Сочинение герои гоголя среди нас

Обновлено: 04.07.2024

УЗНАЕМ ЛИ МЫ ГЕРОЕВ Н. В. ГОГОЛЯ СРЕДИ СОВРЕМЕННИКОВ? — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

Несомненно, что у смеха Н. В. Гоголя бы-
ли предшественники. Этот смех зародился в
комедиях Фонвизина, в баснях Крылова, в
эпиграммах ПушкинА, в комедии ГрибоедовА
“Горе от ума”. Над чем же смеялся Гоголь?
Объектом его смеха были не монархия, цер-
ковь и даже не крепостное право. В первую
очередь Гоголь смеялся над человеческой
бездуховностью, над душевной омертвелос-
тью, над нелепостью и глупостью людей, ли-
шивших себя высоких интересов, ценностей
и идеалов.
Мы знаем, что в произведениях Гоголя нет

положительных героев. Писатель искренне
стремился создать таких персонажей, но у не-
го ничего не выходило. Для Гоголя самым
важным было беспощадное обличение пошло-
сти русской жизни. “Изобрази я картинных
извергов, мне бы простили, но пошлости мне
не простили. Русского человека испугала его
ничтожность…” – писал Гоголь.
Прошло много лет после смерти Гоголя,
но имя этого замечательного писателя по-
мнят и знают все. Почему? Да потому, что ге-
рои его произведений существуют и в наше
время. Не перевелись до конца Чичиковы,
маниловы, коробочки, ноздревы, Хлестаковы.

Но будем надеяться, что все же их стало
меньше.
Герои поэмы “Мертвые души”, созданной
под непосредственным влиянием ПушкинА,
поистине кажутся нам “знакомыми незна-
комцами”. Портретную галерею этого произ-
ведения открывает Манилов. Он по натуре
обходителен, добр, вежлив, но все это приня-
ло у него смешные и даже уродливые фор-
мы. Он не принес окружающим никакой ре-
альной пользы. Ни великих, ни малых дел от
Манилова и ему подобных ждать нельзя.
Гоголь разоблачил явление маниловщи-
ны, характерное для значительной части
дворянской России. Слово “маниловщина”
стало нарицательным. Манилов страшен Го-
голю. Пока этот помещик благоденствует и
мечтает, его имение разрушается, крестьяне
разучились трудиться – они пьянствуют,
разгильдяйничают. Долг помещика – орга-
низовать жизнь своих крепостных, дать им
возможность с пользой для себя жить и тру-
диться. “Маниловщина”, если ее рассматри-
вать не только как общечеловеческое явле-
ние, а как явление определенной эпохи и
определенной среды, была в высшей степени
свойственна помещичьему и чиновничье-бю-
рократическому слоям России. Провинци-
альный помещик Манилов подражал “перво-
му помещику России” – Николаю I и его ок-
ружению. Гоголь изобразил “маниловщину”
верхов через ее отражение в провинциальной
среде. “Маниловщина” Николая I и его ок-
ружения предстала перед читателем окари-
катуренной не столько Гоголем, сколько са-
мой провинциальной жизнью”, – писал ака-
демик Лихачев.
А как часто в нашей жизни мы встречаем
людей, подобных Манилову! Именно поэтому,
читая “Мертвые души”, мы ощущаем, что
этот герой нам знаком.
Следом за Маниловым Гоголь показывает
Коробочку, одну из “тех матушек, небольших
помещиц, которые плачутся на неурожаи и
убытки, а между тем набирают понемногу
деньжонок в мешочки, размещенные по ящи-
кам комодов”. Коробочка не претендует на
высокий уровень культуры, как Манилов, она
не предается пустым фантазиям, все ее мыс-
ли и желания связаны с хозяйством. Чичиков
называет Коробочку “дубинноголовой”. Это
меткое определение вполне освещает психо-
– логию помещицы. Согласитесь, что и в нашей
сегодняшней жизни подобные Коробочки
встречаются. Только сейчас в людях, возмож-
но, больше жестокосердия, стремления к на-
копительству.
Типичен для нашего времени и образ Но-
здрева. Любит он пьяный разгул, буйное ве-
селье, карточную игру – это его стихия.
В присутствии Ноздрева ни одно общество не
обходилось без скандальных историй, по-
этому автор иронически называет Ноздрева
“историческим человеком”. Болтовня, хвастов-
ство, вранье – самые типичные черты Нозд-
рева. По оценке Чичикова, Ноздрев – “чело-
век-дрянь”. Он держит себя развязно, нагло
и имеет “страстишку нагадить ближнему”.
Собакевич, в отличие от Манилова и Но-
здрева, связан с хозяйственной деятельнос-
тью не только на словах. Это хитрый пройдо-
ха. Гоголь беспощадно-разоблачает жадного
накопителя, которого “омедведила” система
крепостного права. Интересы Собакевича ог-
раниченны. Цель его жизни – это матери-
альное обогащение и вкусная еда. А сколько
людей, живущих по такому же принципу,
встречается в нашей действительности?!
Еще одним героем “Мертвых душ” явля-
ется Плюшкин, как бы венчающий галерею
губернских помещиков, “Прореха на челове-
честве” – так называет его Гоголь. Именно в
этом человеке мелочность, ничтожность и по-
шлость достигают предельного выражения.
Скупость и страсть к накопительству лиши-
ли Плюшкина человеческих чувств и приве-
ли его к чудовищному нравственному урод-
ству. В людях он видел только расхитителей
своего имущества. Сам Плюшкин никогда не
покидал поместья и в гости к себе никого не
приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына.
Люди у него мрут как мухи, многие его кре-
постные числились в бегах. В самом Плюш-
кине и в его доме чувствуется движение, но
это движение распада, тления. Как же стра-
шен этот человек! И как страшно то, что в
современной действительности есть такие
люди, только, без сомнения, предстающие
перед нами в несколько другом обличье. Та-
ким образом, Плюшкин тоже кажется нам
“знакомым незнакомцем”.
“Мертвые души” потрясли всю Рос-
сию”, – отмечал Герцен. Крепостники-дво-
ряне, узнавшие себя в новом произведении
Гоголя, а вслед за ними и реакционная кри-
тика злобно осудили автора, обвиняя его в том,
что он не любит Россию, что поэма – насмеш-
ка над русским обществом. Гоголь предви-
дел, как отнесутся к его труду представите-
ли правящих кругов, но считал своим долгом
перед Россией и народом “показать, хотя
с одного боку, всю Русь”. Он писал: “Бывает
время, когда нельзя устремить общество или
даже все поколение к прекрасному, пока не
покажешь всю глубину его настоящей мерзо-
сти”. Эта мысль не покидала писателя-граж-
данина в период его работы над поэмой.
Центральным героем поэмы является Па-
вел Иванович Чичиков. Прежде всего, Чичи-
ков выделяется на общем фоне деятельнос-
тью, активностью. Это фигура предпринима-
теля – новый тип в русской литературе.
Гоголь показывает, как возникло умение Чи-
чикова приспосабливаться к любой обстанов-
ке, ориентироваться в любой ситуации. Отец
дал юному Чичикову совет: “Все сделаешь и
все прошибешь на свете копейкой”. Вся жизнь
Чичикова стала цепью мошеннических махи-
наций и преступлений.
Павел Иванович прилагает громадные
усилия и проявляет неистощимую изобрета-
тельность, пускается на любые аферы, если
они сулят успех, обещают заветную копейку.
Чичиков быстро ориентируется в любой ситу-
ации, везде очаровывает, у некоторых даже
вызывает восхищение. Чичиков больше дру-
гих кажется нам “знакомым незнакомцем”,
ведь и сейчас жизненной философией многих
современных “предпринимателей” стал ло-
зунг: “Зацепил – поволок, сорвалось – не
спрашивай”. Многие считают, если “прямой
дорогой не возьмешь”, то “косой дорогой боль-
ше напрямик”.
В произведениях Гоголя предстает гале-
рея “знакомых незнакомцев”. Вспомним
Хлестакова из комедии “Ревизор”. Разве
мы не можем утверждать, что его черты
присущи каждому человеку в той или иной
степени? “Пусть всякий отыщет частицу се-
бя в этой роли и в то же время осмотрится
вокруг, без боязни и страха, чтобы не ука-
зал кто-нибудь на него пальцем и не назвал
бы его по имени…Всякий хоть на минуту, ес-
ли не на несколько минут, делался или де-
лается Хлестаковым, но, натурально, в этом
не хочет только признаться”, – писал сам
Гоголь.
Таким образом, все герои гоголевских
произведений кажутся нам “знакомыми не-
знакомцами”. Это происходит потому, что
в нашей реальной жизни мы часто встреча-
емся с людьми, в которых замечаем пороки
тех или иных гоголевских персонажей. Именно
поэтому его произведения читают до сих пор.
Сейчас в нашей стране происходят большие
перемены, заново переосмысливаются чело-
веческие ценности, но идеи Гоголя-пророка
современны и сейчас. Гоголь дорог нам, ведь
он, как никто другой из его предшественни-
ков, изобразил нравственную сущность и мо-
ральные качества людей, которые, бесспор-
но, присущи нам всем и по сей день.

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 г. в семье небогатых помещиков. Его интерес к литературе проявился во время учёбы в Неженской гимназии высших наук. Позже он начал преподавать историю в одном из Петербургских высших заведений. Тогда же он познакомился с Пушкиным.

Ведь и теперь, зачастую, чиновники ищут личной выгоды почти в каждом деле, стараются всячески применить свою власть не для помощи людям, а для своей наживы. А аферисты? Мы почти ежедневно встречаемся с ними: подставные фирмы по продаже жилья, несуществующие турбюро, жулики, втягивающие людей в свои аферы. Чичиков, несомненно, более приятный персонаж, но суть у них одна – надувательство простых людей. Про тех, кто добивается своих целей присмыканием и лизоблюдством, и говорить не стоит, ведь наверняка каждый не раз в своей жизни встречался с такими людьми.

Гоголь, несомненно, актуален. Он тонко понял те проблемы, которые являются основными и, пожалуй, неискоренимыми в нашем обществе, и описал их. Конечно, современные гоголевские герои выглядят по-другому, их окружение изменилось. Но вот суть…Суть осталась та же, что и у героев XIX столетия. И, пожалуй, ещё через двести лет она вряд ли изменится, а Гоголь будет столь же актуален, как и теперь.

Перед Гоголем должно благоговеть…. время! Как много упало в его бездну, но Гоголь, его имя и сегодня блистает не только в афишах театров, но и даёт жизнь гоголевскому искромётному юмору, преподнося уроки справедливости. Сегодня он просто востребован временем, его герои очень часто бродят среди нас, таких же с виду благонравных и благополучных, Хлестаковых и Маниловых, уличая нас, публику XXI века, в подлом и мелочном и порой кажется, что герой его произведения – это отголосок времени, ведь у нас много своих героев, как бы списанных и прописанных у нас, в XXI веке.

Я думаю, что никто до Гоголя не написал так полно и правдиво о русском чиновничестве, которое, увы, не переменилось и в наше время. Смеясь, он безжалостно проникает в самые зловредные уголки этой нечистой зловредной души.

Но и сегодня картины нашего быта, государственного уклада вряд ли обрадовали писателя, мы так же достойны осмеяния.

И сегодня можно лицезреть племя скряг и стяжателей, схоронившихся под ломом чинов и портфелей.

Другое дело, видя все это, нет страдающего за наши души, вопля в этом бездушном мире, который бы вырвался наружу и осветил убогое и мелочное в нас, в устройстве нашего дня.

День сегодняшний вызывает горькое раздумье о человеке, о его трагической судьбе в современном мире, о непредсказуемости, в которой придется жить нашим детям, и только острое чувство гражданственности, самосознания поможет переменить жизнь, как этого хотел Гоголь. А сегодня это необходимо как никогда!

ПОЧЕМУ ГЕРОИ Н.В. ГОГОЛЯ КАЖУТСЯ НАМ "ЗНАКОМЫМИ НЕЗНАКОМЦАМИ"?
Боже мой, как грустна наша Россия! А. С. Пушкин.
Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже не над крепостным правом. Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и глупостью людей, лишивших себя духовных интересов, ценностей и идеалов. Мы знаем, что в произведениях Гоголя нет положительных героев. Писатель искренне стремился создать таких персонажей, но у него ничего не получилось. Для Гоголя самым важным было беспощадное обличение пошлости русской жизни. "Изобрази я картинных извергов, мне бы простили, но пошлости мне не простили. Русского человека испугала его ничтожность. " _ писал Гоголь.. Прошло много лет после смерти Гоголя, но имя этого замечательного писателя помнят и знают все. Почему? Да потому, что герои его произведений существуют и в наши времена. Не вывелись до конца Чичиковы, Маниловы, Коробочки, Ноздревы, Хлестаковы. Но все же их стало меньше.
Герои поэмы "Мертвые души", созданной под непосредственным влиянием Пушкина, поистине кажутся нам "знакомыми незнакомцами". Портретную галерею этого произведения открывает Манилов. Он по натуре обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы. Ни великих, ни малых дел от Мани-лова и ему подобных ждать нельзя. Гоголь разоблачил явление маниловщины, характеризующее чиновничество России. Слова "маниловщина" стало нарицательным. Манилов страшен Гоголю. Пока этот помещик благоденствует и мечтает, его имение разрушается, крестьяне разучились трудиться _ они пьянствуют, разгильдяйничают. Долг помещика _ организовать жизнь своих крепостных, дать им возможность с пользой для себя жить и трудиться. "Маниловщина" больше самого Манилова. "Маниловщина", если ее рассматривать не только как общечеловеческое явление, а как явление определенной эпохи и определенной среды, была в высшей степени свойственна высшему чиновничье-бюрократическому строю России. Провинциальный помещик Манилов подражал "первому помещику России" _ Николаю 1 и его окружению. Гоголь изобразил "маниловщину" верхов через ее отражение в провинциальной среде. "Маниловщина" Николая 1 и его окружения предстала перед читателем окарикатуренной не столько Гоголем, сколько самой провинциальной жизнью", _ писал Лихачев. А как часто в нашей жизни мы встречаем людей, подобных Манилову, именно поэтому, читая "Мертвые души", этот герой кажется нам "знакомым незнакомцем".
Следом за Маниловым Гоголь показывает Коробочку, одну из "тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов". Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустым фантазиям, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Чичиков называет Коробочку "дубиноголовой". Это меткое определение вполне освещает психологию помещицы. Согласитесь, что в нашей жизни такие Коробочки очень распространены. Только в наше время эти люди превратились в жестокосердных и жадных, стремящихся к накопительству и жалеющих пожертвовать несколько грошей нищему. Типичен в наше время и образ Ноздрева. Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева- "историческим человеком". Болтовня, хвастовство, вранье _ самые типичные черты Ноздрева. По оценке Чичикова, Ноздрев _ "человек-дрянь". Он держит себя развязно, нагло и имеет "страстишку нагадить ближнему".
Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной деятельностью. Он хитрый пройдоха. Гоголь беспощадно разоблачает жадного накопителя, которого "омедведила" система крепостного права. Интересы Собакевича ограничены. Цель его жизни _ это материальное обогащение и вкусная еда. А сколько людей, живущих по такому же принципу, встречается в нашей действительности?
Другим героем "Мертвых душ" является Плюшкин, как бы венчающий галерею губернских помещиков. "Прореха на человечестве", _ так называет его Гоголь. Именно в этом человеке мелочность, ничтожность и пошлость достигают предельного выражения. Скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его к чудовищному уродству. В людях он видел только расхитителей его имущества. Сам Плюшкин никуда не ходил и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди умирали как мухи, многие его крепостные числились в бегах. В самом Плюшкине и в его доме чувствуется движение _ но это движение распада, тления. Как же страшен этот человек! И как страшно то, что в современной действительности есть такие люди, только, без сомнения, предстающие перед нами в несколько другом обличий. Таким образом, Плюшкин тоже кажется нам "знакомым незнакомцем".
"Мертвые души" потрясли всю Россию", _ отмечал Герцен. Крепостники-дворяне, узнавшие себя в разных лицах нового произведения Гоголя, реакционная критика злобно осудили и автора, и поэму, обвиняя Гоголя в том, что он не любит Россию, что это насмешка над русским обществом. Гоголь знал, как отнесутся к его труду представители правящих сословий, но он считал своим долгом перед Россией и народом "показать, хотя с одного боку, всю Русь". Он писал: "Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости". Эта мысль не покидала писателя-гражданина во время всей его работы над поэмой "Мертвые души".
Центральным героем поэмы является Павел Иванович Чичиков.
Прежде всего, Чичиков выделяется на общем фоне деятельностью, активностью. Это фигура предпринимателя _ новая в русской литературе. Гоголь показывает, как сложилось умение Чичикова приспосабливаться к любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: "Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой". Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Павел Иванович проявляет громадные усилия и неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку. Чичиков быстро ориентируется в любой ситуации, везде очаровывает, у некоторых даже вызывает восхищение. На мой взгляд, Чичиков больше других кажется нам "знакомым незнакомцем", ведь и сейчас жизненной философией многих наших "предпринимателей" стал лозунг: "Зацепил _ поволок, сорвалось _ не спрашивай". Многие считают, если "прямой дорогой не возьмешь", то "косой дорогой больше напрямик". Да и вообще, творчество Гоголя представляется нам как галерея "знакомых незнакомцев". Вспомним Хлестакова из комедии "Ревизор". Разве мы не можем утверждать, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени? "Пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобы не указал ктонибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться", _ писал сам Гоголь.
Таким образом, все герои гоголевских произведений кажутся нам "знакомыми незнакомцами". Это происходит потому, что в нашей реальной жизни мы часто встречаемся с людьми, в которых замечаем пороки тех или иных гоголевских персонажей. Именно поэтому его произведения живы, их любят, по ним воспитывают. Сейчас в нашей стране происходят большие перемены, заново переосмысливаются человеческие ценности, но идеи Гоголя-пророка современны и сейчас. Гоголь дорог нам, ведь он, как никто другой из его предшественников, изобразил нравственную сущность и моральные качества людей, которые, бесспорно, присущи нам всем и посей день.

Прошло много лет после смерти Гоголя, но имя этого замечательного писателя помнят и знают все. Почему? Да потому, что герои его произведений существуют и в наше время. Не перевелись до конца Чичиковы, маниловы, коробочки, ноздревы, Хлестаковы. Но будем надеяться, что все же их стало меньше.

Введение в роман образа главного героя, который отображает ту действительность, в которой живет автор, является одной из отличительных черт романтизма в литературе . Но посколько основной романтический конфликт - это конфликт личности и общества, главный герой в таких произведениях почти всегда оказывается лишним и непонятным в его времени.

Герои времени Грибоедова

Первым романтическим произведением в русской литературе стала комедия А.С. Грибоедова Горе от ума , написанная в 1824 году. Главный герой, Чацкий, вступает в постоянные споры с представителями прошлого поколения, эпохи Екатерины. Чацкий - классический представитель своего времени, когда мысли молодых людей уже заходили в сторону либерального развития России, функционировали тайные общества и планировался переворот.

Чацкий активно выступает против существующего в обществе порядка, однако его никто не слушает: Чацкий оказывается проповедником на балу, неуместным и непонятным. Чацкий одинок , у него нет семьи или близких друзей, единственный путь для него - это путь декабриста, как и для многих интеллектуальных людей того времени.

Герои времени Пушкина

Образ героя времени продолжает развивать А.С. Пушкин в романе Евгений Онегин , который был закончен в 1830 году. Главный герой - это скучающий молодой человек, эгоистичный и насмешливый, но в то же время это Онегин - современный герой . Пушкин представляет его сверхчеловеком, который мнит себя выше других, однако не может толком реализоваться. Общество не понимает его, Онегин оказывается лишним.

Сначала вся его жизнь представляет собой сплошное развлечение, однако потом светские забавы надоедают ему. Он начинает скучать, от скуки провоцирует дуэль, на которой убивает молодого поэта Ленского. Потом решает поухаживать за уже замужней Татьяной и, скорее всего, жизнь лишнего человека закончится трагично: его вполне может вызвать на дуэль и убить муж Татьяны.

Герои времени Лермонтова

Далее этот образ развивает М.Ю. Лермонтов , который в 1840 году не стал ходить вокруг да около и назвал свой роман просто и красноречиво - Герой нашего времени , раскрыв основной смысл названия романа . Лермонтов показывает, как такой же умный, талантливый и возвышающийся над другими человек, как Онегин, становится лишним из-за тяжелых обстоятельств. Если в бедах Онегина был виноват он сам: у него были возможности для самореализации, просто он не хотел ими пользоваться, предпочитая хандрить, то Печорин, человек другой эпохи, - жертва обстоятельств и времени.

В этом романе уже описывается не либеральная александровская эпоха, а строгие годы правления Николая I, когда ужесточили цензуру и усилили контроль за обществом. У Печорина нет выбора, только служба в положении штрафного. Он пытается сам распоряжаться своей судьбой, убивает на дуэли раздражавшего его Грушницкого, но и это не спасает заложника ситуации. Образ Печорина действительно трагический - у него нет никакого выбора, никаких перспектив, а виновато в этом общество и власть.

Герой времени Гоголя

Новый образ героя времени вводит Н.В. Гоголь в поэме Мертвые души (1842 год), которая существенно отличается от предыдущих романов. Замысел Мертвых душ здесь другой. Главный герой - мошенник, обманывающий всех встречных. Но это еще и человек новой эпохи, тип, ранее не известный в русской литературе - хозяин-приобретатель.

Основная цель его жизни - накопить побольше, он собирается возвыситься над прочими за счет своего умения копить копейку (таким образом продолжается тема сверхчеловека). Однако Чичиков не считает себя лишним, ведь его замыслы очень простые и реалистичные, он не конфликтует с обществом.

Необходимость типичного героя времени

Анализируя эти произведения, а также историко-литературную ситуацию в России первой половины XIX века, можно сделать вывод, что необходимость в образе типичного героя времени возникает тогда, когда сам автор чувствует себя так или иначе неуместным в существующем обществе. Особенно выразителен в этом отношении герой Лермонтова, в котором больше всего автобиографичных черт.

Также стоит заметить, что образ героя времени - это деталь романтической литературы. К концу 1840-х годов романтизм в русской литературе плавно сходит на нет, уступая место реализму, следовательно, и лишний герой времени больше не нужен. Однако стремление авторов описывать типичные для своего времени характеры абсолютно естественно, оно сохранится в литературе вплоть до ХХ века.

Нужна помощь в учебе?

Прошло много лет после смерти Гоголя, но имя этого замечательного писателя помнят и знают все. Почему? Да потому, что герои его произведений существуют и в наше время. Не перевелись до конца Чичиковы, маниловы, коробочки, ноздревы, Хлестаковы. Но будем надеяться, что все же их стало меньше.

ло у него смешные и даже уродливые формы. Он не принес окружающим никакой реальной пользы. Ни великих, ни малых дел от Манилова и ему подобных ждать нельзя.

Типичен для нашего времени и образ Но-здрева. Любит он пьяный разгул, буйное ве-

емся с людьми, в которых замечаем пороки тех или иных гоголевских персонажей. Именно поэтому его произведения читают до сих пор. Сейчас в нашей стране происходят большие перемены, заново переосмысливаются человеческие ценности, но идеи Гоголя-пророка современны и сейчас. Гоголь дорог нам, ведь он, как никто другой из его предшественников, изобразил нравственную сущность и моральные качества людей, которые, бесспорно, присущи нам всем и по сей день.

Несомненно, что у смеха Н. В. Гоголя бы-
ли предшественники. Этот смех зародился в
комедиях Фонвизина, в баснях Крылова, в
эпиграммах ПушкинА, в комедии ГрибоедовА
“Горе от ума”. Над чем же смеялся Гоголь?
Объектом его смеха были не монархия, цер-
ковь и даже не крепостное право. В первую
очередь Гоголь смеялся над человеческой
бездуховностью, над душевной омертвелос-
тью, над нелепостью и глупостью людей, ли-
шивших себя высоких интересов, ценностей
и идеалов.
Мы знаем, что в произведениях Гоголя нет

/> положительных героев. Писатель искренне
стремился создать таких персонажей, но у не-
го ничего не выходило. Для Гоголя самым
важным было беспощадное обличение пошло-
сти русской жизни. “Изобрази я картинных
извергов, мне бы простили, но пошлости мне
не простили. Русского человека испугала его
ничтожность…” – писал Гоголь.
Прошло много лет после смерти Гоголя,
но имя этого замечательного писателя по-
мнят и знают все. Почему? Да потому, что ге-
рои его произведений существуют и в наше
время. Не перевелись до конца Чичиковы,
маниловы, коробочки, ноздревы, Хлестаковы.
Но будем надеяться, что все же их стало
меньше.
Герои поэмы “Мертвые души”, созданной
под непосредственным влиянием ПушкинА,
поистине кажутся нам “знакомыми незна-
комцами”. Портретную галерею этого произ-
ведения открывает Манилов. Он по натуре
обходителен, добр, вежлив, но все это приня-
ло у него смешные и даже уродливые фор-
мы. Он не принес окружающим никакой ре-
альной пользы. Ни великих, ни малых дел от
Манилова и ему подобных ждать нельзя.
Гоголь разоблачил явление маниловщи-
ны, характерное для значительной части
дворянской России. Слово “маниловщина”
стало нарицательным. Манилов страшен Го-
голю. Пока этот помещик благоденствует и
мечтает, его имение разрушается, крестьяне
разучились трудиться – они пьянствуют,
разгильдяйничают. Долг помещика – орга-
низовать жизнь своих крепостных, дать им
возможность с пользой для себя жить и тру-
диться. “Маниловщина”, если ее рассматри-
вать не только как общечеловеческое явле-
ние, а как явление определенной эпохи и
определенной среды, была в высшей степени
свойственна помещичьему и чиновничье-бю-
рократическому слоям России. Провинци-
альный помещик Манилов подражал “перво-
му помещику России” – Николаю I и его ок-
ружению. Гоголь изобразил “маниловщину”
верхов через ее отражение в провинциальной
среде. “Маниловщина” Николая I и его ок-
ружения предстала перед читателем окари-
катуренной не столько Гоголем, сколько са-
мой провинциальной жизнью”, – писал ака-
демик Лихачев.
А как часто в нашей жизни мы встречаем
людей, подобных Манилову! Именно поэтому,
читая “Мертвые души”, мы ощущаем, что
этот герой нам знаком.
Следом за Маниловым Гоголь показывает
Коробочку, одну из “тех матушек, небольших
помещиц, которые плачутся на неурожаи и
убытки, а между тем набирают понемногу
деньжонок в мешочки, размещенные по ящи-
кам комодов”. Коробочка не претендует на
высокий уровень культуры, как Манилов, она
не предается пустым фантазиям, все ее мыс-
ли и желания связаны с хозяйством. Чичиков
называет Коробочку “дубинноголовой”. Это
меткое определение вполне освещает психо-
– логию помещицы. Согласитесь, что и в нашей
сегодняшней жизни подобные Коробочки
встречаются. Только сейчас в людях, возмож-
но, больше жестокосердия, стремления к на-
копительству.
Типичен для нашего времени и образ Но-
здрева. Любит он пьяный разгул, буйное ве-
селье, карточную игру – это его стихия.
В присутствии Ноздрева ни одно общество не
обходилось без скандальных историй, по-
этому автор иронически называет Ноздрева
“историческим человеком”. Болтовня, хвастов-
ство, вранье – самые типичные черты Нозд-
рева. По оценке Чичикова, Ноздрев – “чело-
век-дрянь”. Он держит себя развязно, нагло
и имеет “страстишку нагадить ближнему”.
Собакевич, в отличие от Манилова и Но-
здрева, связан с хозяйственной деятельнос-
тью не только на словах. Это хитрый пройдо-
ха. Гоголь беспощадно-разоблачает жадного
накопителя, которого “омедведила” система
крепостного права. Интересы Собакевича ог-
раниченны. Цель его жизни – это матери-
альное обогащение и вкусная еда. А сколько
людей, живущих по такому же принципу,
встречается в нашей действительности?!
Еще одним героем “Мертвых душ” явля-
ется Плюшкин, как бы венчающий галерею
губернских помещиков, “Прореха на челове-
честве” – так называет его Гоголь. Именно в
этом человеке мелочность, ничтожность и по-
шлость достигают предельного выражения.
Скупость и страсть к накопительству лиши-
ли Плюшкина человеческих чувств и приве-
ли его к чудовищному нравственному урод-
ству. В людях он видел только расхитителей
своего имущества. Сам Плюшкин никогда не
покидал поместья и в гости к себе никого не
приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына.
Люди у него мрут как мухи, многие его кре-
постные числились в бегах. В самом Плюш-
кине и в его доме чувствуется движение, но
это движение распада, тления. Как же стра-
шен этот человек! И как страшно то, что в
современной действительности есть такие
люди, только, без сомнения, предстающие
перед нами в несколько другом обличье. Та-
ким образом, Плюшкин тоже кажется нам
“знакомым незнакомцем”.
“Мертвые души” потрясли всю Рос-
сию”, – отмечал Герцен. Крепостники-дво-
ряне, узнавшие себя в новом произведении
Гоголя, а вслед за ними и реакционная кри-
тика злобно осудили автора, обвиняя его в том,
что он не любит Россию, что поэма – насмеш-
ка над русским обществом. Гоголь предви-
дел, как отнесутся к его труду представите-
ли правящих кругов, но считал своим долгом
перед Россией и народом “показать, хотя
с одного боку, всю Русь”. Он писал: “Бывает
время, когда нельзя устремить общество или
даже все поколение к прекрасному, пока не
покажешь всю глубину его настоящей мерзо-
сти”. Эта мысль не покидала писателя-граж-
данина в период его работы над поэмой.
Центральным героем поэмы является Па-
вел Иванович Чичиков. Прежде всего, Чичи-
ков выделяется на общем фоне деятельнос-
тью, активностью. Это фигура предпринима-
теля – новый тип в русской литературе.
Гоголь показывает, как возникло умение Чи-
чикова приспосабливаться к любой обстанов-
ке, ориентироваться в любой ситуации. Отец
дал юному Чичикову совет: “Все сделаешь и
все прошибешь на свете копейкой”. Вся жизнь
Чичикова стала цепью мошеннических махи-
наций и преступлений.
Павел Иванович прилагает громадные
усилия и проявляет неистощимую изобрета-
тельность, пускается на любые аферы, если
они сулят успех, обещают заветную копейку.
Чичиков быстро ориентируется в любой ситу-
ации, везде очаровывает, у некоторых даже
вызывает восхищение. Чичиков больше дру-
гих кажется нам “знакомым незнакомцем”,
ведь и сейчас жизненной философией многих
современных “предпринимателей” стал ло-
зунг: “Зацепил – поволок, сорвалось – не
спрашивай”. Многие считают, если “прямой
дорогой не возьмешь”, то “косой дорогой боль-
ше напрямик”.
В произведениях Гоголя предстает гале-
рея “знакомых незнакомцев”. Вспомним
Хлестакова из комедии “Ревизор”. Разве
мы не можем утверждать, что его черты
присущи каждому человеку в той или иной
степени? “Пусть всякий отыщет частицу се-
бя в этой роли и в то же время осмотрится
вокруг, без боязни и страха, чтобы не ука-
зал кто-нибудь на него пальцем и не назвал
бы его по имени…Всякий хоть на минуту, ес-
ли не на несколько минут, делался или де-
лается Хлестаковым, но, натурально, в этом
не хочет только признаться”, – писал сам
Гоголь.
Таким образом, все герои гоголевских
произведений кажутся нам “знакомыми не-
знакомцами”. Это происходит потому, что
в нашей реальной жизни мы часто встреча-
емся с людьми, в которых замечаем пороки
тех или иных гоголевских персонажей. Именно
поэтому его произведения читают до сих пор.
Сейчас в нашей стране происходят большие
перемены, заново переосмысливаются чело-
веческие ценности, но идеи Гоголя-пророка
современны и сейчас. Гоголь дорог нам, ведь
он, как никто другой из его предшественни-
ков, изобразил нравственную сущность и мо-
ральные качества людей, которые, бесспор-
но, присущи нам всем и по сей день.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

Напишите, пожалуйста, сочинение на тему : Живы ли гоголевские герои сегодня?

(по произведению "Мертвые души") СРОЧНО НУЖНО, у меня есть 40 минут.

Только не с интернета!

Заранее ОЧЕНЬ благодарен.


Живы гоголевские герои!

И не просто живы, а процветают, причем нередко безнаказанно.

Стоит оглядеться вокруг, и без большого труда увидим и Хлестакова, и Городничего, и Тяпкина - Ляпкина.

Пожалуй, в наше время они стали даже наглее и уже не обиняками намекают на взятку, а прямо требуют, называя суммы.

И чиновников, исполняющих свою работу спустя рукава, разворовывающих государственные деньги, хватает.

О них мы слышим почти ежедневно.

И ведь умудряются плодиться, какие бы ни принимались меры против них.

Как не порадеть "родному человечку"!

А незабвенный Чичиков?

В "Мертвых душах" ему не очень повезло, пришлось свернуть ему свою деятельность и умчаться в неизвестном направлении.

Но наши Чичиковы благоденствуют годами.

Неужели человеческая натура так неисправима?

Хотелось бы надеяться, что это не так.

Что со временем люди поймут, что так жить нельзя, и паразиты, мздоимцы и казнокрады навсегда исчезнут из нашего общества.


Напишите заключение к сочинению на тему : "Чичиков живая душа или мертвая ?

Напишите заключение к сочинению на тему : "Чичиков живая душа или мертвая ?


Напишите пожалуйста сочинение на тему Чичиков живая или мертвая душа, сдать нужно завтра очень срочно помогите?

Напишите пожалуйста сочинение на тему Чичиков живая или мертвая душа, сдать нужно завтра очень срочно помогите!


Сочинение по произведению Н?

Сочинение по произведению Н.

В. Гоголя"мертвые души"на тему"жива душа Чичикова или мертва".


СОЧИНЕНИЕ по роману Н?

СОЧИНЕНИЕ по роману Н.

В. Гоголя "Мертвые души" Тема : можно ли давать карманные деньги детям.


Напишите сочинения - миниатюры на темы : «Может ли душа быть мертвой?

Напишите сочинения - миниатюры на темы : «Может ли душа быть мертвой?


Напишите сочинение на тему живые и мертвые души в поэме гоголя "Мертвые души"?

Напишите сочинение на тему живые и мертвые души в поэме гоголя "Мертвые души".


СОЧИНЕНИЕ по роману Н?

СОЧИНЕНИЕ по роману Н.

В. Гоголя "Мертвые души" Тема : можно ли давать карманные деньги детям.


Помогите пожалуйста, напишите сочинение на тему : Почему душу называют мертвой?

Помогите пожалуйста, напишите сочинение на тему : Почему душу называют мертвой?


Срочно нужна помощь?

Срочно нужна помощь!

Какие поступки героя я одобряю а какие нет, произведения Гоголя "мертвые души".


Помогите написать сочинение на тему : "Есть ли будущее у героев Мертвых душ?

Помогите написать сочинение на тему : "Есть ли будущее у героев Мертвых душ?

На этой странице находится вопрос Напишите, пожалуйста, сочинение на тему : Живы ли гоголевские герои сегодня?, относящийся к категории Литература. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 5 - 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Литература. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.



Петербуржская жизнь Гоголя открывает перед ним мир большого города со своими особенностями. Гоголь поражается не только красотой величественных дворцов, но и существующими общественными противоречиями и социальными контрастами. В повести «Невский п..


Фантастическая и приключенческая книга Яна Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали" в интересной форме знакомит читателей с энтомологией - науке о насекомых. Герои книги - брат и сестра Карика и Валя, а также профессор - энтомолог Иван Гермо..


О парусе! Логично, да.


Главному герою уже исполнилось шестнадцать лет, но мать не хочет, чтобы он поступал на службу. Она отличается злым нравом и дурным характером, которые передались Митрофанушке по наследству. Женщина во всем потакает сыну. У госпожи Простоковой имел..



Тон меняется от дружбы до негодования, потому что князь недооценил илью и от этого они поругались.


История основана на реальных событиях. Сюжет в том, что Герман косвенно повлиял на смерть старушки, что в узнать секрет 3 карт. Он сопоставлен со всем обществом. Расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, отрицательные качества, но автор н..


Читайте также: