Сочинение как доктор старцев стал ионычем

Обновлено: 17.05.2024

В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не думал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, не мечтал о труде на пользу общества. Но проходят годы, и человек внутренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе “Ионыч”. Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. и находит себе место в Дялиже, в девяти верстах от города. Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, поэтому он много трудится, не зная отдыха. Но Чехов в другом рассказе высказал очень верную мысль, что чаще всего довольно быстро черствеют учителя и врачи. Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как образованному и интеллигентному человеку, почаще бывать в городе, записаться в клуб, вход куда был доступен только верхушке города, его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной. Чехов небольшими штрихами рисует эту “талантливость”. Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери пон ятны Старцеву, но все-таки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать. Лишь через год приехав к ним снова, Старцев затем все чаще и чаще наведывается в этот гостеприимный дом. Он влюблен в дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Котиком. Дмитрий ревнует, с трудом переносит разлуку, готов на все для нее, но Котик лишь кокетничает со Старцевым, не отвечая на пылкие чувства влюбленного. Старцев понимает, что ему, взрослому человеку, неприлично таскаться по кладбищам, получать записочки, как желторотому гимназисту, но тем не менее он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. Но даже в конце этого непродолжительного романа Старцевым, быть может, незаметно для него, овладевает трезвый расчет (Он думает: “А приданого они, должно быть, дадут немало”). После отказа доктор пе- реживает не слишком долго. Ему было всего лишь “немного стыдно”, что все так глупо и пошло кончилось. Раньше в городе Старцева звали “поляк надутый”, тем самым подчеркивая, что он чужой в этом городе. Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что, о чем бы он ни говорил, обывателями все воспринималось как личная обида. Когда Старцев пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Обыватели города ровным счетом ничего не делали. День за днем у них уходил на карты, сборища, безделье. Уезжает из города Котик, Старцев равнодушно узнает об этой потере, вспоминая только одно: “Сколько хлопот, однако”. С этого времени Дмитрий теряет интерес к работе. В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. Он по вечерам любит считать деньги, которые заработал за день. У него появляются “безобидные” страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных и стучит палкой. В городе его уже по-домашнему называют “Ионычем”, тем самым принимая его в свою среду. Чехов, показывая “лучшую” в городе семью Туркиных, как бы подводит нас вслед за Старцевым к выводу: “Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город?” Еще хуже, чем Туркины, потому что в этом милом семействе есть налет хоть какой-то интеллигентности. Старцев не имел семьи, он, должно быть, просто ради удовольствия и не зная, что делать с деньгами, создавал себе душевный комфорт, скупая недвижимость. Чехов нас предупреждает: “Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека”. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Даже воспоминания о любви не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Котик, вернувшись, видит Старцева другим, но ей хочется замуж, поэтому она цепляется за прошлые светлые мечты. Старцев же устало думает: “Хорошо, что я на ней не женился”. Ему уже не нравилось: и как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней — дело в том, что Старцев уже давно умер душою, и ничто не может вывести его из духовной спячки. Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. Чехов написал историю тяжелой социальной болезни новой формы, которую давно изучала русская литература. Имя этой болезни — духовная деградация личности. Как опытный врач Старцев мог бы поставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, не раз в своих рассказах повторял: “Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования”.
Высокую оценку Чехову дали не только его современники, но и писатели двадцатого века. Алексей Толстой сказал: “Чехов — это Пушкин в прозе”. И я думаю, что с этим утверждением нельзя не согласиться. Художественные открытия Чехова, мастера рассказа, поражали его современников. Лев Толстой дал очень высокую оценку Чехову. “Какой превосходный язык. Никто из нас: ни Достоевский, ни Тургенев, ни Гончаров, ни я не могли бы так писать”, — утверждал Лев Толстой.






В 90-е годы XIX века основной темой произведений А.П. Чехова стала тема интеллигенции, причем его интересовало общественное поведение этого слоя, его умственное и психологическое состояние. В целом ряде произведений писатель подвергает критике общественную пассивность, пошлость, равнодушие, отсутствие общественных. запросов среди интеллигенции. Чехов вскрыл и показал такое явление среди интеллигенции, как футлярность, которая является особым состоянием души, свойством человеческого характера, заключающимся в желании не вмешиваться в жизнь, в энергичной защите от внешнего мира. Таким футляром может быть наука, семейное гнездо, собственность, материальное благополучие.

Обратившись к одной из острых проблем современности, Чехов предметом изображения делает внешне незаметные внутренние изменения в мыслях, настроениях человека, в оценках себя и окружающего мира. Своеобразие творческой манеры Чехова в том, что социальные противоречия он осознает как кризисное состояние человека, из которого он или стремится выйти, или, наоборот, подчиняется и дает поглотить себя мелкой, пошлой жизни.

В 90-е годы Чехов главной творческой задачей делает испытание героя на прочность, на право быть личностью, умение остаться самим собой, уметь противостоять среде. Чехов не принимает формулу "среда заела". Он считает, что человек должен уметь противостоять среде, пошлости, иначе он сам становится олицетворением мещанства, косности и гибнет как личность. В рассказе "Ионыч" как раз и представлен процесс изменения героя, духовная деградация личности, превращение из доброго человека, не лишенного даже поэтической жилки, в холодного дельца, в котором материальное полностью вытеснило духовное.

Перед читателем проходит путь главного героя Дмитрия Ионыча Старцева, показана постепенная неизбежная утрата живого восприятия жизни, потребности в человеческом общении, а вместо всего этого — "обретение": жажда накопительства — когда материальное благополучие становится футляром, в котором герой замыкается, опошление, физическое и духовное ожирение.

В этом рассказе воплощается одна из главных черт художественной манеры Чехова — умение коротко говорить о значительных проблемах. Предметом небольшого по объему произведения стал большой отрезок жизни героя. Коротко рассказать об эволюции героя Чехову позволили художественные средства, которыми он пользовался: ступенчатость раскрытия жизненного пути героев. В жизни Старцева автор выделил четыре этапа: первый — приезд в город и знакомство с семьей Туркиных, второй — через год — роман с Котиком, третий — через четыре года — новая встреча с Котиком, и последний, четвертый — через несколько лет — окончательная деградация. В раскрытии этих этапов Чехов предельно лаконичен, но, тем не менее, перед читателем предстает процесс обнищания духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления.

На первом этапе Дмитрий Старцев — молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Он энергичен, полон сил, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодость и энергия подчеркнуты одной красноречивой деталью: ". Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости". В это время герой знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Но одни и те же шутки изо дня в день, пошлые анекдоты хозяина, однообразные развлечения, приевшиеся и всем надоевшие, говорят о том, что на самом деле жизнь этой семьи заурядна и типична. Старцев видит всю эту серость, даже пытается бороться с ней, но. влюбляется в Котика, и на глаза его словно падают розовые очки.

На втором этапе Старцев, хоть и работает, но уже меньше занят, появляется большая заинтересованность в личном благополучии. Герой еще способен по-молодому, свежо и непосредственно любить, но, получив отказ, довольно быстро успокаивается. Он прячется в "футляр", отгораживается от всего мира, — обыватели еще раздражают его своими взглядами на жизнь, и у него пока нет близких друзей. Старцев прекрасно понимает, в какую трясину погружается, но даже не пытается сопротивляться обстоятельствам. Здесь Чехов делает акцент на одной, но очень важной детали: у Старцева появилась пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Доктор перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить, а главным развлечением, в которое "он втянулся незаметно, мало-помалу", становится любование добытыми практикой зелеными и белыми бумажками.

На третьем этапе — через четыре года — Дмитрий Старцев уже забывает о деятельности в земской больнице, у него большая частная практика. Главный его интерес — деньги, которые он с наслаждением пересчитывает по вечерам. Старцев еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой, а "выезжает" уже "не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами".

Чехов не рассуждает о душевных качествах Ионыча в этот период, но обращает внимание на одну деталь, которая по своей значимости в раскрытии внутреннего мира героя равна целым авторским рассуждениям: это огонек, который на мгновение затеплился в душе Старцева под влиянием встречи с Котиком. Но и этот огонек при воспоминании об ассигнациях тут же погас. На последнем этапе — через несколько лет — мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Доктор Старцев окончательно превращается в Ионыча. Его одолела жадность; увлечение любимым делом, желание приносить общественную пользу вырождается в эгоистические хлопоты, интерес к людям превращается в высокомерие. Жизнь героя опустошена и обеднена окончательно.

Таким образом, расставляя временные вехи, указывая на этапы материального обогащения героя, которые воплощены в таких художественных деталях, как средства передвижения, используя художественные детали, помогающие раскрыть внутренний мир героя, Чехов лаконично представляет историю падения человека.

Показывая постепенное превращение Старцева в обывателя, Чехов разоблачает не только его, но и окружающую среду. В этом отношении интересна семья Туркиных. Описывая эту семью, Чехов сосредоточивает внимание на главной общей черте всех Туркиных — самолюбовании, претенциозности. Раскрывая эту черту в различных ее проявлениях, Чехов словами Старцева окончательно развенчивает всех Туркиных: "Если самые талантливые так бездарны, то каков же должен быть город!"

Какая же сила губит Старцева? Сила воистину страшная своей обыденностью — это всего-навсего стремление к сытости и покою, подавляющее другие, более высокие стремления. Чехов не осуждает само по себе желание "дьячковского сына" обрести благополучие, но раскрывает катастрофические последствия подмены гуманных идеалов стяжательскими. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, а предпочитает жить по законам этого болота.

Рассказ "Ионыч" — это повествование о человеке, в чьей душе внутренний диалог превратился в обывательский монолог, из которого загорелся было "светлый огонек" и погас, вместе с любовью возникла и какая-то другая жизнь, но она исчезла, как мираж. Это не только история о том, как "среда заела человека", но и беспощадный рассказ о человеке, который, перестав сопротивляться влиянию духовно обнищавшего общества, утратил все человеческое.

В рассказе "Ионыч" звучит голос самого Чехова, обращенный к читателям: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости. Берегите в себе человека!

О прежнем Дмитрии Старцеве остаётся только сожалеть, поскольку он сам довёл себя до такого состояния, омертвения души, поддавшись своей нерешительности, боязни жизни, духовной лени. И если подобное же происходит не только с отдельным человеком, а с целым обществом, то это уже трагедия, беда такому обществу, страдающему духовным параличом, неизлечимой болезнью.

Карьера Старцева начинается в городе, где живут обывательской, пустой жизнью, он не видел перед собой других ориентиров и целей, кроме мещанского счастья. Это сыграло для главного героя определяющую роль – он оказался слаб, малодушен и вял, чтобы стремиться к лучшему, возвыситься над толпой обывателей. При этом, обладая мыслящим умом и чуткой душой, он пал ещё ниже, забыл и отвернулся от самого себя, превратился в бесчувственную оболочку жизни.

Автор: Диана Горина

Автор: Самый Зелёный · Published 01.05.2020

Сочинение: Природа в лирике С.А. Есенина

Автор: Самый Зелёный · Published 14.06.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 27.07.2020 · Last modified 26.07.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Далее мы видим превращение Дмитрия Ионыча, молодого человека, с целями и планами на жизнь, пылкого и решительного, в достаточно полного мужчину средних лет, лишенного чувств и эмоций. В городе С. Старцева стали просто называть Ионычем. Со времен, вспоминая о своей любви к Екатерине, Ионыч думал, что хорошо, что тогда он не женился на ней. Вслед за физическим ожирением, к Старцеву приходит ожирение моральное. В обществе Ионыч чувствует себя не комфортно, обычно молчит. Он ушел в себя, стал раздражителен и озлоблен.

Когда Котик поняла, что у нее достаточно посредственные умения игры на пианино, она продолжала лелеять в себе надежду на любовь Старцева. Вернувшись в родной город, Екатерина обнаружила не пылкого юношу, отчаянно влюбленного в нее, а человека немного циничного, духовно обленившегося. Человека более не способного на любовь.

Почему же со Старцевым произошли такие сильные изменения. Конечно, можно сказать, что виновата среда. Жизнь проходит бесцветно, лишена радостей, лишена смысла. Но почему она лишена смысла – это совсем другой вопрос. Вот в этом и виноват сам Старцев. Он не смог пережить неразделенную любовь, сдался, поплыл по течению. Именно это и сделало его Ионычем — ожиревшим мещанином, у которого есть все, и в то же время нет ничего. Он пуст духовно, а это самая страшная пустота для человека.

Сочинение на тему ДЕГРАДАЦИЯ ДОКТОРА СТАРЦЕВА

Сочинение

В образе Ионыча Чехов показал, как создавались типы, подобные Беликову, их деградацию.

Перед нами четыре этапа жизненной истории доктора Старцева. В раскрытии содержания этих четырех этапов Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакций.

На первом этапе Старцев еще полон сил и энергии. Заняв должность земского врача, он поселился вблизи больницы, в девяти верстах от города. «Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости«.

На втором этапе Старцев надел футляр на свою деятельность, ограничил ее. На третьем этапе Старцев отходит от земской больницы, его внимание поглощает большая частная практика. «Выезжал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами«.

На четвертом этапе жизнь Старцева окончательно опустошена и обеднена, она парализована приобретательством, у него есть имение и два дома в городе, но он облюбовывает еще. Увлечение в молодости любимым делом, желание приносить общественную пользу вырождается в эгоистические хлопоты, интерес к людям — в полную нечувствительность.

Старцев — это образ обывателя вредного и пошлого, тормо­зящего развитие разумной жизни. «Пошлость всегда находила в нем жестокого и строго судью«. (Горький о Чехове).

Сочинение Как Старцев стновится Ионычем

Чехов является поистине настоящим писателем и талантливым человеком. В своих произведениях он рассказывает все, что происходит в мире. Многие его произведения небольшие и короткие. При помощи этих произведений он мог критиковать не только самого себя, но и других людей. А теперь давайте перейдем к нашему главному вопросу: почему доктор Старцев стал Ионычем?

Для начала нужно решить, кем является Дмитрий Старцев на самом деле. Больше всего на свете он хочет иметь не только большую и дружную семью, но еще и карьеру. А тут как раз в земскую больницу требовался врач. Вот так он знакомиться с замечательными людьми по фамилии Туркины.

До конца он еще не был знаком с этой семьей, но ему очень даже хотелось быть на них похожими. У каждого из членов семьи есть талант, которым они не только гордятся, но и стараются его развивать. А когда он увидел их дочь Катю, то практически сразу же в нее влюбился.

Но все очень быстро поменялось. И все оказалось совсем не так, как было сначала. Он каждый день стал приходить в их дом и теперь уже не восхищался ими, а просто тихо их ненавидел. Каждый его день был очень сильно похож на предыдущий. Кроме этого весь негатив семьи перемещался на Дмитрия, и он от этого очень даже сильно страдал.

Дальше можно сказать о том, что он просто заелся и теперь такие отношения ему уже были не нужны. Он пал не только духовно, но еще и физически в глазах каждого жителя. И для них он был не Дмитрием Ионычем, а просто Ионычем. Если раньше он жил для того чтобы достигать цели и стремиться к мечте, то теперь ее просто не существовало. А с каждым днем накапливается все больше и больше проблем, которые не уходят, а все нагружают и нагружают его плечи все сильнее и сильнее. И от них уже никуда нельзя деться. А все так хорошо начиналось. Немного погодя Катя встретилась с ним, когда приехала домой отдохнуть, от всего что с ней произошло в Москве. Она очень много рассказала ему, а потом рассказала о том, что с тех самых пор его не забыла и постоянно думала о нем. А ведь за это время человек практически полностью поменялся. У него появилась хорошая работа, где очень даже хорошо платят. А это значит, что и денег у него очень много. Больше всего на свете ему нравилось считать деньги, которые он зарабатывает.

Из всего этого можно сделать вывод, что таким он стал только потому, что его изменило положение, в котором он оказался. Он сам поселился в таком месте, где люди никогда и ничему не радуются, а все что их интересует это деньги.

Другие сочинения: ← Образ Анны в рассказе Анна на шее↑ Чехов А.П.Образ Алехина в рассказе О любви →

Дополнительные вопросы. В чем заключается трагедия доктора старцева

Лаконизм, скрытый юмор и углубление в человеческую психологию – главные грани творчества Антона Павловича Чехова. Особенно ярко они раскрываются в произведениях написанных после 80-х годов. Автор, не выявляя себя, показывает ошибки людей, которые способны сломать судьбу. Рассказ относится к позднему периоду творчества А.П. Чехова, поэтому его особенно интересно анализировать с точки зрения психологической организации главного героя.

– молодой врач, который попадает в провинциальный город. Он работает, не покладая рук, пытаясь улучшить свое благосостояние и помочь другим. Старцев интеллигентный, с незаурядным умом. Он умеет различать духовно богатых и бедных людей. В первых главах, где видим молодого врача в таком образе, рано говорить о трагедии этого образа. Путь к ней начинается со знакомства с семьей Туркиных и вхождения Старцева в круги обывателей.

В семье Туркиных духовное развитие остановилось давно. Уже при первом знакомстве с этими людьми Старцев замечает их недостатки, но очень скоро молодой человек ослепляется влюбленностью к Туркиной Екатерине Ивановне, девушке молодой, симпатичной, но очень избалованной. Он получает грубый отказ, который не столько разбивает сердце, сколько уязвляет самолюбие доктора.

Над образом Дмитрия Старцева можно смеяться, иронизировать, но нельзя отрицать, что он трагичный.

Ответ от Екатерина Бочагова

Достоинство его ҭворчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. Это главное.

Л. Толстой Антон Павлович Чехов один из самых популярных прозаиков в мире. В литературу он вошел как создатель короткого рассказа. Письмо к ученому соседу, появившееся в ҭысяча восемьсот восьмидесятом году, раскрыло основные грани таланта писателя. Уже в первом рассказе обозначилось многое из того, что определиҭ художественный стиль Чехова, скрыҭый юмор, краткость и конкретность письма, знание психологии человека. При этом автор рассказа как будто совсем устранен он не произносиҭ от себя никаких слов. Пройдет несколько лет, и молодой писатель заявиҭ о себе целым рядом зрелых произведений: Унтер Пришибеев, Толстый и тонкий, Смерть чиновника. Взрослел Чехов, и вместе с ним рос, углублялся юмор, сливался с горестными раздумьями о современной жизни. Из Антоши Чехонте постепенно формировался будущий художник, мастер слова. В девяностых годах рассказы сменились повестями: Палата 6, Степь, Дама с собачкой, Ионыч, и в них Чехов остается верен своей манере. В центре внимания писателя психологическая характеристика героя, которая углубляется по мере развиҭия сюжета. Одним из ярчайших произведений этого периода, на мой взгляд, является повесть Ионыч. В ней, как в зеркале, отразилось время и герой, рожденный им. Вначале Дмитрий Ионыч Старцев предстает перед нами молодым перспективным врачом, отдающим все свое время работе. Он пока еще способен на безрассудство, любовь, искренность, мечтательность. Молодой доктор очарован Екатериной Ивановной Туркиной, Котиком, как ее называюҭ в семье. Она очень нравиҭся ему и внешностью, и умом, и начитанностью, и экспрессивной игрой на рояле. Но к чувству симпатии юноши примешивается и трезвый взгляд на вещи, рационализм. Приехав делать предложение, Старцев рассуждал: Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спиҭ до двух часов, а ҭы дьячковский сын, земский врач… Пока же.чувства в нем беруҭ верх над разумом, он делает предложение и получает отказ, так как Котик стремиҭся к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь для нее добровольное рабство. Получив отказ, доктор Старцев страдает не столько из-за потери любви, сколько из-за уязвленного самолюбия: Дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал, а потом…успокоился и зажил по-прежнему. Идуҭ годы, Ионыч приобретает вес и практику, но ни с кем не сходиҭся близко обыватели его раздражаюҭ. Единственной его страстью теперь стало накопление денег. Новая встреча с Котиком поменяла их ролями. Уже Котик добивается внимания и благосклонности доктора, но только воспоминания о бумажках в кармане способны пробудить в нем положительные эмоции. Старцев стал желчен. Больные в нем вызываюҭ только раздражение. У Ионыча пропало всякое желание помогать людям, он терпиҭ их только из-за того, что они несуҭ ему деньги. Чехов мастер детали. Порой одной фразы писателя достаточно, чтобы охарактеризовать персонаж. Чего стоят слова не имеется такого римского права, повторяемые Иваном Петровичем Туркиным из года в год, и оттого становящиеся пошлыми; или игра Котика на рояле сравнивается автором с обвалом камней, который непременно хочется остановить. И читателю становиҭся понятна убогость Туркина и причины духовной гибели доктора. Черствость и пошлость окружающих, бессмысленность их жизни, мелочность стремлений делаюҭ Старцева Ионычем. Этот переход почти неуловим для окружающих и для самого Старцева. Но в том-то и трагедия его. Он черствеет душой, происходиҭ моральная гибель человека, а это, пожалуй, пострашнее его физической смерҭи. Но никакие причины не могуҭ оправдать героя. Суд над ним состоялся, хотя не сказано было ни одного слова обвинения. В чем же заключается феномен Чехова, необыкновенная популярность его произведений? По-моему, разгадка кроется в удивительной живучести характеров, созданных писателем. До сих пор мы сталкиваемся с чеховскими толстыми и тонкими, злоумышленниками, размазнями и старцевыми, что особенно страшно. Растлевающая власть денег, показанная писателем, процветает в наше время. Она заменяет собой кульҭуру, образованность, жажду знаний. Меня поражает прозорливость Чехова, который еще в начале века увидел зародыши новых отношений и показал их в развиҭии.

В чем же заключается феномен Чехова, необыкновенная популярность его произведений? По-моему, разгадка кроется в удивительной живучести характеров, созданных писателем. До сих пор мы сталкиваемся с чеховскими толстыми и тонкими, злоумышленниками, размазнями и старцевыми, что особенно страшно. Растлевающая денег, показанная писателем, процветает в наше время. Она заменяет собой культуру, образованность, жажду знаний. Меня поражает прозорливость Чехова, который еще в начале века увидел зародыши новых отношений и показал их в развитии.

Чехов — мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, живущих в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла жизни.

— Это вы про что? А? Кого?

Образ и характеристика доктора Старцева в рассказе Чехова Ионыч

Молодой Старцев подвержен обыкновенным человеческим чувствам: он влюбляется в Екатерину Ивановну. Но, как рациональный и предприимчивый человек, он думает и о материальной выгоде. Доктор уверен, что его избраннице дадут богатое приданое.

Не сомневаясь в отказе, он делает предложение девушке. Но Екатерина Ивановна амбициозна и самоуверенна, она считает себя великой пианисткой с выдающимся талантом, и свою жизнь мечтает посвятить искусству.

Она отказывает доктору, чем приводит его в полное изумление.

Уже через несколько дней он и думать забывает об этом инциденте. С этого времени жизнь его меняется, в докторе просыпаются стяжательские наклонности. Постепенно доктор теряет интерес к жизни, он превращается в самодовольного домовладельца.

Врач ведёт всё более обширную практику, его целью становится накопить как можно больше денег. Собрав большую сумму, он вкладывает их в недвижимость. Он уже не ходит по концертам, по гостям, не посещает театров.

Единственным развлечением для него является игра в карты.

Изменился Дмитрий Ионович и внешне, он сильно располнел и обрюзг, стал раздражительным и нетерпеливым. Неуёмная жадность заставляет его успевать повсюду, чтобы сделать очередной вклад на свой накопительный счёт. Он так и не женился, живёт скучно и однообразно.

Можно сказать, что он прожил пустую незаметную жизнь. Нет жены, нет детей, да и друзей тоже не завёл. Из энергичного, амбициозного человека, Старцев превратился просто в балласт. В его жизни всего лишь раз была яркая вспышка, когда он влюбился в Екатерину Ивановну, но победила алчность, и жизнь стала серыми буднями, так и не найдя достойного стимула.

Все герои ррассказа Ионыч

Вариант 2

Ионыч, то есть доктор Старцев предстает перед читателем в начале рассказа молодым и полным надежд человеком. В чем-то Чехов, который тоже работал доктором, вероятно, описывает детали из собственного опыта.

Когда старцев только приезжает в небольшой город, он – Дмитрий Ионович. Когда рассказ оканчивается, он – просто Ионыч. Так на самом деле называют людей в возрасте, немного неказистых, к которым простое отношение.

Весь рассказ – своеобразная история деградации и очерствения главного героя. Он разочаровывается в мире, становится сам невзрачным и простым. Конечно, доктор Старцев богатеет и получает много профессионального опыта, но этот опыт не связан с развитием нравственности (хотя он работает доктором) и не приносит ему счастья.

Чехов не зря описывает перемены в Ионыче в связке богатеет и толстеет. Главный герой как бы оплывает богатством и жиром и становится невосприимчивым к миру. Он перестает общаться с другими людьми и искать знакомств, так как считает остальных малоинтересными, он даже более не имеет влюбленности к Котика, так как считает эту женщину не особенно заслуживающей внимания.

История Старцева – история о том, как мир делает человека более грубым и невзрачным. Если мы появляемся на свет веселыми и радостными, то завершаем нередко свой путь циничными, угрюмыми и разочарованными.

Подобно этому Старцев приезжает в новый город полный надежд и когда знакомится с Туркиными, то проникается уважением к этим творческим людям.

В завершении рассказа Ионыч считает этих людей совершенно безынтересными и тем более считает остальных людей в городе таковыми, если лучшие люди настолько банальны.

Зависит ли такое отношение от перемен в самом Старцеве, обстоятельств или других людей – вопрос открытый, тут не сказать точно, Чехов описывает просто то как бывает и не дает оценок этим ситуациям.

Для своего времени Старцев вполне типичный представитель интеллигенции, которые не раз будут проявляться в других произведениях автора. Они будут вопрошать о том для чего они существуют, почему только пьют, едят и разглагольствуют. Возможно, ответ заключается в разочаровании, которое люди нередко испытывают по отношению к миру.

Сочинение Характеристика и образ доктора Старцева

Сюжет незамысловат. Здесь нет насыщенных бурными эмоциями сцен и неожиданных развязок. В уезд приезжает мужчина на должность земского врача. На службе доктор видится только с пациентами, которые редко отличаются молодостью и красотой, и уж точно не могут похвастаться здоровьем. Кроме работы пойти некуда.

В деревне совсем нет развлечений и интересных занятий, кроме чтения. Но и в ближайшем городе их не так уж много. Все, что может предложить С. своим скучающим гостям и жителям – это библиотека, клуб, небольшой театр и редкие балы. А еще знакомство с образованными и общительными семьями некоторых известных горожан.

Самой талантливой из которых считается семья Туркиных. По такой рекомендации с ними знакомится и Старцев.

Ведь он солидный мужчина, взрослый, врач, а значит записки, тайные свидания при лунном свете и в неожиданных местах, а также прочая романтическая мишура не для него. Ему кажется, что над ним будут смеяться даже гимназисты. А он боится насмешек. И считает все это ребячеством. Однако, подумав, он все же отправляется ночью на кладбище, надеясь на романтическую встречу.

Хоть и понимает, что это скорее всего детская забава, шутка его возлюбленной.

У героя серьезные намерения, он просит руки барышни. А получив отказ, недоумевает. Для Старцева такой финал становится неожиданностью. Дмитрий Ионович испытывает злость, обиду, легкий стыд. И даже готов ударить своего кучера тростью по спине от злости и бессилия.

Ведь он многое сделал, чтобы добиться взаимности чувств: ночной визит на кладбище и долгое ожидание там, поиски фрака и поход на бал, тесный и удушливый галстук, объяснения в любви. Позднее, вспоминая эти события и свои поступки он скажет: «Надо же.

Старцев достаточно меркантилен. Ведь он вырос в небогатой семье и знает как тяжело достается каждая копейка.

Поэтому размышляя о женитьбе, он задумывается не только о прелестях и недостатках юной избранницы, но и о ее приданом. Готов даже оставить земскую практику, должность.

С годами Ионыч толстеет, раздается в ширь даже его кучер Пантелеймон, становится бестактным, но зажиточным. И превращается в такого же обывателя, как и окружение, к которому он испытывал неприязнь и даже брезгливость.

Пошлость жизни провинциального города поглощает его. Герой интеллектуально и нравственно деградирует. Старцева уже ничего не интересует, кроме вкусной еды и покупки новой недвижимости. Он груб и бестактен с пациентами.

← Рассуждение по пьесе Вишневый сад Чехова← Образы футлярных людей в рассказах Чехова↑ ЧеховЧеловек и среда в рассказах Чехова →Роль художественной детали в рассказе Хамелеон Чехова →

Читайте также: