Сочинение двойники раскольникова лужин и свидригайлов

Обновлено: 05.07.2024

Герой романа Ф. М. Достоевского Раскольников имел теорию, по которой ”люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда : на низший, то есть на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и, собственно, на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово”. И в дополнение к этой теории он высказывал мысль о крови по совести, иначе говоря, о праве ”собственно людей” разрешить себе ”перешагнуть через кровь”, пожертвовать кем-то во имя какой-то великой цели, во имя справедливости.

и Свидригайлов являются двойниками героя, так как по жизни придерживаются похожей теории: они готовы жертвовать остальными, ради определенной цели.

Разница заключается лишь в том, что цели, которых они хотят достичь, основываются на личной выгоде.

Свидригайлов сразу понимает суть теории Раскольникова:”мы одного поля ягоды”, – говорит он герою. Свидригайлов живет по принципу вседозволенности, пользуется любыми средствами для достижения своих целей, которые по своей сути банальны и пошлы. Он спокойно переступает через моральные принципы и жизни людей: покончила жизнь самоубийством жестоко

Доказательство тому – привидения Фильки и Марфы Петровны, а так же бред – воспоминание о девочке в последнюю ночь Свидригайлова. Герой совершает преступления не для того, чтобы принести пользу людям, ему просто нравится чувствовать свою волю. За свои поступки он не чувствует угрызений совести, ведь давно переступил нравственный закон. Это демонстрирует его реплики, обращенные к Раскольникову :”Какие у вас вопросы в ходу?

Нравственные что ли? Зачем они вам теперь-то? ”.

Лужин так же является двойником в романе. Хотя Раскольников испытывает отвращение к этому герою, он тем не менее признает, что между ними есть что-то общее. Этот герой так же спокойно переступает через нравственные принципы и оправдывает эмансипацию человека.

Например, он собирается взять в жены бедную сестру Раскольникова Дуню, чтобы она полностью зависела от него и он мог наслаждаться своим влиянием. Нельзя не вспомнить и то, как герой поступает с Соней: незаметно подкладывает ей деньги в карман, а затем публично обвиняет ее в воровстве. мнение Лужина заключается в том, что возлюбить нужно прежде самого себя, ”ибо все на свете на личном интересе основывано”. По мнению Раскольникова, из философии героя можно сделать вывод, что и ”людей можно резать ради собственной выгоды”.

Таким образом, Свидригайлов иЛужин, действительно, являются двойниками Раскольникова. Их оброазы служат способом развенчания теории главного героя и живым примером того, к чему бы мог прийти Родион, постепенно осуществляя свои принципы.

Второе — все эти три героя являются преступниками. Лужин обвинил Соню Мармеладову в краже, которую она не совершала. Свидригайлов и вовсе был замешан в нескольких преступлениях, а также был заподозрен в отравлении своей жены, но никогда не попадался и проходил по делам свидетелем. Преступление Раскольникова понятно — он убил процентщицу Алену Ивановну и ее сестру Лизавету.

А третье, что делает этих героев двойниками, — это то, что все они являются людьми непорядочными. В обществе Лужина и Свидригайлова называют подлецами, а Раскольников сам считает себя таковым.

Какова же роль этого приема, использованного автором? Лужин воплощает то, кем мог бы стать Раскольников. Конечно, их теории очень похожи, но возникли они в разных обстоятельствах. Лужин создал свое мировоззрение, чтобы оправдать свой образ жизни, свой эгоизм и свое тщеславие. Раскольников создал свою теорию в определенных социально-экономических условиях — бедности, одиночестве, тяжелой жизни. Свидригайлов тоже является возможным вариантом будущего героя. Задача этого приема состоит в том, что главный герой в реальной для него жизни видит варианты развития его жизненного сценария в реальных людях, которые окружают его, и, наблюдая за ними, выбирает, как ему поступить, чтобы не пожалеть. Такой выбор стоит и перед читателем, который тоже принимает решение каким нужно быть, а каким нельзя.

2 вариант

Главный герой романа Раскольников создает свою теорию и пытается проверить ее на практике. Все его тайные чувства, искушения, желания находят отражение в окружающих людях. В романе практически все персонажи являются двойниками Раскольникова, потому что признают допустимость переступить через жизнь другого человека. Катерина Ивановна при молчаливом соучастии Мармеладова переступает через Соню, спасая своих детей. Милейшая Пульхерия Александровна готова отдать за заклание жизнь дочери, спасая любимого первенца. И у остальных в той или иной мере проявляется эта способность пожертвовать другим. Исключение составляют лишь Соня и Дуня, которые способны жертвовать только собой.

Но более всего идея Раскольникова об возможности принести в жертву жизнь другого человека ради чьего-нибудь блага проявляется в образах Лужина и Свидригайлова, о которых мы узнаем впервые из письма матери к Родиону. Лужин представляется женихом Дуни, который облагодетельствовал ее после того, как она, опозоренная и оболганная после грязных домогательств старого развратника Свидригайлова, пребывала вместе с матерью в совершенно бедственном и отчаянном положении.

Он не очень молод, красив и образован, но смог сколотить капитал, служа в двух местах. Заключая брачную сделку, он получает то, чего ему не хватает: молодость, красоту, ум и целомудренность Дуни. А ее безденежье и беспомощность позволят иметь над ней власть. Лужин возводит себя сам на определенный социальный пьедестал, ему нужно, чтобы все смотрели на него снизу. Ради достижения своих целей готов пойти на все. В основе его поступков холодный расчет и никаких моральных устоев. Можно использовать беззащитность Дуни, чтобы властвовать над ней, можно оклеветать и опозорить Соню, чтобы вернуть расположение Авдотьи Романовны.

Так, бесчеловечность идеи Раскольникова проявилась в жизни этих героев.

Также читают:

Картинка к сочинению Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова

Популярные сегодня темы

Любовь – многогранное понятие. Для кого-то это союз двух сердец, родственных на духовном уровне. Кто-то влюблен в то, чем он занимается. А как родители обожают своего ребенка, братья и сестры становятся самыми лучшими друзьями

Мечта и реальность могут по-разному соотноситься в сознании людей. Кто-то трезво смотрит на жизнь, считая мечтания пустыми грёзами, другому человеку мечта необходима, как воздух, и с её потерей существование перестаёт иметь смысл

Безусловно, в центре романа стоит мрачная фигура Родиона Раскольникова. Автор неслучайно наделил своего героя говорящей фамилией. Личность молодого человека противоречива и, как мозаика, состоит из разрозненных, будто несвязанных между собой частей. У каждой из них в романе появляется своё зеркальное отражение в виде отдельно взятого героя. Познакомимся с ними подробнее.

Двойники Родиона Раскольникова

Единственный друг

По сюжету повествования первым из двойников героя появляется Дмитрий Разумихин. Молодой человек – противоположность главного героя. Он активен, общителен и жизнерадостен. Студент стойко переносит удары судьбы, строит планы и не впадает в отчаяние. Его друг, напротив, мрачен и неразговорчив, не умеет справляться с жизненными проблемами. На фоне оптимизма Разумихина апатичность Раскольникова становится ярче и понятнее читателю. «Подлец человек!

Почтенный жених

Мрачный Свидригайлов

Лебезятников Андрей Семёнович

Этот герой, по замыслу автора, в гротескной форме отображает увлечение молодёжи новыми теориями. Он пародия на одержимость Раскольникова своей теорией. Лебезятников глуп, но добр и безобиден. Ему неприятна подлость Лужина так же, как Родиону Раскольникову.

Мудрый следователь

Женские двойники героя

Отдельные черты характера молодого человека отображаются в героинях рассказа. Описывая Авдотью Романовну Раскольникову, писатель указывает на её внешнее сходство с братом, обращает внимание на их родственные души. Девушка умна, горда и независима так же, как и её брат. Но в отличие от него эти черты характера помогают ей выбирать правильный путь в жизни, разбираться в людях и не совершать роковых ошибок.

Самый важный в жизни героя человек – Софья Семёновна Мармеладова. Верующая в бога, добрая Соня отличается от Раскольникова. Но есть в них и нечто общее: оба совершили преступление, нарушили закон, стали отверженными. Только Соня считает себя грешницей и жаждет принять страдание, чтобы искупить свою вину, а Родион Раскольников уверен в своей правоте. Образом Сони Ф.М. Достоевский пытался донести до читателя основную мысль произведения и окончательно развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова.

Роль двойников в романе

(445 слов) Одним из главных приёмов, которыми пользуется Ф. М. Достоевский для развенчания идей Раскольникова, выступает система двойников, состоящая из Петра Лужина и Аркадия Свидригайлова. Чтобы осознать неправоту главного героя, достаточно взглянуть на тех персонажей, которые олицетворяют воплощение его теории.

Многомудрый Литреокон будет рад получить от Вас конструктивную критику данной работы в комментариях.

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 15.02.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 07.12.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 04.08.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Читайте также: