Сочинение и бессоюзная связь и

Обновлено: 03.07.2024

В письменной речи достаточно часто представлены сложные предложения с разными видами связи: с сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием; бессоюзием и подчинением и т.д. Однако, как правило, один из видов связи (сочинение, бессоюзие) является ведущим, основным.

Поэтому при анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой последовательностью:

  1. Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного.
  2. Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.
  3. Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.
  4. Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.
  5. На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).
  6. Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.
  7. Установите отношения внутри каждого блока.
  8. Постройте горизонтальную схему сложного предложения.
  9. Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.

Особенно понравилась Клервиллю та барышня с которой его посадили она была такова какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

В этом предложении можно выделить 4 грамматические основы: 1) барышня понравилась ; 2) посадили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) она была такова ; 4) девушка должна была быть какой . Следовательно, данное сложное предложение состоит из четырёх простых предложений:

1) особенно понравилась Клервиллю та барышня ;
2) с которой его посадили ;
3) она была такова ;
4) какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции.

Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:

Особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1 с которой его посадили / 2 она была такова / 3 какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции / 4 .

Предложения 2 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзные слова с которой, какой . Предложения 1 и 3 сочинительных или подчинительных средств связи не имеют.

Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:

а) 1→2: особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1 , с которой его посадили / 2 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 1 – главное, а предложение 2 – придаточное;

б) 3→4: она была такова / 3 , какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции / 4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;

в) 1:3: особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1 : она была такова / 3 – это бессоюзное предложение, отношения причинные, между частями можно вставить союз потому что .

Вертикальная схема сложного предложения:

[сущ. + ук. сл.] 1 : [мест.-сказ.] 3
опред. ↓ ↓ сказ.
(с которой – союз. сл.) 2 (какой – союз. сл.) 4

Следовательно, это сложное предложение с бессоюзием и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 3, связанные бессоюзной связью. Значит, центральная связь бессоюзная. Иными словами, это бессоюзное предложение с подчинением.

Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 3. Каждое из этих предложений имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной бессоюзной связью выделяются два блока: I блок составляют предложения 1 и 2; II блок – предложения 3 и 4.

I блок (предложения 1 и 2) – это сложноподчинённое предложение, где первое – главное, второе – придаточное определительное, которое относится к подлежащему девушка, выраженному существительным; средства связи – союзное слово с которой и указательное слово та ; придаточное стоит после главного.

II блок (предложения 3 и 4) – это сложноподчинённое предложение, где третье – главное, четвёртое – придаточное сказуемное, которое относится к местоимению-сказуемому такова; средство связи – союзное слово какой ; придаточное стоит после главного.

Горизонтальная схема предложения:

[сущ. + ук. сл.] 1 , (с которой – союз. сл.) 2 : [мест.-сказ.] 3 , (какой – союз. сл.) 4 .

Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:

Особенно понравилась Клервиллю та барышня, с которой его посадили: она была такова, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

Мальчик был добрый но только калачнику всегда говорили что с Селиваном требуется осторожность потому что у него на лице была красная метинка а это даром не ставится (Лесков).

В этом предложении можно выделить 5 грамматических основ: 1) мальчик был добрый ; 2) говорили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) осторожность требуется ; 4) метинка была ; 5) это не ставится .

Следовательно, данное сложное предложение состоит из пяти простых предложений:

1) мальчик был добрый ;
2) только калачнику всегда говорили ;
3) что с Селиваном требуется осторожность ;
4) потому что у него на лице была красная метинка ;
5) это даром не ставится .

Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:

Мальчик был добрый / 1 но только калачнику всегда говорили / 2 что с Селиваном требуется осторожность / 3 потому что у него на лице была красная метинка / 4 а это даром не ставится / 5 .

Предложения 3 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзы что, потому что . Перед предложениями 2 и 5 стоят сочинительные союзы но, а . Предложение 1 сочинительных и подчинительных средств связи не имеет.

Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:

а) 1–2: Мальчик был добрый / 1 , но только калачнику всегда говорили / 2 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз но ;

б) 2→3: только калачнику всегда говорили / 2 , что с Селиваном требуется осторожность / 3 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 2 – главное, а предложение 3 – придаточное;

в) 3→4: с Селиваном требуется осторожность / 3 , потому что у него на лице была красная метинка / 4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;

г) 4–5: у него на лице была красная метинка / 4 , а это даром не ставится / 5 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а ;

д) 3→5. Поскольку предложение 4 является придаточным (имеет в своём составе союз потому что), то и предложение 5 является придаточным с опущенным союзом, но этот союз можно восстановить. Предложение 5 связано с тем же главным, что и предложение 4 (с Селиваном требуется осторожность / 3 , потому что это даром не ставится / 5 ).

Вертикальная схема сложного предложения:

[ ] 1 , но [ гл.] 2
доп. ↓
(что – союз) 3
прич. ↓
(потому что – союз. сл.) 4 , а ( – ) 5

Следовательно, это сложное предложение с сочинением и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 2, связанные сочинительным противительным союзом но . Значит, центральная связь сочинительная. Иными совами, это сложносочинённое предложение с подчинением.

Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 2. Предложение 2 имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной сочинительной связью выделяются два блока: I блок представлен одним простым предложением (предложение 1). II блок (предложения 2, 3, 4, 5) – это сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

II блок (предложения 2, 3, 4 и 5) – это сложноподчинённое предложение, где второе – главное, остальные – придаточные. Придаточные связаны с главным последовательно (предложения 3 и 4; 3 и 5) и однородно (предложения 4 и 5).

I придаточное (предложение 3) – дополнительное, относится к сказуемому говорили, выраженному глаголом, в главном предложении (предложение 2); средство связи – союз что ; придаточное стоит после главного.

II придаточное (предложение 4) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что ; придаточное стоит после главного

III придаточное (предложение 5) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что опущен; придаточное стоит после главного.

II и III придаточные – однородные, связаны между собой противительным союзом а .

Горизонтальная схема предложения:

[ ] 1 , но [ гл.] 2 , (что – союз) 3 , (потому что – союз) 4 , а ( – ) 5 .

Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:

Мальчик был добрый, но только калачнику всегда говорили, что с Селиваном требуется осторожность, потому что у него на лице была красная метинка, а это даром не ставится (Лесков).

Как и в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, в сложных предложениях с разными видами связи могут оказаться рядом два союза (сочинительный и подчинительный) или сочинительный союз и союзное слово, принадлежащие к разным предложениям. Учтите, что сочинительный союз может стоять не перед тем простым предложением, к которому относится!

По общим правилам два союза (союз и союзное слово), принадлежащие разным простым предложениям, должны разделяться запятой (в этом случае предложение со вторым союзом или союзным словом можно изъять, не изменяя общей структуры сложного предложения).

Солнце било в окно, / 1 и , / когда он поднял голову, / 2 ему пришлось зажмуриться / 3 .

Горизонтальная схема: [ ] 1 , и, (когда – союз) 2 , [ ] 3 .

Вертикальная схема: [ ] 1 , и [ ] 3 .
врем. ↓
(когда – союз) 2

Ср.: Солнце било в окно, / 1 и , / когда он поднял голову, / 2 ему пришлось зажмуриться / 3 . – Солнце било в окно, и ему пришлось зажмуриться.

В том случае, когда предложение со вторым союзом или союзным словом нельзя изъять из предложения, не изменив общей структуры сложного предложения, запятая между союзами или союзом и союзным словом не ставится. В этом случае далее должна стоять вторая часть двойного союза – то, так, но .

Ср.: Солнце било в окно, и когда он поднял голову, то ему пришлось зажмурить глаза. – Солнце било в окно, и. то ему пришлось зажмурить глаза.

План разбора сложного предложения с разными видами связи

  1. Назвать тип предложения и число простых предложений в составе сложного.
  2. Указать, какими видами связи связаны простые предложения в составе сложного (сочинение, подчинение, бессоюзие).
  3. Назвать центральный тип связи. Указать, какие предложения непосредственно связаны этим типом связи. Разобрать эту пару как сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное бессоюзное предложение.
  4. Указать блоки внутри сложного предложения и дать им характеристику.
  5. Разобрать пары непосредственно связанных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые, сложные бессоюзные предложения).
  6. При полном анализе – дать полную характеристику простых предложений в составе сложного.

Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, а так как умение рассказывать даётся не всякому, то к рассказам с художественной стороны не придирались (Лесков).

Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, / 1 а / так как умение рассказывать даётся не всякому, / 2 то к рассказам с художественной стороны не придирались / 3 .

Предложение сложное, состоит из трёх простых, с разными связями (сочинение и подчинение).

Центральная связь – сочинительная, она связывает непосредственно предложения 1 и 3: каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, / 1 а. то к рассказам с художественной стороны не придирались / 3 . Это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а .

Сочинительная связь связывает два блока.

I блок представлен предложением 1.

II блок (предложения 2 и 3) представляет собой сложноподчинённое предложение; предложение 3 – главное, предложение 2 – придаточное причины; придаточное относится ко всему главному; средство связи – двойной союз так как. то ; придаточное стоит перед главным.

Союзы а и так как относятся к разным простым предложениям, но не разделяются запятой, поскольку далее следует вторая часть двойного причинного союза так как. то ; придаточное нельзя изъять, не изменив структуры сложного предложения в целом.

Горизонтальная схема: [ ] 1 , а (так как – с.) 2 , [то ] 3 .

Вертикальная схема: [ ] 1 , а [ ] 3 .
прич. ↓
(так как. то – союз) 2

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

1) [Печален я]: [со мною друга Нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

В сложном предложении могут быть предложения с различными вариантами

Союзной и бессоюзной связи.

Сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

Подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схема этого предложения: (на квадратик не обращайте внимания, там было лишнее)

Запишите предложения, подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложений и графически (там, где это возможно) объясните знаки препинания.

1) Солнце закатилось и ночь последовала за ним сразу же как это обыкновенно бывает на юге.

2) Когда он проснулся уже всходило солнце курган заслонял его собою а оно стараясь брызнуть светом на мир напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом.

3) Уже давно село солнце но еще лес не успел стихнуть горлинки журчали вблизи кукушка куковала в отдаленье.

4) Борьба есть важнейшее условие жизни она умирает когда кончается борьба.

5) В следующий раз когда раздался звонок телефона мама ответила на него но услышала лишь голос робота сообщавшего о том что у нее просрочен кредит.

6) Небо резко потемнело послышался отдаленный раскат и стена дождя накрыла землю прибивая пыль и смывая городской смог.

7) Луна что поднялась над грядой была не сразу замечена нами дымка скрадывала ее сияние которое обычно растекалось ровным светом.

Сложные предложения с разными видами связи строятся из ряда простых предложений, объединенных по смыслу и интонационно. Связываются они знаками препинания (запятыми, тире, двоеточиями) или союзами. Отдельные предложения могут объединяться в блоки, которые могут быть как равнозначными, так и зависеть одна от другой. В первом случае это будут сложносочиненные предложения, во втором — сложноподчиненные.

Структурно они могут иметь любое количество предложений, как простых, так и сложноподчинённых. Связь, объединяющая синтаксические единицы между собой, может быть всех трёх видов одновременно:

сочинительная используются соединительные, разделительные, противительные союзы и союзные слова
подчинительная подчинительные союзы всех значений
бессоюзная союзы отсутствуют

Для предложений подобного типа характерна блочная структура с сочинительной или бессоюзной связью между смысловыми частями. Каждая из них – это или синтаксические единицы с одной или двумя основами, объединёнными подчинительной связью.

Знать законы группирования простых предложений в сложные синтаксические единицы важно для понимания их смысла и выделения на письме пунктуацией.

Структура сложных предложений с разными видами связи

Взаимосвязь между отдельными частями сложной синтаксической конструкции обычно строится на создании блоков между парой или больше предложений. Между собой они вступают в сочинительные или подчинительные отношения, связь обеспечивают знаки препинания или союзы. Виды отношений многообразны, каждый случай требует внимательного изучения.

Рассмотрим примерные варианты:

Между простыми синтаксическими конструкциями в составе сложного предложения допустимы любые варианты союзных и бессоюзных типа.

Возможны 4 варианта отношений:

Солнечный диск едва показался из-за горизонта, и петухи дружно запели по станице, как будто кто-то подал им команду.

(И – сочинительный союз, как будто – подчинительный союз.)

сочинение и подчинение - схема

Уже давно наступил полдень, но подводы с продуктами всё не было – кормить крестьян, похоже, никто не собирался.

(а – сочинительный союз.)

сочинение и бессоюзная связь - схема

Когда путник вышел из леса, солнца уже не было; лес скрыл его окончательно.

(Когда – подчинительный союз.)

подчинение и бессоюзная связь - схема

  • сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

В лесу стояла тишина и только тихо поскрипывали деревья; они как бы переминались с ноги на ногу, верхушки при этом слегка соприкасались, так что вокруг царила сонная полутьма.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

сочинение, подчинение и бессоюзная связь - схема

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью допускается соседство сочинительных и подчинительный союзов.

Всю ночь лил проливной дождь, но, когда взошло солнце, он как по команде прекратился.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

схема - сочинение, подчинение и бессоюзная связь

Синтаксический разбор сложного предложения с разной видовой связью

Схема разбора предложений с разными видами связи:

  1. Определяем тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
  2. Характеризуем по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
  3. Устанавливаем (находим предикаты: подлежащее и сказуемое) количество простых предложений, выясняем границы.
  4. Определяем смысловые группы и способ связи среди пар (бессоюзная или сочинительная).
  5. Даём объяснение по строению каждого блока (выражен он простым или сложным предложением).
  6. Составляем схему предложения с выделением блоков.

Пунктуация в предложениях с разными видами связи

Обеспечить правильность постановки знаков препинания в сложных предложениях с подобными видами связи возможно. Достаточно выделить все простые предложения из общей конструкции. Выяснение типов связи между всеми синтаксическими единицами позволит расставить необходимые знаки препинания. Как правило, между ними ставят запятые, реже другие варианты: точка с запятой, двоеточие, тире.


Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить границы простых предложений, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи знаки препинания расставляются на общих основаниях!

Не изобразить словом то, что чувствовал я тогда: было на душе и восторженно, и жутко, а потом всё слилось в счастливую мысль.

Для правильного понимания смысла таких многочленных сложных предложений важно уметь устанавливать отношения между входящими в их состав предикативными частями. Анализируя СП РВС, пользуйтесь следующим способом работы:

Способ работы

3. Определите средства связи простых предложений в составе сложного (во всех случаях средством связи будет обязательно интонация, но при этом средством связи может быть союз или союзное слово). Если средством связи выступает союз или союзное слово, то это или сложноподчиненное, или сложносочиненное предложение, или сложное предложение с разными видами связи.

4. Охарактеризуйте средство связи. Если это сочинительный союз, то предложение сложносочиненное. Если подчинительный союз или союзное слово (местоимение в роли союза), то предложение сложноподчиненное. Если имеются разные виды связи, то это сложные синтаксические конструкции.

5. Если предложение простое, то находим грамматическую основу, а затем члены предложения, осложняющие его.

6. Определите, чем осложнена каждая часть.

При определении вида предложений (особенно сложных) необходимо строить схемы этих предложений. Это помогает избежать неверного определения особенностей их строения!

Как и в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, в сложных предложениях с разными видами связи могут оказаться рядом два союза (сочинительный и подчинительный) или сочинительный союз и союзное слово, принадлежащие к разным предложениям.

Учтите, что сочинительный союз может стоять не перед тем простым предложением, к которому относится!

По общим правилам два союза (союз и союзное слово), принадлежащие разным простым предложениям, должны разделяться запятой (в этом случае предложение со вторым союзом или союзным словом можно изъять, не изменяя общей структуры сложного предложения).

Солнце било в окно, /1 и, / когда он поднял голову, /2 ему пришлось зажмуриться /3.

[ ]1, и, (когда – союз)2, [ ]3.

Ср.: Солнце било в окно, /1 и, / когда он поднял голову, /2 ему пришлось зажмуриться /3. – Солнце било в окно, и ему пришлось зажмуриться, когда он поднял голову.

В том случае, когда предложение со вторым союзом или союзным словом нельзя изъять из предложения, не изменив общей структуры сложного предложения, запятая между союзами или союзом и союзным словом не ставится. В этом случае далее должна стоять вторая часть двойного союза – то, так, но.

Ср.: Солнце било в окно, и когда он поднял голову, то ему пришлось зажмурить глаза. – Солнце било в окно, и. то ему пришлось зажмурить глаза.

Запомните простое правило!

То – да, запятая – нет.

То –нет, запятая – да.

Основные выводы

1) Сложные многочленные предложения широко распространены в русском языке и состоят из 3 и более простых в составе сложного.

2) При всем многообразии сочетаний простых предложений в многочленных сложных предложениях комбинация в них видов связи ограничена следующими вариантами:

а) сочинительная и подчинительная;

б) сочинительная и бессоюзная;

в) подчинительная и бессоюзная;

г) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

План разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Назвать тип предложения и число простых предложений в составе сложного.

2. Указать, какими видами связи связаны простые предложения в составе сложного (сочинение, подчинение, бессоюзие).

3. Назвать центральный тип связи. Указать, какие предложения непосредственно связаны этим типом связи. Разобрать эту пару как сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное бессоюзное предложение.

4. Указать блоки внутри сложного предложения и дать им характеристику.

5. Разобрать пары непосредственно связанных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые, сложные бессоюзные предложения).

6. При полном анализе – дать полную характеристику простых предложений в составе сложного.

Образец разбора

Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, а так как умение рассказывать даётся не всякому, то к рассказам с художественной стороны не придирались (Лесков).

Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, / 1 а / так как умение рассказывать даётся не всякому, / 2 то к рассказам с художественной стороны не придирались / 3 .

Предложение сложное, состоит из трёх простых, с разными связями (сочинение и подчинение).

Ведущая связь – сочинительная, она связывает непосредственно предложения 1 и 3: каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, / 1 а. то к рассказам с художественной стороны не придирались / 3 . Это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а.

Сочинительная связь связывает два блока.

I блок представлен предложением 1.

II блок (предложения 2 и 3) представляет собой сложноподчинённое предложение; предложение 3 – главное, предложение 2 – придаточное причины; придаточное относится ко всему главному; средство связи – двойной союз так как. то; придаточное стоит перед главным.

Союзы а и так как относятся к разным простым предложениям, но не разделяются запятой, поскольку далее следует вторая часть двойного причинного союза так как. то; придаточное нельзя изъять, не изменив структуры сложного предложения в целом.

Необходимо повторить!

1. При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого придаточного предложения. При этом на стыке этих придаточных могут оказаться рядом два подчинительных союза или подчинительный союз и союзное слово.

Горничная была сирота, /1 которая, /2 чтобы кормиться, /3 должна была поступить в услужение /2 (Л. Толстой).

[ сущ. ]1, (которая – союз. сл., 2 (чтобы – союз . ),3 . )2.

Рядом стоят союзное слово которая и союз чтобы. Относятся они к разным придаточным предложениям: придаточное I степени – которая должна была поступить в услужение; придаточное II степени – чтобы кормиться. Придаточное II степени находится внутри придаточного I степени, причём придаточное II степени можно без ущерба изъять из сложного предложения или поставить после придаточного I степени:

ср.: Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение; Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение, чтобы кормиться. Между союзным словом которая и союзом чтобы, принадлежащим к разным придаточным, стоит запятая.

Таким образом, при стечении двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие второго придаточного не требует перестройки всего сложного предложения (в этом случае далее не следует вторая часть двойного союза – то, так, но).

Запятая на стыке двух подчинительных союзов (или союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе придаточное предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза – то, так, но).

Держу пари, /1 что /2 если вы передадите это герцогу, /3 то он останется здесь ещё на три дня /2 (Лесков).

[ сущ. ]1, (что – союз 2 (если – союз . ),3 то. )2.

2. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении

Запятая и точкой с запятой

Тире

Двоеточие

Предложение — это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью.

Грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.

Союз — служебная часть речи, с помощью которой связываются между собой простые предложения в составе сложного или однородные члены предложения.

а) сочинительные – связывают однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого предложения:

соединительные (имеют значение соединения): и, да (в значении и), ни – ни, и – и, не только – но и, как – так и, тоже, также:

Я не пришёл, и он не пришёл; Я не пришёл, он тоже не пришёл; Не только я не пришёл, но и он не пришел; Ни я не пришёл, ни он не пришёл;

противительные (имеют значение противопоставления) – а, но, зато, да (в значении но), однако (в значении но) и др.:

Не он, а я сделаю это; Говорил он тихо, но спокойно; Говорил он тихо, однако спокойно; Говорил он тихо, зато спокойно.

разделительные (имеют значение разделения) – или, либо, то – то, не то – не то, или – или и др.:

Или дождь идёт, или снег сыплет; То дождь идёт, то снег сыплет; Не то дождь идёт, не то снег сыплет.

б) подчинительные – связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения:

временные (указывают на время) – когда, пока, едва, лишь, лишь только, как только и др.:

Когда мы вернулись, было уже темно; Как только мы вернулись, пошёл дождь;

причинные (указывают на причину) – потому что, оттого что, так как, ибо и др.:

Мы остались дома, потому что пошёл дождь; Мы остались дома, так как пошёл дождь;

целевые (указывают на цель) – чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.:

Пришлось поспешить, чтоб не опоздать к ужину;

условные (указывают на условие) – если, раз и др.:

Если не хочешь опоздать, поспеши; Раз не хочешь опоздать, поспеши;

уступительные (указывают на противоречие одного события другому) – хотя; несмотря на то, что; пускай и др.:

Хотя было ещё темно, на улице было много народу; Пускай погода тёплая, всё равно можно простудиться;

сравнительные (указывают на сравнение) – как будто, словно, точно, как, будто, что (в значении как, будто) и др.:

Птица кричала протяжно, будто плакала;

следственные (указывают на следствие) – так что:

На поезд мы опоздали, так что ночь пришлось провести на вокзале;

изъяснительные (указывают на то, о чём говорят) – что, будто, чтобы и др.:

Я знал, что приехал не вовремя; Говорят, будто он собирался уехать в деревню; Я хочу, чтобы он остался дома.

Союзные слова — местоименные слова (собственно местоимения и местоименные наречия), выполняющие функцию средства связи частей сложноподчинённого предложения.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)

Сложное предложение с разными видами связи — это вариация из известных нам видов сложных предложений. Следовательно, важно понять, как объединены части предложения, и уже после расставлять знаки препинания.

Знаки препинания в сложном предложении с союзами и без

Сложные предложения бывают союзными, бессоюзными и с разными видами связи. Поэтому важна пунктуация в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Труднее, когда сочинительный и подчинительный союзы находятся рядом.

Разновидности связи в сложном предложении

Пунктуация в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью может быть выражена различными видами связи:

  • сочинение и подчинение;
  • сочинение и бессоюзная связь;
  • подчинение и бессоюзная связь;
  • сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше, и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блёстки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек, как маленькие солнца.

По Каме около устья тянулись вереницей такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их конца: он терялся в тумане.

В сложных предложениях с разными видами связи знаки препинания расставляются в соответствии с пунктуационными правилами, которые действуют в сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных сложных предложениях.

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительные и подчинительные союзы. Между этими союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так):

Мы вступаем в открытое море, но_если хорошо приглядеться, то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море.
Сравните: Мы вступаем в открытое море, но, если хорошо приглядеться, на горизонте уже виднеются синие тени земли на море.

Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого.

Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:

Запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но. В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

  • Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
  • Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Сложносочиненные предложения

Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая:

Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение:

Сложноподчинённые предложения

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы. В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

Не ставим запятую:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть союза то или так: Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не: Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

Бессоюзные предложения

В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.
  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова, а именно): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что…”): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?
  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Выводы: какой знак поставить

Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.

Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?

Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
Сочинительные союзы: и, а, но, да. Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.

Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.

Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.

Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но.

Пунктуация в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью – это просто!

Практические упражнения

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую березовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами.

1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 2

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти еще несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.

Читайте также: