Сочинение макар чудра проблема цели и смысла жизни

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок литературы в 8 классе

· актуализация знаний учащихся в процессе выявления особенностей ранней романтической прозы М. Горького, выявление авторской позиции, проявившейся в утверждении бесплодности и призрачности жизни романтических героев, стремящихся к абсолютной свободе;

· формирование навыка исследовательской работы с текстом, художественного пересказа, работы со статьей учебника, иллюстрациями; развитие коммуникативных умений учащихся;

· формирование гуманистического мировоззрения учащихся в процессе выявления авторской позиции.

Тип урока: урок художественного восприятия.

Форма проведения урока: урок-беседа

1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока .

Задача: обеспечить благоприятный для работы климат на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

- С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? Это его настоящее имя? Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством М.Горького.

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку отпускаю

При светлом празднике весны

Я стал доступен утешенью;

За что на бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать.

- О какой свободе говорится в этом стихотворении?

(о свободе-воле, когда нет оков и клеток, когда ты волен летать куда хочешь и делать, что хочешь).

- А что вы понимаете под словом свобода? С какими понятиями ассоциируется?

(воля, независимость,простор,полет, безграничность, бесконечность)рисуют ромашку СЛАЙД 2

(1 ученик зачитывает) СЛАЙД 3

ž 1. в философии: Возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

ž 2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов.

ž 3. Вообще – отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чем-нибудь.

- Итак, мы видим, что значений у этого слова несколько. Давайте вспомним, в произведениях какого литературного направления есть тема свободы? Мы об этом говорили на прошлом уроке.

Свобода - отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чем-нибудь.

- Как называется рассказ, который вы прочитали? (Макар Чудра)

- Давайте сформулируем и запишем тему сегодняшнего урока. (запись темы урока на доске и в тетрадях)СЛАЙД 4

- Попробуйте сформулировать цели нашего урока.СЛАЙД 5

- Вспомним, когда в русской литературе появился романтизм?СЛАЙД 6

(в начале 18 века)

- В творчестве каких писателей он нашел наиболее яркое выражение?

- Рассказ впервые был подписан авторским псевдонимом – М.Горький, под которым писатель в скором времени прославился на весь мир. Согласитесь, что это уже далеко не начало 18 века, как сказано в нашем определении? (Нет)

- Направление, в духе которого написаны ранние произведения М.Горького литературоведы называютнеоромантизмом. О чем говорит нам приставка нео? (т.е. новый, возрожденный романтизм). Отлично, давайте запишем определение в тетрадь. (Неоромантизм – возрожденный, новый романтизм)СЛАЙД 7

- Сегоднямы должны с вами доказать , что рассказ является романтическим произведением, должны выяснить, что же для героев является смыслом жизни и истинные это ценности или ложные, а также понять в чем Горький явился новатором.

- Назовите основные черты романтического произведения?

Первая черта романтизма – необычная, экзотическая природа, необычное место действия.

Вторая черта - герой свободолюбив, независим. Гордая, сильная личность, отрешенная от внешнего мира.

Это еще одна черта романтизма - внимание ко внутреннему миру героя, к его душевным переживаниям.

2. Усвоение новых знаний.

- С чего начинаетМ.Горький свой рассказ? (с описания природы). Автор изображает главного героя на фоне природы. Давайте найдем в тексте описание природы и послушаем (1 ученик читает). – Попытайтесь ответить, почему автор начинает рассказ с описания моря?

СЛАЙД 8И МУЗЫКА (шум моря)

- Случайно ли автор изображает главного героя на фоне такого необычного пейзажа?Образ морской стихии - символический образ. Каков традиционный символический смысл образа морской стихии?

(море – это отсутствие зримых границ, свобода)

- Где находится герой? Кто он по национальности? Чего мы должны ожидать от такого героя?

(Море и степь – необычная природа, экзотическая, будто живая; море и степь – безграничны; олицетворение свободы главного героя, он цыган, а цыгане люди со своеобразным менталитетом, очень вольные, свободолюбивые)

- Почему Горький в своих ранних произведениях обращается к романтизму? Быть может, ответ есть в его биографии? Давайте вспомним биографию писателя. Самые основные ее моменты.(Проверка Д/з)

- Когда и где родился М.Горький ?

(Алексей Максимович ПешкОв родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде )

- Почему писатель был вынужден зарабатывать себе на хлеб с 10 лет?

(он остался сиротой, потом его воспитывал дедушка, который обанкротился)

- Куда он уезжает?

- Для чего он туда приезжает?

(поступать в университет)

- Что же дальше? Возвращается домой?

(Нет, отправляется странствовать по Руси)

- С какой целью он странствует?

( в поисках счастья )

-Писатель находит счастливого человека там, где небо почти сливается с морской стихией и степью;

-Хорошо. Давайте попробуем составить портрет главного героя.- Какие детали портрета героя свидетельствуют о его характере?(найдите в тексте)

- Есть ли развёрнутый, детальный портрет в тесте рассказа? (нет)- Почему?
(развёрнутого описания внешности нет, т.к.автору интересен внутренний мир героя)

- Мы можем только представить портрет внешности героя, но можем составить речевой портрет т.к. автор дает герою право говорить. Как герой проявляет себя через речь? Что вы услышали в речи героя? Как она его характеризует?

- Что же для цыгана является главным в жизни?

(Много пожив и повидав, он ценит лишь свободу.Это единственный критерий, которым Макар мерит человеческую личность.)

Слово учителя .

- Что же рассказывает Макар своему собеседнику? (легенду-быль о красавице Радде и ЛойкоЗобаре и о великой силе свободной личности)

Анализ текста.

(ответы учащихся)

- Кто еще главные герои рассказа и фильма?

СЛАЙДЫ 11,12,13 (Лойко, Радда)

- Можно ли их назвать романтическими героями?

(ответы учащихся)

- Давайте, обратимся к композиции рассказа. Вспомните, что такое композиция, и её роль в художественном произведении. (Композиция- это построение художественного произведения. Композиция подчинена одной цели- раскрыть наиболее полно образ главного героя)СЛАЙД 14

- Какой уже знакомый нам прием использует автор в рассказе? (прием вставного рассказа или рассказа в рассказе)- Верно. – В каких произведениях мы встречали такую композицию?

Композиция рассказа:

1 часть- романтический пейзаж

2 часть - романтический портрет Макара Чудры

3 часть - диалог рассказчика и Макара Чудры

4 часть -легенда-быль о Лойко и Радде, рассказанная главным героем М.Чудрой

5 часть - романтический пейзаж


- Скажите, для какой цели в рассказ вводится легенда о Радде и ЛойкоЗобаре?
Если бы легенда о Лойко и Радде была главной, название рассказа было бы иным. Для чего использован этот прием?
(Автор заставляет героя рассказывать легенду и т.о. она в первую очередь служит средством раскрытия образа главного героя, его мировоззрения )

Обращение к домашнему заданию . Художественный пересказ легенды о Радде и Лойко. Сюжет рассказа.

Главный герой произведения — старый цыган Макар Чудра. Он рассказывает легенду о трагической встрече двух молодых цыган — ЛойкоЗобара и Радды, которые любят друг друга, но считают это чувство цепью, сковывающей их независимость. В результате Лойко убивает Радду и при всех встаёт перед ней, уже мёртвой, на колени, выполняя таким образом поставленное ранее девушкой условие их свадьбы. Отец Радды, который видел гибель дочери, убивает Лойко ножом.

Обращение к домашнему заданию . - Как описана внешность героев? (читают из текста)

- Чем пленила ЛойкоЗобараРадда? (красотой и смелостью)

- Немного отдохнем и посмотрим отрывки из фильма.

- Назовите основные черты характера Лойко и Радды?

(Лойко – свобода и независимость, Радда - гордость)

- Какая героиня рассказа напоминает Радду? Найдите в тексте описание ее портрета. О чем свидетельствует это сходство?

Чувство свободы присуще ей так же, как и Радде.)

- Что произошло с главными героями? (Они полюбили друг друга и оказались перед выбором между любовью и свободой). - Но что для каждого важнее?

- Давайте обратимся к тексту:

- Что для нее важнее? (гордость, воля, свобода)

- А что важнее для Зобара?(любовь, но и свободу терять он не хочет)

- Итак, друг без друга герои не могут. И потерять свободу не хотят. Какой же выход они находят?
(выхода не нашли… компромисса тоже, они не хотят жертвовать свободой ради любви)

ž ЛЮБОВЬ – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

- А теперь давайте вернемся к эпиграфу:

ž СВОБОДА – это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений.

- Исходя из определения этих понятий, мы можем сказать, что они совместимы?

- Если рассматривать Любовь и Свободу в толковании Ожегова – они взаимоисключают друг друга. Вот и главные герои рассказа Горького Лойко или Радда оказались перед выбором между любовью и свободой.
- Как, по-вашему, совместимы ли понятия любовь и свобода?(ответы учеников)

- Вам бы хотелось быть свободными?

(ответы учеников)

(ответы учеников)

- Если рассматривать эти понятия с позиции главных героев, вам тоже придется выбирать….А нужно ли?
(ответы учеников)

- Если бы наши родители предпочли свободу любви, что было бы?

(ответы учащихся)(творческая работа:мини-сочинение) СЛАЙД 16

- Послушаем ваши мысли. (3-4 ученика читают сочинения)

Слово учителя: - Я выскажу мысль, а вы внимательно подумайте над нею. Главный герой рассказа, Макар Чудра, рассказывая легенду о Лойко и Радде, высказывает идею о том, что истинную свободу человек может получить, лишь умерев. Да, человек в какой-то мере после смерти освобождается от проблем, обязанностей, чувств. А разве мы, живые, не можем быть по-настоящему свободными?Гордость Лойко и Радды, их стремление к абсолютной свободе обрекла их на вечное одиночество и невозможность быть счастливыми. Как бы независимы они ни были, в результате они сами же становятся рабами так лелеемой ими свободы.

- Какой смысл приобретает образ огненно-красных звездочек, падающих на землю из груди Радды?

(Мечтой о свободе будут жить люди, вспоминая красивую легенду о Радде и Лойко.)

Слово учителя.

- М. Горький писал свои ранние произведения в конце 18 начале 19 века, из истории вы помните, что это был переломный период в истории России, когда старое отживало, а новое только рождалось. Многие писатели, мыслители того времени задумывались о будущем страны — все это стало основой, на которой родился романтизм раннего Горького. Все герои раннего творчества Горького нравственно эмоциональны и переживают душевную травму, выбирая между любовью и свободой, но они выбирают все же последнее, обходя любовь стороной и предпочитая только свободу.

- Как вы думаете, совпадает ли авторская позиция с представлениями героев? Найдите в тексте рассказа слова, в которых находит отражение авторская позиция:

- Появление теней Радды и Лойко в конце рассказа помогает понять авторскую позицию: как бы прекрасны ни были в своем стремлении к абсолютной свободе романтические герои, их жизнь бесплодна и призрачна, она может быть уподоблена тем самым призракам, в которые и превратились Лойко и Радда.

- Перед читателем вопрос о свободе и любви человека, о тех границах и смыслах, которые люди вкладывают в эти понятия. После смерти герои получают, абсолютную свободу. Но истинная ли это свобода?

3. Рефлексия. СЛАЙД 17

- Что вы поняли для себя на сегодняшнем уроке?

- Что такое неоромантизм?

- Почему любовь и стремление к свободе оказываются для героев несовместимыми?

-Что нового появляется в характере романтического героя в произведении Горького?

2. составить рассказ о Шакро (портрет героя, его жизнь в родительском доме, служба конторщиком на одной из станций Закавказской железной дороги, предательство друга, случай с хозяином номеров); СЛАЙД 18

В Тифлисе он встретился с революционером Александром Калюжным, который во многом и повлиял на решение Горького опубликовать рассказы о своих путешествиях (чём Горький сам признавался уже спустя много лет). А ведь именно совет приятеля вынудил молодого писателя начать свой творческий путь.

Направление и жанр

Суть: о чем рассказ?

На морском берегу автор встречается со старым цыганом по имени Макар Чудра, который рассказывает ему историю о двух молодых людях — Зобаре и Радде. Две гордые цыганские души, которые всю жизнь жили только для себя, однажды полюбили друг друга. Однако каждый из них понимал, что, отдавшись своим чувствам, они потеряют свободу, а потому каждый из них пытался взять верх в этих странных отношениях.

В конце концов, противостояние любви и жажды свободы приводит к тому, что Зобар от отчаяния убивает Радду, а отец девушки – Данило, убивает самого Зобара.

Быль о Радде и Лойко Зобаре

Когда в ночной тишине слышится песня Нонки, дочери Макара, он заговаривает о женской любви. Чудра считает, что любовь девки опасна, лжива и полна ложных обещаний. Этот обман становится непреодолимым препятствием на пути к свободе даже для самых сильных душ. В подтверждение своих слов он решает поведать своему слушателю рассказ о прекрасной и гордой Радде и отчаянном Лойко Зобаре. Эта история призвана уберечь сердце его собеседника от цепей любви.

Это интересно! О чем рассказ Старуха Изергиль: анализ произведения

Краткий пересказ этой были поможет раскрыть основной конфликт произведения. Цыган говорит о том, что давным-давно был на свете смелый и отчаянный цыган, Лойко Зобар. Был он невероятно удалым и ловким мужчиной. Если ему нравился какой-то конь, то невозможно было спрятать его от Зобара. Любую охрану он мог перехитрить и добыть вожделенную лошадь. Но, как только она ему надоедала, он продавал ее без сожаления, не оставляя себе денег. Образ Лойко Зобара – это образ свободного цыгана, не привязанного ни к кому и ни к чему. Лишь дорога, верный конь и скрипка были его спутниками. Остается лишь догадываться, сколько девичьих сердец было разбито молодым цыганом.

Быль о Радде и Лойко Зобаре


Макар Чудра вспоминает давнее время, когда его табор кочевал по Буковине. Жила в нем молодая цыганка, Радда. Особое внимание уделяет рассказчик ее описанию. Она была прекрасна настолько, что не было таких слов, чтобы достойно описать ее красоту.

Рассказ Макара о Радде начинается с истории о том, как влюбился в нее без памяти очень богатый человек. При первой встрече он предложил ей много золота за один поцелуй, но получил пренебрежительный отказ со стороны девушки.

После он явился к ее отцу, Даниле, и попросил продать ему красавицу. Цыган ответил, что не продаст ни свою честь, ни родную дочь. Третий раз прискакал в табор господин, измученный страстью к гордой девушке, попросил ее руки и дал обещание разделить все свои богатства с табором. Рада лишь посмеялась над ним, сказав, что орлица никогда не пойдет к ворону.

Это интересно! Пьеса На дне Горький – краткое содержание по действиям

Конфликт и композиция

В основе главного конфликта рассказа лежит столкновение двух невероятно сильных личностей, также их жизненных приоритетов — свободы и любви. Зобар и Радда всю жизнь привыкли только брать, однако любовь впервые в жизни потребовала у них пожертвовать самым дорогим, что у них было – свободой. Никто из героев не смог ни заглушить свои чувства, ни уступить победу другому, что и привело их к столь печальному концу.

Композиция

Именно его рассказ и образ моря окольцовывает главное повествование. В начале рассказа мы видим описание свободной стихии, и в конце, когда Чудра заканчивает легенду, морская стихия снова всплывает в описании, как символ свободы. Немыслимая история любви, проникнутая романтизмом, из уст мудрого персонажа звучит правдиво и в то же время нереально. Образы, которые рисует рассказчик идеализированы: красота Радды, талант и умения Зобара, его натура и характер. Легенда в повествовании цыгана – как доказательство его философии жизни. Красивые фразы, трогающие за душу пусты без жизненных подтверждений, она является самым важным компонентом композиции.

Своеобразный колорит рассказу придаёт речь цыгана, его обращения к собеседнику “орёл” и манера говорить “с высоты” своего опыта. Мудрые слова вложил автор в завязку произведения, именно там содержится основная мысль рассказа: человек сам – жизнь, он волен и свободен выбирать. Вывод очевиден: чтобы быть счастливым нужно двигаться, не стоять на месте, не учить других, не оглядываться на людей.

Главные герои и их характеристика

Макар Чудра — рассказчик, повествующий о романтической истории любви двух цыган. Герой, сидя на берегу моря, открывает душу писателю. В самом начале рассказа Макар намекает автора, что любовь — глубокое и сильное чувство, которого нужно опасаться. Ведь влюблённый человек находится под властью эмоций. Он больше не может контролировать свои поступки и действия. Единственное, на что способен этот человек — это выполнять волю своего объекта обожания.

Ищите нас здесь

В рассказе Макара Чудры главным героем выступает Лойко Зобар. Это молодой статный цыган, страстью которого являются кони. Лойко Зобар славится своей красотой и неимоверной силой духа. Он любит исключительно коней. Для покупки очередного жеребца он готов потратить любые деньги. Однажды молодой цыган приехал в табор, в котором жила красавица Рада. Очаровательная девушка была дочерью солдата Данилы. Рада выделялась своей красотой среди других цыганок. Многие мужчины хотели взять ее в жены. Даже самые богатые и влиятельные люди, предлагающие огромные деньги, добивались ее взаимности. Однако из-за чрезмерного свободолюбия и гордости Рада всем отказывала. Девушка была непреклонна.

Лойко Зобар ненадолго остановился в таборе. Молодой мужчина стал гостем Данилы. Заночевал цыган в шатре солдата. Утром на Лойко все увидели обвязанную вокруг головы тряпку. Красавец утверждал, что травма получена после удара коня. Однако цыгане понимали, что это дело рук Рады.

Окружающие посчитали, что Лойко избрал неверный путь, когда предпочёл остальным девушкам строптивую дочь Данилы. Цыгане были уверены, что Рада не подходит Зобару из-за ее корыстных целей. Лойко необходимо найти великодушную и открытую спутницу.

После недолгих размышлений молодой цыган решил жить в этом таборе. Окружающие прониклись к новому члену своего общества всей душой. Они горой стояли за Лойко и при необходимости готовы были отдать за него жизнь. Единственным исключением среди цыган была неприступная Рада.

Ищите нас здесь

После очередной песни в исполнении Лойко красавица рассмеялась. Остальных же цыган его композиции трогали до глубины души. Солдат Данила после этого события решил наказать дочь кнутом. Однако Зобар заступился за девушку. Молодой цыган попросил Данилу отдать Раду ему в жены. Солдат согласился. Лойко направился к очаровательной девушке с радостным известием. Цыган сообщил Раде о своих сильных искренних чувствах к ней. Зобар сказал, что берет героиню в жены. Но только с одним условием. Девушка ни при каких обстоятельствах не должна перечить своему мужу, даже если ее взгляды на жизнь не будут совпадать с его.

Лойко ненадолго отвернулся от Рады. Уличив подходящий момент, цыганка быстро схватила кнут и обвила им ноги мужчины. Герой рухнул на землю. Рада спокойно отошла от лежащего Лойко и неспешно опустилась на траву.

Цыган не мог пережить такого позора. Он резко встал на ноги и убежал от любопытных глаз прочь. Долгое время мужчина просидел в одиночестве далеко в степи. Но внезапно к нему подошла героиня. Лойко хотел ударить Раду ножом, но девушка опередила его, приставив пистолет к его лбу. После этого красавица призналась в любви мужчине. Однако она добавила, что несмотря на сильные чувства, свою свободу она любит больше. Цыганка была готова стать женой Зобара только при одном условии. Мужчина при всем таборе должен признать старшинство своей избранницы.

Молодой мужчина вернулся в табор. Он признался перед всеми в своей любви к Раде, поцеловав правую руку девушки. После этого цыган захотел проверить, насколько сильно сердце героини. Внезапно Лойко пронзил кинжалом девушку. Цыганка со спокойствием в голосе сказала, что ожидала этого поступка от Зобара. Данила поднял нож, который самостоятельно вынула Рада из своего сердца, и вонзил его в спину героя.

[Всего: 0 Среднее: 0]

Ищите нас здесь

Смотрите также:

Противостояние любви и гордости

Однажды в табор приезжает известный Лойко Зобар, сердце которого Радда очень быстро покоряет. Даже такой человек, как он, не может противостоять чарам девушки. В душе его зарождается страстная любовь к молодой цыганке. Но та лишь подшучивает над ним.

После того, как Лойко при всех просит ее стать его женой, она сбивает его с ног. Позже Радда признается ему, что тоже любит его, но свободу ценит гораздо сильнее, поэтому Лойко должен признать ее главенство, поклониться ей в ноги и поцеловать руку.

О чем хотел сказать Горький: Макар Чудра – краткое содержание и анализ


На следующий день, собрав вокруг весь табор, он сказал, что готов выполнить требования Радды, но хочет проверить, крепко ли ее сердце. Лойко убивает Радду, вонзая ей в сердце кинжал. Девушка умирает с улыбкой на губах. Ее отец берет этот же кинжал и убивает им Лойко.

На этом повествование старого цыгана заканчивается, а автору еще долго мерещатся в ночной тьме образ Лойко Зобара и гордой красавицы Радды.

Важно! Стремление к безграничной свободе характерно для обоих героев, оно создает напряженный конфликт чувств, который приводит двух влюбленных к смерти. Неспроста автор сравнивает отношения молодых людей с двумя камнями, катящимися с горы, между которыми не стоит становиться другому человеку.

Макар Чудра, Максим Горький. Краткий пересказ, краткое содержание

Макар Чудра.Максим Горький (анализ)

Проблемы

  • Гордыня
    – Радда и Зобар не смогли обрести счастья, проиграв битву собственной гордости. Любовь для них была сродни поединку, и никто из героев не хотел уступать, что и привело их к столь печальному финалу.
  • Жестокость
    – рассказ повествует нам о свободных и чистых людях, чьи поступки, однако, едва ли можно назвать гуманными. Жестока Радда, заставляющая Зобара унизится перед всем табором, жесток Зобар, убивающий прекрасную девушку, жесток старый Данило, добивающий беззащитного Зобара ударом в спину. По мнению Горького, жестокость является неотъемлемой частью нашей жизни и культуры отдельных этносов.
  • Эгоизм
    . Радда и Лойко слишком сильно любили себя, чтобы допустить любовь к другому человеку. Поэтому им было так сложно сойтись, не поранившись друг о друга.

СПАДИЛО.РУ

История создания

Смысл названия

Макар Чудра — имя старого, умудренного жизненным опытом цыгана, который рассказывает печальную историю любви Радды и Лойко, напоминающую легенду.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — человеческая воля.
Автор не случайно выбрал главным героем произведения старого цыгана. У этого кочевого народа нет собственного государства. Цыгане рассеяны по всему миру, поэтому превыше всего ценят свободу.

Макар Чудра за свою долгую жизнь побывал во многих краях. Состарившись, он лишь еще тверже укрепился во мнении, что счастье человека заключается в постоянном движении.

Макар приводит пример из своей жизни, когда он попал в тюрьму. Неволя для цыгана хуже смерти. Изнемогая от тоски по бескрайним просторам, Макар тогда чуть было не покончил с собой.

Старый цыган гордится тем, что принадлежит к гордому и вольному народу. В подтверждение своих слов он рассказывает быль, которая могла произойти только в цыганском таборе.

Лойко Зобар даже среди соплеменников выделялся своей удалью и бесшабашностью. Под стать ему была и Данилова дочка Радда. Двое красивых и гордых молодых людей, судя по всему, с первого взгляда по достоинству оценили друг друга. На правах мужчины Лойко попытался подчинить себе девушку, но столкнулся с таким же сильным и неукротимым характером.

Макар не зря предупреждает собеседника, что любая женщина представляет опасность, потому что рано или поздно покоряет волю влюбленного в нее человека. Требование Радды поклониться ей в ноги перед всем табором означало для Лойко добровольное попадание в рабство. Гордый цыган еще никогда и ни перед кем не склонял своей головы.

В этом столкновении двух независимых личностей не могло быть победителя. Лойко и Радда предпочли смерть необходимости покориться. Радда предчувствовала, что ее любимый скорее убьет ее, чем признает себя побежденным. Да и сам Лойко знал, что отец не простит ему убийство любимой дочери.

Влюбленные погибли, но стали символом цыганской вольности и независимости. Их тела давно истлели, но души в сознании всех цыган до сих пор ведут непримиримую борьбу с любыми проявлениями рабства.

Проблематика

На раннем этапе творческого пути Горькому было присуще впадать в крайности. Любая проблема решалась писателем по принципу: все или ничего. При этом высшей ценностью он считал свободу.

Проблема любовных отношений в рассказе решается прямолинейно. Если абсолютно свободная любовь невозможна, то есть только один выход — смерть. Автор вместе с Макаром одобряет такое развитие событий, хотя для большинства людей оно выглядит по меньшей мере странно.

История Лойко и Радды — красивая легенда, а не прямое руководство к действию. Это своеобразный гимн непобедимому стремлению к свободе. Любовь является одним из сильнейших человеческих чувств, но даже оно не должно приводить к рабству и подчинению одного человека другим.

Композиция

Произведение начинается с беседы автора с Макаром Чудрой. Основную часть занимает быль старого цыгана. В финале автор продолжает размышлять над смыслом рассказанной ему легенды.

Чему учит автор

Горький создает романтический образ двух влюбленных, которые не способны идти на компромиссы. Их смерть ради свободы недоступна для понимания обычных людей и может служить только идеалом, навсегда запечатленном в народной памяти.

Смысл

Чему учит?


Урок рассчитан на формирование понятия романтизма в творчестве Горького,понятия о цели и смысле жизни. Понимание термина "неоромантизм". Урок помогает учащимся задуматься о нравственных ценностях жизни. Урок расширяет понятия о романтизме как литературном течении первой половины двадцатого векаи и причинах появления его в конце этого века. Урок художественного восприятия. Работа с текстом. Эвристическая беседа, формирует умение правильно излагать свои мысли, правильному отношению к жизни.Урок поможет пробудить интерес к литературе и произведениям Горького.

Содержимое разработки

Цель: сформировать понятие романтизма в литературе на основе анализа художественного произведения, подняв тему смысла и цели жизни, истинных и ложных ценностей человека;

развивать умение анализировать произведения художественной литературы в единстве формы и содержания, грамотно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;

воспитывать нравственные качества, гуманность, интерес к чтению художественной литературы.

Тип урока: урок художественного восприятия

Методы и приёмы: работа с текстом, эвристическая беседа

Организационный момент (ход урока)

Проверка домашнего задания (чтение статьи о Горьком)

- Взгляните на портрет Максима Горького. Вы уже знаете, кто он такой. А какие произведения Горького вы читали?

_На дом вам было задано прочитать статью о нём. Она маленькая, и не всё может рассказать об этом человеке и писателе. Но всё же, какие основные мысли автора этой статьи?

(Родился в семье столяра, серьёзного образования не получил…настоящей школой была жизнь…большую роль сыграла бабушка и добрые люди, приходившие на помощь в трудную минуту…

Скитания, бродяжничество, знакомство с интересными людьми…

…Желание видеть переросло в желание писать)

- Кто помог ему стать писателем? (В.Г.Короленко)

_ А какую роль в его писательстве сыграл народоволец Калюжный?

Беседа по тексту

Но это не просто будет урок знакомства с содержанием и героями. Сегодня мы будем говорить о цели и смысле жизни.

-А у вас уже есть цель в жизни?(. )

- А в чём, по-вашему, смысл жизни человека?

Перед нами рассказ М.Горького. От чьего имени ведётся повествование? (от имени Макара Чудры – старого цыгана)

Мне кажется, не случайно именно цыган писатель сделал главными героями своего произведения. Ведь это одни из самых романтических персонажей. Они всегда в дороге, преодолевают бескрайние просторы. Цыгане всегда готовы защищать свою свободу, эти люди никому не подвластны, кроме самих себя. У цыган свой мир, свои традиции. Можно сказать в полной уверенности, что это исключительные люди и исключительные герои.

Фамилию (или прозвище) – Чудра – придумал сам Горький.

Оно может быть связано с идеей чуда – способности старого цыгана к чуткому поэтическому восприятию мира, прозрению тайны красоты бытия. Вместе с тем нельзя исключить, что это наименование представляет собой акронимическое образование: Чудра от драчун.

-Какие суждения Чудры вам особенно запомнились?(стр.149) – чтение учениками

-Автору важно показать мировоззрение цыгана, и поэтому он не засоряет диалогической речью начало рассказа, он старается привлечь наше внимание только к точке зрения Чудры.

-Какую формулу жизни выводит Макар Чудра?

Макар пытается в своих суждениях стать выше проблем действительности. Однако идеалы его неопределённы и противоречивы. Он не знает, не видит выхода для человека-раба. Макар Чудра выводит свою формулу жизни, согласно которой просто наслаждаться жизнью и свободой. Ему чужды мучительные раздумья о смысле человеческого существования, теологические вопросы, он не приемлет никаких ограничений: ни телесных, ни духовных. Одно он знает твёрдо: рабство не должно быть, ибо рабство – бич жизни. Он не верит в силы раба, но он верит в силу свободы.

Попробуем вначале составить план композиции, т.е. построения рассказа (Дети называют части композиции) Посмотрите на экран. Правы ли мы оказались?

Обратите внимание на композицию рассказа.( на экране)


-Что презирает Чудра?

- чувство раба. В Макаре Чудре глубоко привлекательны бесконечное презрение к человеку-рабу, яркое вольнолюбие. Но в то же время его представление о свободе окрашено в анархические, отчётливо индивидуалистические тона: это – свобода от обязанностей по отношению к людям. Он презирает труд и скептически относится к возможностям человека.

Эта свобода от привязанностей заставляет Макара Чудру отказываться от такого чувства, как любовь.

-А вы согласны отказаться от любви ради свободы?

-Но для чего нужна такая свобода, когда ты никого не любишь?

В рассказе сформулировано два разных понятия счастья

Перед вами тетради. Напишите: Счастье - это…(1 минута). Читаем.

Я попросила двух учениц найти стихотворения о счастье. Послушайте, что они нашли.

Два ученика читают стихотворения

1. Что такое счастье? Угадайте!
Счастье состоит из ничего,
Утром рано окна открывайте
И впускайте с солнцем вы его.

Счастье-это путь,движенье к цели,
Миг счастливый нам не позабыть,
Пусть проходят годы и недели.
Счастье-это значит просто БЫТЬ:

Слышать детский смех и песни мамы,
Видеть землю,небо и рассвет,
Быть творцом,писать стихи, романы,
Радость чувствовать и вкус побед.

Счастье-жить и быть открытым миру,
Жить сегодня и уметь любить,
Счастье-чувствовать такую силу,
Что способна страх свой победить.

Быть счастливым… Как же это просто!
Так же просто, как смотреть, дышать.
Если в жизни есть надёжный остов,
Каждый сможет счастье ощущать!

2. Счастье - когда мир в душе,
Когда сердце не стонет от боли,
Когда жизнь проживая свою,
Сам хозяин ты выбранной доли…

Счастье - когда ты здоров,
И здоровы рядом родные,
Когда каждый жизни глоток
Смаковал ты, как влагу в пустыне

Счастье - если родной человек,
Разделяет слова и поступки,
Когда прожив отмерянный век,
Наслаждался ты каждой минуткой…

Счастье - когда уходя,
Ты оставил своей жизнью след,
С теплым чувством, что прожил не зря,
И не важно, сколько прожито лет.

-А счастье Макара Чудры ? (Отвечают ученики.) (Показываю таблицу о счастье)

Чьё высказывание больше подходит для наших героев? (Цицерон)

О великой силе свободной личности и повествует Макар Чудра в своей легенде о красавице Радде и Лойко Зобаре. Образы этих героев исключительны и романтичны.

Попробуем выяснить, какими были Лойко и Радда (Ребята говорят № страницы и зачитывают описание внешности героев (стр.152 и стр.151 и про Радду – стр.151)

- Что главное в их жизни? (свобода)

_ Такая свобода, что любить – не покоряясь? Такое возможно? Ведь люди знают, что любить – это жертвовать собой.

Какие чувства героев удалось передать художнику?

-Почему Лойко Зобар и Рада, исключительные характеры, сильные духом и гордые люди, погибают?

(Лойко и Радда не могут стать рабами своего чувства. Герои погибают, но остаются свободными, любовь и даже жизнь принесены в жертву воле)

Радда хотела утвердить своё право на свободу.

Почему убийство Радды, совершенное Лойко Зобаром, не вызывает ужаса, а поражает величием красоты чувств?

-Почему выражения лиц и позы цыган, изображённых на иллюстрации, лишены чувств и динамики?

Стр.159 – найдите слова Горького, которые помогут понять это состояние героев. («А мы смотрели…)

-Когда вы прочитали этот рассказ, какое чувство или мысли у вас появились? А не появился ли вопрос: А может такое быть?

См. слайд о романтизме


( о национальном характере: этот рассказ является переложением старинной легенды. Писатель обращается к народному творчеству, берет из него необходимый материал и вводит в свое произведение. Во-вторых, герои Горького – сильные, гордые, благородные, смелые, самоотверженные, жаждущие подвига, вольнолюбивые цыгане.)

Писатели эпохи романтизма делают упор на то, что главная ценность в жизни – личность человека. Каждая личность – это отдельный мир, полный удивительной красоты. Именно оттуда черпается все вдохновение и возвышенные чувства, а также появляется склонность к идеализации. По утверждению писателей-романистов, идеал – понятие эфемерное, но тем не менее имеющее право на существование. Идеал находится за пределами всего обыденного, поэтому главный герой, и его идеи напрямую противопоставлены житейским отношениям и материальным вещам.

На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому создал много литературных образов. Горького привлекала в романтизме «умение возбудить в человеке протест против тяжёлого гнёта. Он создал идеальный образ мятежника, борца за свободу людей, показал романтический дух времени перемен. Горький мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах… Серому существованию он противопоставил яркий, экзотический мир героев.

И мы видим, это ему удалось.

- Какие характерные черты романтизма присущи рассказу М. Горького? (Запись в теради, а я – на доске)

Мы видим яркие личности, для которых свобода дороже всего. В то время это было необходимо – в тяжёлые годы подавления личности человека (конец 19 века) надо было сказать людям, что они должны быть свободны, счастливы. И романтизм Горького пришёлся кстати.

В центре внимания в романтизме – исключительный герой, свободный, прекрасный, стоящий выше окружающей обыденности. Такими героями в рассказе являются Лойко Зобар и Радда. Больше всего они ценят свободу. Герои руководствуются чувствами, страстью, а не разумом. Пейзаж в романтизме не просто фон действия, он несёт особую смысловую нагрузку. Хорошо известна любовь романтиков к морским и горным видам. Именно в бескрайних просторах моря и гор может найти отклик свободная и страстная душа исключительного героя.

Революционно-романтическая идея определила и художественное своеобразие произведений Горького:

Почувствовали вы возвышенный стиль? В чём он виден?

А фабула романтическая? Фа́була — фактическая сторона повествования, т.е. события, факты, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности.

А рассказ напоминает легенду?

Одним из элементов романтизма является показ картин природы. Мы уже заметили, что пейзажные зарисовки окаймляют рассказ, обрамляют сюжет.

Для чего это надо?

Пейзажные зарисовки являются фоном, они – составная и существенная часть содержания. Описания природы позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии читателя.

Обрамлением рассказа является и строгая гармония звуков.

Читаем стр.160-161 со слов «Своеобразна природа…)

-Какая мелодия звучит в рассказе?

Плач скрипки слышен в рассказе о любви Лойко Зобара и Радды.

Использование символов

1)Какой смысл приобретает образ огненно-красных звёздочек, падающих на землю из груди Радды?

2)Звучание скрипки напоминает плач девушки

3)Как называет Макар Чудра рассказчика и почему?

Рассказчик - сокол. Сокол мечтает всех людей сделать счастливыми. Сокол в славянской мифологии - воин, молодой герой, богатырь и князь, возглавляющий боевую дружину, охраняемую небесной благодатью. Образ сокола связан с представлениями об альтруизме.

Альтруи́зм (лат. Alter — другой, другие) — понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в.

-Какое символическое значение приобретает эта фраза?

Орёл символизирует духовное начало, высоту, вознесение, освобождение от уз, отвагу, победу, гордость, власть, силу, сильную личность.

Рада чувствует слабость магната – раба денег и высоко ценит внутреннюю свободу.

Лойко Зобар, который мог бы вырвать сердце из груди для счастья ближнего, проверяет, крепкое ли сердце у его любимой, и вонзает в него нож. И тот же нож, но уже в руках солдата Данилы поражает сердце Зобара.

4)Какое символическое значение приобретает образ сердца в этих эпизодах?

С образом сердца связывается любовная символика. Герой жертвует любовью к женщине во имя свободы и счастья ближних.

Горький щедро пользуется яркими фольклорными мотивами и образами, перелагает молдавские, валашские, гуцульские легенды, которые слушал во время скитаний по Руси.

Все герои раннего творчества Горького нравственно эмоциональны и переживают душевную травму, выбирая между свободой и любовью, но они выбирают всё же последнее, обходя любовь стороной и предпочитая только свободу.

Найдите предложение на стр.160 где высказана авторская позиция.

-А о чём заставляет задуматься появление теней Радды и Лойко в конце рассказа?

-Помогает понять позицию автора: как бы прекрасны ни были в своём стремлении к абсолютной свободе романтические герои, их жизнь бесплодна и призрачна, она может быть уподоблена тем самым теням, в которые и превратились Лойко Зобар и Радда.

Писатель находит счастливого человека там, где небо почти сливается с морской стихией и степью; в том мире, который создает самые необычные романтические характеры. Литературоведы это направление в литературе называют неоромантизмом, т.е. новым, возрожденным романтизмом.

Мы, люди 21 века, наверное, уже не сможем до конца понять авторскую идею рассказа. Но всё же это произведение поможет нам разграничить понятия об истинных и ложных ценностях человеческой жизни и выбрать каждому свой жизненный путь.

Так как же мы назовём сегодняшний урок?

См. слайд о смысле жизни

Рассказ Горького позволяет нас задуматься о своей жизни и сделать правильный выбор.

Я очень хотела бы, чтобы вы прочитали ещё немало произведений Горького. Они по-иному заставят взглянуть на жизнь, мир, который вас окружает, а значит, помогут лучше сориентироваться в жизни при любых трудностях.

Жанровая направленность произведения представляет собой романтический рассказ, отличающийся особенной речью повествователя, являющегося главным героем.

Основной персонаж представлен писателем в образе Макар Чудры, свободного и независимого пятидесяти восьмилетнего цыгана, кочующего вместе с табором по стране. Макар изображается в рассказе в лице здорового, могучего мужчины, не боящегося непогоды. Отличительной особенностью Макара является его стремление к свободе, вольной цыганской жизни, а также любовь к размышлениям и жизненной философии.

Основой произведения является рассказ Макара легенды о двух молодых цыганах, также представленных в образах главных персонажей, один из которых, Лойко Зобар, изображенный в качестве красивого мужчины, характеризующегося страстью к лошадям, свободе и воле. Лойко обладает многочисленными талантами, включая отличную игру на скрипке.

В качестве главной героини автор изображает Радду, молодую, гордую, красивую цыганку, отличающуюся непокорностью и своенравностью, считающую себя достойной лучшей жизни. Поэтому девушка отвергает любых претендентов на ее руку и сердце, однако начинает симпатизировать Лойко, влюбленного в нее. Гордость девушки не позволяет ей раскрыть свои чувства и она желает покорности молодого цыгана. Но Лойко также является гордым и свободолюбивым, что приводит его сначала к убийству любимой женщины, а затем и собственной гибели.

Второстепенными персонажами рассказа являются Данило-солдат, изображенный в образе старого цыгана, отца Радды, который убивает Лойко, мстя за убитую дочь.

Рассказ отличается своеобразным колоритом красивых фраз, гиперболизированных автором.

Основной мыслью произведения является рассуждения о свободе человеческого жизненного выбора.

2 вариант

"Макар Чудра" одно из произведений раннего творчества Горького, в котором молодой писатель поднимает философские вопросы свободы, идеала и смысла жизни. В этом рассказе каждый герой предстает один, сам за себя, никто из представленных персонажей не находит поддержки общества. Каждый являет собой личность. Первостепенная идея рассказа это возможность донести до читателя то, что каждый человек - это прежде всего личность, которая не должна никому подчиняться насильно ломая себя.

Главной проблематикой рассказа является выбор между свободой и рабством. Через все произведение проходит столкновение разных взглядов. Цыган кочующих и оседлых. Чувство гордого превосходства и ценность свободы послужило гибели двух молодых цыган. Опытный цыган Макар Чудра предаётся размышлениям о жизни, свободе и сущности человека. Ему припоминается удивительная история про удалого, вольного красавца цыгана Лойко Зобара, который не видя достойной спутницы вёл игру с безответно влюблёнными в него женщинами. Встреча с независимой Раддой перевернула его игру. Он осознал, что только она ему нужна, иначе - смерть. Своенравная цыганка ценит волю больше любви и выставляет условие, что цыган должен перед всеми пасть ей в ноги. Не менее гордый цыган не в силах вынести такое унижение и решает проверить ледяное сердце Радды вонзив в него нож. Зобар тут же получает ответ ножом от отца Радды. И невозможное воссоединение этих вольных гордецов на земле, уже происходит на небесах.

Первым в рассказ Горький вводит старого цыгана Макара. Автор восхищается им, постоянно говорит о том, что этот цыган по-прежнему сохраняет свою силу и стать. Старик ведёт философскую беседу с человеком, с которым делится своими мудрыми мыслями. В этих мыслях чувствуется сильная, независимая личность, для которой Лойко Зобар является героем.

Главной темой рассказа является свобода. Представленный образ цыган, как нельзя лучше даёт возможность ощутить, о какой свободе говорит писатель. Также параллельно идёт тема любви, за которую можно лишиться жизни. Тема любви идёт вразрез с темой свободы. Если человек влюбляется это уже подразумевает под собой отказ от свободы. Поэтому остаётся выбор чего-то одного.

Главная мысль. Своим произведением Горький хотел донести до читателя смысл жизни отдельной личности, как важно на самом деле не уподобляясь массе оставаться индивидуальностью.

Анализ 2

Произведение названо в честь главного героя Макара Чудра. Он пожилой цыган, задумчивый философ, который разбирается и понимает смысл бытия, его табор путешествует по Южным городам России.

Тема таких рассказов автора – влечение к свободе. В самую основу этого рассказа положена трогательная история двух влюбленных. Персонажи прекрасной легенды, не могут определится, между гордыней, любовью, и вольнолюбием. Влечение к свободе определяет их мысли и поступки. И в итоги они оба умирают.

В маленьком по объему произведении положены цели свободы, жизни радости, и красоты. Размышления рассказчика о жизни показывают, о филосовском составе ума, пожилого цыгана который повидал многое в жизни. Его мудрость раскрывается через повествование им легенде о Радде и Лойко. Он считает что гордыня и любовь не совместимые вещи. Любовь принуждает отдаться любимому человеку. Так же он считает что человек, который рожден рабом, не способен совершать поступки. Он прекрасно понимает, что если человек не хочет чему то учится, то он и не научится.

Возле цыгана есть облик слушателя, от лица которого идет рассказ. Этот персонаж захватывает в рассказе мало места, но для представления позиции писателя, художественного метода, задумки его роль большая. Он любит по мечтать, романтичен, и понимает красоту, которая его окружает. Так как он видит окружающий мир это и вносит в произведение романтическое начало.

Естественно романтическое начало включено в персонажах красивой легенды – не старых цыганах, с молоком мамы которые попробовали жить вольно. Для одного героя из рассказа Макара ценностью является свобода, а другой герой был горд. По мнению старого цыгана, любовь и гордыня не совместимы между собой, и это может разрешить только смерть. И персонажи отказываются от любви, успеха, и решают умереть во имя свободы, и воли.

Вариант 3

Главным героем является мужчина по имени Макар. Он является цыганом. Больше всего на свете ему нравится жить свободной и спокойной жизнью и ее он ни на что не готов менять. Он считает, что крестьяне рождены для того чтобы работать и постоянно вспахивать и пропалывать поля. А ничего другого он делать не может. И ни в коем случае он старается никого не любить, ведь от этого он потеряет свободу. Именно поэтому любовь для многих из них является проклятием, от которого просто невозможно избавиться.

Сердце просит любви и если раньше они могли с этим сражаться, то теперь им это не удается, а все, потому что она пересиливает. Любовь вспыхнула между Зобаром и Раддой. Они даже не заметили, как их настигло данное чувство. И если раньше они могли с этим бороться, то теперь от нее можно избавиться только при помощи смерти. В сюжете присутствуют философское рассуждение автора. Здесь Макар постоянно рассуждает не только о своей жизни, но и о жизни других героев, а также и о любви.

Макар рассказывает очень интересную легенду, которая начинается со свободных отношений, а вот заканчивается она совсем по-другому. Кроме этого здесь присутствует еще и морская стихия.

Радда очень красивая девушка, с которой хотелось встречаться многим, но она отдала свое сердце своему единственному герою по имени Зобар. А вот парень не только талантливый и умный, но еще и характерный.

Здесь присутствуют еще и красивые фразы, которые хватают за душу и не отпускают до самого окончания произведения.

Также красоту произведению еще приносит и слова главного героя. Он их говорит величественно и красиво. Самое главное нужно постоянно двигаться вперед и не отступать и не сдаваться ни в коем случае.

Когда читаешь произведение, то между строк постоянно прослеживаются слова автора. И ему совсем не нравится точка зрения Макара и со многими его словами он не согласен. Девушка всегда была величественной и гордой и именно эта гордыня и помешала им быть не только счастливыми, но и любить друг друга. Чувства героев выражается при помощи пейзажной зарисовки. Сначала море тихонько колышется из одной стороны в другую. Но когда их чувства становятся сильнее, то и море начинает колыхаться сильнее.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Макар Чудра

Популярные сегодня темы

Произведение по жанровой направленности является авторской сказкой. Главный герой сказки представляется простым солдатом, отличающимся прямолинейностью, смелостью,

В каждом юмористическом творении должны присутствовать элементы комического. Это, прежде всего, несоответствие, когда читатель понимает, к чему стремиться действие

Ранним утром Индюк будит жену и требует, чтобы она сказала, что он является умнейшим среди птиц. Индюшка подтверждает его мнение, но тогда, он говорит о том, что соседи мало его уважают и не воспринимают его серьезно

Где-то далеко на поверхности моря вода красивая, чистая и синяя. Море скрывает в глубинах волшебные деревья, травы и рыб. В самом глубоком месте, можно найти великолепный замок, где живет король подводного царства

Кто такая Оля Мещерская? Каков её образ в произведении Бунина “Лёгкое дыхания”. Автор произведения хочет показать её раскованность и необычайную красоту. Также он концентрирует внимание на том, как Ольга относится к мнению других людей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформировать понятие романтизма в литературе на основе анализа художественного произведения, подняв тему смысла и цели жизни, истинных и ложных ценностей человека;

развивать умение анализировать произведения художественной литературы;

воспитывать нравственные качества, гуманность, положительное отношение к знаниям.

Конспект урока.

Актуализация опорных знаний о романтизме.




Не случайно именно цыган писатель сделал главными героями своего произведения. Ведь это одни из самых романтических персонажей. Они всегда в дороге, преодолевают бескрайние просторы. Цыгане всегда готовы защищать свою свободу, эти люди никому не подвластны, кроме самих себя. У цыган свой мир, свои традиции. Можно сказать в полной уверенности, что это исключительные люди и исключительные герои.

Главный герой первого рассказа Горького — старый цыган Макар Чудра. Он отрицает нищенское, жалкое существование, он не может принять его: “Что ж, - он родился затем что ли, чтоб ковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять?” Эти слова как бы подтверждают позицию автора о свободе каждого человека, о его независимости, непримиримости к условиям жизни.

Фамилию (или прозвище) – Чудра – придумал сам Горький.

Оно может быть связано с идеей чуда – способности старого цыгана к чуткому поэтическому восприятию мира, прозрению тайны красоты бытия.

Макар пытается в своих суждениях стать выше проблем действительности. Он выводит свою формулу жизни, согласно которой просто наслаждаться жизнью и свободой. Ему чужды мучительные раздумья о смысле человеческого существования, он не приемлет никаких ограничений: ни телесных, ни духовных. Одно он знает твёрдо: рабство не должно быть, ибо рабство – бич жизни. Он не верит в силы раба, но он верит в силу свободы.

Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую рассказывает Макар Чудра. Молодая, красивая цыганская пара — Лойко Зобар и Радда — любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость.

Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только “влажный, холодный ветер” разносит “по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов”. Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган.

Это первое произведение молодого Горького актуальной проблематикой, яркостью образов и языка сразу обратило на себя внимание и возвестило о рождении нового, незаурядного писателя.

III.Черты романтизма в рассказе.
Мы видим яркие личности, для которых свобода дороже всего. В то время это было необходимо – в тяжёлые годы подавления личности человека (конец 19 века) надо было сказать людям, что они должны быть свободны, счастливы. И романтизм Горького пришёлся кстати.

В центре внимания в романтизме – исключительный герой, свободный, прекрасный, стоящий выше окружающей обыденности. Такими героями в рассказе являются Лойко Зобар и Радда. Больше всего они ценят свободу. Герои руководствуются чувствами, страстью, а не разумом. Пейзаж в романтизме не просто фон действия, он несёт особую смысловую нагрузку. Хорошо известна любовь романтиков к морским и горным видам. Именно в бескрайних просторах моря и гор может найти отклик свободная и страстная душа исключительного героя.

Пейзажные зарисовки являются фоном, они – составная и существенная часть содержания. Описания природы позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии читателя.

IV.Подведение итогов.

Писатель находит счастливого человека там, где небо почти сливается с морской стихией и степью; в том мире, который создает самые необычные романтические характеры. Литературоведы это направление в литературе называют неоромантизмом, т.е. новым, возрожденным романтизмом.

Мы, люди 21 века, наверное, уже не сможем до конца понять авторскую идею рассказа. Но всё же это произведение поможет нам разграничить понятия об истинных и ложных ценностях человеческой жизни и выбрать каждому свой жизненный путь.

Читайте также: