Сочинение как я борюсь с маленьким человеком в себе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого урока по литературе в 9 классе

Выполнила : учитель русского и литературы

Кордияк Ирина Валерьевна

Оборудование: Компьютер, экран портрет писателя, иллюстрации к рассказам, выставка книг, эпиграфы, презентации, отрывок художественного фильма.

Эпиграфы к уроку:

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю;

Я царь – я раб; я червь – я Бог!

Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство.
А.П.Чехов – брату Михаилу

1 Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя:

1. После кампании двенадцатого года, вместе с ранеными прислан был он , Пролетная голова, привередлив, как черт, побывал и на гауптвахтах и под арестом, всего отведал. Под Красным ли, или под Лейпцигом, только, можете вообразить, ему оторвало руку и ногу.

4.Формулирование темы урока

Тему «маленького человека мы продолжим и сегодня.

Запишем эпиграфы к уроку.

В теме урока звучит слово эволюция, а что оно означает (см. дом. задание.)

5.Работа над теоретическими понятиями

Эволюция - процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественный изменения; вообще развитие (процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от низшего к высшему).

А теперь давайте обратимся к этимологии слова


Этимология

Грубо говоря, эволюция – это развитие процесса или явления.

Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.

"Маленький человек". Этим понятием в литературе обозначают персонаж, не наделённый героическими качествами, не имеющий каких-то особенных отличий. "Маленький человек" - обычный, заурядный (заранее дома найти определение)

6.Выступление групп исследователей:

Запись в тетради :

Самсон Вырин, Евгений

Запись в тетради:

Акакйй Акакиевич Башмачкин.

hello_html_21f2d618.jpg

Давайте сделаем вывод:

- Какие чувства вызывали все эти "маленькие люди"? (Жалость, обиду за героя, сочувствие, сострадание, боль за человека, желание помочь).

Запись вывода: Герои Пушкина и Гоголя вызывают жалость, обиду за героя, сочувствие, сострадание, боль за человека, желание помочь, смерть героев оправдана).

8.Работа с рассказами Чехова

Отличается ли образ этого героя от предыдущих? Вызывает ли этот человек сочувствие? Почему?

9. История создания

Впервые это произведение было напечатано в журнале "Осколки" в 1883 году в № 27 от 2 июля, с подзаголовком "Случай", за подписью Антоша Чехонте..

Вспомним сюжет рассказа

Иван Дмитриевич Червяков – экзекутор, мелкий чиновник и слово экзекутор

Что означает слово экзекуция и слово экзекутор.(см домашнее задание)

Экзекутор (лат.) – исполнитель, чиновник при канцелярии и присутственном месте, на котором лежат полицейские и хозяйственные обязанности.

Экзекуция – исполнение судебного приговора, телесная кара, наказание

Почему у Червякова есть имя, отчество, фамилия, а у генерала только фамилия? (см. д/з)

Посмотрите на значения имён. Иван (др.евр.) – Бог даровал, милость Божия. Дмитрий (др.греч.) – посвящённый Деметре, богине плодородия и земледелия. Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается (Даль). Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать – кричать резким голосом, ворчать (Даль). Почему такой выбор?

Иван. Бог даровал жизнь герою. Дмитрий. Связь с землёй, по которой ползает. Червяк. Животное, которое ползает по земле, пресмыкается. Герою сам Бог подарил жизнь человека, а он превратил её в жизнь животного.

Чем явилось для Червякова происшествие в театре

Какую роль этот эпизод играет в композиции рассказа?

является завязкой (…нагнулся и… апчхи. Чихнул …)

Какие ключевые слова вы выписали (см. д/ з ), характеризующие Червякова.

глаголы, которые создают образ Червякова.

Глядел – 5 раз.
Чихнул – 6 раз.
Сконфузился – 3 раза.
Обрызгал – 5 раз.

Извиниться – 7 раз.
Объяснить – 5 раз.
Бормотал – 3 раза.
Простите – 1 раз.
Понять – 1 раз

- Как он оценивает поведение генерала?

Он не может смириться с тем, что генерал не придаёт происшествию должного внимания и как-то легкомысленно прощает его. В лакейской душе Червякова селится подозрение, что генерал затаил на него злобу.
Какие меры принимает Червяков?

. Он идёт к генералу просить прощения на другой день, и на третий, пока генерал не выгоняет его. (Пошел вон. - гаркнул посиневший и затрявшийся генерал)

- Почему Червяков умирает?

Вот что говорит по этому поводу говорит литературовед Валентин Александрович Недзвецкий

- Вызывает ли у вас сочувствие герой рассказа?

Запишем в тетради еще одно имя -Червяков

Вы абсолютно правы, а вот к какому выводу приходит Валентин Александрович Недзвецкий

В.Недзвецкий


Это рассказ о страхе. Генерал был крупный чиновник, а Червяков – мелкий чиновник. Такой был строй жизни, такая была система, что младшие до ужаса боялись старших. Он десять раз извинялся, тот на него накричал, Червяков испугался и умер.

В.Недзвецкий

Ну и давайте запишем ? Дайте ответ на вопрос, чему это равно. (Духовная смерть. Червяков умер духовно. Физическая смерть закономерна

Попробуем понять построенную нами эволюционную ступеньку,

В чем заключается эволюция образа маленького человека .?

Герои Пушкина и Гоголя вызывают сочувствие, герои Чехова- нет, лишь ; досада, насмешка: есть жена, возможность посещать театр, свой дом, вицмундир, он не беден и не одинок, как предыдущие герои. Автор негодует. Смерть не оправдана, так как к такому финалу чиновника привёл страх, уничижение.

Пьер Жан Беранже

Я всей душой к жене привязан

Я в люди вышел… Да чего!

Я дружбой графа ей обязан.

Легко ли! Графа самого!

Делами царства управляя,

Он к нам заходит, как к родным.

Какое счастье! Честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С его сиятельством самим!

Прошедшей, например, зимою

Назначен у министра бал;

Граф приезжает за женою,—

Как муж, и я туда попал.

Там, руку мне при всех сжимая,

Назвал приятелем своим.

Какое счастье! Честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С его сиятельством самим!

Жена случайно захворает —

Ведь он, голубчик, сам не свой:

Со мною в преферанс играет,

А ночью ходит за больной.

Приехал, весь в звездах сияя,

Поздравить с ангелом моим…

Какое счастье! Честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С его сиятельством самим!

А что за тонкость обращенья!

Приедет вечером, сидит…

- Что вы всё дома… без движенья.

Вам нужен воздух…— говорит.

- Погода, граф, весьма дурная…

- Да мы карету вам дадим! —

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним!

С его сиятельством самим!

Зазвал к себе в свой дом боярский:

Шампанское лилось рекой…

Жена уснула в спальне дамской…

Я в лучшей комнате мужской.

На мягком ложе засыпая,

Под одеялом парчевым,

Я думал, нежась: честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С его сиятельством самим!

Крестить назвался непременно,

Когда господь мне сына дал,—

И улыбался умиленно,

Когда младенца восприял.

Теперь умру я, уповая,

Что крестник взыскан будет им…

А счастье-то, а честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С его сиятельством самим!

А как он мил, когда он в духе!

Ведь я за рюмкою вина

Хватил однажды: — Ходят слухи…

Что будто, граф… моя жена…

Граф,— говорю,— приобретая…

Трудясь… я должен быть слепым…

Да ослепит и честь такая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С его сиятельством самим!

Что сближает эти произведения?

Ну, а теперь ребята, давайте вернемся к эпиграфам нашего урока

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю;

Я царь – я раб; я червь – я Бог!

Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство.
А.П.Чехов – брату Михаилу

К чему они призывают?

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Но к чему приводит такое ожидание во взрослом возрасте? К потерям! К потерям здоровья, молодости, силы, энергии, времени, денег.

Как это остановить? Внушать себе, что "Я - большой человек! Я - великий спортсмен / успешный предприниматель / талантливый художник / выдающийся учёный / светило науки!" бесполезно . Ожидание негативного развития событий снова сделает своё чёрное дело и заставит вас бояться! Что же делать? Моделировать новую реальность ! Реальность, в которой вы большой и свободный человек! Реальность, в которой у вас великие достижения и вас за них уважают, а не осуждают! Реальность, в которой вы живёте той жизнью, о которой мечтаете!

Наш мир так устроен, что мы не можем влиять на саму реальность, в которой живём. Но мы можем создать в своей голове модель этой реальности и лепить из неё то, что нам хочется . В результате этого, мы можем воспринимать реальность такой, какой захотим, настроив фильтры сознания на отсеивание того, что не желаем видеть в своей жизни. Фильтры начнут пропускать в сознание новую информацию, которая будет рождать новые мысли и новые состояния. И вся наша жизнь полностью изменится. Реальность останется прежней, но воспринимать её мы будем по-другому. Соответственно, мы будем получать другие результаты. Например, здоровье вместо болезней. Или богатство вместо бедности.

Как наш мозг создаёт модель реальности? С помощью процесса моделирования реальности, представляющего собой совокупность из четырёх ментальных процессов:

Мозг обобщает отдельные факты в единую картину мировоззрения. С помощью фильтров исключает из общей картины факты, противоречащие мировоззрению, интерпретируя их как ошибочные. Дорисовывает недостающие части картины по аналогии с вызывающими доверие фактами. И искажает общую картину в соответствии с представлениями о том, какой она должна быть!

Именно ваше представление о том, какой должна быть ваша картина мира, направляет работу мозга и управляет работой фильтров! То, что вы хотите видеть, то вам мозг и рисует !

Поэтому, если вы хотите видеть себя большим, уважаемым человеком, ваш мозг будет выстраивать такую картину мира, в которой вы - большой и уважаемый человек . А фильтры будут отсеивать всё, что будет этому противоречить. Но если вы позволите себе бояться и согласитесь не высовываться, мозг начнёт выстраивать такую картину мира, в которой вам уготовано место маленького человека, от которого ничего не зависит. А фильтры начнут отсеивать всё, что будет этому противоречить и вам начнёт казаться, что реальность изменилась! В действительности, меняется только ваше восприятие!

Поэтому ничего не бойтесь! Формируйте такую картину мира, в которой вам нечего бояться ! Перепишите сценарий своей жизни и предоставьте своему мозгу новые вводные:

Вот старушка, проработавшая всю жизнь на заводе, не может выжить на грошовую пенсию. Вот вдова с детьми мыкается по съемным углам — ей негде жить и нечего есть, а на работу не берут. Вот мелкий предприниматель пытается получить справку у чиновника…

Пример сочинения 2

Цель исследовательской работы: сопоставление образа маленького человека в произведениях русской литературы. Данная цель исследования реализуется в следующих конкретных задачах:

Объект исследования: стихотворения русских поэтов 19-20 вв., содержащие образ маленького человека; художественные тексты произведений.

Предмет исследования: художественное своеобразие образа маленького человека в русской литературе.

Пример сочинения 3

Пример сочинения 4

Образ "маленького человека" красной нитью проходит практически через всю классическую русскую литературу. Этот тип героя появился со становлением реализма в русской литературе. Типичный пример такого человека - Акакий Акакиевич Башмачкин, герой гоголевской повести "Шинель".

Маленький человек беден, незнатен, не имеет ни выдающихся способностей, не отличается силой характера. Писатели 19-го века, создавая образ маленького человека, напоминали читателям, которые привыкли восхищаться исключительно романтическими героями, что даже самый обычный человек, простой обыватель, — тоже человек и достоин если не восхищения, то хотя бы сочувствия и понимания.

В советской литературе проблема маленького человека тоже присутствует, но в меньшей мере: этот типаж не очень вписывался в каноны соцреализма. В частности, Юшка в одноименном рассказе Андрея Платонова - тоже "маленький человек".

В наши дни "маленькие люди" никуда не делись: как и в далеком 19-м веке, они составляют немалую долю населения. Это обычные люди, которые не совершают подвигов, не выделяются из толпы, просто живут своей обычной жизнью. Их очень много. Так всегда было и, наверное, будет. Поэтому и проблема "маленького человека" не потеряла актуальности и в наши дни.

+

3 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 3

Ответ

+

Маленький человек – это маленькое

существо, которое прячется внутри меня. Он не имеет ни имени, ни возраста,

разве что, моего. Он тихий, но если он захочет показаться, то лучший

заставить его спрятаться назад, это бороться с ним самыми разнообразными

Почему же с ним нужно бороться, если он

совсем безобидный? Он такой маленький и бес что иногда я жалею его,

тем самым жалея себя, так как он живет во мне. Жалея себя и его одновременно, я

не подозреваю, что это маленькое существо вредит мне. А вредит оно тем, что заставляет

меня вспомнить проблемы, показаться себе самым ничтожным человеком на

Земле, на которого все навалилось. Естественно, далее следуют слезы. Говорят,

что когда мы плачем, мы жалеем себя. Видимо, это действительно так.

Но что сделать, чтобы этого не

происходило? Когда наступает этот момент, когда я готова бросить все и уйти в

себя, то есть стать тем самым маленьким человеком, я говорю себе, что все в

появляются силы на дальнейшую работу. Маленький человек снова прячется,

отступая от ударов.

Но мы не застрахованы от его следующего

появления, он может появиться в любой подходящий момент. Он появляется тогда, когда

я захочу сделаться такой же, как и он: человеком, думающим, что в будущем он

ничего не добьется, тем человеком, который никому не нужен, который просто

плывет по течению, совершенно не думая о будущем и ничего не делая ради того,

чтобы быть лучше, стремиться к чему-то.

Никто не может отрицать, что в нем нет

этого существа. Если человек так думает, то он глубоко ошибается, так как этот

маленький человек есть в каждом из нас. Но с каждым из нас он имеет разные

отношения: некоторые позволяют жить ему полной жизнью, а некоторые не дают и шага

Читайте также: