Сочинение игры в дочки матери наш дом наши родители сочинение

Обновлено: 02.07.2024

    Познавательная задача:

– уметь анализировать различные тексты, таблицы, составлять схемы, знать приемы чтения;
– уметь писать сочинение-рассуждение по тематическому блоку “Природа и человек”.

– развитие речевого слуха, критического мышления, обогащение и пополнение словарного запаса, развитие умения мыслить (анализировать, выделять главную и второстепенную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, обобщать), метапредметных связей (литература, география, экология).

– формировать нравственные ориентации “экологического образа жизни”;
– воспитывать социально-значимую позицию по отношению к природе и миру, умения делать правильный выбор;
– формирование умения оценивать свою работу и других ребят.

Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок-исследование. Форма: работа в группах. Оборудование: мультимедийная установка, ПК. Наглядный материал: Таблица “План работы с исходным текстом”, презентация Power Point.

Раздаточный и дидактический материал:

Ксерокопии текстов В. Солоухина, А. Вознесенского, таблица №1 “Продолжительность жизни при рождении”, таблица №2 “Младенческая смертность в России”, листы самооценки.

Подготовка к уроку

Ход урока

Организационный момент.

Показ отрывка из фильма Kitaro “Spiritual Garden” (1 мин.).

Мотивация познавательной деятельности.

Эпиграф: “Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей” (В. Гёте ).

  1. Какой теме будет посвящен наш урок?
  2. Как бы вы его назвали?
  3. Какие проблемы мы будем с вами решать?

Запишите эпиграф в тетрадь.

Прочитайте отрывок из стихотворения А. Вознесенского “Сон” (1983 год) (в распечатке) и ответьте на вопросы:

Я шёл вдоль берега Оби,
я селезню шёл параллельно.
Я шёл вдоль берега любви,
и вслед деревни мне ревели.

И параллельно плачу рек,
лишённых лаянья собачьего,
финально шёл XX век,
крестами ставни заколачивая.

И в городах, и в хуторах
стояли Инги и Устиньи,
их жизни, словно вурдалак,
слепая высосет пустыня.

Кричала рыба из глубин:
“Возьми детей моих в котомку,
но только реку не губи!
Оставь хоть струйку для потомства”.

Я шёл меж сосен голубых,
фотографируя их лица,
как жертву, прежде чем убить,
фотографирует убийца.

Стояли русские леса,
чуть-чуть подрагивая телом.
Они глядели мне в глаза,
как человек перед расстрелом.

Дубы глядели на закат.
Ни Микеланджело, ни Фидий,
никто их краше не создаст.
Никто их больше не увидит…

  1. Какие глобальные экологические проблемы принёс XX век?
  2. Приведите научные примеры, примеры из жизни негативного воздействия человека на природу.
  3. Определите позицию А. Вознесенского по данной проблеме. Как изобразительно-выразительные средства помогают выразить авторскую позицию?

Целеполагание.

Актуализация изученных знаний, умений и навыков.

Сегодня мы с вами будем анализировать текст В.А. Солоухина. С мнением этого писателя мы сейчас познакомимся.

  1. Прочитайте самостоятельно текст.
  2. Определите стиль и тип речи (рассуждение с элементами повествования, публицистический).

(1) Посадить в землю зёрнышко и вырастить из него что-нибудь: ржаной колос, метёлку овса, стебель льна с голубыми цветочками – прекрасно уже само по себе. (2)Кроме того, это связано с постоянным ощущением погоды, с постоянным контактом с землёй, с природой. (З) Ожидание дождя и радость от того, что он пошёл, капель, заморозки, движение туч, оттенки вечерней зари, поведение животных и трав, роса на траве и дождевые пузыри на лужах – всё это не любование природой, а жизнь.

(4) В современном журнале читаем: (5) “Если человек длительное время находится в автомобиле или в самолёте, у него появляется сонливость, вялость, теряется аппетит, снижается работоспособность. (6) Почему это происходит? (7) Результаты опытов, проведённых над животными и людьми, позволяют сделать вывод о том, что на самочувствие и настроение оказывает влияние величина электрического поля. (8) В кабинах автомобилей и салонах самолётов напряжённость электрического поля заметно меньше, чем в окружающем пространстве. (9) Исследователи попробовали искусственно увеличить напряжённость электрического поля в клетке, где находились подопытные животные. (10) Специальный генератор создавал внутри клетки электрическое поле в 500-800 в/м, что соответствует нормальному уровню напряжения на земле. (11) После этого подвижность и жизненный тонус подопытных животных значительно возрастали. (12) Аналогичные результаты были получены и при проведении опытов над людьми”.

(13) Проведение опытов над людьми вообще-то считается безнравственным. (14) Но что поделаешь, если люди добровольно засадили себя в разнообразные металлические клетки и отключили от земли, от её единых электрических и прочих сил.

(15) Синтетической одеждой и обувью, резиновыми колёсами и асфальтом, всевозможными пластиками человек всё больше изолирует себя от земного шара, искусственно отключаясь не только от общего земного электричества, но и от многих не изученных нами сил, излучаемых деревьями и травой, дождями и радугой, сосновой хвоей и плывущими облаками, дремлющим бором и утренней росой, речным туманом и молнией. (16) Да и просто мягкой и доброй почвой.

(17) Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или перышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)А это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей.

(21) И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим.

Солоухин Владимир Алексеевич (1924 – 1997) – поэт, прозаик. Особое место в творчестве Солоухина занимают его художественно-публицистические книги "Письма из Русского музея" (1966) и "Черные доски" (1969).Тема русской природы, духовного богатства народа всегда занимала писателя, писал о необходимости их сохранения и защиты.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Запишите в тетрадь данные о писателе (Ф.И.О. и даты жизни).

1 часть – 1-3 предложения. 2 часть – 4-16 предложения. 3 часть – 17-21 предложения.

II. Работа с текстом на разных этапах чтения

1. Используя текст, составьте сравнительную таблицу.

Положительное влияние природы на человека

Отрицательное влияние человека на природу.

  1. Прямой, непосредственный контакт с землей… предназначен и необходим (21 П).
  2. Контакт с землей “прекрасен” сам по себе (1 П).
  3. Все, что мы наблюдаем в природе – “не любование, а жизнь” (3 П).
  4. Все, связанное с природой, “подлинное”: любовь, рождение (20 П).
  1. Будучи изолированным, у человека появляется сонливость, вялость, теряется аппетит, снижается работоспособность (5 П).
  2. Люди сами “засадили себя в металлические клетки и отключили от земли” (14 П).
  3. Изолирует от природы синтетическая одежда и обувь, пластики, асфальт и т.п. (15 П).
  4. Не серьезные отношения с землей, а детская игра в дочки-матери (20 П).

2. В течение урока заполните опорную таблицу для написания собственного сочинения-рассуждения:

2.На какие аспекты проблемы он обращает внимание?

2.Как сам автор отвечает на поставленные вопросы?

  1. Что значит для автора настоящая жизнь?
  2. Постоянный контакт с землей, природой. Какие чувства испытывает при этом человек?
  3. Когда, по мнению автора, этот контакт с землёй был потерян? С чем это связано?
  4. К каким последствиям приводит физическая изоляция с землей? Приведите примеры из текста и жизни.
  5. Как научно-технический прогресс воздействует на взаимоотношение человека и природы?
  6. Что по этому поводу считает автор? Процитируйте.
  7. В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека?
  8. Каково мнение В. Солоухина по этой проблеме?
  9. Как название нашего урока помогает понять проблему и позицию автора?
  10. Почему В. Солоухина так страшит духовная изоляция между Человеком и Землёй?
  11. Что мы можем сказать об авторе, прочитав данный текст? (Испытывает чувство подлинной любви к родной земле).

III. Понимание значения каждого слова в тексте. Наблюдение над текстом. Языковой анализ текста. Роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии авторской позиции.

Основной композиционный приём, который использует автор, – антитеза. Положительные чувства: радость, счастье, любовь – связаны с постоянным контактом с природой и Землей. Физическая и духовная изоляция приводит к серьезным телесным и духовным болезням.

1. Лексика и фразеология:

а) лексический повтор: природа, человек, земля, постоянный контакт, подлинный, напряжение, жизнь. Эти слова значимые, ключевые.
б) антонимы: не любование природой, а жизнь (3 П), Человек и Земля (17 П). Помогают создать яркую картину разнообразных точек зрения.
в) синонимы: подвижность, жизненный тонус (11П), прямой, непосредственный контакт (21 П), предназначен, необходим (21 П). Создают более полную картину взглядов героев и их жизненных ценностей.
г) олицетворение: 14 П, 15 П.
д) уменьшительно-ласкательные суффиксы: зернышко, цветочки, перышко. Передают доброжелательное, любовное отношение к природе.
е) эпитеты: дремлющий бор (15П), добрая почва (16П), чудовищная изоляция (17П). Делают текст выразительным, образным.

2. Выразительные средства синтаксиса:

3. Объяснить непонятные слова. Работа со словарем.

Вывод: Проанализировав субъективную оценку В. Солоухина о негативном влиянии цивилизации на жизнь человека, особенно на его физическую и духовную изоляцию, на взаимоотношения человека с природой, которые сегодня необходимо сохранять и развивать, пришли к выводу, что нужно жить в гармонии с природой, и с этим многие согласятся.

Все ли поняли текст?

Смогли правильно ответить на вопросы к тексту?
Что в тексте показалось трудным, непонятным?

Оцените свою работу в листе самооценки.

Формирование новых умений и навыков.

I. Сравните стихотворение А. Вознесенского “Сон” и текст В. Солоухина. Какие общие болевые точки затрагивают авторы данных произведений? Чему учит “художественная” экология русских писателей?

II. Организация частично-поисковой деятельности. Проведение дискуссии: всегда ли научно-технический прогресс негативно влияет на человека, изолирует и отдаляет его от природы?

Проанализируйте материалы Госкомстата России о средней продолжительности жизни людей сейчас и 100 лет назад, когда жил В. А. Солоухин.

Игры в "дочки-матери", "Наш дом", "Наши родители" и так далее — это первая детская школа семейной педагогики. Подрастая, дети участвуют в выполнении родительских функций: это и домашний труд, и забота о младших, и любая помощь родителям, и непременно. заработанные детьми деньги. С какого возраста дети должны включаться в добывание средств, решит каждый родитель по-своему. Важно, чтобы в труде росла и крепла личность будущего отца и будущей матери новой семьи. Дети природой и культурой как бы приуготовлены к семейной жизни. Эта приуготовленность, возможно, самое лучшее, что есть в наших детях. С особенной силой формируются семейные начала и привязанности у девочек. Эти начала и привязанности приводят уже в девичестве к нравственному максимализму, к той человеческой нежности, которая особым образом соединяется в женщине с нравственным императивом, с постоянной готовностью положить на карту все. До конца следовать избранному пути. Жить и надеяться, даже тогда, когда нет, казалось бы, надежды.
Кто знает, может быть, от воспитания, может быть, от педагогической моей деятельности, а может быть, и от девятнадцатого века русской литературы, - только всегда, особенно в школьной практике, я был свидетелем той девичьей нравственной радикальности, которая жила в моих ученицах, - и эта радикальность была связана с готовностью пожертвовать собой, и эта радикальность всегда была чуточку затаена, чуточку спрятана, она редко произносилась вслух. Вспоминаю невольно слова Достоевского из дневника: "Женщины еще послужат нашему отечеству в трудную минуту. " — это после встречи с декабристами в Тобольске. А женщины у Толстого и Тургенева? Веками формировалось в народе светлое, матерински любящее беззаветное женское чувство. И яркость этого чувства запечатлена в максимах, изложенных В.А. Сухомлинским:
"Девушка! Будь мудрой и требовательной в любви. Любовь — горячее чувство, но властвовать над сердцем должен ум. Для девушки это особенно важно. Ты - будущая мать. Природой и обществом на тебя возложена особая ответственность. Ты женщина, а настоящая женственность - это сочетание нежности и строгости, ласки и несгибаемости. Твоя мудрость, сдержанность, требовательность — могучие воспитатели юношества. Мудрость женщины воспитывает честность мужчины. Любовь и легкомыслие несовместимы".
И требования к будущему мужу и отцу:
"Будущий муж и отец, знайте, что важнейшей школой воспитания вашей духовной культуры в браке является ваше отношение к женщине - жене, матери своих детей, своей матери.
Отношение к женщине - тончайшая мера побуждения совести. Умей любить мать своих детей, умей дорожить ее здоровьем, красотой, честью. Умей защищать и оберегать ее от болезни, изнурения, несправедливости. Честь твоей жены и матери твоих детей — это честь твоего рода.
Хам в отношении к женщине - хам во всех отношениях. Уважать женщину - значит уважать жизнь".
И требования к супружеской жизни:
"В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание. Одна из граней счастья в браке в том и заключается, что муж и жена становятся духовно богаче, духовное совершенствование доставляет большую радость и обеспечивает полноту жизни".
Крайне важно, что в семейной педагогике проблема любви решается в неразрывной связи с культурой общения и эмоционально-эстетическим развитием личности.

Игры в "дочки - матери", "Наш дом", "Наши родители" и так далее — это первая детская школа семейной педагогики.

Подрастая, дети участвуют в выполнении родительских функций : это и домашний труд, и забота о младших, и любая помощь родителям, и непременно.

Заработанные детьми деньги.

С какого возраста дети должны включаться в добывание средств, решит каждый родитель по - своему.

Важно, чтобы в труде росла и крепла личность будущего отца и будущей матери новой семьи.

Дети природой и культурой как бы приуготовлены к семейной жизни.

Эта приуготовленность, возможно, самое лучшее, что есть в наших детях.

С особенной силой формируются семейные начала и привязанности у девочек.

Эти начала и привязанности приводят уже в девичестве к нравственному максимализму, к той человеческой нежности, которая особым образом соединяется в женщине с нравственным императивом, с постоянной готовностью положить на карту все.

До конца следовать избранному пути.

Жить и надеяться, даже тогда, когда нет, казалось бы, надежды.

Кто знает, может быть, от воспитания, может быть, от педагогической моей деятельности, а может быть, и от девятнадцатого века русской литературы, - только всегда, особенно в школьной практике, я был свидетелем той девичьей нравственной радикальности, которая жила в моих ученицах, - и эта радикальность была связана с готовностью пожертвовать собой, и эта радикальность всегда была чуточку затаена, чуточку спрятана, она редко произносилась вслух.

Вспоминаю невольно слова Достоевского из дневника : "Женщины еще послужат нашему отечеству в трудную минуту!

" — это после встречи с декабристами в Тобольске.

А женщины у Толстого и Тургенева?

Веками формировалось в народе светлое, матерински любящее беззаветное женское чувство.

И яркость этого чувства запечатлена в максимах, изложенных В.

А. Сухомлинским : "Девушка!

Будь мудрой и требовательной в любви.

Любовь — горячее чувство, но властвовать над сердцем должен ум.

Для девушки это особенно важно.

Ты - будущая мать.

Природой и обществом на тебя возложена особая ответственность.

Ты женщина, а настоящая женственность - это сочетание нежности и строгости, ласки и несгибаемости.

Твоя мудрость, сдержанность, требовательность — могучие воспитатели юношества.

Мудрость женщины воспитывает честность мужчины.

Любовь и легкомыслие несовместимы".

И требования к будущему мужу и отцу : "Будущий муж и отец, знайте, что важнейшей школой воспитания вашей духовной культуры в браке является ваше отношение к женщине - жене, матери своих детей, своей матери.

Отношение к женщине - тончайшая мера побуждения совести.

Умей любить мать своих детей, умей дорожить ее здоровьем, красотой, честью.

Умей защищать и оберегать ее от болезни, изнурения, несправедливости.

Честь твоей жены и матери твоих детей — это честь твоего рода.

Хам в отношении к женщине - хам во всех отношениях.

Уважать женщину - значит уважать жизнь".

И требования к супружеской жизни : "В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание.

Одна из граней счастья в браке в том и заключается, что муж и жена становятся духовно богаче, духовное совершенствование доставляет большую радость и обеспечивает полноту жизни".

Крайне важно, что в семейной педагогике проблема любви решается в неразрывной связи с культурой общения и эмоционально - эстетическим развитием личности.

Публицист Ю. П. Азаров, будучи еще и педагогом, решил затронуть тему семейного воспитания. Это актуальная проблема на сегодня для каждого мыслящего человека, становится более острой, чем обычно. Истоки формирования личности индивидуума, отношения к самому себе и окружающему миру, скрыты в семейном укладе и в том подходе, который был применен родителями во время подготовки их ребенка к будущей жизни.

Автор акцентирует собственное внимание на различных аспектах проблемы: это и "приготовление" детей к отцовству и материнству в будущем, и взаимное влияние супругов в браке, и требования по отношению к мужу и жене. По твердому убеждению автора закладывание основ отношения к семейным обязанностям у любого человека происходит в период раннего детства, и ролевым играм здесь отводится роль начальной школы семейной педагогики. Ю. П. Азаров считает, что формирование семейных начал у девочек происходит раньше, чем у мальчишек. В период юности благодаря воспитанию девушкам свойственно приобретать "нравственную радикальность", что выражается готовностью к пожертвованию собственными интересами ради близких. По мнению автора, труд способствует крепости личности будущего семьянина, а задачей родителей является подготовка ребенка к труду.

Справедлива позиция автора, который утверждает, что именно в детстве начинается подготовка к семейной жизни. Существует множество примеров в истории и литературе, по которым можно заниматься изучением положительного и отрицательного влияния на формирование личности семьи. Стоит также упомянуть о пагубном воспитании Илюшеньки Обломова, образ которого создал И. А. Гончаров. Персонаж всячески ограждался его матерью от невзгод и неудобств, поэтому вырос несамостоятельным и апатичным. Он не сумел создать семью с образованной доброй девушкой, по имени Ольга Ильинская, а все, потому что Обломов опасался ответственности, и отстранился от этих отношений.

В раннем детстве происходит закладывание основ личности будущих родителей - отца и матери, именно об этом важно помнить тем, кто уже успел обзавестись детьми или еще только собирается это сделать.

Читайте также: