Сочинение если бы не было инерции физика 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня мы наш урок начнем с повторения пройденного материала в виде физического диктанта.

(Один ученик выходит делать физический диктант на обратной стороне крыла доски, а остальные на местах на листочках.)

  1. Переведите 1,5 км в метры.(1500 м)
  2. Выразите 54 км/ч в м/c. (15м/с)
  3. Сколько секунд содержится в 5 минутах? (300 с)
  4. Пассажирский поезд за каждые 20 минут проходит 40 километров. Какое это движение – равномерное или неравномерное? (равномерное)
  5. Велосипедист за 1200 секунд проехал 6км. С какой скоростью двигался велосипедист? (5 м/c)
  6. Электровоз движется со скоростью 80 км/ч, какой путь он пройдет за 30 минут? Ответ дайте в километрах. (40км)
  7. За какое время конькобежец, движущийся со скоростью12м/с, пройдет дистанцию 600 метров? (50с)
Е Н И Ц Я Р
1 1,5м 1500км 1500м 0,15 0,015 1
2 1м/с 15м/с 30м/с 150м/с 0,15м/с 1500м/с
3 300с 35с 30с 180с 12600с 350с
4 неравномерное равномерное
5 2 м/с 50 м/с 30 м/с 5 м/с 0,5 м/с 0,2 м/с
6 40 м/с 0,4 км/с 40 км/с 400 км/с 20 км/с 0,5 км/с
7 0,6 с 72 с 5 с 7,2 с 50 с 7200 с

Полученные ответы замените буквами из таблицы. Какое слово вы получили? ИНЕРЦИЯ.

ИНЕРЦИЯ - это тема нашего урока.

Открываем тетради, и записываем тему нашего урока “ИНЕРЦИЯ”.

3. Объяснение нового материала.

На столе лежит ручка. Сколько времени она может так пролежать, если никто не будет к ней прикасаться? Сколь угодно долго.

А теперь пальцем ударим по ручке. Что произошло? - Она стала двигаться.

Из-за чего она стала двигаться? - Из-за удара пальцем.

ТЕЛО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ СВОЮ СКОРОСТЬ ПРИ ДЕЙСТВИИ НА НЕГО ДРУГОГО ТЕЛА.

А сейчас представьте себе: урок окончен, вы выбегаете из класса и во весь опор мчитесь по коридору. Вдруг на вашем пути появляется другой ученик, остановиться вы не можете – не успеете, столкновение неизбежно. Результат налицо – вы, потеряв скорость, мчитесь дальше, а тот, с кем вы столкнулись, отлетает к стенке, даже не сообразив, что с ним произошло.

Итак, вы оба изменили скорость.

А вот ученые с давних времен пытались определить, что нужно для того, чтобы тело не изменяло свою скорость.

Первым сформулировал закон движения с неизменной скоростью Аристотель. Посмотрите на его портрет (рис. 1). Закон Аристотеля звучал так: “ЧТОБЫ ТЕЛО РАВНОМЕРНО ДВИГАЛОСЬ, НА НЕГО ДОЛЖНО ДЕЙСТВОВАТЬ ДРУГОЕ ТЕЛО”.

Как вы думаете, это правильно? Нет.

Верный ответ! Но ошибочный закон Аристотеля продержался 2000 лет.

Открытием истины мы обязаны великому итальянскому ученому Галилео Галилею (рис. 2). Его закон движения звучит так:

Тело, свободное от воздействий, не меняет скорость. При действии на тело другого тела оно изменяет свою скорость.

ЯВЛЕНИЕ СОХРАНЕНИЯ СКОРОСТИ ТЕЛА ПРИ ОТСУТСТВИИ ДЕЙСТВИЯ НА НЕГО ДРУГИХ ТЕЛ НАЗЫВАЕТСЯ ИНЕРЦИЕЙ.

Таким образом, движение тела при отсутствии действия на него других тел называют движением по инерции.

Автомобиль, выключив двигатель, движется по инерции и т.д.

Наш реальный мир накладывает жесткое ограничение на движение по инерции. Из-за сил трения и сопротивления среды скорость тел при движении по инерции быстро уменьшается.

Например, автомобиль, выключив двигатель, через некоторое время остановится.

4. Решение качественных задач.

А сейчас попытайтесь ответить на вопросы по этой теме:

1. Представьте себе такую ситуацию:

Всадник быстро скачет на лошади. Что будет с всадником, если лошадь споткнется? (Ответ: при остановке лошади, двигаясь по инерции, всадник упадет вперед через голову коня.)

2. Мяч, спокойно лежащий на столе вагона при равномерном движении поезда, покатился:

На какое изменение в движении поезда указывает каждый из перечисленных случаев? (Ответ: а) поезд начал уменьшать скорость; б) увеличивать ее; в) сделал поворот.

3. Для чего при торможении автомобиля обязательно включается задний красный свет?” (Ответ: этот красный свет заранее предупреждает водителей идущего сзади транспорта о торможении машины, чтобы те успели тоже затормозить, так как из-за инерции для снижения скорости нужно время.)

5. Самостоятельная работа ( на 4 минут ).

А сейчас предлагаю взять карточки, которые находятся на ваших столах и ответить письменно на вопросы. Ответ пишем на тех же листках, что и физический диктант.

Важнейшие даты из жизни Галилея высвечиваются на доске:

1564 год - родился в Пизе;

1581 год - начинает изучать медицину в Пизанском университете;

1582 год - делает открытие о маятнике;

1589 год - становится лектором в Пизанском университете;

1609 год - узнает об открытии телескопа, начинает изготовлять собственные телескопы;

1611 год - показывает телескоп в Риме;

1616 год - церковь осуждает взгляды Коперника на устройство Вселенной;

1632 год - публикует книгу по астрономии; папа призывает его в Рим на суд;

1633 год - приговорен к домашнему аресту, под которым и остается до конца жизни;

1649 год - умирает в возрасте 78 лет.

7. И в завершение нашего урока помогите мне сочинить стихотворение. Я начинаю, а вы продолжаете:

Если ты снежок (бросаешь),
Или в тире ты (стреляешь),
Или в мячик (ударяешь),
Или сам ядро (толкаешь),

Почему же, почему же
Те предметы вдаль летят?
Отчего же, отчего же
Сразу падать не хотят?
Эти разные предметы
Потому вперед (летят),
Что (инерцию) имеют,
Скорость (сохранить) хотят.
Галилей был самым (первым),
Кто инерцию (открыл),
И прошло три с лишним века
С той поры, (когда он жил).

9. Домашнее задание: параграф 17 и напишите небольшое сочинение на тему: “Что было бы с телами: а) по Аристотелю; б) по Галилею, если бы вдруг все взаимодействия между ними исчезли?”

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

рассмотреть примеры проявления инерции в быту и технике;

реализация метапредметного подхода в обучении через работу с текстом.

Планируемые результаты:

метапредметные:

сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о механическом движении;

умение работать с источниками информации, включая эксперимент;

умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

уметь использовать полученные теоретические знания для объяснения процессов и явлений, происходящих в жизни.

Формируемые УУД:

Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи; планировать и корректировать.

Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
1825 г.
Александр Сергеевич Пушкин

Актуализация знаний:

Учитель: Составьте текст из предложений (расположите их в правильном порядке, заполнив пропуски).

_____________ измеряется в _________.

Движение бывает _____________ и ______________.

Физическая величина, характеризующая быстроту движения, называется ___________.

Изменение положения тела в пространстве с течением времени относительно других тел называется ___________.

Если тело за равные промежутки времени проходит ___________ пути, то его движение называется ___________________.

_______________ показывает, какой путь прошло тело в единицу времени.

Демонстрация опытов.

Прибор для демонстрации инерции.

На столе на скатерти стоят различные предметы. Резко выдергиваем скатерть – предметы остаются на месте.

Учитель: Можете ли вы объяснить увиденное?

Ученики: Нет.

Учитель: Сегодня мы изучим новое явление, и вы сможете сами объяснить наши эксперименты, а так же многие ситуации и процессы, которые происходят в нашей повседневной жизни.

Учитель: Теперь, ребята, прочитайте бегло параграфы учебника и выпишите незнакомые вам слова, термины, понятия, даты, имена ученых.

1 группа: п. 18, 2 группа: п. 19

Учитель: Теперь перечислите основные вопросительные слова, которые мы используем. (Учитель записывает называемые учащимися слова в две колонки на доске).

Задайте вопросы, используя таблицу. На эти вопросы мы сегодня постараемся найти ответы.

Постановка проблемы.

На столе лежит ручка. Сколько времени она может так пролежать, если никто не будет к ней прикасаться? Сколь угодно долго.

А теперь пальцем ударим по ручке. Что произошло? - Она стала двигаться.

Из-за чего она стала двигаться? - Из-за удара пальцем.

Учитель: Вставьте в предложения пропущенные слова. В этом вам поможет учебник (стр. 51). В это время наши исследовательские группы проведут эксперименты (карточка 1, карточка 2).

Мяч лежит на земле. Ударом ноги футболист приводит его в _______________. Но сам мяч не начнет ____________, пока на него не _______________ другое тело. Мы можем изменить __________ мяча, если _____________________ на него рукой или ногой.

Мяч, который катится по земле, постепенно со временем _____________________.

Автомобиль начинает ________________________, если нажать на тормоз.

Автомобиль после выключения двигателя ________________________.

Шайба меняет _____________________ после удара о клюшку.

Молекула меняет ____________________________ после соударения с другой молекулой.

Какие основные понятия вы здесь использовали? (движение, скорость, действие – учитель вывешивает слова на доску).

Выслушаем доклады наших групп.

Какой вывод мы можем сделать?

Слова-подсказки: одно тело действует на другое, меняется, скорость, направление.

Скорость тела и ее направление меняется, если на тело действуют другие тела.

Скорость тела уменьшается или увеличивается только под действием других тел, тело начинает двигаться или останавливаться не само по себе, а под действием других тел. Причём скорость меняется не только по величине, но и по направлению . Чем меньше действие другого тела, тем дольше сохраняется скорость движения.

Учитель: Назовите мне, пожалуйста, пары слов, в которых одно является физическим телом, а другое – причиной изменения его скорости.

Вопрос: А что произойдет с телом, если на него не действуют другие тела или это действие происходит очень быстро?

Прочитайте, о том, как рассуждал выдающийся философ древней Греции Аристотель, который жил в IV в. до н.э. подчеркните предложение, или фразу, которое является проблемой в данном тексте. (Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация. )

Проведем опыт. (Опыт с шариком, наклонной плоскостью и песком).

Составим план опыта.

Какое оборудование нам необходимо взять?

Оборудование: выбрать из списка имеющегося оборудования: две тележки, наклонная плоскость, грузы по 100 г, песок, металлическая пластина, нить.

Учитель: Как вы думаете, что мы должны исследовать в данном опыте?

Цель опыта называют учащиеся – проверить, что произойдет с телом, если на него не действуют другие тела.

1. Тележка съезжает с наклонной плоскости и попадает в горку песка. Останавливается.

Почему тележка остановилась? Правильно, мешает горка песка.

2. Песок разглаживаем, убираем горку. Тележка съезжает, откатывается на некоторое расстояние и останавливает.

Почему тележка остановилась не сразу, как в первом случае? Верно, песок мешает меньше, потому что убрали горку.

3. Убираем песок. Тележка проезжает намного дальше. Почему? Нет помех, нет песка?

4. Как будет двигаться тело, если устранить все препятствия?

Вывод делают учащиеся – тело изменяет свою скорость медленнее, если действие другого тела меньше.

Сформулируйте понятие инерции, как ответ на поставленный вопрос: Что произойдет с телом, если на него не действуют другие тела или это действие происходит очень быстро? (вам поможет учебник стр. 53)

Физкультминутка.

Учитель. – Мы едем в автобусе. Покачаемся!

- Поворачивает влево. (Мы - вправо).

- Поворачивает вправо. (Мы - влево).

Учитель: Прочитайте тексты, найдите в них примеры инерции, подчеркните эти предложения (работа в парах).

Определите текст, который не совсем подходит к теме нашего урока.

Приготовьтесь отвечать на вопросы.

«…Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твёрдая дорога, а гораздо дальше, что было для неё большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни . Она скоро вынырнула из воды и тотчас же опять сгоряча закричала во всё горло:

«…Весь следующий день дорога шла лесом и горами. На подъёмах ямщик соскакивал с саней и шёл по снегу рядом. Но зато на крутых спусках сани мчались с такой быстротой, что Чуку с Геком казалось, будто бы они вместе с лошадьми и санями проваливаются на землю прямо с неба. Наконец под вечер, когда и люди и кони уже порядком устали, ямщик сказал:

– Ну, вот и приехали! За этим мыском поворот. Тут, на поляне, и стоит ихняя база… Эй, но-о!… Наваливай!

Куда упадет человек, споткнувшись?

Куда упадет человек, поскользнувшись?

Что произойдёт с наездником, если лошадь, прыгая через препятствие, споткнётся?

Что произойдет с велосипедистом, если при быстром движении резко нажать на передний тормоз?

Почему лиса делает резкие прыжки в сторону, если её догоняет волк?

Почему при торможении автомобиля обязательно включается задний красный свет? – учитель напоминает о правилах поведения на дорогах.

Почему необходимо закреплять грузы в кузове грузовика?

Объясните назначение ремней безопасности в автомобиле.

Учитель: Человек не может изменить законы, но может их познать и учитывать в жизни и практике. Выясним, где же находит свое применение явление инерции. Заполните таблицу, прочитав предложенные тексты:

(польза инерции)

Согласны ли вы, что..

(вред инерции)

явление инерции имеет положительное значение

Учитель: Вернемся к вопросам, которые вы формулировали в начале урока и ответим на них (учащиеся отвечают на вопросы).

Учитель: И в завершение нашего урока помогите мне сочинить стихотворение. Я начинаю, а вы продолжаете:

Если ты снежок (бросаешь),
Или в тире ты (стреляешь),
Или в мячик (ударяешь),
Или сам ядро (толкаешь),

Почему же, почему же
Те предметы вдаль летят?
Отчего же, отчего же
Сразу падать не хотят?
Эти разные предметы
Потому вперед (летят),
Что (инерцию) имеют,
Скорость (сохранить) хотят.
Галилей был самым (первым),
Кто инерцию (открыл),
И прошло три с лишним века
С той поры, (когда он жил).

Итоги урока. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Найдите ошибки в тексте и подчеркните их:

1) Инерция – это физический закон. Благодаря инерции бегущий человек может сразу остановиться. Из-за сил трения и сопротивления среды скорость тел при движении по инерции быстро увеличивается. Когда автобус начинает свое движение от остановки, пассажиры отклоняются вперед. При уменьшении скорости движения автобуса, особенно, если это происходит резко, водитель и пассажиры отклоняются назад, продолжая движение.

2) В выходной день Незнайка решил пойти на каток. Был солнечный день, и на катке собрались почти все жители Солнечного города. Незнайка, надев коньки, встал на лед. Для того чтобы скользить по льду, ему приходилось постоянно отталкиваться коньком. Как только он уставал, то сразу же останавливался. Один раз он так сильно разогнался, что не заметил на своем пути Торопыжку. Вот-вот произошло бы столкновение, но в одно мгновение оба свернули в разные стороны, избежав лобового удара. Незнайка не заметил, что на льду образовалась ямка, и он попал туда носком конька. Споткнувшись, он упал назад. Стряхнув с себя снег, Незнайка чуть не плача пошел домой.

По дороге домой он поскользнулся и упал лицом в сугроб. Огорченный случившимся, он никак не мог понять, что же с ним произошло. Он пошел к Знайке, чтобы тот все ему объяснил.

В самой сущности явления инерции лежит возможность его применения. То, что тело сохраняет свою скорость, может приносить и пользу и вред. Многие спортивные игры с мячом или шайбой возможны благодаря долгому полету мяча (шайбы) при ударе. Катание на лыжах с гор, когда уже после спуска можно долго катиться по гладкой поверхности приносит массу удовольствия и это возможно благодаря явлению инерции. Набрав скорость при езде на велосипеде, можно некоторое время ехать, не нажимая на педали. Явление инерции использует спортсмен, когда толкает штангу, метает ядро или копье, прыгает в длину. Движение кораблей в космосе в современном виде было бы не возможно, если бы не было инерции. Так как после выхода на необходимую траекторию космический корабль движется по инерции, отключив двигатели. Водитель может уменьшать расход топлива двигателем автомобиля, если будет заканчивать движение по инерции. Все небесные тела движутся по инерции. Явление инерции позволяет нам выбить пыль из одежды резким ударом. Одежда от удара отклонится, а пыль останется на месте и под действием силы тяжести упадет вниз, пока одежда вернется в прежнее положение. Инерцию использует человек, когда идет.

С другой стороны множество аварий на транспорте происходит из-за того, что тела не могут мгновенно изменять свою скорость. Автомобиль не способен мгновенно уменьшить скорость до нуля, соответственно тормозной путь его может быть большим, что иногда приводит к трагедиям. Человек, запнувшись за какое-либо препятствие, в результате инерции падает лицом вперёд. Попадая на лед, в результате инерции мы скользим, что тоже ведет к падениям, только лицом вверх.

Бегущий человек не может сразу остановиться, он по инерции пробегает некоторое расстояние, постепенно уменьшая скорость. Машина после торможения на льду продолжает ехать; тормозной путь машины — из-за инерции, пуля летит по инерции, сепарация молока — благодаря инерции… Если, не производя торможения, выключить двигатель автомобиля, то автомобиль не сразу остановится. Примеры инерции в быту: кофе, после размешивания ложкой — продолжает вертеться; споткнувшись на бегу вперед летим по инерции; дети толкают машинки и они едут по инерции; толкнули дверь — она захлопнулась по инерции; юла кружится по инерции; бумажный самолетик летит по инерции Примеры инерции в спорте: метания диска, копья и молота — снаряд летит по инерции. Мячи и шайбы всюду залетают в ворота и корзины по инерции. Красивый керлинг — камни скользят по люду по инерции. Прыжки в длину — полет по инерции

В хоккее после удара клюшкой по шайбе, она продолжает двигаться по инерции. Удар ногой по футбольному мячу приводит его в движение. Лыжник, спускаясь с горы, ещё некоторое время движется по инерции. На велосипеде не всегда крутишь педали, набрав нужную скорость, (велосипед продолжает движение по инерции); Инерция помогает спортсмену толкнуть штангу, ядро.

Трудна задача военного летчика, которому поручено сбросить бомбу на определенное место: ему приходится принимать в расчет и скорость самолета, и влияние воздуха на падающее тело и, кроме того, еще скорость ветра. Ведь бомба будет некоторое время по инерции соблюдать прежнюю скорость.

Подобный расчет траектории падения с учетом явления инерции производят и при доставке грузов воздушным транспортом в недоступные районы: жителям Крайнего Севера, исследователям-полярникам на дрейфующие льды, жителям районов, отрезанных стихией и др. Шар при игре в боулинг катится тоже по инерции; инерция используется человеком при ходьбе и прыжках в длину; насаживание рукоятки топора и молотка; помогает при колке дров; встряхивание медицинского термометра, мокрой одежды;

А бывали ли вы в цирке? Цирк всегда приносит людям радость. У кого не захватывает дух, например, когда на большой скорости мотоциклист перелетает через проем на другую часть моста. В зале по окончании такого полета обычно облегченно вздыхают. И немногие знают, что этот трюк возможен только благодаря инерции!

После выхода космического корабля на заданную траекторию можно отключить двигатели, а корабль продолжит свое движение в нужном направлении.

Выбивание пыли из ковра. Когда хлопушка попадает по ковру, то сила удара заставляет часть ковра двигаться в направлении удара. Пыль просто не успевает за ковром.

Выключение стиральной машины не остановит барабан, он продолжит движение по инерции.

Хороший шофер благодаря инерции сохраняет литры бензина и др.

Из-за инерции транспортное средство не может начинать движение мгновенно, и не может резко тормозить.

Автомобиль после вынужденного, резкого торможения сразу не остановится, а некоторое время ещё проедет тормозной путь. При скорости 15 км/ч тормозной путь будет составлять около1,5 метров, при скорости 60 км/ч тормозной путь будет составлять около 20 метров, при скорости 90 км/ч – 40 метров. Это ещё во многом зависит от дорожного покрытия, погодных условий, состояния колес и от массы транспорта. Поэтому нельзя перебегать дорогу под близко идущим транспортом. Не следует забывать о ремнях безопасности. Ремни безопасности пристегивают в автомобиле, чтобы они удерживали пассажиров при внезапной остановке автомобиля. Автомобиль и человек, находящийся в нем, движутся с одинаковой скоростью. Однако, когда автомобиль быстро замедляет свой ход (внезапно сбрасывает скорость), пассажир, не привязанный ремнем безопасности к сиденью, продолжает двигаться вперед по инерции с прежней скоростью. Когда обо что-то спотыкаешься, то останавливаются только ноги, а тело продолжает двигаться – падаешь.

Работа в группах – карточки-инструкции для проведения эксперимента.

Оборудование: жёлоб лабораторный металлический, металлический шарик, деревянный брусок.

Положите на стол деревянный брусок. Как долго брусок будет покоиться, то есть находиться без движения?

Установите жёлоб наклонно. Перед жёлобом положите деревянный брусок.

Пустите шарик по жёлобу, чтобы он ударил деревянный брусок. Что произошло с бруском? Сделайте вывод.

Карточка № 2.

Оборудование: жёлоб лабораторный металлический, металлический шарик, цилиндр металлический.

Установите жёлоб наклонно и пустите по нему шарик. Проследите за его движением. Сделайте вывод.

В нижней части жёлоба поместите цилиндр и снова пустите по нему металлический шарик. Проследите за поведением шарика и цилиндра. Сделайте вывод.

Существует множество определений инерция, в зависимости от школы и направления, но все они в корне имеют общий смысл. Инерцией принято считать явление, при котором сохраняется постоянная скорость массы тела, если они не испытывают действие окружающих тел.

Основы учения об инертности уходят своими корнями к Аристотелю, позже продолжается в опытах Галилео Галилея.

Исаак Ньютон, воспользовавшись выводами учёных, обобщил информацию и ввел свое определение - Первый закон Ньютона.

На примере этот закон выглядит следующим образом. Скачущая лошадь, резко споткнувшаяся, быстро теряет скорость, а наездник, наоборот, продолжает движение по инерции. Аналогичная ситуация при столкновении автомобилей. Водитель, пренебрёгший ремнями безопасности, продолжает движение через лобовое стекло, в тот момент, когда автомобили уже остановились. Именно поэтому, при падении, мы всегда падаем назад, потому что тело сохраняет прежнюю скорость, в это время ноги быстренько скользят вперед.

Но не стоит путать два таких созвучных понятия, как инерция и инертность. Под инертностью понимают способность тел противодействовать резкому изменению скорости или направлению движения.

Понятие инертность входе во все науки и сферы нашей жизни.

Вот, например, в химии существуют инертные газы, это газы не принимающие участия в химических реакциях. Например, такие благородные газы, как ксенон, аргон, криптон.

В психологии есть понятие инертные люди, люди сопротивляться любым изменениям из вне, им присуще равнодушие и меланхоличность к окружающему миру, часто они очень ленивы и не проявляют инициативы.

В области военной техники, инертными называют оружие, либо боеприпасы, которые полностью обезврежены и не причиняют опасности.

Инерция сопровождает нас на каждом шагу, во время вождения автомобиля и на катке, в мастерской и в цирке. Чтобы встряхнуть ртутный градусник, мы используем инертность, выбивая пыль из коврика, используем инертность, катаясь на коньках, катясь после разбега также используем инертность.

Часто инертность считают синонимом термина инерции. Но инерция представляет собой физическое явление, в тот время, когда инертность зависит от массы тела, чем выше масса предмета, тем он более инертен. Например, переставляя мебель, передвинуть стул, гораздо легче, чем передвинуть шифоньер, потому что он имеет большую массу, соответственно тяжелей придать ускорение, чем стулу. В этом примере шифоньер окажется более инертным, чем стул.

Пример с мячом. Летящий мяч, на пути которого стоит кирпич, скорее всего, ударившись отскочит, не в состоянии придать кирпичу ускорение, из-за более низкой массы тела. Наоборот, кирпич, снизит скорость мяча. Тут кирпич выступает как более инертный предмет. А если мяч ударится в картонную коробку, то имея меньшую массу коробка сдвинется с места, изменив свою скорость, не в состоянии изменить скорость мяча, из-за низкой массы тела.

Вариант №2

В жизни мы постоянно, сами того не подозревая, сталкиваемся с явлением инерции и пользуемся ею в процессе своей жизнедеятельности. Например, дровосек раскалывая полено использует инерцию увесистого топора, а мальчишка катающийся на скейте пользуется инерцией своего тела. Для того, чтобы осмыслить суть инерции проведем небольшой эксперимент – рассмотрим движение шарика, имеющего определенную массу, по условно гладкой поверхности (при наличии неровности движение шарика будет отклоняться от прямолинейности). Воздействуя на шарик другим телом, приводим его в прямолинейное движение. После непродолжительного воздействия внезапно прекращаем действовать на шарик, в результате наблюдаем, что шарик продолжает свое прямолинейное движение – это и есть явление инерции. Прямолинейное движение тела с постоянной скоростью при отсутствии отсутствии воздействия иных тел называется инерцией.

Однако, в нашем эксперименте шарик довольно скоро остановился. Шарик остановился в результате действия внешних сил, то есть сил трения и сопротивления воздуха. Шарик прокатился ровно столько, насколько хватило его инертности на преодоление внешних сил. Если бы шарик был более тяжел, он бы преодолел большее расстояние. Масса тела является мерой инертности тела. Для наглядности повторим вышеописанный эксперимент с более тяжелым шариком, в результате видим, что он прокатился на гораздо большее расстояние. Масса тяжелого шарика позволила прокатиться по инерции гораздо дальше, следовательно, чем больше масса предмета, тем больше его инертность. Эксперимент показывает, что для остановки движения более тяжелого шарика понадобилось действие сил трения и сопротивления воздуха в течение более продолжительного времени. Очевидно что, чем больше инертность тела, тем больше силы и времени понадобятся для изменения ее состояния покоя или прямолинейного движения с постоянной скоростью. Значит, инертность тела – это способность в той или иной степени сопротивляться изменению состояния покоя или прямолинейного движения с постоянной скоростью.

Инерция и Инертность тела

Инерция и Инертность тела

Когда мы отправляемся на прогулку в лес, мы можем встретиться со многими опасностями. Некоторые животные и птицы встречают гостей своего "царства" не очень дружелюбно. Такой считается степная гадюка. Это самый типичный житель степной зоны,

Натюрморт в живописи это изображение различных предметов, которые обязательно комбинируют друг с другом. Натюрморт чаще всего является одним уникальным творением, но также может быть и частью одной большой композиции.

Голосеменные растения появились около 150 миллионов лет назад, и они являются древнейшими представителями семенных растений. К ним можно отнести: лианы, кустарники и все остальные деревья. У них есть свои органы такие как: листья, стебель


Сегодня мы познакомимся с ещё одним интересным и очень важным явлением в физике – инерцией. Без инерции наш мир был бы совсем другим, поэтому, очень важно знать, что такое инерция. Также мы познакомимся с ещё одним понятием – понятием инертности.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Инерция"

Старый серый ослик Иа-Иа стоял

один-одинешенек в заросшем чертополохом

уголке… и думал о серьезных вещах.


То есть, Аристотель полагал, что для того, чтобы тело двигалось с постоянной скоростью, нужно постоянно воздействовать на это тело. Этим убеждением хорошо объяснялись многие виды движения. Например, то, что телега сама не поедет, пока лошадь её не потянет. Но, его выводы были несколько поспешны. Обратим внимание на следующие ситуации: если ударить ногой футбольный мяч, то он, катясь по земле, рано или поздно, остановится. Это происходит из-за трения между поверхностью земли и мячом.


Если скатываться с горки на санках, оказавшись на ровной поверхности, можно ещё какое-то время ехать и только потом остановиться.


И в том, и в другом примере, некое воздействие на тела мешает этим телам двигаться с постоянной скоростью.

Теперь рассмотрим несколько иной пример: возьмем тележку и положим на неё мячик. На небольшом расстоянии от тележки сделаем насыпь из песка. Плавно толкнем тележку в сторону насыпи. При движении тележки с постоянной скоростью, мячик будет оставаться неподвижным. Как только тележка столкнется с насыпью, она очень быстро потеряет свою скорость. В момент столкновения мячик начнет двигаться в том направлении, в котором двигалась тележка. Что же заставило мячик начать двигаться? Ведь на него ничего не воздействовало. На тележку подействовал песок, и она изменила свою скорость. А вот на мячик ничего не действовало, и именно поэтому, он продолжил движение с прежней скоростью.

Подобные опыты заставили Галилео Галилея усомниться во мнении Аристотеля.



Таким образом, изменение скорости тела (величины или направления) происходит в результате воздействия других тел на него. Если же всякое воздействие отсутствует, то тело будет стремиться сохранить свою скорость неизменной. Именно это явление называется инерцией. То есть, инерция – это явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. Теперь, можно ответить на вопросы, почему, когда человек споткнулся, он падает вперед, а если поскользнулся – то назад.


С помощью инерции можно объяснить и другие явления: например, при экстренном торможении, колёса автомобиля практически заблокированы, но он все равно продолжает двигаться, оставляя на асфальте след от шин.


Дело в том, что даже после нажатия на тормоза, автомобиль стремится двигаться со своей прежней скоростью и только трение между дорожным покрытием и шинами, в конце концов, останавливают его. О сильном трении свидетельствуют следы шин на асфальте.

Основные выводы:

– Изменение скорости тела (величины или направления) происходит в результате воздействия других тел на него. Чем больше такое воздействие, тем быстрее изменяется скорость тела.

– Инерция – это явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

Читайте также: