Сочинение егэ текст 5

Обновлено: 05.07.2024

(8)По городку ползли слухи о маньяках. (9) Люди боялись за жизни близких, обращались с письмами о защите в полицию, однако жертв не удалось избежать. (10)Следующими жертвами стали бомжи.

(11)Выйти на след преступников помог случай. (12)В отдел полиции обратился некий гражданин, принесший флешку, на которой двое молодых людей совершают убийство бомжихи, а затем начинают издеваться над ее телом: выкалывают глаз, отрезают ухо. (13)Режут руку. (14)Убийцами оказались семнадцатилетний Лыткин и бывший студент медицинского университета Ануфриев.

(18)Такой цинизм! (19)Действительно, интересно посмотреть, как мучается котенок, которому надели на шею петлю и повесили.(20) Интересно посмотреть, как голубь с отрезанными лапками мучается, так как не может нигде присесть.(21) Нам книжки читать не интересно! (22)Нам надо видеть шоу!(23) Омерзительное, грязное шоу, чтобы кровь стыла в жилах!

(29)Возникает вопрос: что же такое наказание?

(30)Может быть, как в Белоруссии нужно оставить смертную казнь?(31) Как говорится, око за око, зуб за зуб? (32)Когда убийца будет знать, что за жизнь человека у него заберут его собственную жизнь?

А28 . Какое высказывание противоречит содержанию текста?

1. Автора поразила жестокость убийств в мирное время.

3. Герои рассказа испытали чувство раскаяния.

4. Смерть людей вызывает интерес у Лыткина и Ануфриева.

А29. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 11-14?

  1. Описание
  2. Рассуждение
  3. Рассуждение и повествование
  4. Повествование.

А30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

В1 . Из предложения 33 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложения 12 выпишите все местоимения.

В3. Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В4 . Среди предложений 1-9 найдите простое, односоставное неопределенно-личное .

В5. Среди предложений 1-10 найдите предложения с обособленным определением.

В6 . Среди предложений 12-21 найдите сложные предложения, в состав которых входят придаточные определительные.

В8 . Автор текста использует такие синтаксические средства, как ____________ ( предложении 12,13) и ___________ ( предложения 6,30,31,34), передавая искренность и глубину своего чувства, а также такой прием, как __________ (в предложениях 17,33).

  1. Градация
  2. Эпитет
  3. Метафора
  4. Вводные слова
  5. Цитирование
  6. Парцелляция
  7. Ряды однородных членов
  8. Риторические вопросы
  9. Анафора

Работа с текстом .

1 . Определить тему текста.

-О чем ведет речь автор?

Для этого необходимо сжать текст, посмотреть его план.

2. Сжатие текста.

1. Череда убийств.

2. Жестокость преступников.

4. Проблема наказания преступников.

( Ключевые слова : семнадцатилетний, несостоявшийся хирург, наказание, осознание преступления: стыд, переживание, раскаяние, покаяние )

Стыд – чувство сильного смущения от осознания предосудительности поступка, вины.

Переживание – душевное состояние, вызванное какими-нибудь сильными ощущениями, впечатлениями.

Раскаяние - чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка.

Покаяние – добровольное признание в совершенном преступлении, в ошибке.

3. Определите основную проблему текста.

- На какой вопрос ищет ответ автор?

1). В обществе все чаще встречается равнодушие людей к проблемам других.

(Пенсионерка сидит у своего подъезда, но на ее крик отреагировали из соседнего дома)

2). Жестокие убийства происходят в мирное время .

4).Что является наказанием за совершенное преступление.

-Какое предложение отражает эту позицию автора?

- Докажите, что эта проблема одна из главных в тексте. (Текст строится на контрасте:

совершают несколько убийств , однако не считают себя маньяками, не раскаиваются за совершенные преступления

4 .Работа над вступлением к своему сочинению.

Проблема нравственности всегда была ведущей в русской литературе.

В своей статье Дубовицкая Екатерина Алексеевна ставит перед читателем проблему наказания за совершенное преступление.

Автор Дубовицкая Е.А. затрагивает одну из острых проблем в обществе. В данном тексте затронута проблема жестокости и наказания.

Я отчасти согласна с автором. С одной стороны, человек, который убил один раз, убьет и в другой. Но с другой - вспомните серийного маньяка Чикатило, который жестоко убил несколько десятков жертв, а наказание за него понес невиновный человек. Смертная казнь была исполнена. Так что судебная ошибка может лишать жизни и невиновных. А вот то, что эти нелюди не испытывают чувства вины ни перед матерью убитого ребенка, ни перед самим собой, действительно, страшно!

Автор предложенного текста раскрывает проблемы нашего времени. Автор поднимает проблему жестокости и наказания.

Автор обращается к нам с вопросом о смертной казни для таких людей. А может быть им все равно! И смертная казнь их не пугает.

Я считаю, нужно разрешить смертные казни лишь тем преступникам, кто не раскаивается. Для остальных есть тюрьма, где они осознавали бы свои ошибки и вставали на путь истинный.

Предварительный просмотр:

Отдыхая на море, я заметила, как часто у иностранцев встречаются татуировки на теле. Конечно, это сейчас модно! Часто можно встретить изображение японских или китайских иероглифов. Они в большинстве случаев символизируют силу и огонь. Некоторые носят кельтские орнаменты, которые не имеют толкований, а служат украшением человеческого тела. Идет молодая девушка, а тело выглядит как огромный синяк! Ничего не скажешь - красота!

Интересен тот факт, что в 1947 году при раскопках Пазырыкских могильников на Алтае были найдены три мумии Vв. до н.э. с татуировками, которые расположены на плечах и предплечьях, на больших пальцах рук, а у мужской мумии также на голенях и спине. На безымянных пальцах одной из мумий показаны растительные узоры в виде стилизованных бутонов лотоса. Эти рисунки представляют различных животных: хищников - тигров и барсов; копытных - лошадей, архаров, косуль; птиц и фантастических существ (копытных с птичьей головой, крылатых хищников). Все изображения выполнены в особой художественной манере, характерной для пазырыкского искусства, в скифо-сибирском зверином стиле. Они передают образы отдельных животных и сюжеты нападения хищников на копытных, "сцены терзания".

А побывав в Центральном музее Вооруженных сил в Москве, я была шокирована тем, что фашисты снимали кожу с людей, имевших татуировки, чтобы сделать из нее обложку для записных книжек.

Предварительный просмотр:

(9)Вообще до 1917 года в Москве не было традиций переименования. (10)Хотя есть исключение из правила: в честь генерал-губернатора Москвы В.А. Долгорукова были переименованы две улицы Новослободская и Живодерка.

(21)Напомню, что по указу Никиты Сергеевича Хрущева город Сталинград был переименован в Волгоград. (22)Однако за названием Сталинград тоже стоит историческая память народа. (23)Именно битва за Сталинград стала переломной в ходе Великой Отечественной войны. (24)А Анатолий Собчак вернул историческое название Санкт-Петербургу. (25)Но ведь народ помнит блокаду Ленинграда, когда 900 дней и ночей город не покорялся врагу

(29)Несомненно, советская история – часть российской истории. (30) А теперь задумайтесь, сколько было затрачено денег налогоплательщиков на переименование не одной, а многих улиц! (31)Сейчас такая инициатива стоит 300 000руб. за изменение названия одной улицы. (32)А во сколько обойдется смена паспортов, юридических адресов, выпуск новых топонимических карт?! (33)И за чей счет это будет проводиться?

(34)Поэтому спустя 100 лет важно дать правильную оценку героям и событиям. (35)Названия улиц, станций должны соответствовать историческим событиям, а географическая карта должна быть картой, а не рекламной кампанией какой-либо партии!

Я с большим интересом прочитала статью Дубовицкой Е.А. В ней автор поднимает проблему переименования улиц, станций метро и прочих мест.

В любом случае, главное – любить свой город и пытаться всеми силами его улучшить. (Кофанова Виктория )

Проблема переименования улиц, поселков, даже городов – это сложный вопрос. Стоит ли менять название, может быть, веками существовавшее на карте государства? У каждого названия своя история, ведь события, которые заставили людей дать определенные названия, в частности улицам, были важными и имели большое значение.

В связи с увеличением московского метро сейчас встает вопрос о названиях новых станций. Как сделать так, чтобы пассажирам, ежедневно входящим в метро, было не стыдно за названия станций? Я думаю, что можно провести соцопросы, затем, обобщив результаты и сделав выводы, представить на голосование несколько названий, чтобы затем окончательно определиться.

Я считаю, что переименовывать улицы, города и станции – в некоторой степени проявлять неуважение к историческим событиям страны. (Вишнева Лиза)

Я с большим удовольствием прочитала статью Е.А. Дубовицкой, в которой автор поднимает актуальную проблему. Это проблема переименования улиц. Автор уверена, что не стоит затрачивать деньги налогоплатильщиков лишь для того, чтобы изменить название улицы.

Я полностью согласна с позицией автора и считаю, что советская история – это часть прошлого нашей страны, поэтому переименовывать улицы , названия которых связаны с именами известных советских деятелей, не надо. Но, тем не менее, есть улицы, которые названы в честь убийц, не сделавших за свою жизнь ничего хорошего. Например, в тексте упоминается имя Петра Войкова, в честь которого названы улица и станция метро. Но этот человек был цареубийца, поэтому я считаю, что лучше переименовать названия улицы и станции и назвать в честь какого-либо художника, музыканта, писателя, ученого.

Предварительный просмотр:

(10)В Домачевском детском доме Брестской области Белоруссии находилось 100 детей в возрасте до 12 лет. (11)Уже в первый день войны, 22 июня 1941 года, гитлеровцы застрелили трех ребят и двух ранили.(12) Вечером 23 сентября 1942 года в детдом прибыла пятитонная машина с шестью вооруженными гитлеровцами.(13) Воспитателям объявили, что детей перевозят в Брест. (14)Только двоим детям удалось бежать. (15)Остальные 54 ребенка и воспитательница были погружены в машину и увезены в направлении станции Дубица. (16)Возле пограничного дзота, в 800 метрах от реки Западный Буг, их расстреляли.

(17)22 марта 1943 года небольшую белорусскую деревню Хатынь окружил карательный батальон войск СС особого назначения. (18)Каратели врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу.(19)Жителей сгоняли в сарай. (20)В нем становилось все теснее. (21)Матери пытались успокоить детей, но, чувствуя что-то страшное, сами не могли сдержать слез. (22)Люди в сарае не догадывались о своей участи. (23)Они надеялись на лучшее. (24)Ведь надежда умирает последней.(25) Обреченные не видели, что каратели обложили сарай соломой, облили бензином, подожгли. (26)Страшная догадка обожгла сознание каждого взрослого.(27) Их сжигают живыми! (28)Многие пытались вырваться из огня. (29)Тщетно! (30)Эсесовцы хладнокровно, без промаха расстреливали из автоматов.(31) Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним в их жизни. (32)Мучительную смерть приняли 75 детей.

(55)Хатынь – это напоминание всем живущим о необходимости сделать все возможное для того, чтобы никогда и нигде подобная трагедия не повторилась, чтобы не возродился фашизм, чтобы был сохранен мир на земле.

(56)Немецко-фашистские оккупанты уничтожили только в Белоруссии 186 деревень вместе с их жителями.(57) Пепелища, пепелища…(58) Эту страшную картину увидели воины-освободители, когда они очищали землю от фашистов.

А-28 Какой информации нет в тексте?

  1. Почему гитлеровцы уничтожали мирных жителей?
  2. Почему был построен хатынский мемориал.
  3. Почему в Грузии снесен Мемориал Славы.
  4. Зачем в г. Стрые хотели демонтировать памятник Воину-освободителю.

Какое из утверждений является ошибочным?

  1. В предложениях 1-4 представлено рассуждение и повествование.
  2. Предложения 17-23 содержат повествование.
  3. Предложение 57 подтверждает суждение, данное в предложении 54
  4. Предложения 42-46 содержат описание.

Укажите слово, использованное в прямом значении.

  1. Очищали (предложение58) 3. Надеялись (предложение 23)
  2. Возродился (предложение 55) 4. Умирает (предложение 24 )

В1. Из предложения 51 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

В2. Из предложения 9 выпишите местоимения.

В3. Выпишите словосочетание со связью управление из предложения 38.

В4. Среди предложений 7-11 найдите односоставное определенно-личное.

В5. Среди предложений 17-27 выпишите предложение с обособленным обстоятельством.

В6. Среди предложений 47-57 найдите сложное с однородным подчинением.

В7. Среди предложений 33-42 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи наречия и форм одного и того же слова.

  1. устаревшие слова
  2. метафора
  3. эпитеты
  4. риторический вопрос
  5. восклицательные предложения
  6. противопоставление
  7. ряды однородных членов
  8. фразеологизм
  9. анафора

Предварительный просмотр:

Наполеон умер 5 мая 1821 года на острове Святой Елены от рака желудка, но только в сентябре 1840 г. французский корабль привез останки Наполеона в Гавр, а затем медленно двинулся вверх по Сене к Парижу. 15 декабря, несмотря на снежную бурю, почти весь город присутствовал на похоронах императора. Скорбный кортеж медленно начал шествие вдоль бульваров, прошел под Триумфальной аркой, спустился по Елисейским полям.

Останки императора, как и останки египетского фараона, были замурованы в шесть гробов: первый – из жести, второй – из красного дерева, третий и четвертый – из свинца, пятый – из эбенового дерева, шестой – из дуба. Гробы были помещены в большой саркофаг из красного гранита в Крипте, специально созданной для этого знаменитым архитектором Висконти. Двенадцать колоссальных крылатых Побед – произведение скульптора Прадье – сторожат вечный сон императора.

За что так любили французы императора Наполеона I?! Кто же он, талантливый генерал или гениальный злодей?

В период Великой французской революции он совершает головокружительную карьеру. После взятия Тулона достигает чина бригадного, а затем дивизионного генерала. В ноябре 1799 года совершил государственный переворот, в результате которого стал первым консулом. 18 мая 1804 года провозгласил себя императором. Установил диктаторский режим. Наполеон в корне изменил государственное устройство страны. Внутренняя политика Наполеона состояла в укреплении его личной власти как гарантии сохранения результатов революции: гражданских прав, прав собственности на землю крестьян, а также тех, кто купил во время революции национальные имущества, то есть конфискованные земли эмигрантов и церкви. Провёл ряд реформ (принятие гражданского кодекса ( 1804 ), основание Французского банка ( 1800 ) и др.). Административные и правовые нововведения Наполеона заложили основу современного государства, многие из них действуют и по сей день. Именно тогда была создана система средних школ — лицеев и высшие учебные заведения — Нормальная и Политехническая школы, до сих пор остающиеся самыми престижными во Франции.

5 готовых индивидуальных сочинений для варианта №5 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов, проблема определения образа истинного героя по тексту по В. П. Катаеву.

Готовое сочинение №1

Почему человеку важно найти свое настоящее дело? Вот проблема, которую ставит в тексте В. П. Катаев.

Два примера-иллюстрации, приведенные мною, доказывают, что наводчик Ковалёв был не просто талантливым и выдающимся артиллеристом, но и гением своего дела. На мой взгляд, в этом и заключается позиция автора.

Я полностью разделяю точку зрения писателя. Как в мирной, так и в военной жизни человеку важно найти свое настоящее дело, дело, в котором он будет истинным мастером. Поражаюсь, как герой В.П.Катаева похож на толстовского капитана Тушина! Та же смелость, та же скромность, тот же героизм!

Таким образом, найти свое призвание, где проявится твой талант, сила воли и упорство, — важное условие того, что человек состоится как личность.

Готовое сочинение №2

Какими качествами должен обладать настоящий герой? Вот проблема, которую ставит в тексте В. П. Катаев.

Оба эти примера-иллюстрации, дополняя друг друга, доказывают, что истинный герой должен быть не только храбрецом, но и патриотом. В этом, на мой взгляд, и заключается позиция В. П. Катаева. Я полностью согласна с точкой зрения автора. Действительно, героической личностью мы можем назвать человека, который в трудную минуту готов проявить стойкость и мужество.

Таким образом, герой должен обладать такими качествами, как храбрость, отвага и патриотизм.

Готовое сочинение №3

Почему человеку важно найти своё настоящее дело? Наверное, каждая уважающая себя личность хочет отыскать собственное призвание, чтобы приносить пользу людям. Писатель В.П. Катаев поднимает в тексте проблему понимания человеком своего места на службе.

Кроме того, Ковалёв не пытался произвести впечатление на начальство, чтобы получить хорошую должность. На самом деле наводчик всегда отказывался от повышения, потому что его не интересовали чины и награды. Солдат не был тщеславным человеком, и таким людям, как он, просто хочется делать то, что у них получается и вызывает интерес. В годы войны приходилось выживать в непростых условиях: кто-то быстро адаптировался, а кто-то не мог смириться с реальностью. Ковалёв же не падает духом, потому что он патриот и пытается сделать всё возможное для защиты Отечества. Конкретизируя данную мысль, автор подчёркивает, что человек по-настоящему прекрасен, когда ответственно выполняет своё дело.

Итогом размышлений В.П. Катаева становится такая позиция: на службе главное не карьерный рост, а осознание пользы, которую человек может принести Родине.

Таким образом, занимаясь любым делом, человек должен оттачивать свои навыки и стремиться к совершенству. Только тогда его деятельность может стать действительно полезной для общества.

Готовое сочинение №4

Какими качествами обладает настоящий герой? Кого мы называем подлинным героем, достойным уважения и почёта? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного советского писателя Валентина Катаева.

Авторская позиция заключается в следующем: настоящий герой непременно является патриотом, готов пожертвовать собой, отдать всего себя для защиты Отечества. Он скромен, так как не пытается выставить свои достоинства на всеобщее обозрение. Ответственно относясь к своему делу на войне, он гордится, что выполняет долг перед Родиной.
Мне близка позиция автора. Действительно, героем мы можем назвать не того, кто сразу же бросается в глаза своей выправкой. Внешне этот может быть незаметный человек, но в трудную минуту он готов без слов проявить стойкость и мужество.

В заключение подчеркну, что настоящие герои всегда остаются в тени, они не заявляют громогласно о своих подвигах, скромны и неприметны, но в трудную минуту боя они проявляют неслыханные мужество и героизм.

Готовое сочинение №5

Каждый ли человек может стать героем? Какими качествами должен обладать настоящий герой? Именно эту проблему – проблему истинного героизма – и ставит автор в своем произведении. В тексте Валентина Катаева я прочитал о выдающемся наводчике по фамилии Ковалёв. Этот человек служил наводчиком еще в период Первой мировой войны, а во время Великой Отечественной ушел добровольцем на фронт, хотя по возрасту уже не обязан был это делать. Но он, как и вся его семья (жена-врач и три сына), отправился защищать Родину.

Ковалёв обладал совершенно уникальной способностью необыкновенно точно наводить орудие на врага. Автор подробно описывает хладнокровие и необыкновенную чёткость, с которой действовал наводчик во время боя.

Катаев пишет, что Ковалёв был по-настоящему гениальный наводчик и, может быть, даже лучший наводчик фронта. Однако обладать талантом еще недостаточно для того, чтобы стать хорошим воином. Автор говорит о том, что, кроме таланта в области военного искусства, Ковалёв обладал еще исключительным мужеством и горячей любовью к Родине, которые также помогали ему сражаться с врагом. Ковалёв именно в этом видел свой долг во время войны и поэтому не соглашался стать командиром.

Автор хочет нам сказать, что человек, попав на фронт, становится героем, если подчиняет все свои таланты, своё мужество и свой патриотизм главной цели — борьбе с фашизмом.

Я согласен с автором текста. Действительно, все таланты человека приходят ему на помощь, когда цель его очень важна и четко определена. В такой ситуации человек становится как бы выше самого себя.

Готовое сочинение №6

Раскрытие данной проблемы происходит благодаря мировоззрению и поступкам наводчика Ковалева. В повествовании подчеркивается, что Ковалев был гениальным наводчиком, который виртуозно выполнял нужные действия во время боя. По сравнению с умениями во время Первой мировой войны, во время Второй мировой войны Ковалев развил свое искусство и мастерство. В.П. Катаев показывает, что только развивающий свои способности человек может хорошо выполнять свою работу.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что человек может быть полезен обществу только в том случае, если он будет заниматься любимым делом, в котором он хорошо разбирается.

Сам текст из 5 варианта по которому писались сочинения начинается так:

Солдаты, расположившиеся вокруг своей пушки, были заняты каждый своим делом. Кто, пристроившись к сосновому ящику со снарядами, писал письмо, слюня химический карандаш и сдвинув на затылок шлем; кто сидел на лафете, пришивая к шинели крючок; кто читал маленькую артиллерийскую газету. Живя с разведчиками и наблюдая поле боя с разных сторон, Ваня привык видеть войну широко и разнообразно. Он привык видеть дороги, леса, болота, мосты, ползущие танки, перебегающую пехоту, минёров, конницу, накапливающуюся в балках.

(6) Стало светать, а над районом завода по-прежнему длилась ночь.

(7) Казалось, земля сама по себе извергала молнии, грохот, дым и чёрную пыль.

(8) 3астигнутые бомбёжкой, Климов и старик Поляков кинулись в сторону ничейной земли, где находились вырытые в конце сентября тонными бомбами воронки.

(9) Расстояние между немецкими и русскими окопами было так невелико, что часть удара пришлась на немецкий передний край, калеча солдат головной немецкой дивизии, выдвинувшейся для наступления.

(10)Несколько раз Поляков падал, забывал, на каком он свете, молод он или стар, где верх, где низ. (11)Но Климов всё тянул да тянул его: давай, давай, и они повалились в глубокую воронку, покатились на сырое, липкое дно. (12)3десь тьма была тройная, сплетённая из тьмы ночи, из дымовой и пыльной тьмы, из тьмы глубокого погреба.

(13)Они лежали рядом, и в старой, и в молодой голове жил желанный, милый свет, просьба о жизни. (14)Этот свет, эта трогательная надежда были такими, какие горят во всех головах, во всех сердцах не только человечьих, но и в самых простых сердцах зверей и птиц.

(15)Этот сплошной взрыв словно длился вечно. (16)Время шло, а ревущий грохот не ослабевал, и чёрная дымовая мгла, не светлея, а наливаясь, всё прочнее связывала землю и небо.

(17)Климов нащупал грубую рабочую руку старого ополченца и пожал её, и её ответное доброе движение на миг утешило Климова. (18)Обычно, идя в разведку, Климов не любил напарников, спешил поскорей уйти в темноту — так хладнокровный, опытный пловец спешит уйти от каменистого берега в угрюмую глубину открытого моря. (19)А здесь, в яме, он радовался лежавшему рядом Полякову.

(20)Люди в яме приподняли головы: над ними стоял мутный полусвет, дым и пыль уносило ветром, земля затихла. (21)Муторное изнеможение овладело душой; казалось, что все живые силы выдавлены из неё, осталась одна лишь тоска.

(22)Климов приподнялся, подле него лежал покрытый пылью, тёртый, жеванный войной от пилотки до сапог немец. (23)Климов не боялся немцев, но сейчас он растерялся, его поразило, что, оглушённый и ослеплённый, он утешался, чувствуя немца рядом, что руку немца он спутал с поляковской рукой. (24)Они смотрели друг на друга. (25)Обоих придавила одна и та же сила, оба они были беспомощны бороться с этой силой, и оказалось, она не защищала одного из них, а одинаково угрожала и одному, и другому.

(26)Они молчали, два военных жителя. (27)Совершенный и безошибочный автоматизм — убить, — которым оба они обладали, не сработал.

(28)А Поляков сидел поодаль и тоже смотрел на заросшего щетиной немца. (29)И хотя Поляков не любил долго молчать, сейчас он молчал.

(30) Жизнь была ужасна, а в глубине их глаз мелькнуло унылое прозрение, что и после войны сила, загнавшая их в эту яму, вдавившая мордами в землю, будет жать не только побеждённых.

(31) Они, словно договорившись, полезли из ямы, подставляя свои спины и черепа под лёгкий выстрел, непоколебимо уверенные в своей безопасности.

(32) Поляков поскользнулся и покатился вниз, ругая и проклиная белый свет, куда всё же снова упорно полез. (33)Климов и немец вылезли на поверхность, и оба посмотрели: один — на восток, второй — на запад: не видит ли начальство что лезут они из одной ямы, не убивают друг друга. (34)Не оглянувшись, пошли каждый к своим окопам холмами и долинами перепаханной и ещё дымящейся земли.

(По В. С. Гроссману*)

*Василий Семёнович Гроссман (1905-1964) — русский советский писатель и журналист, военный корреспондент.

Примерный круг проблемАвторская позиция
1. Проблема осознания жестокости войны. (Как война влияет на судьбы людей?)1. Война жестока, она отнимает жизни людей – самую большую ценность на свете. Желание жить объединяет всё живое на земле.
2. Проблема единения людей на войне. (Какие чувства объединяют людей на войне?)2. Перед лицом смерти в душе каждого человека живет надежда на жизнь. На войне это чувство объединяет не только противников, но и всё живое.
3. Проблема проявления человечности на войне. (Как проявляется человечность на войне?)3. На войне противники, оказавшись в одинаковом положении, перед лицом смерти, не испытывают желания убить. Они видят друг в друге прежде всего людей, попавших в страшную ситуацию. В таких взаимоотношениях проявляется человечность.
4. Проблема важности поддержки, человеческого участия в трудных жизненных ситуациях. (Почему в трудных жизненных ситуациях важны поддержка и человеческое участие?)4. В трудных жизненных ситуациях крайне важны поддержка, человеческое тепло, участие, которые могут быть выражены в рукопожатии, взгляде. Это помогает победить страх, придаёт внутренней уверенности, сил.

Пример сочинения ЕГЭ по проблеме №2: Проблема единения людей на войне

Великая Отечественная война – страшная беда, обрушившаяся на советских людей в середине двадцатого века. Из-за нее теряли любимых и близких, лишались крова, здоровья, а самое главное – жизни. Какие чувства объединяли людей в то ужасное время? Что испытывали они перед лицом смерти? Ответы на эти вопросы можно найти в тексте Василия Семеновича Гроссмана, писателя и военного корреспондента.

В яму, в которую упали герои, попал один немецкий солдат. После того, как Климов и немец поняли, что оказались в одинаковом положении, перед лицом смерти, они не испытали желания убить, хотя были врагами. К ним пришло осознание собственной беспомощности, и в каждом из них было самое сильное на свете желание – желание жить.

Оба примера дополняют друг друга и помогают автору объяснить, что перед лицом смерти в душе каждого живет надежда на жизнь. На войне это чувство объединяет не только противников, но и всё живое.

Нельзя не согласиться с автором. Действительно, на войне пострадали миллионы ни в чем не повинных людей. Они строили планы на будущее, у каждого были свои мечты, цели и желания. Но ничему этому не суждено было сбыться. И единственное, что оставалось в то время – желание выжить. Это самое главное желание, оно объединяет все живое на земле во все времена.

В заключение хочется сказать, что война жестока, несправедлива. Она искалечила судьбы людей, отняла у них все самое дорогое. Каждому человеку в то время приходилось бороться за собственную жизнь, за жизнь близких, за жизнь своего народа.

(8)По городку ползли слухи о маньяках. (9) Люди боялись за жизни близких, обращались с письмами о защите в полицию, однако жертв не удалось избежать. (10)Следующими жертвами стали бомжи.

(11)Выйти на след преступников помог случай. (12)В отдел полиции обратился некий гражданин, принесший флешку, на которой двое молодых людей совершают убийство бомжихи, а затем начинают издеваться над ее телом: выкалывают глаз, отрезают ухо. (13)Режут руку. (14)Убийцами оказались семнадцатилетний Лыткин и бывший студент медицинского университета Ануфриев.

(18)Такой цинизм! (19)Действительно, интересно посмотреть, как мучается котенок, которому надели на шею петлю и повесили.(20) Интересно посмотреть, как голубь с отрезанными лапками мучается, так как не может нигде присесть.(21) Нам книжки читать не интересно! (22)Нам надо видеть шоу!(23) Омерзительное, грязное шоу, чтобы кровь стыла в жилах!

(29)Возникает вопрос: что же такое наказание?

(30)Может быть, как в Белоруссии нужно оставить смертную казнь?(31) Как говорится, око за око, зуб за зуб? (32)Когда убийца будет знать, что за жизнь человека у него заберут его собственную жизнь?

А28 . Какое высказывание противоречит содержанию текста?

1. Автора поразила жестокость убийств в мирное время.

3. Герои рассказа испытали чувство раскаяния.

4. Смерть людей вызывает интерес у Лыткина и Ануфриева.

А29. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 11-14?

  1. Описание
  2. Рассуждение
  3. Рассуждение и повествование
  4. Повествование.

А30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

В1 . Из предложения 33 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложения 12 выпишите все местоимения.

В3. Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В4 . Среди предложений 1-9 найдите простое, односоставное неопределенно-личное .

В5. Среди предложений 1-10 найдите предложения с обособленным определением.

В6 . Среди предложений 12-21 найдите сложные предложения, в состав которых входят придаточные определительные.

В8 . Автор текста использует такие синтаксические средства, как ____________ ( предложении 12,13) и ___________ ( предложения 6,30,31,34), передавая искренность и глубину своего чувства, а также такой прием, как __________ (в предложениях 17,33).

  1. Градация
  2. Эпитет
  3. Метафора
  4. Вводные слова
  5. Цитирование
  6. Парцелляция
  7. Ряды однородных членов
  8. Риторические вопросы
  9. Анафора

Работа с текстом .

1 . Определить тему текста.

-О чем ведет речь автор?

Для этого необходимо сжать текст, посмотреть его план.

2. Сжатие текста.

1. Череда убийств.

2. Жестокость преступников.

4. Проблема наказания преступников.

( Ключевые слова : семнадцатилетний, несостоявшийся хирург, наказание, осознание преступления: стыд, переживание, раскаяние, покаяние )

Стыд – чувство сильного смущения от осознания предосудительности поступка, вины.

Переживание – душевное состояние, вызванное какими-нибудь сильными ощущениями, впечатлениями.

Раскаяние - чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка.

Покаяние – добровольное признание в совершенном преступлении, в ошибке.

3. Определите основную проблему текста.

- На какой вопрос ищет ответ автор?

1). В обществе все чаще встречается равнодушие людей к проблемам других.

(Пенсионерка сидит у своего подъезда, но на ее крик отреагировали из соседнего дома)

2). Жестокие убийства происходят в мирное время .

4).Что является наказанием за совершенное преступление.

-Какое предложение отражает эту позицию автора?

- Докажите, что эта проблема одна из главных в тексте. (Текст строится на контрасте:

совершают несколько убийств , однако не считают себя маньяками, не раскаиваются за совершенные преступления

4 .Работа над вступлением к своему сочинению.

Проблема нравственности всегда была ведущей в русской литературе.

В своей статье Дубовицкая Екатерина Алексеевна ставит перед читателем проблему наказания за совершенное преступление.

Автор Дубовицкая Е.А. затрагивает одну из острых проблем в обществе. В данном тексте затронута проблема жестокости и наказания.

Я отчасти согласна с автором. С одной стороны, человек, который убил один раз, убьет и в другой. Но с другой - вспомните серийного маньяка Чикатило, который жестоко убил несколько десятков жертв, а наказание за него понес невиновный человек. Смертная казнь была исполнена. Так что судебная ошибка может лишать жизни и невиновных. А вот то, что эти нелюди не испытывают чувства вины ни перед матерью убитого ребенка, ни перед самим собой, действительно, страшно!

Автор предложенного текста раскрывает проблемы нашего времени. Автор поднимает проблему жестокости и наказания.

Автор обращается к нам с вопросом о смертной казни для таких людей. А может быть им все равно! И смертная казнь их не пугает.

Я считаю, нужно разрешить смертные казни лишь тем преступникам, кто не раскаивается. Для остальных есть тюрьма, где они осознавали бы свои ошибки и вставали на путь истинный.

Предварительный просмотр:

Отдыхая на море, я заметила, как часто у иностранцев встречаются татуировки на теле. Конечно, это сейчас модно! Часто можно встретить изображение японских или китайских иероглифов. Они в большинстве случаев символизируют силу и огонь. Некоторые носят кельтские орнаменты, которые не имеют толкований, а служат украшением человеческого тела. Идет молодая девушка, а тело выглядит как огромный синяк! Ничего не скажешь - красота!

Интересен тот факт, что в 1947 году при раскопках Пазырыкских могильников на Алтае были найдены три мумии Vв. до н.э. с татуировками, которые расположены на плечах и предплечьях, на больших пальцах рук, а у мужской мумии также на голенях и спине. На безымянных пальцах одной из мумий показаны растительные узоры в виде стилизованных бутонов лотоса. Эти рисунки представляют различных животных: хищников - тигров и барсов; копытных - лошадей, архаров, косуль; птиц и фантастических существ (копытных с птичьей головой, крылатых хищников). Все изображения выполнены в особой художественной манере, характерной для пазырыкского искусства, в скифо-сибирском зверином стиле. Они передают образы отдельных животных и сюжеты нападения хищников на копытных, "сцены терзания".

А побывав в Центральном музее Вооруженных сил в Москве, я была шокирована тем, что фашисты снимали кожу с людей, имевших татуировки, чтобы сделать из нее обложку для записных книжек.

Предварительный просмотр:

(9)Вообще до 1917 года в Москве не было традиций переименования. (10)Хотя есть исключение из правила: в честь генерал-губернатора Москвы В.А. Долгорукова были переименованы две улицы Новослободская и Живодерка.

(21)Напомню, что по указу Никиты Сергеевича Хрущева город Сталинград был переименован в Волгоград. (22)Однако за названием Сталинград тоже стоит историческая память народа. (23)Именно битва за Сталинград стала переломной в ходе Великой Отечественной войны. (24)А Анатолий Собчак вернул историческое название Санкт-Петербургу. (25)Но ведь народ помнит блокаду Ленинграда, когда 900 дней и ночей город не покорялся врагу

(29)Несомненно, советская история – часть российской истории. (30) А теперь задумайтесь, сколько было затрачено денег налогоплательщиков на переименование не одной, а многих улиц! (31)Сейчас такая инициатива стоит 300 000руб. за изменение названия одной улицы. (32)А во сколько обойдется смена паспортов, юридических адресов, выпуск новых топонимических карт?! (33)И за чей счет это будет проводиться?

(34)Поэтому спустя 100 лет важно дать правильную оценку героям и событиям. (35)Названия улиц, станций должны соответствовать историческим событиям, а географическая карта должна быть картой, а не рекламной кампанией какой-либо партии!

Я с большим интересом прочитала статью Дубовицкой Е.А. В ней автор поднимает проблему переименования улиц, станций метро и прочих мест.

В любом случае, главное – любить свой город и пытаться всеми силами его улучшить. (Кофанова Виктория )

Проблема переименования улиц, поселков, даже городов – это сложный вопрос. Стоит ли менять название, может быть, веками существовавшее на карте государства? У каждого названия своя история, ведь события, которые заставили людей дать определенные названия, в частности улицам, были важными и имели большое значение.

В связи с увеличением московского метро сейчас встает вопрос о названиях новых станций. Как сделать так, чтобы пассажирам, ежедневно входящим в метро, было не стыдно за названия станций? Я думаю, что можно провести соцопросы, затем, обобщив результаты и сделав выводы, представить на голосование несколько названий, чтобы затем окончательно определиться.

Я считаю, что переименовывать улицы, города и станции – в некоторой степени проявлять неуважение к историческим событиям страны. (Вишнева Лиза)

Я с большим удовольствием прочитала статью Е.А. Дубовицкой, в которой автор поднимает актуальную проблему. Это проблема переименования улиц. Автор уверена, что не стоит затрачивать деньги налогоплатильщиков лишь для того, чтобы изменить название улицы.

Я полностью согласна с позицией автора и считаю, что советская история – это часть прошлого нашей страны, поэтому переименовывать улицы , названия которых связаны с именами известных советских деятелей, не надо. Но, тем не менее, есть улицы, которые названы в честь убийц, не сделавших за свою жизнь ничего хорошего. Например, в тексте упоминается имя Петра Войкова, в честь которого названы улица и станция метро. Но этот человек был цареубийца, поэтому я считаю, что лучше переименовать названия улицы и станции и назвать в честь какого-либо художника, музыканта, писателя, ученого.

Предварительный просмотр:

(10)В Домачевском детском доме Брестской области Белоруссии находилось 100 детей в возрасте до 12 лет. (11)Уже в первый день войны, 22 июня 1941 года, гитлеровцы застрелили трех ребят и двух ранили.(12) Вечером 23 сентября 1942 года в детдом прибыла пятитонная машина с шестью вооруженными гитлеровцами.(13) Воспитателям объявили, что детей перевозят в Брест. (14)Только двоим детям удалось бежать. (15)Остальные 54 ребенка и воспитательница были погружены в машину и увезены в направлении станции Дубица. (16)Возле пограничного дзота, в 800 метрах от реки Западный Буг, их расстреляли.

(17)22 марта 1943 года небольшую белорусскую деревню Хатынь окружил карательный батальон войск СС особого назначения. (18)Каратели врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу.(19)Жителей сгоняли в сарай. (20)В нем становилось все теснее. (21)Матери пытались успокоить детей, но, чувствуя что-то страшное, сами не могли сдержать слез. (22)Люди в сарае не догадывались о своей участи. (23)Они надеялись на лучшее. (24)Ведь надежда умирает последней.(25) Обреченные не видели, что каратели обложили сарай соломой, облили бензином, подожгли. (26)Страшная догадка обожгла сознание каждого взрослого.(27) Их сжигают живыми! (28)Многие пытались вырваться из огня. (29)Тщетно! (30)Эсесовцы хладнокровно, без промаха расстреливали из автоматов.(31) Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним в их жизни. (32)Мучительную смерть приняли 75 детей.

(55)Хатынь – это напоминание всем живущим о необходимости сделать все возможное для того, чтобы никогда и нигде подобная трагедия не повторилась, чтобы не возродился фашизм, чтобы был сохранен мир на земле.

(56)Немецко-фашистские оккупанты уничтожили только в Белоруссии 186 деревень вместе с их жителями.(57) Пепелища, пепелища…(58) Эту страшную картину увидели воины-освободители, когда они очищали землю от фашистов.

А-28 Какой информации нет в тексте?

  1. Почему гитлеровцы уничтожали мирных жителей?
  2. Почему был построен хатынский мемориал.
  3. Почему в Грузии снесен Мемориал Славы.
  4. Зачем в г. Стрые хотели демонтировать памятник Воину-освободителю.

Какое из утверждений является ошибочным?

  1. В предложениях 1-4 представлено рассуждение и повествование.
  2. Предложения 17-23 содержат повествование.
  3. Предложение 57 подтверждает суждение, данное в предложении 54
  4. Предложения 42-46 содержат описание.

Укажите слово, использованное в прямом значении.

  1. Очищали (предложение58) 3. Надеялись (предложение 23)
  2. Возродился (предложение 55) 4. Умирает (предложение 24 )

В1. Из предложения 51 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

В2. Из предложения 9 выпишите местоимения.

В3. Выпишите словосочетание со связью управление из предложения 38.

В4. Среди предложений 7-11 найдите односоставное определенно-личное.

В5. Среди предложений 17-27 выпишите предложение с обособленным обстоятельством.

В6. Среди предложений 47-57 найдите сложное с однородным подчинением.

В7. Среди предложений 33-42 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи наречия и форм одного и того же слова.

  1. устаревшие слова
  2. метафора
  3. эпитеты
  4. риторический вопрос
  5. восклицательные предложения
  6. противопоставление
  7. ряды однородных членов
  8. фразеологизм
  9. анафора

Предварительный просмотр:

Наполеон умер 5 мая 1821 года на острове Святой Елены от рака желудка, но только в сентябре 1840 г. французский корабль привез останки Наполеона в Гавр, а затем медленно двинулся вверх по Сене к Парижу. 15 декабря, несмотря на снежную бурю, почти весь город присутствовал на похоронах императора. Скорбный кортеж медленно начал шествие вдоль бульваров, прошел под Триумфальной аркой, спустился по Елисейским полям.

Останки императора, как и останки египетского фараона, были замурованы в шесть гробов: первый – из жести, второй – из красного дерева, третий и четвертый – из свинца, пятый – из эбенового дерева, шестой – из дуба. Гробы были помещены в большой саркофаг из красного гранита в Крипте, специально созданной для этого знаменитым архитектором Висконти. Двенадцать колоссальных крылатых Побед – произведение скульптора Прадье – сторожат вечный сон императора.

За что так любили французы императора Наполеона I?! Кто же он, талантливый генерал или гениальный злодей?

В период Великой французской революции он совершает головокружительную карьеру. После взятия Тулона достигает чина бригадного, а затем дивизионного генерала. В ноябре 1799 года совершил государственный переворот, в результате которого стал первым консулом. 18 мая 1804 года провозгласил себя императором. Установил диктаторский режим. Наполеон в корне изменил государственное устройство страны. Внутренняя политика Наполеона состояла в укреплении его личной власти как гарантии сохранения результатов революции: гражданских прав, прав собственности на землю крестьян, а также тех, кто купил во время революции национальные имущества, то есть конфискованные земли эмигрантов и церкви. Провёл ряд реформ (принятие гражданского кодекса ( 1804 ), основание Французского банка ( 1800 ) и др.). Административные и правовые нововведения Наполеона заложили основу современного государства, многие из них действуют и по сей день. Именно тогда была создана система средних школ — лицеев и высшие учебные заведения — Нормальная и Политехническая школы, до сих пор остающиеся самыми престижными во Франции.

Читайте также: