Сочинение катерина борец или жертва

Обновлено: 30.06.2024

Подлинное обличие хозяев жизни

Островский кратко дает им следующие характеристики:

  1. Савел Прокофьевич Дикой – богатый купец. Это грубый и жестокий тиран, привыкший куражиться над теми, кого считает ниже себя. Перед ним трепещут не только его работники, которых он постоянно обманывает, но и домашние.
  2. Марфа Игнатьевна Кабанова – богатая купчиха. Это ханжа, которая постоянно пилит и грызет своих детей и невестку, требуя от них беспрекословного подчинения. Она постоянно повторяет, что младшие не должны иметь собственного мнения и обязаны во всем слушаться старших.

От их произвола страдают следующие герои:

  • Катерина;
  • Тихон;
  • Варвара;
  • Кулигин;
  • Борис.

Жертвы тиранов по-разному реагируют на их гнет: кто-то ломается, кто-то смиряется с самодурством, а кто-то вступает в открытый конфликт.

Сочинение на тему драма гроза приговор тирании и самодурству

Проблема человеческого достоинства катерины в драме гроза. Проблема .

Дикой и Кабаниха сходство и различие

Дикой и Кабаниха сходство и различе — темное царствов драме Гроза

. между Диким и Кабанихой: оскорбить, истребить, унизить до безропотного подчинения – это самое важное для них. Но Марфа Игнатьевна пришла к этому, испытав на себе все унижения и издевательства в доме супруга. И . качеств, которые очень явно прослеживаются в каждом их движении, в их поведении и отношении к окружающим, да в прочем и к самим себе. Дикой и Кабаниха сходство и различе - темное царствов .

Младшие представители Кабановых

Главная жертва деспотизма Кабанихи – Катерина. Она невестка, самый бесправный член патриархальной семьи. Это женщина в полной мере ощутила на себе террор властной и жестокой свекрови, которая оскорбляет ее и пытается сломить.

Катерину очень рано выдали замуж

Эта девушка не потеряла способности любить

Жертвы произвола

От произвола его хозяев страдают следующие персонажи пьесы:

  • Катерина;
  • Тихон;
  • Варвара;
  • Борис;
  • Кулигин.

Обитатели дома Кабановых

первая жертва жестоких нравов

Вся жизнь вокруг пропитана ложью и притворством, и окружающих удивляет высокая моральная планка молодой женщины.

Ее муж Тихон – другая жертва жестокого мира. Он всю жизнь находился под гнетом деспотичной матери и вырос безвольным, забитым и бесхарактерным. Тихон по-своему любит Катерину, но он не способен защитить ее от оскорблений свекрови.

К жертвам относится и дочь Кабанихи Варвара. Эта хитрая и изворотливая девушка – полная противоположность Катерине. Она не сломалась от деспотизма, как ее безвольный брат, а хорошо изучила свою мать и вовсю ее обманывает. Девушка говорит Катерине, что вся семья Кабановых держится на лжи.

Борис и Кулигин

главная жертва Дикого

Среди персонажей драмы, противопоставляемых Дикому и Кабанихе, наиболее ярко и здраво звучит голос механика Кулигина. Это талантливый человек из народа, механик-самоучка. Он осуждает алчность и жестокость купечества, его невежество и равнодушие к другим людям. Он стремится улучшить жизнь города, просветить его жителей, но чаще всего наталкивается на невнимание и враждебность.

Подобно Борису, Кулигин слаб и бессилен, он боится деспотов и самодуров. Механик советует Борису молчать и терпеть, то же самое он говорит и Кудряшу. Лишь после гибели Катерины Кулигин поднимается до открытого протеста. Он оправдывает самоубийство молодой женщины и обвиняет в нем ее мучителей.

Кулигин и Борис

От купца Дикого больше всего достается его племяннику Борису. Этот молодой человек приехал из Москвы, чтобы получить наследство, которое им с сестрой завещала бабушка. Шансы получить деньги крайне невелики, но Борис не теряет надежды и терпит издевательства дяди.

Молодой человек влюбляется в Катерину, которую видит в церкви. Он встречается с ней, когда ее муж уезжает. Но когда об их связи становится известно, Борис отказывается от своей любви. Подобно другим обитателям Калинова, он оказывается лживым и двуличным, поэтому его нельзя считать жертвой темного царства.

Кулигин осуждает алчность и грубость купечества, его жестокое отношение к простым людям, но он боится самодуров. Борису и Кудряшу он советует терпеть. Лишь видя гибель Катерины, Кулигин преодолевает свою робость и обращается с обвинениями к ее мучителям.

Обитатели провинциального городка

Примеры похожих учебных работ

Прощальное письмо екатерины борису пьеса гроза. Последнее свидание катерины с борисом

. родной стороне. x HTML-код Белое солце пустыни — письма Катерине Матвеевне., Письмо № 2. Народ подобрался с огоньком Душа моя . настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним .

По пьесе островского гроза рассуждение

Краткое содержание пьесы “гроза” островского: краткий пересказ сюжета драмы

. бросила его мучится на этом свете. Читать краткое содержание Гроза Островского по действиям и явлениям Действие 1 Явление . всегда можно найти луч света. Читать краткое содержание Гроза по действиям Островского Действие 1 Город наблюдает, как скупой .

Напишите сочинение по пьесе Островского "Гроза" на тему "Катерина борец или жертва".


Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы.

«Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью.

Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами.

Катерина часто видит себя в образе птицы, что подчеркивает романтическую возвышенность ее души.

Но в доме Кабановых ее не понимают, она постоянно находится в угнетении хозяйки.

Катерина мечтает о детях : « Хоть бы дети чьи - нибудь!

Деток - то у меня нет : все бы я и сидела с ними да забавляла их.

Какая бы любящая мать и жена получилась бы из Катерины в других условиях.

Искренняя религиозность Катерины сильно отличается от религиозности Кабанихи и Дикого, для которых религия мрачная сила, подавляющая воля человека.

Для Катерины – это поэтический мир сказочных образов : «…До смерти любила я в церковь ходить!

Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на фальшь и обман, которыми живут другие жители Калинова.

Ее жизнь оказывается невыносимой.

Катерина не может свыкнуться с жестоким миром диких и кабаньих, она стремиться отстоять свободу своей личности.

Образ Катерины сходен с образом, которая течет, как требует ее природное свойство.

Она отнюдь не согласна с его законами, но ей приходится с этим мириться и приспосабливаться к окружающему миру.

Но все же она оказалась гораздо слабее Катерины.

Именно поэтому сложившиеся вокруг нее внешние обстоятельства сломали ее волю, разрушили ее внутренний мир.

Таким образом, Островский с помощью двух образов Катерины и Варвары смог показать в своей пьесе сущность разных типов людей, сравнить их поведение, сравнить их поведение, отношение к жизни, вывести их слабые стороны.

Драматург противопоставляет ей девушку, которая является частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь.

Ее душа лишена чего - то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины.

Это Варвара Кабанова.

Две героини пьесы различаются между собой, но их объединяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость.

В рассказе Катерины о детстве проявляется младенческая чистота ее души.

Девушка безвинна и ангелоподобна, как любой ребенок.

В детстве она очень близка Богу.

Это проявляется и в том, что она способна видеть ангелов, и в ее снах.

Но такая близость сродни душевному состоянию юродивого.

Катерина не знает мира, ее не коснулся грех, в ее жизни нет места христианскому подвигу.

Необычность Катерины подчеркивается и тем, что она живет вне времени.

Ее существование вечно и не ограничено какими - либо рамками.

Девушка рассказывает о церкви : «.

И не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится.

Такое безвременное существование — предел мечтаний уже замужней Катерины : «.

Засядем шить с Варварой и не увидим, как время пройдет.

Она целиком и полностью связана с вяло текущим временем города Калинова и землей.

Она имеет свое мнение, но предпочитает не вмешиваться, не идти на конфликт.

Это правило помогает выжить девушке.

В городе Калинове начинается настоящая, не изолированная от проблем жизнь Катерины.

Вследствие этого к героине Островского приходит осознание неизбежности смерти.

Гибель — это плата за жизнь.

Вот почему молодая Кабанова, следуя только ей понятной логике, так быстро переходит от воспоминаний о детстве к смерти, а затем к новой жизни : «Я умру скоро.

Что - то со мной недоброе делается, чудо какое - то.

Точно я снова жить начинаю.

Катерина слишком хорошо понимает неразрывную связь между жизнью и смертью.

Омут для нее оказывается неизбежной реальностью.

Катерина предвидит свое будущее, потому - то и пугается заклинаний барыни, в словах которой слышит лишь подтверждение собственных предчувствий.

Таким образом, моя жизненная позиция не может совпадать с позициями героинь Островского.

В пьесе А. Н. Островского “Гроза” Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. “Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много” – рассказывает Катерина о своем детстве. Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами. Катерина часто видит себя в образе птицы, что подчеркивает романтическую возвышенность ее души. Но в доме Кабановых ее не понимают, она постоянно находится в угнетении хозяйки.
Катерина мечтает о детях: ” Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это”. Какая бы любящая мать и жена получилась бы из Катерины в других условиях.
Искренняя религиозность Катерины сильно отличается от религиозности Кабанихи и Дикого, для которых религия мрачная сила, подавляющая воля человека. Для Катерины – это поэтический мир сказочных образов: “…До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда службы кончится”, – вспоминает она.
Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на фальшь и обман, которыми живут другие жители Калинова. Ее жизнь оказывается невыносимой. Но Катерина – очень сильная натура, и поэтому она ведет борьбу против “темного царства”.
Катерина не может свыкнуться с жестоким миром диких и кабаньих, она стремиться отстоять свободу своей личности. Образ Катерины сходен с образом, которая течет, как требует ее природное свойство. По словам Добролюбова, в ее поведении проявляется “решительный, цельный русский характер”, который “выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибает, но не изменит себе”.
Варвара – дитя “темного царства”. Она отнюдь не согласна с его законами, но ей приходится с этим мириться и приспосабливаться к окружающему миру. Если бы она, как и Катерина, не прожила всю жизнь в “темном царстве”, то возможно и Варвара смогла также восстать против него. Но все же она оказалась гораздо слабее Катерины. Именно поэтому сложившиеся вокруг нее внешние обстоятельства сломали ее волю, разрушили ее внутренний мир.
Таким образом, Островский с помощью двух образов Катерины и Варвары смог показать в своей пьесе сущность разных типов людей, сравнить их поведение, сравнить их поведение, отношение к жизни, вывести их слабые стороны.
Драматург противопоставляет ей девушку, которая является частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины. Это Варвара Кабанова.
Две героини пьесы различаются между собой, но их объединяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость.
В рассказе Катерины о детстве проявляется младенческая чистота ее души. Девушка безвинна и ангелоподобна, как любой ребенок. В детстве она очень близка Богу. Это проявляется и в том, что она способна видеть ангелов, и в ее снах. Но такая близость сродни душевному состоянию юродивого. Катерина не знает мира, ее не коснулся грех, в ее жизни нет места христианскому подвигу. Дом матери был для девушки раем, который сделал героиню беззаботным “ангелом”, чуждым жестокой обыденности.
Необычность Катерины подчеркивается и тем, что она живет вне времени. Ее существование вечно и не ограничено какими-либо рамками. Девушка рассказывает о церкви: ” … и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было”. Такое безвременное существование – предел мечтаний уже замужней Катерины: ” … засядем шить с Варварой и не увидим, как время пройдет … ” Сестру Тихона такие тонкости не волнуют. Она целиком и полностью связана с вяло текущим временем города Калинова и землей.
Она имеет свое мнение, но предпочитает не вмешиваться, не идти на конфликт. “Шито да крыто” – ее основной принцип, о котором Варвара скажет позже. Это правило помогает выжить девушке. В городе Калинове начинается настоящая, не изолированная от проблем жизнь Катерины. Вследствие этого к героине Островского приходит осознание неизбежности смерти. Гибель – это плата за жизнь. Вот почему молодая Кабанова, следуя только ей понятной логике, так быстро переходит от воспоминаний о детстве к смерти, а затем к новой жизни: “Я умру скоро … что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! … Точно я снова жить начинаю … ”
Катерина слишком хорошо понимает неразрывную связь между жизнью и смертью. Омут для нее оказывается неизбежной реальностью. Катерина предвидит свое будущее, потому-то и пугается заклинаний барыни, в словах которой слышит лишь подтверждение собственных предчувствий.
Таким образом, моя жизненная позиция не может совпадать с позициями героинь Островского. Мне остается восхищаться избранной Богом Катериной.

Немало сильных характеров создано мастерами русской литературы, немало горячих сердец воспето. Но всегда или почти всегда судьбы таких героев более чем печальны — они по-настоящему трагичны! Трагедия твердости духа, веры в мечту, приверженности своим идеалам и стремлениям, трагедия добра и красоты. Одной из таких трагедий стала судьба Катерины — героини драмы А. Н. Островского “Гроза”.
В устах Кулигина, местного механика-самоучки, звучит песня “Среди долины ровныя”, которая стала поэтическим зерном всего произведения: чем богаче духовно, чем выше нравственно человек, тем меньше у него внешних опор, тем драматичнее его существование. “Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?” — отчаянно спрашивает героиня. “Куда мне бедной деться? За кого мне ухватиться?”
Известный критик Н. А. Добролюбов писал, что в “Грозе” “выражен русский сильный характер”, который “поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам”. “Не с инстинктом буйства и разрушения, но и не с практической ловкостью улаживать для высоких целей свои собственные делишки, не с бессмысленным, трескучим пафосом, но и не с дипломатическим, педантским расчетом является он перед нами… нет, он сосредоточенно решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны”.
Катерина Островского живет в ту эпоху, когда все нравственные ценности и устои постепенно отмирают, когда невозможна гармония между стремлениями отдельного человека и правилами окружающей его среды, когда все отношения держатся лишь на угнетении, насилии и жестокости.
Чуткой душе героини чужд и противен этот мир. И что самое ужасное, почти все, кто принадлежит к этому миру по рождению и воспитанию, не видят этих перемен. “Да ведь и у нас то же самое”, — восклицает Варвара, выслушав рассказ Катерины о жизни до замужества. Но для самой героини эта разница очевидна: в доме свекрови для нее все “будто из-под неволи!”. А раньше было иначе.
В родительском доме Катерина жила, “точно птичка на воле”: день ее начинался и кончался молитвой, а остальное время занимали прогулки по саду. Ее юность овеяна таинственными, светлыми снами: ангелы, златоглавые храмы, райские сады. И это лучшее свидетельство незаурядности ее натуры.
В семье Кабановых героиня не только вынуждена жить в чуждой ей среде, но и сама она начинает меняться под влиянием правил этого мира. Нет, в моральной ценности своих нравственных представлений Катерина не сомневается. Только она отчетливо начинает понимать, что никому в окружающем ее мире нет дела до подливной сути этих ценностей.
Девушка входит в чужую семью с желанием любить, почитать свекровь и мужа. Но и от мужа она ожидает такой же любви и поддержки. Только Тихон не оправдал ее ожиданий. Он совершенно не отвечает нравственному идеалу героини, ее представлениям о том, каким должен быть муж.
В своих поступках, поведении Катерина привыкла исходить не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств — искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств.
Попав в неволю, столкнувшись с миром самодурства, ханжества, отсутствия любви и взаимного уважения, она испытывает возросшую потребность жить свободно. А возможность удовлетворить такую потребность видит в любви. Постепенно Катерина приходит к тому, что начинает сама нарушать те неписаные законы, которые годами формировались и укреплялись в ее душе. В этом и заключается основная трагедия героини.
Когда “падение” свершилось, Катерина словно поднимается над самой собой, она ощущает в себе невиданные силы, она чувствует волю, и это придает ей необыкновенную смелость: “Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!” — говорит она Борису. Печально, что возлюбленный Катерины оказался человеком безвольным, находящимся в зависимости от своего дяди, сознательно терпящим его самодурство.
Любовь дала Катерине ощущение свободы, которой ей так не хватало. Но именно с этого ощущения, с этого прилива смелости и сил начинается главная трагедия Катерины. Сознание совершенного греха охватывает ее целиком и становится совсем нестерпимым, когда короткое счастье на воле заканчивается. И сознание это тем более мучительно, что сама героиня исключает для себя прощение и милосердие — это исключает ее вера, ее глубокая религиозность. Она не видит другого выхода, кроме смерти. Гибель Катерины неизбежна, и ее уже ничто не может остановить и предотвратить. Хотя бы потому, что ни самосознание самой героини, ни общественный уклад, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней чувству воплотиться в бытовой жизни.
Решение покончить с собой приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. В ее сердце исчезает страх, она чувствует себя готовой предстать перед нравственным судом. Ведь в народе говорят: “Смерть по грехам страшна”. Так что если Катерина не боится, значит, грехи ее искуплены. Она умирает в тот момент, когда смерть для нее становится единственным достойным исходом, единственным спасением того высшего, что сохранилось в ней. Эта гибель напоминает нам молитву юной героини в храме, возвращая нас к началу трагедии. И это особенно укрепляет нас в мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами “темного царства” Диких и Кабановых.

Характеристика Катерины


Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Полное имя — Катерина Петровна Кабанова.

Возраст — не указано, молодая женщина.

Род занятий — без определенного рода деятельности.

Семья — супруг Тихон Кабанов, свекровь Кабанова (Кабаниха), золовка Варвара.

Социальное положение — мещанка.

Происхождение — родом из состоятельной мещанской семьи.

Воспитание — воспитана родителями в любви, взаимном уважении, в любви к Господу.

Образование — весьма посредственное домашнее образование, традиционное для женщин того времени.

Внешность — красивая молодая женщина.

Характер — решительная, свободолюбивая, честная, мечтательная, религиозная, совестливая.

Положительные черты — преданная, честная, одухотворённая, добрая.

Отрицательные черты — эмоциональная, непоследовательная, идёт на поводу собственных эмоций, но не разума.

Автор — А. Н. Островский.

Цитатная характеристика

Описание Катерины с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Полное имя героини — Катерина Петровна Кабанова.

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 2

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

Катерина вышла замуж не по любви, будучи юной девушкой.

Источник: Действие второе, явление 2

Катерина — замужняя женщина, которая навеки привязана к своему мужу. Её супруг — Тихон Кабанов.

Источник: Действие второе, явление 2

У Катерины нет детей, и этот факт её очень огорчает.

Источник: Действие второе, явление 8

Внешность

Катерина — молодая красивая женщина.

Источник: Действие четвертое, явление 6

У Катерины красивая улыбка, которая словно освещает её лицо изнутри.

Источник: Действие третье, сцена, 2, явление 2

Черты характера и поступки

Будучи невесткой злобной, тираничной Кабанихи, Катерина всячески пытается её задобрить, сгладить конфликты между ними. Она не выносит постоянного противостояния, склок и раздоров.

Источник: Действие первое, явление 5

Катерина — цельная натура, не привыкшая ко лжи и лицемерию.

Источник: Действие первое, явление 5

Источник: Действие второе, явление 2

У Катерины нежная душа, её глубоко задевают обидные, несправедливые слова Кабанихи.

В семье мужа Катерина чувствует себя глубоко несчастным человеком. Ей хочется превратиться в птицу, чтобы покинуть постылый дом, в котором ей никогда не видать счастья.

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие пятое, явление 3

Жизнь Катерины до замужества была совсем иной: лёгкой, беспечной, весёлой.

Источник: Действие первое, явление 7

Катерина — рукодельница, она умеет шить, вышивать, любит занять себя делом.

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие второе, явление 8

Катерина, так же, как и её мать, была глубоко верующим, религиозным человеком. Она часто ходила в церковь, получая истинное удовольствие от церковной службы, а в их доме находили приют странницы и богомолки.

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие первое, явление 7

Катерина — впечатлительная натура с богатым воображением.

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие второе, явление 8

У Катерины тонкая душа, способная предчувствовать грядущие события. Героиня ощущает, что вскоре с ней случится нечто непоправимое.

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие первое, явление 7

Спасение от тяжелой, безрадостной жизни в доме Кабанихи Катерина находит в любви к другому мужчине.

Источник: Действие первое, явление 7

Катерина очень боится грозы, точнее, внезапной смерти от грозы без покаяния.

Источник: Действие первое, явление 9

Источник: Действие первое, явление 9

Катерина — эмоциональный, импульсивный человек, способный совершать необдуманные поступки.

Источник: Действие второе, явление 2

Катерина вышла замуж за Тихона без любви, и оттого её семейная жизнь очень несчастна.

Несмотря на скромный и мягкий, миролюбивый нрав, Катерина отличается большой решительностью.

Источник: Действие второе, явление 2

Катерина чувствует себя одиноким, никому не нужным человеком, которому не к кому обратиться за помощью и утешением.

Источник: Действие второе, явление 4

Катерина не способна сопротивляться своим чувствам, страсти. Она готова пожертвовать собственным спокойствием ради непродолжительного любовного упоения.

Источник: Действие второе, явление 10

Источник: Действие второе, явление 10

Любовь к Борису делает Катерину слабой, безвольной женщиной.

Источник: Действие третье, сцена 2,явление 3

Будучи верующим человеком, Катерина понимает, какой тяжкий грех берёт на себя, соглашаясь на связь с Борисом.

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

Катерина находит в себе силы взять ответственность за свой поступок и признать, что сама согласилась на греховную связь с Борисом.

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

Будучи человеком со стойкими нравственными принципами, Катерина не способна лгать и изворачиваться. Она не в состоянии обманывать мужа и при всей семье признаётся в своей измене.

Источник: Действие четвертое, явление 6

Признавшись в любовной связи с Борисом, Катерина переживает не за себя, а, прежде всего, за своего возлюбленного.

Источник: Действие пятое, явление 2

Источник: Действие пятое, явление 3

Катерину терзает совесть: она не может простить себе содеянного греха. Её душа не может найти себе покоя, и героиню всё чаще посещают мысли о смерти.

Источник: Действие пятое, явление 2

Источник: Действие пятое, явление 2

Источник: Действие пятое, явление 2

Источник: Действие пятое, явление 4

Катерине не даёт покоя не только совесть, но и члены её семьи, которые постоянно допекают её упреками и не дают спокойной жизни.

Источник: Действие пятое, явление 2

Источник: Действие пятое, явление 4

Не в силах жить в разладе с собственной совестью, постоянным ощущением собственной греховности, Катерина решает покончить жизнь самоубийством. Она падает с обрыва в Волгу и погибает.

Источник: Действие пятое, явление 6

Воспитание

Родители воспитывали Катерину в большой любви. Они давали ей полную свободу, прислушивались к её желаниям, не заставляли выполнять грязную работу.

Источник: Действие первое, явление 7

Характеристика Катерины другими героями

Кабанов

Тихон любит свою жену и считает, что у неё нет за душой каких-либо страшных грехов, с которыми невозможно смириться.

Источник: Действие четвертое, явление 4

Тихон видит, какой совестливой, безответной является его жена, и даже после известия о её измене он не способен обидеть Катерину, причинить ей сильную боль.

Источник: Действие пятое, явление 1

Борис

Борис отмечает, что Катерина, как и все местные замужние женщины, ограничена в своих действиях, несвободна.

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

Борис восхищен Катериной, её лучезарной улыбкой.

Источник: Действие третье, сцена, 2, явление 2

Кабанова

Кабанова считает Катерину плохой женой, поскольку та не воет демонстративно и не причитает при расставании с мужем.

Кабанова считает Катерину хитрой и лицемерной женщиной и не верит в её искренность и прямоту.

Варвара

Варвара, как никто другой, знает, как тяжело Катерине живется в доме Кабанихе, и искренне жалеет её.

Варвара жалеет Катерину и за то, что та слишком рано вышла замуж и не успела нагуляться в девичестве.

Источник: Действие второе, явление 2

Наблюдательная Варвара отмечает, что Катерина не любит супруга Тихона: её сердце принадлежит другому мужчине.

Источник: Действие второе, явление 2

После совершённой измены Катерина меняется: муки совести не дают ей покоя, и она сильно страдает.

Источник: Действие четвертое, явление 3

Варвара считает Катерину чудной, не такой как все, и ожидает от неё самых неразумных поступков.

Источник: Действие второе, явление 2

Источник: Действие четвертое, явление 3

Кулигин

После смерти Катерины Кулигин рад, что душа молодой женщины находится не во власти её мучителей — жестокосердных родственников.

Источник: Действие пятое, явление 7

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Катерины вместе!

Биография

Детские и юношеские годы Катерины были счастливыми и безмятежными. Она росла в любви, ласке, заботе, никогда не знала никаких запретов и ограничений. Мать души не чаяла в дочери, которую наряжала, словно куклу, и не допускала к грязной работе.

В родительском доме Катерина приобщилась к религии, в которой видела большое счастье и утешение. Девушка часто ходила с матерью в церковь, много молилась от чистого сердца. В их доме всегда находилось место и доброе слово для странниц и богомолок.

Счастливая жизнь Катерины, наполненная любовью, красотой и гармонией, резко изменяется после замужества. Её супругом становится купеческий сын Тихон Кабанов, которого она совсем не любит. Жизнь в доме Кабановых резко отличается от привычной жизни в стенах родительского дома. Здесь царят жестокость, лицемерие, недоверчивость, жадность, невежество. Нездоровая атмосфера давит на Катерину, душит её. Она честно пытается полюбить мужа, но, задавленный властной матерью, Тихон не способен на сильные чувства.

Острое чувство одиночества толкает Катерину в объятия Бориса, однако их кратковременная связь не сделала героиню счастливой. Её потревоженная совесть не даёт ей покоя, и она признаётся в измене Тихону и его матери. Последняя начинает изводить невестку, и та, не найдя ни в ком поддержки и устав от беспросветной жизни, решает покончить жизнь самоубийством, бросившись с обрыва в Волгу.

Образ Катерины

С детства Катерина не знала ни запретов, ни насилия, ни ограничения свободы. Её личность сформировалась в гармоничной, располагающей атмосфере, и все свои идеалы героиня намеревалась воплотить и в семейной жизни. Однако в доме мужа были совсем иные порядки, и некогда весёлая, жизнерадостная Катерина быстро увяла, утратила интерес к происходящему: она не понимала, в чём значение её личности, каков смысл её жизни. Даже религия, которая раньше приносила так много радости, уже не утешала героиню.

Катерина готова подчиниться разумным патриархальным правилам, однако у Кабановых было совершенно извращённое понятие о них. Ложь, лицемерие, бесконечные попрёки — всё, что видела Катерина в новой семье. Неудивительно, что в её душе зародилось отвращение, а природная потребность в любви вылилась в связь с Борисом.

Будучи глубоко верующим человеком, Катерина не смогла в полной мере ощутить радость от нового чувства, воспринимая его как страшный грех. Трагедия совести Катерины заключается в том, что после совершённой измены она призналась во всём мужу и свекрови без надежды на понимание и прощение и тем самым обрекла себя на бесконечные скандалы. Раздавленная нравственно, героиня видела решение всех своих проблем в добровольном уходе из жизни.

Образ Катерины в оценке Добролюбова

Речевая характеристика Катерины

Характеристика речи Катерины полностью отражает сущность героини, её внутренний мир. В основе её речи лежит народное просторечие, устная поэзия, церковно-житийная литература.

Речь Катерины указывает на её духовный мир, в котором немалое место занимает религия. Героиня часто упоминает в речи имя Господа, её пугает собственная греховность.

Читайте также: