Сочинение дуэль пьера с долоховым

Обновлено: 17.05.2024

Дуэль Пьера с Долоховым является одним из важнейших рубежных событий на жизненном пути Пьера, окончанием одного этапа и началом другого.

Пьер взглянул на Долохова, зрачки его опустились, что-то страшное и безобразное, мутившее его во все время обеда, поднялось и овладело им.

Читаемое в разделе:

Не всякая красота внушает любовь: иногда она радует взор, но не покоряет сердца.Сервантес. Внешняя чистота и изящество должны быть выражением внутренней.

Ранее опубликованные в разделе:

  • Она появляется не сразу. В первых сценах — в напыщенно-искусственном салоне Анны Шерер — её нет. Она влетит потом в комнату к взрослым гостям и сама.

Новые материалы раздела:

1. Весь эпизод пронизан мотивом настоящего и ненастоящего, как это понимает Л.Н. Толстой. 2. Каким мы видим Пьера в начале эпизода? - В доме, где.

Не всякая красота внушает любовь: иногда она радует взор, но не покоряет сердца.Сервантес. Внешняя чистота и изящество должны быть выражением.

Главным героем романа можно назвать Пьера Безухова. От первой и до последней страницы грандиозного произведения мы можем наблюдать за его духовной эволюцией, за его внутренним переворотом.

Пьер берет в жены Элен. Автор подчеркивает, что данная особа была весьма свободолюбива и распущена. Курагина соглашается на брачный союз с Безуховым только лишь ради наследства. Никаких чувств любви к законному супругу женщина не испытывала. Именно по этой причине она совершенно спокойно заводила любовников и ничуть не скрывала этот факт.

Конечно, такая ситуация возмущала Пьера и он решился вызвать на дуэль одного из развратников его жены – Долохова. Безухов понимал, что Долохову ничего не стоит убить и ранить человека, он признавался себе в том, что побаивается такой дуэли. Однако, после очередной нахальной выходки Долохова, Безухов чувствует бешеный взрыв внутри своей груди и вызывает ненавистника на дуэль.

И вот момент дуэли наступил. Долохов никак не реагирует на те примирения, которые предлагают секунданты Денисов и Несвицкий. Он решительно настроен на сражение. Секунданты понимали, что предстоит настоящее убийство. Они пытались замедлить начало дуэли. Все осознавали, в каком безвыходном положении оказался ни в чем невинный Пьер. Однако ничего не поделать!

Безухов первым вытягивает руку, нелепо держа пистолет и боясь ранить от неуклюжести самого себя. Он выстреливает и попадает в Долохова, который падает на снег. Однако даже после ранения неугомонный соперник отвечает выстрелом, но, по везению судьбы, промахивается и Пьер остается жив.

После данного жизненного этапа, Пьер связывает себя с масонством. Оказывается, дуэль Безухова и Долохова стала неким переломным моментом в жизни главного героя, которая зародила полную эволюцию в душе Пьера.

Дуэль Пьера с Долоховым. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. II, ч. I, гл. IV, V.)

Автор: Толстой Л.Н.

Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир" последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек — Пьер ранил на дуэли Долохова — бретеpa, повесу, бесстрашного вояку. А ведь Пьер совершенно не мог обращаться с оружием. Перед самой дуэлью секундант Несвицкий объяснил Безухову, "куда следует нажимать".

Эпизод, рассказывающий о дуэли Пьера Безухова и Долохова, можно назвать "Неосознанный поступок". Он начинается с описания обеда в Английском клубе. Все сидят за столом, едят и пьют, провозглашают тосты за императора и его здоровье. На обеде присутствуют Багратион, Нарышкин, граф Ростов, Денисов, Долохов, Безухое. Пьер "не видит и не слышит ничего происходящего вокруг него и думает о чем-то одном, тяжелом и неразрешимом". Его мучает вопрос: действительно ли Долохов и его жена Элен — любовники? "Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднимается в его душе". И после тоста, произнесенного его "врагом": "За здоровье красивых женщин, и их любовников", — Безухов понимает, что его подозрения не напрасны.

Назревает конфликт, завязка которого происходит тогда, когда Долохов выхватывает листок, предназначенный Пьеру. Граф вызывает обидчика на дуэль, но делает это неуверенно, робко, можно даже подумать, что слова: "Вы. вы. негодяй. я вас вызываю. " — нечаянно вырываются у него. Он не осознает, к чему может привести этот поединок, не осознают этого и секунданты: Несвицкий — секундант Пьера и Николай Ростов — секундант Долохова.

Накануне дуэли Долохов всю ночь сидит в клубе, слушая цыган и песенников. Он уверен в себе, в своих силах, у него твердое намерение убить соперника, но это только видимость, на душе у “его неспокойно. Его соперник же "имеет вид человека, занятого какими-то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его желто. Он, видимо, не спал ночью". Граф еще сомневается в правильности своих действий и соображает: что бы он сделал на месте Долохова?

Пьер не знает, что делать: то ли убежать, то ли довести дело до конца. Но когда Несвицкий пытается примирить его с соперником, Безухов отказывается, при этом называя все глупостью. Долохов вообще не хочет ничего слышать.

Несмотря на отказ от примирения, дуэль долго не начинается из-за неосознанности поступка, которую Лев Николаевич Толстой выразил так: "Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали". Нерешительность персонажей передает и описание природы — оно скупо и немногословно: туман и оттепель.

Началось. Долохов, когда стали расходиться, шел медленно, рот его имел подобие улыбки. Он осознает свое превосходство и хочет показать, что ничего не боится. Пьер же идет быстро, сбиваясь с протоптанной дорожки, он как бы пытается убежать, закончить все поскорее. Возможно, именно поэтому он стреляет первым, при этом наугад, вздрагивая от сильного звука, и ранит соперника.

Долохов, выстрелив, промахивается. Ранение Долохова и его неудачная попытка убить графа являются кульминацией эпизода. Затем происходит спад действия и развязка, которая заключается в том, что переживают все герои. Пьер ничего не понимает, он полон раскаяния и сожаления, едва сдерживая рыдания, хватаясь за голову, идет назад куда-то в лес, то есть убегает от содеянного, от своего страха. Долохов же ни о чем не жалеет, не думает о себе, о своей боли, а боится за мать, которой он причиняет страдания.

В исходе дуэли, по мысли Толстого, свершилось высшее правосудие. Долохов, которого Пьер принял в своем доме по-приятельски и помог деньгами в память о старой дружбе, опозорил Безухова, соблазнив его жену. Но Пьер совершенно не готов к роли "судьи" ,и "палача" одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова.

Гуманизм Пьера обезоруживает, уже перед дуэлью он готов был во всем раскаяться, но не из-за страха, а потому что уверен в виновности Элен. Он старается оправдать Долохова. "Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, — думал Пьер. — Даже наверное я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство?"

Ничтожество и низость Элен так очевидны, что Пьеру стыдно за свой поступок, не стоит эта женщина того, чтобы брать грех на душу — убивать за нее человека. Пьеру страшно, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее уже — свою жизнь, связав ее с Элен.

После дуэли, увозя раненого Долохова домой, Николай Ростов узнал, что "Долохов, этот буян, бретер, — Долохов жил в Москве со старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат. ". Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей Сценой дуэли Долохова с Пьером Безуховым Толстой дает урок: не нам судить, что справедливо, а что несправедливо, не все очевидное бывает однозначным и легко решаемым.

Одним из важных моментов в жизни Пьера стала дуэль с Долоховым. Это злосчастное событие стало концом совместной жизни Пьера и Элен. Решение пожениться на этой женщине стало одним из худших решений Безухова: он перенес разочарование и боль, никаких положительных эмоций. Она ведь вышла за него замуж по расчету, чувств не было. А Пьеру было лестно иметь красавицу-жену, даму из высшего общества Петербурга. Только презрение и холод Элен могла дать Пьеру. Это только расстраивало его, замыкало в себе.

Люди в обществе смеялись на Безуховым. Кто будет рад такой жене? Пьеру постоянно намекали на отношения Элен и Долохова. Кроме того, он получил по этому поводу письмо от анонима. Несмотря на это, он не ожидал предательства как от жены, так и от Долохова, ведь когда-то Пьер оказал ему помощь в трудную минуту, разместил его в своем доме и одолжил денег. Апогеем конфликта стал тост Долохова за хорошеньких женщин и их любовников. Пьеру не оставалось ничего другого, кроме как вызвать Долохова на дуэль, чтобы защитить свою честь. Тот согласился без лишних раздумий.

Оба по-разному отнеслись к предстоящей дуэли: Пьер чувствовал волнение, совсем не спал в ночь накануне, Долохов был уверен в себе, так как не раз участвовал в дуэлях.

Пьера обуревали сомнения, он хотел было отказаться от этой затеи, но никто не изменил своего решения. Раньше Безухов никогда не стрелял и не держал в руках оружие. Он просит секунданта помочь научиться обращаться с оружием. Пьер от волнения первый нажал на курок и попал в Долохова, чем удивил окружающих. В ответ прозвучал второй выстрел, но Пьер остался невредим, так как пуля прошла мимо него. Растерянная улыбка осветила лицо Пьера

Пьер был очень расстроен за Долохова, его мучало чувство вины. Он спрятался в лесу ото всех, чтобы побыть наедине с собой.

Придя в себя после ранения, Долохов в первую очередь думал о матери, которая не переживет смерть сына. Он попросил Николай Ростова рассказать матери о ранении. Это повергло Николая в шок: как такой буян мог так нежно к кому-то относиться?

Пьер мучился в бессоннице всю ночь после дуэли, она не отпускала его. Он много думал об отношениях с женой, не мог понять, правильно ли он сделал, назначив дуэль. Итогом его размышлений стало решение закончить отношения с Элен, ведь ни к чему хорошему они не могли привести, оба только обременяли друг друга. Между супругами произошел неприятный разговор и поставлена точка в отношениях. Как настоящий мужчина Пьер оставил немалую часть своего состояния Элен и удаляется в Петербург.

Вот так сложно, волнительно и сумбурно закончился, один из самых неудачных эпизодов жизни Пьера Безухова. Он отправляется на поиски себя и новой жизни, ведь впереди его ждет еще множество событий.

2 вариант

Момент дуэли Пьера с Долоховым можно назвать кульминационным, так как мировоззрение главного персонажа начинает кардинально меняться именно в этот момент. Неизбежным этапом, Лев Николаевич Толстой, показал этап взросления, который, по мнению автора, не может проходить безболезненно. Пьер с трудом принимает решение по вызову на поединок своего экс-приятеля, однако, лишь приняв его, перед ним могли бы открыться новые дороги и пути.

Брак Курагиной и Безухова можно с раннего этапа назвать ошибочным, ведь любви между супругами в нем не было. Для Элен было важно то, что у ее мужа есть большие суммы денег, а для Безухова был приятным тот факт, что он живет с одной из самых красивых девушек, что есть в Петербурге. Молодой человек еще не знал того, что он может столкнуться с человеческой неблагодарностью, выраженной в крайне высокой степени. Ведь он помогал Долохову во всем, обеспечил его жильем, и дал денег. Взамен на его доброту, герой обнаружил, что Элен изменила ему с Долоховым. Для него это становится шокирующим и ужасным поступком, который он не может и не хочет прощать. Между ними разгорается самый настоящий конфликт, который возникает в первую очередь по той причине, что Элен начинает вести себя весьма вульгарно и неприлично. Когда Долохов предлагает выпить за замужних дам, Пьер осознает, что почти все окружающие люди знают правду, и смеются над ним.

Когда Пьер читал бумагу, в которой сообщалось об измене его жены, Долоховым она была вырвана из рук для того, чтобы зачитать окружающим. В этот момент Пьер принимает решение вызвать Долохова на поединок. Его оппонент сразу же принимает данный вызов. С учетом того, что у Пьера не было опыта в стрельбе, и он даже не знал, как осуществлять выстрел, и целиться, а его оппонент был опытным стрелком, то стоит сказать о том, что автор хотел показать, как порой неожиданно поступает судьба с героями. Пьер был любим судьбой, и поэтому она благоволила ему практически во всем. Исключением не стал и случай с дуэлью. Когда во время дуэли, он ранит своего неприятеля, то ему становится очень совестно и грустно, в отличие от Долохова, который расстраивается только по одной причине – что он не попал в оппонента. Данные чувства очень сильно и ярко раскрывают характеры героев. Главному герою приходится бежать с места дуэли, и ему очень нехорошо от своего поступка. В этот момент он начинает ценить человеческую жизнь еще больше.

Анализ эпизода дуэли

Причиной конфликта стала связь Долохова с женой графа, Элен, женщиной развратной и глубоко циничной, брак с которой был роковой ошибкой для Пьера и попыткой заполучить наследство для Элен.

Наивный и добродушный граф не мог даже представить, что Долохов, друг в прошлом, может стать любовником его жены в настоящем. Еще не так давно Федор был гостем в его доме, которому оказали услугу в знак старой дружбы, а теперь эта помощь только усиливала желание опозорить Пьера, посмеяться над ним перед всеми.

Сидя за столом и поднимая тост за хорошеньких женщин, Долохов не чувствовал себя ни обязанным графу, ни виноватым перед ним, скорее наоборот, он был на высоте и его улыбка походила на издевку. Эти чувства не изменились и во время дуэли: уверенный в себе и своей победе, без тени сомнения и капли сожаления о содеянном, он даже не предполагал другого варианта исхода событий.

Настрой Пьера Безухова разительно отличался: даже осознавая то, что ему намеренно была нанесена обида, о чем знали знали все вокруг, и что Долохов просто играл с ним, граф, не считая вспышки гнева тогда за столом, откровенно боялся своего соперника. Законный муж боялся любовника, ведь второму ничего не значило убить человека, в то время как первый, зная свою правоту, не мог допустить мысли, что ему придется стрелять в живого человека.

На первый взгляд, результат дуэли очевиден: опытный стрелок против того, кто никогда не держал в руках оружия. Пьер спрашивает секунданта о том, как правильно ходить и как стрелять, целится в соперника не глядя и… попадает! А Долохов, упав на снег, но движимый желанием отомстить, поднимает курок на стоящего прямо перед ним графа и промахивается. Таков закон судьбы: удача на стороне новичков и тех, у кого чистое сердце, а любое злодеяние рано или поздно будет наказано.

Дуэль раскрывает истинную сущность героев. Долохов, каким бы повесой он не был, после ранения больше всего обеспокоен тем, что будет с его матерью и сестрой, когда они узнают о случившемся. Пьер в смятении бежит в лес, словно убегая от самого себя. Произошедшее заставляет его задуматься о смысле жизни, пересмотреть свои взгляды. Он осознает, что их брак с Элен был лицемерием, решает с ней расстаться и уехать в Петербург.

Таким образом, дуэль Долохова и Безухого становится переломным моментом и началом нового этапа в жизни графа.

Также читают:

Картинка к сочинению Дуэль Пьера и Долохова (анализ эпизода и причина)

Популярные сегодня темы

Казалось бы, и Онегин и Печорин являются представителями высшего света, они обладают довольно хорошим воспитанием и, как говорится, хорошим рождением, то есть каждый получил материальное обеспечение, возможность создать карьеру, не заботиться о пропитании

Произведение Некрасова стало заключительным этапом в его творчестве. Данную поэму можно по праву назвать романом о жизни народа

Здравствуй, друг. Сколько лет прошло с нашей последней встречи? Думаю, ты неплохо изменился с тех пор. Я знаю, что никогда не получу от тебя ответа, но, может, оно и к лучшему. Не хорошо знать о том, что тебя ждёт впереди. Никакой интриги, верно?

Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” не только показывает нам реалистически достоверные события времен наполеоновских войн, не только дает сложное переплетение художественных и мировоззренческих концепций автора, но и отвечает на главный вопрос, сформулированный в названии романа. По мнению автора, существует два главных направления в истории – к соединению людей и к их разобщению. Единение происходит тогда, когда люди объединены не только социальным равенством, но и общей идеей, целью, как это произошло в войне с Наполеоном,

их может объединять дружба, любовь, семья, общность интересов. Разъединение людей происходит из-за гордыни человеческой, индивидуализма, возвышения личности.

Также в разъединении людей свою губительную роль играют нравственные пороки. Именно такой момент отношений Пьера и Долохова показан нам в сцене дуэли. Ведь когда-то они были приятелями.

Вражда их началась тогда, когда Долохов решил за счет Пьера реализовать свои амбиции, утвердиться как личность, при этом поступаясь всеми нравственными принципами. Пьер, женившись, по старой дружбе приглашает Долохова пожить в своем доме – в результате Долохов

становится любовником Элен. Пьер, конечно, ни о чем и не подозревал, потому что такая подлость ему просто не могла бы прийти в голову, но он получает анонимное письмо, проливающее свет на отношения Элен и Долохова.

На обеде в честь Багратиона в Английском клубе Пьер мучительно обдумывает содержание письма, пытается анализировать все произошедшее. Долохов сидит за обедом напротив Пьера, и когда Пьер смотрел на него, он “чувствовал, как что-то ужасное, безобразное понималось в его душе”. Пьер размышляет: “Для него была бы особенная прелесть в том, чтобы осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я хлопотал за него и призрел его, помог ему”.

Пьер вспоминает приступы жестокости, которые находили на Долохова и которым Пьер был свидетелем. Пьер понимает, что Долохову ничего не стоит убить человека. Толстой опять повторяет ту мысль, что при взгляде на Долохова “что-то страшное и безобразное поднималось в его душе”.

Автор нагнетает обстановку, показывает, как все окружающие Долохова люди начинают нагло вести себя, так же, как и он, в том числе и Ростов. Все, попадающие в орбиту Долохова, кажется, заражаются от него цинизмом, неуважением к окружающим, наглостью. Глядя на Пьера, Долохов провозглашает тост за хорошеньких женщин и их любовников.

Это по меньшей мере неуместно на чествовании героя, победителя в Шенграбенском сражении. Слуга хочет дать Пьеру текст кантаты в честь Багратиона, но Долохов выхватывает листок из рук Пьера. Чаша терпения Пьера переполнилась: “Что-то страшное и безобразное, мутившее его во все время обеда, поднялось и овладело им. Он нагнулся всем тучным телом через стол. “Не смейте брать! – крикнул он”.

Долохов, прекрасно понимая состояние Пьера, смотрит на него “светлыми, веселыми, жестокими глазами, с той же улыбкой”. Пьер вызвал Долохова на дуэль.

Интересен контраст между этими персонажами, который особенно заметен перед дуэлью. Долохов спокоен, никаких мук совести он совершенно не испытывает, волнения тоже, более того, он объясняет Ростову причину своего спокойствия: “Ты иди с твердым намерением его убить, как можно скорее и повернее, тогда все исправно”. То есть сам он идет на дуэль с твердым намерением убить человека, которому многим обязан, перед которым виноват, которому он разбил жизнь.

Пьер всю ночь перед дуэлью не спит, размышляя о произошедшем: “Два соображения исключительно занимали его: виновность его жены, в которой после бессонной ночи уже не оставалось ни малейшего сомнения, и невинность Долохова, не имевшего никакой причины беречь честь чужого для него человека”. Пьер так благороден и великодушен, что он забывает о той обиде, которую ему нанес этот человек, о том дурном влиянии на окружающих, которое оказывает Долохов, о его беспричинной жестокости, цинизме, стремлении все и всех очернить. Но тем не менее он готов к дуэли, и ни о каком примирении, которое предлагают ему и его сопернику секунданты, как это положено по правилам дуэли, быть не может.

Но Пьер никогда в жизни не держал в руках пистолета. Он спрашивает секунданта: “Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда?” Пьер похож на большого добродушного ребенка, никогда и никому в жизни не причинившего зла. И такого человека хочет убить ничтожество Долохов!

И вот противники начали сходиться. “Пьер быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было”.

Все детали описания героя подчеркивают его неопытность в вопросах дуэли, абсолютную невозможность для него убить кого бы то ни было. Пьер стреляет не целясь и ранит Долохова. Долохов, упав на снег, хочет сделать свой выстрел.

Пьер, потрясенный тем, что он совершил, стоит перед пистолетом Долохова, даже не пытаясь прикрыть себя оружием: “Пьер с кроткой улыбкой раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него”. Секунданты даже зажмурились, понимая, что Пьер будет убит. Но Долохов промахнулся. “Мимо!” – крикнул он.

Сколько злобы на себя самого звучит в этом крике из-за того, что он не убил Пьера. А Пьер “схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова”. “Глупо…глупо! Смерть…ложь…” – повторяет Пьер. Для него чудовищна сама мысль о том, что он чуть было не убил человека, а для Долохова ужасен факт, что он не убил Пьера.

Такая антитеза позволяет нам понять философскую концепцию Толстого: насилие не должно быть способом решения конфликтов, нет ничего дороже человеческой жизни.

Раненого Долохова везут домой, и Ростов, который был у него секундантом, с удивлением узнает, что “Долохов, этот буян, бретер Долохов, жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат”. Тем страшнее вина Долохова, который играет и чужими жизнями, и своей собственной, зная, что его любят, переживают и страдают из-за него близкие люди.

Для Пьера дуэль была переломным моментом жизни: он задумывается над смыслом жизни, пересматривает свои поступки, меняет свои взгляды. Одно остается неизменным: его доброта, душевная щедрость, великодушие. И в сцене дуэли эти лучшие качества Пьера проявились в полной мере.

Читайте также: