Сочинение искусство пейзажной зарисовки в прозе тургенева

Обновлено: 02.07.2024

Действие происходит в небольшом городке в Германии на берегах Рейна. Прекрасные картины реки и развалин старинного замка служат фоном для встреч и бесед героев, а изображаемые писателем пейзажи передают настроение персонажей. Как правило, мы видим природу Рейна глазами повествователя, и по тому, как он фиксирует ее нюансы, какие слова выбирает для описаний, можно с уверенностью сказать, что господин Н. романтик.

Он замечает и красноватый оттенок, который бросает заходящее солнце на листья виноградника, и плывущие в спокойных водах Рейна отражения огней городка, и величественный и грозный силуэт старой крепости на фоне безоблачного неба.

Интересно, что Гагин, хотя и увлекается живописью, не наделен автором такой зоркостью и внимательностью.

Исследователи обращают внимание на то, что картины природы в повести, связанные с главной героиней, воспринимаемые ею, сияют ярким светом. Так искрящаяся под лунным лучом гладь реки, солнечный свет, заливающий развалины замка, капли росы на листьях - всё это по-своему характеризует и саму Асю, ее искренность и бескомпромиссность, чистоту и порывистость.

Природа врачует души героев: отягощенный неразберихой в отношениях Гагина и Аси, в своих чувствах, повествователь идет в горы, бродит по долинам и деревушкам, любуется горными хребтами и игрой облаков, набирается впечатлений. И действительно, душевная смута отступает, уступая место радости, приятной усталости от ходьбы.

И конечно, читатель обратит внимание на удивительную образность картин природы. Тургенев использует метафоры, сравнения, восклицания, чтобы пейзаж оживал, был реалистичнее, ярче.

2 вариант

Все события повести протекают в Германии. Одной из самых красивых и величественных рек этой страны является Рейн. Неспроста. Иван Сергеевич Тургенев умышленно отправил персонажей в такое место для создание романтической обстановки.

А вот описание вечернего города абсолютно искренни, живы. Они как бы противопоставлены неискренней любви господина Н.Н.

Во второй главе Н.Н. знакомится с Асей. И после этой встречи описание природы вокруг главного героя становится еще более глубоким и прекрасным. Пейзажи сплетаются с описанием прекрасной девушки, что очаровала Н.Н. это является подтверждением слов о девушке.

Разговор Н.Н., Гагина и Аси тоже сопровожден описанием природы и пейзажей. Сначала это вечер, потом он плавно перетекает со временем в ночь.

Тургенев делает акцент на постоянно колеблющейся природе. Она изменяется также стремительно, как и характер девушки. Ася близка к природе.

Чтобы хорошо и четко описать крепкую, настоящую любовь, испытываемую Асей к господину Н.Н., автор описывает горы, долины, а также мощное течение реки.

После пятой главы, в которой рассказчик влюбился в Асю, описания пейзажей и природы улетучились. Н.Н. не видит вокруг себя ничего, кроме милой девушки. Не описывается окружающий мир даже тогда, когда герои идут писать картины на природе.

Также читают:

Картинка к сочинению Природа в повести Ася Тургенева

Популярные сегодня темы

Мышкин выступает главным героем произведения, который возвращается домой после лечения за границей в клинике для душевнобольных.

Распутин написал повесть в 1974 году. История ее создания интересна тем, что в планах писателя было написание совсем другой повести на тему стройки коммунизма. В то время у него совершенно не было денег на жизнь

Ивана Сергеевича Тургенева недаром считают писателем, пейзажные зарисовки которого сделаны мастерски. Знаменитый автор писал изумительные пейзажи в произведениях, и до сих пор его считают непревзойденным автором, тематика произведений которого актуальна и важна по сей день.

Пейзажные зарисовки – это не только фон произведения. Описание природы является способом, которым передаются внутренние переживания персонажей, и создается атмосфера. Фон имеет смысл, поскольку является еще и средством выражения авторского мнения на сложившуюся ситуацию.

Первая зарисовка приведена в описании поездки Базарова с людьми в деревню Марьино. В этом пейзаже природа показывает, как обстоят дела у Кирсановых. Кроме того, зарисовка олицетворяет проблемы, которыми была озадачена большая часть населения России в то время.

Пейзажная зарисовка показывает бедность и нищету – они выражены голыми деревьями и серой землей. Это описание является образом, показывающим жизнь помещика.

Но за серым и неприглядным фоном следует другой, который показывает надежду в людях и красоту.
В этих строках видна настоящая любовь, которую питал к своей стране Иван Тургенев. И лишь любуясь удивительными картинами, которые создала природа, писатель отвлекается от печальных дум. Кроме того, описание пейзажа нужно для противопоставления социальных проблем с величием природы.
По весне у героев зарождается надежда на улучшение положения дел, они ждут изменений. Через пейзаж автор выражает появление надежд и светлых мыслей о будущем.

Кроме того, пейзаж еще и показывает нам психику персонажей. Писателю удалось создать персонажей, которые существуют гармонично с окружающей их природой, они реагируют на ее явления. По сути, состояние природы является отражением состояния персонажей. Например, отличное описание поместья Кирсановых ставится рядом с душевным состоянием Николая – в этом случае в пейзажной зарисовке преобладает зеленый цвет, который символизирует молодость. И в таких красках писатель показал, как проснулся Николай Петрович. А кусты и деревья, которые подстрижены, показывают, как однообразна и скучна жизнь Анны Сергеевны.

Представляют особый интерес подробности, которыми дополнено описание образа Евгения Базарова. Ему особенно нравятся осины, что показывает, как он одинок. Кроме того, он по-особому относится к природе – он считает, что природа является своеобразной мастерской, в которой человек является работником. Но одновременно с этим он проявляет тягу к прогулкам по лесу, он смотрит на березы. Он кажется более равнодушным к природе, но это не так. Красоту природы не ценят Одинцов и Павел Петрович. Остальных Тургенев описал как людей, которые любят природу.

Пейзаж показывает, каково на душе у персонажей произведения. Так, дождливая или солнечная погода показывают, что персонаж грустит или радуется.

По сути, свою основную функцию природа, а точнее, ее описание, выполняет в финальной главе – именно тогда будет обнажена вся несостоятельность теории о нигилизме, которой придерживался Базаров. Конец написан в соответствии с непреклонным законом природы – теории гибнут, а природа существует всегда.

Природа и человек довольно тесно связаны друг с другом. В художественных произведениях писатели используют описания природы, ее влияние на героев, чтобы глубже раскрыть их душу, характеры, поступки.
И. С. Тургенев известен читателям как большой мастер пейзажа. И хотя в повести “Первая любовь” пейзажных зарисовок не слишком много, все они очень выразительны, разнообразны и не случайны в тексте.
Каждый пейзаж в произведении играет определенную роль. Например, картина так называемой “воробьиной ночи”, когда где-то далеко проходит

гроза. Такое же новое чувство, сходное с блистанием молнии, впервые вспыхивает в душе главного героя Владимира, когда он возвращается из дома Засекиных, очарованный Зинаидой. Прочитав описание этой ночной грозы, мы как будто представляем, что происходит в душе шестнадцатилетнего юноши: “На небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии.

Эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне. Утро стало заниматься; алыми пятнами выступила заря. С приближением солнца все бледнели и сокращались молнии…И во

мне исчезли мои молнии. Я почувствовал большую усталость и тишину…но образ Зинаиды продолжал носиться, торжествуя над моею душой”.

Как точно, через это описание природы, автор воссоздает то новое чувство, которое захватило главного героя.
Влюбленный Володя не может больше ни о чем думать, работать. Он, “как привязанный за ножку жук”, кружит вокруг дома, где живет Зинаида, или часами сидит на высоких каменных развалинах и глядит, ничего не видя вокруг. А на самом деле вокруг него хотя и будничный, но очень живой пейзаж: “По запыленной крапиве лениво перепархивали белые бабочки, бойкий воробей садился недалеко и раздражительно чирикал, поворачиваясь всем телом и распустив хвостик, недоверчивые вороны изредка каркали, сидя высоко на обнаженной макушке березы; солнце и ветер тихо играли в ее жидких ветках; звон колоколов Донского монастыря прилетал по временам…”. И мы понимаем Володю, его романтическую натуру, видим всю глубину и силу его чувства.

Все, происходящее в природе, находит отклик в его душе: “Я сидел, глядел, слушал и наполнялся весь каким-то безымянным ощущением, в котором было все: и грусть, и радость, и предчувствие будущего, и желание, и страх жизни…”.
Полной противоположностью состоянию Зинаиды является пейзаж, окружающих ее в саду. “Ей было очень тяжело, она ушла в сад и упала на землю, как подкошенная”. А “кругом было светло и зелено; ветер шелестел в листьях деревьев. Где-то ворковали голуби, и пчелы жужжали. Сверху ласково синело небо…”.

Красивая и светлая природа здесь как средство показать, как плохо и тяжело в это время Зинаиде.
Когда Володя, в состоянии сильного волнения и страха, следит ночью за домом Зинаиды, вся природа, как будто, помогает нам понять те чувства, которые испытывает он: “Ночь была темна, деревья чуть шептали, с неба падал тихий холодок. Но небу сверкнула огненная полоска: звезда покатилась. И вдруг все стало глубоко безмолвным кругом, как это часто бывает в середине ночи….Даже кузнечики перестали трещать”.

Вся окружающая природа тоже испытывает странное волнение и напряжение и, как будто, невольно влияет на юношу.
Очень точно описывает автор состояние Володи, когда он узнает правду об отношении своего отца к Зинаиде: “То, что я узнал, было мне не под силу….Все было кончено. Все цветы мои были вырваны разом и лежали вокруг меня, разбросанные и истоптанные”. Этот маленький отрывок пейзажа так хорошо показал душевную трагедию героя, что трудно найти более подходящие слова.
Все пейзажные зарисовки автора, по-моему, очень яркие, талантливые, еще раз показывают необычайную красоту природы и раскрывают широкую душу русских людей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский пейзаж в прозе Тургенева.

Русский язык – один из самых богатых языков мира. Пользуясь этим богатством, человек выбирает точные слова для ясной передачи не только мыслей, но и тонкого, глубокого, страстного чувства. Уже с конца прошлого века происходит переход научной парадигмы от системно-структурной лингвистики к лингвистике когнитивной.

Художественный текст – отображение индивидуально-авторской картины мира, которая является вариантом художественной картины мира. Художественная картина мира включает в себя общую часть – языковую картину мира, а также интерпретирующую, в которой находит отражение индивидуально-авторское восприятие действительности, личные знания автора, его опыт.

Мир, отраженный сквозь призму механизма вторичных ощущений, запечатленных в метафорах, сравнениях, символах, - это главный фактор, который определяет универсальность и специфику любой конкретной национальной языковой картины мира.

Из времен года, наиболее часто встречающимися в произведениях Тургенева, являются весна, лето и ранняя осень, занимающие примерно одинаковые позиции. Описание зимних пейзажей встречается намного реже. Центральное место в лексике писателя занимают такие ключевые лексемы, как солнце, небо, лес, роща, дерево, ветер, свет, мрак, птицы.

Почти в каждом рассказе описывается небо, его атрибутика — тучки, облака, звезды (небо темнеет по краям; на синем небе робко выступают первые звездочки; золотые тучки расстилались по небу все мельче и мельче; огромная лиловая туча медленно поднималась, по ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака; к вечеру эти облака исчезают, последние из них черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами; верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями; с самого раннего утра небо ясно; цвет небосклона легкий, бледно-лиловый; золотые полосы протянулись по небу; край неба алеет; на темно-сером небе кое-где мигают звезды; небо темнеет по краям; мирно белеет неподвижное небо; край неба смутнеет; вот оно бледнеет, синеет небо; сквозь радостно шумевшую листву сквозило и как бы искрилось ярко-голубое небо; небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось; кротко синеет майское небо; темное чистое небо торжественно и высоко стояло над нами).

Также очень часто встречается описание солнца, восход солнца, закат его, заря (тихо всплывает багровое солнце; солнце все выше и выше; солнце садилось; солнце село; вся внутренность леса была наполнена солнцем; низкое солнце уж не греет; солнце — не огнистое, не раскаленное; поднимается могучее светило; напротив заходящего солнца; утренняя заря не пылает пожаром; алый свет вечерней зари, заря разгорается; заря запылала пожаром и обхватила полнеба).

так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; пахнет согретой землей; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина), красками, многообразием оттенков цвета (лазурь, бледно-серое, темно-серое, ярко-голубое, алый, багровый, тускло-багровое, лиловый, бледно-лиловый, золотой, золотисто-серый, красноватые, зеленая, зазеленевшиеся, изжелта-белые, голубоватый, синей, розовый). Она нескончаемо богата, изменчива.

Изображаемый природный мир в прозе Тургенева динамичен. Его изменения фиксируются при помощи глаголов со значением цветового и светового признаков или глаголов со значением изменения. В исследуемом концепте это глаголы темнеет, синеет, алеет, желтеет, белеет, блестит (кротко синеет майское небо; темнеют леса ;румяное небо синеет; край неба алеет; алела земляника; внутренность леса постепенно темнеет; нигде не темнеет, не густеет гроза; вот оно бледнеет, синеет небо; небо, темнеет по краям; желтеет поспевающая рожь; кусты раскаляются и словно желтеют на солнце; желтеют деревни; молодые листья ракит блестят, словно вымытые; кругом все блестит и обрушается; низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего; молодая трава блестит веселым блеском изумруда; церкви белеют; изморозь еще белеет на дне долины).

Изобразительность тургеневских пейзажей не простое следование традициям русской литературы. Это особый мир тончайших подробностей, деталей, оттенков. Описание природы в рассказах Тургенева позволяет увидеть необыкновенную конкретность пейзажных описаний и зависимость человека от самой природы, их единство.

Описание природы у Тургенева яркое, насыщенное, образное, благодаря изобразительно-выразительным средствам, которые использует автор при описании пейзажа, животного и растительного мира, явлений природы. В первую очередь, это прием олицетворения, сравнения, контрастов, ряд эпитетов и метафор (пологими волнообразными раскатами сбегали невысокие холмы; солнце так и било с синего, потемневшего неба; солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; сильный ветер загудел в вышине, деревья забушевали; украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь; звездочки замелькали, зашевелились; от высохших стогов сена побежали длинные тени; облака, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса; звезда, как бережно несомая свечка; речка вьётся чрезвычайно прихотливо, ползет змеей; лазурь ясная и ласковая, как прекрасный глаз; мглистые волны вечернего тумана; угрюмый мрак).

По Тургеневу, природа составляет одно великое, стройное, целое, но в ней совершается беспрестанная борьба двух противоположных сил: каждая отдельная единица стремится существовать исключительно для себя [4;75]. И вместе с тем, все, что существует в природе, существует для другого – в результате все жизни сливаются в одну мировую жизнь. Понимание диалектических процессов вселенской жизни приводит Тургенева к острому ощущению всемирной гармонии, в которой через разъединение каждый достигает примирения в другом.

Список литературы

Алексеев М.П., Батюто А.И., Битюгова И.А., Голованова Т.П., Кийко Е.И., Могилянский А.Г., Ровнякова Л.И. Примечания // Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. 2-е изд., испр. и доп. Соч.: В 12 т. М., 1981. Т. 6. С. 365 - 432.

Алексеев М.П. Русская культура и романский мир. Л., 1985. С. 214 - 223, 373 - 510.

Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. М.; Л., 1962.- 247 с.

Бялый Г.А. Тургенев художник слова // Вопросы лит. -М., 1981. № 9. С. 264 - 270.

Голубков В.В. Художественное мастерство И.С.Тургенева. М., 1960. - 228 с.

Киселев A.JI. Пришвин и Тургенев: Формирование изобразительной системы в русской литературе // Поэтика русской советской прозы. Уфа, 1985. С. 93 - 104.

Ковалев В.А. "Записки охотника" И.С.Тургенева. Вопросы генезиса. JI., 1980. - 133 с.

Курляндская 1976 – Курляндская, Г.Б. Тургенев и Толстой:Учеб.пособие./Г.Б.Курляндская. – Курск, 1976. –81 с.

Пигарев К.В. Пейзаж Тургенева и пейзаж в живописи его времени // Русская литература и изобразительное искусство. М., 1972. С. 82 - 109.

Читайте также: