Сочинение каждому будет дано по его вере

Обновлено: 02.07.2024

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман "Мастер и Маргарита" стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие "от Воланда" и Евангелие Мастера "от Иешуа". История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие "Мастера и Маргариты" разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с "точки зрения вечности" рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (". Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл"."), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он "придет во славе". Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в "Мастере и Маргарите" поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя "самого страшного порока" — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы ". ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. ". Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: "Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит" (от Луки, 7:50). "Прощение и вечный приют" Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно "на этом построен мир".

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе "Мастер и Маргарита", никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

Христианство -- религия откровения. Поэтому не страшно, что человек ограничен.

Для этого и в истории Бог воплощается, приходит сам к людям, раз человек ограничен.

Для этого Бог и к каждому конкретному человеку приходит, желая спасти каждого.

А в романе Булгакова этого, конечно, не видно. Потому что, роман не пересказ евангелия, а роман, где евангелие используется для других художественных целей. Там евангельские события пересказываются Воландом. Который, вообще-то, отец лжи, лжец от начала. И он старается представить Иешуа странствующим философом, у которого всё люди добрые, а сам он даже и посмертную участь людей не решает, а просит! о ней его, Воланда. Впрочем, намек оставлен, всё-таки, Иешуа может исцелять, а у Воланда вечно больная нога, от боли в которой он избавиться не может.

сравните с евангелием:

  1. Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
  2. Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
  3. Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

И это благая весть, так как ранее было:

  1. и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.

Ранее человек действительно был ограничен -- дела. Теперь же вера, которую надо принять, которую даёт Бог, может исцелить.

Повторю, вот что происходит, вот в чем благая весть:

  1. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.
  2. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

Он сам приходит, сам предлагает исцеление и исцеляет. Человеку нужно было сделать лишь встречный шаг, когда Он пришел и постучался.

Это же касается Вашего второго вопроса:

Булгаков не пересказывает евангелие, он показывает мир отказавшийся от Бога, куда приходит Воланд. Воланд и пародирует Бога, и врет о Нем, и выступает или притворяется, что выступает орудием справедливости, то есть Бога. Всё это одновременно и нам самим надо думать и смотреть. В мире, который дождался справедливости от Воланда (нам же нравится как он наказывает там глупых, жадных, лживых), принцип "воздастся по вере" из благой вести о возможности исцеления превращается в отрезание головы атеисту. Нам же предлагается торжествовать и смеяться над самонадеянным атеистом Берлиозом. Хотя, как Вы почувствовали, не очень то смешно.

А как в жизни, как на самом деле? Где правил бал Сталин, где непонятно было, что сделать, чтобы писать романы. Правильно ли поступала реальная Маргарита?

4 Зигмунд Фрейд Исследования творчества Булгакова наводят многих ученых на мысль, что на философскую концепцию романа повлияли взгляды австрийского психиатра Зигмунда Фрейда, его работа Я и ОНО о выделении Я, ОНО и Я - идеала в человеке.

5 Композицию романа образуют три причудливо сплетенных между собой сюжетных линии, в каждой из которых своеобразно преломились элементы фрейдовского представления о человеческой психике.

6 В библейских главах романа – олицетворение Я - идеала : герой стремится к добру, истине и говорит только правду. Иисус из Назарета и Иешуа Га - Ноцри

7 В московских главах - похождения ОНО Воланда и его свиты, обличающей людские низкие Страсти и пороки.

8 Кто ж е о лицетворяет Я … Кто ж е о лицетворяет Я ? ТАК кто же олицетворяет Я ? !

10 Павел Флоренский Трехмирность Мастера и Маргариты можно соотнести со взглядами известного русского религиозного философа, богослова и ученого - математика П. А. Флоренского Он писал . Истина есть единая сущность о трех ипостасях ….

13 Григорий Сковорода Каждый из трех миров имеет две натуры : видимую и невидимую. Все три мира сотканы из добра и зла, и мир библейский выступает у Сковороды как бы в роли связующего звена между видимыми и невидимыми натурами макрокосма и микрокосма. Библейский, Символический человеческий, микрокосм Космический. Вселенная, всеобъемлющий макрокосм. частный главный мир Космический. Вселенная, всеобъемлющий макрокосм. Библейский, Символический человеческий, микрокосм

15 __________________________________________ ?Воланд ? Соблазняет, искушает Становится Палачом порока Князь тьмы Дьявол Сатана Черт

19 Булгаков переосмыслил евангельский сюжет. Иешуа Га-Ноцри не сын Божий, а сын человеческий, несущий высочайший моральный идеал добра, сострадательности и отваги

23 -Вы - писатель? -Я - МАСТЕР.

25 Два мнения 1. Это наказание за малодушие: он не дописал роман, сдался. 2. Мастер обрёл то, что о чём мечтал: обрел желанный уют, верную спутницу жизни, будет писать так, как хочется, будет слушать музыку, постигать мудрость жизни. Где истина?

26 Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование определенным идеалам, идеям?

27 Внутренний мир человека, его отношение к истине становится в булгаковском романе силой, определяющей место этого человека в этом мире


Цитаты Булгакова о жизни, об отношениях между мужчиной и женщиной актуальны и в наши дни. С момента написания романа в 1967 году прошло уже более 50-ти лет, но с мыслями писателя согласится и молодежь века передовых технологий.

Эти слова произносит Воланд после наказания Берлиоза за атеизм. Вера — понятие субъективное. Каждый сам решает, во что верить: в Бога или энергию Вселенной, в Аллаха или Будду, хорошее или плохое. Но верить обязательно нужно, ведь вера является инструментом, который придает силы сердцу и духу, помогает найти цель в жизни.

Скоро на Femmie

Конечно, каждый может ошибиться в браке, как и Маргарита с мужем, которого не любила. Но и найти человека, ради которого захочется изменить всю свою жизнь, тоже может каждый. За любовь следует бороться, как это делали главные герои романа. А браки заключать по любви, и друг друга беречь, чтобы не портить статистику и не ломать жизни себе и другим людям, особенно детям.

С первой главы Булгаков убеждает Берлиоза, Бездомного и читателя в существовании Бога словами дьявола. С этого контраста начинается противопоставление добра и зла. Писатель стремится не только подчеркнуть ценность благих поступков, понять которые мы можем, только столкнувшись с негативными обстоятельствами. Но показывает, что решение о том, что является хорошим, а что плохим в руках самого человека. Награду мастеру и Маргарите в виде покоя дают обе стороны.

Иешуа Га-Ноцри говорил об этом Понтию Пилату в романе Мастера. Все люди добры по своей природе, но есть те, кто несчастлив из-за других людей. И от этого они готовы творить злые поступки. Человек, которого переполняет счастье, способен делиться лишь теми эмоциями, которое у него в избытке.

И в наше время, когда общество продолжает делиться на богатых и бедных, элиту и маргиналов, остаются те, кто завидует другим людям. Такие факторы как одиночество, обиды, ущемление прав, могут подвигнуть человека к неправильным поступкам. И вспомните почтальона Печкина, который не из-за велосипеда, а после появления в его жизни добрых друзей, стал совсем иным человеком.

Воланд говорит Маргарите о Мастере, желающем отречься от обычной жизни. Булгаков утверждает, что наша судьба предрешена заранее высшими силами. И человек не может знать, что для него лучше. Иногда желания могут быть губительными, если диабетик мечтает о сладостях, а аллергик думает только собаке, которую ему нельзя завести.

Будет ли им во благо исполнение желаний? А может стоя в очереди в аптеке за лекарствами им предназначено встретить любовь всей своей жизни? Хотелось бы, чтобы люди в любой ситуации не опускали руки с мыслями, что все предрешено, и ничего не изменить, а продолжали действовать и создавать невозможное.

Читайте также: