Сочинение мариэтта сергеевна шагинян

Обновлено: 05.07.2024

Отец – известный врач, мать – из семьи музыкантов и математиков.

Самым большим увлечением М. Шагинян – на всю жизнь – стал Гете.

Тихо жить в Сухуме, даже рекламы здесь тихи, как утопленники: они вырастают прямо под ногами, на асфальте; их меловые буквы обращены лицом вверх и напоминают плывущего на спине купальщика. Их топчут, и немота их бездейственна, потому что в Сухуме вряд ли гуляющий смотрит себе под ноги.

Вкусно жить в Сухуме, – белые домики благоухают провинцией, и нет лысых домов, а каждый еще густоволос от винограда, плюща, перьев хамеропсы, глициний, остролистника, над каждым зеленые кроны деревьев; и лежат домики рядком, словно дорогие яблоки, завернутые в отдельные зеленые бумажки.

Не мог не иметь.

Плакатность текста, броскость лозунгов, агрессивный стиль.

Друзья писались светлыми красками, враги – исключительно черными.

Не та страна, чтобы вот так навредить ей вот так с налету.

«Они, (герои романа, – Г. П.) мчались по гранитному берегу бурой Мойки, катившей свои волны через весь город. Справа и слева от нее высились странные пирамиды, украшенные наверху огромными фарфоровыми чашками, что делало их похожими на подсвечники. От пирамидок над всем городом протягивалась сеть бесконечных проводов.

– Что это такое? – вырвалось у Василова.

Вполне логичны в романе Джима Доллара и пейзажи. «Выведя Василова на гранитную балюстраду, он показал ему внизу, на необъятном пространстве, поля, засеянные самыми разнообразными злаками. От мокрых квадратиков рисовой плантации до сухого бамбукового поля, от исландского мха до рощи кокосов – здесь было все. Разные люди работали на каждом поле, – тут были представители всех стран и народов.

Глупые жандармы носят в романе имена Дурке и Дубиндус.

В июле 1942 года Мариэтта Шагинян вступила в Коммунистическую партию.

О добросовестности и точности Шагинян ходили легенды.

В 1935 году в Ленинграде состоялся XV Международный конгресс физиологов.

Интерес к языкам был у Шагинян непреходящим.

Удостоена Ленинской премии, звания Героя Социалистического труда. Когда в шестидесятых Н. С. Хрущев яростно разносил деятелей нашей литературы и искусства, старенькая, многое повидавшая коммунистка попросту выключала свой слуховой аппарат. Еще раз круто менять литературную и общественную жизнь, как она это сделала в юности, Шагинян не собиралась.

Умерла в Москве 20 марта 1982 года.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Нора Сергеевна

Нора Сергеевна Елена Лунц:Свою будущую соседку Нору Сергеевну Довлатову я увидела в первый раз еще до войны. Она играла в небольшом спектакле, который разыгрывался у нас в школе. Тогда существовала такая традиция — актеры специально приходили в школы и разыгрывали в

Елизавета Сергеевна

Елизавета Сергеевна ЕЛИЗАВЕТА СЕРГЕЕВНА, см. Трепова. III,

2. Анна Саакянц. Письмо к М. С. Шагинян от 7 февраля 1977 г

Ольга Сергеевна Павлищева (1797–1868)

Ольга Сергеевна Павлищева (1797–1868) Рожденная Пушкина, родная сестра поэта. В 1832 г. Пушкин писал Дельвигу: «Ты знаешь, что я имел нещастие потерять бабушку Чичерину и дядю Петра Львовича, – получил эти известия без приуготовления и нахожусь в ужасном положении, – утешь

Мариэтта Чудакова часы литературной эволюции пошли[899]

Мариэтта Чудакова часы литературной эволюции пошли[899] Я вообще здесь совершенно не по праву, потому что с Надеждой Яковлевной не была знакома. Я ее видела один раз. И это была всего одна минута, но очень сильного впечатления. Я представляю собой поколение, на котором

Мариэтта Шагинян (1889-1982) -- известная в своё время писате-
льница из шибко обрусевших армян(ок), отличившаяся главным обра-
зом тем, что, дыша отравленным московским воздухом, дожила до 93
лет, что для советских людей, не проходивших трудовой закалки в
сталинских лагерях, было немного не типично.

В раннем детстве (моём) Мариэтта Шагинян сильно впечатлила меня
своей книжкой "Месс Менд, или Янки в Петрограде", от чего и про-
изошла в конце концов эта статья. Дело в том, что я с детства
страдал заговорщицкой наклонностью и интересом к технике, а книж-
ка -- как раз о заговоре, причём заговоре с технической подоплё-
кой: всякими секретными добавками в обычные изделия.

Шагинян креативно состоялась ещё до Октября 1917 года. Начинала
как поэтесса, заканчивала как мемуаристка. Под раздачу репрессий,
вроде, не попадала, хотя в 1938 году была пожурена за публичное
раскрытие калмыцкой части нерусских корней В. И. Ульянова-Ленина.
Разглашение калмыцких корней было посчитано политически вредным,
тем более что В. И. Ленин был признан русским ещё при царизме.

Шагинян с младых ногтей обрусела настолько, что, говорят, даже
русскоязычные стихи писала одно время лучше Марины Цветаевой.

Я думаю, что к творчеству Шагинян добавляли немало интереса
"импортность" фамилии и нерасхожесть имени, особенно когда пошло
объединение пролетариев всех стран.

Внешне Мариэтта Шагинян была так себе -- и наверное, с армянс-
кой избыточной волосатостью (армяне вообще считаются наиболее
волосатым народом на этой планете).

С 1915 по 1920 г. Шагинян отсиживалась где-то на Кавказе, но
требовать от девушки военных и революционных подвигов мы ведь и
не станем.

В бытовом отношении Шагингян была человеком не шибко размашис-
тым: с 1936 по 1961 г. жила не в сталинской высотке, а в простой
двухкомнатной квартире на Арбате, 45, к тому же на первом этаже.
Однако это ещё не характеризует её устойчиво положительно, потому
что позже она всё же переселилась в нормальный писательский дом,
в котором обитал, к примеру, Константин Симонов. Вдобавок у мэтр-
ши имелись две дачи не лишь бы где: одна в Переделкине, другая в
Коктебеле. Это не считая заездов во всякие дома отдыха и дома
творчества. Ну, и как тут было не писать теплейше про Ленина,
Крупскую и пр.?

С 1960-х интерес к Шагинян проявлялся в основном как к реликту
героической эпохи, видевшему издалека В. В. Ленина и др., но ещё
сохранившему способность внятно выражаться.

Поскольку Шагинян с 1942 года состояла в единственно доступной
советским людям партии и с 1917 г. высказывалась по большей части
в приемлемом для этой партии ключе, писательницу встроили винти-
ком в пропагандистскую машину Советского государства. Но в школь-
ную программу советской литературы её не вставили: надо полагать,
Мариэтта котировалась одним-двумя рангами ниже, чем Алексей
Толстой, Михаил Шолохов, Максим Горький, Александр Фадеев и др.

Армяне, как известно, пёрли и прут тем ещё пёром из родной пре-
красной Армении почти во все стороны. По-видимому, это вызвано
избыточным размножением и повышенной выживаемостью потомства в
высокогорных условиях (несмотря на враждебные действия турок,
азербайджанцев, иранцев и грузин). Если конкретнее, то в обеспе-
чении биологического благополучия армян лично я подозреваю абри-
косы -- особо полезную для здоровья еду.

Аналогия между армянами и евреями напрашивается сильно: у тех и
других -- диаспоры в разных странах, наклонность к торговым де-
лам, слабоватая смешиваемость с другими народами и проникновение
в чужие культуры. Различия:

1. Армяне скромны, не "богоизбраны", ничего уровня Библии в мир
не привнесли.

2. Ненависть к армянам -- локальная: распространена преимущест-
венно среди азербайджанцев, турок и других народов, чьи родины
соседствуют с Арменией, у прочих же армяне не выделяются среди
других иностранцев.

Прозвище армян "хачи", "хачики" -- не оскорбительное: "хач" --
это по-армянски "крест" (намёк на христианство). Есть армянское
имя "Хачатур" -- "данный крестом" (христианским): это армянский
эквивалент греческого имени "Христофор".

У армян, как известно, своя отдельная церковь, и они сплочаются
отчасти вокруг неё -- как евреи вокруг своих синагог.

Армянские церкви я где только не посещал: в Вене, Исфахане,
Добриче и т. д. В храме Гроба Господня в Иерусалиме есть армянс-
кое отделение, так в нём я тоже бывал. Правда, скажем, в Копенга-
гене ни одна армянская церковь на глаза не попалась, зато попался
постоянно проживающий в этом городе армянин (кстати, приличный
дядечка: помог мне), и когда я строго спросил его в лоб, а как же
датское отделение армянской церкви, тот стыдливо помялся и ска-
зал, что над этой темой они тут уже плотно работают. Ой, тормози-
те, ребята!

Из нашей гордой истории:
"Протокольное решение (опросом) Политбюро (XVII созыв) ЦК ВКП
(б) 'О романе Мариэтты Шагинян "Билет по истории". 1938, 5 авгус-
та.

Политбюро (XVII созыв) ЦК ВКП (б). 23.07-09.09.1938. Пр.№63.

73. О романе Мариэтты Шагинян 'Билет по истории' часть 1-я 'Семья
Ульяновых'.

Ознакомившись с частью 1-й романа Мариэтты Шагинян 'Билет по
истории' (подзаголовок - 'Семья Ульяновых'), а также с обстоя-
тельствами появления этого романа в свет, ЦК ВКП (б) устанавлива-
ет, что книжка Шагинян, претендующая на то, чтобы дать биографи-
ческий роман о жизни семьи Ульяновых, а также о детстве и юности
Ленина, является политически вредным, идеологически враждебным
произведением. Считать грубой политической ошибкой редактора
'Красной нови' т.Ермилова и бывш. руководителя ГИХЛ т. Большемен-
никова допущение напечатания романа Шагинян.

Осудить поведение т.Крупской, которая, получив рукопись романа
Шагинян, не только не воспрепятствовала появлению романа в свет,
но наоборот всячески поощряла Шагинян, давала о рукописи
положительные отзывы и консультировала Шагинян по фактической
стороне жизни семьи Ульяновых и тем самым несет полную
ответственность за эту книжку.

Считать поведение т.Крупской тем более недопустимым и бестактным,
что т.Крупская делала все это без ведома и согласия ЦК ВКП (б),
за спиной ЦК ВКП (б), превращая тем самым общепартийное дело и
выступая в роли монопольного истолкователя обстоятельств
общественной и личной жизни и работы Ленина и его семьи, на что
ЦК никому и никогда прав не давал.

ЦК ВКП (б) постановляет:
1) снять т.Ермилова с поста редактора 'Красной нови';
2) объявить выговор бывш. директору ГИХЛ т.Большеменникову;
3) указать т.Крупской на допущенные ею ошибки;
4) воспретить издание произведений о Ленине без ведома и согласия
ЦК ВКП (б);
5) книжку Шагинян из употребления изъять;
6) предложить Правлению Союза советских писателей объявить
Шагинян выговор."

(Ф.17. Оп.3. Д.1001. Л.14. Рассылочный вариант протокола.
Опубл.: 'Литературный фронт'. История политической цензуры. 1932-
1946 г. М., 1994. С.34.)

Из многочисленных воспоминаний о Мариэтте Шагинян:
"Писатель Алексей Силыч Новиков-Прибой (1877-1944), автор
'Цусимы', был внешне очень колоритным человеком. Ходил он чаще
всего в морском кителе, с гладко обритой головой, с пышными усами
и был очень похож на отставного боцмана. В старые времена такие
отставники частенько служили швейцарами и гардеробщиками.

Как-то писатель пришёл в Центральный Дом литераторов в Москве.
Гардеробщик Афоня куда-то отлучился, и Алексей Силыч не стал его
дожидаться. Он повесил пальто, взял номерок, расчесал перед зер-
калом усы и повернулся, чтобы идти в зал, как в гардероб вошла
какая-то дама и одним движением бросила ему на руки свою шубу,
приняв его за гардеробщика. Новиков-Прибой повесил шубу, вручил
даме номерок, а та, дав ему рубль, направилась в зал.

В перерыве литературного вечера, встретив Алексея Силыча в вес-
тибюле, дама узнала 'гардеробщика' и очень смутилась. Ею оказа-
лась сильно близорукая Мариетта Шагинян. Извиняясь, она сказала:
- Алексей Силыч, ради бога. Я не могла предположить.
Разгладив усы и улыбаясь, Новиков-Прибой сказал:
- А всё-таки честно заработанный рубль я вам не отдам."

Владислав Ходасевич ("Белый коридор"):
"Мне нравилась Мариэтта. Это, можно сказать, была ходячая
восемнадцатилетняя путаница из бесчисленных идей, из всевозможных
'измов' и 'анств', которые она схватывала на лету и усваивала
стремительно, чтобы стремительно же отбросить Кроме того, она
писала стихи, изучала теорию музыки и занималась фехтованием, а
также, кажется, математикой В идеях, теориях, школах, науках и
направлениях она разбиралась плохо, но всегда была чем-нибудь
обуреваема. Так же плохо разбиралась и в людях, в их отношениях,
но имела доброе сердце и, размахивая картонным мечом, то и дело
мчалась кого-нибудь защищать или поражать И как-то всегда
выходило так, что в конце концов она поражала добродетель и
защищала злодея Но все это делалось от чистого сердца и с
наилучшими намерениями."

Владислав Ходасевич, там же:
"Однажды сидели мы с Шагинян в приемной "Всемирной Литературы",
у окна, на плетеном диванчике. Вошел Гумилев, неся какие-то
щетки.
Я спрашиваю:
- Что это у вас за щетки?
Гумилев улыбается и отвечает:
- В 'Доме Ученых' выдали. Ведь писательский паек у меня отняли,
вот и приходится пробавляться щетками.
Это было вскоре после появления Мариэтты в Петербурге. Она
услышала разговор, и когда Гумилев прошел мимо, спросила взволно-
ванно:
- Владя, кто это?
- Гумилев.
- А почему у него отняли паек?
- Отдали другому.
- Кому?
- Мне.
- Владя, как вам не стыдно! И вы взяли?
- Ничего не поделаешь, Мариэтта: борьба за существование.
- Владя, это бессовестно!

Она готова была куда-то помчаться, протестовать, вступаться за
Гумилева. Я с трудом объяснил ей, в чем дело. Успокоившись, она
погладила меня по голове и сказала:
- Бедный Владя, вы все такой же заблудший.

А когда Гумилева убили, она не постеснялась административным
путем выселить его вдову и занять гумилевские комнаты, вселив туда
своих родственников. Тоже -- с размаху и не подумав."

К. И. Чуковский о Шагинян (в дневнике 1931 года):
"Она была бы отличной писательницей, если бы слыхала человечес-
кую речь. Глухота играет с ней самые злые шутки. Она рассказыва-
ет, что недавно, -- месяц назад, -- соседи говорят ей: 'Мы
слыхали через стену, как вы жаловались на дороговизну продуктов.
Позвольте угостить вас колбасой. Мы получаем такой большой паек,
что нам всего не съесть'. -- 'Я заинтересовалась, кому это выдают
такой роскошный паек, и оказалось, что это паек -- писательский,
получаемый всеми, кроме меня'. Мариэтта Шагинян, несомненно,
из-за своей глухоты, отрезана от живых литературных кругов, где
шепчут, она никаких слухов, никаких оттенков речи не понимает, и
поэтому с нею очень трудно установить те отношения, которые
устанавливаются шепотом. Как-то в Доме искусств она несла дрова и
топор -- к себе в комнату. Я пожалел ее и сказал: 'Дайте мне, я
помогу'. Она, думая, что я хочу отнять у нее дрова, замахнулась
на меня топором. Показала мне письмо Сталина к ней (по поводу
'Гидроцентрали'). Сталин хотел было написать предисловие к этой
книге, но он очень занят, не может урвать нужного времени и
просит ее указать ему, с кем он должен переговорить, чтобы
'Гидроцентраль' пропустили без всяких искажений. Письмо милое,
красными чернилами, очень дружественное. И вот характерно:
Шагинян так и не рискнула побывать у Сталина, повидать его, хотя
ей очень этого хочется, именно потому, что у нее нет слуха, и ей
неловко."

Уточним: к 1931 г., то есть, после "Месс-Менда", Шагинян УЖЕ
БЫЛА отличной писательницей -- по моей версии -- несмотря свою на
глухоту (а может, и благодаря оной: отсутствие беспокойств от
шумных соседей таки благоприятствует творчеству, если только
оно не мизантропичное).

Чуковский пересказывает Шагинян:
"Бросила литературу. Учусь. Математика дается трудно. Все же
мне 43 года. И не та математика теперь, вся перестроена по
марксистскому методу, но зато какая радость жить в студенческой
среде. Простые, горячие, бескорыстные, милые люди. Не то что наши
литераторы, от которых я давно отошла. Надоела литература, она
слишком дергает, мучает, и я впервые на 43 году жизни живу
радостно, потому что нет на мне этого тяжелого гнета литературы.
Написав 'Гидроцентраль' я оглянулась на себя: ну что же я такое?
Глуховатая, подслеповатая, некрасивая женщина с очень дурным
характером, и вот решила уйти, и мне хорошо. Разделила на 12
частей весь гонорар от 2-го издания 'Гидроцентрали' и буду жить
весь год не зарабатывая."

Обратим внимание на то, что доучиваться Шагинян стала в возрас-
те сорока с лишним лет, что говорит о ней положительно.

Ещё у Карпова:
"Мариетта Сергеевна, очень скупая на похвалы, считала, что у И.
Х. Баграмяна незаурядный полководческий талант, который завидно
сочетался с такими человеческими качествами, как мудрость госу-
дарственного деятеля, человеколюбие, доброта, уважение к подчи-
ненным.
С братьями Микоянами у Ивана Христофоровича были особо дружес-
кие отношения. Анастас Иванович приезжал к нему чаще всего вече-
ром и засиживался долго. Было о чем поговорить и о чем вспомнить
двум заслуженным ветеранам партии и государства.
Авиаконструктор знаменитых МиГов Артем Иванович Микоян обычно
приезжал на дачу к Ивану Христофоровичу в субботу или в воскре-
сенье. Они играли в шахматы, а когда садились за нарды, то их
потом оторвать от игры было невозможно. Сражались, как говорится,
вовсю -- азартно, шумно, с шутками. В нарды иногда приходил
играть и Анастас Иванович.
Пришел Анастас Иванович Микоян, ласково обнимал и поздравлял
Мариэтту Сергеевну с наградой. Ко мне тоже подошел. Обнял. Мы
были и раньше знакомы.
Банкет был теплый, семейный, в кабинете Парткома, который не
мог вместить много друзей."
В общем, старушка, не занимая должности, была, тем не менее,
плотно вписана в самую что ни на есть верхушку понемногу загни-
вавшего советского общества.
Умилиться ихнему междусобойчику у меня не получилось.

Борис Изюмский:
"Комичный случай произошёл здесь с Мариэттой Шагинян. Ялтинская
студия готовила впрок фильм о Мариэтте к какому-то её юбилею.
Сценарист, вопреки совершенно несентиментальному характеру Шаги-
нян, заставлял её кормить у озера лебедей и поглаживать пушистую
кошку. Наконец, терпение у Мариэтты лопнуло. Она схватила кошку
за хвост и подержала её вниз головой. Кошка от неожиданности по-
царапала её. Я увидел Мариэтту, бегущую от озера к дому с воплем:
- Она бешеная!"
Вот так они и с пленными белыми офицерами не церемонились. И фиг
было увидеть плачущего большевика.

Повесть Шагинян "Месс-Менд, или Янки в Петрограде" (переработка
1956 г., первое издание -- 1923-1925 гг.) -- вещь, впечатляющая
стилем и фантазией, чего уж там. Вот честно скажу, что завидно.
Ну, не так завидно, чтобы из-за этого грызть, а так, чтобы радуо-
ваться обретению примера, которому можно будет следовать, если
что. Образность у Шагинян не избитая и не вычурная, а в самый раз
и количеством, и качеством. По-моему, вот так и надо стараться
писать[, чтобы я похвалил].
К сюжету можно, конечно, попридираться, но он всё равно ведь
правдоподобнее, чем, например, в "Золотом ключике" Алексея
Толстого.

Похожие по свободе и размаху и где-то конкурирующие произведе-
ния той же советской эпохи: "Аэлита" (1923) и "Гиперболоид инже-
нера Гарина" (1925) Алексея Толстого, "Роковые яйца" (1925)
Михаила Булгакова. Все -- шедевры эпохи надежд (нет, даже ПРЕД-
ВКУШЕНИЙ). В то время люди реально стояли на пороге прекрасного
Нового мира и даже чуть-чуть перешагнули этот порог, но углубить-
ся в открывшееся пространство не получилось. Кстати, лучшая книга
об увиденном с порога -- это, по-моему, "Туманность Андромеды"
Ивана Ефремова.

Что касается заговора пролетариев, описанного "месс-Менд", то
он, конечно же, сказочный. В реальности такой заговор очень бы
скоро провалился, потому что.
- чем шире заговор, тем больше вероятность предательств,
засылки агентов и провокаторов в ряды заговорщиков;
- участники заговора иногда делают ошибки, имеющие тяжёлые
последствия для их общего дела; чем шире заговор и чем дольше
он существует, тем больше вероятность таких ошибок;
- почти любой индивид, попавший в руки представителям власти по
подозрению в заговоре, рано или поздно начинает давать
показания.

Далее, инженеры хотя бы иногда таки лазают и проверяют, что там
по их чертежам наделали пролетарии.
Кроме того, рабочие, способные блистательно модифицировать кон-
струкции, как правило, со временем выбиваются в инженеры, богате-
ют, меняют взгляды под влиянием излишеств, становящихся для них
доступными.

Большевистскую революцию Мариэтта Шагинян приветствовала, но не
делала, и, наверное, отчасти из-за этого у неё такое несерьёзное
отношение к теме заговора: у конспиратора с опытом и с любовью к
делу, наверное, рука бы не повернулась настрочить о заговоре то
легкомысленное, что настрочила Шагинян.

Сталинскую премию Шагинян получила за книгу очерков "Путешест-
вие по Советской Армении". Надо будет почитать перед тем, как я
тоже отправлюсь в эту далёкую загадочную страну.

В сочинении по русскому языку на ЕГЭ ученику 11 класса необходимо доказать свою точку зрения по проблеме, поставленной автором текста. Аргументировать нужно, опираясь на читательский опыт. Такой аргумент вызывает наибольшие затруднения у учащихся.

Аргументами могут быть фрагменты из произведений художественной, исторической, научно-популярной литературы. В некоторых случаях довольно сложно подобрать аргумент из литературы. Поэтому можно воспользоваться публицистическими текстами, написанными деятелями культуры, учёными, журналистами. Такие тексты в ходе подготовки к ЕГЭ анализируются на уроках русского языка.

Кратко передайте содержание текста, обязательно отразив авторскую точку зрения. И такой сжатый текст станет аргументом к сочинению. И именно аргументом из читательского опыта.

1)Часто встречается у студентов-первокурсников наивный взгляд, будто чтение, как дыхание, даётся каждому грамотному само собой… 2)Чтение настоящей книги должно быть взаимодействием с ней, то есть, ничего не вкладывая в читаемое от себя, вы рискуете и не получить ничего от книги. 3)Но это касается творческого чтения. 4)А сам процесс чтения, его технология, тоже не даётся сразу. 5)Одно дело – читать дома, другое – в библиотеке. 6)А чтение в библиотеке похоже на своеобразную школу.

7)Сначала моё чтение было хаотичным. 8)Читаемая по теме книга включала в сносках и примечаниях ссылки на другие источники. 9)Роясь в каталогах, чтобы найти их шифры и заказать себе эти другие источники, я сплошь да рядом наталкивались на интригующие названия. 10)Не нужно по теме – а знать так хочется! 11)И чтение разветвлялось, непрерывно множилось – главная его магистраль переходила во встречные дороги, дороги – в улицы, улицы – в переулки, переулки – в тропинки, тропинки – в необъятную даль бездорожья…

12)Главная тема окружалась спиралями знаний, объяснений, переходов в новые и новые проблемы, связанные с основной темой. 13)Я пробиралась по лесу знаний, заходя в разные стороны. 14)И чтоб не забывать прочитанное, стала конспектировать его в тетрадку. 15)Конспектирование сначала велось вслепую, от – до; потом я научилась отличать существенное от случайного и записывать только существенное. 16)Не только о самом тексте – о его языке, стиле, удачном и неудачном месте, верной или неверной мысли – и конспект стал превращаться в разговор с книгой. 17)Нельзя было писать на полях – книга библиотечная! 18)И впечатление, ответная мысль, резкое несогласие неизбежно вторгались в конспект.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ТЕКСТА

Она могла вызвать на дуэль мужчину за насилие над женщиной, брала с собой в командировки Евангелие и простила Советской власти смерть мужчины, которым восхищалась.

Героиня анекдотов

Однажды писатель Новиков-Прибой, колоритный мужчина с пышными усами, пришел в Центральный Дом литераторов на литературный вечер. Гардеробщика не было, и писатель сам снял и повесил на плечики пальто, подкрутил усы и уже было направился в зал, как вдруг в гардероб вплыла Мариэтта Шагинян. Элегантно сбросила шубку в руки изумленного писателя, сунула ему рубль. Новиков-Прибой на секунду остолбенел от такого поведения, но потом невозмутимо повесил шубку на плечики и отдал даме.


Во время перерыва Мариэтта встретила Новикова-Прибоя, близоруко прищурилась, охнула:

— Алексей Силыч, ради бога. Я не могла предположить.
— А всё-таки честно заработанный рубль я вам не отдам, — усмехнулся в усы Новиков-Прибой.

Эта история была типичной для Мариэтты Сергеевны. Она постоянно попадала в разные нелепые ситуации, и люди как-то посмеивались над ней. Те, кто не посмеивались – обожали, уважали или ненавидели. Равнодушных не было. Порывистая, увлекающаяся, до глубокой старости сохранившая веру в свои идеалы, готовая бороться со Злом она всегда была не такой, как все.

Дуэль


Ходасевич удивился — по его словам, он никогда не обижал свою жену, и ответил, что с барышнями не дерется. Со временем они с Мариэттой помирились и подружились. Ходасевич писал о ней: «Мне нравилась Мариэтта. Это, можно сказать, была ходячая восемнадцатилетняя путаница из бесчисленных идей. В идеях, теориях, школах, науках и направлениях она разбиралась плохо, но всегда был чем-нибудь обуреваема.

Увлечения

Мариэтта была одержима то Андреем Белым, то Рахманиновым, то Зинаидой Гиппиус, то какими-то странными и никому не известными людьми. Дочь профессора МГУ, окончившая историко-философский факультет Высших женских курсов, маленькая, плохо слышащая после перенесенной в юности болезни, с огромными прекрасными глазами на выразительном лице, она все время бросалась кого-то защищать, вразумлять, просвещать – и часто делала это невпопад, не подумав.


Работа


Всю жизнь она училась, и отлично разбиралась во всем, о чем писала: в архитектуре, математике, языкознании, политической экономии, методах разведения телят. Мичуринским методом выращивала яблони на даче. В семьдесят лет начала изучать санскрит. И у нее был диплом альпиниста – Мариэтта стала первой женщиной, покорившей армянскую гору Арагац.

Мужчины великой женщины


Мариэтта Шагинян

Мариэтта Сергеевна Шагинян (арм. Մարիետա Սերգեյի Շահինյան). Родилась 21 марта (2 апреля) 1888 года в Москве - умерла 20 марта 1982 года в Москве. Советская писательница, поэтесса, искусствовед, журналист, историограф. Герой Социалистического Труда (1976). Член-корреспондент АН Армянской ССР. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951) и Ленинской премии (1972).

Мариэтта Шагинян родилась 21 марта (2 апреля) 1888 года в Москве в армянской семье.

Отец - Сергей (Саркис) Давыдович Шагинян (1860-1902), приват-доцент Императорского Московского университета.

Мать - Пепрония Яковлевна Шагинян (1867-1930).

Мариэтта Шагинян получила полноценное домашнее образование. Далее училась в частном пансионе и в гимназии Ржевской.

В 1902-1903 годах училась в Екатерининской женской гимназии в Нахичевани-на-Дону.

В 1906-1915 годах сотрудничала в московской печати.

Мариэтта Шагинян в молодости

Мариэтта Шагинян в молодости

В 1912 году окончила историко-философский факультет Высших женских курсов В.И. Герье. В том же году побывала в Санкт-Петербурге, познакомилась и сблизилась с Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским.

В 1912-1914 изучала философию в Гейдельбергском университете.

В 1915-1918 годах жила в Ростове-на-Дону, преподавала в местной консерватории эстетику и историю искусств.

В 1917 году она с энтузиазмом приняла Великую Октябрьскую социалистическую революцию, которую восприняла как событие христианско-мистического характера.

писательница Мариэтта Шагинян

С 1931 года проживала в Москве.

Несколько лет была депутатом Моссовета. Доктор филологических наук (1941, получила степень за книгу о Т. Г. Шевченко). Член ВКП(б) с 1942 года. Член-корреспондент АН Армянской ССР (1950).

Мариэтта Сергеевна Шагинян

Литературный оппортунизм Шагинян неоднократно становился предметом насмешек со стороны писателей и критиков.

Опубликовала свыше 70-ти книг романов, повестей, рассказов, очерков, стихов и около 300 печатных листов статей, рецензий, докладов.

Умерла 20 марта 1982 года в Москве. Похоронена на Армянском кладбище (филиал Ваганьковского кладбища).

Личная жизнь Мариэтты Шагинян:

Дочь - Мирэль Яковлевна Шагинян (17.05.1918 - 24.02.2012), живописец, член Союза художников СССР.

Внучка - Елена Викторовна Шагинян (1941 г.р.), кандидат биологических наук.

Внук - Сергей Викторович Цигаль (1949 г.р.), художник-график, член Московского Союза художников.

Библиография Мариэтты Шагинян:

Переводы Мариэтты Шагинян:

Награды и звания Мариэтты Шагинян:

Читайте также: