Сочинение эпическое произведение на основе личных впечатлений и размышлений

Обновлено: 05.07.2024

В каждом из литературных родов (эпос, лирика, драма) различна природа художественного образа, каждый из них использует свои, именно ему свойственные средства создания образа. “От лирического образа, сосредоточенного на изображении лишь отдельного переживания, – отмечает проф. Л. И. Тимофеев, – образ эпический отличается не только своей многогранностью, но и… динамичностью, от драматического образа – тем, что в эпосе человек изображается в рассказе о нем, а не в его самостоятельном действии на сцене”.
Эпос, в отличие от лирики

и драмы, – искусство повествовательное, характеризующееся изображением событий, независимых от личности повествователя. Еще Аристотель заметил, что автор эпического произведения рассказывает “…о событии, как о чем-то отдельном от себя”. На эту особенность эпоса указывал и В. Г. Белинский: “Эпическая поэзия есть по преимуществу поэзия объективная, внешняя, как в отношении к самой себе, так и к поэту и его читателю”; “…поэт является только как бы простым повествователем того, что совершилось само собою”.
Повествование, являясь основным средством эпического изображения, основным

признаком эпоса, взаимодействует с другими способами эпического изображения – описаниями людей, быта, природы, монологами и диалогами персонажей, авторскими отступлениями и т. д. В целом же повествование доминирует в произведении, скрепляя воедино все в нем изображенное. Совокупность средств эпического изображения (при ведущей роли повествования) позволяет широко и глубоко отображать жизнь. Из всех форм повествования самой распространенной является повествование в третьем лице (от автора).
Эпос бывает прозаическим, поэтическим, смешанным, включает большие, средние и малые жанровые разновидности: эпопею, эпическую поэму, роман, повесть, рассказ, очерк, балладу, басню и др. Эпопея – Обширное повествование в прозе или стихах о национально-исторических событиях общенародного значения. Эту крупную форму (жанр) эпоса отличают масштабность, панорамность изображения жизни, в ней пересекаются сюжетные линии многих основных героев.

В романе повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Развитие речи. Сочинение-повествование на ос­нове личных впечатлений с элементами рас­суждения (устно).

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Какие типы речи вы знаете?

С какими из них вы уже знакомы подробнее?

Из каких частей состоит рассуждение?

Как вы думаете, что такое повествование? Где и когда вы встречаетесь с этим типом речи? Приведите примеры, когда вы использовали повествование в письменных работах.

РАБОТА ПО ТЕМЕ

Работа с учебником.

Теоретический материал (с. 257).

Какая часть материала вам знакома, а какая оказалась совершенно новой?

Чтение текста.

В день экзамена Таня разбудила Тёму на заре, и он все три предмета ещё раз бегло просмотрел. От волнения он не мог ничего есть и, едва выпив стакан чаю, поехал с неизменным Еремеем в гимназию. Директор присутствовал при всех трёх эк­заменах. Тёма отвечал без запинки.

По исхудалому, тонкому лицу Тёмы видно было, что не да­ром дались ему его знания. Директор всматривался в горящие внутренним огнём глаза Тёмы и в первый раз почувствовал к нему какое-то сожаление.

По окончании последнего экзамена он погладил его по голо­ве и проговорил:

Отличные способности. Могли бы быть украшением гим­назии. Будете учиться?

Буду,— прошептал, вспыхнув, Тёма.

Ну, ступайте домой и передайте вашей матушке, что вы перешли в третий класс.

Счастливый Тёма выскочил, как бомба, из гимназии.

Еремей, я перешёл! Все экзамены выдержал, без запин­ки отвечал.

Как вы думаете, почему так волновался Тёма? На какие размышления вас натолкнул этот текст-повествование?

Составьте самостоятельно план этого текста.

Выпишите опорные словосочетания, необходимые вам для его пересказа. Помните, что закончить пересказ нужно собственными выводами-рассуждениями.

Редактирование текста.

Как я провёл лето?

В первый день я ездил с дядей Володей на лошади, запря­женной в телегу.

Когда рабочий день окончился, дядя Володя стал отпря­гать лошадь. Когда он отпряг, он предложил поехать на лоша­ди мне. Сначала я отказался ехать на лошади. Дядя уже хотел снять узду. Но я сказал, что поеду на лошади верхом. Я сел на лошадь и поехал. Я проехал на лошади до конюшни.

На второй день я поехал на лошади уже смелее.

Какие вопросы по смыслу текста у вас возникают? ( В пер­вый день чего? Почему автор передумал и решил все же ехать на лошади? Каковы впечатления от поездки? Трудно ли i страшно ли, интересно ли было? Помогал ли каким-либо обра­зом дядя , или мальчик уже умел ездить на лошади?)

Отражает ли название тему текста? Предложите свое название.

Как удачнее можно передать разговор дяди и автора со­чинения?

Какие слова на протяжении текста часто повторяются? Как перестроить предложения, чтобы отказаться от неоправдан­ных повторов?

Какие рассуждения, выводы могут заканчивать этот текст?

Перескажите текст с учетом всех наших исправлений. За­пишите получившийся текст, дополнив его придуманными под­робностями, диалогом с дядей и выводами.

Что такое повествование? Когда и где вы встречаетесь с этим типом речи?

Из каких частей, состоит повествование?

В каких стилях речи оно может быть написано, судя по

двум примерам на уроке?

Чем вам понравились уроки работы над текстом?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм эссе пять-шесть абзацев, где 1 абзац – вступление, 2 абзац – проблема, 3 абзац – описание проблемы, 4 абзац – отношение автора, 5 абзац – свое отношение, опираясь на литературный и жизненный опыт, можно брать газеты, даже ТВ, 6 абзац – заключение. Сочинение-эссе – это не менее 150 слов.

Специфика жанра эссе:

1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.

3. Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе — ярко выражена авторская позиция.

4. Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль — требование жанра.

Важно отметить, что эссе может быть воплощено в совершенно различные литературные формы: проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово и др.

Маленькие произведения в жанре эссе называются "скитце" (нем.). Это набросок, зарисовка, фрагментарный рассказ. В скитце есть что-то от импрессионизма: главное в нем – впечатление автора, "остановленное мгновенье".

СОЧИНЕНИЕ ПО МЕТАФОРЕ

  1. Состоит из шести характеристик, расположенных в определённой последовательности.
  2. Последовательность: цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний.
  3. Первое слово каждой строки – название стихотворения.

Например:

Зима – белоснежное покрывало, Зима – сладких мандаринок вкус, Зима – свежий морозный запах, Зима - ледяная снежная королева, Зима – скрипучий снег под ногами, Зима – чувство праздничного веселья.

Сочинение-даймонд/диаманта – мини-сочинение в форме творческой работы, состоящей из семи строк, где первая и последняя строчки представляют собой существительные – антонимы; вторая – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному; третья – 3 глагола, которые относятся также к первому существительному;

4-я – два противоположных по смыслу нераспространенных предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчок; 5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному. Зима Серая, мрачная Печалит, морозит, волнует Зима холодная. Лето жаркое. Радует, бодрит, веселит Светлое, ясное Лето

Диаманта – сочинение-миниатюра в форме семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением; полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу.

Сочинение-монофон – это творческая работа, состоящая не менее 50 слов. Все слова должны начинаться с одной буквы или звука (с какой/какого именно, вы выбираете сами). Предлоги, союзы, наречия могут начинаться с любой буквы или любого звука, но должны быть однослоговыми (например, у, за, но, под.) или двуслоговыми (например, около, напротив). Слова, использованные в монофоне несколько раз, учитываются в количественном отношении только один раз.

Сочинение-сага или мини-сага – это творческая работа, состоящая всего из 50 слов, но чтобы были начало, середина и конец, чтобы мысль не растекалась, фокусировалась на чём-то одном, и всё же имелся некоторый простор для лирических отступлений и проработки деталей; желательно включение 1-2 кеннингов. Это 40, а остальные нужны для оформления неожиданного финала.

Сочинение-идентификация или сочинение-метаморфоза (превращение).

Сочинение-метоморфоза Однажды я, проснувшись утром, увидела, что превратилась в сувенир. И я стою себе в серванте никто меня не трогает. Раз в неделю протирают с меня пыль и всё. И до следующей недели нет до тебя дела. А так нужно убирать в неделе, мыть посуду, летом пошагать по огороду. А так я словно в раю. Но когда приходишь в себя понимаешь, что такого быть не может, что это всё бурная фантазия.

Сочинение-сиквел (продолжение) – творческая работа, которая продолжает сюжет известного художественного произведения.

Сочинение-приквел (предыстория) – творческая работа, которая рассказывает о событиях, которые произошли ранее событий художественного произведения. Приквел является как бы продолжением наоборот – с одной стороны он использует популярность и идеи первоначального произведения, но не является его прямым продолжением. Как правило, в приквеле рассказывается предыстория героев или мира описанных в художественном произведении.

Сочинение-мидквел (дополнение) – это творческая работа, которая дополняет сюжет художественного произведения, не продолжая, а именно дополняя, то есть событие идет не линейно, а как бы в сторону, и происходит это событие одновременно с тем, что описывается в художественном произведении.

Сочинение-интерквел – творческая работа, рассказывающая о событиях, которые происходили в промежутке между первой и второй частями, например, эпопеи.

Сочинение-триквел – это творческая работа, по форме являющаяся сиквелом сиквела, то есть третье из серии последовательных произведений.

Сочинение-квадривкел – это творческая работа, по форме являющаяся четвертой степенью продолжения произведения.

Сочинение-ремейк, римейк (англ. remake – переработка) – творческая работа, представляющая собой новую версию или интерпретацию ранее изданного художественного произведения. Наиболее близкие формы – ретейк и интертекстуальность.

Сочинение-экфра́сис (др.-греч. ἔκφρασις от ἐκφράζω — высказываю, выражаю) – сочинение-описание произведения изобразительного искусства или архитектуры в тексте.

Сочинение-фанфик – это сочинение, написанное поклонниками определённого произведения, созданное на основе оригинального сюжета и/или с использованием персонажей оригинала, это творческая работа (или комикс), в которой использованы идеи сюжета и персонажей из определённого художественного произведения. Это и "продолжения", и пародии, и "альтернативные вселенные", и многие другие подобные тексты.

Специфическая черта эпоса – в организующей роли повествования: носитель речи сообщает о событиях и о их подробностях как о чем – то прошедшем, то что вспоминается, при этом прибегая к описаниям действий героев и их облика, иногда прибегает к к рассуждениям.

Новелла – малый прозаический жанр, который по объему можно сопоставить с рассказом.

Но она отличается от него тем, что в новелле острый центростремительный сюжет, часто парадоксальный, отсутствует описательность и композиционная строгость. Поэтизируя случай, новелла предельно выводит на первый план ядро сюжета, сводит жизненный материал в рамки одного события: ранние рассказы А. Чехова, Н. Гоголя.

Рассказ – малая эпическая жанровая форма литературного произведения. Небольшое по объему изображенных явлений. Имеет малый объем текста. Является прозаическим произведением.

Английский сонет. Состоит из трех четверостиший и одного двустишия в конце: сонеты Шекспира;

Французский сонет. Состоит из двух четверостиший и двух трехстиший в конце. Особую популярность в России этот жанр приобрел в эпоху символизма: Бальмонт, Брюсов, Блок.

Эпиграмма – короткое стихотворение, не более четверостишия, которое высмеивает или представляет в юмористической форме какое-то отдельное лицо:

Сатира – более развернутое стихотворение, и по объему и по масштабу изображаемого.

Драматургия зародилась еще в античные времена. Уже тогда возникли два важнейших драматических жанра – трагедия и комедия. Основным конфликтом в трагедии был душевный конфликт в душе главного героя между совестью и долгом. Трагедия – высший род драмы С идеей трагедии соединяется идея

Ужасного, мрачного события, роковой развязки Античная драма имела свои особенности. Самой главной являлась – идея фатума, предопределенности судьбы. Важная роль в античной драме принадлежала хору. Он формулировал отношение зрителей к происходящему на сцене, подталкивал их к сопереживанию Посредством хора зрители втягивались в представление и сами являлись участниками действия.

Название этого направления образовано от латинского слова classicus, что в русском языке обозначает – образцовый. Существовал в европейской литературе и искусстве с 17 по начало 19 века. Особенности классицизма:

В основу эстетики положены принципы рационализма ( ratio – разум). Художественное произведение рассматривается с этой точки зрения как оздание искусственное – сотворенное сознательно, разумно организованное, логически выстроенное.

Установлена строгая иерархия жанров, которые делятся на высокие средние и низкие.

Такую классификацию в русском классицизме дал М. Ломоносов.

К высокому жанру он относил трагедию, оду, эпопею. В них описывалась общественная жизнь, исторические события, мифология. Герои, которые описывались в высоком жанре должна обязательно были быть богами, царями, полководцы. К среднему жанру относились повести, летописи, жития.

Это означало, что действие должно происходить в одном месте и в одно время. Время действия должно быть ограничено временем продолжительности спектакля ( время, о котором повествует пьеса, должно быть ограничено одним днем). Единство времени подразумевало, что в пьесе должна быть отражена одна интрига, и не должно быть никаких побочных действий.Образы в классицизме лишены индивидуальных черт. Это вытекает из того, что они должны запечатлевать устойчивые, родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких – либо социальных или духовных сил.

Похожие сочинения

В последнее время у девочек почти исчез интерес к рукоделию, шитью. А жаль! Это так прекрасно и интересно — шить для людей кра­сивую, удобную и современную одежду. Причём эта одежда получается индивидуальной, особой, если её вам шьёт мастер, потому что. смотреть целиком

Научная фантастика уходит своими корнями в глубокое прошлое, но как отрасль художественной литературы (позднее также театра, кино, телевидения) сложилась в XIX в., под воздействием бурного развития науки и техники, а широкое признание получила сравнительно. смотреть целиком

Чтобы стать хорошей дочерью, нужно приложить совсем немного труда. Всего-навсего стараться не расстраивать своих родителей, приносить им поменьше страданий и волне­ний. Как этого добиться? Во-первых, нужно всегда помнить, что ро­дители переживают. смотреть целиком

Существует три основных воззрения на смысл жизни – пессимизм, фатализм и оптимизм. Ко всем этим воззрениям у меня разное отношение. Я не очень хорошо отношусь к пессимистам. Пессимизм – это убеждение людей в том, что ничего хорошего человеку ожидать. смотреть целиком

К сожалению, современная молодёжь начинает медленную, но верную деградацию в развитии. Одним из её факторов является снижение количества читающих подростков. Как известно, произведения классиков учат нас жизни, помогают разобраться в себе, прогрессировать. смотреть целиком

Читайте также: