Сочинение егэ по тексту андреева спорим не прыгнешь

Обновлено: 05.07.2024

В мае 2021 года мои ученики писали пробник Статграда по тексту Андреева про бабку Анну. Три лучших сочинения с соблюдением всех требований нового формата ЕГЭ привожу в данной статье. На них можно ориентироваться при подготовке к экзамену.

(1)Мне было около двенадцати лет, когда я ослеп от голода. (2)Слепота поразила мои глаза зимой сорок второго года, когда мы с матерью были эвакуированы в Поволжье. (3)К лету сорок второго года зрение вернулось, но я был тогда как костлявый цыплёнок. (4)В июне я отправился в деревню наниматься в колхоз, чтобы подкормиться. (5)В колхоз меня взяли бы охотно, тогда требовалась любая пара рук. (6)Но оплатить работу трудоднями и продуктами могли лишь осенью. (7)А мне нужно было есть уже сейчас, летом. (8)И тогда подсказали мне пойти работать к бабке Анне Смирновой в богатое волжское село Усть-Курдюм. (9)Бабка Анна согласилась взять меня и обещала кормить каждый день два раза, а в воскресенье и трижды. (10)И за это определила она мне дело: доставать воду из колодца и поливать грядки с огурцами.

(11)Усть-Курдюм стоит на горе. (12)Берег к Волге сходит крутой, обрывистый, метров пятьдесят высотой, и колодец во дворе был глубиной поболее пятидесяти метров. (13)А огород у бабки был две тысячи квадратных метров, двадцать соток, и все эти квадратные метры она засадила огурцами. (14)И в то страшное, жаркое, испепеляющее лето я должен был все огурцы до последнего кустика поливать обильно, утром и вечером ежедневно. (15)Это значит, надо было поднять с глубины, в которой и воды-то не видать было, до ста вёдер, отнести их на гряды и разлить воду по лункам. (16)А в промежутках между утренним и вечерним поливом надо было очистить, отряхнуть все листья от пыли и грязи, чтобы она не мешала солнцу освещать листья и наливать огурцы соком. (17)И вот я таскал на своих цыплячьих косточках эти бесконечные вёдра и поливал эти бесконечные ряды огурцов.

(18)Бабка Анна хорошо знала не только агротехнику. (19)Ей была знакома и психология. (20)Горожане готовы были платить любые деньги за довоенную забытую невидаль, за сказочную роскошь — за огурцы, за воспоминание о своём счастливом прошлом. (21)И она это знала вперёд и сажала у себя на участке не картошку, не просо, не лук, не жито, которые нужны были голодным людям, как сама жизнь, — потому не сажала, что их снимешь один раз — и конец, а огурцы всё время идут волна за волной, был бы полив, а солнышка в Поволжье сколько хочешь! (22)И она увозила в город мешки огурцов и привозила из города мешки денег.

(23)А я таскал и таскал эти будто кирпичами нагруженные вёдра, рвал свои мышчонки изо дня в день, из недели в неделю без выходных. (24)Правда, однажды дала она мне с какой-то радости жареных шкварок, целое блюдце (я чуть концы не отдал от этой непривычной пищи), и однажды разрешила в воскресенье на лодке сплавать на остров: отпустила нарвать и навялить сумку дикого луку нам с матерью на зиму.

(25)А ведь все эти тысячи рублей вырастали и устремлялись в её бездонные мешки не только из благодатной земли, но и из моего непосильного детского труда.

(26)Я видел, как самоотверженно работали от зари до зари колхозники: женщины, инвалиды, старики и подростки, — я видел, с каким радушием, с какой русской открытостью делились они всем, чем могли, с эвакуированными к ним горожанами. (27)А бабка Анна не упускала свой случай, она делала деньги…

(28)…А осенью я вернулся в город, мать устроила меня помощником наладчика на пошивочную фабрику, и я стал получать рабочую карточку и восемьсот граммов хлеба ежедневно. (29)И главное, очень сердечно относились ко мне швеи в цеху, они помогали сшивать вечно рвущиеся старые ремни на шкивах и не нервничали, когда я не умел сразу наладить включение заглохнувшего мотора. (30)Вот это были правильные люди.

(31)Прошли с тех пор уже десятилетия, а я всё помню их доброту.

* Юрий Андреевич Андреев (1930−2009) — советский и русский прозаик, литературовед, публицист.

Во время войны люди голодали, поэтому важна была каждая крошка. Они делились друг с другом продуктами и деньгами, чтобы вместе выживать в такие трудные времена. Тем не менее не все были щедрыми, встречались и те, кто даже в этой ситуации не делился с остальными, а продолжал зарабатывать деньги, используя чужой труд и заставляя страдать других. В данном тексте автор ставит проблему чрезмерного эгоизма.

В тексте повествование ведется от первого лица, рассказчик вспоминает о своем детстве. Ему нужно было что-то есть, но в колхозе, куда он хотел наняться, еду могли отдать только осенью, поэтому он решил поработать у бабки Анны. Та обещала кормить его два-три раза в день, а он должен был поливать грядки с огурцами, для чего ему пришлось носить много тяжелых ведер с водой. Это был непосильный труд для маленького ребенка. Анна же ездила продавать огурцы и получала много денег. Она ни с кем не делилась полученным, только продолжала зарабатывать, заставляя ребенка каждый день без выходных поливать огурцы. Так как она весь заработок оставляла себе, то никак не приближала победу в войне, а у ребенка, который у нее работал, остались плохие воспоминания. Автор показывает, что она не была к юному рассказчику добра и снисходительна, равнодушно относилась к тому, как тяжело ему давался этот труд. Анна выращивала не то, что нужно голодным людям, а огурцы, которые приносили высокий доход. Ее эгоизм и желание наживы плохо влияли на здоровье мальчика, а также никаким образом не помогали обществу. Когда юный рассказчик поливал грядки, он видел, как трудились люди в колхозе и делились с эвакуированными всем, чем могли. Когда же он вернулся в город, мать устроила его на пошивочную фабрику, где люди не нервничали, если у него не сразу все получалось, а швеи помогали ему сшивать ремни. Они очень сердечно относились к ребенку, поэтому он надолго запомнил их доброту. Автор показывает, как важно на войне быть отзывчивым и щедрым, помогать друг другу, ведь тогда так будет гораздо проще пережить это тяжелое время. А если человек эгоистичен и думает лишь о наживе, он совершенно равнодушно относится к здоровью и благополучию других, что делает ситуацию только хуже, ведь он заставляет других страдать, чтобы ему самому жилось лучше. Противопоставляя Анну и людей, работавших на фабрике и в колхозе, автор через мысли рассказчика показывает читателю, как эгоистичное поведение воспринимается другими людьми.

Я полностью согласна с автором. Действительно, если человек думает лишь о себе и о своей наживе, он ничем не сможет быть полезным для общества и навсегда останется одиноким. Например, в рассказе Горького "Старуха Изергиль" говорится о Ларре, эгоистичном человеке, который хотел получать все, что ему захочется, при этом ничего не давая взамен. В племени, куда он пришел, его не приняли, а за то, что он убил дочь одного из старейшин, решили наказать. Они сказали, что Ларра будет вечно скитаться по земле без возможности умереть или вернуться к людям. Так и произошло в конце рассказа. Он хотел слишком многого лишь для себя, поэтому остался совершенно одинок, никто не любил его, в обществе он никому был не нужен, а его существование не несло в себе никакого смысла. Именно поэтому эгоизм - негативная черта характера, с которой надо бороться, чтобы не быть отвергнутым остальными.

Таким образом, будучи эгоистичным собственником, на войне человек не приносит никакой пользы, не заботится о других и позволяет им умирать и страдать. Поэтому очень важно было уметь делиться, быть отзывчивым, чтобы проходить через все трудности войны вместе с остальными, разделяя горе и радость, с каждым днем приближая свой народ к победе.

В современном мире большое значение имеют материальные ценности, так как люди стремятся приумножить свой достаток. Иногда желание разбогатеть становится настолько сильным, что человек готов пойти на всё ради достижения своей цели. Как проявляется жажда наживы и эгоизм? Такова проблема, поставленная Ю. Андреевым в данном тексте.

Таким образом, эгоизм и жажда наживы являются негативными качествами характера, так как они ослепляют человека, делая его жестоким и равнодушным к окружающим. Думая о собственном достатке, нельзя забывать и про других людей, потому что они могут нуждаться в нашей помощи и заботе.

Человеческий эгоизм может проявляться по-разному, но самой страшной его формой является жажда наживы, потому что она заставляет людей забыть о доброте и гуманности и использовать любые методы для достижения цели. Именно поэтому Юрий Андреевич Андреев ставит в данном тексте проблему стремления к наживе любой ценой.

В заключение хотелось бы сказать, что огромное количество людей готово получить лёгкие деньги, используя безнравственные методы. Но это неправильно, потому что человечество не должно забывать о доброте, милосердии, сочувствии и бескорыстии. Ведь если мы будем руководствоваться этими принципами гуманности, то наш мир станет лучше!

1.Что такое проблема текста?
Проблема – это вопрос, над которым
размышляет автор текста. Этот вопрос
может не иметь однозначного ответа.
Если в исходном тексте присутствует
риторический вопрос, то, как правило,
его можно использовать в сочинении в
качестве проблемного вопроса.

Человек
и мир
Человек
и история
Человек
и язык
Проблемы
Человек
и природа
текстов ЕГЭ
Человек
и война
Человек
и наука
Человек
и искусство

Способы формулирования проблемы
Способы
формулирования
проблемы
Проблема
+ род.п.
Вопросительное
предложение
Цитата

Как определить проблему текста?
Выявите главную мысль текста (авторскую позицию).
Запишите её в виде законченного предложения.
Попробуйте сформулировать вопрос, на который это
предложение будет являться ответом.
Этот вопрос и будет являться проблемой данного текста.

25. Напишите сочинение по прочитанному
тексту. Сформулируйте одну из проблем,
поставленных автором текста.
Это означает, что вы должны
сформулировать одну из главных проблем,
которую автор раскрывает в тексте.
Нельзя писать автор касается проблемы
или затрагивает проблему. Так говорят о
проблеме, если она не является основной.

- Спорим, не прыгнешь? - с нарочитым равнодушием
подзадоривал я Юльку.
- Прыгну! - отвечала она, с вызовом глядя в проём открытого окна
школьного класса.
Здание нашей школы было построено в конце XIX века. До
революции в нём размещалась женская гимназия. Его изображение
до сих пор печатают на открытках - двухэтажная постройка из
красного кирпича с просторными классами, с большими окнами и
высоченными, под четыре метра, потолками.
- А на каблуках слабо?- продолжал я.
- На каблуках. - засомневалась она, но, мельком взглянув на меня,
задорно подмигнула, а через мгновение на подоконнике уже
никого не было.
Позже мне рассказали, что она так и не пришла в себя, умерла в
машине скорой помощи. Никто не узнал, что я был рядом. Мог
схватить, остановить, но ничего не сделал. Впрочем, кому нужно
было моё запоздалое раскаяние? Уже ничего нельзя было
изменить. Ничего.
(Г.Андреев)

1. Позиция автора:
Трагедии можно было бы избежать, если бы
герой задумался о своей ответственности за
происходящее.
Проблема:
Проблема ответственности человека за свои
поступки.
2. Позиция автора:
Герой понимает, что косвенно виноват в
гибели девушки, и теперь он испытывает муки
совести.
Проблема:
Проблема совести.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


 Проблема, куда ты спряталась? Как сформулировать проблему текста?

Проблема, куда ты спряталась? Как сформулировать проблему текста?

1.Что такое проблема текста? Проблема – это вопрос, над которым размышляет ав.

1.Что такое проблема текста? Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор текста. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа. Если в исходном тексте присутствует риторический вопрос, то, как правило, его можно использовать в сочинении в качестве проблемного вопроса.


Способы формулирования проблемы

Способы формулирования проблемы

Как определить проблему текста? Выявите главную мысль текста (авторскую позиц.

Как определить проблему текста? Выявите главную мысль текста (авторскую позицию). Запишите её в виде законченного предложения. Попробуйте сформулировать вопрос, на который это предложение будет являться ответом. Этот вопрос и будет являться проблемой данного текста.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Это означает, что вы должны сформулировать одну из главных проблем, которую автор ставит в тексте. Нельзя писать автор касается проблемы или затрагивает проблему. Так говорят о проблеме, если она не является основной.

 Определите проблему текста по авторской позиции

Определите проблему текста по авторской позиции

Авторская позиция: Философ И.Ильин даёт парадоксальное, на первый взгляд, опр.

Авторская позиция: Философ И.Ильин даёт парадоксальное, на первый взгляд, опр.

Авторская позиция: Философ И.Ильин даёт парадоксальное, на первый взгляд, опр.

- Спорим, не прыгнешь? - с нарочитым равнодушием подзадоривал я Юльку. - Прыг.

- Спорим, не прыгнешь? - с нарочитым равнодушием подзадоривал я Юльку. - Прыгну! - отвечала она, с вызовом глядя в проём открытого окна школьного класса. Здание нашей школы было построено в конце XIX века. До революции в нём размещалась женская гимназия. Его изображение до сих пор печатают на открытках - двухэтажная постройка из красного кирпича с просторными классами, с большими окнами и высоченными, под четыре метра, потолками. - А на каблуках слабо?- продолжал я. - На каблуках. - засомневалась она, но, мельком взглянув на меня, задорно подмигнула, а через мгновение на подоконнике уже никого не было. Позже мне рассказали, что она так и не пришла в себя, умерла в машине скорой помощи. Никто не узнал, что я был рядом. Мог схватить, остановить, но ничего не сделал. Впрочем, кому нужно было моё запоздалое раскаяние? Уже ничего нельзя было изменить. Ничего. (Г.Андреев)

1. Позиция автора: Трагедии можно было бы избежать, если бы герой задумался о.

1. Позиция автора: Трагедии можно было бы избежать, если бы герой задумался о своей ответственности за происходящее. Проблема: Проблема ответственности человека за свои поступки. 2. Позиция автора: Герой понимает, что косвенно виноват в гибели девушки, и теперь он испытывает муки совести. Проблема: Проблема совести.

Время, очевидно, идёт быстрее, чем человеку кажется. Заметьте: если вы спрос.

Авторская позиция: Авторская позиция такова: человеку кажется, что времени у.

Это была обыкновенная школьная тетрадка, детская тетрадка для рисования, най.

Это была обыкновенная школьная тетрадка, детская тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора. Все её страницы были разрисованы красками, тщательно и трудолюбиво. И я рисовал когда-то. От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой. Иван Царевич на сером волке скакал по еловому лесу. Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчеркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе. Это была грозная тетрадь. Северный город был деревянным. В тетрадке было очень много, очень много заборов. Люди и дома почти на каждом рисунке были огорожены желтыми ровными заборами, обвитыми черными линиями колючей проволоки. Около забора стояли люди. Это были конвойные и часовые с винтовками. Деревья были черными и голыми. Зелень исчезла. (В.Шаламов)

- Что анализирует автор, раскрывая проблему? Автор анализирует детские рисун.

- Что анализирует автор, раскрывая проблему? Автор анализирует детские рисунки в тетрадке. - На что он обращает внимание? На то, как меняются картинки в тетрадке. - Как они меняются? Город становится мрачным, когда человек лишён физической и духовной свободы. - При каких условиях это возможно по отношению к человеку? В условиях тоталитарного режима. Какую проблему поднимает автор? Проблему губительного влияния тоталитарного режима на мировосприятие, сознание ребёнка.

Какова авторская позиция? Текст В.Шаламова относится к художественному стилю.

Какова авторская позиция? Текст В.Шаламова относится к художественному стилю, поэтому нет чётко заявленной позиции автора. Но её помогает понять композиция рассказа, средства выразительности, присутствующие в тексте. Позиция автора такова: В.Шаламов осуждает тоталитарный режим, который губительно влияет на восприятие мира ребенком.

 Поработаем с проблемой текста

Поработаем с проблемой текста

Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции. 1. Авторская поз.

Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции. Авторская позици.

Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции. Авторская позици.

Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции. Авторская позици.

Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции. Авторская позици.

Авторская позиция: Формулируя свою точку зрения, Д.Гранин вспоминает знамени.

Авторская позиция: Авторская позиция выражена словами: «Трусость и бесстраши.

Авторская позиция: С.Михалков убеждён: «Без некоторых книг, не пережитых в д.

Авторская позиция: Философ И.Ильин даёт парадоксальное, на первый взгляд, оп.

Авторская позиция: У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с.

Авторская позиция: У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. Проблемный вопрос: Какова роль детства в жизни человека? Какова значимость такой поры, как детство для человека? Проблема роли детства в жизни человека.

Доктор Кох, в обязанности которого входило лечить обывателей небольшого горо.

- Почему доктор Кох не хотел лечить людей? - Чем он занимался? - Как относили.

- Почему доктор Кох не хотел лечить людей? - Чем он занимался? - Как относились люди к доктору, который не хотел лечить их насморки и грыжи? - В каких условиях доктору приходилось заниматься наукой? Проблема: проблема создания условий для исследований (в каких условиях человек должен заниматься наукой?); - проблема отношения людей к тем, кто способен сделать научное открытие. (Как нужно относиться к учёным?)

Найдём ошибки при формулировании проблемы текста

Найдём ошибки при формулировании проблемы текста

История человечества — это история его культуры, потому и по­кушение на куль.

История человечества — это история его культуры, потому и по­кушение на культуру (а общечеловеческая культура состоит из мно­жества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по вро­ждённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непонимания того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью — объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них — благо. В од­ном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом — отменить, если удаст­ся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает за­висть и агрессия. (По Н. Самвеляну )

Пример из сочинения Комментарий эксперта В данном тексте поднимается проб.

Пример из сочинения Комментарий эксперта В данном тексте поднимается проблема истории человечества и воору­жённых конфликтов.

Пример из сочинения Комментарий эксперта В данном тексте поднимается проб.

Пример из сочинения Комментарий эксперта В данном тексте поднимается проблема истории человечества и воору­жённых конфликтов. Непониманиепроблемы. Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое же выхваченное из контекста слово­сочетание(история человечества).

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта В тексте Н.Самвелянвыдвиг.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта В тексте Н.Самвелянвыдвигается проблема о значимости культуры для человека.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта В тексте Н.Самвелянвыдвиг.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Человечество на протяжени.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось, стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста П.Самвеляна.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Человечество на протяжени.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось, стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста П.Самвеляна. Ученик неоправданно расширяет проблематику текста, игнорируя ключевые слова текста(культура, покушение на культуру, уничтоже­ние культуры)и опираясь только на информацию последнего предло­жения.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста заключает.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста заключает.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его. Вместо формулирования пробле­мы(проблема отношения человека к культуре)формулируется позиция автора.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста в том, чт.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста в том, что история человечества-это история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничто­жал святыни, так как сам был бескультурным человеком.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста в том, чт.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста в том, что история человечества-это история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничто­жал святыни, так как сам был бескультурным человеком. Вместо обобщения информации тек­ста в сочинении приведён пересказ первых двух предложений.

История человечества — это история его культуры, потому и по­кушение на куль.

История человечества — это история его культуры, потому и по­кушение на культуру (а общечеловеческая культура состоит из мно­жества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по вро­ждённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непонимания того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью — объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них — благо. В од­ном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом — отменить, если удаст­ся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает за­висть и агрессия. (По Н. Самвеляну )

 - проблема отношения человека к культуре; - проблема покушения на культуру.

- проблема отношения человека к культуре; - проблема покушения на культуру.

1. Прочитайте текст. Выберите правильные формулировки проблемы текста.

Только во второй половине XVIII века личность человека начинает постепенно обретать силы, находить в себе чувство собственного достоинства и получать в жизни иные цели, кроме рептильного продвижения по служебной лестнице о четырнадцати ступенях.
Личность, личностное начало существовали в русской культуре всегда. Разве не личности митрополит Илларион, князь Владимир Мономах, Даниил Заточник, Афанасий Никитин, Максим Грек, Иван Грозный, а потом бесчисленное количество деятелей эпохи Смуты и последующего времени, а затем протопоп Аввакум, царь Пётр, Ломоносов, Державин, Новиков и многие другие.
Но только Пушкин осознал свою свободу от двора, своё истинное значение как человека, как поэта. Памятник ему в его представлении вознёсся выше Александрийского столпа, т.е. памятника Александру I. От двора он не принимал, в отличие даже от Державина, золотых табакерок. Именно поэтому для него было так оскорбительно получить звание камер-юнкера — получить свою ступень при императорском дворе.

1) В тексте поднимается проблема свободы.
2) Автор размышляет над проблемой исторической памяти.
3) В чём проявляется личностное начало человека?
4) В чём заключается чувство собственного достоинство человека?
5) Какова роль поэта в жизни общества?

2. Соотнесите формулировки проблем текста Д. Лихачёва из левой колонки с позицией автора, указанной справа, и запишите ответ.

1. Что является важнейшим качеством сформировавшейся личности?

А. Человек должен прежде всего стать личностью, найти своё предназначение, которое не ограничивается карьерным ростом или заботой о материальном благополучии.

2. Какова истинная цель жизни?

Б. Человек, осознавший свою свободу, находит в себе силы служить не власти, а идеалам истины и добра.

3. Проблема свободы личности.

В. Личность немыслима без развитого чувства собственного достоинства.

3. Прочитайте текст. Укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора.

1) Человек прежде всего должен чувствовать себя гражданином мира, а не какого-либо государства.
2) Любовь к родине сродни любви к родителям: мы любим свою родину, несмотря на её недостатки.
3) Любовь к родине проявляется не в громких фразах, это чувство, заложенное в природе человека.
4) Чувство патриотизма не исключает объективного отношения к своей стране.

4. Прочитайте текст. Укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора.

Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах людей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. И это редкий дар, потому что писать для взрослых несколько проще — здесь легче настроить волну чувств, легче мысленно ощутить ответную волну, здесь иногда читатель простит непростоту, лишнее слово, лишний абзац, простит во имя общего направления мысли.
На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. Видимо, это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребёнка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора Айболита, готового всегда прийти на помощь.

1) Сказки Корнея Чуковского будят добрые и чистые человеческие чувства.
2) Сказки Чуковского запоминаются на всю жизнь, так как их сюжеты и образы соответствуют детскому восприятию мира.
3) Писать для детей проще, чем для взрослых, так как для детей эмоциональное восприятие текста важнее его языкового оформления.
4) Основная задача детской литературы — формирование нравственных основ личности.

5. Прочитайте текст. Укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора.

1) В русской культуре богатство не является главной ценностью жизни.
2) Неуёмная жажда обогащения осуждается в русских народных сказках.
3) Стремление к обогащению получает заслуженное наказание в сказке про Кота в сапогах.
4) Богачи — типичные отрицательные персонажи русских сказок.

6. Прочитайте текст. В каком утверждении выражена позиция автора?

1) Списывание всегда строго наказывается в российских учебных заведениях.
2) Опора на коллектив является недостатком российской системы образования.
3) В американских университетах списывание не рассматривается как серьёзное нарушение.
4) В российских учебных заведениях необходимо строже относиться к списыванию.
5) Автор считает, что списывание — это явление, возникшее в советское время как реакция на тоталитарное общество.

7. Используя выделенные маркером опорные элементы текста, сформулируйте и запишите позицию автора.

Ах, как спешат мои кони! Я не гоню их, но и не удерживаю; дни мелькают, как верстовые столбы, и мне неведом их конечный счёт. И это прекрасно, и надо каждый день начинать так, будто он — последний, а ложась спать, с ликованием ощущать, что впереди — целая жизнь. Да ещё и непочатая.
Я всю жизнь мечтал передохнуть. Долго-долго — с мая по октябрь — бродить по сёлам и рекам, встречаться с людьми, собирать грибы, ловить рыбу, с уютной думою глядеть в ночной костёр и просыпаться от капель росы. А вместо этого я всё бегу и бегу, неизвестно куда, бегу, задыхаясь и падая, и всё никак не могу добежать.
Ах, как быстро летят мои кони!

Авторская позиция. Рабочая тетрадь

1. Прочитайте текст. Сформулируйте позицию автора по каждой названной проблеме.

(По Л. Петрановской)

1) Что значит быть образованным человеком в современном мире?

2) Проблема современного школьного образования (какова главная задача современного образования?)

3) Проблема роли учителя (какова роль учителя в современном образовании?)

2. Прочитайте текст. Сформулируйте позицию автора по каждой названной проблеме.

(По С. Соловейчику)

1) Проблема соотношения разума и чувства в жизни человека. (Можно ли утверждать пользу ума и бесполезность чувства в жизни человека?)

2) Проблема знания и нравственности.

3) Проблема интеллигентности. (Что такое интеллигентность? Каковы основные качества интеллигентного человека?)

3. Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему(-ы) текста и позицию автора

Прежде чем вовлечь в свою круговерть человеческую жизнь, любая война стремится покончить с культурой, потому что культура и её вековые традиции уже фактом своего существования противостоят военному угару. Всё самое ценное, накопленное народами в течение столетий мирного развития, быстро обесценивается, а оставшиеся крохи культуры пересматриваются и переоцениваются агрессором с расчётом адаптации их для своих целей. Такая война пожирает прошлое народное, лишает человека истории ещё до того, как лишить его физического существования в мире. Вот почему тема войны на протяжении десятилетий не уходит из нашего искусства, питает нашу литературу.

4. Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему(-ы) текста и позицию автора.

5. Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему(-ы) текста и позицию автора.

— Спорим, не прыгнешь? — с нарочитым равнодушием подзадоривал я Юльку.
— Прыгну! — отвечала она, с вызовом глядя в проём открытого окна школьного класса.
Здание нашей школы было построено в конце XIX века. До революции в нём размещалась женская гимназия. Его изображение до сих пор печатают на открытках — двухэтажная постройка из красного кирпича с просторными классами, большими окнами и высоченными, под четыре метра, потолками.
— А на каблуках слабо? — продолжал я.
— На каблуках. — засомневалась она, но, мельком взглянув на меня, задорно подмигнула, а через мгновение на подоконнике уже никого не было.
Позже мне рассказали, что она так и не пришла в себя, умерла в машине скорой помощи. Никто не узнал, что я был рядом. Мог схватить, остановить, но ничего не сделал. Впрочем, кому нужно было моё запоздалое раскаяние? Уже ничего нельзя было изменить. Ничего.

6. Прочитайте текст. Сформулируйте и прокомментируйте проблему текста. Сформулируйте позицию автора. Напишите фрагмент сочинения.

Читайте также: