Сочинение доказательство в рассуждении 5 класс

Обновлено: 13.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В 5 КЛАССЕ

Доказательства в рассуждении

учитель русского языка и литературы

Надежда Викторовна Шагурина

Балашиха, 2017

Доказательства в рассуждении (2 урок)

· актуализировать знания учащихся (типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения);

· формировать навыки в составлении текста-рассуждения;

· обеспечить понимание содержания текста типа рассуждения;

· сформировать умение составлять собственные тексты подобного типа;

· добиться увеличения лексического запаса учащихся.

Развивающая:

· содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, классифицировать, обобщать;

· помочь в формировании умения работать с новой информацией по теме.

Воспитывающая:

· возбудить интерес к написанию сочинения - рассуждения.

Тип урока : урок развития речи ( комплексное применение знаний, умений и навыков учащегося)

Форма урока: урок – практикум

Планируемые образовательные результаты:

· стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

· Умение применять в жизненных ситуациях приобретенные знания построения рассуждения

М етапредметные:

· формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

· формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);

· формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД);

· формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);

· формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Предметные :

Методы и формы : создание проблемных ситуаций, работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Оборудование урока: раздаточный материал, опорные карточки, рабочие тетради.

Основные понятия: Тезис, аргумент, доказательство

Учебник : русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / [ Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский] - М.: Просвещение, 2014.

I. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент.

1) Создание рабочей атмосферы

2) Оформление записи в тетради (число, классная работа)

II. Актуализация и пробное учебное действие.

Сегодня у нас с вами урок развития речи. Мы будем вспоминать типы речи. И сделаем мы это не как всегда.

Мы быстро оделись и бодро пошли,
Вдруг встретили маму на нашем пути,
Шла из школы она после собрания.
Этот текст называем мы повествование .
Волшебная палочка-чудо блестящее.
Новая, яркая и настоящая.
С ней легче исполнить любое желание.
Этот текст называем мы описание.
Для чего этот мир? Почему я такой?
Зачем это солнце блестит надо мной?
На эти вопросы ответ, без сомнения,
Найдете вы в тексте рассуждение .

На доске появляются понятия (повествование, описание, рассуждение)

III. Выявление места и причины затруднения

1) В: Вспомним отличительные особенности каждого типа речи (на доске записываются учителем в процессе беседы с учащимися)

Описание ------ картина - прилагательные,

Повествование ----- кинопленка - глаголы,

Рассуждение ---------- нельзя представить – особая структура текста, особые слова.

2) А сейчас мы поработаем в группах. У каждой группы есть набор текстов и карточка для ответа, куда вы занесете нужную информацию. Решите, кто у вас сегодня секретарь, чтец…

В: Как вы думаете, что вам сейчас надо будет сделать? – Правильно, посмотрим как быстро и как правильно вы определите тип речи текстов.

Раздаточный материал

1. Ранняя весна. Под березами подтаявший, грязноватый снег. Справа видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Возле лужи одинокий голый куст. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. Сразу за березами постаревший сырой забор, за которым виднеются деревянные, скорее всего, жилые постройки. Около них расположена старенькая, но работающая церковь. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня.

2. Пришла весна. Лес наполнился птичьим криком и гомоном. Яркое ласковое солнце согрело озябшую землю. На пригорке уже сухо. Снег сошёл здесь несколько дней назад, и солнце успело высушить прошлогоднюю траву. Его лучи оживили верхний слой земли, пробудили слабые побеги растений.

Во все стороны бегали и ползали всякие козявки и жучки. Белая бабочка порхала в воздухе, старалась разыскать первые цветы и смолистые почки.

3. Самое лучшее время года - весна.

Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует!

Весну нельзя не любить!

- Выполнение задания. Проверка фронтальная.

Молодцы! Все справились с заданиями.

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

В течение года мы с вами написали огромное количество текстов-описаний, текстов-повествований. Сегодня на уроке мы сосредоточимся на рассуждении.

Оформление записи в тетради.

Доказательства в рассуждении.

1) У: Вспомните, в чем особенность текста-рассуждения. Из каких частей состоит текст-рассуждение? (Если затрудняются, открыть разворот, если все вспомнят, то открыть позже)

Доска: Тезис, аргументы, доказательства, вывод

. Напомню вам схему сочинения-рассуждения

1. Вступление

2. Тезис (= основная мысль)

3. Основная часть

Аргументы (доказательства) + комментарии

4. Вывод

У: Вспомните значение этих слов.

Тезис – основное положение, мысль, которую нужно доказать.

Аргументы(Доказательства) – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

- Рассуждая, обязательно приводите доказательства, подтверждающие ваши высказывания (это могут быть примеры из книг, кинофильмов, эпизоды из вашей жизни и т.д.).

Вывод – то, что следует из сказанного выше.

Чтобы ваше рассуждение было грамотно построено, следует использовать слова-конструкторы (слова-шпаргалки):

При формулировании тезиса - я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, Докажем это Это можно доказать так. Почему. И вот почему.
Это объясняется следующим.

Для введения доказательств – во-первых, одна из причин, во-вторых, кроме того, вторым доказательством является, к примеру…

В выводе логично использовать слова – Таким образом, вот почему, итак, следовательно, я пришел к выводу…

У: В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип речи рассуждение? Какова главная задача этого типа текста?

V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Возвращаемся в группы. Каждая группа получила по фрагменту текста.

Изучите его и определите, что это (тезис, аргумент, доказательство, вывод). Ответ обязательно обоснуйте, почему вы решили, что это именно ваш случай.

У каждого человека есть своё любимое время года. Я очень люблю зиму!

Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают серебряные снежинки.

Во-вторых, много зимних развлечений и забав. Можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика.

В-третьих, зимой бывает праздник - Новый год.

Вот почему я люблю зиму.

1. У кого вступление и тезис?

2. У кого 1 аргумент?

3.У кого комментарии к аргументу 1 ?

4. У кого второй аргумент?

5. У кого комментарии к аргументу 2 ?

6.У кого третий аргумент?

7. У кого вывод?

1. Какую информацию вы узнали из текста?

2. На какой вопрос отвечает текст (Почему?)

3. Что доказывает (утверждает) автор?

4. Какие соображения и факты приводятся автором для доказательства?

5. На какой вопрос отвечают все три доказательства?

VI. Закрепление с комментированием во внешней речи.

- Этот небольшой текст позволил нам увидеть, как строится рассуждение.

- Посмотрите на схему рассуждения:

Вступление (о чём?)

Тезис (утверждение)

Доказательства + комментарии (почему?)

Вывод (поэтому?)

VII. Самостоятельная работа. Включение в систему знаний и повторение.

1) В: Как вы думаете, все тексты, с которыми вы сегодня работали, какой темой объединены? Правильно, времена года . А что сейчас за окном? - Весна.

3) Поверка. Несколько ребят зачитывают, ученики оценивают, все ли элементы текста-рассуждения присутствуют в тексте.

VIII. Рефлексия учебной деятельности

1) -Как строится рассуждение?

- Что такое тезис?

-Какие слова - помощники можно использовать?

- Что было трудно…

2) Оценивание деятельности.

Выставление отметок учителем. Тетради на проверку.

IX. Домашнее задание

Выберите задание, которое вам будет по плечу и чуть-чуть сложнее, чем вы можете с лёгкостью сделать.

1 группа: §89, упр.484 .

У: Вы справитесь с домашним заданием? Обоснуйте ответ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Сочинение-рассуждение" предназначена для уроков развития речи, содержит теоретический материал по теме "Типы речи. Рассуждение".

2. А.И. Куприн утверждал: «Русский язык

в умелых руках и в опытных устах

красив, певуч, выразителен, гибок,

3. Язык до Киева доведёт.

Мы не случайно говорим и пишем сегодня

о русском языке. Дело в том, что нам надо решить очень важный вопрос:

С самого раннего детства

и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки.

Но ведь сказки и прибаутки - это язык.

 С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

 Для чего надо ходить в школу? И зачем придумали, чтобы дети ходили в школу? Мало этого, нас ещё и уроки заставляют делать. Кому это надо? Может, нашим родителям? Но ведь они и так всё знают, значит им это не нужно. А что будет, если дети не будут учиться? Они, конечно, вырастут и станут взрослыми, но будут неграмотными. Значит, они не смогут найти хорошую работу, не будут хорошо зарабатывать. Они ведь даже книжки не смогут почитать своим детям! А как они считать будут?

Для чего надо ходить в школу?

И зачем придумали, чтобы дети ходили в школу? Мало этого, нас ещё и уроки заставляют делать. Кому это надо?

Может, нашим родителям? Но ведь они и так всё знают, значит им это не нужно. А что будет, если дети не будут учиться? Они, конечно, вырастут и станут взрослыми, но будут неграмотными. Значит, они не смогут найти хорошую работу, не будут хорошо зарабатывать. Они ведь даже книжки не смогут почитать своим детям! А как они считать будут?



Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною знаком,- Это потому, что я владею Русским всеохватным языком. С. Данилов.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком,-

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком. С. Данилов.

Клише для вступления

Клише для доказательства

1. Прочитать тест.

2. Найти в нём основную мысль, аргументы. Которые приводит автор для доказательства своего утверждения.

3. Сделать вывод .

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому - то изучение и сбережение русского языка являются не праздным занятием, от нечего делать, но насущной необходимостью. А.И. Куприн утверждал, что русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Клише для вывода Итак,… Значит ,уроки… Из сказанного выше следует, что…

Клише для вывода

В школе мы изучаем много разных предметов:

математику - чтобы уметь считать, географию - чтобы знать все части света ,иностранный язык - чтобы понимать иностранцев… А вот для чего мы учим русский язык? Ведь мы и так говорим по-русски!

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок развития речи в 5 классе на тему "Доказательства в рассуждении". учащиеся к концу урока должны понимать значение терминов по теме : "тезис", "аргумент","доказательство", "рассуждение", уметь составлять текст рассуждения по плану; уметь.аргументированно доказывать тезис или не соглашаться с ним.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС

Учебник : русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др] - 36-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 317с.

Предметная область: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Цель: повторить типы речи, развить понятие о рассуждении, научить писать сочинение рассуждение.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Умение применять в жизненных ситуациях приобретенные знания построения рассуждения

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);

формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД);

формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);

формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Оборудование урока : ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности

- Добрый день, ребята! На столах у вас лежат светофорики. С их помощью мы сейчас проверим, как вы усвоили предыдущую тему. Я называю имя сущ-ное, а вы показываете красную сторону, если оно нариц-ое, а зеленую-если собственное.

Выбирают сторону светофора, демонстрируя усвоение знаний

Личностные:

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Актуализация и пробное учебное действие.

Ребята, скажите, пожалуйста, а какие типы речи вы знаете? Докажите свой ответ.

Какие части речи чаще всего используются в каждом из типов?

У вас на столах лежат карточки с тремя текстам, давайте определим типы речи этих текстов.

1-Через два дня он уже был дома, в своей избенке, к великому изумлению солдатки, которую туда поселили. Помолясь перед образами, тотчас же отправился к старосте. Староста сначала было удивился; но сенокос только что начинался: Герасиму, как отличному работнику, тут же дали косу в руки – и пошел он косить по-старинному, косить так, что мужиков только пробирало, глядя на его размахи да загребы…

2-Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

И под утро снегом

Поле побелело, точно пеленою

Темный лес что шапкой

И заснул под нею

-А я знаю, мама, почему среда средой называется. Это потому, что она посередине недели висит. Верно я говорю?

-Верно,- согласилась мать

Вы обратили внимание на первый текст, узнали, откуда он?

Скажите, пожалуйста, какие тропы использует автор при описании зимнего дня? (Олицетворения, эпитеты, метафоры).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение как эффективное упражнение по развитию речи учащихся широко применяется на уроках русского языка и литературы. Основные виды сочинений по типу речи – описание, повествование и рассуждение. Наиболее универсальным является сочинение-рассуждение.Структурировано текст-рассуждение выглядит так: тезис – аргументы – вывод. Как правило, структурные границы совпадают с абзацным членением. В презентации каждый структурный элемент сочинения рассматривается подробно. Приводятся примеры сочинений -рассуждений, дано творческое задание. Презентация для 5 класса

Доказательства в рассуждении 5 класс Малыгина О.Н., учитель ГБОУ СОШ № 88 Санкт-Петербург

Доказательства в рассуждении

Малыгина О.Н., учитель ГБОУ СОШ № 88 Санкт-Петербург

Типы речи: Описание Повествование Рассуждение Тип речи, где события следуют одно за другим. Тип речи, в котором говорится о причинах свойств или явлений Тип речи, когда подробно рассказывается о предмете, его внешнем виде, свойствах

Повествование

Рассуждение

Тип речи, где события следуют одно за другим.

Тип речи, в котором говорится о причинах свойств или явлений

Тип речи, когда подробно рассказывается о предмете, его внешнем виде, свойствах

Почему? Что из этого следует? Рассуждать – значит доказывать Вывод Тезис, то есть мысль, требующая доказательства Аргументы, доказательства, примеры

Что из этого следует?

Рассуждать – значит доказывать

Тезис, то есть мысль, требующая доказательства

Аргументы, доказательства, примеры

Слова и словосочетания, которые могут связывать части рассуждения От тезиса к доказательству: докажем это, в этом легко убедиться, это объясняется следующим, и вот почему… В доказательстве: например, во-первых, во-вторых, в- третьих, к примеру, допустим, предположим, так, наконец… От доказательства к выводу: итак, таким образом, поэтому, вот почему, обобщим сказанное

Слова и словосочетания, которые могут связывать части рассуждения

От тезиса к доказательству:

докажем это, в этом легко убедиться, это объясняется следующим, и вот почему…

В доказательстве:

например, во-первых, во-вторых,

в- третьих, к примеру, допустим, предположим, так, наконец…

От доказательства к выводу: итак, таким образом, поэтому, вот почему, обобщим сказанное

Подумаем вместе Тезис Доказательства Вывод Без запятых нельзя читать текст правильно, внятно и с верным выражением. Так в предложении запятые разделяют однородные члены и помогают сохранить интонацию перечисления. Поэтому без запятых обойтись нельзя!

Подумаем вместе

Доказательства

Без запятых нельзя читать текст правильно, внятно и с верным выражением.

Так в предложении запятые разделяют однородные члены и помогают сохранить интонацию перечисления.

Поэтому без запятых обойтись нельзя!

Во –вторых , после корня идет суффикс а .

В слове прилагательное в корне пишется гласная а. Значит , в корне слова прилагательное нужно писать гласную а.

Во-первых , в корнях – лаг-, -лож- а пишется перед г. Докажем это.

Проверьте себя В слове прилагательное в корне пишется гласная а. Докажем это. Во-первых , в корнях – лаг-, -лож- а пишется перед г. Во –вторых , после корня идет суффикс а . Значит , в корне слова прилагательное нужно писать гласную а.

Проверьте себя

В слове прилагательное в корне пишется гласная а. Докажем это.

Во-первых , в корнях – лаг-, -лож- а пишется перед г. Во –вторых , после корня идет суффикс а . Значит , в корне слова прилагательное нужно писать гласную а.

Творческая работа Задание: из данного предложения выберите слово с чередованием согласной в корне. Напишите небольшое рассуждение, в котором обоснуйте выбор слова с чередованием согласной в корне. Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга

  • Задание: из данного предложения выберите слово с чередованием согласной в корне. Напишите небольшое рассуждение, в котором обоснуйте выбор слова с чередованием согласной в корне.

Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга

Домашнее задание.

Читайте также: