Сочинение гуманность на войне

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение в формате ЕГЭ

ученицы 11 класса

школы № 28 Стасенко Софии

Проблема сохранения человечности на войне

Главное на войне – это всегда оставаться человеком. Несмотря на раны, которые она наносит, никогда нельзя забывать о милосердии. В.Астафьев размышляет над проблемой сохранения человечности в военное время. Почему же так важно помнить о ценности каждой жизни?

Автор считает, что война – это общая трагедия, и поэтому важно находить в сердце место для сострадания и понимания, даже если тот, кто в этом нуждается, - твой враг.

Я разделяю позицию автора, потому что нужно помнить об общей нелёгкой доле, о важности каждой жизни, чтобы не очерстветь и не уподобиться тем, кого ты больше всего ненавидишь.

(1)Одно желание было у Бориса: скорей уйти из этого разбитого хутора подальше и увести с собою остатки взвода.

(2)Но не всё ещё перевидел он сегодня.

(3)Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: чёрное, костлявое, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно шёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали что-то и грелись.

— (6)Греетесь, живодёры! — глухо произнёс солдат и начал срывать через голову ремень автомата. (7)Сбил шапку на снег, автомат запутался в башлыке маскхалата, он рванул его, расцарапав пряжкой ухо.

— (8)Я вас нагрею! (9)Сейчас, сейчас. — (10)Солдат срывающимися пальцами поднимал затвор автомата.

(11)Борис кинулся к нему и не успел. (12)Брызнули пули по снегу, один простреленный немец забился у костра, а другой рухнул в огонь. (13)Вспугнутым вороньём загорготали пленные, бросаясь врассыпную. (14)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его самой землёю, скаля зубы, что-то дико орал и слепо жарил куда попало очередями.

— (15)Ложись! — (16)Борис упал на одного из пленных, вдавил его в снег. (17)Патроны в диске кончились. (18)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (19)Пленные бежали из дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (20)Борис вырвал из рук солдата автомат, схватился с ним, оба упали. (21)Солдат шарил по поясу, искал гранату - не нашёл, разодрал маскхалат на груди.

— (22)Маришку сожгли-и-и! (23)Селян всех. (24)Всех загнали в церковь. (25)Всех сожгли-и-и! (26)Мамку! (27)Крёстную! (28)Всех. (29)Всю деревню. (30)Я их тыщу. (31)Тыщу кончу! (32)Резать буду, грызть.

— (33)Тихо, друг, тихо! — (34)Солдат перестал биться, сел на снегу, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными. (35)Он разжал кулаки, так сильно стиснутые, что от ногтей остались красные вмятины на ладонях, облизал искусанные губы, схватился за голову, уткнулся лицом в снег и зашёлся в беззвучном плаче.

(36)А в ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой.

(37)И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, иные курили, ожидая отправки. (38)Старший сержант с наискось перевязанным лицом и наплывающими под глаза синяками послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

— (39)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (40)Поморозился весь! (41)Кто кормить-то будет семью твою? (42)Фюрер? (43)Фюреры, они накормят.

(44)А бойца в маскхалате увели. (45)Брёл он, спотыкаясь, вниз опустив голову, и всё так же затяжно, беззвучно плакал.

(46)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструмент. (47)Легко раненный немец, должно быть, из военных медиков, услужливо и сноровисто начал обихаживать раненых.

3)И раненые, хоть наши, хоть чужие, понимали его, слушались, замирали, сносили боль, закусывая губы.

(54)Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую портянку, висевшую у припечка, делал козью ножку из легкого табака. (55)Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, клочков одежды, осколков и пуль. (56)В корыте смешалась и загустела кровь разных людей.

размышляет над проблемой со хранения чел овечности в во енное время.

Почему же так важн о помнить о ценности каж дой жизни?

Автор раскрывает данную проблему , описывая слу чай, когда в одн ом

лазарете оказал ись бойцы с вражду ющих сторон. Сперва он показ ывает

солдата, сломле нного войной и г орем от поте ри близких, жаждавшего

заглушить свою боль у бийством пленны х немцев. Когда он открыл по н им

очередь из авто мата, Борис, наблю давший за ним и, попытал ся выбить

оружие у него из рук, оста новить его от бессмысле нного кровопролит ия,

людям, не имевш им к этому никакого отношения, не прине сла солдату

облегчения, он продолжал страдать, как страдали те перь те, по кот орым он

стрелял. В то же время писатель пе реносит действ ие в соседнюю хату, где

и русским, и пленным, оди наково относился к о всем больн ым, и «ране ные,

тем временем в к орыте, полн ым потемн евших бинтов, «смешалась и

Автор считает, чт о война – это общая трагедия, и поэто му важно находить

в сердце место для сострадан ия и поним ания, даже если т от, кто в этом

Я разделяю позиц ию автора, потому что нужно по мнить об обще й нелёгкой

доле, о важност и каждой жизни, чт обы не очерстветь и не упод обиться тем,

Милосердие и чел овечность никогда н е бывают ошибк ой. Так, героиня

зло, которое ф ашисты при чинили ей и её семье, п ытается помочь молодому

ненависть поки дает ду шу Марии, остаётся тол ько сострада ние к мальч ику, не

к врагу, и осозна ние того, наск олько хрупка чел овеческая ж изнь.

В число произвед ений, правдив о повеству ющих о страшны х фронтовы х

одна из ключевы х в произведени и. Побывавши й в самых о па сных и

безнадежных атака х, Сашка у видел в облике пле нного не в рага, а

обманутого кем - то человека. Он пообещал ему жизнь, так как на л истовке,

подобранной по пу ти в штаб, было на писано, что ру сские сол даты над

пленными не из девались. По дороге Сашка п остоянно ощущал чу вство стыда

и за то, что обор она у них была никуды шная, и за то, чт о мертвые това рищи

лежали непохо роненные. Но б ольше всего он испытывал неловкость от т ого,

что ощутил вдруг безграничну ю власть над эт им человеком . Таков он, Сашка

Кондратьева. Анал из его ду шевного состоя ния показывает, почему он так и

не смог заст релить пленног о и в резу льтате нарушил при каз комбата.

Война принос ит боль , и она не выбирает для себя жертв: вс е оказываются

вовлечёнными в ст рашный в одоворот, имен но поэтому в ней н е бывает

победителей, есть только проигравшие, которым в кон це концов не остаётся

ничего, кроме ме ртвецов. Но в то же время всег да найдутся те, кто, как

вспомнит о до бре и милосер дии и останется человек ом.

(1)Одно жела ние было у Бориса: скорей уйти из этого разбитого ху тора

(3)Из оврага в ыбрался сол дат в маскхалате, измазанном гли ной. (4)Лицо у

него было будто из чу гуна отлито: чёрное, к остлявое, с в оспалёнными

глазами. (5)Он ст ремительно шёл улицей, не ме няя шага, св ернул в огород,

где сидели во круг подожжё нного сарая пленные нем цы, жевал и что - то и

— (6)Греетесь, ж иводёры! — глу хо произнёс сол дат и начал срывать че рез

голову ремень авт омата. (7)Сб ил шапку на снег, авт омат запу тался в

башлыке маскх алата, он рванул его, расцар апав пряжко й ухо.

— (8)Я вас наг рею! (9)Сейчас, сейчас. — (10)Солдат с рываю щимися

(11)Борис кину лся к нему и не у спел. (12)Брыз нули пули по снегу, один

простреленн ый немец заб ился у костра, а другой ру хнул в огонь.

(13)Вспу гнутым вороньём заго рготали п ленные, бросаясь врассыпну ю.

(14)Солдат в мас кхалате подпрыгив ал так, бу дто подбрасыв ало его самой

землёю, скаля зу бы, что - то дик о орал и слепо жарил ку да попало оче редями.

— (15)Ложись! — ( 16)Борис у пал на одного из пленных, вд авил его в снег.

(17)Патроны в д иске кончились. (18)Сол дат всё давил и давил на спу ск, не

переставая кричать и подпрыг ивать. (19)Пленные б ежали из дом а, лезли в

хлев, падали, пр оваливаясь в снегу. (20)Борис вырвал из рук солдата авт омат,

схватился с ним, оба у пали. (21)Солдат шар ил по поясу , искал гранату - не

— (22)Маришку сожгли - и - и! (23)Селя н всех. (24)Все х загнали в церк овь.

(25)Всех сожгли - и - и! (26)Мамку ! (27)Крёстну ю! (28)Всех. (29)Всю

деревню. (30)Я их тыщу . (31)Тыщу кончу! (32)Резать буду, грызть.

— (33)Тихо, друг, тихо! — (34)Сол дат перестал б иться, сел на сне гу,

озираясь, сверк ал глазами, всё ещё накал ёнными. (35)Он разжал ку лаки, так

На первый взгляд, два этих понятия несовместимы и им не место в одном предложении, однако, если присмотреться, бесконечный спор о гуманности в ходе военных действий во многом и определяет ключевые особенности современной цивилизации. Я не претендую в этой статье на абсолютную правоту и буду рад увидеть в комментариях указания на неточности или альтернативные мнения. Считайте этот текст эссе.

Война и связанное с ней насилие - важнейший процесс, связанный с динамикой развития человеческой цивилизации. Государства или квазигосударства воевали с первых дней своего существования. Война объединила царства Верхнего и Нижнего Египта, войны дробили и объединяли Китай. Причины войн были разными и комплексными. Это и желание одной из сторон просто вырезать другую, и желание сломать общественный уклад и подчинить себе и зашедшие в тупик переговоры, закончившиеся громкими заявлениями и оскорблениями. Разумеется, это и войны за ресурсы и территории.

Попытки сделать войну менее жестокой, ограничить насилие и защитить посторонних от насилия стары как мир. Древние Греки сделали из военных конфронтаций ритуал. Когда дипломатия неизбежно доходила до заветных фраз “да горите в аиде, сволочи”, фаланги полисов сходились в поле, а после завершения боя заключалось священное перемирие для захоронения трупов и заботы о раненых. В войнах между полисами были редки осады и нападения на мирное население.

Средние Века в Европе ненадолго сделали военное дело личным призванием феодальной аристократии. Война давала славу, деньги, определяла положение в обществе. Многочисленные кодексы чести и представления о должном Европейской знати были также направлены на снижение летальности воин по крайней мере среди знати. Рыцари давали клятвы не только прекрасным дамам, но и победителям, бравшим их в плен после поражения. Это позволяло многим пленникам ждать выкупа не в подвале, прикованным цепями а в покоях победителя, пируя с ним, участвуя в охоте, и даже соревнуясь в воинском ремесле. Отголоски этих порядков сохранились до 20 века. В частности, еще в Первую Мировую пленные офицеры армии противника могли передвигаться по городам, питаться в ресторанах и ходить в театры, а не сидеть в концентрационных лагерях.

Прямо и косвенно 30 летняя война привела к:

  • Запрету на применение насилия к нон-комбатантам (мирному населению)
  • Запрету “отдавать города войскам” на разграбление
  • Появлению регламентов сдачи в плен и обращения с пленными комбатантами
  • Пониманию принципов дипломатии и де-факто, мораторию на ведение войны исходя из религиозных представлений.

Восемнадцатый век стал эпохой зарождения национальных государств и формулирования идеалов служения Отечеству, но, в основном, среди военной аристократии. Национализация элит, если хотите. Если в 17-м веке испанский артиллерист на службе Шведского короля в войне против Германии - норма, к концу 19 века такие практики постепенно становятся недопустимыми.

Девятнадцатый век стал эпохой, когда война окончательно стала политикой. Армии комплектовались рекрутами из числа бедных сословий и лучшие умы Европы в поте лица создавали идеологии, поясняющие, почему сыновья крестьян, пекарей и плотников должны строится в ряды и отдавать свои жизни за Родину (или Фатерлянд, кому как больше нравится). Появление прессы и распространение информации стали важной точкой.

В ходе Крымской Войны, “приличное” общество Великобритании впервые узнало, что раненные солдаты Его Величества умирают в полевых госпиталях на грязных тряпках, утопая в собственных нечистотах. Героиня этой истории - Флоренс Найтингейл, женщина, показавшая изнанку войны и ставшей одной из первых представительниц движения сестер милосердия. Благодаря ее энергии и честности, забота о выбывших из строя солдатах стала новой вехой в общественной жизни Европы, а раненые получили возможность умирать на чистых простынях.

Девятнадцатый век также стал веком инженеров и технического прогресса. Огромный шаг вперед сделала медицина и от “мясных лавок” начала 19 века пришла к оперативным полевым госпиталям. Вместо “лекарей”, умевших отрезать ноги и драть зубы, спасать раненых стали лучше хирурги своего времени, а под госпитали стали переоборудовать дворцы.

Что касается инженеров. Вторая половина 19 века ознаменовалась сотнями тысяч изобретений, значимая часть которых имела отношение к военному делу. Анекдотично, что винтовочные пули современного типа (такие как 7,62*54 винтовки Мосина) изначально тоже представлялись гуманными. Мол, сделаем с расстояния 600 метров в солдате аккуратную дырочку, его заштопают в госпитале, да и отправят к жене домой. Практика гуманность не подтвердила. К тем же “разговорам в пользу бедных” относятся и споры о “гуманных” штыках и запрет различных видов вооружений, таких как экспансивные пули. Фугасы 200 мм в расположение пехоты можно, экспансивные пули нельзя. Такие вот сорта..мороженного.

Чем больше в школах гуманизма, тем больше трупов на поле боя. Таким был результат Первой Мировой. Технический прогресс и новые механизмы сплочения сделали большие войны 20 века жуткими мясорубками и уровень разрушений и насилия в них превзошел все предыдущие.

Есть надежда, что осознание масштабов этих войн и позволили гуманизму из “служебной” дисциплины тоталитарных государственных машин стать главенствующим принципом развития общества. Впрочем, время покажет.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение В.Ф. Тендряков человечность к врагу на войне. Милосердие и гуманность - лучшие человеческие качества..

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


В данном отрывке русский писатель Владимир Федорович Тендряков поднимает проблему человечности к врагу на войне.

Владимир Федорович рассказывает историю о пожаре в немецком госпитале. Многие раненые не могли сами выбраться из горящего здания, но им на помощь пришли русские солдаты, которые не смогли оставить без внимания страдание других людей, хоть они и были их врагами. Автор говорит: «У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности.

Размышляя над данной проблемой, автор приходит к следующему выводу: люди даже на войне должны быть милосердны. Трудно с ним не согласиться, ведь гуманность по отношению к врагу показывает лучшие качества человека и его с хорошей стороны.

Данная проблема является одной из основных и затрагивается во многих произведениях художественной литературы. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Действительно, человек на войне должен быть милосердным и гуманным по отношению к врагу, ведь нельзя подчинять свое сердце лишь ненависти и злости.

Читайте также: