Сочинение хокку о природе

Обновлено: 30.06.2024

Великий японский поэт Мацуо Басе родился в замковом городе Уэно в семье небогатого самурая.

Родной город поэта находился в провинции Ига – в самой колыбели японской культуры, в центре главного острова – Хонсю. Многие места на родине Басе были известны своей красотой, а народная память сохранила там в изобилии песни, легенды, старинные обычаи. С детства Басе начал писать стихи.

В юности он постригся в монахи, освободившись тем самым от службы феодалу. Но настоящим монахом Басе не стал. В странствиях он прошел по дорогам Японии, как

Басе поднял на недосягаемую высоту жанр народной поэзии – хокку. Искусство писать хокку – это, прежде всего, умение сказать многое в немногом, сказать так, чтобы заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение. Главная тема трехстиший Басе – природа.

Его трехстишия, как волшебный бинокль, помогают увидеть заново привычные картины, осознать неповторимость и величие мира природы – от скромного цветка сурепки до Млечного Пути. В трех строках Басе умел показать бесконечные просторы Японского моря,

Бушует морской простор!
Далеко, до острова Садо,
Стелется Млечный Путь.

Басе предлагает нам по-новому взглянуть на картину, которую мы видели, может быть, десятки раз:

Внимательно вглядись!
Цветы пастушьей сумки
Увидишь под плетнем.

Все живое неповторимо и бесценно. Прекрасны не только много раз воспетые цветы вишен, осенние красавицы – хризантемы, но и придорожный вьюн, и дикий плющ и капли дождя, повисшие на неподвижных ветках.

Природа у Басе живет своей неповторимой жизнью, но она так похожа на жизнь человека! В хокку “плачут птицы, и глаза рыб полны слезами”, потому что уходит весна, две звезды празднуют свою встречу, а продрогшая обезьяна просит соломенный плащ, мерзнет чайка, стоя в холодной воде, а цветы совершают “свой высший подвиг” неповторимым цветением.

Поэт умеет несколькими точными словами не только нарисовать поэтичную, живую картину, но и передать суть природного явления, почувствовать настроение дерева, бабочки, птицы, ветра, осени:

На голой ветке
Ворон сидит одинокий.
Осенний вечер.

Трудно представить более пронзительную картину поздней осени с ее печалью, одиночеством и черно-белыми красками.

Читая стихи Басе, невольно соглашаешься с поэтом, что человеку для счастья не так уж много надо:

Домик в уединенье.
Луна… Хризантемы… В придачу к ним
Клочок небольшого поля.

Лирический герой поэзии Басе – человек непритязательный, но мудрый и тонкий. Это поэт и философ, влюбленный в природу родной страны. Он неотделим от своей эпохи и народа.

В каждом маленьком хокку чувствуется дыхание огромного мира. В одном из трехстиший Басе словно обращается к торопливому читателю, впервые открывшему книгу хокку:

Ты не думай, с презреньем:
“Какие мелкие семена!”
Это ведь красный перец.


Тем, для кого родным является русский язык, не всегда понятна красота и изящество традиционных японских стихотворений хокку (или хайку). И не удивительно, ведь в оригинале хайку написаны на японском языке, который разительно отличается от русского звучанием и интонацией.

Особенностью хокку является особая структура стихотворения.

Во-первых, все слова суммарно должны состоять из 17 слогов.

Во-вторых, все произведение должно укладываться в 3 строки.

В-третьих, слоги распределяются по строкам так:

  • 5 слогов в первой строке
  • 7 слогов во второй строке
  • 5 слогов в третьей строке

В-четвертых, строки в стихотворении располагаются не хаотично, а построены по определенной схеме:

  • первая строка содержит исходную информацию о месте, времени и сути события.
  • вторая строка раскрывает смысл первой, наполняя мгновение особым очарованием.
  • третья строка представляет собой выводы, которые очень часто отражают отношение автора к происходящему, поэтому могут быть весьма неожиданными и оригинальными.

Если вы – родитель, то наверняка удивляетесь и даже негодуете – ну как можно заставлять сочинить хокку 2 класс? Вот мы тоже недоумеваем и поэтому решили провести эксперимент: мы предложили нашим коллегам придумать хайку (хокку) для детей 2 класса и посмотрели что из этого вышло.

Вот несколько стихов хокку для 2 класса:

Стих хокку про цветы (2 класс)

Роза

Лето настало
Роза раскрыла бутон
Мы любовались

Ромашки

Солнца улыбки
Собраны юной рукой
Ромашек букет

Фиалки

Бархат фиалки
Россыпь цветов на окне
Весточка лета

Ландыши

Нежно белеет
Скромного ландыша цвет
Тенью укрытый

Как сочинить хокку (2 класс) про зиму.

Сочинять хокку про зиму в принципе надо руководствуясь теми же принципами, что и про цветы, но нам это как то далось тяжелее.

Метель

Унесла метель
Осеннюю палитру
Все белым бело

Утро в лесу

Деревья в снегу
Солнце блестит серебром
Зимнее утро

Зимой в горах

Зимнее солнце
Горы белеют вдали
Мы на природе

Сверкающий снег

Как бриллианты
Солнце сияет в снегу
Это прекрасно

Зимняя прогулка

Щеки замерзли
Озеро сковано льдом
Зимняя свежесть

Сочинить хокку за второй класс про весну

Капель

Солнце пригрело
Плачет сосулька дождем
Весна уже здесь

Хокку про лето 2 класс

Летний лес

Дятел долбит дуб
Тихая песня листвы
Шум лесных дубрав

Хокку про осень (2 класс)

Хокку про осень

Заберет с собой
Осень тихой поступью
Цвета летних грез

Найти хокку про город (2 класс)

Городские цветы

В сердце города
Синева незабудок
Радует взгляды

К слову сказать многие современные авторы хокку, которые творят на русском и других языках признают: соблюдать правило 17-ти слогов крайне сложно, это загоняет автора в рамки настолько жесткие, что порой не позволяет выразить смысл.

Варианты хокку на популярные и простые темы без соблюдения слоговой структуры.

Осень

Золото осени здесь
Льются печальные реки
Вечер погас над Москвой

Лето

Летний рассвет наступил
Мягко искрится роса
Вновь просыпается лес

Летний поход на природу

Ночь в камышах,
Тихо стрекочут жуки,
Больше в поход не пойду.

Япония – страна с очень древней и своеобразной культурой. Пожалуй, нет другого литературного жанра, который бы так выражал японский национальный дух, как это делает хокку.

Хокку (хайку) - лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времён года.

Японская поэзия является силлабической, то есть ритмика её основана на чередовании определённого количества слогов. Рифмы нет: звуковая и ритмическая организация трехстишия - предмет большой заботы японских поэтов.

Сотни, тысячи поэтов увлекались и увлекаются сложением хокку. Среди этих бесчисленных имён можно выделить четыре великих имени, известных сейчас всему миру: Мацуо Басё (1644-1694), Ёса Бусон (1716-1783), Кобаяси Исса (1769-1827) и Масаока Сики (1867-1902). Вдоль и поперёк исходили эти поэты Страну восходящего солнца. Отыскали самые красивые уголки в глубине гор, на морском побережье и воспели их в стихах. Весь жар своего сердца вкладывали они в несколько слогов хокку. Откроет читатель книгу - и будто бы своими глазами увидит зелёные горы Ёсино, зашумят под ветром волны прибоя в бухте Сума. Запоют печальную песню сосны в Суминоэ.

Хокку обладает устойчивым метром. В каждом стихе определённое количество слогов: пять в первом, семь во втором и пять в третьем - всего семнадцать слогов. Это не исключает поэтической вольности, особенно у таких смелых поэтов-новаторов, каким был Мацуо Басё. Он иногда не считался с метром, стремясь достигуть наибольшей поэтической выразительности.

Размеры хокку так малы, что по сравнению с ним европейский сонет кажется большой поэмой. Оно вмещает в себя считанное количество слов, и тем не менее ёмкость его относительно велика. Искусство писать хокку - это прежде всего умение сказать многое в немногих словах.

Краткость роднит хокку с народными пословицами. Некоторые трехстишия получили хождение в народной речи на правах пословиц, как, например, стихотворение Басё:

Слово скажу -
Леденеют губы.
Осенний вихрь!

Хокку невелико по своим размерам, но это не умаляет того поэтического или философского смысла, который способен придать ему поэт, не ограничивает масштаб его мысли. Однако дать многостороннее изображение и пространно, до конца развить свою мысль в пределах хокку поэт, конечно, не может. В каждом явлении он ищет лишь его кульминационный пункт.

Отдавая предпочтение малому, хокку иногда рисовало и картину большого масштаба:

На высокой насыпи - сосны,
А меж ними вишни сквозят, и дворец
В глубине цветущих деревьев.

В трёх строчках стихотворения Басё - три плана перспективы.

Хокку сродни искусству живописи. Они нередко писались на сюжеты картин и, в свою очередь, вдохновляли художников; подчас они превращались в компонент картины в виде каллиграфически выполненной надписи на ней. Иногда поэты прибегали к способам изображения, родственным искусству живописи. Таково, например, трёхстишие Бусона:

Цветы сурепки вокруг.
На западе гаснет солнце.
Луна на востоке встаёт.

Широкие поля покрыты желтыми цветами сурепки, они кажутся особенно яркими в лучах заката. С огненным шаром заходящего солнца контрастирует восходящая на востоке бледная луна. Поэт не рассказывает нам подробно, какой при этом создается эффект освещения, какие краски на его палитре. Он только предлагает по-новому взглянуть на ту картину, которую каждый видел, может быть, десятки раз. Группировка и выбор живописных деталей - вот в чем основная задача поэта. В колчане у него всего две-три стрелы: ни одна не должна пролететь мимо.

Часто поэт создаёт не зрительные, а звуковые образы. Вой ветра, стрёкот цикад, крики фазана, пение соловья и жаворонка, голос кукушки - каждый звук исполнен особого смысла, рождает определённые настроения и чувства.

Жаворонок поёт,
вонким ударом в чаще
Вторит ему фазан. (Бусон)

Японский поэт не развёртывает перед читателем всей панорамы возможных представлений и ассоциаций, возникающих в связи с данным предметом или явлением. Он только будит мысль читателя, даёт ей определённое направление.

На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер. (Басё)

Стихотворение похоже на монохромный рисунок тушью.

Здесь нет ничего лишнего, всё предельно просто. При помощи нескольких умело выбранных деталей создана картина поздней осени. Чувствуется отсутствие ветра, природа словно замерла в грустной неподвижности. Поэтический образ, казалось бы, чуть намечен, но обладает большой ёмкостью и, завораживая, уводит за собой. Поэт изобразил реальный пейзаж и через него – своё душевное состояние. Не об одиночестве ворона говорит он, а о своём собственном.

Вполне понятно, что в хокку есть недоговорённость. Стихотворение состоит всего из трёх стихов. Каждый стих очень короток. Чаще всего в стихе два значащих слова, не считая формальных элементов и восклицательных частиц. Всё лишнее отжимается, отсеивается; не остается ничего, что служит только для украшения. Средства поэтической речи отбираются крайне скупо: хокку избегает эпитета или метафоры, если может без них обойтись. Иногда всё хокку целиком - развёрнутая метафора, но её прямое значение обычно скрыто в подтексте.

Из сердцевины пиона
Медленно выползает пчела.
О, с какой неохотой!

Басё сложил это стихотворение, расставаясь с гостеприимным домом своего друга. Было бы, однако, ошибкой в каждом хокку искать подобный двойной смысл. Чаще всего хокку - конкретное изображение реального мира, не требующее и не допускающее никакого другого толкования.

Хокку учит искать потаённую красоту в простом, незаметном, повседневном. Прекрасны не только прославленные, много раз воспетые цветы вишен, но и скромные, незаметные на первый взгляд цветы сурепки, пастушьей сумки.

Внимательно вглядись!
Цветы пастушьей сумки
Увидишь под плетнём. (Басё)

В другом стихотворении Басё лицо рыбака на рассвете напоминает цветущий мак, и оба они одинаково хороши. Красота может поражать, как удар молнии:

Едва-едва я добрёл,
Измученный, до ночлега.
И вдруг - глициний цветы! (Басё)

Красота может быть глубоко скрыта. Ощущение прекрасного в природе и в жизни человека сродни внезапному постижению истины, извечного начала, которое, согласно буддийскому учению, незримо присутствует во всех явлениях бытия. В хокку мы находим новое переосмысление этой истины - утверждение красоты в незаметном, обыденном:

Пугают их, гонят с полей!
Вспорхнут воробьи и спрячутся
Под защитой чайных кустов. (Басё)

Дрожат у коня на хвосте
Весенние паутинки.
Харчевня в полуденный час. (Идзэн)

В японской поэзии хокку всегда символичны, всегда наполнены глубоким чувством и философским содержанием. Каждая их строчка несет высокую смысловую нагрузку.

Как свищет ветер осенний!
Тогда лишь поймете мои стихи,
Когда заночуете в поле. (Мацуо Басё)

Камнем бросьте в меня!
Ветку цветущей вишни
Я сейчас обломил. (Тикараи Кикаку, ученик Басе)

Не из обычных людей
Тот, которого манит
Дерево без цветов. (Оницура)

Вот выплыла луна,
И каждый мелкий кустик
На праздник приглашен. (Кобааси Исса)

Глубокий смысл, страстный призыв, эмоциональная напряженность в этих коротких строчках и обязательно динамика мысли или чувства!

Хокку поэта Исса и лиричны, и ироничны:

Хокку – не просто поэтическая форма, а нечто большее – определённый способ мышления, особый способ видения мира. Хокку соединяет мирское и духовное, малое и великое, природное и человеческое, сиюминутное и вечное. Весна – Лето – Осень – Зима – это традиционное деление имеет более широкое значение, чем простое распределение стихотворений по сезонным темам. В этом едином временном пространстве движется и изменяется не только природа, но и сам человек, в жизни которого есть свои Весна – Лето –Осень – Зима. Мир природы соединяется с миром человека в вечности.

Какое бы хокку мы ни взяли, всюду один главный герой – человек. Поэты Японии с своих хокку стараются рассказать, как человек живёт на земле, о чём размышляет, как грустит и веселится. А ещё они помогают нам чувствовать и понимать прекрасное. Ведь в природе всё прекрасно: и огромный дуб, и невзрачная травинка, и благородный олень, и зелёная лягушка. Даже если зимой подумаешь о комарах – сразу вспомнится лето, солнце, прогулки в лесу.

Японские поэты учат нас беречь всё живое, жалеть всё живое, потому что жалость – великое чувство. Кто не умеет по-настоящему жалеть, тот никогда не станет добрым человеком. Поэты повторяют вновь и вновь: всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое - и увидите красивое, всматривайтесь в простое – и увидите сложное, всматривайтесь в частицы – и увидите целое, всматривайтесь в малое – и увидите великое. Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку, воспевающая человечность в Природе и одухотворяющая жизнь Человека.

Хокку о природе и погоде

Дожди умыли
Город кристальной водой,
Очистив его.
***
Сорвался лист и
Полетел в другой город
Навстречу мечте.
***
Облака плывут,
Обгоняя друг друга,
Но только куда?
***
Солнечный лучик
Может согреть всех людей,
Если захочет.
***
Звёзды на небе
Шли по лунной дорожке
Навстречу судьбе.

Лариса 15.11.2017 17:42:44
Отзыв: положительный
Замечательно! У меня тоже есть ХОККУ. Жанр интересный и сложный.


Большое спасибо☺ обязательно зайду прочитать Ваши хокку☺


Андрей Балабуха 30.10.2017 18:06:11
Отзыв: положительный
Виктория.
Прекрасно и красиво хокку.
С уважением и дружеским теплом, Андрей.



NIKO 23.10.2017 14:08:25
Отзыв: положительный
*
Мелодий танка
Не хватает порою
В припоздненный день
Скрипнула дверь напротив
Гости к соседям пришли

Вибрирует дождь
Капли скользят по стеклу
Вновь непогода
Застыли пантомимой
Немые монологи

Тускнеет фонарь
Мансарды зашторены
Лёгкою дрёмой
Заслонился ветками
Дикий каштан во дворе



Отправляя любой текст через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта. Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Перепечатка и копирование произведений возможны только с согласия их автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами на основании правил публикации и российского законодательства. При нарушении правил сайта и официального судебного запроса Администрация сайта предоставит все необходимые данные об авторе-нарушителе.

Читайте также: