Сочинение культура и образование

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

Россошанский колледж мясной и молочной промышленности

Подготовила преподаватель истории:

Тагирова Ю.Ю.

Культура и образование

Одним из важнейших элементов образования является его взаимосвязь с культурой. В нашей жизни историческая, социальная, психологическая составляющие объединены вместе. В процессе обучения ребенок осваивает различные нормы, имеющие культурное значение. В результате прививаются нормы морали и нравственности человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Образование является тем самым рычагом, который подталкивает к изучению культурных ценностей.

Ритмы явлений культуры априори даны человеку. Индивид ведь сам задает себе периоды и этапы жизни, в его сознании живут истоки всех знаний человечества. В сознании ребенка запечетлены природно-климатические периоды года: осень, зима, весна, лето. А есть и этапы жизни: детсво, отрочество, юность; есть недели, месяцы, годы. И все здесь переодизированно. И лишь через себя он способен взглянуть на похожие ритмы тотальных явлений. Сухость иформации легко разбавляется крупицами культуры.

Необходимо затронуть очень важный вопрос - культура и образование. Как можно дозированно, постепенно прививать любовь к культуре через поурочную систему и как важно использовать знание культуры на современных занятиях.

Не нужно забывать что и патриотизм, является ценностной опорой культуроы российского общества. Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку. Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к культуре, к своей истории, к людям, в разные века защищавшим Родину, воспитания готовности к подвигу – в общем, всего, что является основой жизнеспособности любого общества и государства. И понятно, что решать указанные выше задачи можно не только с помощью учебных занятий. Немалая, а может быть, и большая роль здесь принадлежит внеурочной и внеклассной работе. Ведь используемые в мероприятиях театрализация, оформление, музыка, видео- и фотоматериалы, самые различные сценарные и режиссерские ходы позволяют усилить эмоциональное воздействие подаваемого материала. Участие детей и подростков в подготовке и проведении мероприятий активизирует их социальную активность, помогает развить способности, дать таланту вырваться на свободу, стать человеком творческим, думающим, человеком с большой буквы. Воспитание патриотизма, гражданственности должно проходить на всех этапах обучения и воспитания подрастающего поколения, чтобы дети могли заинтересовано участвовать в различных сферах жизнедеятельности, обеспечивая поступательное развитие общества и защиту национальных интересов.

Образование сегодня - это не знакомство с уже существующим знанием, это гибкость взгляда и умение работать в ситуации постоянно меняющейся реальности [9. с.126] Такой вариант предполагает совершенно новый подход к пониманию образования.

Культура в слиянии с образованием есть сфера обширной коммуникации. Только тогда, когда мы это понимаем можно говорить об необходимости внедрения в образовательную практику. Без культуры человека нет. Образование это не просто возможность получения знаний, это процесс непрерывного поиска компромиссов и умение их находить.

Только понимание культурного наследия прошлого, нашей истории, традиций и обачаев можно пркратить формировать и манипулировать массовым сознанием. Это напрямую сязано от кчества современного образования. Образовательные программы направлены на выработку компетенций, которые на практике должны связать образование с жизнью. Что мы хотим в результате? Востребованность в рамках полученной специальности, наличие объема знаний в выбранной области, применение которых может помочь профессионально реализоваться, то есть определенный набор пофессиональныхнавыков. Однако если мы говорим о системности образования, о его связи с культурой, то в результатемы хотели бы видеть не только личность, обладающую специальными знаниями, будущего специалиста в той или иной области, но и человека с собственной идейной позицией, сформированным мировоззрением, в основе которого лежит толерантное отношение к другим культурам и ценностям при понимании и соблюдении традиций родной культуры. То есть задача образования состоит в подготовке специалиста и воспитании высококультурной личности, готовой постоянно совершенствоваться и повышать свой культурный и образовательный потенциал. [6. с.62-67]

Список источников и литературы.

1.Бенин, В. Л. Высшее образование и культура / В. Л. Бенин // Фундаментал. исслед. - 2006. - № 6. - С. 64-67.

2.Булкин А.П. Культуросообразностьобразования. ПедагогическийопытРоссииXVIII – XIX вв. . – М., 2003.– С.11.

3. Васева, О. X. Межкультурная коммуникация: виды и формы, проблемы и противоречия / О. X. Васева, М. В. Кожевников, М. А. Мельник, А. И. Назарычева // Юж.-урал. пед. журн. - 2014. - № 1. - С. 33-42.
4.Власенко, В. В. Диалектическая взаимосвязь социализации и культурации личности в образовательном пространстве современной школы / В. В. Власенко // Историч., философ. и юридич. науки, культурология и искусствоведение. Вопр. теории и практики. - 2014. - № 8 (46), ч. 1. - С. 37-41.

5. Дистервег Ад. Избранные педагогические сочинения / Ад. Дистервег. – М.: Наука, 1956. - С.180.

Чуть более 16 лет назад человечество вошло в новое тысячелетие. За многовековую историю развития было достигнуто крупных культурных и научно-технических свершений. Но вместе с тем перед нами встает все больше проблем угрожающего характера, которые во многих случаях являются следствием цивилизационного развития.

Образование, культура и цивилизация между собой тесно связаны, они взаимно дополняют друг друга. Много философов и исследователей изучали вопрос связи и зависимости между культурой и цивилизацией. Соотношение между этими понятиями часто исследуется в работах по истории, социологии, психологии и педагогики.

Культуру характеризуют как совокупность духовных и материальных ценностей, произведенных человеком за все время существования. Понятие цивилизации многозначно. Его рассматривают и как синоним слова "культура", и как одну из ее составляющих, как материальную культуру, а также как этап исторического, что приходит на смену культуре. В любом случае связь с культурой обязательно существует. Цивилизацию можно считать процессом "окультуривания" всех без исключения сфер общественной жизни, процессом рационализации, оптимизации человеческой деятельности с целью улучшить жизнь каждому и сохранить окружающий мир.

Культура укоренена в человеческую жизнь. Благодаря культуре человек может усваивать и приобщаться к человеческим ценностям прошлых веков, переосмысляя их и получая вдохновение для нового творчества. Культура - это не только умение прилично себя вести, но и в первую очередь знания о том, чем и как жили наши предки, их традиции в различных сферах жизни - быту, работе, досуге, социальных ритуалах, экономических и правовых отношениях и тому подобное. Они менялись и совершенствовались на протяжении веков, а с ним появились наши сегодняшние обычаи общественного устройства.

Образование помогает усвоить культурные достижения, передать их будущим поколениям. Высокий уровень развития культуры требует высокого развития образования, а это снова становится толчком для дальнейшего развития культуры. Уровень образованности людей, составляющих общество, прямо пропорционален общему уровню культуры общества. Поэтому введение обязательного общего образования для всех в свое время сыграло решающую роль для культурного "скачка" человечества и значительного роста производства.

Настоящее диктует все новые проблемы и перспективы современной цивилизации. Материальные блага начинают преобладать над духовными. Очень важным является сохранение баланса. Наша цивилизация сейчас развивается довольно быстрыми темпами, но вместе с тем мы должны развивать и образование и культуру. Потому что именно они отвечают за правильное отношение человека к себе и своего места в мире.

Гуманитаризация вызвана дегуманизацией, а последняя порождена всей современной культурой - одномерной, вектор которой направлен только на экономическую рентабельность, а человек рассматривается лишь как потребитель материальных благ, создаваемых рентабельной экономикой (кстати отметить, пока человек остается дешевле машин - он используется как средство производства материальных благ, и никакое законодательство не остановит технический прогресс, пока оптимизация Жизни будет осуществляться главным образом по экономическим показателям. Т.е. Человек в современной культуре - Средство, а не Цель). То есть прибыль и комфорт - главные параметры оптимизации жизни, но при этом остается неудовлетворенным духовный вектор, ибо он отсутствует в культуре. Но человек не может жить без Смысла и Надежды. Человек должен Верить. Человеку равно необходимы духовный и материальный комфорт. Индустриальное и информационное общество практически решают проблему материального благосостояния, но игнорируют духовную и экологическую проблему, а без их решения культура останется ущербной. Вместе с ней будет ущербным и человек.

Духовный дискомфорт и экологический императив будут подталкивать нас к поиску нового типа культуры, в котором мир человеческих экзистенциалов будет органически включен в духовную культуру и образ жизни, а не механически изучаться как учебная дисциплина. Необходима ритуализация культуры.
Цель гуманитаризации образования не столько обучение, сколько воспитание. Но ведь не все учатся, а те, кто учится - не все и не всегда серьезно относятся к учебе. Воспитание же есть привитие общеобязательных, общезначимых в данном обществе ценностей, норм, идеалов. Изучение на уроке, лекции, семинаре не гарантирует успеха даже при отличной успеваемости, ибо Знать как надо – не значит Делать как надо.

Потребность в гуманитарной подготовке возникла, пожалуй, с того момента, когда был введен закон Божий как учебная дисциплина. Культура перестает воспроизводить себя путем приобщения человека к общепринятому, общеобязательному и нормативно закрепленному ритуалу, а дополняет этот процесс юридически необходимым учебным предметом, за незнание которого можно получить двойку. Тем самым снижается авторитет носителей духовных ценностей, да и сама их значимость, ибо можно знать, а можно и не знать, можно знать лучше или хуже, можно с ними соглашаться, а можно и покритиковать, правда, лучше после уроков. В том и состоит процесс секуляризации, что светское вытесняет религиозное, сначала по форме, а потом и по содержанию (в данном случае происходит переход от ритуала к учебному уроку, от религиозной догмы и культурной нормы - к плюрализму в мыслях и действиях). На смену абсурду веры (Тертуллиан) приходит абсурд экзистенциального вакуума (Камю).
Такое состояние культуры не может длиться вечно. Индивидуальному человеку пережить вакуум помогает суета (секс, TV, автомобиль, по Фромму), а общество требует рефлексии и реформ. Современный процесс гуманизации (возврат к ценностям культуры) и гуманитаризации (создание средств для достижения целей гуманизации) и представляет собой рефлексию на состояние экзистенциального вакуума, экологического кризиса, взрыва насилия в технизированном, урбанизированном обществе, в котором духовность сведена к минимуму и рассматривается как непостижимая и ненужная потребность человека, ибо сознание, редуцированное к экономическим ценностям и основанное на технократическом мышлении в ней не нуждается.

“Без дороги” - так выразил состояние человека в условиях социального кризиса В.В.Вересаев. Так же можно охарактеризовать состояние всей европейской культуры в конце ХХ века. Отсутствие положительного образа будущего лишает культуру ориентиров развития, глобальных целей существования. Вполне естественно, что человек в такой ситуации также утрачивает жизненный ориентиры – цель и путь, маяк и вехи. Остаются лишь локальные цели. Гуманитарная подготовка должна помочь обществу и человеку выйти из кризиса, хотя носит все же паллиативный характер, ибо необходима ритуализация культуры.

Если судить по характеру гуманитаризации учебного процесса в высшей школе, то следует отметить, что преобладает технократический подход. Это проявляется в стремлении втиснуть в отпущенное на гуманитарные предметы время максимум информации. Это приводит к чисто механистическому, эклектическому нагромождению предметов и фактов, которые воспринимаются студентом не как культурно значимые, а как одни из многих. Безусловно, мастерство преподавателей смягчает такую ситуацию, но в целом в условиях “педагогического конвейера”, малого объема времени, выделяемого на каждый отдельный предмет и частоте занятий один раз в две недели - это становится проблематичным.

Технократический подход в планировании учебного процесса, преобладание сциентистской методологии и методики преподавания значительно снижают качество и эффективность гуманитарной подготовки студентов. Чтобы изменить ситуацию, необходимо хотя бы в качестве эксперимента в каком-то вузе или группе вузов изменить методику преподавания. Общий ресурс времени не следует дробить между различными предметами (эстетика, мировая и отечественная культура, религиоведение, этика; социология, политология, основы экономической теории и т.д.). На мой взгляд, в основе методологии преподавания гуманитарных дисциплин для студентов негуманитарных вузов должен лежать “голографический принцип”. Это предполагает понимание любого культурного феномена как слепка, отпечатка всей культуры (в капле росы отражается весь мир, в любом культурном феномене отражается вся культура). Чтобы постичь (вжиться, приобщится) дух той или иной культуры – достаточно глубоко ознакомиться с частью этой культуры. Самое важное – научить человека восприятию прекрасного и выполнению морального долга (студент должен понять удивление Канта: почему так красиво звёздное небо и почему так силён нравственный закон в сердце?).

Цель гуманитарной подготовки – внесение ценностного вектора в мировоззрение человека через постижение истории, через ознакомление с достижениями мировой и отечественной художественной и философской культуры как результатом духовных исканий Человека. Но в мировоззрении главное – убеждения, а не информация. И мы должны вернуться к пониманию того, что Культура нужна для того, чтобы Жить, а не для того, чтобы Знать ее.

Рефераты, курсовые, эссе, сочинения и многое другое. Помощь в учебе студентам и школьникам.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Роль образования в жизни современного человека - особенности, значение, перспективы.

Роль образования в жизни современного человека - особенности, значение, перспективы. Важность образовательного процесса для полноценной жизни человека.

Роль образования в жизни современного человека

В наше время образование играет ключевую роль в жизни человека, так как с его помощью люди могут добиваться невероятных высот, строить себе карьеру, быть востребованными и профессиональными специалистами в своей сфере деятельности.

Непрерывное образование - это то, что человек на протяжении всей своей жизни должен учиться, а это значит, что с помощью образования мы можем расширять свой кругозор, а именно: изучать традиции, культуру разных стран мира, посещать выставки и семинары, читать научно-публицистическую и классическую литературу. Все вышеперечисленное является для нас неисчерпаемым источником знаний в совершенно незнакомой для человека области, он открывает для себя новое, меняет свою точку зрения, уже по-другому смотрит на мир и многие вещи.

Стоит также отметить, что образование формирует человека, и такие его личностные качества, как самодисциплина, целеустремленность, воспитанность, толерантность, коммуникабельность, тяга к новым источникам информации и многое другое.

Соответственно, выработанные качества могут помочь человеку лучше адаптироваться в социальной среде, свободно и открыто выступать на публике, высказывая свои мысли и точку зрения, найти единомышленников, а также приобрести значимый статус в обществе.

Образование помогает человеку раскрыть потенциал, учиться чему-то новому, быть грамотным и нравственным. Если каждый день человек будет повышать планку, добиваться новых высот, самосовершенствоваться, искать ответы на интересующие вопросы, то это обеспечит ему комфортную, яркую, насыщенную жизнь.

Основные этапы образования человека

Зачатки образования – человек получает ещё в младенчестве, когда учится всему, так сказать с нуля. Познавая окружающий мир, он впитывает всё, на чём в дальнейшем будет строиться более сложная наука;

Начальное образование – домашнее, либо детсадовское воспитание, когда ребёнку прививаются первые правила поведения, простейшие понятия, готовится почва для обучения письму и счёту, в понятной для него форме;

Школьное образование – закладывающее основы образования, порождающее тягу к знаниям, возбуждая его интерес. В процессе школьного образования, ребёнок знакомится с другими культурами, историей, постигает истинные размеры мира и скопившиеся в нём познания;

Высшее образование – продолжает школьное, но только в несколько иных рамках: обучение принимает узкий профиль, с уклоном на выбор будущей профессии. На этом этапе, молодые люди готовятся к встрече с взрослой жизнью;

Практическое образование – это работа, здесь происходит практически то же, что и в вузе, только место практических, люди приобретают практические знания и навыки, в скором времени превращающиеся в опыт;

Самообразование – это процесс совершенствования знаний, полученных до этого, с использованием разнообразных материалов и источников, от книг и интернета, до науки, что преподносят житейские ситуации.

Преимущества высшего образования

Самое важное значение в жизни каждого человека имеет высшее образование. Высшее образование предоставляет возможности получения престижной должности в солидной фирме. Основные преимущества:

Многие направления закрыты для людей, не имеющих высшего образования. Это касается медицинских, юридических, образовательных и научных государственных учреждений. Так же и частные компании не желают видеть среди сотрудников, людей без диплома;

Во время учебы в вузе, называют временем экспериментов, когда есть возможность попробовать себя в разных сферах деятельности. Такой эксперимент ничем не грозит, зато можно найти что-то действительно стоящее;

Высшее образование, это своего рода интеллектуальная инвестиция в будущее, наличие диплома открывает многие двери, а с ним можно найти работу с достойной оплатой, компенсирующей не только материальные, но и моральные расходы;

Все без исключения вузы — это открытые структуры, сотрудничающие и друг с другом, и с финансовыми компаниями и общественными организациями. Это открывает массу возможностей, таких как получение грантов, стипендий, стажировок, а значит узнать и научиться чему-то новому и приобрести больше шансов, реализовать себя в будущем.

Таким образом, мы видим, насколько велика роль образования в жизни современного человека. Правильное и своевременное прохождение этапов получения образования способно обеспечить человеку качественную профессиональную реализацию. Вовремя определившись с выбором, вы можете заложить прочный фундамент успешной профессиональной карьеры.

Читайте также: