Сочинение лермонтов и печорин автор и герой

Обновлено: 05.07.2024

"Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля. " (В. Г. Белинский).
Лермонтов и Печорин. Герои одного и того же времени. Кто они? В чем сходство и в чем различие этих двух незаурядных людей? Вопрос автопортретности Печорина занимал умы уже современников писателя. Он интересует и нас.
При беглом чтении романа кажется, что Лермонтов создал Печорина по своему подобию. Критический взгляд умного и наблюдательного Печорина на действительность совпадает со взглядом самого Лермонтова. Но заключение это крайне неверное. Между писателем и его героем общего намного меньше, чем различий.
Да, у них похожи судьбы, мысли и взгляды их во многом совпадают. Оба они, личности одаренные и глубокие, вынуждены жить в мрачные годы николаевской реакции. Но как люди они совершенно разные. Вспомним Печорина. В молодости - погоня за светскими развлечениями, разочарование в них, .попытка заняться наукой и, наконец, скука. Лермонтов начинал так же. Был завсегдатаем балов и маскарадов, много писал, впал в немилость и был выслан. Пребывание Печорина на Кавказе надо рассматривать как ссылку, и Лермонтов попадает туда за вольномыслие.
Печорин приходит к сознанию своей ничтожности, ненужности. Лермонтов, наоборот, с годами осознает свое значение как писатель. Печоринский пессимизм чужд ему. Печорин чувствует, что существовала цель, для которой он был рожден, назначение ему было высокое, он ощущал в душе своей силы необъятные, но с годами силы эти были растрачены по мелочам, он впал в уныние. От нечего делать начал играть в "кошки-Мышки" с жизнью. А достичь он мог многого. Природный ум, наблюдательность, высокая культура могли сделать его выдающимся человеком своего времени. Он, прекрасно разбиравшийся в душах человеческих, не стал писателем, как Лермонтов, чтобы "глаголом жечь сердца людей". Печорин убивал в себе благородные стремления боязнью быть осмеянным. По-настоящему занятый только собой, Печорин заявляет, что "к дружбе он не способен". Уходя от людей, он замыкается, только в себе ищет разрешения всех противоречий, которые поставила перед ним жизнь.
Лермонтов не такой. Он все время тянулся к людям, ища и обретая среди них душевное равновесие. Он писал о людях и для людей. Если кого-то задевал желчный взгляд или колкая эпиграмма, то это потому, что ему горько и обидно было встретить в^ людях равнодушие и жестокость. Под маской отчужденности и иронии в поэте скрывалась отзывчивая и добрая душа.
Печорин больше всего ценил свою свободу, желание ни от кого и ни от чего не зависеть, делать все, что хочется, не принося никому ни пользы, ни вреда. И только потом, оставив за плечами тридцать лет жизни, он понял, каким нелепым фарсом обернулась его свобода. Один, без родины, без друзей, без любимой.
Разве такой жизнью жил Лермонтов? Его волновала современность, он не замыкался в себе, а пытался понять причину бесплодной жизни своего поколения. Его стихи и поэмы полны раздумий над жизнью, над
судьбами людей.
В дневниках и разговорах Печорина мы ни разу не
услышали слов "родина", "народ". Его совершенно не интересует ни то, ни другое. А Лермонтов знает и любит свой народ. Он создает незабываемый образ купца Калашникова, ставшего символом русского духа. Он прекрасно понимает роль народа в развитии истории. Писатель часто задумывается над "странной" своей любовью к отчизне. Он любит ее природу, ценит ее национальное своеобразие. Но существующий в Рос- . сии строй вызывает у него гнев и презрение.
Печорин - скептик, который живет из "любопытства". В нем борется рассудочность с чувствами, ум с сердцем. Сколько циничности в его суждениях о Вере, хотя он и заявляет, что она "единственный человек. которого он не может обмануть и которого, может быть, любил по-настоящему". Сколько расчета и логики в его ухаживаниях за Мери! Когда-то ок был способен на глубокое чувство. Но противоречия его характера погубили эту, может быть, единственную для его спасения способность. Иногда сердце побеждает, и тогда он, "как безумный", скачет вслед за Верой "пожать хоть раз ее руку". Но, не догнав ее, падает на землю и рыдает. И тут же приводит в отчаяние княжну Мери своей грубой откровенностью. Чувства его какие-то рассудочные, вызванные честолюбием или любопытством. На первый взгляд может показаться, что в этом писатель и его герой схожи: быстрая смена увлечений, недолговечность чувства.
Лермонтов любил искренно и глубоко. Он искал в женщине духовные богатства, искал подругу, которая поняла бы и ценила его мысли. Не его вина, что такую он не встретил ("не ты, но судьба виновата. "). Казалось бы, безнадежная любовь к Ивановой, вынужденная разлука с Лопухиной, неудавшаяся любовь к Щербатовой должны были ожесточить, озлобить Лермонтова. Этого не случилось. Он ждал серьезную любовь, основанную на родстве душ, до последних дней своей жизни ждал.
Но несмотря на то, что различия Печорина и Лермонтова были очевидны, современники писателя находили в них много общего.
У Лермонтова и Печорина схожи многие жизненные ассоциации. Величие вселенной вызывает у них размышления о человеческих судьбах. Печорин "в первой своей молодости был мечтателем". Романтические настроения чувствуются в ранних стихах и поэмах Лермонтова. Вспомним две дуэли: Печорина и Грушниц-кого, Лермонтова и Мартынова. И те и другие дрались на смерть. Условия дуэли были тяжелые, счастливого исхода быть не могло. Лермонтов не был заядлым дуэлянтом, но вопрос чести - главная жизненная позиция писателя и его героя.
Лермонтов критически относился к Печорину. Многие современники писателя увидели в герое "карикатуру на свое поколение". Гончаров и Белинский отнесли Печорина к разряду "лишних людей".
Нам совершенно очевидны многочисленные недостатки Печорина, его эгоизм, сдержанность, переходящая в равнодушие. Но судьба этого героя волнует и трогает нас. Печорин был лучше, чем он пытался представить себя в глазах окружающих. В поведении и поступках его было больше позы, фразерства, чем искреннего чувства. "Он хоронил лучшие свои чувства, боясь насмешки в глубине своего сердца. Там они и умерли". Печорин висит над пропастью: время декабристов уже прошло, эпоха демократов еще не наступила. Ему приходилось хуже других. Пытливый ум его требует пищи, деятельности. А однообразная действительность пищи для размышления дать не могла. Он пытался скрасить ее в юности, в зрелости он убедился в бесплодности своих попыток, ушел "в самое себя".
Умер Печорин, не оставив ни одного доброго зерна в человеческой памяти. Возможно, Лермонтов хотел понять и объяснить себя в Печорине, но, увлекшись, сделал его образ собирательным для своего поколения. А может, Печорин получил лермонтовские черты непроизвольно? Писатель бессознательно наделил своего героя чертами, типичными для себя и для своего времени.

И рассматривать эту связь можно в двух планах: первый – слияние автора с героем; второй – взгляд автора на героя издалека, с позиций осуждения его пороков, его высмеивания.

Иногда эти взгляды могут сочетаться. В предисловии к “Герою нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов говорит, что нарисовал современного человека, какого он слишком часто

встречал: “Автор этой книги… Ему просто весело было рисовать современного человека, каким он его понимает и. к несчастью, слишком часто встречал.”

Чем же Григорий Александрович Печорин похож на своего создателя, Михаила Юрьевича Лермонтова? Каковы эти признаки, черты, которыми обладали и тот и другой, как представители эпохи 30-х годов девятнадцатого столетия?

Во-первых, Печорин человек армейский, он военный, что было типично для дворянства 19 века. Он офицер и этим они с Лермонтовым схожи.

Во-вторых, он участвовал в дуэли, как многие тысячи в то время. Дуэль Печорина с Грушницким типична для

В-третьих, он любовник чужой жены, что распространено среди людей во все века, начиная с библейских времен. Печорин любит Веру и она любит его, даже, может быть, еще больше, еще сильнее, чем он ее. И хромой старичок, Верин муж, узнав об этом, называет свою жену ужасным словом и увозит ее из Пятигорска.

По современным изысканиям лермонтоведов такая ситуация была и у самого Лермонтова и некой Смирновой, чей муж служил в канцелярии Бенкендорфа.

В-четвертых, он, человек, щепетильно относящийся к вопросам чести, он что называется, светский человек, раб светских правил и предрассудков, он вступается за честь княжны Мери Лиговской, на которую пало подозрение, что она тайком дарит офицеру интимное ночное свидание, когда Грушницкий с засадой в саду чуть не ловит выпрыгнувшего из окна Печорина. Лермонтов в своих жизненных отношениях с Николаем Мартыновым, также не избежал мелких вопросов чести, когда с гостиной генеральши Верзилиной был вызван на дуэль, за то, что высмеивал перед женщинами Мартынова, как “горца с длинным кинжалом”.

Печорин – разочарованный во всем меланхолик, что свойственно романтическому веянию того времени в литературе, включая Байрона, и из литературы перенесенному в жизненную манеру поведения, в тон, свойственный личности, в моду. “Авось умру где-нибудь по дороге”, имеется в виду по дороге в Персию или далее, где нибудь за границей. Так может говорить лишь тот, кто разочаровался в жизни, ничего больше от нее не хочет и не ждет. Сплин, тоска, были модны в то время и многие юноши надевали на себя эту маску, которая иногда прирастала к лицу.

Во многих стихах Лермонтова, например в таком, как “Нет, я не Байрон, я другой…” звучит та же тема разочарования и смерти:

Я начал раньше, кончу ране,

Мой ум не много совершит.

В моей душе, как в океане

Надежд разбитых груз лежит.

Печорину присущ демонизм, что так же было свойственно многим героям начала 19 века, вспомнить хотя бы стихотворение Пушкина “Демон”, посвященное Раевскому. Лермонтов тоже погружался в размышления о демоне, создав даже гениальную поэму “Демон”. Печорин – убийца, он застрелил на дуэли Грушницкого, что так же является типическим явлением России и Европейского Запада.

По статистике на дуэлях погибало огромное число дворян.

Лермонтов не мог стать убийцей, это главное различие его и Печорина, он не мог стать убийцей так сказать по определению. Не мог, скорей всего, стать им, даже если бы, наверное, захотел, потому что по определению Пушкина: “Гений и злодейство две вещи несовместные”. А Лермонтов гений.

Отношение Лермонтова к своему герою хотя будто бы и высказано в предисловии, где он называет его безнравственным человеком, порочным, выразителем болезни общества: “Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет…” На самом деле такое отношение Лермонтова к герою есть конечно поза. Его отношение очень неоднозначно, таинственно, оно не укладывается в эстетические категории добра и зла, в этические нормы “хорошо” или “плохо”, это отношение пульсирующее, шевелящееся, неодномерное, как само искусство, как связь художника, который черпает психологические переживания описываемого героя из своего жизненного опыта, преломляя его, конечно, сквозь магический кристалл творческого озарения.

Дело в том, что Печорина все любили: женщины – Бела, Мэри, Вера, его любил Максим Максимович, его скрытно любил и одновременно завидовал ему Грушницкий. Они любили его за волю, за силу, за то, что он мог, чего никто не мог: ведь даже никто не мог захватить засевшего в мазанке пьяного кровожадного казака. Печорин же смог, прыгнув в окно, схватить его.

И здесь выходит на поверхность истинное отношение Лермонтова к Печорину, отношение автора к своему герою, как выходит оно на поверхность хотя бы в такой сцене, как погоня Печорина за уехавшей Верой, погоня, в которой он загнал коня. Переживания Печорина описаны столь высоко, что в них сияет любовь автора: “Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничего не выразит моего беспокойства, отчаяния. При возможности потерять ее навеки, Вера стала мне дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья!”

Говоря о взаимоотношении автора и героя, важно отметить, что Лермонтов, как человек того же поколения, хорошо понимал своего героя, видя все его пороки и все сильные стороны и, понимая, как все это в эпоху безвременья пропадает втуне – сострадал ему. Разница между ними состояла в том, что душа Лермонтова болела любовью к России, а Печорин был сосредоточен на себе.

В романе "Герой нашего времени" Лермонтов высказывает свое авторское отношение к Григорию Печорину в нескольких эпизодах (два "Предисловия" и др.).

Так, в начале романа автор говорит о том, что Печорин - собирательный образ современного человека со всеми его пороками:

". Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. "

Автор признает, что слишком часто встречал людей, подобных Печорину, поэтому решил написать о нем роман:

". автор этой книги Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. "

". я также с некоторым нетерпением ждал появления этого Печорина; хотя, по рассказу штабс‑капитана, я составил себе о нем не очень выгодное понятие, однако некоторые черты в его характере показались мне замечательными. "

Из текста романа мы узнаем, что автор романа лично видит Печорина всего один раз. Через Максима Максимыча дневники Печорина попадают к автору романа. Эти дневники он публикует после смерти Печорина:

". Теперь я должен несколько объяснить причины, побудившие меня предать публике сердечные тайны человека, которого я никогда не знал. Добро бы я был еще его другом: коварная нескромность истинного друга понятна каждому; но я видел его только раз в моей жизни на большой дороге. "


Авторское отношение к Печорину наиболее детально отражено в "Предисловии" к "Журналу Печорина". Здесь автор называет Печорина человеком "зрелого ума":

". Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. Исповедь Руссо имеет уже недостаток, что он читал ее своим друзьям. "

". Хотя я переменил все собственные имена, но те, о которых в нем говорится, вероятно себя узнают, и, может быть, они найдут оправдания поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека, уже не имеющего отныне ничего общего с здешним миром: мы почти всегда извиняем то, что понимаем. "

Это был анализ отношения Лермонтова к Печорину в романе "Герой нашего времени": авторское отношение к герою

Печорин – это человек с неповторимой и оригинальной природой. Он циничен, умен и холоден к людям. Лермонтов ставит своего героя в такие обстоятельства, что иногда читателю становится жаль того, а временем хочется покарать жестоким способом.

Главный герой представлен человеком, который хорошо знаком с чувствами, слабостями, бессердечностью людей общества, в котором живет. Поэтому он и холоден к ним. Конечно, кто-то может обвинить Печорина в эгоизме и самолюбии, ведь так он себя и ведет: не думает о чувствах других людей. Взять, к примеру, Бэлу, Веру, Мэри, с которыми Григорий поступил достаточно подло, как эти девушки не заслужили. Он очаровал их собой, влюбил их в себя, но сам не дал им любви, поэтому девушки оказались в итоге несчастными. Хотя читатель может иметь право пожалеть Печорина, испытать к нему чувство глубокой жалости и желания помочь. Своим эгоизмом, цинизмом Григорий сделал несчастным самого себя. А человек несчастен бывает тогда, когда его сердце не знает любви и заботы со стороны любимого человека. Такого человека рядом с Печориным не оказалось. Отчего так вышло? – потому, что он сам от себя всех отталкивал и не подпускал.

Несмотря на то, что Печорина определяют к плохим людям, с точки зрения нравственности, он владеет такими качествами, которые помогают ему без особых усилий производить шикарное первое впечатление. В то время как Грушницкому для этого требуется совершить гораздо больше действий и времени.

Печорина раздражает поведение Грушницкого, потому он использует свой острый ум только для того, чтобы вывести из себя Грушницкого.

Григорий говорил, что он терпел сильные унижения и несчастья в детстве, поэтому теперь ему безразлично на чувства других людей. Мир не ответил на любовь Печорина, потому он и возненавидел его.

Кто он, этот Печорин? Герой или злодей? В своем произведении Лермонтов четко дает ответ на этот вопрос.

Образец 2

В этом романе Лермонтов повествует о жизни в 19 веке страны, жизнь которой в это время была нелегкой. Николай первый только восстание декабристов и теперь хотел сделать из страны казарму, думать о свободе было уже нельзя.

Обычный молодой человек — Печорин, именно о нем рассказывал автор в романе. Каков же этот герой? Трагичная судьба. Из-за неприятной истории его ссылают на Кавказ из такого родного Петербурга, по приезду обратно он узнает, что разжалован и едет обратно на Кавказ. Вот и все его путешествия закончились и его потянуло на родину, но по приезду из Персии практически сразу умирает.

Еще в начале романа становится понятно, что Печорин чудак как внешне так и внутренне, так же это подчёркивают и некоторые герои романа. Скорее всего это и привлекает к нему противоположный пол. О таком мечтает каждая — красивый, добрый с хорошем чувством юмора и даже богатый. Чего же заслуживает такой герой? Упрека или сочувствия? Как мне кажется у Печорина полно положительных качеств.

Во-первых главный герой не мало образованный, умный человек. Он хоть и критически относится к людям, но и не менее строг к себе.

Во-вторых Печорин хоть и кажется эгоистом, но безумно любил Веру и боялся ее потери. Все же потеряв ее, утратив последний лучик света, даже тогда герой не сломился и убедил себя, что он сам хозяин своей судьбы.

Так же герой тянется и хочет быть ближе к людям, но находит в них только не понимание в свою сторону, так как Печорин искал в своей жизни, то чего далеко не понимали люди. Печорину хочется испытывать острые ощущения, но в поисках их он только страдает потому, что не где их не может найти и ради собственной прихоти рискует всем.

Печорин – личность которая может вызвать симпатию, отвращение, неприязнь, все это вместе и ещё кучу разных эмоций. Эго поступки собрали в себя одновременно и энергичность и крайнюю жестокость, а действия лишь пустоту. А как он поступал с девушками это было ужасно, например Белла и Мери он влюблял их в себя, играл чувствами, а наигравшись бросал. А Грушинского он убивал так, как будто делал это тысячу раз прежде.

Особенно хорошо Лермонтов подметил психологический образ героя. Вел повествование о его чести, нравственности. По моему мнению до Лермонтова не кто больше так не проработал на столько образ хотя бы одного своего героя в произведение.

Другие сочинения: ← Путешествие на поле славы (Бородино)↑ ЛермонтовРассказчики в романе Герой нашего времени →

Популярные сочинения

  • Мой любимый художник (Шишкин) сочинение
    Из всех картин русских художников мое внимание всегда привлекают работы всемирно известного живописца Ивана Ивановича Шишкина
  • Обломов и обломовщина — сочинение (10 класс)
    В романе Гончарова затронута очень глобальная тема того времени – проблемы русского дворянства на фоне переустройства страны.
  • Сочинение Генерал Аносов в повести Гранатовый браслет (Образ и характеристика)
    Герой является генералом средних лет, высокого роста, внешне приятен. Он является другом семьи Тугановых а также крестным их княгинь. Одежда у него старомодная, на голове носил фуражку

Сочинение: Действительно ли Печорин — герой своего времени?

Главный герой романа — пример того, какими становятся благородные и сильные люди под влиянием общественной обстановки. Эгоистичный дворянин, рано пресытившийся радостями жизни, не думает и не заботится о других, но знает обо всех слабостях, чувствах и повадках общества. Он абсолютно уверен в том, что превосходит своих сверстников, и поэтому, не находя понимания, становится жестоким и прячется за маской безразличия. Кажется, что Печорин вовсе разучился дружить и любить по-настоящему. Однако он искренне страдает, и это делает его не таким уж плохим человеком, каким он хотел казаться. Равнодушное и лицемерное общество во многом изменило Григория, но не смогло убить в нём человечность.

Нет сомнений, что Печорин является героем своего времени. Наступившей после 14 декабря 1825 года эпохе были присущи безнравственность, трусость и пошлость светского общества. Будучи представителем дворянской молодёжи того времени, Григорий был глубоко мыслящим человеком, но разочарованным во всех нравственных ценностях. В молодости его прельщали светские развлечения, но быстро приелись. Попытавшись заняться наукой, Григорий опять же не был удовлетворён, и наступила скука. Разочарованность в жизни, отсутствие высоких идеалов — черта многих мыслящих людей того времени. Печорин — скептик, но в нем все еще борется ум с сердцем. Он сам себе признаётся, что в нем живут две личности: одна совершает поступки, другая их судит. Лермонтов собрал в образе Печорина черты, типичные как для своего времени, так и для себя самого.

М.Ю. Лермонтов в предисловии к роману указывал на жизненность главного героя, объединяя в нём современное общество и его представителей. Григорий Печорин — это определённый тип, сформировавшийся в определенное время и в определённой среде. Именно поэтому он является героем своего времени.

4 сочинения на тему образ Печорина

Печорин – офицер. Он одаренная натура, пытается действовать, чтобы найти сферу применения своим талантам, но ему это не удается. Печорин постоянно задает себе вопрос, для чего он жил, с какой целью родился.

Большую роль играет портрет Печорина, написанный самим автором. Сколь резок контраст между внешностью главного героя и его глазами (а ведь глаза – зеркало души)! Если во всем облике Печорина еще сохранилась детская свежесть, то глаза выдают человека опытного, трезвого, но…несчастного. Они не смеются, когда смеется их обладатель; не это ли признак внутренней трагедии одиночества.

Бездушное отношение Печорина к Максиму Максимычу, привязавшемуся к нему всей душой, лишний раз убеждает нас в неспособности главного героя испытывать настоящие человеческие чувства.

Дневник Печорина представляет собой не просто констатацию ежедневных событий, а глубокий психологический анализ. Читая эти записи, мы, как ни странно, подумываем о том, что Печорин имеет право быть равнодушным к другим, потому что он равнодушен…к самому себе. Действительно, для нашего героя характерно странное раздвоение личности: один живет нормальной жизнью, другой судит этого первого и всех окружающих.


Пример сочинения 2

"Герой нашего времени” - это первый психологический роман в русской литературе, произведение. Наиболее интересным показался мне главный герой романа — Печорин, и я хотела бы остановиться именно на нем. Что касается других персонажей романа, то все они, как мне кажется , лишь помогают полнее раскрыть характер главного героя

Роман состоит из пяти повестей, каждая из которых представляет собой этап в раскрытии образа главного героя. Стремление раскрыть внутренний мир Печорина отразилось на композиции: романа. Он начинается как бы с середины и последовательно доводится до конца жизни Печорина. Таким образом, читатель заранее знает, что жизнь Печорина обречена на неудачу. Думаю, что ни у кого не возникнет сомнения в том, что именно Печорин — герой времени.

Печорин – типичный молодой человек 30-х годов XIX века, образованный красивый и достаточно богатый, неудовлетворенный жизнью и не видящий для себя возможности быть счастливым. Печорин, в отличие от Пушкинского Онегина, не плывет по течению, а ищет свой путь в жизни, он “бешено гоняется за жизнью” и постоянно спорит с судьбой. Ему очень быстро всё надоедает: новые места, друзья, женщины и увлечения забываются им очень быстро.

Лермонтов дает очень подробное описание внешности Печорина, которое позволяет глубже раскрыть его характер. Это позволяет читателю словно увидеть героя перед собой, заглянуть в его холодные глаза, которые никогда не смеются. Его темные брови и усы при светлых волосах, говорят о неординарности и необыкновенности.
Печорин постоянно находиться в пути: он куда то едет, что-то ищет. Лермонтов постоянно помещает своего героя в разные среды: то в крепость, где он знакомится с Максим Максимычем и Бэлой, то в среду “водяного общества”, то в лачугу контрабандистов. Даже погибает Печорин в пути.

Печорин, не находя иного выхода для своей жажды деятельности, играет судьбами людей, но это не приносит ему ни радости, ни счастья. Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям горе. Он убивает на дуэли, которая произошла из-за глупости, своего друга Грушницкого. Когда его сослали в крепость за дуэль, он знакомится там с Бэлой, дочерью местного князя. Печорин уговаривает ее брата похитить сестру в обмен на краденого коня. . Он искренне хотел сделать Бэлу счастливой, но он просто не может испытывать длительных чувств. На смену им приходит скука — его извечный враг.

Добившись любви девушки, он охладевает к ней и фактически становится виновником е гибели. Примерно такая же ситуация и с княжной Мери, которую ради развлечения он влюбляет ее в себя, заранее зная, что она ему не нужна. Из-за него не знает счастья Вера. Он сам говорит: “Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв. Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил. ”

Максим Максимыч также обижен на него за то, что он был холоден при встрече с ним после долгой разлуки. Максим Максимыч очень преданный человек и он искренне считал Печорина своим другом.

Чтобы понять душу героя, насколько он заслуживает упрека или достоин сочувствия, нужно не один раз внимательно перечитать этот роман. У него немало хороших качеств. Во -первых, Печорин — человек умный и образованный. . Осуждая окружающих, он критически относится и к себе самому. В своих записках он признается в таких свойствах своей души, о которых не знает никто. Во-вторых, в пользу героя располагает и то, что он натура поэтическая, тонко чувствующая природу. “Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожаления. ”

Во-вторых, Печорин храбрый и мужественный человек., что проявилось во время дуэли. Не смотря на свой эгоизм он умеет по-настоящему любить: к Вере он испытывает вполне искренние чувства. Вопреки своим собственным утверждениям, Печорин может любить, но его любовь очень сложна сложна. Так, чувство к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая поняла его. “При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!” — признается Печорин. Даже утратив Веру, понял, что последний луч света в его жизни погас. Но даже после этого Печорин не сломился. Он продолжал считать себя хозяином своей судьбы, он хотел взять ее в руки, и это заметно в заключительной части романа — “Фаталисте”.
В-третьих, природа дала ему и глубокий, острый ум, и доброе, отзывчивое сердце. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам. Кто же виноват в том, что все эти качества Печорина погибли? Мне кажется, виновато общество, в котором воспитывался и жил герой.

Печорин сам не раз говорил о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми. Потому и оказался Печорин чужим Максиму Максимычу.

Личность Печорина неоднозначна и может восприниматься с разных точек зрения, вызывать неприязнь или симпатию. Я думаю, основная черта его характера — это противоречивость между чувством, мыслью и делом, противодействие обстоятельствам и судьбе. Его энергия выливается в действие пустое, а поступки чаще всего эгоистичны и жестоки. Так случилось с Бэлой, которой он увлекся, похитил, а затем стал тяготиться ею. С Максимом Максимычем, с которым он поддерживал теплые отношения, пока это было нужно. С Мери, которую он заставил влюбиться в себя из чистого эгоизма. С Грушницким, которого он убил так, как будто совершил нечто обыденное.

Лермонтов заостряет внимание на психологическом раскрытии образа своего героя, ставит вопрос о нравственной ответственности человека за выбор жизненного пути и за свои поступки. По-моему, никто до Лермонтова в русской литературе не давал такого описания человеческой психики.

Пример сочинения 3

М. Ю. Лермонтов жил и творил в период жесточайшей реакции, на ступившей в России после разгрома декабрьского восстания. Лермонтов написал роман о человеке, постоянно ищущем себя. “Герой нашего времени” — первый психологический роман в русской литературе, произведение, в котором повествование определяется не хронологией развития событий, а логикой развития характера главного героя — Григория Александровича Печорина.

Роман состоит из пяти повестей, каждая из которых представляет собой этап в раскрытии образа главного героя. Лермонтовский Печорин имеет сходство с пушкинским Онегиным. Они оба устали от пустоты светской жизни. Но Печорин, в отличие от Онегина, не плывет по течению, а ищет свой путь в жизни, он “бешено гоняется за жизнью” и постоянно спорит с судьбой. Всю историю жизни Печорина мы не знаем. Лермонтов повествует лишь о событиях, произошедших с ним на Кавказе. Как он попал туда, мы тоже не знаем. Но известно, что Кавказ во времена Лермонтова был местом ссылок, а также там проходили военные действия. Скорее всего, Печорин, уехав на Кавказ, надеялся найти в постоянных опасностях и риске тот смысл жизни, отсутствие которого вынудило его покинуть высший свет.

На протяжении всего повествования мы видим человека, который окунается в жизнь, что называется, с головой. Но в то же время эта жизнь не представляет для него особого интереса. Решая завести новую любовную интрижку или ввязываясь в какое-нибудь приключение, он заранее знает, чем все кончится. Но он все равно не сидит на месте, потому что ужаснее всего для Печорина бездействие. Он часто причиняет боль окружающим. Будучи сосланным в крепость за дуэль с Грушницким, он знакомится там с дочерью местного князька Бэлой. Печорин уговаривает ее брата похитить сестру в обмен на краденого коня. Добившись любви девушки, герой романа охладевает к ней и вновь начинает скучать. Примерно такая же ситуация и с княжной Мери. Он ради развлечения влюбляет ее в себя, заранее зная, что она ему не нужна. Максим Максимыч также обижен на него за то, что он был холоден при встрече с ним после долгой разлуки. Он далек по своему духовному развитию от Печорина. Для него последний просто “странный человек”.

Максим Максимыч представляет собой тип добросовестного служаки, которому не дано понять ненасытную душу Печорина. Лермонтов постоянно помещает своего героя в разные среды: в крепость, где он знакомится с Максим Максимычем и Бэлой, в пеструю среду “водяного общества”, в лачугу контрабандистов. Даже смерть настигает Печорина в пути. Главный герой романа неустанно искал себя, свое место в жизни, но ему не суждено было ее найти. Из исповеди Печорина мы узнаем, что его “душа испорчена светом”, что ему с детства не верили и он научился скрывать свои чувства, в нем видели несуществующие пороки, которые поэтому и появились.

Печорин — это человек, которому интересна жизнь, его привлекают горцы и их обычаи, привлекает мир “честных контрабандистов”, он рад иметь приятеля доктора Вернера. Герой тянется к людям, но он не находит у них понимания. Эти люди были далеки в своем духовном развитии от него, они не искали в жизни того, чего искал он. Печорин — энергичная натура, но свою энергию он направляет не в то русло. Среда, в которой он жил, не давала возможности проявить себя. По своей сути Печорин не был плохим человеком,, хотя его поступки часто приносили людям несчастья. Читая роман, надо глубже заглянуть в душу главного героя, чтобы понять, насколько Печорин заслуживает упрека или достоин сочувствия. У него немало хороших качеств. Он храбрый и мужественный человек, умеет по-настоящему любить: к Вере он испытывает вполне искренние чувства, хотя прослеживается странность в его поведении.

В “Герое нашего времени” Лермонтов проводит ту мысль, что отсутствие полноценной общественной жизни приводит личность к нравственному опустошению.

Итак, в романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов показал нам человека, представляющего тип “лишних людей”, который в своих поисках смысла жизни так ни к чему и не пришел.

Пример сочинения 4

Выстроив повествование в нелинейной структуре, автор постепенно раскрывает многогранную личность главного героя. Уделяя значительное внимание эмоциональной стороне и размышлениям персонажа, Лермонтов создал первый в русской прозе психологический роман.

Главный герой — Григорий Печорин — разочарованный в жизни, циничный молодой дворянин. Он живет одним днем, искушая судьбу и пробуя себя на прочность. Но ничто не приносит радости и не увлекает по-настоящему — жизнь протекает в хандре и тягостных мыслях

Печорин живет без любви и стремлений, ему наскучил мир. На все и всех он смотрит с презрением, а в первую очередь — на самого себя. Печорин уверен, что его жизнь не имеет смысла и ценности, а смерть ни для кого не станет утратой.

Состояние героя — результат разбитых надежд и неоправданных стремлений. О его прошлом практически ничего не известно, но в ходе романа картина постепенно вырисовывается. В юности Печорин, подобно многим молодым людям своего времени, был увлечен прогрессивными идеями и хотел бороться за свои идеалы.

Но, столкнувшись с действительностью и осознав, насколько наивны и бесполезны любые попытки изменить мировой порядок, он сломался. Хрупкий внутренний мир идеалиста не выдержал столкновения с реальностью, а болезненный конфликт породил апатию.

Порой активная натура, не терпящая бездействия, прорывается наружу. Печорин словно пытается догнать жизнь и ухватить удачу за хвост в надежде вновь испытать сильные чувства и разнообразить существование. Но это каждый раз приводит к трагическим последствиям.

Будучи эгоистом, замкнувшимся в круге своих переживаний, он не берет в расчет окружающих и всем приносит беду. По его вине Бэла и Грушницкий погибают, контрабандисты бросают на произвол судьбы слепого мальчишку и старуху, княжна Мэри остается с разбитым сердцем, а у бывшей возлюбленной Веры рушится семейная жизнь.

Лермонтов показывает противоречивость образа Печорина через детали. Когда он смеется — глаза не улыбаются, в одиночку может бесстрашно охотится на кабана, но пугается звука хлопнувшей двери. В отношениях с женщинами Печорин тоже непостоянен. С одной стороны, он добивается расположения дам, только чтобы потешить тщеславие. С другой стороны, когда осознает, насколько ему дорога Вера, мысль о разлуке с ней становится невыносимой.

Читайте также: