Чем объясняется ирония базарова по отношению к представителям старшего поколения сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Прежде всего, Базаров в романе противопоставлен всем окружающим.

Базаров — это антитеза такому нерешительному герою, как Рудин. Возможно, именно поэтому Базаров по-настоящему привлекателен и харизматичен.

Базаров и критика старшего поколения

Например, отец Аркадия Николай Петрович прекрасно играет на виолончели, тонко чувствует природу и поэзию, но при этом долго состоит в незаконной связи с Фенечкой, родившей ему сына. Конечно, Базаров далек от того, чтобы осуждать его за это. Тем не менее, именно такие детали жизни Николая Петровича позволяют нигилисту относиться с сарказмом к музыкальным занятиям этого аристократа.

Цинизм Базарова можно объяснить, наверное, именно тем, что он видит противоречие между прекрасными чувствами и образом жизни таких господ.

Но герой остается не понят, так как люди принимают его манеру разговаривать за простую браваду.

Тургенев нам показывает, что у окружающих красивые слова, но странное существование, которое не соответствует их утверждениям. У Базарова — все с точностью наоборот: грубость слов – и при этом благородство поступков.

Например, он говорит Павлу Петровичу, что презирает русский народ. Однако мы можем заметить, что на деле это не так.

Тургенев показывает нам, что люди слишком много значения придают словам, а вместо этого нужно больше внимания обращать на реальные поступки и поведение человека.

Жизнь в Марьине текла своим порядком. Аркадий сибаритствовал, Базаров работал.

(То есть, спрашивает герой, какая польза для общества от ваших занятий чтением и музыкой?)

При чтении романа возникает впечатление, что в обществе явно больше таких, как Кирсановы, чем подобных Базарову.

В произведении подчеркивается некое превосходство и исключительность героя. Большинство персонажей в романе похожи в том, что они мало способны к действию, а Базаров стоит особняком среди них. Он обладает незаурядным интеллектом вкупе с реализмом мысли, действием, решительностью, активностью. Аркадий не имеет этих качеств и потому не дотягивает до уровня своего друга.

И. С. Тургенев. Отцы и дети. Краткий пересказ по главам. Иллюстрированная аудиокнига

Выдающийся дореволюционный критик Н. Н. Страхов пишет:

«Чем дальше мы идем в романе, чем ближе к концу драма, тем мрачнее и напряженнее становится фигура Базарова, но, вместе с тем, все ярче и ярче фон картины. Создание таких лиц, как отец и мать Базарова, есть истинное торжество таланта. По-видимому, что может быть ничтожнее этих людей, отживших свой век и со всеми предрассудками стариков, уродливо дряхлеющих среди новой жизни? А, между тем, какое богатство простых человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений – среди обыденнейшей жизни, не подымающейся ни на волос выше самого низменного уровня!

Когда же Базаров заболевает, когда он заживо гниет и непреклонно выдерживает жестокую борьбу с болезнью, – жизнь, его окружающая, становится тем напряжённее и ярче, чем мрачнее сам Базаров. Одинцова приезжает проститься с Базаровым; вероятно, ничего великодушнее она не сделала и не сделает во всю жизнь. Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец, как будто, вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу.

Среди этого света и этой теплоты умирает Базаров. На минуту в душе его отца закипает буря, страшнее которой ничего быть не может. Но она быстро затихает, и снова все становится светло. Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над нею поют птицы и на нее льются слезы.

Итак, вот оно, вот то таинственное нравоучение, которое вложил Тургенев в свое произведение. Базаров отворачивается от природы, – не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красоте. Базаров не дорожит дружбою и отрекается от романтической любви; не порочит его за это автор, а только изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счастливую любовь к Кате. Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми; не упрекает его за это автор, а только развертывает перед нами картину родительской любви. Базаров чуждается жизни; не выставляет его автор за это злодеем, а только показывает нам жизнь во всей ее красоте. Базаров отвергает поэзию; Тургенев не делает его за это дураком, а только изображает его самого со всею роскошью и проницательностью поэзии.

Одним словом, Тургенев стоит за вечные начала человеческой жизни, за те основные элементы, которые могут бесконечно изменять свои формы, но в сущности всегда остаются неизменными. Что же мы сказали? Выходит, что Тургенев стоит за то же, за что стоят все поэты, за что необходимо стоит каждый истинный поэт. И, следовательно, Тургенев в настоящем случае поставил себя выше всякого упрека в задней мысли; каковы бы ни (были частные явления, которые он выбрал для своего произведения, он рассматривает их с самой общей и самой высокой точки зрения.

Общие силы жизни – вот на что устремлено все его внимание. Он показал нам, как воплощаются эти силы в Базарове, в том самом Базарове, который их отрицает; он показал нам, если не более могущественное, то более открытое, более явственное воплощение их в тех простых людях, которые окружают Базарова. Базаров – это титан, восставший против своей матери-земли; как ни велика его сила, она только свидетельствует о величии силы, его породившей и питающей, но не равняется с матернею силою.

Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни. Такая идеальная победа над ним возможна была только при условии, чтобы ему была отдана всевозможная справедливость, чтобы он был возвеличен настолько, насколько ему свойственно величие. Иначе в самой победе не было бы силы и значения.

Что автор не может принять в Базарове

Отношение Базарова к искусству и культуре

К сожалению, такое отношение Базарова к культуре напоминает нам пророчество по отношению к безжалостному уничтожению культурных основ, произошедшему после Октябрьской революции 1917 года.

Базаров, по мнению автора, спорит с самой жизнью

Герой противопоставлен не только персонажам романа, но и, к сожалению, самой жизни. Нигилизм героя не выдерживает проверки его собственной судьбой. Эту сторону персонажа мы начинаем лучше видеть по мере развертывания сюжета.

Базаров вступает в настоящий конфликт со своей душой. Он любит, но пугается этого чувства. Он не хочет испытывать того, что испытывает. С этого времени он не в ладах с самим собой. Именно здесь его отрицание всего возвышенного сыграло с ним роковую шутку. После борьбы со своими эмоциями и переживаниями, герой все же признает, что он любит. Но любовь его оказалась неразделенной, ведь Анна Сергеевна не готова к таким сильным чувствам. А может быть, несмотря на свой искренний интерес к Базарову, она была слишком испугана эксцентричной, грубоватой, непонятной для нее натурой молодого человека.

Итак, Тургенев опровергает философию своего героя, проведя его через испытание любовью. Именно благодаря любви нигилизм Базарова развенчивается и терпит поражение.

Но эпизод неразделенной, несчастной любви и сделает героя особенно близким и важным для автора.

Базаров — истинно тургеневский герой

Итак, несмотря на все те черты, привлекательные для Тургенева в Базарове, которые мы рассмотрели вначале, совсем не они делают героя таким дорогим автору. Базаров близок автору не потому, что он решительный и умный, а потому, что он способен любить, способен на сильное чувство.

Базаров не властен против любви.

В отношениях с Анной Сергеевной лучше всего показана автором человечная натура героя. И именно в этом месте сюжета мы чувствуем наиболее сильную симпатию автора к нигилисту.

Случайна ли смерть героя?

Базаров страдает и поэтому с равнодушием встречает свою раннюю смерть. Мы понимаем, что для него жизнь не имеет теперь прежнего смысла. Ведь он потерял веру в себя и в свои убеждения, так как потребность в любви (то, что он считал белибердой и выдумкой) оказалась сильнее него, сильнее его нигилизма. Базаров всегда смеялся над романтизмом, но в конце романа он больше не смеется над этим словом, просто избегая его употреблять.

Базаров олицетворяет революционные силы, которым, по мысли писателя, не суждена долгая жизнь. Революция несет боль и разруху, Тургенев не желал такой судьбы для России. Поэтому он подводит Базарова к трагической кончине, а жизнь оставляет героям, олицетворяющим мир, гармонию и культуру.

Слова Базарова расходятся с его жизнью, как показал нам автор

И все же фигура главного героя интереснее всех в романе для Тургенева. Ведь заблуждения Базарова искуплены его судьбой, его собственной жизнью. Это сделало его одним из самых ярких персонажей русской литературы.

Каково авторское отношение к Базарову?

Критика о романе

Говоря о революционных демократах, автор статьи подчёркивает мысль, что им чуждо страдание, но они часто чувствуют своё одиночество. Весь роман подтверждает эту бесспорную мысль.

Отношение к окружающему миру

Автор на протяжении всего романа демонстрирует отношение Базарова ко многим жизненным ценностям. Главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит только как на живых существ. Любовь для Базарова – это нелепая чепуха, которую придумали романтики.

Негативное отношение Базаров выражает относительно природы. Для него она всего лишь мастерская, в которой главным является человек-работник.

Евгений считает, что наука намного важнее творчества. Так выражается позиция Базарова относительно искусства. По его утверждению, Рафаэль и гроша медного не стоит.

Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.

ЕГЭ — Литература

ЕГЭ — Литература

ЕГЭ — Литература запись закреплена

ТЕКСТ ПРОВЕРЕН. СМ. ОШИБКИ НИЖЕ

Чем объясняется базаровская ирония по отношению к представителям старшего поколения?

Базаровская ирония по отношению к представителям старшего поколения объясняется тем, что Николай Петрович то говорит о хозяйстве, в котором мало мыслит, то напрасно читает стихи в то время (, ) как его брат Павел Петрович молчит, щеголяет в воротничке и с ухоженными ногтями. Базаров - нигилист, по-другому - революционер, противник существующего общественного порядка, где никто не может иметь собственного мнения - "Разовьют в себе нервную систему до раздражения. ну, равновесие и нарушено". Базаров настаивает на неограниченной духовной свободе личности, где каждый может открыто говорить обо всем, (х. обо всем? о чем? ошибка в употреблении однородных членов предл.) не скрывать собственного мнения и не боятся того, как о нем думают другие. Нужно поощрятЬ (пропущен мягкий знак) прогресс, а не "Щегольство какое в деревне, подумаешь!" Для Евгения это уже "Архаическое явление!"

Кто из отечественных писателей обращался к теме отцов и детей и в чем их пози­ция созвучна проблематике тургеневского романа?

К теме отцов и детей обращались многие отечественные писатели, такие как, например, Грибоедов в своей пьесе "Горе от ума". Как и в романе Тургенева "Отцы и дети", одной из главных тем в комедии "Горе от ума" является общественная тема, тема (зачем масло масляное? нужно: общественная тема "лишнего человека", а не "общественная тема, тема..) "лишнего человека". Чацкий, как и Евгений Базаров, человек вольнодумный, духовно развитый и независимый от мнения общества, а поэтому "лишний" в "фамусовском обществе". ( фамусовское общество без ковычек) -> новый абзац !! -> Так же, в пьесе Островского "Гроза", Катерина, (запятая не нужна после слова Катерина, ибо смысл совершенно другой получается) свободолюбивая личность, "луч света в темном царстве", (исправляю: также, Катерина считается "лучом света в темном царстве", свободолюбивой личностью..) она пытается противостоятЬ (пропущен мягкий знак) Кабанихе, А ТАКЖЕ всему жестокому обществу, мечтая взлететь, как птица. новый абзац (это ВЫВОД) -> Базаров, Чацкий и Катерина - состоявшиеся, сильные и яркие личности, противостоящие "паутине общества". - комментарий к этому тексту:
не забывайте новые абзацы между "к теме отцов обращались. *названия*" следующий абзац - перечисление. вывод - тоже следующий абзац.

________________________________________________
(, ) - недостающие запятые ,поставленные администрацией.
Также, некоторые запятые удалены. Ошибки исправлены. СМ. правила.

Чем объясняется базаровская ирония по отношению к представителям старшего поколения?

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

— А чудаковат у тебя дядя, — говорил Аркадию Базаров, сидя в халате возле его постели и насасывая короткую трубочку. — Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!

— Да ведь ты не знаешь, — ответил Аркадий, — ведь он львом был в свое время. Я когда-нибудь расскажу тебе его историю. Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам.

— Да, вот что! По старой, значит, памяти. Пленять-то здесь, жаль, некого. Я все смотрел: этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит. Аркадий Николаич, ведь это смешно?

— Пожалуй; только он, право, хороший человек.

— Архаическое явление! А отец у тебя славный малый. Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он добряк.

— Отец у меня золотой человек.

— Заметил ли ты, что он робеет?

Аркадий качнул головою, как будто он сам не робел.

— Удивительное дело, — продолжал Базаров, — эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения. ну, равновесие и нарушено. Однако прощай! В моей комнате английский рукомойник, а дверь не запирается. Все-таки это поощрять надо — английские рукомойники, то есть прогресс!

Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постеле, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки. Аркадий вспомнил Егоровну, и вздохнул, и пожелал ей царствия небесного. О себе он не молился.

И он и Базаров заснули скоро, но другие лица в доме долго еще не спали. Возвращение сына взволновало Николая Петровича. Он лег в постель, но не загасил свечки и, подперши рукою голову, думал долгие думы. Брат его сидел далеко за полночь в своем кабинете, на широком гамбсовом кресле, перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь. Павел Петрович не разделся, только китайские красные туфли без задков сменили на его ногах лаковые полусапожки. Он держал в руках последний нумер Galignani, но он не читал; он глядел пристально в камин, где, то замирая, то вспыхивая, вздрагивало голубоватое пламя. Бог знает, где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними воспоминаниями.


Нам казалось, что конфликт этот неизбежен. Рано или поздно он коснется всех. Сейчас считаем, что конфликт можно разрешить, главное захотеть это сделать. Иногда обида и непонимание стоят на первом месте взаимоотношений и их просто нельзя сдвинуть на второй план. Но стоит попробовать на первый план выдвинуть прощение и принятие другого, тем более что речь идет о близких и родных людях.

Подводя итог, можно сказать, что не нужно быть гордым и спесивым. Надо идти на уступки, ценить заботу, либо однажды станет слишком поздно найти точки понимания.

Сложно не согласиться с авторской подачей текста: старшие пытаются навязать своё мнение, традиции. Но у них уже был шанс изменить и создать своё общество и пора уступить молодым и дать им попытку внести что-то новое и сделать мир лучше.


Пример сочинения 2

Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых. Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием.

Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне.

Павел Петрович всегда безупречен и элегантен. Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения.

Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей. Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”. Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”.

От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция. При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает.

“Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами… Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Базаров похоронен в этой могиле… К ней… приходят два уже дряхлых старичка…”

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.

Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав.

Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение. Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.

Пример сочинения 3

Базарову были ненавистны идеи дворян, он презирал их общество, был яростным борцом За новое демократическое будущее. Евгений отрицает красоту, искусство, любовь. Павел Петрович происхождением и воспитанием отличается от Базарова. Он сын генерала, блестящий офицер, светский лев. Вся жизнь его была посвящена борьбе за прекрасную женщину. С первой минуты Павел Петрович возненавидел Базарова и в спорах с ним пришел к выводу, что Евгений — гордец, нахал, циник. Истинная же причина ненависти была в том, что Базаров попросту перечеркивал его жизнь. Павел Петрович, уездный аристократ, полагал, что ведет он жизнь благоразумную и достойную. А с точки зрения Базарова, жизнь эта была пустой и никчемной. Столкновение этих героев оказалось неизбежным.

Тема романа актуальна во все времена, не изжила она себя и в наше время. Молодое поколение, шагнув на такую ступень развития, когда может самостоятельно оценивать события, происходящие вокруг, когда может делать самостоятельные выводы и когда может изменять что-то в жизни, перечеркивает и отрицает сделанное старшим поколением. Старшие теряют авторитет и власть над молодыми, но не хотят этого признавать. Конфликт вечен.

Пример сочинения 4

Конфликт Аркадия с его отцом и дядей разрешается, когда молодой человек выходит из-под влияния Базарова. Аркадий похож на отца, поэтому повторяет его жизненный сценарий и легко выбирает те же ценности – семейно-родовые отношения, дом и хозяйство, любовь как высший смысл жизни. Поэтому Базаров одинок в противостоянии поколений.

Читайте также: