Сочинение лермонтов природа кавказа

Обновлено: 02.07.2024

Величавые картины горной природы нарисованы весьма талантливо.

Очень важно в раскрытии образа Печорина художественное описание природы в романе. В дневнике Печорина мы часто наталкиваемся на описания пейзажа, связанного с определенными мыслями, чувствами, настроениями героя, что помогает нам проникнуть в его душу, понять многие черты его характера. Печорин — поэтичный человек, страстно любящий природу, умеющий образно передать то, что видит.

Высланный в крепость, Печорин скучает, природа кажется ему тоскливой. Пейзаж и здесь помогает лучше понять душевное состояние героя.

* Когда волнуется желтеющая нива, * И свежий лес шумит при звуке ветерка, * И прячется в саду малиновая слива * Под тенью сладостной зеленого листка…

Характеризуя пейзажи романа, моно говорить об их созвучии или противоположности настроению героя, о символичных пейзажах, наводящих на философские размышления, можно рассматривать пейзаж и в других аспектах, но если подходить к теме сточки зрения анализа художественного метода Лермонтова, то можно отметить следующее. Черты романтизма присущи описаниям природы, что связано с определенными традициями в сознании героев – современников Лермонтова. Вместе с тем реалистическая тенденция проявляется, прежде всего, в обосновании восприятия природы социально-психологическими, культурными, интеллектуальными, нравственными особенностями персонажей. Таким образом, и в пейзаже отразилось решение Лермонтовым его главной задачи – изображения современного ему человека, сформировавшегося под влиянием определенных обстоятельств.

Характеристика места как функция пейзажа в романе

Описание картин природы как преддверие событий

Таким образом, в произведении М.Ю.Лермонтова изображена тесная связь человека и природы. Описание пейзажа раскрывает внутреннее состояние главного героя, помогает увидеть скрытые черты его характера. Природа играет важную роль и в композиции романа. Состояние окружающего мира иногда становится символом надвигающихся несчастий, неожиданных происшествий.

Автор: Анастасия Сметанова

Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя

§3. Роль пейзажа в раскрытии образа Печорина

Художественное описание природы очень важно в раскрытии образа Печорина. В дневнике Печорина мы часто сталкиваемся с описанием природы, связанной с определенными мыслями, чувствами, настроениями, и это помогает нам проникнуть в его душу, понять многие черты его характера.

Природа очень часто не только фон для человеческих переживаний. Пейзаж непосредственно проясняет состояние человека, а иногда контрастно подчеркивает несоответствие переживаний героя и окружающей обстановки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль пейзажа различна. Нередко это фон, на котором выступают действующие лица. Пейзажные зарисовки служат также для изображения душевных состояний героев романа. Психологичность и лиричность пейзажа создается интонацией, ритмикой фразы, эмоциональными сравнениями.

Скрытые духовные силы и возможности Печорина подчеркиваются ассоциативной связью его с буйными силами природы. Любовь к природе и связь с ней свидетельствует о душевном богатстве главного героя романа, в котором Лермонтов протестует против бесцельной и бездумной жизни, на которую обречено его поколение, и пейзаж помогает нам понять внутренний мир героев, полнее и глубже осмыслить замысел автора.

Человек и природа в романе

Роль пейзажа и природы в романе “Герой нашего времени”

Описание природы Кавказа Характеристика места как функция пейзажа в романе Описание картин природы как преддверие событий Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя Человек и природа в романе Мастерство писателя в изображении природы

Описание природы Кавказа

Представить себе литературное произведение, в котором бы не было образа природы, крайне сложно, – ведь пейзаж помогает воссоздать реальность описываемых событий, проявляет авторскую точку зрения, раскрывает причины поступков героев.

Пейзаж и природа в романе ” Герой нашего времени ” позволяют нам, читателям, во всей полноте постичь замысел автора именно потому, что характер описания природы, пейзажные зарисовки разнообразны и точны.

Описание природы Кавказа в романе “Герой нашего времени” создано неравнодушным пером – это чувствует любой читатель, и это действительно так.

здоровье. Тонко чувствующий прелесть и первозданность природы, Лермонтов был очарован ею. Здесь же, в совсем юном возрасте, пришло к нему и первое сильное настоящее чувство. Может быть, благодаря этому пейзажи кавказской природы потому так глубоки и тонки у поэта.

Характеристика места как функция пейзажа в романе

Роль пейзажа в “Герое нашего времени” разнопланова и многогранна. Лермонтов с его помощью обозначает, характеризует место или время сюжетной линии. Так, пейзаж, которым открывается повествование, вводит нас в художественный мир романа, мы с легкостью представляем себе, где именно происходят события.

Оказавшийся в Койшаурской долине рассказчик объемно и точно описывает скалы, “неприступные, красноватые, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар”, “обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов”, ему кажется, что Арагва “обнимается” с другой речкой, “шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею”.

Описание картин природы как преддверие событий

Пейзаж в “Герое нашего времени” часто предваряет события, о которых мы еще не знаем.

Например, читатель еще не увидел героя, еще ничего не происходит, просто “солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах”, а пейзаж этот оставляет явственное ощущение холода и равнодушия.

И ощущение это не обманет нас – от Печорина, встретившегося с Максим Максимычем, который так мечтал увидеть старого приятеля, повеет тем самым холодом.

После испытания поручиком Вуличем судьбы, когда офицеры расходятся по квартирам, Печорин наблюдает спокойные звезды, но показавшийся из-за горизонтов домов месяц “полный и красный, как зарево пожара”.

Кажется, нечего ждать – осечка спасла жизнь Вулича, увиденный Печориным “странный отпечаток неизбежной судьбы” на лице офицера-фаталиста рассеялся.

Но пейзаж не оставляет спокойствия, и природа не обманывает – Вулич погибает в эту же ночь.

Сочувствуя Печорину, скачущему, “задыхаясь от нетерпенья”, чтобы догнать Веру, понимаем, что это невозможно, ведь “солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно”.

Раскрытие внутреннего мира главного героя.

Пейзаж в “Герое нашего времени”, пожалуй, наиболее важен для раскрытия внутреннего мира главного героя.

Выслушав только рассказ Максима Максимыча, мы вряд ли сумели бы найти в Печорине приятные черты, однако именно образы природы, созданные героем в своем журнале, открывают для нас, читателей, сложную, противоречивую его натуру.

Взглянув из окна на Пятигорск глазами Печорина, пусть и на мгновение, пока не вспомнит он о маске, которую надо надеть перед появлением в обществе, обнаружим тонко чувствующую, восторженную натуру. “Моя комната наполнилась запахом цветов… Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна.

Вид с трех сторон у меня чудесный.

… Бешту синеет, как “последняя туча рассеянной бури”; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона…Амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин… Весело жить в такой земле! ..Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?” Оказывается, есть в жизни Печорина нечто, отчего весело жить, и внутренний мир его значительно богаче, чем могут предположить окружающие.

Подтверждаем наше открытие, читая, как Григорий Печорин после встречи с Верой мчит на лошади “по высокой траве, против пустынного ветра”; как вспоминает: “с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее”. Оказывается, вот что может излечить его от любой горечи и беспокойства, вот отчего становится легче на душе.

Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя

Лермонтов использует в своем романе пейзаж и как средство изображения душевного состояния героя. Яркий пример тому – природа в восприятии Печорина до и после дуэли.

“Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу”. Печорин не притворяется – он снова приоткрывает свой светлый внутренний мир, он естественен, он радуется жизни и ценит ее. “Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели” – читаем мы и ощущаем безрадостность состояния героя. И позже: ” сижу у окна; серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно; ветер свищет и колеблет ставни… Скучно!”

Человек и природа в романе

Человек и природа в романе Лермонтова неоднозначны. Знакомясь с “водяным обществом”, историей Вулича, читая о Грушницком, мы не найдем образов природы, пейзажей, с ними связанных, не увидим природу их глазами. В этом случае природа как будто противопоставляется героям, они люди, далекие от естественной жизни.

Печорин, так тонко умеющий чувствовать и воспринимать естественную прелесть жизни, мечтающий о слиянии с ней, не может стать ее частью – таков его удел. Для людей же, не связанных с условностями общества, далеких от “цивилизации”, природа – неотделимая часть жизни.

Природа в “Герое нашего времени” Лермонтова является, например, частью жизни контрабандистов – подслушанный Печориным разговор между ундиной и слепым мальчиком дает нам понять это ясно, и здесь автор не представляет нам развернутый пейзаж, наоборот, герои говорят о природе только с практической точки зрения: “буря сильна”, “туман густеет”.

Мастерство писателя в изображении природы

Мастерство поэта – пейзажиста огромно.

Порой он показывает в романе природу как художник – и создается впечатление, что рассматриваешь акварели или рисунки Лермонтова, подобные его картинам “Вид Пятигорска”, “Кавказский вид с верблюдами” или “Сцена из кавказской жизни”, – так разнообразны и выразительны эпитеты и метафоры: “умирающая прохлада ночи”, “голова Машука”, дымящаяся, “как загашенный факел”, “как змеи, серые клочки облаков”, “золотой туман утра”, метель – изгнанница, плачущая о своих раздольных степях”. Усиливает выразительность пейзажей и ритм повествования – то сжатый, стремительный, когда речь, например, идет о Печорине, или замедленно-плавный, при описании утреннего Кавказа.

Таким образом, пейзаж и природа в романе “Герой нашего времени” помогают нам понять характеры героев и их переживания, постичь замысел произведения, пробуждают собственные размышления о природе и ее месте в нашей жизни.

Пребывание на Кавказе наполняло М. Ю. Лер­монтова удивительными замыслами. Кавказ ока­зался для него не только источником вдохнове­ния, но и темой многих его произведений. “Лю­бимой темой”, – подчеркнул великий грузин­ский поэт Илья Чавчавадзе, писавший, что в “своих мощных стихах, преисполненных поэзии, Лермонтов изобразил весь Кавказ…”.

Почему же так манили поэта красота и вели­чие природы Кавказа? Отчасти ответ на этот воп­рос дает сам поэт: “Синие горы Кавказа, привет­ствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили

меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе”.

Одинокие и одичалые вершины горных хреб­тов стремились утонуть в вершинах грозовых туч. И тот, кто на вершинах этих гор молился Богу, “тот жизнь презирает, хотя в то мгновение гор­дится он ею!”.

Лирический герой ощущает гармоничное сли­яние с природой. В детские годы, когда мир фан­тазий так манит к себе, романтические синие горы Кавказа воспринимались как идеал всех возвышенных стремлений. Если мир людей по какой-либо причине тебя отвергает, если ты чув­ствуешь себя одиноким,

Объятия природы так же ласковы, как и объятия матери. А просторы степи повторяют ту же песню, что пела в детстве мать, рано ушедшая из жизни:

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Пленительно красив Кавказ на заре, когда далекие льдины утесов сияют в лучах восходя­щего солнца, сообщая случайному путнику о при­ходе утра.

В этом крае все прекрасно: и пустынные бури, и одинокое дерево на гладком холме, и виноград­ник, шумящий в ущелье, и неизвестный путь над пропастью, и быстрая безымянная речка. А воз­дух чист, как молитва ребенка.

Природа у Лермонтова уподоблена человеку. Розовый цвет снежных горных вершин – это цвет стыда: “как будто девицы, когда вдруг уви­дят мужчину, купаясь, в таком уж смущенье, что белой одежды накинуть на грудь не успеют”. Последний луч солнца, догорающий на серебри­стых льдах, закрывает “Эльбрус своей главой”.

Постепенно шумная природа засыпает. Где-то в далеком ауле печальную песню о несчастливой любви запела прекрасная дева – горы вторят ей, эхо отображает малейшие изменения голоса и эмоций. А приветный шум ручейка нежен, как хор птичек.

Прекрасна природа Кавказа в темную, полную таинств и волшебных превращений ночь. Цари­ца-луна, как южный метеор, стремительно всплывает из-за горной гряды. Мы становимся свидетелями действа, режиссером которого явля­ются не ведомые человеку силы:

На западе вечерний луч Еще горит на ребрах туч И уступить все медлит он Луне – угрюмый небосклон.

Эта борьба за господство на небе заканчивает­ся полной победой луны. Свет зари гаснет, луна в наряде из “младых” белых тучек воцаряется на небосводе.

В лермонтовских произведениях, воспеваю­щих красоту и величие Кавказа, заложена такая глубинная суть, что каждое новое поколение на­ходит в них для себя что-то важное и волнующее. Перед лицом природных стихий, любуясь грядой синих гор, украшенных ледяным покрывалом, человек думает не о суете жизни, мелочных еже­дневных заботах и переживаниях – в мыслях он обращается к самому сокровенному в природе и мире.

Роман "Герой нашего времени" впервые опубликован в тысяча восемьсот сороковом году. Состоит из нескольких частей, но их фактическое течение событий нарушено. Сделано это было специально, Лермонтов внёс тем самым много интриги и волнительных моментов в сюжет.

Но это не единственная особенность романа.

Есть то, что побуждает восхищаться и представлять перед глазами картинки написанного — описание природы. Михаил Юрьевич умело обращается со словом, создавая хрупкую, но шикарную атмосферу окружающей среды вокруг героев.

События произведения происходят на фоне кавказской природы. И почти с самых первых строк мы погружаемся в многообразие живого мира: "Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину".

Лермонтов, скорее всего, неравнодушно относился к местностям Кавказа, ибо описание наполнено красочными эпитетами, метафорами, олицетворениями.

". Тихо было всё на небе и на земле, как в сердце в минуту молитвы".

". Луна тихо смотрела на беспокойную, на покойную ей стихию. ".

Мы, прочитывая эти отступления, невольно рисуем в воображении высокие горы, глубокие впадины, малолюдные городки.

Для главного героя, Печорина, природа тоже многое значит. В дневнике он живописно пишет о том, что встречает на своём пути.

"Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов".

Лермонтов любил делать вставки природных описаний между сюжетом. Причём так плавно, что кажется, что без них текст потеряет целостность.

Могу предположить, что у природы есть душа. Михаил Юрьевич придаёт ей характер, который влияет на события героев. Так, Печорин и Вера долго пробыли на лодке на свидании из-за буйной грозы.

Также фоновое изображение готовит нас, читателей, к предстоящим перипетиям. В момент ухудшения погоды будут напряжённые сцены, в спокойной обрисовке пейзажа — умиротворённость и внутри действующих персонажах.

Богатство русского языка бесценно. Лермонтов это доказывает этим романом. Замечая мельчайшие детали, которые продут мимо беглого взгляда, автор заставляет нас задуматься. Мы слепы. В переносном значении, конечно. Мы привыкли к другой красоте, более вещественной, что не видим перед собой очевидного живого подарка от мира — природы.

Роман "Герой нашего времени" открывает нам глаза, мы начинаем понимать, как цинично относимся ко всему. Произведение Лермонтова — достояние, вечное для русского народа.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

kavkaz-v-zhizni-i-tvorchestve-lermontova

Многие русские поэты и писатели вдохновлялись природой Кавказа, его бытом и традициями. Среди них одно из первых мест занимает великий поэт М. Ю. Лермонтов.

Любовь к Кавказу зародилась в душе поэта еще в детстве. Летом 1825 г. в возрасте 10 лет маленький Лермонтов приехал на Кавказ вместе со своей бабушкой на кавказские минеральные воды. Здесь, в Пятигорске, Лермонтов впервые влюбился. 4 года спустя он написал об этом в своей тетради: "Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду?".

Самые ранние свои стихотворения Лермонтов посвятил Кавказу. 14-летний Лермонтов пишет поэмы "Черкесы" (1828 г.), "Кавказский пленник" (1828 г.) и пр., в которых сильно подражает Пушкину.

Чуть позже Лермонтов пишет стихотворение "Прими, прими мой грустный труд. " (1830 г.), где описывает природу Кавказа. В этот же период юный поэт выражает свою привязанность к Кавказу в одноименном стихотворении "Кавказ". Вообще в своих юношеских тетрадях Лермонтов часто возвращается на Кавказ в своих воспоминаниях.

Вспоминая Кавказ, юный Лермонтов создает целый ряд поэм из жизни кавказских горцев: в 1830-1831 гг. поэму "Каллы" (черкасская повесть), "Демон" (начало работы), "Измаил-Бей". Немного позже, в 1833-1834 гг., Лермонтов пишет поэмы "Хаджи Абрек", "Аул Бастунджи". Все эти произведения имеют отношение к Кавказу.

В 1839 г. молодой поэт Лермонтов завершает работу над знаменитой поэмой "Демон", над которой работал с 14 лет. На последних этапах работы в "Демоне" появляются описания природы Кавказа и местных жителей. Главной героиней поэмы является грузинка Тамара.

Вторая ссылка Лермонтова на Кавказ состоялась в 1840 году после дуэли. На этот раз ссылка для него оказалась значительно тяжелее: Лермонтов был переведен из гвардии в пехоту. На этот раз Лермонтов чувствует себя на Кавказе совсем не так, как во время первой ссылки. Ни кавказская природа, ни быт горцев, ни боевая жизнь уже не вдохновляют его. Кавказская природа и кавказская жизнь если являются в его произведениях этого времени, то большею частью не главным сюжетом, а лишь фоном для картин совсем иного рода: "Герой нашего времени", "Валерик" и др.

К сожалению, с Кавказом связаны самые трагические события в жизни Лермонтова - дуэль и смерть. В июле 1841 г. в Пятигорске поэт участвует в дуэли с Н. С. Мартыновым. В результате поединка 26-летний Лермонтов погибает.

"Лермонтов не только русский поэт; он, кроме того, поэт кавказский. Он так много воспевал Кавказ, так часто жил здесь, что трудно говорить о творце "Героя нашего времени", "Демон", "Мцыри", не упоминая об его отношениях к нашему краю.

Под влиянием поэзии Байрона воинственный Кавказ представлялся юному Лермонтову, утомленному пустой светской жизнью, чем-то возвышенным, ареною для необыкновенных рыцарских подвигов и, вместе с тем, каким-то священным храмом для истинно-верующего. Едучи сюда, поэт проклял Петербург и ту узкую бюрократическую среду, с которой приходилось ему постоянна соприкасаться. Вдохновившись кавказскою природою и поэзиею боевой жизни на Кавказе, поэт создал здесь лучшие свои произведения.

Если поэт так много заимствовал от кавказской природы и жизни, то не менее ценный дары он принес своей второй родине. Поэтизируя наш край в среде всей образованной части русского общества, он, быть может, более чем кто-нибудь другой сблизился и сроднил Кавказ с остальною Россиею. Всякий приезжий к нам северянин, интересующийся нашим краем, знает наизусть Лермонтова, и наоборот, всякий образованный обитатель обширной русской территории, знающий наизусть Лермонтова. невольно заинтересовывается и нашим краем, как чудным сказочным миром, как волшебною родиною поэзии. Точно также и образованная часть кавказского туземного общества, в лице Лермонтова, полюбила русскую поэзию, русское образование, русскую культуру." (Г. М. Туманов, "Характеристики и воспоминания. Заметки кавказского хроникера", кн. 1, 1900 г.)

Читайте также: