Сочинение художественная деталь и ее роль в создании образа плюшкина

Обновлено: 05.07.2024

Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в Мёртвых душах.Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, гвоздик или подкову, он обращает в пыль и прах всё своё богатство: тысячами пудов гниёт хлеб, пропадает множество холстов, сукон, овчин, дерева, посуды. Заботясь о ничтожной мелочи, проявляя грошовую скаредность, он теряет сотни и тысячи, пуская по ветру своё состояние, разоряя семью и дом, родовое поместье.Полностью соответствует образ Плюшкина картине его имения, которая предстаёт перед читателем. Тот же распад и разложение, абсолютная утрата человеческого образа: хозяин дворянской усадьбы выглядит, как старая баба-ключница. А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! В этот период своей истории он как бы соединяет в себе наиболее характерные черты других помещиков: у него учились хозяйствовать, как у Собакевича, он был примерный семьянин, как Манилов, хлопотлив, как Коробочка. Однако уже на этом этапе жизни Плюшкин сравнивается с пауком: … везде, во всё входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал… по всем концам своей хозяйственной паутины. Запутавшись в сетях хозяйственной паутины, Плюшкин начисто забывает о душе своей и чужой. Не зря наблюдательный Чичиков в разговоре с ним спешит заменить слова добродетель и редкие свойства души на экономию и порядок. Моральная деградация Плюшкина происходит не столько в силу биографических причин (смерть жены, бегство старшей дочери, ослушание сына, наконец, смерть последней дочери), сколько потому, что человеческие чувства, которые… не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине.
Гоголь видит причину духовного опустошения Плюшкина в безразличии к собственной душе. Горестны рассуждения автора о постепенном охлаждении, очерствении человеческой души, которыми он открывает главу о Плюшкине.
Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков. Он являет собой последнюю ступень нравственного падения. Почему не Манилов, не Собакевич, не Коробочка названы страшным гоголевским словом прореха на человечестве, а именно Плюшкин? С одной стороны Гоголь рассматривает Плюшкина, как явление уникальное, исключительное в русской жизни. С другой стороны – его роднят с героями поэмы бездуховность, мелочность интересов, отсутствие глубоких чувств и возвышенность мыслей. В ряду мёртвых обитателей, страшных неподвижным холодом души своей и пустотой сердца. Плюшкин занимает достойное место как логическое завершение процесса расчеловечивания человека. Известно, что Гоголь лелеял мечту о возможности воскрешения подобных мёртвых душ силой нравственной проповеди. Но великая Трагедия Гоголя заключалась, по мысли Ю.Айхенвальда, в том, что создание прекрасных и простых образов… создание человеческого величия не даётся ему. Здесь он не творец, здесь он бессилен.


Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в Мёртвых душах.

Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, гвоздик или подкову, он обращает в пыль и прах всё своё богатство: тысячами пудов гниёт хлеб, пропадает множество холстов, сукон, овчин, дерева, посуды. Заботясь о ничтожной мелочи, проявляя грошовую скаредность, он теряет сотни и тысячи, пуская по ветру своё состояние, разоряя семью и дом, родовое поместье.

Полностью соответствует образ Плюшкина картине его имения, которая предстаёт перед читателем. Тот же распад и разложение, абсолютная утрата человеческого образа: хозяин дворянской усадьбы выглядит, как старая баба-ключница. А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! В этот период своей истории он как бы соединяет в себе наиболее характерные черты других помещиков: у него учились хозяйствовать, как у Собакевича, он был примерный семьянин, как Манилов, хлопотлив, как Коробочка. Однако уже на этом этапе жизни Плюшкин сравнивается с пауком: … везде, во всё входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал… по всем концам своей хозяйственной паутины. Запутавшись в сетях хозяйственной паутины, Плюшкин начисто забывает о душе своей и чужой. Не зря наблюдательный Чичиков в разговоре с ним спешит заменить слова добродетель и редкие свойства души на экономию и порядок.

Моральная деградация Плюшкина происходит не столько в силу биографических причин (смерть жены, бегство старшей дочери, ослушание сына, наконец, смерть последней дочери), сколько потому, что человеческие чувства, которые… не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине.
Гоголь видит причину духовного опустошения Плюшкина в безразличии к собственной душе. Горестны рассуждения автора о постепенном охлаждении, очерствении человеческой души, которыми он открывает главу о Плюшкине.
Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков. Он являет собой последнюю ступень нравственного падения. Почему не Манилов, не Собакевич, не Коробочка названы страшным гоголевским словом прореха на человечестве, а именно Плюшкин? С одной стороны Гоголь рассматривает Плюшкина, как явление уникальное, исключительное в русской жизни. С другой стороны – его роднят с героями поэмы бездуховность, мелочность интересов, отсутствие глубоких чувств и возвышенность мыслей. В ряду мёртвых обитателей, страшных неподвижным холодом души своей и пустотой сердца. Плюшкин занимает достойное место как логическое завершение процесса расчеловечивания человека. Известно, что Гоголь лелеял мечту о возможности воскрешения подобных мёртвых душ силой нравственной проповеди. Но великая Трагедия Гоголя заключалась, по мысли Ю.Айхенвальда, в том, что создание прекрасных и простых образов… создание человеческого величия не даётся ему. Здесь он не творец, здесь он бессилен.

Николай Васильевич Гоголь нередко называл своих героев символично для раскрытия характера. Имена персонажей помогали читателям понять и определить характер героя. Так, своего персонажа Плюшкина он наделил многими характеристиками: скупостью и жадностью, в чем выражается его фамилия. Цель жизненных интересов Плюшкина – накопление имущества без какого-либо смысла. Иными словами, он пытается накопить вещи, а добро копится, но не тратится. В этом вся сущность гоголевского персонажа.

Описывая внешность скупого человека, Гоголь наделил его женственными чертами. У него худощавое лицо, очень длинный подбородок. Глаза маленькие, похож на маленького зверька. Плюшкин не любил бриться, поэтому ходил с отросшей бородой, которая выглядела весьма непривлекательно. Зуб один у него отсутствовал. Костюм выглядел непривлекательно, он был настолько заношен, что напоминал одежду нищего. На нем было надето длинное платье, что напоминало ключницу. Шапка на голове была женская. Плюшкин своим видом не похож на дворянина, его можно было спутать с нищим.

Гоголь описал Плюшкина, как человека с непростой судьбой. Его жена умерла, оставив ему детей. После её смерти, он начал хандрить. Вероятно, что после давних событий он приобрел подобное обличие. После кончины матери его детей, а впоследствии и смерти дочери, он зачерствел душой. Он не знал понятие любви и симпатии к окружающим людям. К близким родственникам он был далек и равнодушен.

Персонаж любил уединяться от внешнего мира, поэтому был одинок. Он, практически, не общался с друзьями, с соседями. Ему нравилась подобная жизнь, так как считал, что посещение гостей – пустая трата времени. Не нужно ездить в гости и никого не звать. Отчего все сторонились причуд чудного старика, похожего на нищего.

Гоголь показал героя, как живущего человека без предопределенного смысла. Он был настолько скуп и мелочен, что свой накопленный капитал, не знает, как его правильно тратить. Плюшкин на самом деле любит просто копить, но не тратить имущество. Несмотря на большое богатство, герой проживает скудно, жалея потратить немного денег на себя или своих родственников. Он не замечает, что ходит в лохмотьях, не обращает внимание на свою рваную одежду. Он считает, что у него очень мало накопления и запасы скоро кончаться. На самом деле, запасов очень много, денежных средств хватит, чтобы выстроить хороший дом.

Плюшкин любит скандалить и ссориться. Гоголь наделил его придирчивостью. Сам Плюшкин считает, что никто не может оценить его добросердечие и заботу.

2 вариант

Плюшкин – самая мертвая душа в поэме. Пасть ниже, чем человек, собирающий в свой дом мусор, потерянные вещи, разное тряпье просто невозможно.

Плюшкин явный социофоб и скорее всего образ жизни отшельника его бы и спас, а даже возможно бы и воскресил, но, увы, для него это неисполнимо. И даже самому Чичикову, гению подстройки под абсолютно любого собеседника, потрясающему манипулятору с трудом удалось хоть как-то склонить его на свою сторону. Жадность в образе Плюшкина возведена в апогей и доходит до крайней точки: жадности к себе. Он ходит в настолько бедной одежде, что любой гражданин, находившийся рядом с ним, непременно дал бы ему подачку. Чичикову он предстоит как нечто смешанное между мужчиной и женщиной, сначала герой думает, что это явная старая баба, из-за платья, вылезающего из-под его верхней одежды. Гоголь описывает помещика, как человека бедного, даже нищего, сутулого, беззубого, неухоженного и очень худого. Глаза его, «как две мышки виднелись из-под бровей, следили за собеседником зорко и неотрывно. Низкие убеждения по поводу людей, сделали его взгляд подозрительным, отталкивающим и возможно даже пугающим. Вся его фигура не вызывает жалости, а лишь только сильное отвращение.

Однако Плюшкин не всегда был таким. Раньше это был статный, важный, уважаемый, добрый и любимый в публике помещик. Его хозяйство процветало, поместье росло, крестьяне были довольны условиями. Он часто принимал с визитами и учил гостей искусству, культуре, мастерству управления столько большим поместьем. У него была отличая жена, которую он очень любил. Она была умна, гостеприимна и помогала ему вести дела. Но она рано умерла, и после этого Плюшкин встал на тропу нравственной смерти: поругался со всеми друзьями, знакомыми, соседями, стал более скуп и недоверчив. Ускорило его падение сначала смерть дочери, потом другая его дочь сбежала с молодым офицером, а сын, вопреки его наказанию, поступил в полк. Так, постепенно, он и стал тем, кем является.

Характеристика (Образ Плюшкина) 3

Имя героя – олицетворение скупости. Плюшкин – это человек, обделенный эмоциями, бессмысленно проживающий свои дни.

В поэме подробно описана биография персонажа. Впервые он предстает перед читателем пожилым человеком, превратившим себя в затворника. Жена, некогда пробуждавшая чувства и наполнявшая его жизнь содержанием, давно почила. В прежнее время Плюшкин был заботливым отцом и трепетно относился к своим детям. В период, когда семья была полной, помещик вел себя иначе. Он привечал гостей и всегда находил поводы для радости. Конечно, он уже тогда был рачительным хозяином, но его экономность не принимала крайних форм.

Смерть жены кардинально изменила Плюшкина. Больше он никому не доверял и все сильнее ожесточался. Прежде семейное благополучие сглаживало негативные стороны его характера. Теперь же, оставшись один, Плюшкин окончательно опустился. 60-летний помещик духовно обнищал и прекратил общение не только с соседями, но и с собственными детьми.

Проводя дни в одиночестве, Плюшкин предался накопительству. Он доверху набил амбары добром, которое гнило от того, что им никто не пользовался. Однако Плюшкин отказывается замечать, что излишки припасов издают зловоние, а продолжает наполнять короба. Будучи владельцем крупного состояния, он живет впроголодь и одевается в потрепанные обноски. Помещик давно не знает о том, что происходит в его огромном хозяйстве, но исправно контролирует уровень наливки в бутылке. День за днем Плюшкин азартно копит материальные ресурсы, не имея представления о том, как их расходовать.

Жилище героя отражает его духовную пустоту. Господский дом и деревенские избы обветшали и прохудились. Во многих домах провалена крыша, окна заткнуты тряпками. Все имение словно распадается на куски, подчеркивая оторванность героя от реальности. Он увлекся бессмысленными действиями и не замечает главного. Характер Плюшкина состоит из противоречий. У него хватает средств, чтобы жить в роскоши, но он уподобился нищему. Подневольные крестьяне умирают от нищеты и тяжелого быта, а он ничего не делает, чтобы их спасти. В то же время он чрезвычайно набожен.

Образ Плюшкина наглядно показывает, как низко может пасть человек. Герой бережет свое богатство, но не догадывается о том, что давно внутренне разорился, перестав духовно развиваться. Утратив способность чувствовать стыд или угрызения совести, Плюшкин окончательно превратился в мертвую душу.

Сочинение 4

На страницах произведений Гоголя можно встретить множество персонажей, имена которых в наше время являются нарицательными. К ним относится и Плюшкин.

Внешность Плюшкина в поэме мы видим глазами главного героя. Чичиков встречает худого старика в странном платье. Именно платье смущает героя, который долго не может определить, какого пола человек перед ним. Состояние одежды помещика ужасно, и скорее подошло бы нищему, чем хозяину усадьбы. Образ дополняет женский колпак.

Теперь помещик живет в уединении, не имеет друзей, не желает общаться с соседями. Да и соседи не заинтересованы в разговоре с чудаком Плюшкиным. Он искренне недоумевает, зачем люди ездят друг к другу в гости, ведь это совершенно бесполезная трата времени. Ему нравится аскетический образ жизни, так как он позволяет копить, практически ничего не тратя на себя.

Каких-то определенных целей в жизни у Плюшкина нет. Годы аскетизма и накоплений позволили ему стать обладателем значительного капитала, который он не собирается использовать. Плюшкину нравится сам процесс накопления, преумножения денег. При этом помещик постоянно жалуется на бедность, отсутствие достаточного количества земли и припасов. На самом деле беда помещика в том, что неиспользуемые запасы зерна и других продуктов приходят в негодность прямо в хранилищах.

Из-за жадности хозяина поместье Плюшкина находится в полнейшем запустении. Изгородь прохудилась, ворота вот-вот упадут, две церкви на территории усадьбы заброшены. Господский дом кажется нежилым. Он порос мхом и плесенью, окна заколочены, внутри темнота и холод. В комнатах все в беспорядке, повсюду пыль и паутина. Сам дом более всего напоминает свалку, ведь Плюшкин копит все, не выбрасывая даже сломанные и бесполезные вещи.

Не в лучшем состоянии и крестьянское хозяйство. Плюшкин постоянно обвиняет крестьян в воровстве и недостаточном усердии, но это не так. Помещик настолько запугал своих крепостных, что они предпочитают голодать или решиться на побег, чем взять что-либо у хозяина. В деревне ни одного целого дома, люди одеты в лохмотья, выглядят худыми и голодными.

Характеристика

Рассмотрим одного из героев произведения Гоголя "Мертвые души". Степан Плюшкин является странной личностью и непонятной для многих людей.

Плюшкин живет в усадьбе, хозяином которой он является. Раньше к нему часто приезжали люди и учились тому, как правильно вести имение. Жена его была рада каждому гостю, она была очень гостеприимной женщиной. Ее уважали все крестьяне, а сама она следила за огромным домом и вела все хозяйства одна.

Но позже он вовсе потерял человеческий облик, не выглядел мужчиной, из верхней одежды торчало женское платье. Одежда у него грязная и неопрятная. На месте обычного привычного мужского галстука на шее у него была непонятная тряпочка. К нему перестали ездить люди учиться его искусству введения имения. Ему около шестидесяти лет. У него чувствована присущих нашему человечеству , даже отцовских. Всякая вещь для него намного дороже человека, в которых он видит только воровство и мошенничество . Ужасная скупость вызывает у Плюшкина недоверие и враждебность ко всему окружению, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным.

Несмотря на то, что Плюшкин очень богатый, он всегда экономит и не дает своим детям и внукам, которые нуждаются в помощи, денег. В его жизни все изменилось после смерти жены. Дочь сбежала, а сын пошел служить. Мадам, которую Степан нанимал для дочери, выгнали, потому что она помогла ей сбежать из родного дома. Плюшкин остался совсем один после смерти младшей дочери. Но позже старшая дочь захотела наладить отношения с отцом, но сам Плюшкин не очень этого ждал, его заботило только его богатство. По приезде дочери он все таки подарили внуку пуговицу. Но денег не дал, также как и сыну отказал в деньгах.

Степан совсем не гостеприимен, не любит гостей и старается их побыстрее выпроводить из своего дома. У него всегда много запасов, но свой дом всегда доводит до пустоты. Также он любит поругаться, обманывать, он мастер в этом деле.

Сов ремённой Плюшкин становился пустым и дом его тоже. Дом стал покрываться плесенью, крыша прохудилась. Огород вокруг дома зарос, хотя выглядел как-то по-особенному. Но это касалось не только дома Степана Плюшкин, но и всех остальных домов в селе. Село становилось глухим и унылым. Плюшкин - человек равнодушный и ужасно скупой.

Плюшкин является богатым человеком, но живет в нищете и питается хуже всякого пастуха. Наверное, нищета - это не образ жизни, это про то, чт у человека в душе, о его целях и желаниях.

Плюшкин в Мертвых душах

Плюшкин в Мертвых душах

Популярные сочинения

Измена – это очень жестокий и болезненный удар. Отношения строятся на фундаменте доверия и поддержки. Людям необходимо немало времени, чтобы построить гармоничные взаимоотношения и показать друг другу

Н. В. Гоголь - это один из самых одарённых и талантливых писателей русской литературы 19 века. В основе его поэмы, изданной в 1842 году, лежат события из жизни Павла Ивановича Чичикова, который приезжает в губернский город с аферистскими намерениями и сталкивается с типичным обществом помещиков.

Чичиков является человеком средних лет, целью существования которого давно стали капиталистические отношения и предпринимательство ради выгоды и обогащения.

Его замысел состоит в том, чтобы скупить умерших крестьян, а после выручить за них крупную сумму денег, за чем он и отправляется в богатым помещикам. Последний помещик, которого посетил Чичиков, был Плюшкин. В его усадьбе давно покосились крестьянские избы, а нищета стала неотъемлемой частью жизни их обитателей, несмотря на то что Плюшкин богат и имеет больше тысячи душ крепостных. "Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно", - так автор описывает помещичий дом. Сам хозяин появляется в старом засаленном халате, больше напоминавшем лохмотья, отчего Чичиков сначала принимает его за ключницу. В интерьере дома, помимо обветшалой мебели, находятся огромные кучи хлама. Плюшкин настолько жаден, что подбирает каждую вещь и иногда доходит до того, что крадёт у своих крестьян предметы, ненужные ему самому. Он засоряет свой дом и в то же время свою душу тоже. Предложение Чичикова продать "мёртвые души" он принимает с восторгом, радуясь лишним деньгам. Но таким Плюшкин был не всегда. Автор пишет, что раньше он был хорошим и бережливым хозяином, но из-за смерти своей жены и дочери он рассорился с остальными детьми и обратился "в какую-то прореху на человечестве". Однако Гоголь выделяет живые черты героя: "Маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей. ". Из всех помещиков, которых посетил Чичиков, Плюшкин показывает собой внешнее омертвление, но не внутреннее. Упав так низко, он сохранил возможность возродиться духовно и нравственно.

Таким образом, в поэме "Мёртвые души" Н. В. Гоголь смог показать не только большинство человеческих пороков, но и вероятность того, что существуют люди, способные оживить или восстановить свой дух. Лишь с пониманием своей ничтожности они сумеют "встать с колен" и создать идеальный, духовный и чистый мир.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: