Сочинение и изложение огэ русский
Обновлено: 02.07.2024
Критерии оценивания ОГЭ 2022 по русскому языку с таблицами баллов от ФИПИ представлены в демоверсии.
Критерии оценивания выполнения задания 1
№ | Критерии оценивания сжатого изложения | Баллы |
ИК1 | Содержание изложения | |
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, приведённые в таблице* | 2 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему | 1 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы | 0 | |
ИК2 | Сжатие исходного текста | |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста | 3 | |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия двух микротем текста | 2 | |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия одной микротемы текста | 1 | |
Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста | 0 | |
ИК3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 | 7 |
Часть 2
За верное выполнение каждого задания части 2 экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Часть 3
Критерии оценивания выполнения задания 9
Критерии оценивания выполнения задания 9.1
Ответ на задание 9.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1) | Баллы |
С1К1 | Наличие обоснованного ответа | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет | 2 | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса | 1 | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне | 0 | |
С1К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте | 3 | |
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте, или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте | 2 | |
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте | 1 | |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста | 0 | |
С1К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
С1К4 | Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста | 1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 | 9 |
Внимание! Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям (С1К1–С1К4; ГК1–ГК4, ФК1).
Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 9.1 выполняемого варианта, по всем критериям оценивается 0 баллов.
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 5).
Критерии оценивания выполнения задания 9.2
Ответ на задание 9.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.2) | Баллы |
С2К1 | Понимание смысла фрагмента текста | |
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет | 2 | |
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации | 1 | |
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует | 0 | |
С2К2 | Наличие примеров-иллюстраций | |
Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента | 3 | |
Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента | 2 | |
Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста | 1 | |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера- иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть | 0 | |
С2К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
С2К4 | Композиционная стройность | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста | 1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4 | 9 |
Внимание! Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям (С2К1–С2К4; ГК1–ГК4, ФК1).
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 5).
Критерии оценивания выполнения задания 9.3
Ответ на задание 9.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.3) | Баллы |
С3К1 | Толкование значения слова | |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его | 2 | |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его | 1 | |
Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует | 0 | |
С3К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста | 3 | |
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста | 2 | |
Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта | 1 | |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента | 0 | |
С3К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
С3К4 | Композиционная стройность | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста | 1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 | 9 |
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С3К1–С3К4; ГК1–ГК4, ФК1).
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 5).
№ | Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого | Баллы |
ГК1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки | 2 | |
Допущено две-три ошибки | 1 | |
Допущено четыре и более ошибки | 0 | |
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | 0 | |
ГК3 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка | 2 | |
Допущены две ошибки | 1 | |
Допущено три и более ошибки | 0 | |
ГК4 | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | 0 | |
ФК1 | Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет | 2 | |
Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов | 1 | |
Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 | 10 |
При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения. Указанные в таблице 5 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено больше 1 балла: ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка; ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка; ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет; ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Если участник экзамена выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 7;
– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше); – если в работе менее 70 слов, такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Максимальное количество первичных баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 33.
Задание 1 № 4835
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.
Командовать и управлять людьми — это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.
(по Михаилу Литвиновичу Литваку)
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.
Задание 1 № 4836
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема — это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.
Другая крайность — чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.
Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.
(По Ю. М. Нагибину)
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.
1 | Воспитание настоящего человека всегда вызывает сложность. Самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании детей, и как следствие этого возникновение проблем в будущем у этого ребенка |
2 | Чрезмерная опека ребенка родителями – следствие ослабления семейного начала. Родители недодают ребенку душевного тепла, заменяя душевный долг мелочной опекой. |
3 | Мир изменяется. Ребенок приобретает рано цинизм и неверие в бескорыстие, если родители переложили основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации. Жизнь такого ребенка обедняется. |
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант BBAFC9, Открытый банк ФИПИ, блок B1EF9E, вариант РЕШУ №4, Открытый банк ФИПИ, блок B2CD98, вариант РЕШУ №5, Открытый банк ФИПИ, блок F36076, вариант РЕШУ №6, Открытый банк ФИПИ, блок 3C3A39, вариант РЕШУ № 8
Задание 1 № 4837
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня — изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время — цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.
Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.
Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.
1 | Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Встречи друзей становятся редкими. |
2 | Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место где-либо. |
3 | Такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу. |
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 358B85, Открытый банк ФИПИ, вариант CA569A, Открытый банк ФИПИ, вариант D91FF6, Открытый банк ФИПИ, вариант 61AF1A, Открытый банк ФИПИ, вариант 8B6F2B, Открытый банк ФИПИ, вариант 2A5BCC
Чтобы эффективно подготовиться к ОГЭ по русскому языку в 9-м классе, нужно знать структуру — части ОГЭ и задания, а также обратить внимание на критерии оценивания. Рассказываем обо всём подробно.
Структура ОГЭ по русскому языку
ОГЭ по русскому языку состоит из трёх частей:
- первая часть — задание с развёрнутым ответом: сжатое изложение. 45–60 минут;
- вторая часть — 7 заданий с кратким ответом: тест. 40–60 минут;
- третья часть — задание с развёрнутым ответом: сочинение на основе предложенного текста. 1,5–2 часа.
Определите свой уровень знаний, чтобы максимально эффективно подготовиться к экзамену
Экзамен длится 235 минут.
Основные задания экзамена
Задание 1. Изложение
Текст из 150–170 слов нужно прослушать, а затем письменно восстановить его сжато, оставив ключевую информацию и исключив второстепенную. Текст должен быть небольшим по объёму, но не бедным по содержанию.
Задания 2–8. Тест
В тест входят семь заданий с кратким ответом. В некоторых нужно выбрать один вариант ответа, в других — несколько (от двух до четырёх), а также предлагается записать либо цифры, либо слова.
Задание 2. Грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, виды односоставных предложений, второстепенные члены предложения, однородные члены, обособленные члены, вводные конструкции, ССП, СПП, типы придаточных, типы подчинения придаточных, БСП.
Задание 3. Постановка запятой, двоеточия, тире, кавычек.
Задание 4. Типы связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Трансформация словосочетания из одного типа в другой.
Задание 5. Гласные и согласные в корне: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся. Гласные после шипящих, И и Ы после приставок. Правописание суффиксов разных частей речи, правописание Н/НН. Окончания существительных и глаголов. Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных и служебных частей речи. Падежная форма существительного в сочетании с производным предлогом. Правописание наречий. Мягкий знак.
Задание 6. Анализ текста. Фактическая информация текста.
Задание 7. Средства выразительности: метафора, эпитет, олицетворение, фразеологизм, сравнение, противопоставление, слова разговорного стиля.
Задание 8. Лексическое значение слова, синонимы, антонимы, просторечная и устаревшая лексика, книжный и разговорный стиль.
Задание 9. Сочинение
Задание третьей части выполняется на основе текста из тестового задания 6. Работу нужно написать по одной из тем на выбор: 9.1, 9.2 или 9.3.
Сочинение 9.1. Сочинение на лингвистическую тему.
Сочинение 9.2. Сочинение по фрагменту текста.
Сочинение 9.3. Сочинение по заданному понятию.
Критерии оценивания по ФИПИ
Изложение
Объём сжатого изложения не менее 70 слов, но и не более 100. Здесь вы должны передать все три микротемы, поместить каждую в отдельный абзац и применить в каждом абзаце какой-нибудь способ сжатия. Максимальное количество баллов за сжатое изложение — 7.
Изложение оценивается по следующим критериям:
— Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы — 2 балла.
— Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему — 1 балл.
— Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы — 0 баллов.
— Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста — 3 балла.
— Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия двух микротем текста — 2 балла.
— Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия одной микротемы текста — 1 балл.
— Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста — 0 баллов.
- Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста — 2 балла.
— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста — 1 балл.
— В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста — 0 баллов.
Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл. Если ответ неверный или отсутствует — 0 баллов. За частично верные ответы баллы не начисляются.
Сочинения 9.1–9.3
Объём — не менее 70 слов.
Ваша задача — правильно объяснить цитату, доказать своё мнение двумя примерами-аргументами из текста, указав роль этого примера, и сохранить структуру сочинения-рассуждения. Максимальное количество баллов за сочинение — 9.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:
- Наличие обоснованного ответа
— Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет — 2 балла.
— Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса — 1 балл.
— Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания или тезис доказан на бытовом уровне — 0 баллов.
— Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте — 3 балла.
— Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте — 2 балла.
— Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте — 1 балл.
— Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста — 0 баллов.
- Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста — 2 балла.
— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста — 1 балл.
— В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста — 0 баллов.
— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет — 2 балла.
— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста — 1 балл.
— В работе допущено две и более ошибки в построении текста — 0 баллов.
Ваша задача — правильно объяснить смысл фрагмента текста, привести два примера из текста, доказывающих ваше объяснение, и сохранить структуру сочинения-рассуждения. Максимальное количество баллов за это сочинение — 9.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста:
— Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет — 2 балла.
— Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации — 1 балл.
— Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует — 0 баллов.
— Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента — 3 балла.
— Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента — 2 балла.
— Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста — 1 балл.
— Экзаменуемый не привёл ни одного примера-иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть — 0 баллов.
- Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста — 2 балла.
— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста — 1 балл.
— В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста — 0 баллов.
— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет — 2 балла.
— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста — 1 балл.
— В работе допущено две и более ошибки в построении текста — 0 баллов.
Ваша задача — правильно объяснить слово, привести два примера из текста или из текста и из жизни, доказывающих ваше объяснение, и сохранить структуру сочинения-рассуждения. Максимальное количество баллов за сочинение — 9.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста:
— Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его — 2 балла.
— Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его — 1 балл.
— Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует — 0 баллов.
— Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а другой — из жизненного опыта или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста — 3 балла.
— Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста — 2 балла.
— Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта — 1 балл.
— Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента — 0 баллов.
- Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста — 2 балла.
— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста — 1 балл.
— В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста — 0 баллов.
— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет — 2 балла.
— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста — 1 балл.
— В работе допущено две и более ошибки в построении текста — 0 баллов.
Как оценивается грамматика
Количество ошибок в грамматике считают по изложению и сочинению вместе, то есть минимум за 140 слов. Если слов получилось меньше, то максимальная оценка по каждому критерию — 1 балл. Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по грамматике — 10.
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого:
- Соблюдение орфографических норм
— Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки — 2 балла.
— Допущены две-три ошибки — 1 балл.
— Допущено четыре и более ошибки — 0 баллов.
— Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок — 2 балла.
— Допущены три-четыре ошибки — 1 балл.
— Допущено пять и более ошибок — 0 баллов.
— Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка — 2 балла.
— Допущены две ошибки — 1 балл.
— Допущено три и более ошибки — 0 баллов.
— Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок — 2 балла.
— Допущены три-четыре ошибки — 1 балл.
— Допущено пять и более ошибок — 0 баллов.
- Фактическая точность письменной речи
— Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет — 2 балла.
— Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов — 1 балл.
— Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов — 0 баллов.
Баллы за ОГЭ по русскому
Максимальное количество баллов за изложение — 7 баллов.
За тест — 7 баллов.
За сочинение — 9 баллов.
Грамматика (оценивается изложение + сочинение) — 10 баллов.
Максимальное количество первичных баллов за весь экзамен — 33 балла.
Первичные баллы | Оценка | Примечание |
---|---|---|
0–14 баллов | 2 | |
15–22 балла | 3 | |
23–28 баллов | 4 | Из них не менее 4 баллов за грамотность. Если по этим критериям выпускник набрал менее 4 баллов, выставляется отметка 3. |
29–33 балла | 5 | Из них не менее 6 баллов за грамотность. Если по этим критериям выпускник набрал менее 6 баллов, выставляется отметка 4. |
Изображение на обложке: Julia Packan / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Творческие задания, которые представлены в КИМах сжатым изложением и сочинением-рассуждением, приносят большую часть баллов. Чтобы написать работы максимально правильно, нужно знать, за что они начисляются. Мы думаем о вашем успехе на экзамене, поэтому систематизировали эту информацию в данной статье.
Критерии оценивания сжатого изложения
Изложение пишется на основе прослушанной аудиозаписи текста и оценивается по 3 критериям. Оно дает выпускнику 7 баллов.
ИК 1 – содержательная сторона:
- 2 б. – ни одна микротема не потеряна (а их в тексте три);
- 1 б. — одна мысль упущена, или добавлена отсутствующая в тексте мысль;
- 0 б. – отклонение в содержании на 2 и более микротемы.
ИК 2 – компрессия текста:
- 3 б. – при пересказе всех трёх микротем применены способы сжатия (любые);
- 2 б. – сжатие лишь двух микротем;
- 1 б. – компрессия применена для одного абзаца;
- 0 б. – при написании сжатие не применялось.
ИК 3 – логическая взаимосвязь структурных элементов:
- 2 б. – текст правильно разделён на абзацы, мысли сформулированы логически верно;
- 1 б. – одно из возможных нарушений в логике, абзацном делении и расположении мыслей;
- 0 б. – более одной смысловой ошибки.
Критерии оценивания сочинения
Данный вид работы может принести выпускнику 9 баллов. Поэтому к подготовке советуем отнестись серьёзно.
Сочинение 9.1
С1К1 – верное толкование предложенного тезиса:
- 2 б. – дан чёткий обоснованный ответ без фактического нарушения;
- 1 б. – ответ дан верно, но есть одна ошибка в понимании утверждения;
- 0 б. – тезис не доказан или доказан примитивно, или допущено более одной ошибки в осмыслении высказывания, или рассуждение не соответствует заданию.
С1К2 – аргументированность тезиса:
- 3 б. – верно приведено два примера из текста с указанием их роли;
- 2 б. – приведено два примера, но о их роли ничего не сказано, или приведено два примера с указанием роли лишь одного, или приведён один пример с пояснением;
- 1 б. – приведён один аргумент без комментария;
- 0 б. – примеры отсутствуют, или доказательная часть написана без опоры на анализируемый текст.
С1К3 – смысловое и логическое оформление работы:
- 2 б. – каждая мысль начинается с нового абзаца (всего их 4), нет нарушения логики повествования;
- 1 б. – присутствие в работе одной логической ошибки и одно неверное деление на абзацы при смысловой цельности работы;
- 0 б. – в работе больше двух ошибок и/или два неверных абзацных деления.
С1К4 – композиционное оформление работы:
- 2 б. – все композиционные части присутствуют в тексте работы;
- 1 б. – допускается одно отклонение от нормы;
- 0 б. – композиционных нарушений больше двух.
Важно!
Выбирая этот вид сочинения, вы должны понимать, что для работы над ним требуется хорошее знание лингвистических терминов. При этом нужно знать не только их значение, но и роль в предложении. Допустим, в здании говорится об эпитетах. Во-первых, нужно вспомнить, что это такое. Во-вторых, найти минимум два примера в анализируемом отрывке. В-третьих, указать на их роль в предложении и в тексте.
При подготовке к этому виду рассуждения желательно завести словарик. Проанализировав открытый банк заданий, вы поймете, какие термины нужно выучить. Выпишите их в словарик и своими словами поясните значение данных терминов. Обязательно дополните запись парой примеров. Это поможет быстрее вспомнить значение слова. Особенно важны примеры для пунктуационных и лексических понятий.
Сочинение 9.2
С2К1 – верно понят смысл высказывания:
- 2 б. – тезис пояснён верно;
- 1 б. – неточности в объяснении высказывания;
- 0 б. – объяснение смысла высказывания неверно, или допущено две фактические ошибки, или объяснения нет.
С2К2 – аргументация тезиса:
- 3 б. – два примера взяты из прочитанного текста;
- 2 б. – доказательство подтверждено одним примером из текста;
- 1 б. – текст не является опорой при рассуждении;
- 0 б. – примеров, подтверждающих тезис, нет.
С2К3 – логичность и последовательность мысли:
- 2 б. – работа безошибочна с точки зрения логики;
- 1 б. – присутствует одна логическая ошибка или одно нарушение в делении на абзацы;
- 0 б. – допущено больше одной логической ошибки и/или больше двух ошибок в абзацном членении.
С2К4 – композиция работы:
- 2 б. – работа оформлена композиционно верно;
- 1 б. – допущена одна ошибка в композиции;
- 0 б. – более одной ошибки.
Сочинение 9.3
С3К1 – разъяснение значения слова:
- 2 б. – дано верное толкование слова и комментарий;
- 1 б. – слово истолковано правильно, но не пояснено;
- 0 б. – определение слова неверно.
- 3 б. – присутствуют аргументы (два) из предложенного для анализа текста / или один из текста, а второй из жизни;
- 2 б. – рассуждение подкрепляется одним примером из текста;
- 1 б. – текст не привлекался, но есть два аргумента из жизни;
- 0 б. – рассуждение бездоказательно.
С3К3 – логика работы:
- 2 б. – полное отсутствие ошибок;
- 1 б. – одна ошибка в делении на абзацы и/или один смысловой недочет;
- 0 б. – две и более ошибки в оформлении мыслей.
С3К4 – композиция работы:
- 2 б. – нет ошибок;
- 1 б. – можно ошибиться один раз;
- 0 б. – две и более ошибки композиционного характера.
Важно!
На морально-нравственную тему писать многим выпускникам легче. Для этого не нужны определенные знания. Порой бывает достаточно жизненного опыта. Ведь все мы встречаемся с предательством, завистью, проявляем отзывчивость, или заводим друзей. В задании представлены те понятия, которые являются неотъемлемой часть жизни человека.
При объяснении значения слова не пытайтесь воспроизвести словарную статью. Пишите, полагаясь на свой внутренний голос. Пропустите понятие через себя, прочувствуйте то, о чем пишете. Вам нужно не продемонстрировать знание лексического значения слова, а умение понимать смысл общеизвестных понятий морали и нравственности.
Критерии оценивания грамотности
Эти критерии являются общими для задания 1 и 9. При подсчёте ошибок учитываются слова в сочинении и в изложении. Если в сумме за две работы нет 140 слов, то максимум, что вы можете получить – это 5 баллов вместо 10. Если же слов меньше 70, то по критериям грамотности вы ничего не получите. Ниже представлена таблица с соотношением допущенных ошибок и баллов:
Критерий | ГК1 — орфография | ГК2 — пунктуация | ГК3 — грамматика | ГК4 — речь | ФК1 – факты | ||||||||||
Количество ошибок | 0-1 | 2-3 | 4-… | 0-2 | 3-4 | 5-… | 0-1 | 2 | 3-… | 0-2 | 3-4 | 5-… | 0 | 1 | 2-… |
Балл | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 |
Теперь вы вооружены полностью. Мы желаем вам успешного результата на экзамене. Если остались вопросы, пишите их в комментариях в данной статье. С удовольствием удовлетворим ваши потребности в информации!
Читайте также:
- Чтобы стать мужчиной мало им родиться сочинение
- Сочинение про русские народные костюмы на английском
- Зачем я жил для какой цели я родился печорин сочинение
- Когда прозвенел звонок ученики все еще писали сочинение
- Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете финал данного текста так я и не успел