Сочинение деревянные кони абрамов

Обновлено: 04.07.2024

Рассказчик и сам родом из похожих мест. Но любуется, будто впервые, неброской, очень русской, красотой дерева, бересты, из которых здесь все: от изб до прялок с сохой. Каждая вещь обработана не только мастером, но и трудом крестьянских рук. Вот и когда-то молодая Милентьевна, расчистив участок леса под Богатку, растила здесь рожь. И другие принялись пахать вместо охоты. Все ей были благодарны за идею. А когда отказались при большевиках в колхоз идти, все у них отобрали, а некоторых сослали, как отца Мирона.

Сюжет

Рассказчик из города отдыхает в умирающей северной деревне Пижма в доме Максима и Евгении Урваевых. Любуется русской неяркой красотой избы с деревянным конем на крыше, утварью. В гости к сыну приезжает старая мать-труженица Василиса Милентьевна. Сама она живет с другим, пьющим, сыном Иваном, снохой Настей и внучкой Катериной. Замуж ее отдали в 16 лет за ревнивца, было у них шесть детей, хозяйство.

Она расчистила землю в лесу под хлеб, подала пример местным жителям-охотникам. Забогатев, люди не пошли в колхоз. Землю у них отняли, свекра Василисы сослали. Муж ее давно умер, двух сыновей убили на войне, дочка Санька повесилась. Но Милентьевна не падает духом, трудится. И в непогоду едет к внучке, чтобы проводить девочку в школу. Рассказчик вдохновлен ее примером, уезжает делать добрые дела, прощается с конями на крышах когда-то богатой, трудовой русской деревни.

Отзыв

Повесть о русской северной деревушке и старой Милентьевне, на жизни которых отразился весь непростой 20 век. Деревянные кони на крышах – символ расцвета деревни, русской жизни, когда были и труд, и веселье. Автор упоминает коллективизацию, раскулачивание, Великую Отечественную войну, запустение деревни, земли, пьянство, вымирание лошадок.

Милентьевна – образ доброй, мудрой, трудолюбивой, смиренной русской женщины, матери. Повесть учит любить родной край, людей и природу, помнить уроки истории, честно трудиться, беречь семью, брать в жизни пример с достойных людей, не сдаваться, радоваться жизни и радовать других.

Русский писатель-северянин Федор Абрамов в новелле “Деревянные кони” излагает небольшую по времени историю из деревенской жизни. Действие происходит в деревне на русском севере. Своим чередом идут деревенские хлопоты, будничная жизнь: их однообразие разбавляется лишь тем, что к одному из жителей приезжает мать, Василиса Милентьевна.

Автор касается темы семейных отношений в деревне, а также отношений человека с природой. Василиса Милентьевна заболевает, не уберегшись и попав под дождь. Зная множество примеров гибели заболевших

Человек хрупок и нежен, его жизнь, его тело – цветок среди бурь жизни и северной природы. Без взаимной поддержки и помощи людей трудно выжить в этом мире. Но старая женщина-северянка, закаленная трудными условиями, стремится домой, чтобы заботиться о своих близких, о внучке.

Ее дух и жаркое к своим родным сердце пересиливают болезнь.

Судьба женщины, чувства матери – одни из основных тем и проблем рассказа. Из двенадцати детей героиня в различные смутные времена теряет шестерых. Самая большая трагедия – это

самоубийство красавицы Александры, которая оказалась беременной вне брака. “Санюшка петлю на матерь накинула” – говорит невестка Евгения, для которой Василиса как родная мать.

Автор ставит вопрос: что важнее для человека? Соблюдать общественные правила, считаться морально чистым для всех, быть неосужденным? Поступать всегда по-своему и переступать через запреты?

Уходить из жизни по своей воле или любой ценой за нее бороться?

Произведение написано Федором Абрамовым живым народным языком. Текст пестрит примечательными диалектизмами: “лежать лежкой”, “урваи”, “ране”, “фершалица”, “несторь”. “не то дивья”, “ейный”, “матерь”, “бывалоче”, “не уробились”, “небаскящий”, “кудсля”. Также произведение наполнено просторечными выражениями и шутками: “сопля раскосая”, “шары нальют”, “обрюхатить”, “ископытили”, “Катерина-то твоя еще с рукавицу”, “мозга на мозгу наехала”.

И еще яркими русскими поговорками и пословицами, метафорами и другими образными выражениями: “страсть боюсь жить в этом доме”, “видно, не только поля лесеют, лесеет и человек”, “горюша горькая”.

Слог Абрамова лаконичен, приближен к разговорному стилю. Большую часть повествования “Деревянных коней” занимают бытовые разговоры героев: разговоры на кухне за чисткой грибов, во дворе, около больной Милентьевны. Читатель изучает характеры, узнает и понимает судьбы персонажей через эти беседы.

Федор Абрамов с большой любовью описывает быт северной деревни. В описаниях рассказа он касается устройства домов и подворий. Непременный атрибут добротного дома северян – конек, то есть вырезанный и установленный на крыше деревянный конь.

1.Развитие умения учащихся анализировать художественный образ.
2.Постижение авторской позиции в вопросе о смысле жизни человека на земле.
3.Воспитание нравственности через восприятие идейного смысла произведения.

Домашнее задание к уроку дано по группам: “Филологи”, “Архитекторы”, “Артисты”, “Этнографы”, “Иллюстраторы”, “Рассказчики”.

В оформлении кабинета использованы предметы народного быта, упоминающиеся в повести, фотографии северных домов с конями на крышах, иллюстрации, выполненные учащимися.

ХОД УРОКА

И если есть такой писатель Абрамов, то он
очень коротко сформулировал бы своё кредо:
будить, всеми силами будить в человеке человека.

1. Вступление. Постановка вопроса урока.

Сегодняшний урок нам предстоит прожить в мире героев повести Фёдора Александровича Абрамова “Деревянные кони”. Мы с вами перенесёмся в маленькую пинежскую деревушку Пижма: именно этот уголок выбрал для отдыха рассказчик. Вспомните, чем ему полюбилась эта деревня.

(Рассказчик искал “такой уголок, где бы всё было под рукой: и рыбалка, и грибы, и ягоды. И чтобы непременно была заповедная тишина”.[1] В Пижме он нашёл всё это с избытком. Он гостит в удивительном доме, любит бродить по нему, собирать и рассматривать старую крестьянскую утварь и посуду. )

В начале повести рассказчик доволен своим одиночеством и счастлив. Как изменится его настроение в конце повести?

(Ему захотелось уехать, вернуться в большой и шумный мир: “…всё мне вдруг опостылело, всё представилось какой-то игрой, а не настоящей жизнью: и мои охотничьи шатания по лесу, и рыбалка, и даже мои волхвования над крестьянской стариной”.)

Почему изменилось представление рассказчика о настоящей жизни? В чём он увидел смысл настоящей жизни? Сегодня на уроке мы вместе ответим на эти вопросы.

2. Аналитическая беседа по тексту повести.

Вспомним сюжет повести.

(Василиса Милентьевна, главная героиня повести, на неделю приехала к сыну Максиму и невестке Евгении, она ходит в лес за грибами, мы слышим рассказ о её жизни. Василиса Милентьевна заболеет и, ещё не поправившись, уедет к другому сыну. Рассказчик проводит её, а через 3 дня уедет сам.)

Да, история нехитрая, динамика развития событий подобна течению спокойной северной реки, но внешняя неторопливость повести восполняется её внутренней глубиной. Обратимся к тексту и рассмотрим его подробнее. Как готовятся в доме к приезду старой Милентьевны?

(Евгения и Максим ждут мать как дорогого гостя, усердно прибирают и чистят дом.)

Участвует ли в этой подготовке постоялец? Почему?

(Не участвует, он клянёт приезд старухи, уверен, что она будет мешать его отдыху, а в день её приезда он не хочет возвращаться с рыбалки, ждёт, пока все улягутся спать.)

Пока он, как сыч, сидел в лодке, туман наглухо заткал реку. Что помогло ему не заблудиться?

(Яркий огонь в окошке! Свет лампы, которую Василиса Милентьевна поставила на подоконник, чтобы постоялец не заблудился.)

Запомним эту важную символическую деталь, этот свет добра и заботы о незнакомом человеке. Как изменились хозяева дома после приезда Василисы Милентьевны?

(Все в доме ожили, произошло чудо – Евгению “будто живой водой вспрыснули”, рассказчик почувствовал какой-то непонятный задор и побежал колоть дрова для бани – отогревать иззябшую старуху, когда она вернётся из леса.)

И вот появляется Василиса Милентьевна. Что подчёркнуто в её портрете? Кого вспоминает рассказчик?

(Она устала, у неё худое тонкое лицо, заметно подрагивающая голова, голубые, слегка прикрытые глаза, полные “благостного удовлетворения и тихого счастья. счастья старого человека, хорошо, всласть потрудившегося и снова доказавшего и себе, и людям, что он ещё не зря на этом свете живёт”. Рассказчик вспоминает свою мать, у которой “так же довольно светились и сияли глаза” после тяжёлой работы. От Василисы Милентьевны как будто идут свет и тепло, которые сразу притягивают к ней людей, и она становится близким, родным человеком, на которого “так славно, так приятно смотреть”.)

Василиса Милентьевна сразу садится перебирать и солить грибы, Евгения и рассказчик помогают ей. И здесь, среди солнечных зайчиков и “избяного тепла”, мы услышим начало истории жизни Василисы Милентьевны.

(Группа “Артисты” инсценирует эпизод из гл. 4)

Как вы поняли, почему свёкор звал Василису Милентьевну Василисой Прекрасной?

(Она такая же прекрасная, добрая, светлая, мудрая, как сказочная героиня.)

Была ли её жизнь похожа на сказку?

(Совсем не похожа. Ей очень много пришлось пережить в жизни.)

(Реализация домашнего задания группы “Рассказчики” – история жизни Василисы Милентьевны по гл. 6, 8.)

Да, правду говорила Евгения: такие переживания “на десятерых разложить – много. А тут на одни плечи”. Но тот ровный свет, который излучала душа героини, не потускнел и притягивает к ней самых разных людей. Какие эпизоды вы можете привести в качестве примера?

(Свёкор в трудную минуту встал перед ней на колени и сказал: “Всю жизнь, до последнего вздоха, благословлять буду”.

Евгения вспоминает, как Василису Милентьевну почитали односельчане.

Когда Василиса Милентьевна отправляется в Русиху, на конюшне с утра дежурит Прохор Урваев, чтобы подвезти её до перевоза. “Тёта, тёта! Я твоё добро помню!”-кричит он.

Рассказчик в непогоду провожает её до дороги и, услышав мотор, “остервенело, с яростным криком, как в атаку” бросается вперёд, чтобы остановить машину для Василисы Милентьевны.)

Чем же покорила Василиса Милентьевна односельчан?

(Великим трудолюбием. Умом. Спокойным, ровным характером. Терпением. Мудростью. Она прежде всего думает о людях, живёт для людей, и они отвечают ей уважением, почтением, благодарностью и любовью.)

Почему Василиса Милентьевна торопится уехать?

Её ждёт маленькая внучка Катерина – бабушка дала ей слово вернуться к “школьному дню”. Раз слово “дадено”, надо ехать – тут Василиса Милентьевна непреклонна, и ни дождь, ни болезнь не остановят её.)

Что понял рассказчик в эти минуты?

(Он понял, какой сильный характер у Василисы Милентьевны, понял, чем покорила она “пижемский зверюшник. Нет, не только своей кротостью и великим терпением, но и своей твёрдостью, своим кремнёвым характером”. )

Покорённый обаянием, добротой и силой старой крестьянки, рассказчик идёт провожать её и, посадив в кузов машины, долго смотрит вслед. Что видит он, от чего не может оторвать взгляд?

(Он видит удаляющееся белое пятно: Василиса Милентьевна прощально машет ему платком. Она удаляется и как будто продолжает излучать свет.)

С первой и до последней страницы повести Василиса Милентьевна озаряет всех вокруг светом своей души, своей любви, своего добра. Озарила она и жизнь рассказчика. Что он понял после этой встречи? Что изменилось в нём? Как вы ответите на вопрос нашего урока?

(Все занятия стали казаться рассказчику игрой, потому что они радовали только его, он жил только для себя, для своего удовольствия. А теперь ему “захотелось работать, делать людям добро. Делать так, как делает его и будет делать до своего последнего часа Василиса Милентьевна, эта безвестная, но великая в своих деяниях старая крестьянка из северной лесной глухомани”. Он понял, что жить надо для других.

Смысл настоящей жизни – работать и делать людям добро, это самое главное, самое важное дело.)

3. Объяснение смысла названия повести.

Автор повести Фёдор Абрамов считал дар доброты и человечности высшим даром, высшим талантом, а таких людей, как Василиса Милентьевна, называл светоносными. Как вы думаете, почему же он не назвал свою повесть просто по имени главной героини, а дал ей название “Деревянные кони”? Какой смысл несёт название повести? Ответить на этот вопрос нам помогут выступления 2-х групп.

(Представители группы “Архитекторы” зачитывают и комментируют отрывки из повести: описание деревни, описание домов с коньками на крыше, показывают фотографии северных домов, рассказывают, что деревянный конь на крыше дома – это и признак зажиточности хозяина, и хранитель дома, а в наше время ещё и символ народного творчества.

Представители группы “Этнографы” зачитывают и комментируют отрывки из повести, описывающие находки рассказчика, показывают предметы или фотографии, которые смогли подобрать для оформления пространства кабинета.)

Скажите, что нового увидит в этих вещах рассказчик после знакомства с Василисой Милентьевной?

(Ему откроется особый мир красоты старинных деревянных и берестяных вещей, и он поймёт, что мастера этой красоты не топор да нож, а крестьянские мозоли, которые обкатывали и полировали эти вещи. Произойдёт это открытие благодаря старой хозяйке дома Василисе Милентьевне. )

Так Фёдор Абрамов ещё раз показал, какое возвышающее влияние на людей оказывает его героиня. Автор восхищается Василисой Милентьевной, её нравственной чистотой, сильным и благородным характером. Мы убеждаемся, что сделанное для других не пропадает, не уходит из жизни: оно остаётся и в душах других людей, и в истории. Когда рассказчик уезжает, его провожают деревянные кони, “целый косяк деревянных коней, когда-то вскормленных Василисой Милентьевной”. Как вы теперь объясните смысл названия повести?

(Фёдор Абрамов очень хотел, чтобы эта красота – красота народного творчества и красота народного характера – не исчезла из нашей жизни.)

4.Анализ языка повести.

Фёдор Александрович тонко чувствовал и красоту северной речи, свежей, как живой родник. Он писал, что именно “север хранит заповедный русский язык”.[2] До урока вы получили составленные группой “Филологи” словарики с объяснением некоторых областных слов (ГУ`БА – лесной гриб, ПЕ`СТЕРЬ – берестяной заплечный короб с крышкой, ТА`ТЯ, ТА`ТА – отец, папа и т.д.). В заключение урока мы заслушаем выступление этой группы о языковых особенностях повести.

(Представители группы “Филологи” поясняют слова Ф.Абрамова: “Слушая родную говОрю, я чувствую себя счастливым”. Этим счастьем писатель щедро делится с читателем.)

Сайт, посвященный культуре, гуманности, истории и самопознанию

Photo Gallery Slideshow

Подписаться на блог по эл. почте

Поиск


Изображение


Аранжировка на заказ

Профессиональный композитор принимает заказы на аранжировку музыкальных произведений любых стилей, жанров и сложности.

Популярные записи и страницы

  • Большие дела
  • "Материнское поле" Чингиза Айтматова
  • В.Гаршин "Очень коротенький роман"
  • Ямб
  • Императорская викторина
  • Как создавался древнегреческий алфавит?
  • Легенда о Тангейзере
  • Змея под копытом
  • Стрелка Васильевского острова
  • Адамова голова

Финалист Московской литературной премии


Facebook

Метки

konek

Деревянные кони — это старинные коньки на крышах изб в маленькой северной деревушке Пижме. Да и не в них дело. А дело в той, чьими силами и судьбой эта деревушка родилась.

Старенькая Василиса Милентьевна. Имя-то будто из русской стазки-былины.

Герой-рассказчик узнает о ней понемногу, постепенно. Будто приближает нам ее объектив кинокамеры.

Сперва деревушка Пижма, где поселился рассказчик, чтобы подальше от городского шума. Самая северная глушь 60-х годов прошлого XX века. Никакого транспорта, везде пешком.

И в деревушке, не особенно даже и древней, богатые избы на старинный манер и коньки на крыше.

А еще сказочное место в доме — поветь, чердачок над хлевом, где обычно хранится сено для скота и какой-нибудь крестьянский инвентарь.

Нашел там герой рассказа целый музей.

Screenshot_1

А в доме радостная тревога и суета — ждут мать хозяина, в гости жалует. И хозяин с хозяйкой намывают дом, поправляют, настилают все, для ее удобства.

Что тут должен подумать городской житель? Придет сейчас этакая грозная Баба-Яга и всех в шеренгу построит. Вот и ушел на весь день до самой ночи на рыбалку, чтобы с этой грозой не встретиться. Звали его к вечеру хозяева — не откликался. Думал, ночью потихоньку войдет и с гостьей не встретится.

Вот и совсем темно стало. А с реки видно, свет в доме не погас, светит, как маяк. Вернулся. Оказалось, старуха Милентьевна не велела гасить, чтобы не заблудился он в темноте. Очень тревожилась, не случилось ли с ним чего.

И не увидел ее еще герой, только тихий голос с печки слышал.

А утром — опять ее нет. Ушла чуть свет за грибами.

И только хозяйка, сноха Милентьевны, все рассказывает и рассказывает о ней, как о сказочной волшебнице.

Что ж такого удивительного сделала эта женщина? Совсем юная, только-только взятая женой в семью, заставила отчаявшихся, разуверившихся во всем ленивых, угрюмых мужиков первых революционных лет взяться за тяжелый труд, расчистить от леса новую землю под пашню. Так и родилась на новом месте деревушка Пижма. И застроить ее заставила юная Василиса именно так, как строили испокон веку. Дома, где было просторно огромным крестьянским семьям, дома на много поколений. И с коньками под крышами.

И поплатились за это мужики. Советская власть никак не могла согласиться с таким богатством, созданным собственными руками. Раскулачили мужиков и сослали куда-то далеко, а она осталась с маленькими детьми на руках.

И подняла — все своим бесконечным трудом и какой-то удивительной библейской кротостью. Пережила мужественно страшные годы и гибель дочки все с той же кротостью. Такой кротостью, что обе снохи души в ней не чают, как в родной матери.

И вот наконец, видим мы эту былинную богатыршу Василису Милентьевну. Вернулась из леса, маленькая, худенькая, совершенно промокшая и замерзшая. А иначе не может, как же, к детям в дом пришла, значит, кормить их надо. И все без единого слова. Хозяин с хозяйкой хлопочут, не знаю, что и делать с ней: заболеет ведь. А она от усталости даже кушать не стала, сразу на печку. Об одном только тревожится: грибы надо обработать.

И посмотрите, сколько разных эмоций вызывает ее образ у героя на протяжении всей маленькой повести. Сначала неприязнь и даже страх: грозная бабка-командирша. Потом стыд оттого, что она ждала его с рыбалки и тревожилась о нем, совершенно незнакомом человеке. Потом восхищение и какой-то благоговейный трепет перед ее героизмом от рассказа ее снохи. Потом острая жалость и тревога. Беспомощная, больная, старенькая — какая уж тут былинная героиня, ее только беречь и защищать.

Лежала два дня. На третий день встала и засобиралась домой. Внучка в первый класс идет, бабушка должна быть дома.

Должен был сын за ней приехать на машине — не приехал, дождь, дорогу размыло. И пошла она под дождем пешком. Потому что надо! Никто за нее это не сделает.

Читайте также: