Сочинение игры в дочки матери наш дом наши родители сочинение
Обновлено: 02.07.2024
-
Познавательная задача:
– уметь анализировать различные тексты, таблицы, составлять схемы, знать приемы чтения;
– уметь писать сочинение-рассуждение по тематическому блоку “Природа и человек”.
– развитие речевого слуха, критического мышления, обогащение и пополнение словарного запаса, развитие умения мыслить (анализировать, выделять главную и второстепенную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, обобщать), метапредметных связей (литература, география, экология).
– формировать нравственные ориентации “экологического образа жизни”;
– воспитывать социально-значимую позицию по отношению к природе и миру, умения делать правильный выбор;
– формирование умения оценивать свою работу и других ребят.
Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок-исследование. Форма: работа в группах. Оборудование: мультимедийная установка, ПК. Наглядный материал: Таблица “План работы с исходным текстом”, презентация Power Point.
Раздаточный и дидактический материал:
Ксерокопии текстов В. Солоухина, А. Вознесенского, таблица №1 “Продолжительность жизни при рождении”, таблица №2 “Младенческая смертность в России”, листы самооценки.
Подготовка к уроку
Ход урока
Организационный момент.
Показ отрывка из фильма Kitaro “Spiritual Garden” (1 мин.).
Мотивация познавательной деятельности.
Эпиграф: “Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей” (В. Гёте ).
- Какой теме будет посвящен наш урок?
- Как бы вы его назвали?
- Какие проблемы мы будем с вами решать?
Запишите эпиграф в тетрадь.
Прочитайте отрывок из стихотворения А. Вознесенского “Сон” (1983 год) (в распечатке) и ответьте на вопросы:
Я шёл вдоль берега Оби,
я селезню шёл параллельно.
Я шёл вдоль берега любви,
и вслед деревни мне ревели.
И параллельно плачу рек,
лишённых лаянья собачьего,
финально шёл XX век,
крестами ставни заколачивая.И в городах, и в хуторах
стояли Инги и Устиньи,
их жизни, словно вурдалак,
слепая высосет пустыня.Кричала рыба из глубин:
“Возьми детей моих в котомку,
но только реку не губи!
Оставь хоть струйку для потомства”.Я шёл меж сосен голубых,
фотографируя их лица,
как жертву, прежде чем убить,
фотографирует убийца.Стояли русские леса,
чуть-чуть подрагивая телом.
Они глядели мне в глаза,
как человек перед расстрелом.Дубы глядели на закат.
Ни Микеланджело, ни Фидий,
никто их краше не создаст.
Никто их больше не увидит…
- Какие глобальные экологические проблемы принёс XX век?
- Приведите научные примеры, примеры из жизни негативного воздействия человека на природу.
- Определите позицию А. Вознесенского по данной проблеме. Как изобразительно-выразительные средства помогают выразить авторскую позицию?
Целеполагание.
Актуализация изученных знаний, умений и навыков.
Сегодня мы с вами будем анализировать текст В.А. Солоухина. С мнением этого писателя мы сейчас познакомимся.
- Прочитайте самостоятельно текст.
- Определите стиль и тип речи (рассуждение с элементами повествования, публицистический).
(1) Посадить в землю зёрнышко и вырастить из него что-нибудь: ржаной колос, метёлку овса, стебель льна с голубыми цветочками – прекрасно уже само по себе. (2)Кроме того, это связано с постоянным ощущением погоды, с постоянным контактом с землёй, с природой. (З) Ожидание дождя и радость от того, что он пошёл, капель, заморозки, движение туч, оттенки вечерней зари, поведение животных и трав, роса на траве и дождевые пузыри на лужах – всё это не любование природой, а жизнь.
(4) В современном журнале читаем: (5) “Если человек длительное время находится в автомобиле или в самолёте, у него появляется сонливость, вялость, теряется аппетит, снижается работоспособность. (6) Почему это происходит? (7) Результаты опытов, проведённых над животными и людьми, позволяют сделать вывод о том, что на самочувствие и настроение оказывает влияние величина электрического поля. (8) В кабинах автомобилей и салонах самолётов напряжённость электрического поля заметно меньше, чем в окружающем пространстве. (9) Исследователи попробовали искусственно увеличить напряжённость электрического поля в клетке, где находились подопытные животные. (10) Специальный генератор создавал внутри клетки электрическое поле в 500-800 в/м, что соответствует нормальному уровню напряжения на земле. (11) После этого подвижность и жизненный тонус подопытных животных значительно возрастали. (12) Аналогичные результаты были получены и при проведении опытов над людьми”.
(13) Проведение опытов над людьми вообще-то считается безнравственным. (14) Но что поделаешь, если люди добровольно засадили себя в разнообразные металлические клетки и отключили от земли, от её единых электрических и прочих сил.
(15) Синтетической одеждой и обувью, резиновыми колёсами и асфальтом, всевозможными пластиками человек всё больше изолирует себя от земного шара, искусственно отключаясь не только от общего земного электричества, но и от многих не изученных нами сил, излучаемых деревьями и травой, дождями и радугой, сосновой хвоей и плывущими облаками, дремлющим бором и утренней росой, речным туманом и молнией. (16) Да и просто мягкой и доброй почвой.
(17) Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или перышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)А это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей.
(21) И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим.
Солоухин Владимир Алексеевич (1924 – 1997) – поэт, прозаик. Особое место в творчестве Солоухина занимают его художественно-публицистические книги "Письма из Русского музея" (1966) и "Черные доски" (1969).Тема русской природы, духовного богатства народа всегда занимала писателя, писал о необходимости их сохранения и защиты.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Запишите в тетрадь данные о писателе (Ф.И.О. и даты жизни).
1 часть – 1-3 предложения. 2 часть – 4-16 предложения. 3 часть – 17-21 предложения.
II. Работа с текстом на разных этапах чтения
1. Используя текст, составьте сравнительную таблицу.
Положительное влияние природы на человека
Отрицательное влияние человека на природу.
- Прямой, непосредственный контакт с землей… предназначен и необходим (21 П).
- Контакт с землей “прекрасен” сам по себе (1 П).
- Все, что мы наблюдаем в природе – “не любование, а жизнь” (3 П).
- Все, связанное с природой, “подлинное”: любовь, рождение (20 П).
- Будучи изолированным, у человека появляется сонливость, вялость, теряется аппетит, снижается работоспособность (5 П).
- Люди сами “засадили себя в металлические клетки и отключили от земли” (14 П).
- Изолирует от природы синтетическая одежда и обувь, пластики, асфальт и т.п. (15 П).
- Не серьезные отношения с землей, а детская игра в дочки-матери (20 П).
2. В течение урока заполните опорную таблицу для написания собственного сочинения-рассуждения:
2.На какие аспекты проблемы он обращает внимание?
2.Как сам автор отвечает на поставленные вопросы?
- Что значит для автора настоящая жизнь?
- Постоянный контакт с землей, природой. Какие чувства испытывает при этом человек?
- Когда, по мнению автора, этот контакт с землёй был потерян? С чем это связано?
- К каким последствиям приводит физическая изоляция с землей? Приведите примеры из текста и жизни.
- Как научно-технический прогресс воздействует на взаимоотношение человека и природы?
- Что по этому поводу считает автор? Процитируйте.
- В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека?
- Каково мнение В. Солоухина по этой проблеме?
- Как название нашего урока помогает понять проблему и позицию автора?
- Почему В. Солоухина так страшит духовная изоляция между Человеком и Землёй?
- Что мы можем сказать об авторе, прочитав данный текст? (Испытывает чувство подлинной любви к родной земле).
III. Понимание значения каждого слова в тексте. Наблюдение над текстом. Языковой анализ текста. Роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии авторской позиции.
Основной композиционный приём, который использует автор, – антитеза. Положительные чувства: радость, счастье, любовь – связаны с постоянным контактом с природой и Землей. Физическая и духовная изоляция приводит к серьезным телесным и духовным болезням.
1. Лексика и фразеология:
а) лексический повтор: природа, человек, земля, постоянный контакт, подлинный, напряжение, жизнь. Эти слова значимые, ключевые.
б) антонимы: не любование природой, а жизнь (3 П), Человек и Земля (17 П). Помогают создать яркую картину разнообразных точек зрения.
в) синонимы: подвижность, жизненный тонус (11П), прямой, непосредственный контакт (21 П), предназначен, необходим (21 П). Создают более полную картину взглядов героев и их жизненных ценностей.
г) олицетворение: 14 П, 15 П.
д) уменьшительно-ласкательные суффиксы: зернышко, цветочки, перышко. Передают доброжелательное, любовное отношение к природе.
е) эпитеты: дремлющий бор (15П), добрая почва (16П), чудовищная изоляция (17П). Делают текст выразительным, образным.
2. Выразительные средства синтаксиса:
3. Объяснить непонятные слова. Работа со словарем.
Вывод: Проанализировав субъективную оценку В. Солоухина о негативном влиянии цивилизации на жизнь человека, особенно на его физическую и духовную изоляцию, на взаимоотношения человека с природой, которые сегодня необходимо сохранять и развивать, пришли к выводу, что нужно жить в гармонии с природой, и с этим многие согласятся.
Все ли поняли текст?
Смогли правильно ответить на вопросы к тексту?
Что в тексте показалось трудным, непонятным?
Оцените свою работу в листе самооценки.
Формирование новых умений и навыков.
I. Сравните стихотворение А. Вознесенского “Сон” и текст В. Солоухина. Какие общие болевые точки затрагивают авторы данных произведений? Чему учит “художественная” экология русских писателей?
II. Организация частично-поисковой деятельности. Проведение дискуссии: всегда ли научно-технический прогресс негативно влияет на человека, изолирует и отдаляет его от природы?
Проанализируйте материалы Госкомстата России о средней продолжительности жизни людей сейчас и 100 лет назад, когда жил В. А. Солоухин.
Игры в "дочки-матери", "Наш дом", "Наши родители" и так далее — это первая детская школа семейной педагогики. Подрастая, дети участвуют в выполнении родительских функций: это и домашний труд, и забота о младших, и любая помощь родителям, и непременно. заработанные детьми деньги. С какого возраста дети должны включаться в добывание средств, решит каждый родитель по-своему. Важно, чтобы в труде росла и крепла личность будущего отца и будущей матери новой семьи. Дети природой и культурой как бы приуготовлены к семейной жизни. Эта приуготовленность, возможно, самое лучшее, что есть в наших детях. С особенной силой формируются семейные начала и привязанности у девочек. Эти начала и привязанности приводят уже в девичестве к нравственному максимализму, к той человеческой нежности, которая особым образом соединяется в женщине с нравственным императивом, с постоянной готовностью положить на карту все. До конца следовать избранному пути. Жить и надеяться, даже тогда, когда нет, казалось бы, надежды.
Кто знает, может быть, от воспитания, может быть, от педагогической моей деятельности, а может быть, и от девятнадцатого века русской литературы, - только всегда, особенно в школьной практике, я был свидетелем той девичьей нравственной радикальности, которая жила в моих ученицах, - и эта радикальность была связана с готовностью пожертвовать собой, и эта радикальность всегда была чуточку затаена, чуточку спрятана, она редко произносилась вслух. Вспоминаю невольно слова Достоевского из дневника: "Женщины еще послужат нашему отечеству в трудную минуту. " — это после встречи с декабристами в Тобольске. А женщины у Толстого и Тургенева? Веками формировалось в народе светлое, матерински любящее беззаветное женское чувство. И яркость этого чувства запечатлена в максимах, изложенных В.А. Сухомлинским:
"Девушка! Будь мудрой и требовательной в любви. Любовь — горячее чувство, но властвовать над сердцем должен ум. Для девушки это особенно важно. Ты - будущая мать. Природой и обществом на тебя возложена особая ответственность. Ты женщина, а настоящая женственность - это сочетание нежности и строгости, ласки и несгибаемости. Твоя мудрость, сдержанность, требовательность — могучие воспитатели юношества. Мудрость женщины воспитывает честность мужчины. Любовь и легкомыслие несовместимы".
И требования к будущему мужу и отцу:
"Будущий муж и отец, знайте, что важнейшей школой воспитания вашей духовной культуры в браке является ваше отношение к женщине - жене, матери своих детей, своей матери.
Отношение к женщине - тончайшая мера побуждения совести. Умей любить мать своих детей, умей дорожить ее здоровьем, красотой, честью. Умей защищать и оберегать ее от болезни, изнурения, несправедливости. Честь твоей жены и матери твоих детей — это честь твоего рода.
Хам в отношении к женщине - хам во всех отношениях. Уважать женщину - значит уважать жизнь".
И требования к супружеской жизни:
"В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание. Одна из граней счастья в браке в том и заключается, что муж и жена становятся духовно богаче, духовное совершенствование доставляет большую радость и обеспечивает полноту жизни".
Крайне важно, что в семейной педагогике проблема любви решается в неразрывной связи с культурой общения и эмоционально-эстетическим развитием личности.
Игры в "дочки - матери", "Наш дом", "Наши родители" и так далее — это первая детская школа семейной педагогики.
Подрастая, дети участвуют в выполнении родительских функций : это и домашний труд, и забота о младших, и любая помощь родителям, и непременно.
Заработанные детьми деньги.
С какого возраста дети должны включаться в добывание средств, решит каждый родитель по - своему.
Важно, чтобы в труде росла и крепла личность будущего отца и будущей матери новой семьи.
Дети природой и культурой как бы приуготовлены к семейной жизни.
Эта приуготовленность, возможно, самое лучшее, что есть в наших детях.
С особенной силой формируются семейные начала и привязанности у девочек.
Эти начала и привязанности приводят уже в девичестве к нравственному максимализму, к той человеческой нежности, которая особым образом соединяется в женщине с нравственным императивом, с постоянной готовностью положить на карту все.
До конца следовать избранному пути.
Жить и надеяться, даже тогда, когда нет, казалось бы, надежды.
Кто знает, может быть, от воспитания, может быть, от педагогической моей деятельности, а может быть, и от девятнадцатого века русской литературы, - только всегда, особенно в школьной практике, я был свидетелем той девичьей нравственной радикальности, которая жила в моих ученицах, - и эта радикальность была связана с готовностью пожертвовать собой, и эта радикальность всегда была чуточку затаена, чуточку спрятана, она редко произносилась вслух.
Вспоминаю невольно слова Достоевского из дневника : "Женщины еще послужат нашему отечеству в трудную минуту!
" — это после встречи с декабристами в Тобольске.
А женщины у Толстого и Тургенева?
Веками формировалось в народе светлое, матерински любящее беззаветное женское чувство.
И яркость этого чувства запечатлена в максимах, изложенных В.
А. Сухомлинским : "Девушка!
Будь мудрой и требовательной в любви.
Любовь — горячее чувство, но властвовать над сердцем должен ум.
Для девушки это особенно важно.
Ты - будущая мать.
Природой и обществом на тебя возложена особая ответственность.
Ты женщина, а настоящая женственность - это сочетание нежности и строгости, ласки и несгибаемости.
Твоя мудрость, сдержанность, требовательность — могучие воспитатели юношества.
Мудрость женщины воспитывает честность мужчины.
Любовь и легкомыслие несовместимы".
И требования к будущему мужу и отцу : "Будущий муж и отец, знайте, что важнейшей школой воспитания вашей духовной культуры в браке является ваше отношение к женщине - жене, матери своих детей, своей матери.
Отношение к женщине - тончайшая мера побуждения совести.
Умей любить мать своих детей, умей дорожить ее здоровьем, красотой, честью.
Умей защищать и оберегать ее от болезни, изнурения, несправедливости.
Честь твоей жены и матери твоих детей — это честь твоего рода.
Хам в отношении к женщине - хам во всех отношениях.
Уважать женщину - значит уважать жизнь".
И требования к супружеской жизни : "В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание.
Одна из граней счастья в браке в том и заключается, что муж и жена становятся духовно богаче, духовное совершенствование доставляет большую радость и обеспечивает полноту жизни".
Крайне важно, что в семейной педагогике проблема любви решается в неразрывной связи с культурой общения и эмоционально - эстетическим развитием личности.
Публицист Ю. П. Азаров, будучи еще и педагогом, решил затронуть тему семейного воспитания. Это актуальная проблема на сегодня для каждого мыслящего человека, становится более острой, чем обычно. Истоки формирования личности индивидуума, отношения к самому себе и окружающему миру, скрыты в семейном укладе и в том подходе, который был применен родителями во время подготовки их ребенка к будущей жизни.
Автор акцентирует собственное внимание на различных аспектах проблемы: это и "приготовление" детей к отцовству и материнству в будущем, и взаимное влияние супругов в браке, и требования по отношению к мужу и жене. По твердому убеждению автора закладывание основ отношения к семейным обязанностям у любого человека происходит в период раннего детства, и ролевым играм здесь отводится роль начальной школы семейной педагогики. Ю. П. Азаров считает, что формирование семейных начал у девочек происходит раньше, чем у мальчишек. В период юности благодаря воспитанию девушкам свойственно приобретать "нравственную радикальность", что выражается готовностью к пожертвованию собственными интересами ради близких. По мнению автора, труд способствует крепости личности будущего семьянина, а задачей родителей является подготовка ребенка к труду.
Справедлива позиция автора, который утверждает, что именно в детстве начинается подготовка к семейной жизни. Существует множество примеров в истории и литературе, по которым можно заниматься изучением положительного и отрицательного влияния на формирование личности семьи. Стоит также упомянуть о пагубном воспитании Илюшеньки Обломова, образ которого создал И. А. Гончаров. Персонаж всячески ограждался его матерью от невзгод и неудобств, поэтому вырос несамостоятельным и апатичным. Он не сумел создать семью с образованной доброй девушкой, по имени Ольга Ильинская, а все, потому что Обломов опасался ответственности, и отстранился от этих отношений.
В раннем детстве происходит закладывание основ личности будущих родителей - отца и матери, именно об этом важно помнить тем, кто уже успел обзавестись детьми или еще только собирается это сделать.
Читайте также: