Сочинение два богача тургенев

Обновлено: 02.07.2024

И. С. Тургенев писал: “Вся моя биография в моих сочинениях…”. В последние годы своей жизни писатель создает небольшие лирические произведения “Стихотворения в прозе”, в которых подводит основные итоги, размышляет о сущности человеческой жизни, философских основах бытия.

В лирической миниатюре “Два богача” сопоставляется щедрость богача Ротшильда, “который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых”, с одним убогим крестьянским семейством,

“принявшим сироту-племянницу в свой разоренный домишко”. Умиляясь поступком богача, автор тем не менее считает, что “далеко Ротшильду до этого мужика”. Действительно, благотворительность богатого человека не затрагивает его личного материального благополучия.

Бедное же крестьянское семейство согласно отдать последние гроши на воспитание Катьки-сироты. Теперь даже на соль беднякам не хватит. Таким образом, мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее.

В произведении писатель сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты

Это стихотворение в прозе предлагает читателю задуматься над собственным отношением к жизни.

Стихотворение в прозе – лиро-эпический жанр: как эпический он имеет сюжет, композицию, систему героев, а как лирический – явно выраженную авторскую позицию.

В центре внимания автора произведения крестьянская семья, живущая в разоренном домишке, принявшая к себе сироту-племянницу. Тургенев вспоминает об “одном убогом крестьянском семействе”, мы даже не знаем имен этих людей, их судеб, прошлого, будущего, но автор смог в нескольких репликах передать характеры мужа и жены, их отношение друг к другу, к жизни. Решается вопрос о том, брать или не брать Катьку-племянницу в дом, где, скорее всего, множество своих детей.

Баба пытается отговорить мужа: “последние наши гроши на нее пойдут, не на что будет соли добыть, похлебку посолить…”. Отсутствие соли в доме – показатель бедности, начало различных болезней, да и просто без соли еда не имеет того вкуса. Но ведь голод-то все-таки не грозит, с голода не умрут. И аргументы жены разбиваются о флегматичное мужиково: “А мы ее… и несоленую”.

Интересно, что автор подчеркивает две вещи: во-первых, ни баба, ни мужик не решают каждый за себя, они оба говорят “мы”, оставаясь вместе в радости и в горе; во-вторых, женщину Тургенев называет “бабой”, подчеркивая ее социальный статус, а мужчину не только мужиком, но и мужем, человеком, за которым остается в решении важных вопросов последнее слово. Многоточие, стоящее после слов бабы, говорит о том, что это не все доводы, которые она приводила мужу, а может быть, уже не первый раз заходит этот разговор, много было сказано. Тогда можно было бы поставить многоточие и в начале ее слов. С другой стороны, разговор этот бессмысленный, все равно возьмут, девать девчонку некуда, не звери же.

И говорить не о чем. Оба это прекрасно понимают, и чуть ироничный ответ мужа мягко настойчив, он тоже уговаривает, понимая, что не только на себя взваливает лишний груз.

Поступок семьи сравнивается с благодеяниями Ротшильда, “который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых”: не всякий богач захочет делиться, поэтому автор искренне восхищается его щедростью, но отдать последнее способны единицы. “Далеко Ротшильду до этого мужика!”

Стихотворение “Два богача” написано Тургеневым на закате его жизни. Как и другие произведения, включенные в сборник “Стихотворения в прозе”, это представляет собой небольшой философский рассказ. Краткий анализ “Два богача” по плану поможет ученикам 7 класса лучше понять смысл произведения. Он может быть использован на уроке литературы для объяснения темы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Два богача.
История создания – произведение написано в июле 1878 года, а напечатано в 1882 году в рамках цикла “Стихотворения в прозе”.

Тема стихотворения – благородство и душевная щедрость простого человека.

Композиция – двухчастная: автор создает зачин и подводит читателя к кульминации, которая содержит и мораль, выраженную в последнем предложении.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – свободный стих.

Эпитеты – “убогое крестьянское семейство”, “разоренный домишко”, “последние гроши“.

Вариант 2

Два главных героя, две судьбы, два ступени социальной лестницы, два богача. Кто же из них на самом деле богаче?

Оба понимают, что решение взять девочку в свою семью влечет за собой определенный груз материальных проблем, но о том, чтобы оставить её на произвол судьбы даже не задумываются.

Отдавая малую частичку своего финансового благополучия нуждающимся, банкир не чувствует себя ущемленным в чем-либо. Его жизнь остается прежней и не претерпевает никаких изменений в худшую сторону. Наоборот.

Благотворительность Ротшильда вызывает широкий резонанс в обществе: им восхищаются его благодарят, популярность и уровень доверия увеличивается, что положительно сказывается на росте благосостояния семьи банкира. Имидж имеет большое значение в любое время, в любом обществе.

Семья крестьян же отдает последнее, что у них есть, дабы изменить жизнь сироты в лучшую сторону. И кроме неё их за это никто не поблагодарит. Никто не узнает и не предаст огласке этот бескорыстный поступок. Никто не посчитает его весомым и значимым.

Взять на себя воспитание чужого ребёнка — тяжкий труд. Не каждый человек сможет на такое решиться. Даже тот же банкир. Он мог бы усыновить не одного ребёнка, но нет! Лучше отдать деньги, пусть помогут кому-нибудь обезличенному. Ведь отдать материальное, гораздо проще, чем вложить душу и сердце в воспитание, заменить ребенку родителей, стать настоящей семьёй. Это и есть настоящее богатство. Богатство души.

Мысль о том, что духовное гораздо важнее материального, Тургенев пытается донести до читателей.

История создания

Как и всякий писатель, Тургенев на протяжении жизни собирал разнообразные заметки. Многие из них стали частью его произведений, но остались и такие, которые он не использовал. Они и стали “Стихотворениями в прозе”.

Всего их было в разное время написано более восьмидесяти. История создания одного из них, названного “Два богача”, также связана с этим циклом. Писатель и поэт написал его в июле 1878 года, а опубликовано произведение было в составе сборника уже в 1882 году, но еще при жизни писателя.



Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко. — Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить… — А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика!

Несмотря на то, что начинается произведение с описания поступков богача Ротшильда, основная его тема – это щедрость души простого крестьянина, которому практически нечего отдавать, но он все равно готов поделиться с тем, кто в этом нуждается. Главная мысль стихотворения заключается в том, что такая щедрость во много раз превосходит щедрость Ротшильда, который делится тысячами, но ведь этих тысяч у него в избытке и после он не испытывает нужды.

Сравнивая два типа богатства, Тургенев ни на минуту не сомневается, что именно обычные крестьяне гораздо щедрее самого Ротшильда, ведь, в отличие от него, они делятся последним. И, по сути, даже не сомневаются, делать это или нет: из диалога сразу становится понятно, что все и так решено, не смогут они бросить ребенка-сироту, которого больше некому приютить.

Смысл названия

  • Касаемо Ротшильда все понятно, это богатый человек, меценат, который часть своих доходов направлял на помощь детям и нуждающимся.
  • Второй богач – это крестьянин, который обладает самым ценным, по мнению автора – богатым добрым сердцем, способным жертвовать, сопереживать.

И ценность духовной составляющей гораздо важнее, чем материальные блага. Эту мысль Тургенев пытается донести до своих читателей.

Композиция

Сравнивая благотворительность Ротшильда и бедных крестьян. В первой части, зачине, он говорит о том, что прекрасно относится к поступкам богача, жертвующего тысячи на нужды тех, кому нужна помощь. И такой поступок действительно заслуживает уважения, ведь далеко не все богатые люди поступают так же. Но смысл произведения раскрывается дальше, во второй части.

В ней он показывает, насколько щедрыми могут быть люди, которые сами располагают очень немногим. Крестьянская семья разговаривает о том, что им необходимо взять на воспитание сиротку-племянницу, но тогда у них денег не будет даже на соль. И глава семьи, главный герой, принимает решение – значит, похлебку они будут есть несоленой. Именно это и есть настоящая, от души щедрость – Тургенев оценивает ее гораздо выше пожертвований самого Ротшильда.

При этом из диалога крестьян непонятно, есть ли в семье собственные дети, но скорее всего есть, иначе не было бы такой нужды. Женщина не говорит о голоде, просто соль в доме – признак хоть какого-то, но достатка. Взяв еще один лишний рот, семья лишится и его. Интересно также, что в этой части писатель делает акцент на слове “мы”, показывая, что хотя решение и остается за мужем, семья в данном случае едина.

Приемы

  • Богача знают все, своими добрыми делами (их ценность автором не умаляется) он помогал людям, несомненно, но и себе заслужил славу.
  • А несчастный крестьянин-бедняк своим поступком лишь создал трудности для себя самого, его имени никто не знает, да и мало кого смогла бы заинтересовать скромная жертва подневольного человека.

Поэтому основной прием, сопоставление богача и нищего крестьянина, помогает Тургеневу донести главную мысль – более велика ценность того поступка, за который нет никакой награды, дело мужика полностью бескорыстно, спасибо ему никто не скажет, кроме спасенной девочки.

Речевое своеобразие

Интересна связь 1 и 2 частей: противительный союз но указывает на то, что в данной строфе будет возражение на то, что сказано ранее, дополнение. При этом повтор глаголов хвалить и умиляться, обеспечивая связность текста, и усиливает противопоставление (особая функция повтора). Лирический герой положительно отвечает на превознесение Ротшильда, но не может не вспомнить (двойное отрицание усиливает утверждение: автор всегда вспоминает, это для него значительнее) о крестьянском семействе, не богатом, а, наоборот, убогом (‘отличающемся крайней бедностью, нищетой’), которое терпит всевозможные лишения: разговорное слово домишко является уменьшительно-уничижительным, указывает на размеры жилья крестьян и его состояние (это скорее некое подобие жилья) и это уже ярко окрашенное слово сопровождает эпитет разоренное домишко. Первый и второй абзацы находятся в оппозиции богатство–бедность, но на другом уровне герои сопоставляются (то есть в добрых делах). Этим автор добивается некоторого идейного снижения образа Ротшильда, имеющего огромное богатство и помогающего нуждающимся, но при этом, не ущемляющего своих потребностей; указывая нам на убогое семейство, терпящее всяческие лишения, но готовое принять сироту-племянницу, которой нужна их помощь.

Совпадение объемно-прагматического членения с композицией нарушается вставкой прямой речи во второй части – здесь оно совпадает с контекстно-вариативным. Для повествования о событии данное включение является избыточным (мы уже знаем, что семейство приняло сироту: глагол принять в прошедшем времени), но в эмотивном плане мы наблюдаем здесь наивысший накал. Автор отсылает нас назад ко времени принятия решения (в прямой речи глаголы в будущем времени возьмем, пойдут, будет добыть). Жена крестьянина приводит простые и разумные доводы: последние гроши (замечаем: излишек крестьян – ‘очень маленькая сумма денег’) пойдут на содержание племянницы. Но мужик ради помощи нуждающемуся человеку готов лишиться единственной доступной его семье роскоши – соли. В речи крестьян повторяются однокоренные слова: соль, посолить, соленый – это последнее, чем могут пожертвовать эти люди, и жертвуют.

Рассказ состоит из нескольких строк, но в них Тургенев вложил несколько сильных образов, и в итоге, произведение заставляет читателя задуматься над своей жизнью. Небольшой рассказ был написан в 1878 году, но свет он увидел только после появления сборника.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Ласточки пропали… Фета
    ата написания – 1884 год. Жанр – элегия, тематика – увядание осенней природы и тоска поэта, вызванная этим. Произведение составлено из четырёх строф по пять строчек каждая.

Начать рассуждения о небольшом произведении следует с изложения его сюжета, который строится на приеме сопоставления:

Средства выразительности

В “Стихотворениях в прозе” писатель не использует много тропов. Произведение “Два богача” не является исключением – в нем можно найти только эпитеты – “убогое крестьянское семейство”, “разоренный домишко”, “последние гроши“. Все они эмоционально окрашены и используются да того, чтобы описать плачевное материальное состояние крестьянского семейства.

И. Тургенева волнует нравственная проблема доброты, любви и милосердия.Автор раскрывает проблему на примере богача Ротшильда и бедного русского крестьянина. Писатель с уважением говорит о благотворительной деятельности богача.Но не случайно он вспоминает убогое крестьянское семейство, которое приютило сироту-племянницу.Поступок крестьянина достоин восхищения:одно дело поделиться частью богатства, а другое - последние гроши потратить на сироту.

Позиция Тургенева выражена в последнем предложении: "Далеко Ротшильду до этого мужика!"Писатель восхищается высокой духовностью простого русского человека.

Мне близка позиция автора.

Я считаю, что проявление милосердия не должно зависеть от того богат ты или беден.Важно иметь доброе сердце. Надо уметь сочувствовать, сострадать и искренне помогать нуждающимся.

Подтверждение моей мысли можно найти в худ. лит-ре. Мне вспоминается роман Льва Толстого "Война и мир": одна из главных героинь этого произведения - Наташа Ростова - отличается душевной чуткостью, готовностью придти на помощь всем страдающим. Так, она не смогла равнодушно отнестись к решению матери отдать повозки под вещи, когда семья спешно покидала Москву перед вступлением французов. Возмущённая Наташа сумела убедить мать отдать телеги для раненых.

Поступок Натальи можно назвать действенным состраданием и заслуживающим уважение.

Хочется вспомнить рассказ писателя Платонова "Юшка", в котором тоже звучит проблема милосердия. Герой Ефим сам не доедал, все заработанные деньги отдавал сироте на обучение. Жители города удивлялись, куда он отправлял все заработанное. И только после его смерти они узнали, что он помог сироте выучиться на врача. Девушка приехала в этот посёлок и стала лечить людей. Истинно милосердные люди скромны и милосердны.

Обобщая сказанное, хочу подчеркнуть, что милосердие сближает людей, помогает оставаться человеком в любых жизненных ситуациях.Доброта и любовь, это самое важное духовное качество человека.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация посвященв работе над самым, пожалуй, сложным элементом сочинения формата ЕГЭ - комментарием.

Сочинение формата ЕГЭ. Комментарий. 2019

Сочинение формата ЕГЭ. Комментарий. 2019

Два богача Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, - я хвалю и умиляюсь. Но, хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко. - Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить… - А мы ее… не соленую, - ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика! (И.С.Тургенев)

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, - я хвалю и умиляюсь.

Но, хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

- А мы ее… не соленую, - ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Как определить проблему повествовательного текста? Определяем, нравятся ли автору герои ДА НЕТ ЗА ЧТО? ( за эгоизм) ЗА ЧТО ? ( за честность) =ПОЗИЦИЯ АВТОРА НАДО БЫТЬ ТАКИМ, КАК ГЕРОЙ(т.е. честным) НЕ НАДО БЫТЬ ТАКИМ, КАК ГЕРОЙ ( т.е. эгоистом) … проблема эгоизма Чем страшен эгоизм? … проблема честности Как проявляется честность? ПРОБЛЕМА

Как определить проблему повествовательного текста?

Определяем, нравятся ли автору герои

ЗА ЧТО? ( за эгоизм)

ЗА ЧТО ? ( за честность)

НАДО БЫТЬ ТАКИМ,

КАК ГЕРОЙ(т.е. честным)

НЕ НАДО БЫТЬ ТАКИМ, КАК ГЕРОЙ ( т.е. эгоистом)

… проблема эгоизма

Чем страшен эгоизм?

… проблема честности

Как проявляется честность?

Как определить проблему повествовательного текста? Крестьянская семья ( автору нравится) Ротшильд 1. Истинная доброта ( автору и нравится, и не нравится) 2. Истинная любовь к людям 1. Благотворительность 2. Не истинная доброта 3. Милосердие 3. Не истинная любовь к людям

Как определить проблему повествовательного текста?

Крестьянская семья

( автору нравится)

1. Истинная доброта

( автору и нравится, и не нравится)

2. Истинная любовь к людям

1. Благотворительность

2. Не истинная доброта

3. Милосердие

3. Не истинная любовь к людям

Каждую часть сочинения эксперт должен видеть, как косточки на рентгеновском снимке. Эксперт не должен выискивать ту или иную часть сочинения, каждая часть должна отчётливо выделяться.

Каждую часть сочинения эксперт должен видеть, как косточки на рентгеновском снимке. Эксперт не должен выискивать ту или иную часть сочинения, каждая часть должна отчётливо выделяться.

Определяем для себя структуру комментария: Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. 1. Первый пример 2. Пояснение 3. Второй пример 4. Пояснение 5. Смысловая связь между примерами

Определяем для себя структуру комментария:

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.

1. Первый пример

2. Пояснение

3. Второй пример

4. Пояснение

5. Смысловая связь между примерами

Смысловые отношения между микротемами (=примерами)

Смысловые отношения между микротемами (=примерами)

Противопоставление частей информации

( НО, ОДНАКО, ЗАТО)

Дополнение и уточнение данной информации Второй пример дополняет, уточняет первый. информация 1 + информация 2 = полная информация 1 пример - рассказ о семье, взявшей к себе сироту-племянницу. 2 пример - описание положения крестьян ( убогое крестьянское семейство, разоренный домишко, последние гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить… )

Дополнение и уточнение данной информации

Второй пример дополняет, уточняет первый.

информация 1 + информация 2 = полная информация

1 пример - рассказ о семье, взявшей к себе сироту-племянницу.

2 пример - описание положения крестьян

( убогое крестьянское семейство, разоренный домишко, последние гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить… )

Обобщение, вывод, итог предыдущей информации

1 пример становится основой для вывода во 2 примере

Стихотворение “Два богача” написано Тургеневым на закате его жизни. Как и другие произведения, включенные в сборник “Стихотворения в прозе”, это представляет собой небольшой философский рассказ. Краткий анализ “Два богача” по плану поможет ученикам 7 класса лучше понять смысл произведения. Он может быть использован на уроке литературы для объяснения темы.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Два богача.

История создания – произведение написано в июле 1878 года, а напечатано в 1882 году в рамках цикла “Стихотворения в прозе”.

Тема стихотворения – благородство и душевная щедрость простого человека.

Композиция – двухчастная: первая часть – о богаче Ротшильде, вторая – восхищение душевным богатством простого русского крестьянина.

Жанр – стихотворение в прозе, особый жанр, близкий к лирическому стихотворению.

Стихотворный размер – свободный стих.

Эпитеты – “убогое крестьянское семейство”, “разоренный домишко”, “последние гроши“.

История создания

Как и всякий писатель, Тургенев на протяжении жизни собирал разнообразные заметки. Многие из них стали частью его произведений, но остались и такие, которые он не использовал. Они и стали “Стихотворениями в прозе”.

Всего их было в разное время написано более восьмидесяти. История создания одного из них, названного “Два богача”, также связана с этим циклом. Писатель и поэт написал его в июле 1878 года, а опубликовано произведение было в составе сборника уже в 1882 году, но еще при жизни писателя.

Несмотря на то, что начинается произведение с описания поступков богача Ротшильда, основная его тема – это щедрость души простого крестьянина, которому практически нечего отдавать, но он все равно готов поделиться с тем, кто в этом нуждается. Главная мысль стихотворения заключается в том, что такая щедрость во много раз превосходит щедрость Ротшильда, который делится тысячами, но ведь этих тысяч у него в избытке и после он не испытывает нужды.

Сравнивая два типа богатства, Тургенев ни на минуту не сомневается, что именно обычные крестьяне гораздо щедрее самого Ротшильда, ведь в отличие от него, они делятся последним. И, по сути, даже не сомневаются, делать это или нет: из диалога сразу становится понятно, что все и так решено, не смогут они бросить ребенка-сироту, которого больше некому приютить.

Композиция

Сравнивая благотворительность Ротшильда и бедных крестьян в первой части, Тургенев говорит о том, что прекрасно относится к поступкам богача, жертвующего тысячи на нужды тех, кому нужна помощь. И такой поступок действительно заслуживает уважения, ведь далеко не все богатые люди поступают так же. Но смысл произведения раскрывается дальше, во второй части.

В ней он показывает, насколько щедрыми могут быть люди, которые сами располагают очень немногим. Крестьянская семья разговаривает о том, что им необходимо взять на воспитание сиротку-племянницу, но тогда у них денег не будет даже на соль. И глава семьи, главный герой, принимает решение – значит, похлебку они будут есть несоленой. Именно это и есть настоящая, от души щедрость – Тургенев оценивает ее гораздо выше пожертвований самого Ротшильда.

При этом из диалога крестьян не понятно, есть ли в семье собственные дети, но скорее всего есть, иначе не было бы такой нужды. Женщина не говорит о голоде, просто соль в доме – признак хоть какого-то, но достатка. Взяв еще один лишний рот, семья лишится и его. Интересно также, что в этой части писатель делает акцент на слове “мы” , показывая, что хотя решение и остается за мужем, семья в данном случае едина.

Это стихотворение в прозе, особый жанр, близкий к лирическому стихотворению, поскольку в нём отражаются мысли и чувства лирического героя. Его можно отнести к философскому виду лирики, так как автор размышляет о том, что есть настоящая щедрость, богатство. При этом простые люди оказываются способны на такой поступок, который не всегда под силу даже богачам.

Средства выразительности

В “Стихотворениях в прозе” писатель не использует много тропов. Произведение “Два богача” не является исключением: в нем можно найти только эпитеты – “ убогое крестьянское семейство”, “разоренный домишко”, “последние гроши “. Все они эмоционально окрашены и используются для того, чтобы описать плачевное материальное состояние крестьянского семейства.

Читайте также: