Сочинение искусство блокадного ленинграда

Обновлено: 06.07.2024

Самая трагическая страница в истории Ленинграда – это блокада города фашистскими захватчиками. В блокаде оказалось около 3 миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю. : В блокадном Ленинграде просто выжить было подвигом. А надо было бороться и выстоять! Кроме того, многие поэты, художники, актеры и музыканты, несмотря на суровый быт, погодные условия, голод и болезни, еще и творили, а рядовые ленинградцы ходили на концерты, слушали радио и читали книги, пока не сожгли их для растопки печей.

Содержимое публикации

Музы не молчали: искусство блокадного Ленинграда

Чтец_1: Ленинград, заложенный Петром I в 1703 году на болотистом берегу Невы, стал одним из красивейших городов мира. На 100 островах раскинулся величественный и неповторимый город. В его дворцах, на улицах и площадях вершилась история государства российского.

Чтец_2: Самая трагическая страница в истории Ленинграда – это блокада города фашистскими захватчиками. В блокаде оказалось около 3 миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю.

Чтец_1: По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира. Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях всё человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград, но этого так и не произошло.

Чтец_2: Сегодня невероятно трудно представить себе все тяготы блокадной жизни. Но все-таки попытайтесь представить хоть на минутку, что в вашем доме всего на сутки отключили отопление, электричество, холодную и горячую воду, нет газа, не работает канализация…

(Видеоролик завершается, далее слайды)

Чтец_2: Представили? А теперь умножьте все это на 900…

Чтец_1: В блокадном Ленинграде просто выжить было подвигом. А надо было бороться и выстоять! Кроме того, многие поэты, художники, актеры и музыканты, несмотря на суровый быт, погодные условия, голод и болезни, еще и творили, а рядовые ленинградцы ходили на концерты, слушали радио и читали книги, пока не сожгли их для растопки печей.

И та, что сегодня прощается с милым, –

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Чтец_2: Эта хрупкая женщина, тяжело больная, голодая, писала необыкновенно сильные стихи: полные трагизма и чувства сострадания, любви и скорби.

Чтец_2: Анна Ахматова вскользь сказала о приглашении выступать на радио. Но радио в блокадном Ленинграде, это было не просто радио, это был для всех жителей города глотком жизни.

(Музыка на фоне читает чтец №3)

Чтец_3: Дарья Власьева, соседка по квартире,

сядем, побеседуем вдвоем.

Знаешь, будем говорить о мире,

о желанном мире, о своем.

Вот мы прожили почти полгода,

полтораста суток длится бой.

Тяжелы страдания народа –

наши, Дарья Власьева, с тобой.

О, ночное воющее небо,

дрожь земли, обвал невдалеке,

бедный ленинградский ломтик хлеба –

он почти не весит на руке…

Для того чтоб жить в кольце блокады,

ежедневно смертный слышать свист –

сколько силы нам, соседка, надо,

сколько ненависти и любви.

Столько, что минутами в смятенье

ты сама себя не узнаешь:

- Вынесу ли? Хватит ли терпенья?

- Вынесешь. Дотерпишь. Доживешь.

Чтец_2: В творчестве Берггольц нашла отражение не только судьба отдельного человека, но и вся история войны.

(Музыка на фоне читает чтец №3)

Чтец_3: И перепало людям нелюдское.

И город в муках был неустрашим.

И женщина, у микрофона стоя.

Вседневно разговаривала с ним.

Ни камня, ни волны на поруганье!

(О, только б кругом студия не шла.)

И было в Доме радио дыханье

Единственным источником тепла.

И невесом, как пропитанье птичье,

Был суточный паек зловещ и свят.

О, как тебя во всем твоем величье

Оставшиеся жить благословят!

И надо каждый день в разгуле смерти.

Девчоночью откидывая прядь,

Душою Невской тверди

У микрофона женщине стоять.

МУЗЫКА И ТЕАТР

Чтец_2: Довоенный Ленинград был крупнейшим центром музыкальной культуры. В городе сложились прочные традиции не только у исполнителей, но и у слушателей: ленинградских меломанов отличали преданность любимому искусству, доброжелательность и требовательность к исполнителям.

Чтец_1: Беды, принесенные войной и блокадой, были способны полностью уничтожить музыкальную жизнь, осталась бы только память о ней. К сентябрю 1941 года число музыкантов в городе значительно сократилось. Одни – по призыву или добровольно – ушли на фронт, другие, часто – целые коллективы, эвакуировались. И все же в городе осталось немало известных музыкантов.

Чтец_2: И музыканты, и слушатели, как и все жители осажденного города, терпели лишения и муки голода и холода, умирали. Однако голос искусства не умолк…

Чтец_2: 14 сентября в Большом зале Филармонии прошел первый блокадный концерт. Участвовали артисты оперы, оперетты, балета, драмы, музыканты-инструменталисты. Вскоре филармонические концерты стали проходить регулярно.

Чтец_1: Тогда весь мир был потрясён стойкостью и мужеством ленинградцев-блокадников. Исполнение симфонии передавалось по радио и городским громкоговорителям. И в гитлеровских войсках это произведение тоже слушали. И, по признанию некоторых немецких солдат, в тот день они поняли, что войну проиграют.

( Видео «Седьмая симфония)

ХУДОЖНИКИ ОСАЖДЁННОГО ЛЕНИНГРАДА

Чтец_2: Каждое утро на израненных стенах Ленинграда появлялись плакаты. Яркие, пахнущие свежей типографской краской листы призывали на борьбу с врагом, клеймили фашистских варваров, взывали к мщению, помогали жить, бороться, верить. Они были очень нужны тогда людям.

Чтец_2: Слабое пламя выхватывало из тьмы худые бледные лица, бросало пятна колеблющегося света на столы, заваленные бумагой, красками, карандашами, робким теплом согревало застывшие пальцы. Руки в перчатках с трудом держали кисти, замерзавшие краски приходилось отогревать дыханием. Но художники работали. Работали с поразительной для изможденных людей энергией, упорством, страстью.

Чтец_1: Таким образом, несмотря на тяжелейшие условия, в осажденном городе продолжали трудиться и творить мастера живописи и агитационно-массового искусства, поэзии, музыки, театра.

Чтец_2: В их произведениях, как в зеркале, отразились чувства ленинградцев – надежда и отчаяние, страдание и великое терпение, гнев и стремление действовать. Желание сделать все, что в человеческих силах, для любимого города. Если придется – то и умереть за него.

Повседневная жизнь военного Ленинграда получила здесь яркое описание. Таково удивление майора Лунина — главного героя романа, что на фронт приходилось добираться на трамвае — с домохозяйками, студентками Политехнического института, прицепившимися сзади к вагону мальчишками. Ведь с сентября 41-го город находился в прифронтовой полосе. Таковы последствия голодной зимы, когда герой сталкивался с мальчиком, собиравшим на заснеженном поле картошку, разрытую немецкими снарядами. Таково опасение ленинградцев быть пойманными комендантским патрулем. Ведь находиться в ночное время на улицах города было запрещено.

Ольга Берггольц

Выступления Ольги Берггольц по радио, как и стук работающего метронома, стали одним из символов осажденного города. Ленинградцы с большим трепетом слушали стихи советской поэтессы в тяжелые дни блокады. В то же время в дневниковых записях, увидевших свет лишь после смерти поэтессы, Берггольц делилась переживаниями об участи города:

Но главное – изменившиеся чувства и поведение людей:

Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведет.

И все же ненависть к врагу, к себе самим, к тому бедственному положению, в котором оказался город, дополнялись нотками надежды и триумфа:

Наступит день, и, радуясь, спеша,
Еще печальных не убрав развалин,
Мы будем так наш город украшать,
Как люди никогда не украшали.

К началу Великой Отечественной войны создание плакатов уступало по своей значимости живописи или скульптуре. Однако уже лето 1941 года отмечало небывалый взлет в производстве новых листов. Краткость, доходчивость, броскость и яркость изображения позволяли плакатам призывать людей на защиту Родины, рассказывать о событиях войны или представлять врага в уничижительном свете.


Это событие уникально — оно объединило людей не при помощи профессии или любви к искусству, а общей бедой, с которой столкнулся Ленинград. Музыка стала инструментом, позволившим ленинградцам на время преодолеть страшное испытание, имя которому — блокада.

Историк, ассистент кафедры истории и теории исторической науки РГГУ, научный сотрудник научно-исследовательского отдела (по совершенствованию военно-патриотической работы) Центрального музея Вооруженных Сил.

Я считал, что знаю, что такое блокада Ленинграда. Когда ко мне в тысяча девятьсот семьдесят четвёртом году приехал Алесь Адамович и предложил писать книгу о блокаде, записывать рассказы блокадников, я отказался. Считал, что про блокаду всё известно.

(1)Я считал, что знаю, что такое блокада Ленинграда. (2)Когда ко мне в тысяча девятьсот семьдесят четвёртом году приехал Алесь Адамович и предложил писать книгу о блокаде, записывать рассказы блокадников, я отказался. (3)Считал, что про блокаду всё известно. (4)Голод, холод, бомбёжки, смерть. (5)Он долго меня уговаривал. (6)Несколько дней шли эти переговоры. (7)Наконец, поскольку у нас были давние, дружеские отношения, он уговорил хотя бы поехать послушать рассказ его знакомой блокадницы.

(8)Мы даже, по-моему, не записывали его или записали потом, по памяти. (9)Ей было восемнадцать лет. у неё был роман. (Ю)Любила Федю, своего жениха. (11)Федю взяли в армию, и стояла его часть под Ленинградом, где-то в районе Шушар. (12)0на пробиралась к нему. (13)Носила сухари, варенье, носила домашние вещи: рукавички, шарф. (14)Но главное — как она пробиралась туда. (15)Я знал: заставы наши, патрули не пропускали штатских, гражданских — это строго-настрого было запрещено. (16)Перебежчики могли быть, могли быть шпионы. (17)Тем не менее она несколько раз побывала у него, шла шестнадцать километров, добиралась до его части, упрашивала, умаливала эти патрули. (18)И её пускали. (19)То был удивительный пример любви. (20)Любви, которая попала в блокаду. (21)Её рассказ меня и тронул, и удивил.

(22)Кроме этого, Адамович уговорил ещё к одной блокаднице сходить. (23)Короче, я увидел, что существовала во время блокады неизвестная мне внутрисемейная и внутридушевная жизнь людей, она состояла из подробностей, деталей, трогательных и страшных, необычных. (24)В конце концов я дал согласие.

(25)Мне всё это было странно, поскольку никогда не работал вдвоём, и ещё: Адамович не ленинградец. (26)Он белорус. (27)Прошёл войну совсем не такую, как я. (28)Партизанскую, в этом заключалась разница наших представлений о войне, о фронте. (29)Но, как потом выяснилось, это имело и свои преимущества. (ЗО)Его совершенно свежий взгляд на Ленинград, на ленинградскую жизнь помогал ему увидеть то, что для меня давно стёрлось, — особые приметы того военного времени.

(31)Так мы начали вместе работать. (32)Блокадники передавали нас друг другу. (ЗЗ)Тогда блокадников было много. (34)Это были семидесятые годы XX века; середина — конец семидесятых годов. (35)Мы ходили из дома в дом, из квартиры в квартиру, выслушивали, записывали на магнитофон рассказы. (36)Сначала мы ходили вместе, потом разделились, чтобы охватить больше людей. (37)Почему нам было нужно больше людей? (38)Да потому, что, оказалось, у каждого есть свой рассказ.

(39) У каждого оказалась своя трагедия, своя драма, своя история, свои смерти.

(40) Люди и голодали по-разному, и умирали по-разному. (41)Мы набрали двести рассказов, и ничего не повторилось.

(42)Что такое эта запись? (43)Тоже интересно. (44)Приходили мы — и блокадники большей частью не хотели ничего рассказывать. (45)Не хотели возвращаться в ту зиму, в те блокадные годы, в голод, в смерти. (46)Ни за что. (47)Но потом соглашались, как правило, не было ни одного случая, чтобы нам отказали наотрез. (48)Иногда мы уходили, а они потом звонили нам и приглашали нас. (49)Мы не сразу поняли, в чём тут дело. (50)Потом разобрались: у людей была потребность рассказать, чтобы освободиться. (51)Какая-то женщина пыталась некогда рассказать об этом своим детям или соседям, внукам, родным — её не слушали. (52)Не хотели слушать. (53)Когда приходили мы, писатели, с магнитофоном и она начинала рассказ, они собирались вокруг нас и слушали совершенно по-новому: как мы, как посторонние люди. (54)Часто — слышали впервые о том, что происходило в этой квартире, что происходило с матерью, что происходило в этой семье. (55)Рыдали, плакали.

(56)Многое решал талант рассказчика. (57)Лучше всего рассказывали женщины. (58)Женская память устроена несколько иначе, чем мужская. (59)Ведь мужская память — она глобальная какая-то. (60)Мужчин общие ситуации больше интересуют. (61 )А подробности быта, бытия, что творилось на малом участке очередь, булочная, квартира, соседи, лестница, кладбище, — это память. женская. (62)Она была более красочная и крепкая. (63)Примерно из десяти рассказов один, как правило, гениальный; два-три рассказа — талантливых, очень интересных. (64)Но даже из незначительных иногда рассказов всё равно всегда всплывали детали и подробности впечатляющие.

(65)О чём же получилась эта книга? (66)Мы решили, что эта книга, во-первых, об интеллигенции и об интеллигентности. (67)Ленинград — город, который отличался высокой культурой, интеллектом, интеллигенцией своей, духовной жизнью. (68)Мы хотели показать, как люди, которые были воспитаны этой культурой, смогли оставаться людьми, выстоять. (69)Второе, что мы хотели, — показать пределы человека. (70)Мы сами не представляли себе возможностей человека. (71)Человека, который не просто отстаивает свою жизнь: люди эти чувствовали, понимали, что до тех пор, пока город живой, он может отстаивать себя.

(По Д. А. Гранину)

Важно ли сохранять историческую память народа? Говорят, что жизнь погибших людей продолжается, пока о них помнят те, кто остался в живых. Литература – лучший хранитель памяти. Именно благодаря художественным произведениям мы многое узнаём о страшных событиях Великой Отечественной войны, получаем ценный опыт и нравственные уроки. Д.А. Гранин поднимает в тексте проблему роли писателей в сохранении исторической памяти.

Так, например, изначально автор не считает важным записывать рассказы блокадников, думая, что об этом и без того всё известно. Однако услышанная им история одной женщины тронула сердце и убедила в необходимости сохранить и передать этот рассказ другим людям. Как это можно сделать? Конечно, с помощью литературы, которая помогает авторам достучаться до сердец читателей. Блокадница рассказывает писателям о том, как она тайно пробиралась к своему жениху, носила ему еду и домашние вещи, рискуя собственной жизнью. Восемнадцатилетняя девушка не боялась погибнуть, любовь помогла ей преодолеть свой страх. По мнению рассказчика, этот удивительный пример искренности и преданности достоин быть записанным.

Оба аргумента взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они помогают опровергнуть первоначальное мнение рассказчика о необходимости создания книги о блокадниках. Герой убеждается в том, что такое произведение важно, потому что подрастающее поколение должно знать историю своего народа, который героически выстоял и отстоял родной город.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: у людей, прошедших через войну, была потребность рассказать о пережитом, и с приходом писателей им удавалось освободиться от этого тяжёлого груза, а их близким – услышать подробности жизни родных в блокаду.

Таким образом, нельзя закрывать глаза на страшные события, которые произошли с нашим народом. Именно поэтому Д.А. Гранин видит долг писателя в том, чтобы рассказать историю каждого отдельного человека и создать общую картину жизни Ленинграда в годы блокады.

Под непрестанными бомбежками ленинградцы пытались сберечь красоту города. Статуи и памятники закапывали в землю, но памятники великим полководцам Барклаю-де-Толли и Кутузову у Казанского собора, а также памятник Суворову на Марсовом поле простояли всю блокаду. Полководцы как бы провожали войска на битву. Главный символ Ленинграда Медный всадник вначале хотели эвакуировать, но, видимо, вспомнив старинное предание о войне 1812 года, когда его тоже хотели вывезти из столицы, оставили на месте и только обложили мешками с землей, которые защищали скульптуру от повреждений.

Когда началась война, было принято решение об эвакуации коллекции Эрмитажа и других музеев. Подготовка к перемещению бесценных сокровищ началась еще в 1938 году. Почти полтора миллиона экспонатов вывезли в Свердловск, ныне Екатеринбург. С этим переездом связано мистическое совпадение. Дело в том, что ящики для экспонатов собирали в Сампсониевском соборе, том самом, где основательница Эрмитажа Екатерина II венчалась с князем Потемкиным. А эвакуировали экспонаты в Дом Ипатьева, место расстрела последнего из владельцев Эрмитажа Николая II.

Но не всегда экспонаты удавалось спасти. Удивительная история произошла с церковными ценностями города Тихвина, сыгравшего важнейшую роль в обороне Ленинграда. Гитлер принял решение создать второе кольцо блокады, для этого немецким войскам необходимо было соединиться с финнами, которые в сентябре 1941 года форсировали реку Свирь. В ночь на 8 ноября 1941-го немецкие части взяли Тихвин, перерезав единственную железную дорогу, по которой подвозились оружие и продовольствие для осажденного Ленинграда.

До революции Тихвин называли православным Ватиканом, так как там было очень много священнослужителей, храмов и монастырей. После революции в Тихвине организовали краеведческий музей, куда свозили церковную утварь со всего северо-запада страны с тем, чтобы на базе Тихвинского историко-культурного музея сделать музей церковного быта. Наиболее ценные предметы – золотые оклады, камни прочее – отправляли в Алмазный фонд.

В Тихвине говорят, что сокровища укрыла чудотворная икона Тихвинской богоматери, по преданию написанная самим евангелистом Лукой. Сокровища так и остались закопаны где-то в лесах, а вот в блокадном Ленинграде при эвакуации почти двух миллионов бесценных экспонатов из Эрмитажа пропала только одна картина, что обнаружилось только после возвращения коллекции из Свердловска.

Читайте также: