Сочинение егэ по тексту бродского

Обновлено: 18.05.2024

(1)Книги не столь конечны, как мы сами. (2)Даже худшие из них переживают своих авторов – главным образом потому, что они занимают меньшее физическое пространство, чем те, кто их написал.

(3)Поскольку все мы смертны, а чтение книг съедает много времени, мы должны придумать систему, которая даст нам подобие экономии. (4)В конечном счёте мы читаем не ради самого чтения, но чтобы познавать. (5)Отсюда потребность в сжатости произведений, которые приводят человеческую ситуацию во всём её разнообразии к возможно более резкому фокусу. (6)Отсюда потребность в некоем компасе среди океана имеющейся печатной продукции.

(7)Роль такого компаса, конечно, играют литературная критика, рецензенты. (8)Увы, его стрелка колеблется произвольно. (9)Что север для некоторых – юг для других; то же самое с востоком и западом.

(10)В любом случае читатель окажется без компаса в этом океане. (11)Альтернативой поэтому было бы развить свой собственный компас, ознакомиться самому с определёнными звёздами и созвездиями – неяркими и яркими, но всегда отдалёнными. (12)Другая альтернатива – или, возможно, часть той же самой – положиться на чужие мнения: совет друга, ссылку в тексте… (13)Процедура такого рода знакома нам всем с раннего возраста. (14)Однако это оказывается плохой гарантией, ибо океан литературы постоянно растёт…

(15)Так где же твёрдая земля?

(16)Вообще, будь я издателем, я бы ставил на обложках книг не только имена их авторов, но и точный их возраст, чтобы дать возможность читателям решить, хотят ли они считаться с информацией или взглядами, содержащимися в книге, написанной человеком настолько моложе или настолько старше, чем они сами.

(17)А теперь я могу сказать прямо: чтобы развить хороший вкус в литературе, надо читать поэзию. (18)Дело в том, что, будучи высшей формой человеческой речи, поэзия не только самый сжатый, но и наиболее конденсированный способ передачи человеческого опыта.

(19)Я не пытаюсь преуменьшить значение прозы. (20)Истина состоит в том, что поэзия просто оказалась старше прозы. (21)Литература начиналась с поэзии. (22)Я просто пытаюсь быть практичным и избавить ваши глаза и мозг от бесполезного печатного материала. (23)Поэзия, можно сказать, появилась как раз для этой цели, ибо она синонимична экономии. (24)Важно воспроизвести, хотя бы в миниатюре, процесс, который имел место в нашей цивилизации два тысячелетия. (25)Это легче, чем вы могли бы подумать, ибо общий объём поэзии гораздо меньше общего объёма прозы. (26)Единственное, что вам нужно, – это вооружиться на несколько месяцев произведениями поэтов на вашем родном языке. (27)Думаю, это будет десяток довольно тонких книжечек, и к концу лета вы будете в отличной форме.

*Бродский Иосиф Александрович (1940-1996) – поэт, эссеист, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года.

Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга.

Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга. Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного — сопереживания прочитанному и осмысления его.

Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспитать, убеждён.

И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить свою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца своих дней оставался бы преданным читателем поэзии. Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, талантливые. Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихами, особенно понравившимися ему.

Я резко отделяю читателей от почитателей. Читатель при всей любви к поэту добр, но взыскателен. Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди людей самых различных профессий в разных концах страны. Именно они и были всегда тайными соавторами моих стихов. Я по-прежнему стараюсь воспитывать себя поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого я полюбил в последние годы:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.

Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделён этим сочувствием, но иногда мне грустно, потому что я не знаю, сумею ли за него отблагодарить в полной мере.

Таких качеств, пожалуй, пять.

Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.

Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.

Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом.

Четвёртое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом.

Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо

Поэта вне народа нет,
Как сына нет без отчей тени.

(По Е. А. Евтушенко*)
Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017) — советский и российский поэт; получил известность также как прозаик, публицист, режиссёр, сценарист, актёр, чтец-оратор.

Е.А. Евтушенко – известный советский поэт. В данном тексте он поднимает проблему восприятия красоты художественного слова.

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.

Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей, - такова позиция автора данного текста.

Таким образом, поэтическое слово, да и поэзия в целом – это особенный мир, это чудесный сад, зайдя в который однажды, ты будешь путешествовать по нему всю жизнь.

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся.

О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.

Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?

О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; еще одна будет лишней.

Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.

Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

1.К какому роду литературы принадлежит стихотворение?__________

2.Определите вид рифмы._____________________

3 Как называется отрывок стихотворения, обладающий смысловой и ритмической законченностью?__________________________

4.Как называется художественный прием,заключающийся в повторении начала стихотворных строчек или в начале четверостиший?_________________

5.Какой прием фонетической выразительности используется в последнем стихе?___________

6.Какие глагольные формы и соответственно какой тип односоставных предложений используется в тексте стихотворения?__________________________

7.Как называется герой лирияеского стихотворения и совпадаетли он я образом автора?____________________________________

8.Выпишите из стихотворения несколько просторечно-разговорных слов_________________________ и несколько слов высокого книжного стиля_____________________________________

С1. Как вы понимаете авторскую задачу, проявляющуюся в соединении в стихотворении этих различных пластов лексики?


(1)Книги не столь конечны, как мы сами. (2)Даже худшие из них переживают своих авторов - главным образом, потому, что они занимают меньшее физическое пространство, чем те, кто их написал.

(3)Поскольку все мы смертны, а чтение книг съедает массу времени, мы должны придумать систему, которая даст нам подобие экономии. (4)В конечном счете, мы читаем не ради самого чтения, но чтобы познавать. (5)Отсюда потребность в сжатости произведений, которые приводят человеческую ситуацию во всем ее разнообразии к возможно более резкому фокусу. (6)Отсюда потребность в некоем компасе среди океана имеющейся печатной продукции.

(7)Роль такого компаса, конечно, играют литературная критика, рецензенты.(8)Увы, его стрелка колеблется произвольно. (9)Что север для некоторых - юг для других; то же самое с востоком и западом.

(10)В любом случае читатель окажется без компаса в этом океане. (11)Альтернативой этому было бы развить свой собственный компас, ознакомиться самому с определёнными

звездами и созвездиями - тусклыми или яркими, но всегда отдаленными. (12)Другая альтернатива - или, возможно, часть той же самой - положиться на чужие мнения: совет друга, ссылку в тексте. (13)Процедура такого рода знакома нам всем с раннего возраста. (14)Однако это оказывается плохой гарантией, ибо океан литературы постоянно растет.

(15)Так где же твердая земля?

(16)Вообще, будь я издателем, я бы ставил на обложках книг не только имена их авторов, но и их точный возраст, чтобы дать возможность читателям решать, хотят ли они считаться с информацией или взглядами, содержащимися в книге, написанной человеком настолько моложе или настолько старше, чем они.

(17)А теперь я могу сказать прямо: чтобы развить хороший вкус в литературе, надо читать поэзию. (18)Дело в том, что, будучи высшей формой человеческой речи,поэзия не только самый сжатый, но и наиболее конденсированный способ передачи человеческого опыта. (19)Я не пытаюсь преуменьшить значение прозы. (20)Истина состоит в том, что поэзия просто оказалась старше прозы.(21)Литература начиналась с поэзии. (22)Я просто пытаюсь быть практичным и избавить ваши глаза и мозг от бесполезного печатного материала. (23)Поэзия, можно сказать, появилась как раз для этой цели - ибо она синонимична экономии. (24)Важно воспроизвести, хотя бы в миниатюре, процесс, который имел место в нашей цивилизации два тысячелетия. (25)Это легче, чем вы могли бы подумать, ибо общий объем поэзии гораздо меньше общего объема прозы. (26)Единственное, что вам нужно, - это вооружиться на несколько месяцев произведениями поэтов на вашем родном языке.

(27)Думаю, это будет десяток довольно тонких книжечек, и к концу лета вы будете в отличной форме.

По И. А. Бродскому

Океан печатной продукции. Так обозначил И. Бродский тот огромный мир информации, который скопило человечество в виде книг с момента, когда эта самая книга появилась. Как не потеряться в этом океане, с чего начинать своё путешествие по нему, - вот те проблемы, которые, как мне кажется, поставлены автором.

Можно согласиться с точкой зрения И. Бродского, взять её за основу, но я позволю себе немного возразить ему. Мне кажется, читать надо то, что интересно тебе, что обогащает твой кругозор, развивает твои чувства. Тут важна и поэзия, и проза, и драматургия.

Художественная литература – удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности и обогащает духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее.

Читайте также: