Сочинение истина и заблуждение

Обновлено: 04.07.2024

Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче. Мы считали бы в таком случае достоверным противоположное тому, что говорит лжец. Но противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов.

Вопрос об истине является основным вопросом гносеологии. Все человеческое познание ориентировано на достижение истины. В первом приближении вопрос об истине кажется предельно простым, но простота эта обманчива.

Для Платона истина заключается в соответствии знаний вечным и неизменным идеям, ибо для него идеи — первореальность. Что касается чувственного материального мира, то знания о нем не могут быть истинами, так как этот мир изменчив. В него, как и в реку, нельзя войти дважды. Он возникает на время, а исчезает насовсем.

Материалисты, напротив, считали, что истина есть соответствие полученных знаний объективному материальному миру. Но одно дело считать так, а другое — установить это соответствие. Ощущение не самый лучший свидетель этого соответствия, да и разум может допускать ошибки.

Таким образом, истину можно определить как философскую категорию для обозначения меры отражения объекта познающим субъектом. И эта мера проверяется практикой.

Истина — это объективное содержание сознания, адекватное отражение предметов и явлений действительности. С истиной справедливо связывается самое благородное, возвышенное и значимое в процессе познания мира, человека, общества. Истина есть процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые в свою очередь можно рассматривать как относительно самостоятельные истины.

В объективной истине отражается реальное положение вещей, мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания. В этом смысле можно сказать, что объективная истина не зависит ни от человека, ни от человечества. Сказанное не следует понимать так, что истина возможна и существует вне субъекта. В самой по себе действительности истин нет. Истиной характеризуется лишь наши познавательные образы, наше знание о действительности.

Истина всегда субъективна по своей форме, однако по своему содержанию, т. е. по тому, что содержится в знании, она объективна. Содержание этого знания не зависит от сознания людей. Оно соответствует действительности, законам, явлениям природы и общества. К примеру, законы механического движения были открыты и сформулированы И. Ньютоном. Но эти законы существуют независимо от основателя классической механики.

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Такие истины нам, естественно, недоступны. Абсолютная истина — это только регулятивная идея, т. е. некоторый идеал, к которому, безусловно, нужно стремиться, но достичь и удостовериться в котором невозможно. В реальном своем выражении абсолютная истина есть понятие потенциальной бесконечности человеческого познания мира, предел, к которому стремится наше знание.

Понятие "относительная истина " служит для обозначения конечных, ограниченных моментов человеческого познания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний о действительности, определенных ступеней или порядков углубления в ее неисчерпаемую сущность. Относительная истина зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента[1].

Абсолютная и относительная истины — истины объективные. Разница между ними лишь в степени точности и полноты отражения действительности. Абсолютная и относительная истины на самом деле — неразрывные аспекты истины объективной.

Критерием истины не может быть публичное или всеобщее признание. Если какую-то информацию разделяет большинство, то это не значит, что на их стороне истина. В противном случае в разряд истин попали бы все предрассудки: их, как правило, придерживается подавляющее большинство коллектива, общества. Истина не устанавливается голосованием. Она может быть и на стороне меньшинства.

Вообще, как показывает история, истина поначалу является достоянием либо одного человека, либо небольшого круга единомышленников. Когда-то теория относительности была истиной только А. Энштейна. Другое дело, что истина, если это действительно истина, рано или поздно находит дорогу к сердцам, нет — головам большинства, всех людей.

Признание, в конце концов, она действительно получает. Судьба истины обычно такова: сначала ее все отрицают, затем с энтузиазмом принимают, наконец, она становится чем-то привычным и рутинным. Итак, не все то, что разделяет большинство, является истинным, но истина рано или поздно становится достоянием большинства.

Главным, решающим критерием истины является практика, т.е. материальная предметно-чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира — природного и социального. Разумеется, этот критерий тоже не абсолютен. Практика носит всегда конкретно-исторический характер, развивается, совершенствуется, конкретизируется. И то, что недоступно ей сегодня, может стать доступным завтра.

Так, практика долго не могла расщепить атом и с этой стороны она как будто подтверждала его неделимость. Но позже ситуация изменилась, атом раскололся и в прямом и в переносном смысле. Кроме того, практика может быть искаженной, социально-превращенной. А такой практикой можно доказать только… ложь. Кроме того, неясен пока сам механизм работы практического критерия истины. Однако более точного и надежного критерия, чем практика, у людей просто нет.

Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину[2].

Заблуждение не является абсолютным вымыслом, игрой воображения, плодом фантазии. Как правило, это одностороннее отражение объективной реальности субъектом, который предал забвению методологические замечания Ф. Бэкона о так называемых призраках (идолах) сознания. Кроме того, заблуждения — это своеобразная плата за попытку узнать больше, чем позволяет уровень теоретической мысли и возможности практики, это плата за ситуацию неполной информации. Гносеологическое отношение на уровне недостаточного знания относительно объекта и самого себя неизбежно приводит субъект к заблуждению, ибо он не в состоянии решить проблему сознания, как соотнесения знания о себе и знания об объекте. Нарушение правила сознания обеспечивает субъекту путь к идолу, то есть к заблуждению.

Бытует мнение, будто заблуждения — досадные случайности. Однако они неотступно сопровождают историю познания как плата человечества за дерзновенные попытки узнать больше, чем позволяют уровень наличной практики и возможности теоретической мысли. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.

Источником заблуждения могут быть погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному. Кроме того, заблуждения могут быть результатом некорректной экстраполяции чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.

Таким образом, заблуждения имеют свои социальные, психологические и гносеологические основания.

Что касается заблуждения, то, как показала практика человечества, это неотъемлемый элемент поиска истины. Пока один откроет истину, сто пребудут в заблуждении. И в этом смысле заблуждение представляет собой нежелательные, но правомерные издержки на пути к достижению истины.

Однако нет оснований для пессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потемках вымыслов. До тех пор пока человек стремится все вперед и вперед, говорил И. В. Гете, он блуждает. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету.

2. Правда и ложь как объекты философского анализа

Правда — это соответствие высказываний субъекта его мыслям, основание взаимного доверия в пределах диалога, целесообразность которого ставится под сомнение, когда место правды занимает ложь.

Но и правда далеко не всегда является адекватным выражением всей истины. Она может выступать как частный случай истины. Правда не столько гносеологический, сколько нравственно-психологический феномен.

Проблема соотношения правды и истины решается через определение меры истины. Так, с точки зрения солдата или офицера федеральных войск, война в Чечне есть защита целостности России. И это правда. С точки зрения чеченца, война в Чечне есть защита его дома. И это тоже правда. Но и в том и в другом случае это часть истины. Что касается полной истины, то чеченский феномен противостояния есть коммерческая война наживы одних и обнищания других, сомнительного счастья одних и безутешного горя других.

1. Истина — это категория логики и теории познания, выражающая соответствие наших знаний о мире самому миру. Правда — категория психологии взаимопонимания, выражающая не только соответствие знаний миру, но и отношение человека к истинному знанию. Истину мы познаем, а правду понимаем (не только умом, но и чувствами). Правда всегда содержит зерно истины, без этого она не может быть правдой. Но этого зерна еще недостаточно. Правда — это такая истина, которая получила субъективную оценку, моральную санкцию общества. Это обстоятельство приводит к тому, что при осмыслении одной и той же истины возможно появление различных вариантов правды.

2. Мотивы высказывания истины и правды различны. Мотив обнародования истины: очищение общественного знания от заблуждений. Мотивы высказывания правды зависят от личных целей человека которыми могут быть:

в) педагогическо-воспитательная цель: искреннее убеждение, что правда будет способствовать нравственному совершенствованию реципиента;

г) самосовершенствование посредством высказывания правды, несмотря на возможные неблагоприятные последствия.

Ложь — утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно — и этим отличающееся от заблуждения. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление. Мудрость гласит, что все ложное болеет бессмысленностью.

Современное определение лжи: ложь — умышленное (успешное или нет) утаивание и умышленная фабрикация путем передачи фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания (или удержания) в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине.

Ложь, в отличие от заблуждения, является сознательным искажением образа объекта (познаваемой ситуации) в угоду конъюнктурным соображениям субъекта.

Имплицитные (в общественном сознании) виды лжи: фальсификация, неприкрытая ложь, недоговорка (умолчание), сказки для детей, белая ложь, ложь во благо, ложь под присягой, блеф, введение в заблуждение, преувеличение, шутливая ложь, контекстная ложь превознесение, ложь из-за устаревания информации[6] .

Желательно, чтобы во всех видах коммуникационной деятельности, на межличностном, групповом и массовом уровнях соблюдался принцип правдивости . Но понимается этот принцип по-разному. Есть три точки зрения.

Правда и ложь во благо (нравственно обоснованная коммуникация). Коммуникант, сообщая известную ему правду, стремится, прежде всего, принести пользу (благо) реципиенту или другому человеку, о котором идет речь, руководствуясь критериями справедливости и добра, а не прямолинейным правдолюбием. Если жестокая правда может быть использована кому-то во вред или психически травмировать не подозревающего ее человека, предпочтительнее умолчание.

Правда и ложь по расчету (корыстный прагматизм) имеет место тогда, когда правду раскрывают для того, чтобы скомпрометировать кого-либо, извлечь пользу лично для себя. Ложь по расчету — это обман в своекорыстных, партийных, государственных интересах, но не ради этических соображений. Обусловленная внеморальными соображениями ложь представляет собой коммуникационное насилие.

Истина — верное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом истина есть универсальная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания. Истина несет объективное содержание (информацию объекта) и ценностную ориентированность субъекта. Ценность знания определяется мерой его истинности.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения возникают вследствие разных субъективных и объективных причин: поспешных обобщений, несовершенства познавательных средств и т.п.

Заблуждения имеют и гносеологические и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена.

Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью может быть, как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление.

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. — М.: Издательство: ТК, 2005.

2. Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов. Учебник / Под ред. И. И. Кального. 3-е изд., стер. — СПб., 2003.

3. Кант И. Критика практического разума. — СПб.: Изд. Фирма РАН, 1995.

4. Ницше Ф. Соч.: в 2-х т. Т. 1. — М.: Мысль, 1990.

6. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.

7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 2000.

[1] Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 2000.

[2] Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов. Учебник / Под ред. И. И. Кального. 3-е изд., стер. — СПб., 2003.

[3] Кант И. Критика практического разума. СПб.: Изд. Фирма РАН, 1995. С. 453.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


И. Гёте – немецкий писатель. Смысл данного высказывания знаменитого заключается в том, что в какой-то период у людей может сложится устойчивое мнение о мире и о процессах в нём. Как правило, в каждой эпохе имеется свой, наиболее выдающийся человек, а иногда таких несколько. И такие люди выбиваются из этих рамок, и они не могут переубедить в своей правоте остальных в своё время.

Проблемой данного высказывания является то, что личность в любом случае отторгается обществом, потому что она выбивается из серой массы.

Не всегда импульс для развития науки или культуры воспринимается с должной реакцией. Я поддерживаю мнение автора.

Как нам известно, истина – это знание, которое соответствует предмету познания. В свою же очередь заблуждение – это ложное знание, принимаемое за истинное. Каждой эпохе присущи свои заблуждения, преодолеть которые трудно даже самым гениальным людям. Истина действительно принадлежит человеку, который в рамках своего времени находит непротиворечивые объяснения, которые можно считать субъективной истиной.

В качестве примера можно привести Г. Галилея и его серьезный конфликт с католической церковью. Галилей считал, что Земля имеет форму шара и постоянно вращается, церковь же утверждало обратное. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

За это ученого отлучили от церкви и подвергли гонениям.

Еще один яркий пример истины одного человека, противопоставленной заблуждениям всей эпохи – это борьба Эвелины Хаверфилд, а затем и ее последовательниц, за право голоса для женщин. В большинстве случаев истина признается таковой только спустя некоторое время, но Э. Хаверфилд смогла добиться справедливости при жизни. После долгой и упорной борьбы женщины в Англии и Америке получили право голоса благодаря этой женщине. Истина торжествовала, а эпоха отказалась от своих заблуждений.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что нужно не бояться делать то, чего не понимают другие. Надо творить и делать мир лучше, даже если окружающие не считают это занятие важным или полезным. Главное – найти свою истину и следовать ей.

Данная цитата немецкого поэта и писателя И. В Гёте была и никогда не перестанет быть актуальной. Автор изречения поднимает проблему непонимания гениальных людей обществом. Данный вопрос является актуальным в условиях привычки непринятия большинством новых идей и разрушения давно укоренившихся устоев.

Смысл данного высказывания состоит в том, что при появлении на свет новых нестандартных идей, иногда общество не принимает их.

Истина – это соответствие полученного знания действительности. Истина со временем приобретает больше доказательств, популяризуется и становится более привычной для людей, но чаще всего в момент её появления она отвергается большинством.

Нельзя не согласиться с цитатой И. В. Гёте. По моему мнению, общество действительно часто не понимает истинность новых мыслей, а ведь иногда свежие и необычные задумки могут оказать огромное влияние на будущее этого самого общества.

Новые мысли часто отвергаются из-за нежелания самого человека изменить свою жизнь и задуматься о чём-то ещё неизведанном. Если его устраивает течение своей жизни, и он не желает идти на риск, то и расширять границы устоев он не будет. Но если человек всё же решится на принятие чего-нибудь нового, то, бывает так, что это самое решение в будущем меняет его жизнь к лучшему.

В качестве аргумента можно взять знаменитое событие из истории России – строительство великого города - Санкт-Петербурга. Когда царь Пётр Первый приказал заложить город на болотном месте с неприятным климатом, общество той эпохи искренне не понимало его решения. Но город всё-таки был построен, и сейчас мы понимаем, какова была задумка первого императора России – получить доступ к морю и создать мощный флот.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что данная цитата И. В. Гёте действительно является верной и правильной, и по-настоящему истинные идеи далеко не всегда принимаются обществом текущей эпохи. Но, несмотря на это, именно такие идеи и развивают мир и движут его вперёд к самому лучшему.

По критериям оценивания задания №29. Демоверсия 2020г.

29.1 Смысл высказывания раскрыт. (1балл)

29.2 Теоретическое содержание не раскрыто (0 баллов)


4. Истина на данный момент то, что признается большинством научного сообщества, но это может быть и заблуждением, что подтверждается следующими открытиями.

29.3 Корректность использования понятий, рассуждений (наличие или отсутствие ошибок) (0 балл)

Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов

29.4 Фактические аргументы (1балл)

(не менее 2-х корректных фактов/примеров; примеры должны быть из разных источников: 1. из общественной жизни современного общества; 2. из личного социального опыта, в т.ч. литературных произведений; 3. из истории)

Дан 1 пример из истории России.


Наступает новая эпоха и то, что казалось истиной раньше, станет заблуждением: относительность истины.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Что есть истина – центральный вопрос гносеологии, поскольку познание, собственно, и направлено на постижение истины. Сложность и важность данной проблемы повлекли за собой многообразие трактовок природы истины. Классическая концепция истины – теория корреспондентной истины, согласно которой истина – соответствие знания действительности. Среди неклассических теорий – конвенциональная (истина – результат соглашения), прагматическая (истина – то, что приводит к успешному действию), когерентная (истина – то, что согласуется с другими высказываниями системы), постмодернистская (истины нет, истина - то, в чем можно убедить других).

Истина не существует сама по себе, так как истина – это свойство знания. Объект познания находится вне знания, принадлежит действительности, которой истинное знание должно соответствовать. Действительность же может быть объективной (материальной) и субъективной (духовной). Соответствие же знания действительности устанавливается путем специальных логических и эмпирических процессов. Такое установление требует разработанной и научно обоснованной нормативной базы.

Еще одна характеристика истины – процессуальность . Истину нельзя получить в готовом виде, истина – процесс, она характеризует определенный качественный этап освоения определенного аспекта действительности. Истина неразрывная связана с практикой.

Свойства истины – объективность, абсолютность, относительность и конкретность. Объективность – присутствие в знании такого содержания, которое не зависит от субъекта. Истина существует сама по себе, это характеристика объекта, существующая вне знания о нем. Абсолютность истины означает, что на определенном этапе исследования имеется в достаточной мере исчерпывающее описание объекта. Абсолютно истинных для всех времен знаний не существует. Также под абсолютностью может подразумеваться некий идеал истинности, недостижимый, но потенциально возможный. Относительность истины характеризует познание с точки зрения его неполноты, условности. Процесс познания какого-то объекта неисчерпаем, и относительность истины указывает на неполноту знания о нем. Абсолютность и относительность коррелируют: познавая относительные истины, мы приближаемся к абсолютным, мы можем знать только относительно, но его мы можем знать абсолютно. Конкретность истины означает, что знание возникает и функционирует только в определенных условиях, привязано к ним. Знаний, истинных для любой ситуации не существует. Истина всегда конкретна. Тут следует вспомнить софистов, говоривших о субъективности истины.

Заблуждение – то, что принимается за истину. Очевидно, что заблуждения преследуют человечество на пути поиска истины. Они обусловлены ограниченностью практики, недостатком знаний и не всегда являются преднамеренными. Однако они порождают проблему критериев истины. Главным критерием истины является практика. Практика, находясь как бы вне знания, позволяет избежать многих проблем, связанных с формулировкой доказательств истинности. Однако, часто, когда экспериментальная проверка затруднительна (в астрономии, сейсмологии, гуманитарных науках), для определения истины используют логические критерии (непротиворечивость, независимость аксиом и т.д.). Если и этих приемов недостаточно, то знание соотносят с реальностью, оценивая эстетичность, простоту, информативность, прагматичность, когерентность и так далее.

Похожие страницы:

Истина и заблуждение (1)

. ., не истина и не заблуждение. Так что же такое истина? Имеются разные понимания истины. Вот . ему, развертывается в мышлении в противоположность истины и заблуждения, постольку "заблуждение" (в отличие от "ложного") обычно употребляется .

Что есть истина Истина и заблуждения

. 1. Что есть истина? Глава 2. Проблема истины. Глава 3. Истина и познание Глава 4. Истина и заблуждения. Глава 5. Нравственное . решение проблемы истины у Вл. .

Истина и ее критерии (2)

. принимаемое самым искренним образом за истину. Заблуждение результат слабости мышления, отсутствия полной . безразлично, не интересуется различиями между исти­ной и заблуждением, прекрасным и безобразным, до­брым и злым. Допустим .

Истина. Политическая культура. Социальное взаимодействие

. о том, можно ли отграничить истину от заблуждения, и если можно, то каким именно . Лекция по философии на тему “Истина и заблуждение”, Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина .

Истина и круг ее проблем

. движения познания к ней является заблуждение. Критерии истины подразделяются на эмпирические (опыт, практика . критерия означает найти способ отделить истину от заблуждения. Субъективистски настроенные философы не .

Читайте также: