Сочинение гвидон и царица и билибина гвидон и царица

Обновлено: 06.07.2024

Жанр — книжная иллюстрация. Художник изобразил момент из сказки, когда царевич Гвидон и царица-мать увидели перед собой прекрасный город

Композиция произведения диагональная. Место, где находятся герои, и виднеющийся город даны в разных тонах. Эти два плана разграничены по диагонали.

Формат иллюстрации вытянут по вертикали: высоко поднимается на высоком холме чудесный город, куполами церквей он будто соприкасается с небом.

На переднем плане — главные герои сказки: юный Гвидон со своей матерью, царицей. Они находятся на высоком месте — внизу море. Среди трав и луговых цветов стоит царевич. Он недавно проснулся, увидел дивный град и спешно разбудил царицу. Она приподнялась на локте и повернулась в сторону чуда. Лиц героев почти не видно, они даны в полуобороте от зрителя. Сын и мать поглощены созерцанием белокаменной красоты, невесть откуда взявшейся.

Тщательно проработан костюм Гвидона: узорчатый кафтан, подпоясанный голубым кушаком, штаны с орнаментом, шапка с меховой опушкой, зелёные сафьяновые сапоги. Одежда царицы более проста, но благородна. На ней однотонный тёмно-голубой сарафан, виден длинный белый рукав рубашки. Покров на голове неяркий, коричневый, но со знаками царского отличия по полям его.

На заднем плане синее море граничит с голубым небом. Лёгкие белые облака гуляют по небосводу, на их фоне сияют кресты куполов.

Цветовая палитра иллюстрации насыщена яркими красками. Доминируют тона зелёного цвета. Поляна, на которой изображены царевич и царица, — цвета изумрудной зелени, она оживлена множеством белых, красных и синих цветочков, но это место выглядит затенённым, покойным, умиротворённым. Одежда героев красива, разнообразна по цветам, но краски её приглушены.

Часть картины, где изображён город, отличается яркой солнечной зеленью. Сочетание её с белизной строений, яркой желтизной куполов, голубым небом производит впечатление ликующей радости.

Светом в рисунке наполнен средний и задний план. Смысл такого композиционного решения прозрачен: герои пережили тяжкие испытания, сейчас они в безопасности, но ещё не отошли от пережитого, однако впереди у них светлая радость и счастье.

Идея рисунка сопряжена с идеей сказки: безвинно пострадавшие, оклеветанные, преданные близкими людьми герои обязательно будут вознаграждены. Художник изобразил город на острове похожим на Небесный Иерусалим. Такая аллегория не противоречит сказке, ведь царица и князь Гвидон не держали ни на кого зла, как и царь Салтан, ставший жертвой интриг. Их можно назвать людьми добрыми и праведными. Стало быть, заслужили.

В центре живописец запечатлел царевича Гвидона и королеву. Они находятся на высочайшем зеленом холмике в окружении прекрасных цветов. Тут можно заметить белого цвета ромашки, красноватые петушки и другие невероятно яркие цветочки.

На принце надет наряженный кафтан, подпоясанный голубым кушаком. На ногах у него сиреневые брюки и бирюзовые сапоги. А на голове у него соболья шапка. Гвидон стоит рядом с мамой, повернув голову в сторону города неслыханной красоты.

Царица не так давно пробудилась. Она ещё находится на травке и приподнялась, чтобы лучше разглядеть таинственный остров. Дама одета в синее платьице и в тёмно-красный кружевной платок, расшитый русским орнаментом.

Сверху над городом мы можем заметить ярко-голубое небо с необычными белоснежными тучами. Некоторые из них напоминают диковинных животных, другие по форме похожи на цветок, а третьи — на лебединые перья.

Мне очень понравилась эта картина. Она погружает нас в сказочный мир, заставляя верить в чудо!

Первое, что бросается в глаза – серьга в ухе у царевича Гвидона. В наше время этим никого не удивишь, а вот в допетровской Руси серьги в ухе носили только татары и другие иноземцы. Так что же получается, что Гвидон, Царица, Салтан и прочие герои сказки – не русские? Да, именно так. Подумайте сами, разве Салтан и Гвидон – русские имена? Нет. Да и одет княжич в шапку, отороченную мехом, какую носили именно татарские, а не русские княжичи.

Также на переднем плане полотна мы видим мать Гвидона – царицу, сидящую к нам спиной, её лица не видно, но на голове у неё вполне русский, цветастый платок. Как же так? Они же все татары… видимо, не все. В этом и состоит основная идея картины: показать, как глубоко переплелись между собой культуры двух народов. Ведь царствовать Гвидону предстоит в совершенно русском городе: купола церквей, белые стены кремля, речка вьётся вокруг… так зачем разбираться, кто русский, а кто татарин, кто родился в этом городе, а кто в бочке приплыл – был бы человек хороший!

Примерный план сочинения:
1. Иллюстрация к эпизоду сказки А.С. Пушкина
2. Описание переднего плана
3. Внешний вид, позы Гвидона и царицы
4. Сказочный город глазами художника и поэта

Описание Гвидона, царицы и города

Царица прилегла на земле. И немного приподнялась на локте, чтобы рассмотреть строения. Ее голова закутана в огромный бордовый платок. Он расшит золотыми нитями. На лбу из-под ткани выглядывает кусочек традиционный кокошник. Женщина одета в русский сарафан светлого фиолетового цвета и сероватую блузу. Создается впечатление, что сын и мать еще не поверили своему счастью. Ведь до этого момента они путешествовали по морю в бочке.

Вариант 2. Кратко, своими словами

Примерный план сочинения:
1. Сведения о создании картины и ее авторе
2. Сюжет
3. Описание главных героев
4. Описание планов
5. Цветовая палитра
6. Мое мнение

Перед нами открывается сюжет удивительной сказки. Тот ее момент, когда Гвидон с матушкой-царицей впервые видят чудный город со златоглавыми церквями и белоснежными крепостными стенами, возвышающийся на высоком зеленом холме.

Главные герои картины завороженно глядят на это диво-дивное. Очарованные красотой, они не в силах даже перекинуться парой фраз. Мы не видим лиц матери и сына, но по позам понимаем, что оба будто околдованы открывшимся им зрелищем.

Интересно, что наряды царицы и царевича сливаются с растениями, находящимися на переднем плане. Юноша стоит, распрямив спину, а его мать сидит на роскошном ковре из живых цветов. На заднем плане — ярко-голубое небо с белыми облаками. От города эту пару отделяет луг и речка. И мы знаем, что совсем скоро они вступят на его улицы и будут признаны его повелителями.

Удивительная цветовая палитра выбрана художником для создания настроения и поддержания веры в чудо. Пышная, сочная растительность за спиной и возле ног главных героев, пестрит красными, бордовыми, лиловыми, розовыми, белыми и синими красками. Им вторят и узоры на нарядах Гвидона и его матери. Спокойный оттенок зеленого поля и голубая гладь реки, в которой отражается небо, подводят наш взор к великолепным городским строениям.

Когда я рассматриваю эту картину, меня посещают яркие эмоции. Хочется радоваться за этих несправедливо наказанных людей. Ведь такой дар они получили за свои страдания в опасном путешествии по бурному морю в темной, тесной деревянной бочке. Как хорошо, что у большинства сказок хороший конец!

Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

Иван Билибин – один из лучших русских художников-иллюстраторов. Он работал над оформлением детских книг и сказочных театральных постановок. Творчество этого мастера был очень значимо для оформительской культуры. Он создал свой стиль, который современники называли билибинским.

На переднем плане мы видим главных героев картины на усыпанном прекрасными цветами холме. В сказке их выбросило на остров после путешествия по морю в бочке. Проснувшись утром, Гвидон и его матушка увидели сказочный город. Они с удивлением смотрят на это чудо посреди моря. Стройный и сильный царевич первым вскочил на ноги. Царица даже ещё не успела встать. Она лишь приподнялась и замерла от неожиданности.

Одежда сказочных персонажей очень яркая и нарядная. Художник с точностью воссоздал детали одежды тех времен. Кафтан Гвидона и платок царицы в роскошных узорах. Ворот кафтана расшит жемчугом, шапка царевича оторочена мехом соболя. Синий кушак и бирюзовые сапоги придают одежде героя ещё большей нарядности. Синее платье и богатый чудными орнаментами малиновый платок царицы словно продолжение цветочной поляны вокруг неё.

Раскинувшийся на заднем плане город восхищает сказочной красотой. Он обнесён защитной каменной стеной. К городским воротам ведёт дорога. По ней предстоит пройти главным героям, чтобы вступить во владение прекрасным и богатым городом. Сверкают купола его церквей и соборов. Виднеются крыши домиков простого люда. Кажется, что слышен колокольный звон из самой высокой башни. Всё в городе уже готово к тому, чтобы принять дорогих и долгожданных гостей.

Природа на картине тоже наполнена атмосферой сказки. Роскошный цветочный ковёр покрывает зелёный холм, на котором стоят герои картины. Июльский солнечный день в самом разгаре. По голубому небо ветер гонит белые облака. Всё вокруг дышит теплом и радостью.

Художник использовал для иллюстрации яркие и насыщенные краски. Она мне напоминает драгоценный ковёр. Нельзя не восхищаться множеством красивых орнаментов, самобытной архитектурой города на острове. Цвет куполов и колоколен повторяет оттенки в одежде главных героев. Это делает одним целым город и его будущих владельцев. Все детали в картине выписаны точно и подчинены общей гармонии. Глядя на всё это, будто переносишься в Древнюю Русь.

Билибин тщательно изучал историю родной страны. Он стремился в своих работах раскрыть самобытность и загадочность Древней Руси, красоту прошлых времён. Не случайно ему так нравилось иллюстрировать народные сказки и былины. Трепетно относился автор картины "Гвидон и царица" к творчеству великого русского поэта Пушкина. Он видел в нём уважение и любовь к русской старине. Эти же чувства присущи художнику, создавшему эту прекрасную иллюстрацию.

Картина "Гвидон и царица" нравится мне тем, что помогает проникнуться духом древней Руси. Я невольно почувствовала гордость за наших предков, за красоту древнерусских городов.

Это такая яркая и красивая картина (иллюстрация)! Передний план цветочно-красный, а даль желто-голубая.

Ближе к нам сам Гвидон и, получается, царица. Их не сразу отличишь от цветочного фона. Особенно царицу. Видна голова в платке, но кажется сначала, что женщина лежит в другую сторону ногами – за картиной как бы. Но приглядишься – и вот платье, голубое, длинное. Но оно так похоже на ручеёк, так незаметно среди цветов. Царица смотрит вдаль, лица мы не видим.

Гвидон тоже отвернулся от нас, но мы видим немного его профиль. И у него круглая золотая серьга в ухе. Красноватая одежда у этого мужчины. Штаны даже в цветочек. Может быть, это герои так маскируются? Есть же защитная экипировка под зимний или летний лес со всякими листиками и веточками! А тут цветы-цветы.

На Гвидоне ещё шапка дорогая. Красивый воротник у него – царский.

Смотрят замаскированные герои на город. Очень красивый золотой с белым город. Он за высокой стеной. Там много улиц, домов, церквей. Герои вполне могут мечтать захватить этот прекрасный город. Он как бы поднимается к Солнцу – на гору. Чем выше, тем больше золотых куполов и белокаменных строений. Внизу ещё были деревянные домики. В середине высокая колокольня. Там ещё много деревьев, а вокруг стен нет. Вероятно, деревья горожане сажали специально для воздуха, для тени… Экологический город, красота!

Над воротами, наверняка, икона. Ясно, что с этими церквями – это христианский город. А кто Гвидон по национальности – это ещё вопрос. Плюс у него будто и кожа смуглая, и волосы тёмные. Жаль, что бороды нет…

Тут ещё есть красивая река. Может быть, где-то там есть ров и капканы… Но к городу ведёт светлая дорога.

В небе есть облака… Сразу понятно, что это жаркий летний день.

Сказку я не очень помню. Однако с такой иллюстрацией легко придумать множество вариантов. Мне кажется, что когда-то этих людей могли выгнать из города, а теперь они из мести договорились его захватить.

Внизу картины кант с узорами – всё очень красиво. Очень может быть, что за городом находится море-океан. Там явно что-то более тёмное, но это не лес – горизонт тут виден чёткой линией.

Надеюсь, что мы по литературе будем читать эту сказку, чтоб разрешить все загадки этой иллюстрации (картины).

Описание настроения картины Билибин - Гвидон и царица

Популярные сегодня темы

На репродукции картины Г. Нисского можно увидеть описание дорог Подмосковья. Почему же именно Подмосковья, спросите вы? На это указывают несколько составляющих картины, которые художник продумал до мелочей

Зинаида Евгеньевна Серебрякова в настоящий момент является одной из великих женщин в истории русской живописи. Она была рождена в семье архитекторов и художников, что послужило первым шагом по её творческому пути

При первом взгляде на картину Василия Андреевича Тропинина, мы видим молодую девушку на сером фоне. На самом деле все его картины написаны об окружающем мире людей.

На картине изображен погожий весенний день. Светит яркое, уже теплое солнце, оно повсюду разливается мягким золотистым светом, который отражается от снега и слегка слепит глаза. Это ранняя весна начинает хозяйничать.

Читайте также: