Сочинение эссе на тему 18 век по праву называется веком просвещения

Обновлено: 30.06.2024

Многие социальные идеи и политические модели пришли в современность именно из второй половины 18 века (демократическая республика, права человека и др.)
Умы просветителей волновали идеи равенства людей, не только перед Богом, что признавали и в средневековье, но и перед законом и перед другими людьми.

Избавление от современных социальных проблем просветители 18 века видели в раскрепощении умов, в распространении образования среди народа.
Неудивительно, что деспотичная власть церкви, ограничивавшая научные изыскания и развитие, защищающая произвол королевской (царской) власти и бесправие народа казалась им враждебной тёмной силой.

Благодаря крупным достижениям естественных наук в 18 столетии возникло несколько самоуверенное представление о том, что загадок и тайн для человека в природе больше нет. По мере развития знаний далее, в течение 20 века люди становились в чем-то менее самоуверенными.

Идея победы разума (рассудка, логики) и науки, приоритет инноваций перед старыми традициями, приоритет знаний перед нерассуждающей слепой верой – вот еще один характерный психологический признак этой эпохи.

Но не все просветители были материалистами, Руссо и его сторонники верили в Бога, но эта их внутренняя вера не выражалась в посещении церкви и соблюдении ритуалов и обрядов.

Еще один признак психологии Века Просвещения это исторический оптимизм, вера в возможность изменить человека к лучшему, с помощью качественного воспитания, а также дав миллионам темных и неграмотных людей образование, изменив условия их жизни.

В философии Просвещение резко выступало против любого рода мистики и метафизики, упрощенно отрицая существование всего, чего нельзя увидеть, пощупать, измерить. Это, конечно, было слишком самонадеянно.
Не знали еще люди 18 века ни о радиации, ни о рентгеновских лучах, воздействие которых человек не воспринимает непосредственно, ни об инфра-красном спектре, в котором глаз человека ничего не видит, ни об ультра-звуке, в диапазоне которого человек ничего не слышит, в отличие от животных.
Только сложные высокоточные приборы помогли человеку 20-21 века и увидеть и услышать и заметить то, что прошло мимо наших органов чувств.

В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало огромные надежды на магическую силу воспитания.

В области юриспруденции, политики идеи 18 столетия – запрет пыток и зверских видов казней, освобождение человека от унизительных ограничений сословного неравенства, крепостного права, колониального рабства, уважение к человеческой личности независимо от происхождения человека.

Движение Просвещения 18 столетия было в значительной степени и антимонархическим и антицерковным, направляясь против засилья церкви к светском обществе, мешающего распространению знаний в толще народа. К тому же, церковь всегда жестко выступала на стороне монархии против демократизации.

Как в России завязка революционных событий не в 1917 и даже не в 1905 году, так и во Франции завязка грандиозных событий лежит не в 1789, а лет так на 15-20 ранее.

Старый режим был обречен, он защищал только интересы королевской династии и аристократов и ничего не гарантировал 95% населения страны.
Монархисты-либералы, конституционалисты смогли привлечь на свою сторону еще часть крупных собственников-буржуа, но и они оставили за бортом интересы 80-85% французов.

Поколение французских революционеров, рожденных в середине 18 столетия (1750-е-1760-е гг.), выросло на последнем завершающем этапе эпохи Просвещения, когда период политического воспитания масс был в основном закончен, началось время активных действий.

И только первой категории в ее ослеплении роскошью и властью могло казаться, что в стране все тихо и лучезарно, все довольны своим положением.

Характеристика причин, благодаря которым XVIII век называют эпохой Просвещения. Анализ вклада Екатерине II в развитие просветительских идей. Эпоха Просвещения как основа для современного образования, литературы, образования, архитектуры и искусства.

Рубрика История и исторические личности
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 17.12.2018
Размер файла 17,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ЭССЕ на тему

просвещение эпоха екатерина

Когда мы говорим о XVIII веке, мы сразу вспоминаем то, что в это время было огромное количество реформ, не только военных, финансовых, социальных, но и касающихся образования и культуры. Безусловно, говоря об эпохе просвещения, стоит сказать, что ключевую роль в становлении науки и культуры России, сыграла Екатерина II. Именно в её период правления развитие науки, культуры и образования XVIII века было наиболее интенсивным. В данной работе мы попробуем дать ответы на вопросы: на самом деле XVIII век был эпохой Просвещения в России? И почему? Для того чтобы нам разобраться в этом вопросе, нужно рассмотреть различные стадии эпохи Просвещения. Подразделить их можно так: ранее Просвещение, Екатерининская эпоха, позднее Просвещение. А так же стоит отдельно разобрать науку, образование, архитектуру.

Стоит начать с этапа раннего Просвещения. Идеи Просвещения изначально были восприняты Петром I и его сподвижниками. Данные идеи оказали влияние на деятельность Феофана Прокоповича, сатиру Антиоха Кантемира, а так же великого историографа Василия Татищева. Во время правления императрицы Елизаветы, идея просвещенного абсолютизма распространилась на фаворита данного правителя - Ивана Шувалова. Дворянин был просвещённым придворным и в этой связи он содействовал основанию Московского университета и Императорской Академии художеств.

Далее мы рассмотрим Екатерининскую эпоху. Очевидно, что на Россию, как и на Европу сильное влияние оказало Просвещение Франции. В нашем случае наиболее сильным оказалось влияние на Екатерину II. Обычно, её считают образцом просвещенного деспота. Она основала один из крупнейших в мире музеев - Эрмитаж. А так же создала научное объединение - Вольное экономическое общество. И стоит упомянуть о Российской национальной библиотеке, одной из первых библиотек в Восточной Европе. И все три учреждения были расположены в Санкт-Петербурге. В доказательство того, что Екатерина Великая была великим просветителем, стоит сказать, что к её двору стремились такие европейские деятели, как Дени Дидро, Леонард Эйлер, Петр Паллас, Алессандро Калиостро. И все же, в то время государственной религией оставалось православие, однако Екатерине, под влиянием своих просвещенных друзей, не помешало провести ряд реформ. А в частности, мы говорим о секуляризации большей части русских монастырей. А в 1767 году была созвана Уложенная комиссия, которая должна была изменить законную базу под режим абсолютной монархии. Для комиссии был составлен Наказ, соавторами которого являются Монтескье и Чезаре Беккариа. Вся деятельность Екатерины не повлияла на режим абсолютной власти, но когда после американской и французской революций оказалось, что Просвещение оказывает большое влияние на политическое настроение : Николай Новиков за вольнодумство был заключен в тюрьму, Радищев - сослан на каторгу, а его работы соженны и запрещены.

Далее мы рассмотрим эпоху позднего Просвещения. После смерти Екатерины Великой, на престол взошел Павел I, который правил, не менее самодержавно, однако освободил из заключения Новикова и Радищева. Фаворитом Павла был Иван Крылов, чьи басни позже стали образцом иносказательной речи на политически острые темы. Позже к власти пришел Александр I. Противостояния между либерально настроенным дворянством и режимом его абсолютной власти. Впервые созванный им уже в 1801 г. Негласный комитет, как и Уложенная комиссия 1767 г., должен был разработать программу политических реформ. В 1801--1803 гг. рядом указов государственным крестьянам, купцам и прочим подданным неблагородных сословий разрешалось покупать землю, передача помещикам и закрепощение государственных крестьян были запрещены, был даже установлен механизм выкупа крестьянами личной свободы, которым, впрочем, сумела воспользоваться только наиболее предприимчивая часть крестьянства. После отмены крепостного права в Германии и Австрийской империи Россия все ещё оставалась единственной европейской страной, где господствовало средневековое крепостничество. Тем не менее, недавно присоединенное к империи Великое княжество Финляндское стало автономным, его законы не могли быть изменены без согласия местного сейма. После войны 1812 г. было отменено крепостное право в Прибалтике, а в 1815 г. получило конституцию Царство Польское (оба в составе Российской империи). В 1810 г. был учрежден новый орган управления, Государственный совет, канцелярию которого, по рекомендации одного из членов Негласного комитета, возглавил видный реформатор М. М. Сперанский, продолжавший свою деятельность даже в эпоху политической реакции, наступившую с воцарением Николая I. Программа реформ была в значительной мере осуществлена лишь при Александре II.

Далее мы разберем науку XVIII века. Впервые наука опять же появилась при Петре Великом. Он был заинтересован в создании карт территории России. В 1719 году император отправил на Урал и Сибирь, Василия Татищева, с одним из поручений о географическом описании России. В итоге, историограф разыскал и подготовил к публикации Русскую правду, Судебник Ивана Грозного и другие не менее важные исторические документы. Прецедент развития науки был дан Петербургской Академией наук. Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михаил Ломоносов. Он заложил основы современной физической химии, молекулярно-кинетической теории тепла, изготовлял телескопы собственной конструкции, с помощью которых открыл атмосферу у планеты Венеры, а также был одаренным поэтом и одним из создателей современного русского языка. Среди российских естествоиспытателей эпохи Просвещения известны также химик Товий Ловиц, натуралисты и этнографы Иоганн Георгии Иоганн Гюльденштедт, ботаник и географ Иоганн Фальк, географы Н. Я. Озерецковский и П. И. Рычков.

Следующим немаловажным аспектом в Просвещении, является архитектура. Множество изменений появилось в эту эпоху. Своей вершины русское барокко достигает в елизаветинскую эпоху, когда работала целая школа талантливых русских архитекторов, таких как Дмитрий Ухтомский и Савва Чевакинский. Тем не менее, из других стран Европы по-прежнему активно приглашали иностранцев, таких как Антонио Ринальди. Самым выдающимся зодчим этого времени считается Растрелли, который возвел Зимний дворец Смольный монастырь, Строгановский дворец, Большой Петергофский дворец и множество других великолепных зданий Петербурга и его окрестностей. С приходом к власти Екатерины Великой Растрелли вынужден был уйти в отставку, так как императрица отдала предпочтение второму главному стилю эпохи Просвещения -- классицизму. Этот стиль в России представлен работами Карло Росси, Джакомо Кваренги, Василия Баженова, Матвея Казакова и других выдающихся мастеров.

В заключении хочется сказать, что, безусловно, XVIII век является эпохой просвещения, в большей степени благодаря Екатерине II. Так как в эту эпоху, были основаны главные образовательные учреждения, а так же, музеи, библиотеки, развивалась архитектура. Поэтому основа для современного образования и искусства была заложена именно в этот период.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

В словаре Просвещение определяется как “философское движение 18 века, характеризующееся верой в силу человеческого разума и инновациями в политической, религиозной и образовательной доктрине”. Просвещению способствовала Научная революция, начавшаяся еще в 1500 году. Это интеллектуальное, философское, культурное и социальное движение распространилось по Англии, Франции, Германии и другим частям Европы в 1700-х годах. Я расскажу о Просвещении и опишу влияние, которое оно оказало на общества 18 века.

Шмидт в своей статье описывает, чем было Просветление по определению Канта, которое представляет собой опеку человека, то есть неспособность использовать свое понимание без руководства или помощи со стороны другого. Он описывает, как кто-то, полагаясь на других, делает выбор за них. [1] Его основное внимание было сосредоточено на благополучии человечества. Изменения, произошедшие в эпоху Просвещения, обеспечили бы не только рациональный взгляд на общество, но и освободили бы людей от невежества, суеверий и тирании и сделали бы мир более безопасным и лучшим местом, предоставив этим людям свободу умственно и физически. Польза Просвещения заключается в том, чтобы изгонять заблуждения, истина изгоняет ложь, как свет изгоняет тьму. [2] Основываясь на мыслителях, которые жадно ищут разум, тщетно предполагали, что совершенное общество может быть построено с помощью здравого смысла и терпимости.

Религия была главным фактором, стоявшим на пути общества к просвещению в 18 веке. Из-за религиозных суеверий и фанатизма это препятствовало способности людей рационализировать события, происходящие в повседневной жизни. Шмидт указывает, что цель Просвещения состояла в том, чтобы освободить общественность от тех страхов, которые лишали людей их счастья, что и было целью человеческого общения. [3] Поддержка религиозной терпимости была затруднена, поскольку католическая церковь делала большую ставку на европейские общества. Очевидно, что религиозное просвещение не стало толчком снизу к 1780-м годам. [4] За много веков до эпохи просвещения ученых преследовали и несправедливо наказывали за то, что они выдвигали теории и логические аргументы по поводу определенных вещей. Например, просветленный мыслитель Галилей [5] за то, что бросил вызов церкви за свое научное открытие того, как устроена Вселенная, подвергался преследованиям со стороны церкви и других учреждений за выдвижение теорий, которые противоречили их убеждениям. Другие мыслители, такие как Вольтер [6], посвятили много своего времени нападкам на основы христианства, включая его Священные Писания, и к ним присоединилась группа мятежных мыслителей, известных как философы. [7] Эти мыслители проложили путь к новому образу мышления и со временем принесли идеи и изменения в свои общества. Сами монархи стали просвещенными и больше не придерживались убеждений о правлении по божественному праву, а об улучшении своих царств и подданных путем рассуждений. Церковь играла очень важную роль в обществе, и до эпохи просвещения она делала все, что в ее силах, для борьбы с учеными, гуманистами, учеными и т.д. По мере того как общества начали становиться просвещенными, появилось новое религиозное воззрение, называемое деизмом [8]. Было создано множество изобретений, и политика монархов была направлена на то, чтобы попытаться отделить церковь от государства, чтобы создать общество религиозной свободы. Человеческая добродетель и счастье лучше всего достигались благодаря этой недавно установленной свободе от ненужных ограничений, налагаемых церковью, а также государством.

Этот период был отмечен прогрессией. Одной из определяющих характеристик современности является вера в то, что все может измениться и должно измениться, и этой эпохой считается просвещение. [9] Произошли изменения, и возник Просвещенный абсолютизм. Некоторыми монархами, которые были просвещены в 18 веке, были Фридрих II Прусский, Екатерина Великая Российская и Иосиф II, император Священной Римской империи Австрии. Несмотря на то, что их внешняя политика не сильно изменилась, поскольку каждый правитель пытался расширить свои полномочия и приобрести новые территории, вступая в войну, они внесли определенные внутренние изменения в свое царство, которые расширили интеллектуальную свободу и свободу. Теперь их забота была сосредоточена на рационализации и пропаганде реформ. Правительство теперь защищает права личности, и когда правительство нарушает естественные права людей, оно нарушает общественный договор. Примером может служить Французская Декларация прав человека и гражданина, которая показала, на какие свободы имеет право французский народ. Эти улучшения позволили услышать голос обычного человека, и люди начали ощущать эти изменения на протяжении всей своей жизни. Теперь основное внимание уделялось как вере в природу, так и вере в прогресс, потому что это вело к улучшению условий жизни людей. Это также привело к экономическому росту, потому что многие правители приняли свободную торговлю и рынки, которые улучшили их жизнь, а также жизнь их подданных. Это породило буржуазию [10], которая стала заметной в 18 веке и высказывала свое мнение об элите, например, о дворянстве. В течение нескольких поколений наблюдались улучшения в образовании, уголовном правосудии, налогообложении, свободе вероисповедания и процветании. [11] Простые люди теперь могли чувствовать, что их голос услышан в их обществе. Благодаря этим законам и предоставленным свободам люди смогли получить лучшую работу, принадлежать к любой религии по своему выбору, думать самостоятельно и не быть вынужденными верить или делать то, что, по их мнению, не было частью того, кем они были.

Эта эпоха была шагом вперед в развитии науки. Природа начинала восприниматься по-другому. Дидро [12] придал понятию природы качества динамизма и индивидуальности, или самогенерирующегося временного процесса, который представил в своем мышлении концепции как лейбницевской, так и ньютоновской мировых систем. [13] Это мышление о понимании внешней природы было шагом вперед в познании окружения обществ и результатов того, что происходит в природе. Этот период подчеркивал важность такой науки, как биология, в обществе. Как все было связано друг с другом, и были сделаны открытия, которые дали людям возможность взглянуть на вещи с другой точки зрения. Это имеет отношение к эпохе просвещения, поскольку люди смотрели на мир по-другому, а открытия и создание чего-то вроде энциклопедии, а также научные учения привели только к улучшению общества, потому что технологии начали развиваться, и были сделаны изобретения, чтобы сделать жизнь людей намного проще. А наука и влияние разума привели к новым инновациям в политической мысли.

Затем философы начали писать на темы, связанные с правительством, политикой и правами. Монтескье, представивший концепцию разделения ветвей власти, и Томас Гоббс, Джон Локк, у которых были разные теории и идеи о том, какой тип правления должен быть. Локк был не просто философом, но и крупным идеологом. [14] Локк сыграл важную роль в теории общественного договора, которая пытается объяснить способы, с помощью которых люди формируют государства для поддержания социального порядка. Такого рода концепции и взгляды давали людям возможность высказать свое мнение о том, как их правительство должно управлять своими странами. Это был трудный период, потому что у людей было разное мнение о том, хотят ли они ограниченного правительства, абсолютной монархии и т.д. Эти концепции кардинально изменили бы общество, потому что с другим правительством приходят другие законы и нормы. Это окажет влияние на жизнь каждого человека. Этот и другие факторы привели к войнам, подобным французской революции. [15] Люди хотели перемен, и именно это и произошло. Монархия, подобная той, что была во Франции, рухнула. Люди начали организовываться и пытаться защитить своих сограждан и самих себя, чтобы сохранить свои неотъемлемые права. Общество во Франции претерпело масштабные преобразования, поскольку феодальные, аристократические и религиозные привилегии изменились из-за либеральных политических групп, которые начали массовые выступления на улицах. Это ознаменовало бы конец эпохи просвещения для историков, но привело бы ко многим изменениям в обществе на всех фронтах. Такие вещи, как романтизм, сыграли определенную роль в конце эпохи Просвещения, потому что люди отвергли научную рационализацию природы и больше сосредоточились на менее ценных вещах, таких как искусство, музыка и литература. Такие страны, как Америка, были основаны в 18 веке из-за идеалов просвещения, которые были у колонистов, когда они также боролись с Англией за свою независимость. Это была большая победа мыслителей эпохи Просвещения, потому что эта новая нация будет представлять многое из того, на чем основывалось Просвещение.

В период Просвещения произошло много изменений, которые привели к изменениям в обществе во многих формах. С того времени пришло много хорошего и плохого. Люди начали использовать разум и логику для управления своим правительством, изменения общества к лучшему для его народа и инноваций в науке, которые привели ко многим открытиям. Эти идеи, работы и принципы эпохи Просвещения будут продолжать оказывать влияние на Европу и остальной западный мир в течение десятилетий и даже столетий. Тридцатилетние войны [16] также были причиной просвещения из-за его разрушительных войн, которые побудили многих писателей критиковать правительство за то, что оно относилось к идеям национализма и войны. Многое сыграло свою роль во времена Просвещения, но влияние и эффект, которые оно оказало, отозвались эхом по всему миру.

В это время пропагандируются гуманистические идеалы торжества разума, общественной ценности человека, важности его гражданского долга. Русский классицизм как основное литературное направление эпохи провозглашал идеи патриотизма и служения родине. Именно в это время входят в употребление слова патриот и патриотизм.

Петровская эпоха оставила в наследство русским просветителям грамматическую неупорядоченность и чрезвычайную лексическую пестроту. К тому времени ещё не был выработан язык русской художественной и научной прозы. Это приводило, в частности, к необыкновенным сложностям при переводе с иностранных языков. Известна трагическая судьба переводчика Волкова, который, не справившись с трудностями перевода терминов, в отчаянии покончил жизнь самоубийством.

Однако жизнь по-прежнему настоятельно требовала демократизации и упорядочения русского языка. Отсутствие грамматических и стилистических норм затрудняло не только официальную языковую практику. Оно противоречило требованиям господствовавшего тогда литературного направления — классицизма, в основе которого лежали рационализм, жёсткая нормативность и иерархия жанровых правил, призванных регламентировать художественное творчество.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут:

Ломоносов-учёный необыкновенно много сделал для сложения языка русской науки. Помимо усовершенствования синтаксиса, он внёс значительный вклад в создание доступной и удобопонятной научной терминологии. Им были предложены такие физические и технические наименования, как: воздушный насос, земная ось, жидкие тела, равновесие тел, сопротивление, упругость и десятки других. Новое философское и терминологическое значение вложил Ломоносов в бытовые русские слова: опыт, движение, явление, частица и др.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В последней четверти XVIII в. в литературе и языке всё более ощутимыми становятся веяния нового времени. Подходит к концу эпоха господства классицизма. Реалистическая лирика Державина требует уже иных языковых средств. Вторжение просторечия в средний и даже высокий стили разрушает строгость их былых границ. Опрощению постепенно подвергается и язык поэзии. Вот, например, какими непринуждёнными, разговорными словами (прежде совершенно недопустимыми в поэзии) пишет уже Державин:

Или, сидя дома, я прокажу,

Играя в дураки с женой;

То с ней на голубятню лажу,

То в жмурки резвимся порой:

Но народная стихия тогда не обрела ещё полных прав гражданства. Время переоценки ценностей впереди. Русский язык ещё не полностью освободился от вериг славянщизны, а уже на роль законодателя норм претендует дворянский салон. Какой же путь изберёт наш язык?

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Читайте также: