Сочинение и подчинение как основные виды синтаксической связи

Обновлено: 03.07.2024

Различают два типа связи слов: сочинение и подчинение.

Сочинение – это соединение не зависящих друг от друга синтаксически равноправных частей. Отношения между такими элементами обратимы, т.е. при перемене мест этих частей относительно предложения смысл последнего не меняется. Например: Грянул гром, и сверкнула молния. – Сверкнула молния, и грянул гром.

Подчинение – это соединение синтаксически неравноправных частей (слов в словосочетаниях и простых предложений в более сложном предложении). В предложении может присутствовать как сочинительная, так и подчинительная связь, в словосочетании – только подчинительная связь. Существует три типа подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

Согласованием называется такой тип подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется главному, стержневому в роде, числе и падеже: старый бульвар, по широкой улице, в пятиэтажном доме.

Различают также полное и неполное согласование. При полном согласовании используются все возможные морфологические средства уподобления форм зависимого слова (рода, числа и падежа) формам стержневого слова: в летний период (согласование в роде, числе и падеже), холодными ночами (согласование в числе и падеже). При неполном согласовании используются не все возможные морфологические средства уподобления форм зависимого слова формам стержневого слова: на восьми листах, десятью пальцами (согласование в падеже), с девушкой по имени Анастасия (согласование в роде и числе), город Москва – города Москвы (согласование в числе и падеже).

Управлением называется такой тип подчинительной связи, при котором стержневое слово требует определенной формы косвенного падежа зависимого слова: закрытие магазина, сравнение образов, проектировать дом, лучший из лучших, каждый из нас.

Различают сильное и слабое управление. Сильным называется управление, при котором стержневое слово требует определенной падежной формы зависимого слова. Например, стержневой глагол читаю требует употребления при нем зависимого слова только в винительном падеже: читаю (что?) книгу, журнал, газету. Из лексико-грамматического значения глагола полагаюсь становится ясным необходимое употребление при нем зависимого слова в винительном падеже с предлогом на: полагаюсь на тебя, полагаюсь на обстоятельства.

Итак, в зависимости от наличия или отсутствия предлога перед зависимым словом различают предложное и беспредложное управление: заполнять дневник – расписываться в дневнике, мыть окна – рисовать на окнах.

Примыканием называется такой вид подчинительной связи, при котором неизменяемое слово присоединяется к стержневому по смыслу: много говорить, долго объяснять, весьма успешно, довольно внятно, желание уйти, размышление вслух.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Тире в неполном предложении

Тире в неполном предложении § 16. В неполных предложениях на месте пропущенных членов предложения или их частей ставится тире.1. В частях сложного предложения с параллельной структурой, а также в простом предложении с однородными повторяющимися членами предложения, где

Тире в неполном предложении

в сложносочиненном предложении

в сложносочиненном предложении запятаямежду частями сложносочиненного предложения (с соединительными, противительными, разделительными, присоединительными и пояснительными союзами) § 112запятая не ставитсяпри наличии общего второстепенного члена § 112, п. 1)при

в сложноподчиненном предложении

в сложноподчиненном предложении запятаямежду главной и придаточной частями предложения § 115перед словами особенно, в частности, а именно, а также, а (но) только и др., если они стоят перед подчинительным союзом § 116перед усилительно-ограничительными частицами как раз,

§ 80. Тире в неполном предложении

§ 80. Тире в неполном предложении 1. Тире ставится при наличии паузы в так называемых эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым), например: Вокруг месяца – бледные круги (А. Н. Толстой); Над площадью – низко повисшая

§ 104. Запятая в сложносочиненном предложении

§ 106. Тире в сложносочиненном предложении

§ 106. Тире в сложносочиненном предложении Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится перед союзом тире, например: Я спешу туда

§ 111. Тире в сложноподчиненном предложении

§ 111. Тире в сложноподчиненном предложении При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные (дополнительные и подлежащные), реже условные и уступительные, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире, например: Буде спросит

§ 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении

§ 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза и

§ 179. Место определения в предложении

§ 179. Место определения в предложении 1. Согласованное определение обычно ставится впереди определяемого имени существительного, например: интересный сюжет, контрольная вычитка, проверенные цитаты, третье издание, наше издательство. Постановка согласованного

§ 180. Место дополнения в предложении

§ 180. Место дополнения в предложении 1. Дополнение обычно следует за управляющим словом, например: вычитать рукопись, исправление опечаток, готовы к набору. Дополнение (чаще всего прямое), выраженное местоимением (личным, неопределенным), может предшествовать управляющему

§ 181. Место обстоятельств в предложении

§ 181. Место обстоятельств в предложении 1. Обстоятельства образа действия, выраженные наречиями на -о, -е, обычно ставятся впереди глагола-сказуемого, например: Перевод точно отражает содержание оригинала; Мальчик вызывающе смотрел на нас; Гаврюшка густо покраснел и бурно

§ 80. Тире в неполном предложении

§ 80. Тире в неполном предложении 1. Тире ставится в так называемых эллиптических предложениях при желании автора подчеркнуть обстоятельство места (что, как правило, сопровождается наличием паузы), например: Вокруг месяца — бледные круги (А. Н. Толстой); Над площадью —

§ 6. Тире в неполном предложении

§ 6. Тире в неполном предложении 1. Тире ставится при наличии паузы в так называемых эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): Влево, в углу, у дверей, на табурете — ведро воды для жаждущих (Пом.); За калиткой —

§ 32. Тире в сложносочиненном предложении

§ 32. Тире в сложносочиненном предложении Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между ними перед союзом вместо запятой ставится тире: Оковы тяжкие падут, темницы рухнут — и свобода вас

Не используются в конструкции словосочетания другие служебные слова, помимо предлогов, т.е. союзы и частицы: те и другие связаны с предложением, где имеются сочинительные отношения, модальность высказывания и т.д.

Таким образом, способы выражения синтаксических отношений в словосочетаниях следующие: 1) формы слов, 2) предлоги, 3) порядок слов, а в предложении: 1) формы слов, 2) служебные слова, 3) порядок слов, 4) интонация.

247. Виды синтаксической связи в словосочетании и в предложении

В предложении различаются два основных типа синтаксической связи - сочинение и подчинение. При сочинении в связь вступают синтаксически равноправные, независимые друг от друга элементы (члены предложения), например: книга и тетрадь (лежат на столе); (читаю) книги, газеты, журналы. При подчинении в связь вступают синтаксически неравноправные элементы (один зависит от другого), например: читать книгу, совет друга.

Подчинение имеет три разновидности синтаксических связей: согласование, управление и примыкание.

Согласование - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме господствующему слову, например: важный вопрос, главная улица, новые дома. Различается согласование полное и неполное. При полном согласовании подчиненное слово принимает все формы подчиняющего слова, насколько это позволяют грамматические категории обоих слов, например: темной ночью (согласование в роде, падеже и числе); последние минуты (согласование в падеже и числе); отметки выставлены (согласование в числе). При неполном согласовании не все возможности согласования исчерпаны, например: вижу его готовым к отъезду (согласование прилагательного готовым с местоимением его в роде и числе, но не в падеже; ср. устарелую конструкцию вижу его готового к отъезду - с полным согласованием).

Управление - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в определенной падежной форме (без предлога или с предлогом), обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова, например: читать письмо, интересоваться искусством, любовь к родине. Выделяются различные виды управления в зависимости от морфологической природы господствующего слова, наличия или отсутствия предлога перед зависимым словом, характера связи между обоими словами.

Слово и форма слова как объекты синтаксиса. Активная и пассивная сочетаемость слова.

Золотова, Валгина считают, что слово и форму следует рассматривать как самостоятельные единицы. СЧТ не является предельной единицей синтаксического членения. Словосочетание членится на компоненты. Минимальные компоненты членения – форма и слово. И слово и форма в крайних случаях своего функционирования могут выступить как коммуникативные единицы, т.е в роли предложения. (На пароходе. На пути из Палестины в Одессу). Белошапковасчитает что слово и форма не могут рассматриваться как синтаксические единицы. Слово как единица языка обладает разнообразными и многочисленными характеристиками. В синтаксисе реализуются прежде всего с т.з. своих сочетаемостных особенностей (валентность). Активная сочетаемость слова: Читать (что?) книгу(управление). Активное сочетание слова отражает способность слова подчинять себе др. грамматические формы. Факторы, обусловливающие активное сочетание слов: 1)грамматический.(морф) -отнесенность слова к определенной ч.р. (глагол читать –перех глаг требует слово в В.п. без предлога книгу) 2)словообразовательный-зависит от морфемной или словообразовательной структуры слова (вынуть из сумки) 3)лексико-семантический - особенности сочетаемости могут зависеть от принадл слова к опред семант классу. Количественное значение предполагает употребления формы Р.п.: два друга. Сущ с кол значением - десяток яблок. Местоимение – нескольно дней. Слова имеющие мод значение независимо от части речи обнар регуляр способность сочет с инфинитивом (готов уехать, раж видеть) 4) индивидуально лексическое знач.-е тоже может влиять на сочетаемость слов. Пассивная сочетаемость характеризует форму слова с точки зрения её функциональных способностей. Форма слова выступ. как зависимый комп. в подчинительном словосочетании как компонент сочинит. ряда(Я люблю и осень, и зиму), как распространитель предложения. Форма слова характеризуется: 1)с т.з. способности выступать в предлож. в роли носителя предикативности (л.ф. глагола, связки) 2)с т.з способности выступать в роли компонента, предопределяющего грам. форму носителя предикативности (И.п.сущ.,инф.) 3)с т.з. способности выступать в роли присловного распространителя (косвенные падежи сущ.) 4) )с т.з. способности выступать в качестве распространителя предложения.

3 Синтаксическая связь. Уровни реализации синтаксической связи.

Синтаксическая связь (СС)- формальные строевые отношения между компонентами синт. единицы, служащие для реализации определенного типа смысловых отношений. Уровни реализации связи: 1) ур. связи слова и формы слова: могут связывать слово и ф. слова( пасмурный день), две формы слова. Две ф. слова связываются в рамках сочинит. ряда( я люблю мороженое, шоколад и фрукты). Две ф. слова могут связываться в рамках подчин. словосоч., в к-м главным компонентом является ф. слова. Форма сравнительной степени (выше гор, сильнее ветра). 2 ф. слова связываются в составе предикат. центра предлож-я. Связь между подлеж. и сказ. рассматривается как связь координации. Сказ. выступ. как форма слова, грам. признаки к-й предопределены подлежащим (лес шумел, река шумела). Счит, что форма 3 л. ед./м.ч., в к-й наиб. часто выступ. сказ. требует от подлеж формы И.п. (такую связь можно сравнить со связью между предикатом и сем. субъектом в односоставных безличных и инфинитивных предложениях). Оказывается безличный глаг. или ф. инфинит. предполагают при себе Д.п. сем. субъекта (мне везет) 2)ур. св. в сложном предложении а) могут соединять слово и прост. предлож.( вот школа, в к-й мы учились 10 лет) б) ф. слова и прост. предлож.( он оказался умнее, чем показался тогда) в)два простых предложения (прошла очень, за нею прошла зима) г) прост. предлож. и сложное(еще было тепло, но по утрам на траву выпадала роса и поднимался густой туман) г)два сложных предложения

Сочинение и подчинение как оппозиционные виды синтаксической связи. Средства выражения сочинительной и подчинительной связи.

В современном синтаксисе основная оппозиция в области синтаксической связи представлена как оппозиция сочинительной и подчинительной связи. Сочинительная связь в традиционном представлении рассматривается как особенность синт связей предложения. На уровне словосочетания синт связь невозможна. Традиционно оппозицию синтаксической связи рассматривают как противопоставление синтаксических связей в предложении – синтаксическим связям в СЧТ. В современном синтаксисе и сочинительная и подчинительная связи рассматриваются одновременно и как особенность предложения и сочетания. Допускается существование номанативного сочинительного ряда (книги и журналы). Сочинительная и подчинительная связь различаются по признаку отсутствия\наличия детерминации (обусловленности). При сочин связи компоненты грамм равноправны и однофунк по отношению к образуемому ими целому. При подчин связи напротив. Иногда в рамках сочин ряда могут объедин и разнофунк компоненты(Где и когда я видел этого человека).Основным средством выражения синт связи является форма слова. – окончание, - предлог, - союзы и союзные слова, - интонация (Иногда интонационное членение может быть тесно связано со смысловым членением текста. (Торговка вяленой воблы торчала среди ящиков)), -порядок слов (Порядок словотносительно свободный. Он принципиален для выражения семантико-синтаксических отношений в предложениях, где имеются грамматически – омонимичные словоформы. При прямом порядке слов на первом месте употребляется семантический субъект высказывания, а после – объект. (Весло задело платье. Мать любит дочь.)) Сочинительная связь на обоих уровнях реализации выражается сочинительными союзами. Подчинительная на разных уровнях выр разными средствами. Сочинительная не может выражаться формой слова.Общий признак сочинительной связи – закрытость\открытость. Закрытая: могут быть связаны только два компонента (при одноразовом применении) (Дом сгорел, а флигель уцелел.) Открытая: может быть связано неопределенное число компонентов. (Мне чудятся то шумные пиры, то ратный стан, то схватки боевые.)

Виды синтаксической связи

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями – сочинительная и подчинительная.


Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями – сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь соединяет равноправные независимые части. Сочинением могут быть связаны части сочинительных словосочетаний и сложносочинённых предложений. Например:

В окне мелькали леса и поля.

Гром затих, но дождь всё лил.

Как видно из примеров, основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы.

Подчинительная связь объединяет главную и зависимую части. Главная часть является подчиняющей, а зависимая – подчинённой. При подчинении, как правило, можно задать вопрос от главной части к зависимой, а разделить эти части без существенной потери смысла сложно. Например:

Очень важно знать литературу.

Мы не знаем, что будет завтра.

В данном сложном предложении его простые части соединены подчинительной связью, так как от одной из них к другой можно задать вопрос, то есть одна из частей является зависимой, а другая главной. Мы не знаем чего? – что будет завтра. Так как вопрос ставится от первой части предложения, то именно она является главной, соответственно, вторая часть является зависимой.

Основным средством связи при подчинении слов является окончание зависимого слова. Например:

Я люблю подмосковные вечера.

Подчинительная связь может быть уточнена предлогами. Например, сравните:

идти из школы – идти мимо школы

отдыхать в лагере – вспоминать о лагере

Одна часть каждого из данных словосочетаний зависит от другой. От главной части к зависимой в этих словосочетаниях можно поставить вопрос: идти откуда? – из школы, идти мимо чего? – мимо школы, отдыхать где? – в лагере, вспоминать о чем? – о лагере. Таким образом, слова во всех этих словосочетаниях соединены подчинительной связью. В данных примерах именно предлоги уточняют подчинительную связь, так как окончания главных и зависимых слов остаются неизменными.

Как сочинение, так и подчинение может быть оформлено союзами. В таких случаях для определения вида связи необходимо понять смысл словосочетания или предложения, а также уточнить, можно ли от одной из части словосочетания или предложения поставить вопрос к другой. Например:

Солнце вышло из-за тучи и осветило округу.

Солнце вышло из-за тучи, и птицы в лесу запели.

Когда солнце вышло из-за тучи, птицы в лесу запели.

Интонация в устой речи сопровождает все виды связи, но иногда может быть и единственным средством выражения связи между словами в словосочетаниях, между членами предложения, между предложениями. Например:

В небе загрохотало, треснуло, разорвалось.

Я хотел громко крикнуть.

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями – сочинительная и подчинительная. Сочинительная связь соединяет равноправные независимые части. Подчинительная связь объединяет главную подчиняющую и зависимую подчинённую части. Любая синтаксическая связь может обозначаться союзами и интонацией, а подчинительная связь также и окончаниями слов.

Читайте также: