Сочинение горе от ума 4 действие

Обновлено: 11.05.2024

Какова роль 4 действия? Как они характеризуют московское дворянство? Как усиливается трагизм положения Чацкого? Каков финал пьесы?

Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать! Какие-то уроды с того света, И не с кем говорить, и не с кем танцовать…

Бал вещь хорошая, неволя-то горька; И кто жениться нас неволит! Ведь сказано ж, иному на роду… Кому принадлежат слова?

Все вместе: Мсьё Репетилов! Вы! Мсье Репетилов, что вы! Да как вы! Можно ль против всех! Да почему вы? стыд и смех. (Репетилова подавляют единодушием).

Согласны ли с тем, что в образе Репетилова заключена насмешка над некоторыми взглядами Чацкого? — Как автор противопоставляет Чацкому Репетилова?

Чацкий Репетилов Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног! Ремарка: При самом входе падает со всех ног. Он славно пишет, переводит… (Фамусов о Чацком) Однако ж я, когда, умишком поднатужась, Засяду, часу не сижу И как-то невзначай, вдруг каламбур рожу. Другие у меня мысль эту же подцепят И вшестером, глядь, водевильчик слепят… Да он властей не признаёт! (Фамусов о Чацком) … У нас… решительные люди, Горячих дюжина голов! Карету мне, карету! (Заключительная реплика Чацкого) Поди, сажай меня в карету, Вези меня куда-нибудь. (Заключительная реплика Репетилова)

Как ведут себя София и Чацкий, когда одновременно убеждаются в неверности тех, кого любят?

Это сильное потрясение для героев, но они достойно встречают удар судьбы. София отвергает Молчалина. Чацкий раздражается гневным монологом и говорит о разрыве.

София винит во всём только себя. Чацкий обвиняет Софию, причём даже в том, в чём она явно не виновата. Чацкий жесток к любимой девушке.

Какое прозрение наступило для Фамусова? Для чего нужна последняя реплика Фамусова в 15 явлении?

Фамусов выглядит комичным. Его больше всего волнует общественное мнение: Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!

Прозрение героев наступило. Что будет с ними дальше?

Чацкий – главный герой этого произведения, честный и образованный человек.

Поэтому это общество так себя и вело.

Иногда, чтобы победить зло, в данном случае – это нежелание что-либо менять, равнодушие, самоуничижение ради блага, ничтожность, его не достаточно просто обнаружить. Ведь после отъезда Чацкого ничего не изменилось, его как считали сумасшедшим, так и считают.

Полезный материал по теме:

  1. Образ Чацкого
  2. Образ Чацкого пример
  3. Таким я вижу А. А. Чацкого
  4. Характеристика воззрений Чацкого
  5. Образ и характеристика Чацкого

Двуличие Молчалина


Когда Молчалин хочет поцеловать Лизу, она не даётся. Затем ловелас собирается уйти, но тут появляется Софья и не даёт ему этого сделать. Девушка поняла, что её ухажёр — всего лишь подхалим и гнусный повеса. Но Алексей, кажется, совсем не стыдится. Он говорит, что ради выгоды готов угождать всем, как завещал его отец. Чувства Софьи растоптаны. Она понимает, кто Молчалин на самом деле:

  • плут;
  • ничтожный человек;
  • выжига.

Девушке стыдно и больно от осознания, что она оказалась игрушкой для такого человека. Она приказывает Алексею уйти и никому не рассказывать, что у них были отношения. Открылись глаза и у Чацкого. Ему тоже обидно. Герой понимает, что его возлюбленная не так умна, как ему казалось. Она настолько приземлённая, что способна полюбить подхалима, подлого плута, который готов пренебречь любыми принципами ради своего блага.

По его мнению, столицу захлестнули такие явления:

  • неразвитость;
  • разврат;
  • невежество;
  • неискренность;
  • чинопочитание.

Герой задаёт Софье риторические вопросы, по которым понятно: он окончательно уверился в сумасшествии Александра.

Открытие Чацкого

С крыльца забегает Репетилов. Он падает, затем быстро поднимается и выражает радость от встречи с Чацким, а потом подробно рассказывает о себе. Вскоре подъезжает карета Скалозуба. Чацкий понимает, что он здесь лишний, и прячется в швейцарской. Тем временем гости продолжают беседовать. Одни уходят, другие приходят, а герой слышит, какую характеристику дают ему люди. С горечью он понимает, что в словах окружающих содержится не просто насмешка, а самая настоящая злоба.

Наконец все расходятся, и мужчина начинает монолог. Он говорит о том, как горько слышать обидные слова в свой адрес. Чацкий вспоминает Софью и думает, как было бы хорошо, если бы она появилась.

По случайности, девушка тут же появляется. Одновременно с ней приходит и лакей. Он хочет сказать, что карета подана, но не успевает: герой обрывает его на полуслове и выпроваживает.

Анализ 4 действия комедии горе от ума

Горе от ума

Открытие Чацкого

Анализ четвертого действия горе от ума

С крыльца забегает Репетилов. Он падает, затем быстро поднимается и выражает радость от встречи с Чацким, а потом подробно рассказывает о себе. Вскоре подъезжает карета Скалозуба. Чацкий понимает, что он здесь лишний, и прячется в швейцарской. Тем временем гости продолжают беседовать. Одни уходят, другие приходят, а герой слышит, какую характеристику дают ему люди. С горечью он понимает, что в словах окружающих содержится не просто насмешка, а самая настоящая злоба.

Наконец все расходятся, и мужчина начинает монолог. Он говорит о том, как горько слышать обидные слова в свой адрес. Чацкий вспоминает Софью и думает, как было бы хорошо, если бы она появилась.

По случайности, девушка тут же появляется. Одновременно с ней приходит и лакей. Он хочет сказать, что карета подана, но не успевает: герой обрывает его на полуслове и выпроваживает.

Двуличие Молчалина

Анализ 4 действия горе от ума

Когда Молчалин хочет поцеловать Лизу, она не даётся. Затем ловелас собирается уйти, но тут появляется Софья и не даёт ему этого сделать. Девушка поняла, что её ухажёр — всего лишь подхалим и гнусный повеса. Но Алексей, кажется, совсем не стыдится. Он говорит, что ради выгоды готов угождать всем, как завещал его отец. Чувства Софьи растоптаны. Она понимает, кто Молчалин на самом деле:

  • плут;
  • ничтожный человек;
  • выжига.

Девушке стыдно и больно от осознания, что она оказалась игрушкой для такого человека. Она приказывает Алексею уйти и никому не рассказывать, что у них были отношения. Открылись глаза и у Чацкого. Ему тоже обидно. Герой понимает, что его возлюбленная не так умна, как ему казалось. Она настолько приземлённая, что способна полюбить подхалима, подлого плута, который готов пренебречь любыми принципами ради своего блага.

 кульминация горе от ума

По его мнению, столицу захлестнули такие явления:

  • неразвитость;
  • разврат;
  • невежество;
  • неискренность;
  • чинопочитание.

Герой задаёт Софье риторические вопросы, по которым понятно: он окончательно уверился в сумасшествии Александра.

Беседа с Репетиловым

Сюжет комедии Грибоедов взял из жизни. Чацкий и Репетилов представляют два противоположных лагеря. Первый олицетворяет прогрессивную Россию, второй — либерально настроенных крепостников.

Кроме Репетилова, в пьесе есть и другие консервативно настроенные персонажи:

Горе от ума анализ 4 действия

В диалоге с Чацким Репетилов рассказывает о том, что за последнее время его взгляды на жизнь сильно изменились. Теперь он встречается с прогрессивными людьми и даже участвует в собраниях тайного клуба.

Направление развития, которое выбрал для себя этот герой, не совсем совпадает с устремлениями Чацкого.

Репетилов с гордостью рассказывает о своих успехах в написании водевилей, признавая, что у него нет способностей, зато есть доброе сердце, поэтому люди готовы простить ему художественное враньё. Он произносит длинную речь, из которой понятно, что псевдолибералы не занимаются ничем полезным. Они олицетворяют пустоту, суету и шумную бездеятельность. Вот зачем понадобилось Грибоедову 4 действие: показать бессмысленность явления, именуемого либерализмом.

 кульминация горе от ума анализ

Человеческие образы, которые создал Грибоедов, типичные для общественно-политической ситуации того времени. Незадолго до того, как декабристы осуществили восстание, фамусовщина ещё занимала прочные позиции, однако было ясно, что подобный уклад жизни обречён на вымирание. Люди, подобные Чацкому, были редкостью, однако именно в них заключалась сила народа.

Грибоедов понимал, по какому пути будет развиваться Россия, и предугадал события, изобразив человека, который опережает своё время. Наделив Александра героическими чертами, писатель ясно показал, как относится к этому герою, а образы Молчалина, княгини Тугоуховской, Хрюминых и других представителей старой боярской столицы показывают то, с чем посчитал нужным бороться писатель.

Даже жанр, выбранный Грибоедовым, подчёркивает идейную направленность произведения и общественно-политическую позицию самого́ автора.





ДЕЙСТВИЕ 4. Действие происходит в парадных сенях дома Фамусова. Гости, недовольные балом, собираются разъехаться по домам. Другие только приезжают.



ЯВЛЕНИЯ 1–2. Платон Михайлович и Наталья Дмитриевна Горичи уезжают в числе первых. Горич жалуется жене, что ему вообще не хочется ходить на балы. В это время с крыльца забегает Репетилов. Он падает, затем быстро поднимается и выражает радость от встречи с Чацким, а потом подробно рассказывает о себе.




Явление 10. Тем временем гости продолжают беседовать. Одни уходят, другие приходят, а герой слышит, какую характеристику дают ему люди. С горечью он понимает, что в словах окружающих содержится не просто насмешка, а самая настоящая злоба. Чацкий понимает, что он здесь лишний, и прячется в швейцарской. Когда все разошлись, Чацкий размышляет о том, как горько слышать обидные слова в свой адрес. В это время появилась Софья со свечкой и окликнула Молчалина, думая, что это внизу он. Чацкий спрятался за колонну



Софья несчастна потому, что ей приходится пережить разрушение идеального образа Молчалина, который сложился у нее в голове. Она становится свидетельницей разговора Молчалина со служанкой Лизой. Основная трагедия Софьи состоит в том, что она полюбила подлеца. Молчалин играл роль любовника Софьи Фамусовой лишь потому, что благодаря этому он мог получить очередную награду или чин. Ко всему прочему, разоблачение ее возлюбленного происходит в присутствии Александра Чацкого. Это еще сильнее ранит девушку. Молчалин, увидев Софью, бросается перед ней на колени, но девушка не слушает его оправданий. Чацкий укоряет Софью, что она его забыла ради такого ничтожного человека



4- е действие – финал отношений Чацкого и Софьи. Они оба оказываются в сходных ситуациях: обманывается Софья – обманывается Чацкий. В результате и герой, и героиня переживают крах своих идеалов. Чацкий упрекает Софью, что она предпочла его этому низкопоклоннику и дельцу. Он оскорблен, досадует, что приехал сюда, где толпа недостойных людей прославила его безумным. Чацкий говорит, что общаясь с ними, трудно не потерять рассудок и что сейчас же он покинет Москву.



Горе от ума 4 действие анализ

История создания

Автор начал свою работу в тот момент, когда вернулся из Персии в Тифлис. Затем он уехал в Москву и завершил начальный вариант произведения. Находясь в большом городе, автор наблюдал за дворянским обществом, поэтому герои комедии очень похожи на его современников. Любой персонаж, описываемый в книге, имеет свой прототип.

Анализ 4 действия горе от ума

На написание комедии Грибоедова натолкнул случай, произошедший на одном из светских мероприятий. Автор заметил, как люди с лицемерием относятся к представителям иностранного государства. Грибоедов был пылким человеком и неординарной личностью. Он имел свою точку зрения и смотрел на жизнь иначе. Наблюдая за происходящим, автор не выдержал и резко высказался по этому поводу.

Лицемерные люди были шокированы смелыми высказываниями автора и отнеслись к его словам с осуждением. Затем они распространили слух о его сумасшествии. После этих событий Грибоедов решил написать произведение, где высмеял пороки высшего общества. В нем он призывал свою аудиторию к борьбе за прогрессивные взгляды.

Характеристика текста

Действие 4 горе от ума кульминация

Комедия затрагивает множество тем, и одной из них является восприятие. Некоторые люди не желают принимать действительность, а тех, кто стремится к развитию, считают сумасшедшими. В четвертой главе автор описывает человеческие пороки:

  • лицемерие;
  • бюрократизм;
  • чинопочитание.

Действующие лица

В последней главе книги лишь несколько персонажей, вокруг которых разворачиваются основные действия. В заключительной главе автор использовал следующие образы:

Горе от ума анализ четвертого действия

  1. Чацкий — молодой мужчина, воспитывавшийся с ранних лет в семье Фамусовых. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он стал жить отдельно. Это положительный персонаж, который умеет искренне любить и сопереживать. Именно поэтому фамусовское лицемерное общество отвергло его.
  2. Фамусов — богатый человек, отец Софьи. Не любит нововведений и привык жить по старинному укладу. Он очень любит свою дочь и заботится о ней.
  3. Софья — наивная девушка, которая верит каждому сказанному слову. Она образована и хорошо воспитана.
  4. Молчалин — отрицательный герой, всегда и везде ищет свою выгоду. Это лицемерный и беспринципный человек, который мечтает попасть в высшее общество.
  5. Лиза — служанка Софьи, ветреная и веселая девушка, которая помогает своей хозяйке.

Характеристика героев дает представление о том, какие люди жили в России и на чем, была основана их жизнь. Каждый из них играет важную роль в формировании текста.

Составление плана

Чтобы понять основной замысел автора, а также определить кульминацию комедии, необходимо текст разбить на смысловые подзаголовки. Они содержат основные события сюжетной линии:

Горе от ума анализ 4 действия

  1. Уход гостей.
  2. Разочарование Чацкого.
  3. Появление Софьи.
  4. Разговор Лизы и Молчалина.
  5. Молчалин просит прощения.
  6. Беседа Софьи и Чацкого.
  7. Фамусов и слуги.
  8. Монолог главного героя.

Подробный план четвертого действия раскрывает финал произведения. Подобное разделение поможет подготовиться к пересказу на уроке литературного чтения.

Краткое содержание

Четвертое явление начинается с того, что в доме Фамусовых закончился бал, и гости начали разъезжаться по домам. Чацкий торопит лакея и требует, чтобы тот быстрее подал ему карету. Герой разочаровался в сегодняшнем вечере. Он был подавлен и не понимал, кто распустил слух о том, что он сумасшедший. Его волновало, знает ли об этом Софья. Чацкий даже не догадывался, что она и заявила о его сумасшествии.

Когда Чацкий заметил Софью, то спрятался за колонну и стал невольным свидетелем разговора служанки Лизы и Молчалина. Мужчина говорил, что не собирается жениться на Софье, так как Лизавета ему нравится больше.

Горе от ума краткое

Молчалин уделял внимание Софье лишь потому, что она была дочерью Фамусова, у которого он служит. Молодой человек не испытывал к ней искренних чувств. Как оказалось, Софья стояла рядом и слышала весь разговор. Мужчина сначала был растерян и не знал, как вести себя, но вскоре упал на колени и начал просить прощения. Но девушка держалась изо всех сил, она оттолкнула его и попросила, чтобы к утру его в доме больше не было. Если он ослушается, тогда она расскажет все своему отцу.

Чацкий подошел к Софье и высказал все, что думал по этому поводу. Он не мог поверить, что его возлюбленная ради Молчалина предала их любовь. Девушка заявила, что он не может поступить с ней так подло, ведь она ему доверяла.

В это время на террасу выбегает Фамусов со слугами. Он был очень удивлен, когда застал свою дочь в обществе Чацкого, ведь еще недавно она называла его сумасшедшим. Только теперь герой понял, кто первым заявил, что он якобы не такой, как все.

Горе от ума

Фамусов был очень зол. Он ругал слуг за то, что они плохо следили за его дочерью. Лизу он наказывает и отправляет следить за птицами, а Софье грозит тем, что отвезет ее в деревню к тетке.

Чацкий долго стоял и смотрел на происходящее, а потом произнес свой последний монолог, сказав, что все его надежды рухнули. Он спешил к Софье, последние три года только о ней и думал, а она дала ему лишь ложные надежды. Но сейчас он не чувствует сожаления о том, что их отношения прекратились. Герой решает уехать из Москвы навсегда.

Комедия “Горе от ума” создавалась в 1816-1824 гг. – в период, когда в России возникали и действовали первые тайные общества. Комедия является как бы художественной летописью и историей декабризма. Основной конфликт комедии – столкновение лагеря молодой России, представленного Чацким, и лагеря крепостников, представленного Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими.

Это не выдумка автора, а отражение той общественной борьбы, которая была характерна для русской жизни начала XIX века. Против чего же восстает Чацкий, о котором А. Герцен

сказал, что это декабрист, шедший прямой дорогой на каторгу? Крепостное право
– вот что сковывало творческие силы “умного, бодрого русского народа”, препятствовало экономическому и культурному развитию России.
Именно Репетилов в парадных сенях дома Фамусова разоткровенничался перед Чацким. Сперва он сознался, что при Чацком чувствует себя жалким и смешным, а потом поведал, что он теперь сильно изменился, участвует в тайных собраниях в английском клубе с умнейшими людьми.
Все объяснять ему недосуг, но нельзя не упомянуть, что в собраниях участвует князь Григорий, другой – Воркулов Евдоким,

прекрасный певец, но гением Репетилов считает Удушьева Ипполита Маркелыча, который пишет книги: “отрывок, взгляд, и нечто – обо всем”. Сам Репетилов может написать каламбур. Так они вчетвером, глядь, водевильчик слепят. “Способностями Бог меня не наградил, дал сердце доброе, вот чем я людям мил, совру – простят…”
В “Горе от ума” типична сама общественно-историческая ситуация, поскольку она верно и глубоко отражает конфликт, вполне характерный для данной эпохи. Именно поэтому типичны и все человеческие образы, созданные Грибоедовым.
Пусть во времена Грибоедова, накануне восстания декабристов, фамусовщина еще казалась прочной основой общественного быта в самодержавно-крепостническом государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы, Молчалины, Загорецкие и иже с ними еще занимали тогда господствующее положение, но как социальная сила фамусовщина уже загнивала и была обречена на умирание. Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу, которой было суждено развиваться и которая поэтому была неодолима.
Поняв закономерность исторического развития и выразив свое понимание в художественных образах “Горя от ума”, Грибоедов и отразил объективную правду жизни, создал типический образ “нового человека” – общественного протестанта и борца – в типических обстоятельствах его исторического времени.
Столь же типичны и исторически характерны представители другого общественного лагеря, действующие в комедии Грибоедова. Фамусов, Молчалин, Хлестова, Репетилов, Скалозуб, Загорецкий, княгиня Тугоуховская, графиня Хрюмина и все прочие персонажи старобарской Москвы, каждый по-своему, в своем индивидуальном художественном воплощении, с замечательной полнотой и заостренностью выражают существо той социальной силы, которая стояла на страже охранения старых, реакционных порядков феодально-крепостнического мира.
Смело, по-новаторски решив в “Горе от ума” проблему типичности, Грибоедов тем самым с полной ясностью, не допускающей никаких кривотолков, сказал своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил фамусовщи-ну. Проникнув творческой мыслью в суть основных социальных и идеологических противоречий своего времени, показав, что Чацкий представлял в своем лице растущую и развивающуюся силу русского общества, щедро наделив его характер героическими чертами, Грибоедов тем самым решил и политическую проблему. В этом в первую очередь и сказалась общественно-политическая позиция Грибоедова, в этом и проявилась с наибольшей убедительностью идейная направленность его творчества.

Читайте также: