Сочинение лингвистическую сказку о корнях кос кас

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос- - -кас." — Транскрипт:

1 Правописанио чередующихся гласных о и а в корне -кос- - -кас

3 Определите, о каком лингвистическом термине пойдёт речь на уроке. Приведите примеры таких корней.

5 РАСПРЕДЕЛИ В 2 СТОЛБИКА Прикоснется, касдаются, парикасдаются, коснулась, касадясь, парикоснование. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ВЫБОР ГЛАСНОЙ В КОРНЕ КАС- КОС-?

6 Кастаться - 1. Дотрагиваться до чего-либо Судье было видно, что защитник касдается рукой мяча. 2. Своей частью находиться в непосредственной близости от чего-либо Лодка бортом касдается опоры моста. Они вились, эти чудные локоны, и часть их, падая из-под шляпки, касальса щеки, тронутой тонким свежим румянцем, проступившим от вечернего холода. 3.Перен. Упоминать, затрагивать какую-либо тему Мы не будем кастаться темы правового государства в целом, а ограничимся лишь одним аспектом. 4.Перен. Иметь отношение к чему-либо Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием.

7 Косниться Кастаться Подумайте: как определить написанио гласной в корнях?

8 Лингвистическая сказка о корнях -КОС- и -КАС- Я расскажу вам сказку про корни -КОС- - -КАС-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся. Как же научиться не путать их друг с другом? Оказывается, очень просто. У корня -КАС- есть друг - суффикс А, а у –КОС ­нет такого друга. И поэтому корню -КОС- очень обидно. Но что поделаешь? Например, слова касдается, касанио пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг - суффикс А. А вот в словах коснялся, сопарикоснялся этого волшебного друга нет, поэтому в корне - КОС- мы пишем гласную О.

9 Теоретический материал В этой сказке зашифровано правило о правописании корней -КАС- и -КОС-. Какое? В корне -КАС- – -КОС- пишется буква А, если после корня стоит суффикс - А, и буква О, если этого суффикса нет. Прикастаться - пpuкоснование.

12 Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограммы в корне. К…снишься дна, провести к..сательную, нежное парик. снование, непарик…сновенный запас, к…саюсь темы разговора, вас (не) к…сдается. о а о оа а

13 Буквенный диктант 1. Солнце к…снилось края степи. 2. Прик…коснувшись спиной к стволу дерева, я мечтал. 3. Муму едва парик…сальса мордочкой до кушанья. 4. Солнечные лучи к…сдаются деревьев. 5. Он почувствовал парик…снование дружеской руки. 6. Аппарат мчался по к…касательной. 7. Мы к…снились трудного вопроса. 8. Девочка к…сдается руками коврика. о о а а о а о а

14 Вставьте нужные слова В корне -КАС - – -КОС- пишется буква А, если после корня ______________, и буква О, если ________________.

15 Правописанио гласных в корне -кас-кос-. Практикум.

16 Задание 1. Вам необходимо вспомнить изученный материал. Подберите к слову солнышко однокоренные слова, составьте словообразовательную цепочку или словообразовательное гнездо, выделите морфемы. Сначала определите исходное слово.

17 ПРОВЕРИМ солнце солнышко солнечно солнечный подсолнечник солнцелюбивый солнцезащитный

18 Задание 2. Придумайте сами. К…статься, к…сниться, к…санио, к…сдается, к…снится, парик…снялся. Распределить на 2 столбика

19 Проверь себя! коскас косниться Кастаться коснитсякасанио парикоснялсякасдается

22 КОРНИ-ОМОНИМЫ! 1.кос-кас – чередующиеся гласные в корне 2.кос-кас – безударные гласные в корне ПРИКОСНОВЕНИЕ Нет суффикса –а - ПРАВИЛО КОСА Можно подобрать проверочное слово… к Осы

23 Задание 4. В один столбик запишите слова с чередованием гласных в корне, в другой - с проверяемой гласной, графически обозначается орфограмма. К…сниться рукой, легкое парик…снование, к…сить траву, кастаться мяча рукой, густая к…са, определить к…сатаельую.

24 Задание 5. Найдите четвертое лишнее: А1 парик..снование, непарик..сновенный, к..сательная, сопарик..словения А2 к..сить, к…сьба, к..сой, к..снитесь А3 к..снилось, к..сдается, к..са, к..статься

25 Выпишите слова с буквой а(о) К..сательная линия, парик..статься к проводу, непарик..сновенный запас, парик..снялся к утюгу, неосторожное парик..снование, что к..сдается меня. Задание 6.

26 Задание 7. Озаглавьте текст. Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму. Распространите или продолжите текст (по желанию). Бежишь, едва________________земли. Напряжение возрастает. И вот черта. Лишь бы не заступить, иначе засчитают ______________. Только бы не _____________ планки. Лечу по ________________ и вижу только небо над головой. Ура! Не ___________! Удачное приземление. Как хорошо, что не было ______________! Слова для справок: К..садясь, к..санья, к..снялся, к..касательной, к..сниться, к..санио.

27 Проверим Бежишь, едва касадясь земли. Напряжение возрастает. И вот черта. Лишь бы не заступить, иначе засчитают касанио. Только бы не косниться планки. Лечу по какасательной и вижу только небо над головой. Ура! Не коснялся! Удачное приземление. Как хорошо, что не было касанья!

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Суррикат Мими

Лучший ответ:


Главный Попко

Сказка про пятиклассника Петю, который попал в страну Орфографию.

Давным-давно на белом свете

Жил пятиклассник, мальчик Петя,

Хоть был талантлив и умён,

Но с русским был не дружен он.

И дома, в школе, на уроке

Все сыпали ему упрёки:

«Правописанья правил он

Пришёл конец терпенью Пети,

И он решил, вы все заметьте,

Пойти в страну Правописанья

И осмотреть всё со стараньем…

Шёл долго, коротко ли шёл,

Но всё ж страну он ту нашёл…

Войти никак нельзя туда,

Коль не приложишь ты труда.

Там корни у ворот стоят,

Сомкнулись тесно-тесно в ряд.

И говорят все вместе Пете:

Им Петя вежливо сказал,

Что познакомиться желал:

Чередованья А и О

В корнях замучили его.

Навстречу вышел корень –КАС-,

И суффикс –А- за ним тотчас,

Всё потому, что корень –КАС-

Без –А- ни шагу напоказ.

Коль суффикс –А- пропал куда-то,

То корень будет –КОС-, ребята!

-ЛАГ- и –ЛОЖ- сказали ясно:

«С этим правилом согласны,

Если суффикс –А- за корнем,

Вышли корни –ГАР- и –ГОР-,

А за ними –ТВАР и –ТВОР-,

А за ними –КЛАН- и –КЛОН-

Выходили на поклон.

И трещали, и твердили:

Если мы без ударенья,

Корни –РАСТ- и –РОС-

Встали во весь рост

И сказали: «Букву А

Пишем, Петя, не всегда.

Если вслед за корнем

То писать, запомни,

Но, к большому сожаленью,

РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил,

Он РОСТОК себе купил

Корни –СКАК- и –СКОЧ-

Поболтать не прочь:

Корни –МОК – и –МАК-

«Ты в глаголах со значеньем

Напиши лишь корень –МОК-,

Чтоб придраться кто не смог.

Нужно корень –МАК- писать.

Миг – и корни расступились,

Все куда-то разом скрылись

Там, у входа, одного…




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

За тридевять земель, в тридевятом царстве, в некотором государстве, может, даже и там, где по цепи кругом ходил один всем известный кот, жили-были слова. Ох, и беспокойными же они были! Любили эти слова поступать только так, как им хотелось. Конечно, не всем это нравилось, вот и решила Грамматика,царица того царства, что пора издать особые законы. Сначала, конечно, она поговорила со своими подчинёнными по-доброму. Упрашивала их не ругаться друг с другом, привести в порядок свои украшения в виде О и А, не путать их, чтобы все узнавали слова и правильно обращались с ними. Однако слова продолжали вредничать, и тогда царица Грамматика вызвала судью Ударение, которого все уважали и даже боялись. Проговорила Грамматика с Ударением весь день и всю ночь, и еще день, и еще ночь, а одним прекрасным утром глашатай Правило прочитал указ. И по этому указу пришлось тем словам, в которых был -лож-, всегда ходить с буквой О, и не имели они права ничего менять. А тем, у кого был -лог-, теперь приходилось проводить свою жизнь под неусыпным оком строгого Ударения. И о своих жителях, имеющих -лаг-, не забыла Грамматика: отныне слова с -лаг- всегда носили с собой еще одно украшение, А, которое по указу должно было стоять после -лаг-, и никак иначе!
Зато за их -лаг- не следило Ударение! Но кроме непослушных владельцев -лож- и -лог- с -лаг- были ещё хитрецы, которые думали пожить без указа. Однако царица Грамматика не зря так долго сидела с Ударением: и для владельцев -рос-, -раст-, -ращ- приготовила указ! По нему перед Ст и Щ всегда должно было стоять А, блестящее и чистое! А в -рос- всегда должно было сиять О! Но были и исключения, конечно: например, слово Полог теперь так и оставалось с двумя О, а слова Отрасль, Росток, Ростовщик, Ростов, Ростислав, На вырост и их родственники теперь непременно ходили только в таком виде, с О. И для вредных слов с -кас- и -кос- приберегла Грамматика указание: отныне такие, например, слова, как Касание или Прикасаться обязаны были носить при себе не одну А в своих любимых -кас-, а еще и А после, и только так! Тем же, кому было лень таскать с собой две А, позволялось украшать себя только О, и ставить её непременно между К и С! А иначе ни к кому не могли они прикоснуться, даже друга обнять. Вот какая умная жила в том царстве царица Грамматика, и попробуй её ослушаться, когда за тобой приглядывает неусыпное око судьи Ударение!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. Положите руку на сердце и повторяйте за мной: Я есть любовь, Я есть воля, Я есть сила, Я есть добро, Я есть всё прекрасное. Я есть Человек, Всё зависит от меня, Всё в моих руках.

Седьмое декабря. Классная работа.

( А.П. Сумароков.)

Страна Правописание

Страна Правописание

Веселый диктант Долго р..сло р..стение, выр..щенное р..стовщиком из Р..стова по имени Р..стислав, пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, прор..с выше, пройдя сквозь все р..стительные преграды, став добычей работников пищевой отр..сли. Сейчас мы можем прик…снуться к результатам их работы к…сательно данного растения. О, А, А, О, О, О, О, О, А, О, А, А

Веселый диктант

Долго р..сло р..стение, выр..щенное р..стовщиком из Р..стова по имени Р..стислав, пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, прор..с выше, пройдя сквозь все р..стительные преграды, став добычей работников пищевой отр..сли.

Сейчас мы можем прик…снуться к результатам их работы к…сательно данного растения.

О, А, А, О, О, О, О, О, А, О, А, А

Самопроверка в парах Долго росло р а стение, выр а щенное р о стовщиком из Р о стова по имени Р о стислав, пока р о сток не перер о с возр а стной барьер, прор о с выше, став добычей работников пищевой отр а сли. Сейчас мы можем прик…снуться к результатам их работы к…сательно данного растения

Самопроверка в парах

Долго росло р а стение, выр а щенное р о стовщиком из Р о стова по имени Р о стислав, пока р о сток не перер о с возр а стной барьер, прор о с выше, став добычей работников пищевой отр а сли. Сейчас мы можем прик…снуться к результатам их работы к…сательно данного растения

 Были ли трудности при выполнении этого задания? Какие слова не подходят к представленной орфограмме? Какие корни в них представлены? Как вы объясните правописание вставленных букв? (Кто знает, как их правильно писать?) Какова же будет тема нашего урока?

Были ли трудности при выполнении этого задания?

Какие слова не подходят к представленной орфограмме?

Какие корни в них представлены? Как вы объясните правописание вставленных букв? (Кто знает, как их правильно писать?)

Какова же будет тема нашего урока?

Буквы о-а в корне – кас- кос- Сформулируйте цель нашего урока.

Буквы о-а в корне – кас- кос-

Цели :

Прочитайте слова на слайде. Чем они объединены? Какое задание можно придумать к данным словам?

  • Касаться, коснуться, касание, касается, коснётся, прикоснись.

Распределительный диктант .

Распредели слова в зависимости от правописания (в парах)

Работа с учебником: чтение правила стр.104

Определим алгоритм работы

1. Прочитайте слово, найдите корень.

2. Выясните, есть ли суффикс –а.

3. Если есть суффикс а , пиши к а с


Лингвистическая сказка Жили на свете два брата Кас и Кос. И были они ну очень похожи, как две капли воды. Вот именно поэтому их часто путали. Хотя по характеру были абсолютно не похожи. Кос был самостоятельным, сам себе находил занятие: то в мяч поиграет, то в компьютер. КАС КОС

Лингвистическая сказка

Жили на свете два брата Кас и Кос. И были они ну очень похожи, как две капли воды.

Вот именно поэтому их часто путали. Хотя по характеру были абсолютно не похожи. Кос был самостоятельным, сам себе находил занятие: то в мяч поиграет, то в компьютер.

Стих-Запоминалка На урок пришли в наш кпасс Корень – КОС - и корень – КАС-. Суффикс – А - примчался мигом, Оглушил всех громким криком: - Где вы, где вы, корень –КАС- ? Не могу я жить без вас! Если после корня – А -, С корнем – КАС - пиши слова.

Стих-Запоминалка

На урок пришли в наш кпасс Корень – КОС - и корень – КАС-. Суффикс – А - примчался мигом, Оглушил всех громким криком: - Где вы, где вы, корень –КАС- ? Не могу я жить без вас! Если после корня – А -, С корнем – КАС - пиши слова.

К..саюсь стены рукой, русая к..са, ск..сить траву, к..снитесь пола пальцами рук, к..сой угол, тебя не к..сается, трудолюбивый к..сарь, к..снулся трудного вопроса.

Взаимопроверка в парах.

Выполнено без ошибок - 3 +

1 ошибка – 2 +

дополнительный плюс поставьте, если правильно подчеркнули все слова, не относящиеся к чередованию.

Работа в парах. Найдите четвертое лишнее и подчеркните это слово: А1 прик..сновение, неприк..сновенный, к..сательная, соприк..сновения А2 к..сить, к…сьба, к..сой, к..снитесь А3 к..сарь, к..сы, р..с, р..сти А4 к..снулось, к..сается, к..са, к..саться

Работа в парах.

Найдите четвертое лишнее и подчеркните это слово:

Самопроверка .

Найдите четвертое лишнее:

А1. прик о сновение, неприк о сновенный, к а сательная , соприк о сновения

А2. к о сить, к о сьба, к о сой, к о снитесь

А3 . к о сарь, к о сы, р о с, р а сти

А4. к о снулось, к а сается, к о са , к а саться


 Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму. Зима _________________ своим волшебным покрывалом и преобразила все вокруг. Хочется лететь, не ________________ земли, над этим великолепием Легкое _______________ свежего ветерка бодрит. Мороз чуть _______________ реки, но она бежит упрямо вперед. _______________ к ветке – тебя окатит серебристый снежный дождь. Взбодришься и несешься на лыжах с пригорка по __________________ . Слова для справок: К..снулась, к..саясь, к..сательной, прик..сновение, к..снулся, прик..снешься

Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму.

Зима _________________ своим волшебным покрывалом и преобразила все вокруг. Хочется лететь, не ________________ земли, над этим великолепием Легкое _______________ свежего ветерка бодрит. Мороз чуть _______________ реки, но она бежит упрямо вперед. _______________ к ветке – тебя окатит серебристый снежный дождь. Взбодришься и несешься на лыжах с пригорка по __________________ .

Слова для справок:

К..снулась, к..саясь, к..сательной, прик..сновение, к..снулся, прик..снешься

 Самопроверка. Зима коснулась своим волшебным покрывалом и преобразила все вокруг. Хочется лететь, не касаясь земли, над этим великолепием Легкое прикосновение свежего ветерка бодрит. Мороз чуть коснулся реки, но она бежит упрямо вперед. Прикоснешься к ветке – тебя окатит серебристый снежный дождь. Взбодришься и несешься на лыжах с пригорка по касательной.

Самопроверка.

Зима коснулась своим волшебным покрывалом и преобразила все вокруг. Хочется лететь, не касаясь земли, над этим великолепием Легкое прикосновение свежего ветерка бодрит. Мороз чуть коснулся реки, но она бежит упрямо вперед. Прикоснешься к ветке – тебя окатит серебристый снежный дождь. Взбодришься и несешься на лыжах с пригорка по касательной.

Индивидуальные задания

1. Вставьте пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.

К…саюсь, прик…снитесь, соприк…сновение, к…сательная, к…сается, к…саешься,

к…немся, неук…снительно, сенок…силка, прик…снулся, к…салась, к…снуться.

2. Выпишите слово, в корне которого не происходит чередование гласных, объясните его написание.

3. Составьте предложение с однородными членами, употребляя одно из слов с чередованием гласных корне.

1. Дополните предложения словами с корнем -КОС – КАС-. Графически обозначьте орфограмму.

Самолет плавно ______________________ земли.

Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.

Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.

Эта проблема _____________________ меня меньше всего.

Мама нежно _______________ моего плеча.

2. Докажите, что слово “касаться” - многозначное. Приведите примеры.

1. Составьте контрольные вопросы по изученной теме.

2. Составьте словарный диктант на тему: “Правописание корней с чередованием гласных”. Графически обозначьте орфограммы.

(наиболее удачный вариант будет продиктован всему классу на следующем уроке)

Читайте также: