Сочинение митрополита макария и его кружка

Обновлено: 02.07.2024

МАКАРИЙ —митрополит Московский и всея Руси (1481/1482—31.XII.1563)— выдающийся политический деятель, писатель и собиратель древнерусских книг, инициатор создания и редактор многотомных книжных сводов. Место рождения и сословное происхождение М. неизвестны; в дарственной записи на Евангелии, вложенном М. в библиотеку Пафнутиево-Боровского монастыря, указаны имена его родителей — Леонтия и инокини Евфросинии.

В деятельности М. могут быть выделены четыре крупных периода: начальный, почти 30-летний, период его пребывания в Пафнутиево-Боровском монастыре, где он постригся в монахи в конце XV в.; затем —три года, когда он был архимандритом Можайского Лужецкого монастыря (с февраля 1523 г. по март 1526 г.); 16-летнее архиепископство в Новгороде и Пскове и, наконец, 22-летний московский этап его деятельности как всероссийского митрополита.

Став новгородским архиепископом, М. всячески способствовал усилению влияния Москвы в Новгороде, Пскове и прилежащих к ним землях и поддерживал Василия III в его борьбе с удельными князьями. Как соратник московского митрополита Даниила, М. провел в жизнь решения собора 1503 г. по реорганизации монастырей: ввел с 1528 г. в новгородских монастырях обязательный для всех общежительный устав (вместо "особножития"), разграничил мужские и женские монастыри и пр.; способствовал с помощью миссионеров — иеромонаха Ильи и Феодорита распространению христианства в северных окраинах Руси среди карело-финского населения и строительству там церквей. При нем было реставрировано много новгородских икон и церквей, отлит большой колокол для кафедрального Софийского собора, украшен его иконостас и подновлены фрески. В Пскове в 1535 г. по указанию М. был построен архиепископский дворец, где работали митрополичьи писцы и книжники.

В период новгородского архиепископства М. широко развернулась его книгописная, литературная и редакторская деятельность. Около 1539 г. по его инициативе был составлен так называемый "Владычный свод Макария", продолжавший Новгородскую IV летопись, и "Владычный свод архиепископа Евфимия" (работа над этим сводом позднее продолжалась и в Москве). В 1540 г. М. вместе со священником Агафоном составил "Великий миротворный круг", в котором пасхалия была аычислена на 532 года вперед.

Опираясь на книгописные традиции кружка новгородского архиепископа Геннадия и постоянные связи с книго-писным центром Иосифо-Волоколамского монастыря, М. к концу своего пребывания в Новгороде осуществил свой замысел собрать воедино "все чтомые" на Руси книги (агиографические, дидактические и др.) и создал на этой основе грандиозный, из 12 томов (по тому на каждый месяц) книжный свод для чтения в порядке церковного календаря — Великие Минеи Четьи. В 1541 г. эта первая из трех редакций ВМЧ (Софийский список) была передана М. в библиотеку Новгородского Софийского собора как вклад "на помин души" родителей.

16 (19) марта 1542 г. М. был поставлен митрополитом московским и "всея Руси". Близкий царскому двору (особенно после поездки в Москву в 1534 г. по случаю смерти Василия III, когда наследнику царского престола шел всего четвертый год) митрополит занял при молодом Иване IV положение царского советника, участвовавшего в решении важнейших государственных вопросов. С. приходом М. при московском великокняжеском дворе усилилось положение "иосифлянской" группировки, утверждавшей теократическое происхождение царской власти и необходимость союза мирской власти с церковью при главенствующей роли церкви. Впервые эту идею всенародно М. провозгласил 16 января 1547 г. во время торжественной церемонии венчания на царство Ивана IV, которая совершалась по "Чину венчания на царство", составленному при участии М. Вторично с этой публичной напутственной речью, обращенной к царю и царице Анастасии, М. выступил 2 февраля того же года, во время свадебного царского обряда.

После происшедших в июне 1547 г. в Москве волнений, "смущений", вызванных пожарами (в одном из которых повредивший ногу М. едва не погиб), боярскими мятежами, расправой над Ю. В. Глинским и завершившихся царскими репрессиями, митрополит сближается со священником Кремлевского Благовещенского собора Сильвестром, который склонял тогда царя к участию во всеобщем публичном покаянии москвичей в совершенных грехах и примирению представителей всех сословий. Такой "покаянный" характер и носили первые, созванные по инициативе М. так называемые "соборы примирения" (1547, 1549, 1550 гг.).

На соборах 1547 и 1549 гг. многочисленные местночтимые святые были канонизированы как общерусские; пантеон общерусских святых при М. увеличился более чем на 36 имен. Эти соборы способствовали централизации церковного управления и унификации церковных обрядов, а также бурному развитию в литературе той поры агиографического жанра.

Нововведением времени М. было обсуждение на церковных соборах вопросов "земского устроения", благодаря чему церковь получила возможность вмешательства в дела светской власти.

Деятельность М. в 1552—1555 гг. связана с походом Ивана IV на Казанское царство; этой теме посвящены его речи перед воинами и послания. В эти годы при поддержке М. создаются грандиозные и пышные памятники архитектуры и литературы, прославляющие величие и силу русского самодержца: храм Покрова-на-рву (Василия Блаженного) на Красной площади, роспись Золотой палаты Кремля, Летописец начала царства.

С. сер. 50-х гг. происходит постепенное отдаление М. от правительственных дел. В 1553 г. во время болезни царя и споров о престолонаследии он не поддерживает ни одну из партий. Созванный им в 1556 г. в связи с обострением сословной борьбы собор он проводит с прежних традиционных позиций — всеобщего примирения. В 1560 г., когда М. участвовал в соборе, заочно осудившем на казнь за "колдовство" руководителей Избранной рады А. Ф. Адашева и Сильвестра, М. попытался было воспользоваться митрополичьим правом "печалования" и просил царя вызвать для участия в соборном суде самих обвиняемых, но получил отказ.

В последние годы жизни (начиная с 1560 г.) М. руководил работой над Степенной книгой царского родословия, создаваемой по его инициативе Афанасием (Андреем).

Деятельность М. как инициатора, создателя и редактора многих "великих" по объему книжных сводов, признанных впоследствии "своеобразными "энциклопедиями" XVI в., а также возглавляемая им работа по собиранию, изучению и организации массовой многократной переписки рукописного наследия значительно стимулировали развитие книгописных центров в городах и монастырях, самого же его побудили способствовать открытию русской типографии, но до выпуска Иваном Федоровым первой печатной книги в 1564 г. он немного не дожил.

М. скончался ночью 31 декабря 1563 г. и на следующий день был похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Он не был канонизирован, но имя его было занесено в число святых "не почитаемых". На основании ряда данных исследователи полагают, что канонизация М. намечалась на 1564 г., но была отложена, видимо, в связи с неблагоприятной обстановкой в стране. М. был канонизирован лишь в 1988 г.

По отзывам современников (в частности, А. М. Курбского), М. был весьма образован и начитан: под его наблюдением и по его выбору делались многочисленные переводы с греческих и латинских иностранных книг для ВМЧ, а "писание" митрополита было "умедвлено Омировым именем, Афинейским мудрованием украшено". О высокой филологической культуре М. свидетельствует энциклопедическая полнота выявленных им для книжных многотомных сводов (например, для ВМЧ) рукописных текстов, приемы текстологической работы со списками, редактирование и применение сложной систематизации собранного материала.

Сочинения М. полностью не выявлены (небольшой перечень их установлен А. А. Зиминым и др. исследователями).

М. явился создателем особой, "макарьевской" школы письма — торжественно-витиеватого и формализованного литературного стиля "второго монумен-тализма" (Д. С. Лихачев), возобладавшего в XVI в.

Как и ряд других древнерусских писателей, М. был "иконному писанию навычен": в молодости участвовал в росписи Пафнутиево-Боровского монастыря, в Новгороде — в украшении Софии, а на склоне лет (в 1555 г.) "обновлял" икону Николы Великорецкого.

Изд .: Моисеева Г. Н. Старшая редакция "Писания" митрополита Макария Ивану IV // ТОДРЛ.— I960.— Т. 16.— С. 466-472; "Летописец" / Подг. текста, пер. и комм. Н. Ф. Дробленковой // ПЛДР: Вторая половина XVI века.— М., 1986.— С. 478—481, 625—628.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. — С. 221—297: Концевич. Г. З. Сказание о последних днях жизни митрополита Макария: 15 сент. — 31 дек. 1563 г. // ИОРЯС. — 1910.— Т. 14, кн. 4.— С. 155—164; Будовниц И. У. Русская публицистика XVI века.— М.; Л., 1947.— С. 188—198, 230-232; Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники: Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века.— М., 1958. — С. 29—31, 42—44, 51— 53, 71—108, 119—132, 381—383; Смирнов И. И. Максим Грек и митрополит Макарий // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран; Сб. статей к 70-летию М. Н. Тихомирова.— М., 1963.— С. 173—180; Лихачев Д. С.; 1) Человек в литературе Древней Руси.— М., 1970.— С. 97—103; 2) Развитие русской литературы X—XVI1 веков: Эпохи и стили.— Л., 1973.— С. 130—137; Шмидт С. О. Становление российского самодержавства: Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного.— М., 1973.— С. 22—26, 83—93, 105—107, 161—169, 179—187; Дробленкова Н. Ф. Макарий // Словарь книжников.— Вып. 2, ч. 2 — С. 76—88.

Дробленкова Н. Ф. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996.

святитель Макарий Московский

Митрополит Московский и всея Руси. Под его руководством была проведена большая работа по канонизации русских святых и составлению их житий.

Биография

Михаил поступил послушником в Пафнутьев-Боровский монастырь, где затем принял монашество и был назван при постриге в честь прп. Макария Египетского.

15 февраля 1523 года он был возведен в сан архимандрита Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Можайске.

Будучи настоятелем обители, он заводит монастырский синодик, устанавливая поминовение всей преждепочившей братии, устраивает в монастырском соборе придел в честь прп. Макария Египетского.

4 марта 1526 года был хиротонисан в архиепископа Новгородского. Хиротония была совершена в Успенском соборе Московского Кремля.

В 1528 г., исполняя постановление Московского Собора 1503 г., святитель предпринимает решение о введении общежительного устава во всех новгородских монастырях. По замечанию летописца, в обителях сразу возросло число иноков.

Большую заботу проявил святитель о создании и украшении храмов в своей епархии и, прежде всего, в Великого Новгорода. Он благоустраивает кафедральный Софийский собор , над входом в когорт по его благословению были написаны образы Пресвятой Троицы и святой Софии, Премудрости Божией. В соборе устанавливают амвон, изготавливают новые царские врата с богато украшенной завесой. Всего при святителе Макарии только в Новгороде строятся, перестраиваются и вновь украшаются после пожаров около сорока храмов, для которых пишутся книги, изготавливается церковная утварь и сосуды во владычной мастерской.

Святитель Макарий много сил и забот отдавал служению ближним, равно относясь к богатым и бедным, малым н великим. Он сам хоронит сгоревших в тюрьме во время пожара, собирает по епархии деньги для выкупа соотечественников из татарского плена, посылает великому князю Василию III часть свечи, чудесным образом возгоревшейся у мощей преподобного Варлаама Хутынского . Во время приключившихся в Великом Новгороде народных бедствий, мора и засухи, святитель созывает клир, произносит проповеди, совершает молебны с особым чином омовения святых мощей и затем велит кропить все в окрестностях этой водой. Вскоре мор и эпидемия прекращаются.

Святитель сам неоднократно совершал длительные поездки как по всей епархии. Бывал он и за ей пределами - так, в период новгородского святительства, он дважды бывал в Москве: в 1535 году по вызову государевой власти; и в 1539 году, когда он возглавлял избрание и поставление нового Всероссийского митрополита, святителя Иоасафа.

Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. На Соборе 1553 г. была осуждена ересь Матфея Башкина и Феодосия Косого.

В 1542 г. по повелению святителя Макария на владычнем дворе строится храм святителя Николая.

По благословению святителя в Великом Новгороде составляется новый летописный свод, пишутся жития и службы русским святым. Племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей (Топорков), работает над исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен святителем в Великие Четьи Минеи; позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф. Софийский священник Агафон составляет в 1540 г. новую Пасхалию на всю восьмую тысячу лет.

С 19 марта 1542 г. - митрополит Московский и всея Руси.

В 1547 г. в Москве впервые в истории состоялось царское венчание Московского государя, которое совершил святитель Макарий.

После того пожара в Кремле ведутся большие восстановительные работы, восстанавливаются пострадавшие храмы, которые святитель освящает сам. По его указанию строятся также храмы в Костроме, Пскове, Тихвинском монастыре и других местах.

В начале 1551 года в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. После Собора в различные пределы русской митрополии были посланы наказные грамота, которые затем были положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории именование Стоглавого, т. е. его материалы изложены в ста главах.

В 1552 году митрополит Макарий благословил царя Иоанна Грозного идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры. После казанской победы в Русской Церкви была создана новая обширная епархия, в которой началась миссионерская деятельность с поставленном туда первого Казанского святителя — архиепископа Гурия (+ 1563).

3 февраля 1555 года святитель Макарий поставляет на новую Казанскую кафедру святителя Гурия (+ 1563), другого же своего современника, преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI в.), еще раньше посвящает в игумены основанного им монастыря.

Один из неизвестных его современников писал:

О высоте его духовной жизни свидетельствуют и случаи прозорливости. Он предсказал взятие русскими войсками Казани в 1552 и Полоцка в 1563 году.

Известно, что митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричнина, учрежденная царем вскоре после его блаженной кончины:

Последние дни жизни, кончина и погребение святителя были описаны в особой повести, которая дошла до нас в 7-ми списках, причем ранние — в составе Хронографа.

15 сентября 1563 года святитель совершал крестный ход, во время которого сильно простудился и заболел. Он повелел сообщить о своей немощи в место своего пострижения, в Пафнутьев-Боровский монастырь, и попросить игумена прислать ему старца духовного. К святителю был прислан старец Елисей.

4 ноября святитель в последний раз молился в Успенском соборе. Затем святитель у всех смиренно испросил прощения.

3 декабря к митрополиту Макарию пришел царь Иоанн Грозный просить благословения. Святитель поведал ему о намерении удалиться в место своего пострижения — Пафнутиево-Боровский монастырь , но царь уговорил его остаться на кафедре. Перед самой кончиной митрополит выразил желание царю об удалении в обитель, даже написал ему об этом в письме, но по воле царя вынужден был вновь от этого отказаться.

Скончался 31 декабря 1563 года, когда колокол ударил к заутрени.

В 1988 году на Поместном соборе святитель был канонизирован для общецерковного почитания.

Митрополит Макарий – канонизированный Русской Православной церковью митрополит Московский и всея Руси в 1542-1563 гг. Он вошёл в историю как член Избранной рады царя Ивана IV Грозного, а также как последовательный сторонник иосифлянства, последователь Иосифа Волоцкого.

Макарий был возведён на митрополичий престол боярской группировкой князей Шуйских, которые правили Россией при малолетнем Иване IV. Макарий оказывал значительное влияние на юного царя, а после начала его самостоятельного правления (1547) – и на всю государственную политику.

В начальном периоде своего царствования Иван Грозный опирался в принятии всех важных решений на так называемую Избранную раду, в состав которой был введён и митрополит Макарий. Причиной образования этого негласного органа государственного управления было желание молодого неопытного царя всегда иметь поддержку и опору в лице лиц, которым он мог всецело доверять.

Митрополит Макарий

В дальнейшем Иван IV сосредоточил в своих руках всю полноту власти и решил, что в услугах советников более не нуждается. Избранная рада была распущена. Митрополит Макарий оказался единственным её членом, который в дальнейшем избежал преследования и репрессий.

Другой важный исторический процесс, активным участником которого стал митрополит Макарий, – это противостояние двух церковно-политических течений православия: иосифлян и нестяжателей. Первые были последователями Иосифа Волоцкого и отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом – в целях ведения широкой просветительской и благотворительной деятельности.

Нестяжатели, возглавляемые Нилом Сорским, ратовали за возвращения к коллективизму и аскетизму раннего христианства и связанного с этим отказа от накопления церковью имущества, в том числе и от феодального землевладения монастырей.

Протопоп Сильвестр

Митрополит Макарий стал ключевым деятелем состоявшегося в 1551 году Стоглавого собора Русской православной церкви. Причиной его созыва была необходимость упорядочения церковных обрядов, урегулирования религиозно-церковных и государственно-экономических вопросов, разрешения противоречий между иосифлянами и нестяжателями. Поддерживая иосифлян, Макарий не допустил принятия закона о секуляризации монастырских земель, который продвигал протопоп Сильвестр.

Этот русский православный священник, как и Макарий, был влиятельным религиозным, политическим и литературным деятелем. Он тоже был духовным наставником молодого Ивана Грозного, имел на него влияние и участвовал в работе Избранной рады.

Следствием Стоглавого собора стало принятие Стоглава – документа, который давал официальное толкование различным сферам жизнедеятельности церкви и её взаимодействия со светской властью.

Кроме того, митрополит Макарий провёл большую работу по канонизации русских святых и, в связи с прославлением новых святых, по составлению их житий. Макарий внёс вклад в организацию на Руси книгопечатного дела. При нём в Москве была открыта первая типография для издания богослужебных и богословских книг. В связи с этим, можно с полным правом утверждать, что деятельность митрополита Макария оказала существенное влияние на последующую историю нашей страны.

митрополит Макарий (Булгаков)

Написанные митрополитом Макарием "Введение в Богословие" и "Догматическое Богословие"— труды монументальные, поныне сохраняющие большое значение в смысле систематического изложения богословия. Еще важнее его тринадцатитомная "История Русской Церкви" (последний том издан уже после его смерти); это — сочинение, вполне аналогичное с "Историей России" С.М. Соловьева.

Митрополит Макарий (в миру Михаил Петрович Булгаков; 1816-1882) — знаменитый русский богослов и церковный историк.

Сын сельского священника Новооскольского уезда Курской губ.; учился в Курской семинарии и Киевской духовной академии, в последний год студенчества принял монашество и был назначен на вновь открытую в Киевской академией кафедру русской церковной и гражданской истории. Ни той, ни другой из этих наук М. не слушал ни в семинарии, ни в академии, так как тогда их вовсе не было в составе курсов этих учебных заведений. Тем не менее, молодой бакалавр, много работавший и читавший, оказался вполне на высоте своих обязанностей.

В 1842 г. был перемещен в Санкт-Петербургскую духовную академию на кафедру богословских наук. К этому предмету он был подготовлен наилучшим образом, так как имел в нем наставниками Иннокентия (Борисова) и Димитрия (Муретова), признававшихся лучшими профессорами богословия в России. В продолжение первого года своей службы в Санкт-Петербурге напечатал "Догматическое учение св. Димитрия Ростовского" (в "Христианском чтении") и еще несколько журнальных статей, а отдельной книгой — магистерское сочинение "История Киевской духовной академии" . Последняя составила "событие" в тогдашней русской исторической литературе.

Назначенный инспектором академии в сане архимандрита, кроме богословия догматического, отец Макарий преподавал еще "Энциклопедию богословия" или "Богословие основное ". В 1847 г. он издал свои лекции по основному богословию под заглавием "Введение в правосланое богословие", за которые получил степень доктора богословия. В 1849 г. появился 1-й том "Богословия догматического". Еще раньше (1846 и 1847) вышли первые тома его "Истории русской церкви", а в 1850 г. он закончил доселе "Собрание материалов для науки канонического права Православной Церкви".

В 1850 г. назначен ректором академии и возведен в сан епископа. Это не мешало ему продолжать чтение лекций и трудиться над составлением следующих томов "Истории Русской Церкви" и "Догматического богословия". О последнем сочинении знаменитый Иннокентий, рассматривавший его по поручению Академии наук, дал самый блестящий отзыв, и с тех пор репутация владыки Макария как первого русского богослова установилась надолго. Другой знаменитый ученый богослов Русской Церкви, архиепископ Никанор, назвал епископа Макария (Булгакова) не только "великим", но и "беспримерным" богословом. Тогда же составленный М. краткий учебник догматики для духовных семинарий был издан только в начале восьмидесятых годов XIX в.

В 1854 г. появилась "История русского раскола старообрядства" как плод занятий его по должности наставника миссионерского противораскольнического класса, открытого в Санкт-Петербургской академии. В связи с занятиями по составлению "Истории раскола" владыка Макарий издал два древние Символа веры по рукописи XIII в. и написал "Монографию о секте странников".

Он занимал должности ответственного редактора журнала "Христианское чтение", члена Главного правления училищ, главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в учебных и воспитательных заведениях всех ведомств; председателя Комитета по изданию книг для народа, исполнял массу поручений Синода и Академии наук, поместил множество статей в "Христианском чтении" и "Известиях Академии наук".

В 1854 г. он был избран ординарным академиком Императорской академии наук и во время пребывания своего в Петербурге не пропустил ни одного из заседаний II отделения академии. Десять из этих заседаний были посвящены слушанию рефератов самого Владыки.

В 1857 г. назначен был на епархиальную епископскую кафедру в Тамбов, причем Санкт-Петербургская духовная академия напутствовала его избранием в свои почетные члены.

Впоследствии он избран был в члены, почетные или действительные, почти всех ученых обществ археологических, исторических и т. п.

В 1859 г. он был перемещен на кафедру Харьковскую, в 1860 г. - Литовскую, а в 1879 г. назначен митрополитом Московским.

Его "Введение в Богословие" и "Догматическое Богословие"— труды монументальные, поныне сохраняющие большое значение в смысле систематического изложения богословия. Еще важнее его тринадцатитомная "История Русской Церкви" (последний том издан уже после его смерти); это — сочинение, вполне аналогичное с "Историей России" С.М. Соловьева.

Кроме исчисленных сочинений, митрополит Макарий оставил около 200 проповедей, составивших три сборника. Они посвящены главным образом решению теоретических вопросов догматики и морали, но есть между ними немало прекрасных проповедей публицистических, каковы, напр., некоторые "Слова" на дворянские выборы и проповеди по поводу открытия памятника Пушкину и всероссийской выставки в Москве. В проповеди на Пушкинском торжестве М. высказал пожелание, "чтобы зрела на Руси здоровая мысль, чтобы развивалось и зрело русское слово, чтобы больше нарождалось в России великих деятелей на всех поприщах проявления духа".

К научному и всякому умственному труду М. относился всегда с особенной симпатией и всем труженикам науки всегда оказывал самое энергическое моральное, а часто и материальное содействие, завершившееся пожертвованием в Академию наук всех денег, вырученных от продажи его сочинений (120 000 руб.), на премии за лучшие ученые и учебные сочинения. Премии эти, до 5000 р. в год, назначались по очереди академией и Синодом за сочинения в первом случае по светским наукам, во втором — по богословским. Кроме того, он пожертвовал в пользу духовно-учебных заведений свой учебник по догматическому богословию; в 1869 г. им пожертвовано на премии за лучшие сочинения киевской академии 25 000 р., 2000 р. — на стипендию в литовской семинарии.

Впервые премия была присуждена вскоре после кончины митрополита Макария в 1884 году. В 1917-м, последнем дореволюционном году, Макариевская премия, присуждаемая Священным Синодом и Императорской академией наук, была уже одной из наиболее авторитетных научных наград.

В годы советской власти премия была упразднена, и только в 1995 году была восстановлена как совместный общественно-просветительский проект Русской Православной Церкви, Академии наук и Правительства Москвы.

Читайте также: