у нас настоящий разгром. Наша учительница, Нина Николаевна, старается отдать нам свои знания, пытается сделать интереснее свои уроки. Но, к сожалению, у нее больные ноги и ей трудно ходить. Этим и пользуются некоторые.

Другим классам Нина Николаевна всегда рассказывает разные истории на английском языке, а нам из‑за нашей дисциплины не успевает объяснить даже необходимого материала.

Мы хотим помочь Нине Николаевне. Но как? Поставьте нас на правильный путь. Как бороться с хулиганством?

И на это письмо оказалось нелегко ответить, а не ответить нельзя. Ответ я писал долго, перечитывал и увидел: взрослым тоже приходится и задавать такие вопросы, и искать на них ответы.

Мне вспомнилась одна поездка в трамвае. Тогда в трамваях еще были кондукторы. В нашем вагоне кондукторшей оказалась пожилая женщина маленького роста.

На остановке в вагон села компания молодых людей и несколько рабочих с текстильной фабрики, где только что кончилась смена. Все пассажиры взяли билеты, а молодые люди из этой компании билетов брать не стали.

Кондукторша подошла к ним:

— Что же, бабуля, ты не даешь мне билета? Я деньги приготовил! Допрыгни!

Компания загоготала. Кондукторша снова повторила:

Но молодые люди продолжали издеваться над пожилой женщиной.

Мы ехали во втором вагоне, кондукторша не могла позвать на помощь вожатого, а когда попробовала позвонить в звонок, чтобы остановить трамвай, парень, который и был заводилой, заслонил звонок спиной.

Пассажиры стали увещевать хулиганов:

Но увещевания только подзадоривали безобразников.

— Вы что‑то сказали? Ты, в шляпе, к тебе обращаюсь! Ты что — контролер? А не контролер — помалкивай в тряпочку!

Человек в шляпе замолчал. На его лице появился страх. Он знал, на что бывают способны такие компании.

У меня кровь бросилась в голову, и еще не зная, что сделаю в следующую секунду, я шагнул к хулиганам.

Но меня опередили. Немолодой рабочий подошел к заводиле:

— А ну, марш от звонка!

— А тебе что, папаша, на…

Договорить он не успел.

— За что? Хулиганы!

— Видывали таких. Трусы!

Он прав. Хулиганы всегда трусы. Они выламываются и измываются над окружающими, красуются, пока не почувствуют твердого отпора.

Хулиганы увядают не только тогда, когда получают отпор, но и тогда, когда не получают поддержки. Вернемся к школьному письму. Авторы письма понимают — ребята, издевающиеся над больной учительницей, ведут себя отвратительно, трусливо, не по-мужски. Однако не умеют всем своим поведением показать, что их презирают. Выказать свое презрение решительно и твердо не так легко. Решимость сказать, что с трусами и подлецами не желаем иметь ничего общего, требует смелости.

Но ничего не поделаешь! Если вы сами пришли к выводу, что такое поведение — подлость, нужно быть последовательными.

Нельзя не заметить, что ребята в этом письме словно бы разделились на два лагеря: девочки и мальчики. Но мальчики не поддерживают девочек, не хотят помочь им в борьбе с безобразиями на уроках. Последнее время мне нередко приходилось встречаться со случаями, когда мужчины вели себя немужественно. Не по-рыцарски, если будет позволено употребить такое слово. Пожалуй, сильнее всего меня поразила одна фраза. Всего одна фраза, сказанная моей дочерью.

Я оглянулся. Люди за другими столиками опустили глаза в тарелки, делая вид, что ничего не слышат. Уверенности, что меня поддержат, если я попытаюсь пресечь брань, у меня не было. Мне пришлось сделать над собой усилие, но я его сделал. Подошел к столику, за которым ругались.

— А что? А мы ничего! Так, к слову! — сказал один из них.

Чувствуя, как у меня тяжело колотится сердце, я вернулся на место. И вдруг увидел, что дочь смотрит на меня не то испуганными, не то сердитыми глазами.

Я хотел спросить ее, что случилось, но не успел. К нам направлялся один из тех, кто ругался.

Я снова оглянулся и увидел: на поддержку соседей рассчитывать не приходится.

— Мы, конечно, извиняемся, — сказал тот. — Больше себе не позволим. Выпей с нами.

— Не пью с незнакомыми! — резко сказал я. — С пьяными тем более!

Он еще постоял с минуту, потом ушел к своей компании. Уф, обошлось…

Нет, не обошлось!

За соседним столиком больше не ругались, по громко обсуждали, как посчитаются со мной, когда мы выйдем из кафе.

— Уйдем! — взмолилась дочь.

— Ни за что! — ответил я. Как буду выглядеть в глазах дочери я, немолодой мужчина, прослуживший десять лет в армии, пишущий на морально-нравственные темы, если испугаюсь кучки сквернословящих и угрожающих мне парней? Выглядеть буду так, как себя поведу.

Как большинству моих сверстников мне случалось быть в переделках не только в военное время, но был я тогда моложе и здоровее.

Тут соотношение сил было невыгодное. Прямо надо сказать, — безнадежное.

Но я понял: никакая сила не заставит меня уйти отсюда, пока мы не кончим ужинать. Особенно сегодня. Утром в парке дочка повела меня в тир. Когда‑то я прилично стрелял. Но сколько лет прошло с тех пор!

Однако тут я не осрамился. Более того, сам был поражен, как удачно я стрелял. Девять из десяти! Дочь была в восторге. Не скрою, я гордился ее удивлением и похвалами больше, чем когда ей нравилась моя статья или рассказ.

И после этого на ее глазах праздновать труса? Ни за что!

Я подозвал официантку:

— Принесите, пожалуйста, бутылку сидра, — попросил я.

— Зачем нам сидр? — возмутилась дочь.

Ничего в кафе не случилось. Но с дочерью мы поссорились.

— Они тебя подкараулят, когда ты вечером выйдешь на набережную, — сказала она, когда мы доели ужин и ушли к себе. — Весь наш отдых пропал.

— Можешь не беспокоиться! Все хулиганы трусы! — сказал я.

— Трусы? Пусть трусы! Они и нападут на тебя вчетвером.

— Но я же не мог, чтобы при тебе звучала брань. Я бы себя перестал уважать… Хорош мужчина! Хорош отец!

Этот довод не возымел действия. Тогда я спросил ее:

— Ну вот, когда ты идешь из университета и вы наталкиваетесь на хулиганов… Как поступают твои спутники?

— Спешат перейти на другую сторону, — горько ответила дочь.

Психология человека, который привыкает переходить на другую сторону улицы, если видит, что на этой стороне неблагополучно, может жестоко подвести, когда дело дойдет до него самого. Никогда и ни за кого из осторожности не заступившись, он вряд ли сможет постоять и за себя самого. Трудно предположить, что ему в один миг удастся переломить уже сложившийся стереотип поведения, — такое благоразумие незаметно переходит в трусость.

Я не проповедую драчливость и грубую силу. Но бывают в жизни случаи, когда мужчина не смеет отвернуться, уклониться или промолчать. Если при нем оскорбляют женщину или обижают слабого, он обязан вступиться. Если он поступит иначе, его нельзя уважать. И он сам потеряет право на самоуважение.

Читайте также: